После отделения от Католической церкви в Англии 989 и Шотландии 990 публикуются различные редакции «Книги общественной молитвы», в т.ч. в переводах на классические языки 991 . В России в 1874–1878 гг. профессор греческого языка Санкт–Петербургской духовной академии Евграф Иванович Ловягин (1822–1909) вместе с коллегами по академии – латинистом Никандром Ивановичем Глориантовым (1828–1898) и историком Церкви, специалистом по христианскому Востоку Иваном Егоровичем Троицким (1834–1901), – публикует в журнале «Христианское чтение» в едином 5–томном собрании переводы древних литургий на русский язык (в основном – с изданий Гоара, Ассемани, Ренодо и Даниеля) с критическими статьями («Собрание древних Литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык») 992 ; это собрание дважды переиздано: Свято–Владимирским братством в 5 выпусках (1997–1999) и издательством «Дар» (2007). До данного издания были изданы переводы: литургии Апостольских постановлений 993 ; армянской 994 , коптской 995 и эфиопской 996 литургии; литургии яковитов 997 и римской литургии 998 . Важным научным фактом стали описания греческих богослужебных книг, подготовленные крупнейшим отечественным литургистом, профессором Казанской духовной академии, членом–корреспондентом Российской академии Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским (1856–1929) по результатам его восточного путешествия: греческого Типикона (в 2–х частях) и греческого Евхология 999 , куда автор изначально планировал включить тексты греческих чинов и последований 8–16 вв. и отдельные чины 17 в., с тем чтобы это издание было научно более совершенным и полным, чем Евхологий Гоара. Академик Б.А. Тураев, известный отечественный востоковед, составил описания эфиопских литургических древностей, находящихся в России 1000 . Эфиопские рукописи в Санкт- Петербургской духовной академии описал В.В. Болотов 1001 . Большое значение для распространения православной печатной продукции на греческом языке имело создание Лаоником в 1486 г. типографии в Венеции. Началом ее деятельности стало печатание поэмы Батрахомиомахия («Война лягушек и мышей» – пародия на гомеровский эпос, автором которой в античности считался сам Гомер) и Псалтири, а в период 1499–1509 гг. здесь вышли в свет Большой Этимологикон (данное издание, editio princeps этого компедиума середины 11 в., предпринято Захарией Каллиергесом в 1499 г.), комментарий Симплиция на категории Аристотеля и Часослов. Начали появляться (в издании Андрея и Иакова Спинеллов, получивших от венецианского правительства 20–летнюю монополию на издание и распространение греческой Минеи) церковные книги, которыми в обиходе заменялись рукописи: Постная триодь (1522), комплект богослужебной Минеи (1527–1558), Триодь цветная (в издании Христофора Запета, 1567), Великий часослов (в издании Феодосия Пана, 1800) 1002 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Святейшем Правительствующем Синоде Ноября 9 дня 1721 года выписано: по именному Его Великого Государя указу, каков состоялся в прошлом 715 году, повелено: которые при Санкт-Питербурхе в Правительствующем Сенате и в прочих Коллегиях у дел Великого Государя жалованья давать, – и даётся повсегодно, а именно: секретарям по 240 рублёв, хлеба по 60 юфтей; подьячим: старым по 120 рублёв, хлеба по 30 юфтей; средней статьи по 80 рублёв, хлеба по 20 юфтей; молодым по 30 рублёв, хлеба по 10 юфтей. А в нынешнем 721-м году по Его Великого Государя указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода того Синода обретающимся подьячим за прошедшие две трети Его Великого Государя жалованье денежное и за хлеб деньгами ж по продажной цене выдано; токмо передаточные им деньги за те числа, в которых оные подьячие в Святейшем Правительствующем Синоде у дел не были, повелено вычесть в последней сентябрьской трети. А в Святейшем Правительствующем Синоде по списку подьячих, которые обретались у дел до нынешней сентябрьской трети и ныне обретаются: Старых: Иван Орлов, Дмитрий Парфеньев, Михайло Кручинин, Филип Коретников, Матвей Киреев, Дмитрий Яковлев; Средней статьи: Иван Мельницкий, Пётр Яковлев, Иван Башилов, Иван Молчанов, Михайло Инкин, Козма Давыдов, Матвей Ушаков, Дмитрий Грозин; Молодые: Пётр Терновский, Алексей Попов, Михайло Протопопов, Дмитрий Прокофьев, Дмитрий Соболевский, Фёдор Попов, Афанасий Полканов, Пётр Лодыгин, Пётр Кудрявый, Пётр Смирной, Григорий Попов, Алексей Баженов, Дмитрий Филипов. Да в нынешней в сентябрьской трети явились и определены к делам в Святейшем Правительствующем Синоде, а именно: секретарь Василий Фёдоров Октября 28 дня; подьячие Сентября 15 дня старые: Иван Патрикеев, Григорий Нестеров, Андрей Носов, Василий Сурков; средней статьи: Алексей Волков; молодые: Дементий Титов, Матвей Кутазников, Тихон Петров; 21-го дня старый Алексей Волков; в Октябре: 1 дня старые: Борис Щепин, осип Андронов, Иван Рудомазин; средней статьи: Фёдор Попов Ростовский; 14-го дня старый Лев Ражев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве стало уже известно, что русские и киевские выходцы должны были за границей, во время обучения в тамошних иезуитских школах, принимать унию. Правда, обычно они объясняли впоследствии, что действовали при этом вполне неискренно, «не сердцем, но едиными усты..». Однако, оставалось небезосновательное сомнение, когда же они бывали действительно неискренними, – принимая ли унию, или отрекаясь от нее... И, во всяком случае, как говорил современник, «а и те, что не падают, познавается в них останки езувическия..». Дьякон Петр Артемьев перешел в католичество во время недолгой поездки по Италии, куда он сопровождал Иоанникия Лихуда... Особенно характерна судьба Палладия Роговского. В свое время, уже будучи монахом и диаконом, он бежал из Москвы за рубеж, – по-видимому, уже присоединенный к Римской церкви местными иезуитами. Затем он учился у иезуитов в Вильне, в Нейссе, Оломоуце, наконец, и в Риме, в коллегии святого Афанасия, где он был рукоположен во иеромонаха. Из Рима он уезжал, как миссионер, – и увозил с собой богатую богословскую библиотеку, составленную на средства Пропаганды и еще герцога Флорентийского. Однако, уже в Венеции он просит греческого митрополита восприсоединить его к Православию. В Москве он обращается к патриарху с покаянным письмом. В то же время московские иезуиты продолжают его считать своим и сочувствуют ему в его деликатном положении... Палладию удалось восстановить к себе доверие в правящих церковных кругах, и после удаления Лихудов он был назначен ректором Академии. Палладий прожил слишком недолго, и заметного влияния оказать не успел. О действительном его умонастроении мы можем судить с полной очевидностью по его сохранившимся проповедям, – в них он вполне остается в кругу римской доктрины... Палладий был первым в ряду многих. И в Петровское время по всей России школьная сеть раскидывается в духе того же полуприкрытого романизма... Еще раньше столкнулись в Москве с протестантизмом. Прежде всего, нужно припомнить долгие споры русских уполномоченных с протестантскими пасторами, при обсуждении предположенного брака датского королевича Вольдемара, в 1644 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Например, есть архивный документ, который фиксирует приезд в панинское имение ближайшего друга, ученика и сотрудника Жилярди Афанасия Григорьева – ему там выплачивались деньги за прогон лошадей. То есть Григорьев приезжал как раз в годы строительства церкви в Мольгино, видимо, с какими-то делами. Потом, известно, что в усадьбе Мольгино работали ближайшие друзья и коллеги семейства Жилярди – декораторы Скотти. В дальнейшем Жилярди связывали с Паниными другие заказы. Доклад Андрея Чекмарева об авторстве мольгинского храма был прочитан на научной конференции в 2011 и опубликован в 2012 году. В Интернет автор выложил статью осенью 2013 года. Самого храма к тому времени уже не было. План храма в Мольгино в боковом разрезе (чертёж В.И. Плужникова) Исследования для исследований Андрей Чекмарев: – Искусствоведение само не без греха. Мы публикуем свои откровения в тех источниках, которые сами же и читаем. Это все почти не выходит за рамки научного сообщества. Тома Свода не становятся настольной книгой в регионах, нет практики все это специально туда рассылать. Считается, что они сами купят, а они не покупают. Ну, а сборники статей мало кому известны даже здесь. Елена Щёболева: – До 2002 года, если обнаруживались какие-то новые сведения о памятнике (авторство, датировка и т.п.), достаточно было просто написать заключение с мотивировкой в Министерство культуры, приведя архивные данные или данные исследований. А дальше по министерской структуре от высшего звена к низшему вносились  изменения в документальную базу. Теперь это не так. По закону, должна быть представлена экспертиза, которую должен кто-то заказать (в перечне документов, прикладываемых к экспертизе, должна быть копия договора – то есть, сам исследователь сделать её не может) и еще 12(!!!) бумажек из разных ведомств. То есть здесь опять-таки все буксует. Все семь нянек, которые участвуют  в процессе охраны, вообще не занимаются своей работой, а только пишут победные отчеты. Никому, по-настоящему, до памятника вообще дела нет, и все знают, что ответственность за свои дела они нести не будут. «Подайте на реставрацию провала»

http://pravmir.ru/kak-ischez-hram-v-molg...

Мужчина на руках вынес на воздух пожилого соседа-инвалида. 20 февраля. ПРАВМИР. В Новокузнецке сержант полиции, рискуя жизнью, спас на пожаре супругов — пенсионеров. Героем стал старший сержант полиции Константин Чурсин, — сообщает портал Кузбасс В тот день у полицейского был выходной, и он занимался домашними делами. Увидев в окно, что горит дом соседей, в котором жили пенсионеры Гановы – 74-летний Юрий Афанасьевич и его 70-летняя супруга Антонина Андреевна, Константин, не задумываясь, бросился на помощь. Мужчина на руках вынес на воздух пожилого соседа-инвалида, а потом вывел его супругу. Прибывшие медики не обнаружили у престарелых супругов серьезных последствий для здоровья от пожара. Но дом пенсионеров сгорел полностью. По предварительной версии, возгорание произошло от печи, которая находилась на цокольном этаже дома. На работе Константин Чурсин никому не рассказал о случившемся. Полицейские узнали о поступке своего коллеги лишь через несколько дней — после того, как по местному ТВ показали сюжет. Сейчас в управлении Новокузнецкой полиции решается вопрос о поощрении Константина Чурсина – за мужество, неравнодушие и готовность прийти на помощь людям. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 февраля, 2024 20 февраля, 2024 18 апреля, 2024 28 марта, 2024 26 марта, 2024 25 марта, 2024 24 марта, 2024 20 марта, 2024 27 февраля, 2024 24 февраля, 2024 20 февраля, 2024 18 апреля, 2024 28 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/na-kuzbasse-politseysk...

– Целенаправленно выбирали технические вузы? – Мне в школе очень легко давались физика и математика, и я не сомневался, что мне надо идти именно в технический вуз. Но проучился 2 года и почувствовал, что душа не лежит. Учился хорошо, но гораздо больше меня увлекало сочинительство – со школы писал стихи, а в институте начал писать и прозу. Не знал, что делать. Я одним из первых воспитанников нашего детдома поступил в институт, и в какой! Это было начало 60-х годов, все гордились полетом Гагарина, «болели» космосом. Без преувеличения можно сказать, что в то время МАИ считался престижнее МГУ. А мне там стало скучно. Поехал советоваться к Семену Афанасьевичу. Он меня выслушал и говорит: «Да бросай ты этот институт, что ты, нанялся туда учиться? Будешь книжки писать, про меня напишешь». А уже серьезно добавил: «Ты всё равно будешь учиться, никуда не денешься – у тебя натура такая». Ушел из института и уехал в знаменитый в те годы круглогодичный пионерский лагерь «Орленок». Там было очень много ярких вожатых, методистов. Проработал 2 года и, как и предсказывал Семен Афанасьевич, вновь захотел учиться. Решил, что писателю необходимо досконально знать человека. А кто изучает человека? Психологи. Значит, решил я, надо заниматься психологией. Уехал в Питер, поступил в ЛГУ на психологический факультет. – Поступали на психологический факультет, чтобы стать писателем? – Да. Писателем не стал, но интерес к человеку, желание понять человека сохранил на всю жизнь. А писательство оставил потому, что художественное творчество рационализма не терпит, психология же – наука рациональная. В отличие, кстати, от педагогики. Конечно, если под наукой понимать только сумму знаний, тогда можно и педагогику считать наукой. Но критериям классической науки она не соответствует. – Много ли потеряла литература? – Трудно сказать. Друзья и коллеги говорят, что у меня сохранилась стилистика и письма, и устной речи. Моя речь насыщена образами, в том числе и художественными. А благодаря литературным опытам молодости удается писать не сухие, скучные, суконные тексты, но более-менее живые, с серьезными метафорами.

http://pravoslavie.ru/4560.html

Зачем драться, когда можно дела и без того обделывать по-своему» 163 . Турки восхищались его гибким умом, неустрашимой отвагой и настойчивым характером, величая его почетным титулом «Игнат-паша». Греки боялись его и злорадствовали его неудачам, ожидая с нескрываемым нетерпением его удаления из Константинополя. Коллеги-дипломаты завидовали ему и в тайнике души недолюбливали. Зато русские, проживавшие в Константинополе, и южные славяне прямо, можно сказать, боготворили его и любили до самозабвения. «Встретили здесь меня русские подданные и наши единоверцы (правильнее единоплеменники), – писал граф Н.П. Игнатьев к о. Антонину в 1869 г., по возвращении в Константинополь, с радостию, чуть не с триумфом. Спасибо добрым людям, сознающим мое искреннее рвение на общую пользу, три дня к ряду выходили в Черное море пароходы, украшенные флагами. Жаль, что «бодатой корове Бог рог не дает». 164 Вечная тебе память, русский витязь, неустрашимый честный ратоборец во славу своей родины и на благо святой православной Церкви! Да будет тебе родная земля пухом. 1 Не свободно от этих упреков и «С.-Петербургское Славянское благотворительное Общество», в блестящем своем собрании 30 ноября 1908 г., в память графа Н. П. Игнатьева, выпустившее на кафедру четырех ораторов, характеризовавших своего приснопамятного председателя лишь с одной политической стороны деятельности. Речи эти были следующие: К.А .Губастова: «Миссия генерала Н. П. Игнатьева в Пекине в 1859 и 1860 гг.. и Пекинский договор», П. Д. Паренсова: «Граф Н. П. Игнатьев, как русский и славянский деятель», А.А.Башмакова: «Игнатьевская школа дипломатии» и Г. И Кончева: «Болгарская памятка графу Н.П.Игнатьеву») 2 «А вот из моих, тут сущих, больше чем половина все французики какие-то,– характеризует состав константинопольского посольства в это время архимандрит посольской церкви в Константинополе о. Смарагд, впоследствии епископ сухумский, в письме к арх. Антонину 4 марта 1873 г, – лишь бы ноготки были чисты, да были бы перчаточки с тросточкой, а там, хоть трава не расти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Потом, натешившись вдо­воль удалыми разбоями, в волю нагулявшись по широкому раздолью степи саратовской, по Волге и морю, решились наконец основать вольную оседлую общину: «собрався учинили совет» и предались под власть России при царе Михаиле Федоровиче. Им дана была «жалованная грамота на реку Яик с сущими при ней реки и притоки и со всякими угодьи от вершин той реки до устья». Они набрались беглыми всякого рода, вольными, гулящими людьми и образовали военно-демократическую общину. Демократическая воля в них до того была сильна, необуздана, что с 1721 года, когда они подчинены были ведению военной коллегии, до 1770 года, они непрерывно вели открытую, неуступную борьбу с ограни­чительными притязаниями начальства. Борьба эта достигла высшей степени разгара, когда в яицкий городок пришел Пугачев. Казаки раздели­лись тогда на две партии: на несогласных, или казаков войсковой руки, и на согласных, т.-е. сторонников старшин и правительства, или старшинной руки. Пугачев сразу понял силу и значение первой чисто-демо­кратической партии, и с нею-то пошел в поход. И зашевелился, за­двигался весь юго-восточный край империи, зашевелились русские и ино­родцы, затряслось все южное Приволжье и Заволжье, затряслись уральские заводы и зауральская Сибирь. Полетали возмутительные листы, мани­фесты, не многоглаголиво-красноречивые, а затрагивающие самое сердце и все вековые помыслы, желания и ожидания народа: «дарю волей и землей, и рекой, и травами, и морями, и хлебным провиантом, и крестом, и боро­дою, и свинцом, и порохом». И слова эти, как самая горючая, пламенная искра, просто производили пожар в сердцах народных. И пламя пуга­чевщины пылало. Крепостные, тяжко-податные, рабски-служебные, тяжко-чернорабочие основы империи заколебались. А буйные, давшие волю физиче­ской силе казаки говорили: «То ли еще будет, так ли еще тряхнем Москвой», т.-е. государством. И ужаснулось правительство. «Бог знает, чем все это кончится!» – говорила Екатерина. «Зло превелико, ужасно», – писал ей Бибиков: «Ух, дурно!..

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Из этого очевидно, что сама богословская традиция не могла удержаться на той высоте, на которой, она, несмотря на все внутренние «немощи», продержалась до самого конца Византии. Одну тему, настойчиво проходящую через весь турецкий период, следует отметить здесь: это полемику с инославными, прежде всего латинянами, а затем и протестантами. Порабощение греков турками открывало для папства новые перспективы и, увы, оно не преминуло ими воспользоваться. Вся эта эпоха отмечена непрестанно усиливающейся на Востоке латинской пропагандой, которая слишком часто оборачивается настоящим «уловлением душ» - и это вносит еще новую отраву, новое обострение во взаимоотношения разделенных христианских миров. На Восток были двинуты целые армии искусных пропагандистов, подготовленных в специальных школах (самая знаменитая из них - коллегия Св. Афанасия в Риме, открытая в 1577 г. папой Григорием XIII-ым). Сеть римских епископий покрыла весь православный Восток. Надо признать, что в ответ на эту хорошо подготовленную атаку, греческие полемисты не смогли ответить ничем сколько-нибудь существенным. В большинстве случаев они просто повторяли старые византийские аргументы, давно уже утерявшие свою остроту. «Латинской церкви, - пишет А. П. Лебедев, - ее нравов, стремлений и идеалов православные почти совсем не изучали, оставаясь при самых допотопных представлениях о латинянах, как об одной из казней египетских. Латиняне в своем церковном развитии шагнули вперед, а греки, когда им приходилось бороться с ними, топтались в каком-то заколдованном кругу». И, как ни тяжело сказать, но сохранению Православия способствовала прежде всего закоренелая, старая, кровная ненависть к латинянам, приведшая греков даже к перекрещиванию католиков! Никодим Святогорец пиал в своей Кормчей: «Одно то уже, что мы питаем ненанисть и отвращение к латинянам уже столько веков - это одно уже показывает, что мы гнушаемся ими, как еретиками - арианами, савеллианами и т. д.»... С другой же стороны, ограждали православных и сами турки, не любившие и боявшиеся латинян, как «иностранных агентов» и «представителей европейского империализма». Когда в начале 18-го века православные в Сирии пожаловались Порте на католическую пропаганду, был издан следующий «фирман»: «Некоторые из дьяволов французских монахов, с целями худыми и намерениями неправыми, обходят страну и внушают греческой райе свое пустое французское учение; при посредстве глупых речей они отклоняют райю от древней веры и внедряют веру французскую; таковые французские монахи не имеют права пребывать нигде, кроме тех мест, где находятся их консулы, они не должны предпринимать путешествий и миссионерствовать». Текст этот не нуждается в комментариях: вот в 18-м веке результаты разделения Церквей!

http://sedmitza.ru/lib/text/436729/

И хотя главным событием, кардинальным образом повлиявшим на расстановку сил в русской культуре, в пользу ее «просвещеннического», гуманистического варианта, стали петровские реформы, основания для них были заложены гораздо раньше: в веке XVI и особенно в XVII. И если в XVI веке тенденция ориентации на западный образец мироощущения проявлена еще слабо, в основном она выражена в преодолении враждебного отношения к Западу, как к «поганому», то уже в начале XVIIbeka западные идеи просвещения и прогресса увлекают многих деятелей русской культуры 22 . Общая духовная ситуация того времени была обусловлена постепенным отходом от духовной сущности исихазма не только в России, но и во всем православном мире. Иссякает живая творческая традиция и падает уровень богословской мысли. Этот внутренний духовный спад охватил, хотя и не одновременно, все Православие, независимо от очень разных исторических условий, в которых жили отдельные Поместные Церкви. «Все они оказались внутренне в одинаковом положении перед лицом нового времени – времени открытого столкновения Православия с инославным Западом, и православного мировоззрения с мировоззрением рационалистическим, носителем которого была западная культура» 23 . Это мировоззрение, в основу которого легла идеология «секуляризирующегося и гуманизирующегося Запада», имело результатом своего развития обмирщение всех сфер жизни общества. Историческая обстановка во всем православном мире сложилась так, что не только не способствовала преодолению духовного спада, но наоборот, создавала благоприятные условия для его углубления. Тем самым были открыты пути для проникновения «инославных» влияний, и для воздействия на духовную жизнь Православия как в странах, подпавших под турецкое владычество, так и на Руси. И этот напор западных исповеданий в православных странах постоянно усиливается. «На Восток были двинуты целые армии искусных пропагандистов, подготовленных в специальных школах». Самая знаменитая из этих школ – Коллегия св.Афанасия в Риме, открытая в 1577году папой Григорием XIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010