Правда, обычно они объясняли впоследствии, что действовали при этом вполне неискренно, «не сердцем, но едиными усты…» Однако, оставалось небезосновательное сомнение, когда же они бывали действительно неискренними, — принимая ли унию, или отрекаясь от нее… И, во всяком случае, как говорил современник, «а и те, что не падают, познавается в них останки езувическия…» Дьякон Петр Артемьев перешел в католичество во время недолгой поездки по Италии, куда он сопровождал Иоанникия Лихуда… Особенно характерна судьба Палладия Роговского. В свое время, уже будучи монахом и диаконом, он бежал из Москвы за рубеж, — по-видимому, уже присоединенный к Римской церкви местными иезуитами. Затем он учился у иезуитов в Вильне, в Нейссе, Оломоуце, наконец, и в Риме, в коллегии святого Афанасия, где он был рукоположен во иеромонаха. Из Рима он уезжал, как миссионер, — и увозил с собой богатую богословскую библиотеку, составленную на средства Пропаганды и еще герцога Флорентийского. Однако, уже в Венеции он просит греческого митрополита восприсоединить его к Православию. В Москве он обращается к патриарху с покаянным письмом. В то же время московские иезуиты продолжают его считать своим и сочувствуют ему в его деликатном положении… Палладию удалось восстановить к себе доверие в правящих церковных кругах, и после удаления Лихудов он был назначен ректором Академии. Палладий прожил слишком недолго, и заметного влияния оказать не успел. О действительном его умонастроении мы можем судить с полной очевидностью по его сохранившимся проповедям, — в них он вполне остается в кругу римской доктрины… Палладий был первым в ряду многих. И в Петровское время по всей России школьная сеть раскидывается в духе того же полуприкрытого романизма… Еще раньше столкнулись в Москве с протестантизмом. Прежде всего, нужно припомнить долгие споры русских уполномоченных с протестантскими пасторами, при обсуждении предположенного брака датского королевича Вольдемара, в 1644 г. В этом споре были затронуты разные вопросы, с достаточной резкостью и полнотой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

83 У Евсевия, сохранившего греческий текст сего рассказа (V, 8), читается: πνιησαντος του θεου οπερ εβουιλετο — «так Бог творил, что Он хотел». 84 В лат. тексте читается: sed non relictis ipsis patribus . Чтение темное, в Грабе почитает нужным исключить частицу «non», а Массюет отвергает это. Как бы то ни было, контекст речи показывает смысл переводимого места. 85 Чтение сего места у Иринея согласно с кодексом Безы. 86 По замечанцо Филона («iu Gen.», 1, 41), плод смоковницы приятнее других, но листья — грубые. 87 Гарвей полагает, что латинский переводчик ошибочно читад Λεων вм. Δκων ( ορακν ). 88 О Татиане и его апологии христиан см. в нашем издании «Сочинений церковных писателей II века, защищавших христианство», Москва, 1867. 89 Разумеется первобытный период истории мира или времена патриархов, средний — пророков и последний — время Христа и Апостолов. 90 В лат. тексте это место темно: qut morum providentiam habent . 91 Плат. de Leg IV. 92 Плат. в Тимее. 93 Эти слова Иринея: «люди не могут спастись...» приводит Августин в сочинении о первородном грехе против Пелагия (I, 2). 94 У Марка нет этого места. 95 Фотий (Bibl.125) упоминает об Иустиновом сочинении против Маркиона. Этот же отрывок приводить и Евсевий в Церк. Истории. (IV, 17). 96 Массет исключает слово «et Unus», которое в некоторых списках Иринеева сочинения опущено. Штирен полагает, что и слово «Fillius» должно исключить. 97 По мнению Грабе, приведенными выше (V, 5) словами из Быт.14:22. 98 Федуардент видит здесь намек на явление Аврааму трех ангелов, из коих один был Сын Божий, как обясняют это Иустин в «Разговоре с Трифоном» , Тертуллиан (de carne Christi), Евсевий (Ц. Ис. I:1), Афанасий (в 3й реч. прот. Ар.) и другие. 99 Эти слова приведены на память из Флп.3и 1 Кор.4:4; 13:9—10. 100 Это чтение вместо «живые слова» Гарвей объясняет из сирского чтения текста. По замечанию Грабе, с Иринеевым чтением согласен кодекс Деяниий Оксфордской коллегии. 101 Здесь Ириней, по замечанию Массюета, намекает на историю, излагаемую в 12—16 гл. апокрифической книги об Энохе: этот праведник будто был послан к ангелам, вступившим в плотскую связь с дочерями человеческими (VI, 2), возвестить о том, что они не получат прощения своих грехов. См. Дильмана о книге Эноха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3425...

В авг. 1945 г. по инициативе митр. Евлогия Западноевропейский экзархат рус. приходов К-польского Патриархата воссоединился с Московским Патриархатом. К. негативно воспринял воссоединение с РПЦ. В окт. 1946 г., после смерти митр. Евлогия, К. был одним из активных участников епархиального съезда в Париже, принявшего решение остаться в юрисдикции К-польского Патриархата. В 1948-1949 гг. К. читал публичные лекции, организованные студенческим христ. братством Св. Софии. В 1950 г. работал в Ватиканской б-ке , внес некоторые исправления в свой курс лекций по истории Рус. Церкви. В том же году К. принял участие в работе Византологического конгресса в Палермо (Италия). В 1951 г. вместе с прот. В. Зеньковским, прот. Н. Афанасьевым и Л. А. Зандером участвовал в конференции правосл. и протестант. богословов близ Парижа. В 1951 и 1953 гг. выступал в Сергиевском ин-те с докладами на торжественных актах, посвященных юбилейным датам IV и V Вселенских Соборов. Эти доклады были напечатаны в ж. «Православная мысль». В течение почти 40-летней научно-педагогической деятельности в эмиграции К. написал неск. десятков научных статей, посвященных различным проблемам рус. церковной истории: Крещению Руси и св. кн. Владимиру, расколу, оценке деятельности Русской Церкви в период империи и др. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. вышли в свет главные исторические труды К. В работе «Очерки по истории Русской Церкви» в 2 т. (1959) он систематически изложил развитие церковной жизни в России с древнейших времен до кон. XVIII в. В описании церковной истории К. исходил из равного воздействия на нее как внутрицерковных, так и внешних, гос. факторов, «равновесности, равнозначности» светских и гражданских элементов, идеи симфонии Церкви и гос-ва. Уже после смерти К., в 1963 г., его учениками и коллегами была опубликована кн. «Вселенские Соборы», над к-рой он работал много лет. В ней К. дал развернутое описание важнейшего периода в истории христ. Церкви в IV-IX вв., когда на церковных Соборах складывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции, определялись способы борьбы с ересями.

http://pravenc.ru/text/1681179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН (Павлович; кон. XVII в.- 18.10.1756, Нови-Сад, Сербия), еп. Бачский. Принял монашество в Крушедольском мон-ре , в к-ром позже стал игуменом. В 1720 г. упоминается как духовный наставник мон-ря Хиландар на Афоне. В том же году стал помощником Патриарха Печского Моисея (Райовича) . В 1720-1730 гг. был посредником между Патриархом Моисеем и митр. Карловацким Викентием (Поповичем) . В нач. 1723 г. назначен патриаршим протосинкеллом, ок. 1730 г. возведен в сан архимандрита. В 1730 г. с одобрения Патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) перешел в клир Карловацкой митрополии . 17 мая 1731 г. в г. Сремски-Карловци хиротонисан во епископа Бачского с определением резиденции в Петроварадински-Шанаце (совр. Нови-Сад). Был главой церковной оппозиции митр. Викентию (Йовановичу) , именовал себя «принцем Бачки и вице-митрополитом королевства Сербии и дуката Сремского». Австр. власти считали В. вдохновителем народных волнений 30-х гг. XVIII в., вызванных злоупотреблениями чиновников и ухудшением положения сербов. После введения в 1736 г. австр. войск в Бачку и Срем с согласия митр. Викентия В. был арестован и перевезен в Сегедин, но вскоре был отпущен. Выступал против проведения народно-церковных Соборов, к-рые считал губительными. Был щедрым благотворителем Хиландара. Дважды был Местоблюстителем престола Карловацкой митрополии: в 1748 г., после смерти Патриарха Арсения IV, и в 1749 г., после кончины митр. Исаии (Антоновича) . Заботился о просвещении, в сент. 1731 г. открыл лат. школу, префектом к-рой стал выпускник КДА иером. Дионисий (Новакович), в нач. 40-х гг. основал и содержал за свой счет т. н. Духовную коллегию, готовившую священников. Открыл также первую в Воеводине серб. гимназию. Среди выпускников этих школ был Ф. И. Янкович де Мириево, деятель серб. и рус. просвещения. В 1741 г. по инициативе В. в Нови-Саде была построена больница. Составил «Правила для священников и диаконов», был ктитором перевода с латыни на серб. язык сборника привилегий серб. народа в Венгрии. Оставил неск. стихотворных произведений на серб. языке. Лит.: Н. Српски историчар J. АН. друштв. наука. 204. Београд, 1952. 7. С. 45; Д. Срби у Bojboдuhu. Нови-Сад, 1959. 2. С. 326, 379, 391; Ucmopuja српског народа. Београд. 1986. 4. Т. 1. С. 174-175, 270-272, 357-358; Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII в. Калининград, 1992. С. 125-126, 134-135, 162. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/158786.html

    Кларомонтанским или сирмундовым синаксарем пользовались болландисты и из него напечатали несколько сказаний, но большею частию в латинском переводе. Он написан на пергамене. Назван кларомонтанским, потому что принадлежал коллегии сего имени в Париже, сирмундовым — по владетелю его патеру Сирмунду. Содержит целый год, имея по одной, по две. памяти и часто многие памяти на день. Не смотря на ограниченное число сказаний, приведенных из него на греческом языке, можно видеть, что сей синаксарь есть родной брат, если не сын пролога Петрова. Сказания в нем также не равны по объему; в нем есть особыяв известных нам прологах ненайденные сказания, оригинальные по слогу и изложению (по содержанию они большею частию во всех прологах одинаковы), таковы: 18 марта о Кирилле иерусалимском, 4 мая об Олвиане, 17 июня о Мануиле, Савеле и Исмаиле; есть в нем довольно таких сказаний, кои взошли в стишные позднейшие рукописные и печатные греческие прологи, особенно Никодимов, таковы: 17 мая о Солохоне, 20 мая о св. Фалелее, 23 о Михаиле синадском. 29 мая о пр. Феодосии (в кларомонтанском о ней 18 июля, но буквально согласно с греческими печатными минеями), 13 июня о св. Иакове, поклонившемся диаволу, 9 июля о св. Паннратии. Едва ли справедливо болландисты считают сей синаксарь очень ранним и, может быть, древнейшим месяцеслова Василиева. Мартынов делает указания на памяти, в кларомонтанском синаксаре находящиеся, знаками: то клар., то сирм.; но, к сожалению, к сему синаксарю у него прибавлены показания из неизвестных миней от 17 августа до 9 мая, так что неизвестно, какие памяти в сии дни принадлежат собственно кларомонтанскому синаксарю; но в июле (5-го), следовательно в недополненном синаксаре, у него показана память св. Афанасия афонского ( 1000 г.), 17 июля показана память Лазаря галисийского, процветавшего в половине XI века; в таком случае синаксарь должен быть отнесен к концу XI или началу XII века. Сравнение памятей кларомонтанского или сирмундова синаксаря от 9 мая до 17 августа (невосполненного по мартыновским показаниям) приводит также к убеждению, что он позднее пролога Петрова, ибо вообще богаче его памятями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1600-1601 гг. А. был одним из членов посольства, направленного в Москву для переговоров о продлении перемирия между Россией и Речью Посполитой. Польско-литов. послы представили проект более тесного союза между 2 гос-вами, предполагавшего возможность унии Церквей, для чего в состав посольства было включено неск. духовных лиц, в т. ч. А. В окт. 1603 г. А. приехал в Рим, чтобы добиться от папы поддержки Виленской семинарии, и уехал в Речь Посполиту лишь в нач. 1605 г. В 1613 г., после смерти Ипатия (Потея), А. окончательно вернулся в Рим. Был цензором, в качестве богослова принимал участие в заседаниях конгрегации Propaganda fide, основанной в 1622 г. (см. Римская курия ). Похоронен в Риме в храме св. Афанасия при греч. коллегии, туда же передана его б-ка. Самым значительным сочинением А., над к-рым он трудился более 20 лет, является «Libri VII de concordia Ecclesiae Occidentalis et Orientalis in septem sacramentorum administratione» (Семь книг о согласии Восточной и Западной Церквей в совершении семи таинств). А. также издал ряд греч. и лат. трактатов, где обосновывал католич. догмат об исхождении Св. Духа, писал трактаты о чистилище, перевел с греч. на лат. язык Минологий Василия II и написал похвалу папе Григорию XIII . Утраченными считаются соч. «Historia de Ruthenorum cum Romana Sede unione» (История об унии русских с Римским престолом) и «Summa doctrinae christianae» (Сумма христианского вероучения). Соч. и изд.: Bessarionis cardinalis opusculum de processione Spiritus Sancti. Cracoviae, 1602; Johannis Becci inscriptiones in sententias sanctorum Patrum, quas de processione Spiritus Sancti collegit. Cracoviae, 1603; Libri VII de concordia Ecclesiae Occidentalis et Orientalis in septem sacramentorum administratione. P., 1619; Opuscola aurea theologica circa processionem Spiritus Sancti. R., 1630; Utrum detur purgatorium et an illud sit per ignem. R., 1630; De purgatorio igne adversus Barlaam. R., 1637; Menologium Graecorum jussu Basilii conscriptum// Ughelli F. Italia sacra. Vol. 4. R., 1659. Col. 1049-1230; Responsio ad librum Gabrielis Severi Philadelphensis de Sacramentis (не издано); Responsio ad Catumsyritum (не издано).

http://pravenc.ru/text/76086.html

528 История государства Польского. Соч. Георга-Самуила Бандтке. С.-Петербург. 1830 г. T. I, с. 141–142. 532 Materialen zu der Russischen Geschichte seit dem Tode Kaisers Peter des Grossen, v. Schmidt, genannt Ph’seldek, Riga. 1784 r. c. 52. 533 Подписывался всегда по-немецки: Löwenwolde. Но, в русских оффициальных бумагах и, вероятно, в обычной речи – именовался Левенвольд, что, разумеется, короче и удобнее. 535 Впоследствии, именно с учреждением штатов 1731 г., в первоначальной форме обмундирования Измайловских офицеров сделаны были многие изменения, так например, – вместо темно-зеленых камзолов даны красные, вместо цветных шарфов и темляков золотые, штаб-офицеры вместо протазанов вооружены эспантонами и проч. 536 Слова указа, данного Сенату 22 сентября 1730 г. – См. П. С. 3. изд. 1830 г. т. VIII, с. 5623. 537 Materialien etc. v. Phiseldek, II, 57–58. – В «С.-Петербургских Ведомостях» 1730 г., со всей подробности повествовавших о событиях дворской жизни в Москве, действительно, не упоминается ни полусловом о каком-нибудь торжестве 18 декабря, тогда как в Петербурге, в этот день отправлена, по обычаю, божественная служба, пушечная пальба и, вечером, иллюминация. 538 Историческое обозрение Л. Г. Измайловского полка. 1730–1850 г. Соч. А. Висковатова. С.-Петербург. с. 8. 539 С.-Петербургские Ведомости 1731 г. 40. – Тут замечено, что Турецкий посол дивился, в особенности, огромному росту гвардейских солдат. 541 Иван Афанасьевич Шипов, один из участников Полтавского дня при Петре, поступил майором в Измайловский полк при самом его учреждении; с 1735 г. начальствовал Малороссийской Коллегией; в 1738 г. производил казнь над самозванцем Миницким; в 1740 г. назначен Сибирским губернатором; в 1744 г. ревизовал черноземную полосу России; умер в 1750-х годах генерал-поручиком. 542 Лев Васильевич Измайлов, сподвижник Петра и первый русский посол в Пекине; с 1728 г. ген-майор и гвардии майор; с 1733 г. гвардии-подполковник; с 1734 г. Александровский кавалер и ген.-поручик; с 1735 г. храбро бился с Поляками и умер 13 января 1738 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

После этого Ушаков стал собирать материалы по старым делам Дугина. Эта работа отразилась в целой серии документов (л. 167–169 об., 197–225). В доношении в Канцелярию тайных розыскных дел из Таврова от Змаевича сообщается, что по указу из Адмиралтейской коллегии от 1 июня 1731 г. им отправлены сведения о прежних «продерзостях» Дугина. К доношению приложены справка о «продерзостях» священника Саввы Дугина из конторы Липских заводов, а также выписки и экстракты из материалов разных лет. Кроме того, ведомство Ушакова получило справку из Преображенского приказа о следствии по делу Дугина в 1727 и 1728 гг., а также справку Московской адмиралтейской конторы по следствию над Дугиным в 1728 гг., из которой была сделана выписка. Задача расследования предполагала сбор негативных материалов о Дугине. Об этом свидетельствует как формулировка запроса, ориентирующая на негатив, так и замалчивание положительно характеризующих Дугина данных. К примеру, опущены сведения о том, что проведенное в 1728 г. контр-адмиралом Василием Афанасьевичем Дмитриевым-Мамоновым расследование показало правдивость одного из прежних доносов Дугина. Следующий, решающий для Дугина комплекс документов (л. 170–182, 195, 196, 227–243) связан с новой попыткой Дугина привлечь к себе внимание императрицы, объявив о связанных с ней чудесных видениях. Видения были направлены против Синода и лично его главы Феофана (Прокоповича). Дугин хотел донести до Анны Иоанновны, что высшие силы желают восстановления Патриаршества. В этот комплекс входят записи и выписки о том, что Дугин потребовал дать ему возможность лично донести о «великих тайных делах» императрице, получил отказ, согласился на то, чтобы изложить свое доношение письменно, принял необходимые для этого бумагу и чернила, подал составленное им «письмо». Сохранились также собственноручная запись видений Дугина, а также протокол допроса Дугина по поводу его апокалиптических видений. Расчет священника оказался ошибочным. Запись о докладе Ушаковым дела Дугина императрице сообщает, что она велела передать это дело в Синод, а после рассмотрения в Синоде вернуть в Тайную канцелярию.

http://sedmitza.ru/lib/text/10133706/

Оба мы уже в августе 1921 г. получили места преподавателей в Копривнической гимназии: Оля – французского языка, я – истории и географии. [...] Самые светлые воспоминания остались у меня о наставническом коллективе Копривнической гимназии. В год нашего поступления на службу это был еще старый состав преподавателей, заслуженно пользовавшихся уважением всего города. Директор, Иван Штембергер, германист по специальности, являлся образцом служебной корректности, тонкого воспитания и горячей любви к Родине, родному народу и традициям его культуры. Я бы сказал, что этот дух славянофильства царил и во всем коллегиуме, отражая общее настроение всей хорватской интеллигенции. По старинной академической традиции весь «профессорский сбор» собирался в субботу вечером на «Бергерабанд», в интересной беседе и с хорошим пением народных песен... засиживались иногда и до рассвета. И в служебной обстановке гимназии преподаватели жили дружно, не перенося в школу настроений улиц в связи с политической борьбой хорватской национальной партии Степана Радича и самостоятельной демократической партией Светозара Прибичевича с идеологией интегрального югословенства, хотя оба эти идеологические направления не могли не выявиться в параллельном существовании двух педагогических объединений – «профессорских друшствах» – хорватском и югословенском, каждое со своим печатным органом: «Наставническом вестником» и «Профессорским гласником». Мы на себе совсем не чувствовали этого расхождения в общественных настроениях. [...] Уже в 1922 г. мне удалось сдать в Белграде государственные экзамены по исторической группе Историко-филологического факультета перед комиссией, которую составляли профессора Е.В. Спекторский в роли председателя, А.П. Доброклонский по истории средних веков, М. А. Георгиевский по древней истории... А. Н. Афанасьев по истории Нового времени, Ф.В. Тарановский и А.В. Соловьев по русской истории, А.Л. Погодин по истории славян и В. В. Зеньковский по истории новой философии. Все эти ученые при личном знакомстве произвели на меня глубокое впечатление как глубиной и энциклопедической широтой своих знаний, так и личной обаятельностью, которая при дальнейшем знакомстве с некоторыми из них превратила первоначальную симпатию в искреннюю дружбу...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я также выражаю признательность сотрудникам Российского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива Российской Федерации, помогавшим своими советами и участием в сборе материала для этого исследования. Для меня были исключительно ценны замечания и поправки коллег, с вниманием и заинтересованностью прочитавших этот труд: Е. В. Беляковой, А. В. Журавского, М. В. Шкаровского и всех сотрудников Центра истории религии и Церкви в России Института Российской истории РАН и Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН, участвовавших в обсуждении этой работы. Им моя живейшая признательность. Наконец, следует почтить светлую память тех христиан ушедшего столетия, которые жили в условиях подполья, выжили и смогли донести свидетельство о тех трагических и одновременно героических страницах своей жизни до нашего времени. Это тайный священник Глеб Каледа , тайные монахини Игнатия (Пузик) и Серафима (Кавелина), это другие тайные монашествующие и миряне, с которыми автору посчастливилось общаться в последние годы их жизни. Вечная им память! 1 Письма игумении Афанасии (Громеко) митрополиту Евлогию (Георгиевскому). Архив митрополита Евлогия/Предисловие, публикация, комментарии Н. Т. Энеевой//Проблемы истории Русского зарубежья: материалы и исследования. Вып. 1. М., 2005. С. 372. 5 Исторически это представление неточно. Римские катакомбы не были тайными убежищами ранних христиан. Как городские кладбища они были известны и доступны всем, а христиане собирались в катакомбах не просто для совершения богослужений, а чтобы почтить находившиеся здесь могилы мучеников. 10 Отметим, что как филиал «контрреволюционного эмигрантского церковного центра» рассматривали в 1920–1930-е гг. церковное подполье и органы НКВД. Такой взгляд соответствовал политике, направленной на уничтожение церковной жизни в России. Подробнее см. об этом Часть 1, § 1. 12 Яркий пример попыток легитимации «альтернативного православия» через апелляцию к «катакомбному наследству» см. в статьях: Солдатов А. От РПЦЗ к РПАЦ: истоки «альтернативного» Православия в современной России. Часть 1–2//Религия в России/Религия в истории. 30 октября 2001: 1 ноября 2001: Альтернативное Православие. Справка//Отечественные записки. 1. 2001. С. 206–212

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010