был специально командирован строитель подворья Д. Д. Смышляев. Предложенная постановка диванов-кроватей в номерах 3 разряда, по справке с местными ценами, оказалась «слишком дорогой», и диваны были заменены железными кроватями. Изменения потребовались и в самом плане построек. В 1887 году, 27 мая, Д. Д. Смышляев просил дозволения вывести вторые этажи над столовой, буфетом и гостиной 1 разряда с целью устроить библиотеку сочинений о Палестине, причем Д. Д. жертвовал и свою библютеку по палестиноведению и музей палестинских древностей. Разрешение последовало, и на эти изменения ассигновано было 380,000 франков. В 1888 г. работы продолжались, но были все еще далеки от конца. Посетивший в этом году Иерусалим В. Н. Хитрово , в письме от 6 июня 1888 года, дает о подворье весьма утешительные отзывы. Фотографии, постоянно присылавшиеся в Общество и наглядно говорившие его членам о росте воздвигаемых сооружений, по словам его, «отчасти дают о нем понятие. Скажу одно, что оно далеко лучше фотографий. Сожалею об одном, что Великий Князь не увидит их вполне оконченными. В день нашего отъезда в Назарет в них поместилась первая на них паломница графиня Путятина, чему я крайне был рад и доволен». В новом подворье Д. Д. Смышляев устроил временную столовую для деятелей палестинских школ, съехавшихся на съезд в Иерусалим, а затем и сам перебрался сюда же на постоянное жительство. Но в общем работы на постройках шли медленно, ввиду недостатка тесанного камня, некоторых неблагоприятных атмосферических явлений (отсутствие дождя), а главным образом благодаря частым столкновениям и неприятностям с консулом Д. Н. Бухаровым, много мешавшим правильному ходу построек. Окончание наших построек предположено было завершить к паломническому сезону 1889 года. «Получил ваше письмо от 20 июля, – писал Д. Д. Смышляев М. П. Степанову, – но успокоюсь, когда Бухаров точно уедет отсюда в Стокгольм, а пока он здесь, от него много еще можно ожидать дурного. Вообще я очень выбился из сил, а потому только дождусь Великого Князя, а потом прошу уволить меня от должности уполномоченного Общества в Иерусалиме, ибо не имею больше сил продолжать борьбу с врагами...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Н. Тимофеева, Д. Д. Смышляевым достигнуто было соглашение, чтобы лодочники с каждого паломника взимали определенную плату по 25 к., а фургонщики, перевозившие в прежнее время до открытия железной дороги багаж и богомольцев, брали за дорогу до Иерусалима 1 р. 75 к. Общество вошло потом в переговоры с г. Тимофеевым о включении указанных плат в стоимость паломнических книжек, при соответствующем увеличении цен этих книжек. Вызывавшие уже давно нарекания и сопровождавшиеся, как мы знаем, материальным ущербом для наших особенно бедных паломников почтовые сообщения с Иерусалимом были 1885 году урегулированы значительно к лучшему. «Положение почтовой части в Иерусалиме, как сообщил нам еще д-р Елисеев, находится в безобразном виде, и поэтому еще в Одессе, – писал В. Н. Хитрово М. П. Степанову 21 ноября 1884 года, – пришлось обратить на нее внимание. Откровенно скажу, что знакомство с ней привело меня к грустному сознанию, что часть эта, еще хуже, чем я воображал. Оказывается, что все денежные пакеты (вопреки самым элементарным понятиям о почтовых началах) не принимаются иначе русским обществом от одесской почтовой конторы, как по поверке (через взрезание конверта) наличности денег и затем открытый пакет с деньгами так и путешествует до Иерусалима. Очевидно, что это одно уже подает повод ко всем возможным злоупотреблениям, не говоря о том, что тайна почтовая, долженствующая быть неприкосновенной, нарушается самым официальным образом. Милейший В.Ф. Кожевников ничего не нашел лучше, как вообразить, что все дело заключается в том, чтоб иметь своего чиновника в Иерусалиме для раздачи денежных писем, и затем начался торг (по-моему неприличный) между консулом и русским обществом о содержании этого чиновника: первый требует 120 турецких лир, а второй дает 40 наполеонов. Мне кажется, дело вовсе не в большем или меньшем количестве денег, а в самом порядке. Консул отвечает за своего чиновника и поэтому, в случае жалобы на него, понятно, старается его, а тем самым и себя, выгородить, жалобы же на его чиновника приносятся нашими паломниками, в большинстве случаев безграмотными, – консулу, который может его немедленно выпроводить.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Строящееся русское подворье хотя и серьезно интересовало В. Н., но так как к приезду Великого Князя оно никак не могло быть готово, то естественно все свое внимание он сосредоточил на своем детище – на школах Общества, потому что теперь впервые, можно сказать, он видел эти школы уже в полном ходу и, следовательно, только теперь имел возможность судить об их успехах и о правильности их постановки. Еще будучи в Одессе, он вошел в сношение с А. И. Якубовичем, служившим на пароходе «Чихачев» лекарем, и, ввиду «благоприятного впечатления и считая его скромным, тихим, очень не глупым, с желанием сделать что может», принял его на службу Общества в качестве учителя открываемой школы в Назарете для приходящих детей, с жалованьем 200 франк., а его жену – фельдшерицей, с жалованьем в 50 франков, и заведующей амбулаторией для больных учеников школ Общества. В Бейруте, после встречи с Д. Д. Смышляевым, В. Н. Хитрово отправился прямо в школу М. А. Черкасовой и свои восторженные впечатления от этой школы изложил в письме к М. П. Степанову. «Я, – писал В. Н. Хитрово , – ехал с известным предубеждением, но, милый друг, что я увидел превзошло мои ожидания. Было часов 8 утра. Марья Александровна оказалась в церкви, дверь заперта, на дворе 2–3 девочки, ранние ученицы. Сели и мы на привалинку (sic), подходят девочки. У одной вижу знакомый переплет с крестом. Вот и прекрасно. Не будем терять драгоценного времени. Развертываю книгу – русское Евангелие. Умеешь читать? – спрашиваю девочку. – Умею, – отвечает. И без запинки читает целую страничку. Я даже диву дался. Между тем приходит Марья Александровна. Пока пили кофе, мы бранились, т. е. она высказывала свои гриефы, я – свои. Но вот позвонили к молитве, значит, все дети собрались. Мы отправились в классную. Я просил М. А. не делать экзаменов, а вести класс, как в обыденный будний день. Детей набралось до 120. Довольно сказать одно, что из 120 девочек – 20 читают по-русски, переводят с русского на арабский и с арабского на русский, конечно, с запинками, но с незначительными; группы, разделенные на 4 класса, находятся во всех стадиях от приучения креститься и изучения арабских молитв до вышеприведенного старшего класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Что же делать?» По поводу этой предполагаемой поездки В. Н. Хитрово в Палестину мы имеем другое любопытное письмо, адресованное им к интимному своему другу архимандриту Леониду. «Скажу вам по секрету, – писал он 15 октября 1884 г., – что если Богу будет угодно, то в январе думаю двинуться в Святую Землю. Положение Никодима в Иерусалиме с каждым днем становится хуже и уже не я, а он желает меня видеть и переговорить, насколько можно ему опереться на наше Общество. Так отчасти сбывается мое предчувствие, что настанет время, когда он убедится, что единственно расположенным к нему и патриархии человеком в Петербурге окажусь я. Но странное чувство овладевает мной с тех пор, как начались переговоры о моей поездке. Что мне в Иерусалиме быть хочется – это вы знаете, но ехать туда со светскими делами как-то претит моей душе. Кто возвратит и кто даст мне впечатления первого моего пребывания в святом граде, где я в оном был, как простой поклонник. Да будет воля Божия! В Палестинском деле смотрю я на себя, как на орудие в руках Божиих, и благодарю Его за сие, и потому глубоко верую, что если путешествие удастся, то Его святая воля». Третья поездка в Иерусалим Василия Николаевича с супругой состоялась, как и было предположено, в декабре месяце. Несмотря на позднее время года, когда на море господствуют частые бури, опасения морской качки, трудно выносимой им и его спутницей, не оправдались. Василий Николаевич на этот раз делал свой путь в Святую Землю «длинным круговым рейсом» при благоприятной сравнительно погоде. Цель такого «утомительного 23-х дневного пребывания почти безисходного на пароходе», по словам В. Н., заключалась в том «нарочно, чтобы познакомиться с путем наших паломников». «Результаты этого трех с лишком недельного пребывания, признавался он в обширном письме от 23 декабря 1884 г. к М. П. Степанову, не прошли бесследно. Я перезнакомился почти со всеми паломниками, а их с нами ехало до 200, и, откровенно сказать, полюбил этот темный безответный люд еще более. Сколько нужды, лишений, и сколько веры и любви! Что мы в сравнении с этими добровольными страстотерпцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Можно было полагать, что дело приобретения участков рухнет, но тут лично вступился в дело г. наказной атаман и бакша калмыков Микулинов переменил отношение к сему делу и, лично побывав в декабре 1895 года у высокопреосвященного, отказался от своих претензий и обещал свое содействие к приобретению участков земли. В начале 1896 года дело было решено в пользу комитета: г. наказной атаман уведомил высокопреосвященного Афанасия двумя отзывами, что он сделал распоряжение об отводе под постройку храма при Гремучем колодце площади в квадр. саж., именно 4 дворовых места под 121, 122, 103 и 104, из коих первых два места, за кои бакша хотел взять 100000 рублей, безвозмездно, а последние два – с выкупом находившихся на них построек, принадлежащих двум калмыкам, по добровольному с ними соглашению за 2,900 рублей, каковая сумма и была уплачена. Впоследствии пришлось уплатить еще 140 рублей за небольшие постройки, находящиеся на участках 121 и 122. На укрепление купленных комитетом дворовых участков под 103 и 104 было испрошено ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение, каковое и воспоследовало 29-го марта 1897 года. Для необходимых распоряжений по постройке будущего храма составлено попечительство в станице Великокняжеской, под председательством окружного начальника Сальского округа, войскового старшины Вл. Ив. Лапина при казначее, священнике Вл. Проскурякове и делопроизводителе, псаломщике Левченко, уже во время осмотра комиссией места под постройку храма, собравшем 406 рублей и расположившем многих благотворителей к пожертвованиям на сие св. дело. При попечительстве была образована строительная комиссия. Попечительство занялось сбором денег, каковой помимо сего был учрежден и со всей епархии чрез о. благочинных. Епархиальным архитектором Злобиным был составлен план и смета на 25709 руб. 61 коп., не считая ограды, иконостаса и колоколов. Постройка была поручена по контракту, заключенному 22-го октября 1896 года, подрядчику Павлу Иванову Филатову. Общество калмыков Платовской станицы уступило, по настоянию Окружного сельского начальника г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Крестьяне жаловались преосвященному еще в 1739 году; тот назначил следователя, духовных дел старосту попа Федора Бокова, но поп по свойству с протопопом следствия не произвел. В 1740 году жаловались в Синод; но как только протопоп узнал об этом, то по согласию с воеводою и подьячим подал в канцелярию прошение, что крестьяне ему ослушны, вследствие чего забрали их человек 40 и били плетьми, приговаривая, чтоб на протопопа нигде не просили. Подали вторичную жалобу в Синод, и опять ничего не сделано; а протопоп берет их сыновей, женит насильно на купленных своих женках и держит у себя как купленных холопей; а подушные платят за них крестьяне, многих крестьянок мучит в доме своем тяжкою работою, требуя взяток: а священник Василий Степанов берет из деревень девок и женок молодых и держит у себя по месяцу, забыв страх Божий, имея законную жену. Синод еще в 1753 году освободился от своего обер-прокурора князя Якова Шаховского, который был сделан генерал-кригскомиссаром на место Степана Федоровича Апраксина. Место Шаховского в Синоде занял Афанасий Львов, который так неловко вмешался в дело своих родственников и своего прикащика против Сафонова. В описываемом году Синод получил из Сената очень неприятную для него бумагу. Сенат потребовал ведомостей: 1) Сколько в каждом монастыре положено быть монахов и сколько на них определено порций? 2) Сколько из этого наличного числа монахов убыло и притом сколько их порций осталось? 3) Ныне на тех порциях отставных штаб-, обер – и унтер-офицеров и рядовых сколько содержится? Синод отвечал, что ведомостей прислать не может, ибо положение о монахах, составленное в прежде бывшем Монастырском приказе (если только такое положение было), вместе с прочими делами бывшей Коллегии экономии сгорело в московский пожар 1737 года. За этим следовала длинная жалоба на недостаток в содержании монастырей; если и бывают остатки от доходов, то не всегда и не во всех монастырях, истрачиваются в другие годы в случае нужды за хлебным недородом. «И тако за оным винословием тех остатков действительно и утвердительно, чтоб всегда могли быть в своем совершенно достаточном и единственном сос тоянии, почитать отнюдь не должно и невозможно», – говорилось в ответе Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В его доме по-прежнему останавливались изгнанные монахи и репрессированные священники. Любили ходить к нему и нищие; Анастасия Степановна их кормила. 24 декабря 1943 года Егор Егорович был арестован сотрудниками 2-го отдела УНКВД. Причиной ареста и основанием для обвинения явились показания ранее арестованного иеромонаха Дамаскина (Жабинского) , очень часто бывавшего у него в доме, и собранные после этого агентурные сведения. Егора Егоровича обвинили в антисоветской деятельности, участии в работе контрреволюционного подполья, нелегальном сотрудничестве с епископом Василием (Преображенским) , в проведении нелегальных религиозных обрядов. Он был допрошен шесть раз. Следствие длилось 11 месяцев, а допросы - от двух до шести часов. Но ни в какой форме не согласился Егор Егорович приписать себе проведение антисоветской деятельности. " В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Ни в какой антисоветской организации церковников я не был и антисоветской пораженческой агитации не проводил, клеветы на руководителей советского правительства не высказывал, ничего плохого против соввласти не говорил и фашистскую Германию не восхвалял. Я говорю правду и еще раз подтверждаю, что никакой антисоветской работы не проводил, и соработников у меня не было. Я говорю правду и больше мне говорить нечего, так как никакой антисоветской деятельностью я не занимался. Виновным себя ни в чем не признаю " , – свидетельствовал он на каждом допросе. Не назвал он также никого из своих знакомых: " Близких знакомых у меня нигде нет " . Следствие настаивало: - Кто такая Анна Федоровна, проживающая по адресу: г. Загорск, Горбушинская, д. 18? - Я не знаю. - Адрес записан вами, почему вы не знаете своих знакомых? - Да, адрес записал я, но не знаю, зачем его записал, и кто такая Анна Федоровна, сказать не могу. - Назовите церковников, с которыми вы вели антисоветскую работу. - Таких знакомых у меня нет, так как антисоветской работы я не проводил. Когда встал вопрос о епископе Афанасии (Сахарове) , Егор Егорович, не скрывая того, что всем известно, предложил версию, полностью скрывающую подлинную историю и содержание дорогих ему отношений:

http://drevo-info.ru/articles/13677214.h...

От еже бо зреть само и онамо, и еже с вниманием послушать гласы неподобные мирские, и еже сматрять лица 1360 женского с прележанием и описывать та в сердце и в мысли своей, рождаются в сердце иноку помыслы сквернения: от сего бо и падения бывают невнимательным инокам. Аще ли кто и падения телесного убежит, но ум осквернится и сердечная сила, по Господнему слову: «весь возревый на жену, еже похотеть ей, уже прелюбы сотвори с нею в сердце своем». Отсекать убо достоит коренье злое, и уведа ют греховные отрасли; объядения же и пития лишнего, и сия многа, достоит удаляться истинному иноку, не хотящему впасть в скверные помыслы: от помыслов бо скверных падения бывают, внегда кто помыслы свои не исповедует наставнику своему. А еже во сне соблажнение многих ради вин бывает: 1) еже судить искреннего, сиречь брата своего, еже есть грешно; 2) от высокоумия и гордости, и то такоже; 3) от многоядения и пития, томуже прилично; 4) от естества – безгрешно убо, обаче скверна именуется; 5) от слабости телесные и болезни некие; 6) от зависти, бесовских: сия убо разделяются рассудительными святыми Отцами. Еже осуждать брата своего в коем любо грехе, – престать от осуждения и покаяться с исповеданием. А еже выситься в некоторых исправлениях и гордостью подниматься – зло се есть, понеже убо и бес высокоумия ради отпаде славы Божьей. Такоже паки объедаться и напиваться иноку и спать без меры велик стыд приносит. А еже по естеству, или паки от слабости телесной, почасту и от зависти бесовской – безгрешна убо суть, но святыми Отцами правило указано и положено есть: егда сие прилучится, встать в тот час и с умилением припасть к Богу моляся, и уставленное правило о сем исполнить, и к наставнику своему прийти, и с умилением припасть, благословение и прощение прося о прилучившимся искушении и соблажнении; и в тот же день ни креста своего целовать, ни в алтарь входить, ни святых икон целовать, ниже кадить, ни доры имать, ниже хлеба Богородичного, даже 1361 до наставшей ночи, срачицу же свою измыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Но голос простого народа в общественных делах со времени империи постепенно ослабевал в пользу курии. К концу третьего христианского века народные комиции, выражавшие участие народа в общественных делах, по заявлению исследователей римского государственного быта, почти совсем прекратили свое существование (Бердников. Госуд. пол. рел. 271). Это явление в жизни гражданской общины не могло не отразиться и на жизни церковной. Правда, в IV веке еще встречаются упоминания об участии городского плебса в избрании епископов, как показывают рассказы об избрании Афанасия Александрийского и о других случаях. Но видно из этих же рассказов, что уже и в церковной сфере считали неуместным опираться в выборах на воле этого плебса, а признавали более правильным следовать голосу высшего городского класса – курии. Вот это-то жизненное тяготение практики выборов кандидатов в епископы к новому строю ведения дел в городском управлении и дало императору Юстиниану основание возвести эту практику в государственный закон, придав ей в законе некоторую новую формулировку. Закон императора Юстиниана о порядке выбора кандидатов в епископы надобно считать результатом совокупного влияния тогдашних условий церковной и гражданской жизни. Это совокупное влияние можно видеть в самом содержаний установленной Юстинианом нормы. В ней избрание усвояется не городской курии, которой принадлежало право избрания жрецов по обычаю городского уклада во времена язычества, и не городскому народу или пастве епископа в полном её составе, как бы следовало по духу церковной дисциплины, а особому избирательному собранию, состоящему из местного клира, представителя иерархического начала в местной пастве, и из лучших граждан – представителей городской курии. Еще несколько слов о термине πιτρπειν, который также имеет известное значение для уяснения смысла 13 правила Лаодикийского собора. В древних церковно-исторических памятниках словом πιτρπειν обозначалось напр. поручение епископом священнику прихода в заведывание и управление (Игнатий Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

степень, а если в какой-либо большей степени внидет, да извержется и в первом да устроится; кроме того, Вальсамон 18-е правило св. Апостола толкует так, что чтецы, если вступили во 2-й брак прежде поставления, прощаются, но не допускаются ни в какую высшую церковную степень; посему Консистория заключила, что пономарь, вступивший с вдовою в брак с дозволения епарх. начальства и уже по определении на должность причетника, может оставаться в духовном звании, а также при занимаемой им пономарской должности. Преосвященный Казанский (Афанасий), представляя это мнение на усмотрение Св. Синода, объявил, что оное им – преосвященным утверждено, потому что пономарь вступил в брак со вдовою не самовольно. – Сообразив вышеизложенное мнение Казанского еп. начальства и признавая оное правильным и соответствующим смыслу церк. Узаконений, Св. Синод определяет: причетника, вступившего в брак со вдовою после уже назначения его в причетническую должность, оставить в духовном звании и при занимаемой им должности». – Не угодно ли Вам заметить, что на Вальсамоновом мнении здесь основывается решение и епархиальным начальством и Св. Синодом. Если не ошибаюсь, это дело Вам известно и при Вашем наставлении было двигано. – А вот ещё б) отрывок из протокола Св. Синода самого новейшего времени, именно 12 марта 1874 г. 332): по соображении с правилом 9-м св. Василия В. и с толкованием сего правила по Кормчей Книге, на которые сделана ссылка в прошении полковника NN, оказывается, что в сих положениях изъяснён бывший обычай, уже отменённый, как сказано в конце толкования; по действующему же ныне узаконению (Уст. Конс. 256) обязанное супружеством лицо, обличённое в прелюбодеянии вследствие бракоразводнаго иска другого супруга, осуждается на всегдашнее безбрачие». Вот Вам самое новое свидетельство об употреблении и толковании Славянской Кормчей. Проситель ссылается на толкование, и Св. Синод не отвергает толкование как не действующее, а разъясняет его истинный смысл. – Не для Вас, а для вызванных Вами судей (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010