Когда я был еще малолетним, в Сызрани у федосеевцев не было ученых пению певцов, но просто пели понаслышке, или, как в просторечии говорят, по напевке и на речь, то есть слова выговаривая, как они написаны: Бог Господь, и проч.; потом богатые люди захотели иметь ученых пению певцов, т. е. знающих нотное пение, или, как привыкли звать старообрядцы, ученых по нотам, или по крюкам. Они послали в Москву на Преображенское Кладбище для обучения пению одного грамотного молодого человека, Егора Широкого, который в Москве, на Преображенском Кладбище, обучился нотному пению, приобрел и нотные певчие книги; но как одному петь неудобно, то он возвратился в Сызрань не один, но привез собою из Москвы другого певца, по имени Мартына Степанова (который был после на Преображенском Кладбище за наставника). Эти-то двое певцов, Егор да Мартын, завели в Сызрани, до сих пор неслыханное там, так называемое хомовое пение. Для незнакомых с этим пением я скажу о нем несколько слов. В хомовом пении для мягкости голоса во многих местах вместо безгласных становятся гласные, т. е. вместо – о, a вместо ь – е, наприм., вместо Бог – Бого, вместо Господь – Господе, вместо Христос – Христосо, вместо наш – наше, так что в место: свят Господь Бог наш поют: Свято Господе Бого наше, в место: Христос рождается славите – Христосо рождается славите. Называют же то пение хомовым от слов, в нем часто произносимых: хомо, наприм. в ирмосе седьмом шестаго гласа: согрешихомо, беззаконовохомо не оправдихомо, ни соблюдохомо. Сызранские федосеевцы, привыкшие в изменении одной буквы против печатных книг видеть изменение веры, услыхавши в первый раз с таковым изменением пение, вместо чаемого утешения учеными певцами, пришли в смущение; по окончании моления спрашивали певцов, почему они не ноют так, как напечатано в старопечатных книгах, но вместо ставят о, a вместо ь ставят е. Певцы отвечали, что это делается в нотном пении для удобности, для выпевания всех нот. Сызранские федосеевские начетчики против этого оправдания зараз приискали опровержение из книги Псалтыря со возследованием, напечатанной при патриархе Иосифе в десятое лето его патриаршества, где в слове Афанасия Александрийского к Маркелину, в толковании псалмов, на листу 24, о пении псалмов писано сице: «обаче хранити подобает, да не кто сих мирскими красоглаголанья словесы упещряет, ниже покусится речения пременити или всячески иное вместо иного поставляти, но спроста, яко написаны суть, да чтет и поет, якоже речеся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Наконец, эти степановщины, акулиновщины, Пастуховы согласы, и множество подобных взаимно-враждебных сект раскола, в которых «что мужик, то вера, что баба – то толк», отрицание в некоторых сектах раскола начала общественности, принадлежности к обществу, отрицание нравственных начал семейной жизни, освящение таких грубых пороков, каковы напр., самоубийство, блуд и т. п. – это темная сторона нравственного и общественного развития нашего народа, плод и выражение крайней недостаточности нравственного влияния духовенства на народ и отсутствия народного просвещения и воспитания. Вот главные пункты, точки, с которых мы пытались рассмотреть русский раскол старообрядства, в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в начале XVIII. Основная мысль нашего опыта – раскрыть историческую основу раскола старообрядства, этого многосложного явления в русской истории, показать те элементы в исторической жизни народа, из которых он сложился. Предлагаемое сочинение не более, как первая попытка – раскрыть исторические причины появления и распространения в России раскола старообрядства. И издается оно собственно не для ученых специалистов, а больше для неученой публики. Потому, мы желали бы от критики не столько строгого суда о недостатке в нашем сочинении новых фактов и выводов, об его необработанности и неразвитости высказанных в нем мыслей, сколько исправления ошибок, восполнения недостатков, указания опущенных нами сторон и фактов. К сочинению будет присовокуплено, в особом приложения, несколько неизданных рукописных памятников русской жизни и литературы XVII века. «Насеял небесный Домовладыка плодовитую ниву нашей православной державы пшеницею чистого благочестия», – с глубокою скорбию говорил царь Алексей Михайлович на Московском соборе в 1667 году – «но завистливый враг, в то время, как мы, поставленные от Бога стражами над ней, дремали, всеял куколь душевредный. Куколь этот – душепагубные ныне насеянные расколы, которых тлетворное прозябение тщится искоренить чистую пшеницу слова Божия истинной кафолической веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

За такими молодыми людьми он потом зорко следил в жизни, если мог, руководил ими в их первых опытах самостоятельной ученой работы, делил с ними все радости и постигавшие их неудачи… Превосходную и вполне верную характеристику этой стороны личности покойного профессора сделал названный уже мною доцент Московской духовной Академии И. М. Громогласов, бывший некоторое время его слушателем в Московском Университете. Мы, с своей стороны, охотно и с полной готовностью подписываемся под этою правдивою характеристикою, так как на себе испытали обаяние этой светлой личности в пору своего студенчества и имели счастье сохранить личное и даже семейное знакомство до последнего времени. Юношей двадцати пяти лет, студентом 3 курса Казанской духовной Академии, я прибыл в 1881 году летом в первый раз для занятий в библиотеках нашей первопрестольной столицы. Не имея в Москве ни единой души из знакомых, не зная хорошо условий столичной жизни, я явился в Москву с сотней рублей денег и с желанием поработать в столичных библиотеках четыре летних месяца. Рекомендательные письма, данные мне в Казани бывшими сослуживцами и учениками почившего профессора открыли мне доступ в семью проф. Павлова, проживавшую в то время на даче по курско-московской дороге в селенье Воскресенском. Алексей Степанович принял меня радушно, как «земляка» и «сокашника» – эпитеты, которыми он награждал меня до самой смерти. Снабдив, в свою очередь, рекомендациями в разные московские библиотеки, и узнав скудость моих финансов, он предложил перебраться на его пустовавшую, за выездом на дачу его семьи, квартиру (дом Комлева на Новинском бульваре) и быть в ней полным хозяином. Я с глубокой благодарностью принял это предложение и тем с большей радостью, что ключи от своей богатой библиотеки он отдал в полное мое распоряжение. Днем я работал над греческими рукописями Синодальной библиотеки и мучился над хитросплетениями греческих тахиграфов, с искусством которых в то время я был весьма мало знаком, а по вечерам я искал разрешения своих недоумений и затруднений в книгах по греческой палеографии Монфакона, Гардгаузена, Саввы арх.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1488 г. трое попов подверглись «градской казни» в Новгороде (наказанию кнутом), а в 1490 г. 817 все виновные поплатились лишением санов и отлучением и только в 1503 г., под влиянием усиленных настояний Геннадия и Иосифа Волоцкого , нераскаявшиеся еретики были преданы жестокой казни – сожжению частью в Москве, частью в Новгороде, другие же разосланы по монастырям 818 . § IV В связи с ересью жидовствующих находится появление ряда памятников, имеющих иудейский характер или служивших их целям. По словам Геннадия 819 в их распоряжении были такие книги, каких не имели противники (Библия, Сильвестр, папа римский 820 , Афанасий Алкександрийский 821 , соч. Козмы пресвитера против богомилов, Дионисий Ареопагит , важный для объяснения христианской догматики, Логика 822 , Шестокрыл). Перевод Логики и космографических статей с обилием западно-русских слов и полонизмами свидетельствуют о месте их происхождения, притом с передачей еврейских слов и терминологии 823 . Шестокрыл заключает в себе астрономические таблицы, составлен. еврейским астрономом Имман. бен Иаковом, писат. XIV в. (Гурлянд, Куматяно и Описан. математич. рукоп. в Тр. Вост. отд. И. Р. Арх. общ. I866, стр. 19–21). Текст ее разделяется на шесть крыл (отсюда название). В одном сборнике за ней следует космографическая статья со ссылками на Птолемея, Евклида (Клидис) и математика, премудрого Феодосия (это, конечно, Феодосий Вионийский, писавший соч. «О сфере», за 50 л. до Р. X.), употреблявшееся как руководство и в новейшие времена (см. Уэвелл, Ист. индукт. наук, I, 202). На основании этих данных составлялись Лунники (в одной Псалт. Троицк. лавры, -XVI в. – «Лунник из Шестокрыла»), Соболевский, Переводн. литерат., 413, прим. 3. Рядом с Шестокрылом и космогр. стат. следует ст., известная под именем «Тайная тайных» Аристотеля или Аристотелевы Врата (по Стоглаву). Любопытно, что в ней есть «таблица» для гадания и об исходе боя или поединка, с наставлением, как ей пользоваться (ibid., стр. 420). Означенные сочинения в Холм. Сборн. сопровождаются и полемическими статьями против еврейства (399). В тех же западно-русских сборниках находятся и другие статьи астрологического и астрономического содержания, указывающие на большую распространенность произведений литературы жидовствующих 824 , вполне подтверждающую слова того же Геннадия и Иосифа Волоцкого , что жидовствующие «прилежали звездозаконию, чародеянию и чернокнижию». Если прибавить к этому перевод под названием «Псалтири» (древне-еврейский богослужебный сборник Махазор 825 ), Псалтири с еретическими толкованиями, бывшими в употреблении у жидовствующих (Геннадий), а некоторые присоединяют сюда и книгу прор. Даниила, допуская тенденцию в выборе и переменах текста, то можно видеть, какой материал находился в руках жидовствующих для их полемических целей и борьбы с церковными верованиями 826 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

14 ноября 1772 года последовал именной указ об открытии московских присутственных мест с 1 декабря. 25 ноября в Петербурге и Москве служили благодарственный молебен за прекращение моровой язвы. Орлов с торжеством возвратился в Петербург из своего московского гражданского похода, а между тем его положение не переставало возбуждать неудовольствие в разных гвардейских кружках. Еще в самом начале войны капитан кавалергардов Панов говорил о состоянии народном: во всех местах чувствуют неудовольствие, война начата со вредом, выведены из государства деньги и переведены в чужие государства миллионов с 8. Екатерина умна, да упряма, на что наладит, то и делает, и, кому вверится, тому и верит. Мнения дворян презрены, вино отдано откупщикам, и они одни богатятся, и у многих бедных дворян домы разоряют обысками. А ныне и совсем отнимают деревни; как дадут крестьянам вольность, кто станет жить? Мужики всех перебьют, и так ныне бьют до смерти и режут, и таких только посылают в ссылку и дают вольность, Панин с Орловым неладно живут. Товарищ его, Степанов, которому Панов все это рассказывал, спросил его: «Каков его высочество и принимает ли графов?» Панов, похваля его высочество, сказал: «Ему Никита Ив. преподает обо всем великое познание; а чтоб Орловых принимать хорошо, то не натурально: они ведь и батюшку его уходили; дай-ка ему поправиться, так отольются волку коровьи слезы. Мщения и ныне ожидать должно, потому что Панина партия превеликая и все что ни лучшенькие». В это время много толковали о наблюдениях по поводу прохождения Венеры, и один из гвардейских офицеров, Афанасьев, говорил: «Вот как Венера-то пройдет, так что-нибудь Бог и сделает: она ведь уже даром не проходит». Премьер-майор Жилин говорил, сколь надменны нынешние гг. Орловы и прочие случайные люди против прежних, причем хвалил Алекс. Григ. Разумовского и Ив. Ив. Шувалова, сколь хорошо людей принимали. Недовольные не находили фундатора для составления заговора и не знали, как приступить к делу без согласия великого князя-наследника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

«Она – питомица Воспитательного дома и много времени отдала обычной у этих людей болезни – поискам своих родителей. Отчаявшись в том, она стала упорно стремиться к созданию своей семьи. Заветной мечте не суждено было осуществиться, и она решила умереть. В одной из записок, найденных после смерти Степановой, на клочке бумаги можно прочесть, по видимому, недавно написанный библейский стих из «Песни песней»: «Положи меня, как печать на сердце твое, как перстень на руку твою, ибо сильна, как смерть, любовь…» «Покойной 21 год». «В д. Григорьева, на 6-м проезде Нового шоссе, в Марьиной Роще, застрелился сын домовладельца И. И. Григорьев.» «Личн. поч. гражд. М. А. Цветков, 48-ми лет, повесился в своей квартире, в д. Страховых, по Никольскому пер., на Пречистенке.» «В д. Пахомова, в Усачевском пер., повесился мещ. А. Афанасьев, 51 года». «Во дворе Николаевского вокзала отравился уксусной эссенцией кр. В. А. Творыксаников. Доставленный в Старо-Екатерининскую больницу, Творыксаников умер». «Вчера, ночью, на Сретенском бульваре зарезался ножом кр. Кузнецов, 18-ти лет. При покойном оказалась записка, с обычной просьбой – в смерти никого не винить». «В д. Кононовой, по Мейеровскому проезду, 18-летний сын домовладелицы, покушаясь на самоубийство, выпил нашатырного спирта». «В ночь на 29-е ноября на Кокоревском бульваре дворянин Л. А. Таланов, 21-го года, выстрелом из револьвера, нанес себе рану ниже сердца». «Служащий в булочной Филиппова, на Тверской, кр. Андрей Кусков и т. д....» И все это в один день и в одной Москве!   8 «Приложением» эта часть статьи названа потому, что она была написана после прочтения лекции, так как и самые произведения Боборыкина и Горького которые в ней излагаются, напечатаны были позже 2 Дек. 9 Напечатана в «Ежемесячных литературных и популярно-научных приложениях» к Ниве за 1912 год, в октябрьской (193–216 стр.), в ноябрьской (349–376 стр.) и декабрьской (547–574 стр.) книжках. Читать далее Источник: Туберовский А. М. Сладость бытия: (Против самоубийства)//Богословский вестник. 1913. Т. 1. 2. С. 223-249; 3. С. 532-567. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

С своей стороны М.Грек держится эклектического направления, пользуясь всеми тремя способами объяснений. § IX При переводе Толковой Псалтири, Максим Грек в некоторых случаях отступал от бывшего тогда в употреблении славянского текста псалмов. Кроме того, в его переводе встречаются слова и обороты народной речи, которые, конечно, должны быть приписаны его помощникам 718 . Другие исправления относились к грамматическим формам 719 . Максим Грек усердно занимался своим переводом, так что, по выражению его, не имел времени дышать, будучи поглощен трудом «переведения псалтири» 720 . И в послании к вел. князю 721 он сознает всю трудность предприятия происходившую или от самого переложения с греческого языка, или от того, что книга, с которой он переводил, не совсем была исправна (время повредило или неведение писарей растлило). Он прибавляет, что «где возможно было нам, пользуясь книгами, или по собственному разуму исправить», то он исправлял и, в противном случае, оставлял так, как в книге. В предисловии к 12 псалму Афанасий говорит: этот псалом пророк поет, находясь в раскаянии о встретившемся, а следовало бы написать о грехе, ибо что может быть общего между покаянием и встречающимся? Ведь не в том, что встречается с кем-либо должно каяться, а в том, кто согрешает пред Богом и людьми. В другом случае (36 пс., ст. 14) некто, объясняя указанное место, говорит, что Давид был убит своим мечем, но это не только ложно, но и не согласно, с истиной, ибо мы знаем, что Саул сам напал на свой меч, который обнажил против Давида, и умер. Много подобных неправильностей встречается в разных местах по всей книге, которые перечислять теперь нет надобности, а только следует сказать, что многие подобные места получили приличное исправление. Но так как в числе участвовавших в переводе нашлись лица, которые стали упрекать Максима за его исправления, то он представил примеры своих поправок и показал, что он в настоящем случае руководствовался «не дерзостью, или гордостью, но ревностью всего лучшего и любовью к истине».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Бояре задерживали народные челобитные. В приказах судных не было правосудия, а к царю простой народ не допускали. Все это вызывало громкий челобитный вопль земства, а за воплем – недовольство, раздражение и восстания. Вопияли, вопияли, таким образом, земские люди и на земских соборах, и в общинно-областных земских, и в частных челобитных. He услышали они жалованного слова; не получили успокоительного ответа на свои челобитные; не получили правильного, цельного и прочного земского строенья. И вот, вследствие разъединения, разделения государева и земского дела, вследствие нестройности, неладности земского устроения, – в земстве произошел разлад и раскол. Начались народные движения, бунты, ознаменовавшие царствование Алексея Михайловича и почти всю вторую половину XVII-ro столетия. Весьма многие земские люди с этого времени часто «государеву указу и повелению учинялись противны, и, преступив его крестное государево целование, про него, великого государя, износили непристойные речи, чего и помыслить страшно, и его государев указ ни в чем не слушали..» А там, далее, уж глухо слышалось страшное слово: «Антихрист!» Взбунтовались сначала в Москве земские люди всею землею. «1648 года месяца мая в 25-й день – сказано в дворцовых разрядах, – грех ради наших учинилося междоусобство от земских людей: просили у государя Земского приказа судью Леонтья Степановна сына Плещеева, и государь указал им Леонтья Плещеева по их по прошенью отдать, и они междоусобством учинялись быть в непослушанье, а Леонтья Плещеева убили, и Посольского приказа думного дьяка Назарья Чистого убили, и домы их разграбили, и иные многие боярские домы, и стольников, и гостиные разграбили. И на завтрея, мая в 26-й день учинилась большая смута, и учали всю землею просить у государя убить окольничего Петра Траханиотова. И Петра Траханиотова велел государь им отдать, и они на площади Петра казнили.» Разъяренный народ останавливал самого государя на поезде, схватывал за узду его лошадь, держал царя за пуговицы и кричал: «На кого же нам надеяться, как не на тебя, царь!» От разъяренности массы, – по словам Котошихина.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

б) Собрание в 87 глав (Collectio LXXXVII Capitulorum). В рукописях этот сборник называется: Постановления из новелл блаженной памяти Юстиниана, изданных после Кодекса. Этим заглавием точно определяется источник, из которого заимствовано содержание сборника. Сборник составлен из 12 различных новелл, а именно: 6, 5, 83, 46, 120, 56, 57, 3, 32, 131, 64 и 123 по счету сборника 168 новелл. Большая часть глав заимствована из 123 новеллы, именно с 28 по 85 главу включительно. На основании заметок в некоторых рукописях полагают, что этот сборник составлен Иоанном Схоластиком в качестве дополнения к изданному им собранию церковных правил в 50 титулов. Из приведенного выше заглавия сборника видно, что этот сборник составлен Иоанном Схоластиком после смерти Юстиниана ( 565), когда Иоанн Схоластик был уже Константинопольским патриархом. в) Collectio constitutionum ecclesiasticarum или Collectio tripartite. В рукописях заглавие этого сборника след.: Собрание сказанного в кодексе, дигестах и новеллах об епископах, клириках, монахах, о священных предметах, также об иудеях и еретиках. Этим заглавием указывается в общих чертах содержание и состав сборника. Он состоит из трех частей. Первая часть разделяется на 13 титулов и содержит в себе первые 13 титулов первой книги Кодекса Юстиниана в сокращенном изложении неизвестного автора – по одним юриста Анатолия, по мнению Цахариэ-Стефана младшего, с присоединением к каждому титулу паратитл, содержащих указания параллельных месте. Вторая часть, разделяющаяся на шесть отделов с особыми заглавиями, содержит в себе извлечения из институций Юстиниана в сокращении неизвестного автора и отрывки из дигест в обработке Анонима. Третья часть в трех главах воспроизводит буквально первые три титула сокращения новелл Афанасия Эмесского. В большей части рукописей в прибавлении к сборнику помещены четыре новеллы императора Ираклия. По всей вероятности, составителем этого сборника был автор Синтагмы в XIV титулов. Основание для такого предположения находится в предисловии к Синтагме. Здесь автор Синтагмы замечает, что в особой части своего труда он поместил сборник законов по делам церковным, в котором содержались, кроме постановлений императорских, еще извлечения из сочинений ученых юристов. Такая характеристика сборника как раз подходить к сборнику, о котором у нас речь. По крайней мере неизвестно доселе еще другого сборника государственных законов по церковным делам, в котором бы содержались и извлечения из сочинений ученых юристов т. е. из Дигест. 19. Номоканоны

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Обними Мальцова 46 , кланяйся Соллогубу. Твоё примечание о том, что ты ещё не сошёл с ума, не совсем меня успокаивает и я даже хочу всегда у тебя спрашивать, как Персияне: здоров ли ваш мозг? Прощай, любезный друг, будь здоров и помни тебя любящего А. Хомякова. Présentez, je vous prie, mes respects à madame votre mère. Если только будешь мне отвечать, как я надеюсь, то пришли в наш дом к служителю Афанасию Ефимову для доставления и проч., потому что я сам не знаю куда еду; может быть, на Кавказ. 6. Февраля 19 дня (1833). Москва Любезный друг. Не знаю, был ли ты именинником третьего дня или нет; на всякий случай с прошедшим днём твоего ангела поздравляю тебя и мысленно присоединяю к поздравлению все обычные желания, который ты можешь дополнить без большего усилия воображения. Герке на днях говорил мне, что ты хорошо продал хлеб в деревне; это мне напоминает твой хозяйственный вопрос: «как следует жениться?» и к обыкновенным именинным желаниям я охотно прибавил бы ещё одно лишнее. Ты теперь должен быть и счастлив, и доволен. Живёшь в Петербурге, а ведь это твой рай (maudit Pétersbourgeois que vous êtes!), и матушка к тебе приехала. Если ты действительно был именинником, то передай моё поздравление твоей почтенной матушке, которая, я надеюсь, не рассердится за лишнее желание. Между тем как ты в Петербурге катаешься как сыр в масле, тебе и не грезится, что я провёл самую пасквильную зиму, какую когда-либо проводил. Вообрази себе, что я головой был болен в деревне целый месяц так, что ни работать, ни писать, ни даже думать ни о чём не мог. Даже чтение не всякое мне было возможно. Сенковский уже был для меня слишком глубокомыслен. Полевой уже совсем не под силу, и только Греч да Булгарин могли приятно занять мои досуги. Каков я был! Потом пустился в невольные разъезды и во всю зиму провёл в Москве едва две недели в разные сроки. Как на смех, морозы были в 30 градусов и ухабы как Альпы (excusez l’hyperbole!). Представь же себе положение человека, беременного Ляпуновым (и это самая трудная изо всех моих беременностей), прибавь чёртовы хлопоты по хозяйству и разные неприятности, и ты будешь иметь ещё слабое понятие о моей досаде на то, что Ляпунов 47 , почти foetus, embryo, ничто! Едва начинает облекаться стихотворной плотью. А я хотел постом быть у вас! Проект мой отправился к черту. Пожалей обо мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010