Гага – 1) утка, 2) лентяй, зубоскал Гагара, Гагарины : кн. Михаил Иванович Гагара Голибесовский-Стародубский, первая половина XV в.; от него – князья Гагарины [см. Бурнаш, Ветчина, Косарь, Курака, Одинец, Полный, Постный, Поярок, Се ченая Щека, Турик, Шемяка] Гагара – 1) водяная птица и 2) весельчак, зубоскал [Ср. Гага] Гагра Иван, крестьянин, 1545 г., Новгород Гадало Иван, крестьянин, 1556 г., Новгород Гайдуков Тимофей, посадский человек, 1664 г., Вязьма Гайно , крестьянин, 1545 г., Новгород Гайно – гнездо, логово зверя Гайтуров Гаврило Степанович, 1556 г., Кашира Галах, Галаховы : кн. Петр Владимирович Галах БычковРостовский [см. Бычек], 1500 г.; Нефед Галахов, 1537 г., Кострома; Андрей и Иван Афанасьевичи Галаховы, 1597 г., Рязань Галах – пустырник, трава Галаш , крестьянин, 1545 г., Новгород Галат, Галашко, Галахно, Галах – от христианского имени Галактион Галины-Афанасьевы , мелкие землевладельцы, XV в., Переяславский уезд Ср. гал – блевота; галить – блевать, тошнить Галка, Галкины : Агафья Галка, холопка, 1595 г., Новгород; кн. Иван Иванович Галка Хохолков-Ростовский [см. Хохолок], вторая половина XVI в.; Нефед Андреев Галкин, подьячий, 1613 г., Москва Галуза см. Голуза Галуй Никита Артемьев, 1498 г., Новгород Гам Семенович Тыртов [см. Тыртов], первая половина XVI в.; ср. в роде Тыртовых прозвища: Зук [см. Зук], Шум [см. Шум] и Мир [см. Мир]; Гамовы, помещики, конец XVI в., Белев [см. Беркут] Гам, гамон – шум Гамзов Андрей, начало XVI в., Новгород Гамза, гомза, гобза – денежный кошель; гамзать – гнусавить (Даль) Гангопя Григорий Иванов, крестьянин, 1564 г., Олонец Ганик Андрей, крестьянин, 1627 г., Белев Ганусов Отто, пушкарь, иноземец, 1565 г., Казань Ганус – Иоганн, Иоганус Ганюков Алексей Гаврилов, солевар, 1583 г., Двина; Айдар [см. Айдар] Ганюков, толмач Посольского при каза, 1614 г. Гарман, Гармановы : Гарман, крестьянин, 1545 г., Новго род; Иван Гарманов, душеприказчик Марьи Мирославин, 1535 г., Медынь; несколько Гармановых, помещики, 1568 г., Ярославль Гарман – молотьба хлеба на току катками (Даль)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Он был человеком со стержнем Памяти Бориса Лапченко Валерий Кириллов   00:15 19.02.2022 1142 Время на чтение 9 минут Фото: Б.Лапченко на встрече с читателями, нач.2000-х.   Не стало Бориса Степановича Лапченко, поэта, писателя, публициста, общественного деятеля. Познакомился я с ним в начале 70-х, когда работал литературным сотрудником районной газеты «По пути Ильича». Наши журналистские дорожки пересеклись в деревне Торопаца, в то время центра совхоза «Глубокое». Это была поучительная встреча: я увидел, как дотошно, вдумчиво, основательно «брал материал» опытный мастер. «Он был Божий человек, преданный Богу праведник» Судьба увела меня в Нелидово – редактор районной газеты,  затем в Калинин – редактор областной молодежки «Смена», редактор «Калининской правды». Борис Лапченко в то время уже был собственным корреспондентом «Литературной России». Изредка встречались в Калинине (Твери). А когда определились на вольные писательские хлеба, встречаться стали гораздо чаще. В Андреаполе, Торопце, на празднике фронтовой поэзии в Борках под Великими Луками. Там находится музей имени Ивана Афанасьевича Васильева, с которым долгие годы Б.С. Лапченко совместно «собкорил» в «Калининской правде». Однажды, на моем юбилее, я  был поражен, услышав, как замечательно он поет.  Не зря говорят: талантливый человек талантлив во всем.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/18/...

А.С. Пушкин — гениальный во всем, совсем недолго редактируя «Современник», заложил в русской журналистике невероятно высокую меру для творческого уровня руководителя издания. Многие великие русские классики с мipobымu именами в качестве главных редакторов повременных изданий часто не соответствовали этой пушкинской мере: грешили узостью, вкусовщиной, «партийностью»; мере, которую вместе с тем достигали литературные таланты попроще, но более тонкие и благодарные ценители самобытных и многоразличных проявлений Русской Мысли, Русского Слова, Русского Гласа и чаяний Русского Читателя. Среди таковых самородков царского времени можно назвать М.Н.Каткова, А.С.Суворина, И.Л.Тузова, И.Д.Сытина… За советский период вспоминаются именно в таком их уникальном достоинстве главных редакторов журналов и газет — К.М.Симонов, А.Т.Твардовский, академик, историк М.Н.Тихомиров («Вопросы Истории»), академик, физико-химик И.В.Петрянов-Соколов («Химия и Жизнь»), сейчас почти забытый главред «Правды» в 1976–1992 годах философ В.Г.Афанасьев… Такие люди с особым великодушием могли без малейшего даже внутреннего колебания публиковать своих идейных противников, представителей чуждых лично им течений в политике, литературе, искусстве, культуре, науке и совершенно политически «неудобных» авторов, ценя в своих авторах в первую очередь талант и самостоятельность. Вот к плеяде таких руководителей средств массовой информации, по моим многолетним наблюдениям, по опыту тесного творческого общения, принадлежит А.Д.Степанов — подлинный собиратель научных, политических и литературных талантов Земли Русской. В нашу огнедышащую эпоху мне неведомы даже ближайшие судьбы мipa, но если Господь Бог заступничеством Царицы Небесной продлит века человечества, лично я убежден в том, что и через сто, и через двести лет в учебниках по истории российской журналистики, по истории отечественных средств массовой информации А.Д.Степанова будут вспоминать как выдающегося организатора информационного процесса в эпоху тяжелейшего выхода России из системного кризиса и нового мобилизационного рывка. Ни в малейшей степени не обладаю прозорливостью и сужу об этом лишь на основании своих знаний прошлого отечественной печати, сопоставляя деяния ушедших в мip иной с уникальным качеством современного дела А.Д.Степанова.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/04/08/rn...

— Доживем мы еще до трубного звука, а? Дождемся? Ах, дожить бы, мальчик мой дорогой, доктор дурацкий! Плохо поживает мой скот “Здравствуйте! Как Вы поживаете? И как поживает Ваш скот? Это папа мне процитировал из Вашего письма. Здравствуйте, дрянной, самовлюбленный и совершенно мне посторонний Владимир Афанасьевич Устименко! Знаете, почему я Вам пишу так свободно, будущая знаменитость? Потому что никогда не отправлю это письмо, так же как и все другие, написанные Вам, много-много всякого, что было у меня на душе. И не только тут лежат письма, адресованные Вам, и даже с марками, но и дома, на улице Красивой, я и оттуда Вам писала, мое солнышко, мой дурачок, обидчивое мое, трудное, несостоявшееся счастье. Или счастье не может быть обидчивым? Ах, да какое кому дело до того, что я кропаю на бумаге в квартире 90, дом 7, Москва, Сретенка, Просвирин переулок, Степановой Варваре Родионовне? Ну и заплакала я, и наплакала на письмо, до этого тоже никому нет никакого дела, ни тебе, ни моему коллективу, ни единой живой душе во всем этом огромном воюющем мире. Слушайте, Устименко В.А.! Наш первый настоящий спектакль мы показывали уже в дни войны. Были папы и мамы и еще неопределенные дядечки с хлопотливыми выражениями лиц. И был известный критик Л.Ф.Л. — сосредоточенный, суровый, в ремнях и со шпалой. Все другие чувствовали себя перед ним немножко виноватыми, это я не раз замечала — штатские перед военными как-то даже робеют в такие времена, и наш Виктор В. робел и, наклоняясь к критику, спрашивал — что он думает о спектакле, а тот качал ногой в новом красивом сапоге и, чувствуя, как мы все — и папы, и мамы, и артисты — прислушиваемся к его молчанию, все молчал и молчал, качал и качал ногой и ничего не говорил, пока не кончилась тревога и не сыграли отбой. Только тогда он потянулся с зевком и хрустом и произнес всем нам — медленно и, знаете, со значением: — Боюсь, дорогие друзья, не оказаться бы вам в смешном положении перед историей. Классика в такие дни! Наша толстая Настя — она ужасно толстая, Вовка, ходит вперевалочку, туфли номер сорок, и то «с трудом», добрая-предобрая и плаксивая разгримировывалась и плакала от обиды, Виктор Викторович ходил за нашими спинами и, стискивая кулаки, словно в мелодраме, декламировал:

http://azbyka.ru/fiction/dorogoj-moj-che...

Православное Палестинское Общество с указанными гуманными целями явление не новое в жизни русского народа. Оно имело у себя предшественников: русскую православную Духовную Миссию, Палестинский Комитет и Палестинскую Комиссию. Эти предшественники выступали в Палестине почти с однородными задачами, преследовали одинаковые цели и даже пользовались одними и теми же материальными средствами. Палестинское Общество создалось, организовалось и начало свою деятельность под прямым влиянием одного из них – Палестинской Комиссии, жило и действовало несколько лет рядом с последней, пока не взяло все русское дело в Св. Земле в свои окрепшие руки. Поэтому мы едва ли были бы справедливы, если бы в своей записке умолчали и об этих предшественниках, оставивших в наследство Палестинскому Обществу к тому же и довольно ценное имущественное достояние. При составлении настоящей записки мы пользовались архивами бывшей Палестинской Комиссии и Палестинского Общества, а также личной перепиской В. Н. Хитрово с архимандритами Антонином Капустиным и Леонидом Кавелиным , с генеральным консулом в Бейруте К. Д. Петковичем, графом Е. В. Путятиным, графиней О. Е. Путятиной, М. П. Степановым, Д. Д. Смышляевым, С. Д. Лермонтовым и др. Так как архивы Комиссии и Общества доселе еще не описаны, то в цитации документов мы или не делаем никаких ссылок, или же ограничиваемся точным указанием дат документа или письма в самом тексте. Годичные отчеты Общества и докладная записка В. Н. Хитрово : «Православие в Св. Земле – 1889 г., предназначавшаяся для Наследника Цесаревича (ныне царствующего Государя Императора) – единственный почти печатное пособие, которые были у нас. 8 Мая 1907 г С-Петербург. Глава 1. Русские учреждения в Палестине для поддержания православия и улучшения быта русских паломников до 1889 года Паломничество в Св. Землю православных русских людей началось с принятия христианства. Тяжелый подвиг этот, являвшийся уделом некоторых избранников русского народа, как плод их личной инициативы и высокой религиозной настроенности, всею своей тяжестью ложился на плечи паломника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Свидание с Гавриилом, митрополитом бейрутским, долго жившим в России и говорившим по-русски, очевидно, не оставило глубоких впечатлений, так как о них нет в письме никаких замечаний. Из Бейрута, через шесть дней по приезду, В. Н. Хитрово отправился в Баальбек для обозрения развалин его и в Дамаск, чтобы повидаться с патриархом, 80-летним старцем Иерофеем, и познакомиться с патриаршей школой, поставленной в педагогическом отношении хорошо. Свидание с Агапитом, епископом гауранским, отлично говорившим по-русски, произвело глубокое впечатление на Василия Николаевича. «Вот где бы, – замечает он в письме М. П. Степанову, – в Антиохийском патриархате, нас приняли бы с распростертыми объятиями, не чета Иерусалимскому. Тут арабский элемент крайне силен: из 8 епископов – 6 из арабов, остальные 2 – греки, да и то титулованные, а не действительные. Небольшая помощь и арабский элемент бы восторжествовал. Но будет ли эта помощь. That is a question. Мы всю свою энергию затратим на Никодима. А какая беззаветная любовь к России и вера в нее!» На эту поездку было употреблено только пять дней. По возвращении в Бейрут, несмотря на «боязнь к лошадям и полнейшее неуменье ездить и даже держаться в седле», В. Н. решился ехать в Иерусалим сухим путем через Тир, Сидон, Назарет и Наплуз. Погода все время стояла великолепная, и под сильным дождем пришлось пробыть путешественникам лишь два последние часа пути, при въезде в Иерусалим. Побуждением для этой «величайшей физической жертвы», как называет В. Н. свое кавалерийское путешествие, было горячее желание посетить открытые Обществом галилейские школы. «Я посетил три наших школы: в Кефр-Ясифе, в Рамэ и Мжделе, – пишет В. Н., – не только посетил, но и проэкзаменовал всю сотню мальчиков, в них учащихся. Лучшей оказалась Кефр-Ясифская, затем идет Мждельская, а потом в Рамэ. Лучшей по успехам и значит по способностям учителей, но по числу учеников первой стоит школа в Рамэ, где их с лишком 60, в остальных двух, в Кефр-Ясифе и Мжделе, около 20 в каждой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

177 Палестинское Общество через М. П. Степанова запросило посла в Константинополе А. И. Нелидова: «Возможно ли признавать законным или, вернее, насколько будет признавать законным Императорское Правительство неединогласное постановление Иерусалимского синода, и действительно ли необходимо законное засвидетельствование в Турции долгового обязательства патриархии. 178 Одновременно по тому же делу Ф. П. Корнилов обратился с вопросами и в Азиатский Департамент. «Для Палестинского Общества решение патриаршего синода, как единогласное, так и большинством голосов, спрашивал Ф. П. Корнилов И. А. Зиновьева, не имеет, при заключении займа, особого значения. Решающее значение для Общества, при совершении этого займа, имеет согласие министерства иностранных дел удерживать из доходов с Бессарабских имений, приклоненных Святому Гробу, ту часть их, которая будет следовать на ежегодный платеж процентов и погашение впредь до полной уплаты займа». «Считаю долгом уведомить ваше высокопревосходительство, – писал доверительно 10 мая 1889 г. И А. Зиновьев в ответ, – что все предшествовавшие ссуды иерусалимской патриархии делались лишь по изъявлении согласия на оные патриаршим синодом в полном его составе, и что министерство ни в каком случае не считает себя вправе, принять на свое разрешение вопроса о том, в какой степени будет иметь законную силу постановление о займе, подписанное лишь некоторыми членами синода, хотя бы и в большинстве. Ввиду господствующих в недрах иерусалпмской церкви смут и антагонизма, существующего между патриархом и некоторыми членами его синода, нельзя не опасаться, что такое постановление может быть опротестовано синодальными членами, находящимися в оппозиции, и министерство не может принять на себя ответственность за последствия такого протеста. При этом случае я почитаю обязанным обратить внимание ваше и на то, что, по мнению министерства иностранных дел, содействие к займу может быть оказано иерусалимскому патриарху лишь в том случае, когда мы заручимся хотя бы нравственной гарантией в том, что заем будет обращен на погашение долговых обязательств, ранее заключенных патриархией под значительные проценты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Лапина, 1,5 десятины для устройства на ней кирпичного завода и разрешило подрядчику бесплатно пользоваться во всем юрте Платовской станицы, где будет удобно, камнем, песком и глиной во все время постройки. Летом 1896 года архитектор епархиальный исследовал почву и разбил место под постройку церкви на дворцовом месте под 122, в нескольких саженях от Гремучего колодца к северо-западу от последнего. А освящение места было совершено благочинным, священником Говоровым 10 декабря того же года в присутствии 500 душ православных. На месте освящения впервые в калмыцкой земле был водружен Св. Крест. Закладка храма совершена была 11-го мая 1897 года в день памяти свв. Кирилла и Мефодия, причем накануне закладки при участии 5 окольных священников, 2 диаконов и при пении учеников местной церковной школы в станице Платовской, учителем которой был миссионер Иона Левченко, совершено было всенощное бдение на месте закладки свв. Кириллу и Мефодию, а в день закладки – обедница, закладка храма и освящение воды у Гремучего колодца – с акафистом сим святым. В закладке храма принимали участие помощник окружного начальника г. Козлов, местный заседатель П. Маслов и директор народных училищ А. А. Остроумов и даже заместитель бакши калмыков Кулешов положил один кирпич при закладке, в присутствии не менее 5000 православных, прибывших из соседних приходов, многих раскольников, гелюнов и служителей местного хурула и многих калмыков. Последние с особыми любопытством присматривались ко всему совершавшемуся. Так совершилось во славу Божию и в поучение язычников это духовное торжество. При Гремучем колодце дети русских, по неимению своей школы, по необходимости обучались в калмыцких училищах, которые могли иметь вредное влияние на них в религиозном отношении при отсутствии преподавания Закона Божия, и поэтому, как только комитетом были приобретены участки земли за 103 и 104 с недостроенными на них домами, по распоряжение высокопреосвященного Афанасия, была открыта на средства епархиального училищного совета 14-го сентября 1896 года церковно-приходская школа, причем на приспособление здания было отпущено епархиальным училищным советом 600 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Из Нерехтского уезда согласье бегунов проложило себе дорогу во Владимирскую губернию. Здесь оно преимущественно распространилось в Шуйском уезде и дошло до знаменитого села Иванова. Далее, учение Евфимия простерлось вниз по Волге, в Нижегородскую губернию, в Балахнинский уезд, в Казань, в Симбирск. Есть известия, что сопелковская пропаганда приобрела последователей в Алатырском уезде Сим­бирской губернии, в селе Иевлевом, в котором раскол в высшей степени развит; в селе удельного ведомства – Кладбище, в жигулевских горах Сызранского уезда. Далее учение бегунов простерлось в Самару и в Саратов. Усердный приверженец его, сопелковский купец Курочкин и один из сыновей купца Полетаева часто проживал в городе Самаре; другой же сын Полетаева – на пристани села Майны. Купцы эти, крестьянин Гурьян Степанов и другие из жителей села Сопелок ежегодно отправляли свои суда в те губернии за хлебом и на этих судах, особенно на коноводных машинах, перевозили беглых раскольников. В Саратов, впрочем, учение бегунов проникло еще до двадцатых годов. В 1815 г. прибыл из Саратова крестьянин Ярославского уезда деревни Симоновской, некто Симеон Шубник. Позна­комившись с сопелковскими бегунами, он стал им описывать все удобства жизни в Саратове, возможность укрывательства в садах, и предложил Ирине Федоровой, Доминике Андреевой, дочери ярославского мещанина Душина, перекрещенной еще самим Евфимием, Родиону Ми­хайлову и его отцу Сергею Тихонову перейти на жительство в саратовские сады. Те согласились и ушли. Ирина Федорова и Доминика нашли пристанище в саду купца Григория Яковлева Крюкова, а Родион Михайлов и отец его скрывались в буераках у филипповцев. Там они скрывались восемь лет. Наконец, Ирина Федорова и Родион Михайлов решились возвратиться в Ярославль и вновь явились в Сопелки; Доми­ника же и Симеон отправились из Саратова в Астраханскую губернию, где поселились в камышах на берегу Каспийского моря. Там они были пойманы: Симеон сослан в Закавказский край, а Доминика в Сибирь на поселение, где, по освобождению из тобольского острога, долго бродяж­ничала и, наконец, поселилась на жительство в келье, в кийской волости, в Томской губернии. Все эти бегуны занесли учение Евфимия в понизовый, прикаспийский край.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Херсонская губерния Николай Дмитриевич Байдак , дворянин, землевладелец родился в 1850 г. в Александрийском уезде. Окончил Киевский унив. по математическому факульт. и институт инженеров пут. сообщ. в СПб. Управляющий Моск.-Виндавской жел. дор. Служил земским нач. в Александрийском уезде, несколько трехлетий был уездным гласным, состоит почетным мировым судьей. Сочувствует партии демократических реформ. Афанасий Михайлович Борисов, крестьянин Елизаветградского уез., родился в 1878 г. Окончил двухклассное министерское уч. и выдержал экзамен на право занятия классной должности в военное время. Состоял уполномоченным в обществе по раздаче продовольственных ссуд. Внепартийный. В члены Государственной Думы избран крестьянской курией. Сергей Тимофеевич Варун-Секрет , дворянин, родился в 1868 г. в Елизаветградском уезде. Учился в гимназии, кадетском корпусе и военном уч. Занимается сельским хозяйств. В 1898 г. был избран уездным гласным, затем губернским, служил председат. елизаветградской уездной земск. упр. Принадлежит к союзу 17 октября. Дмитрий Степанович Горшков , дворянин, 45 лет, получил университетское образование. Земский гласный, внесший свежую струю в губернское земское собрание. Видный деятель партии нар. св., председатель ее елизаветградского комитета. Много поработал на внепартийных и предвыборных собраниях. Редактор закрытой газеты «Голос Юга», одного из лучших провинциальных органов. Член многих местных культурно-просветительных обществ. Принадлежит к партии «Нар. Своб.» Владимир Алексеевич Ильин , родился в Варшаве в 1871 г. Отец его служил в полиции старшим околоточн. надзир. Учился в духовном уч. в Варшаве. Служил в качестве токаря по железу в Николаевских железнодорожных мастерских. В гор. Николаев организовывал кружки и союзы рабочих и был в них казначеем. Называет себя внепартийным социалистом. Иван Христианович Минх, родился в Одесскому уезде, в семье поселян-собственников, бывших немецких колонистов, в 1862 г. Окончил центральное уч. (по курсу-уездн.), занимается сельским хозяйством. С 1900 г. служил волостным старшиной. Внепартийный прогрессист.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010