Умер Борис Владимирович Афанасьев Он умел притягивать к себе людей 17 марта, 2020 Он умел притягивать к себе людей «Сегодня скоропостижно скончался Борис Владимирович Афанасьев, директор НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой, председатель правления и основатель фонда AdVita. Еще в пятницу у него был симпозиум, после которого мы обсуждали текущие дела, а сегодня, в понедельник, его не стало». О нем вспоминает Павел Гринберг, исполнительный директор фонда AdVita. АБВ – человек-азбука, человек от альфы до омеги, человек-язык, давший нам речь, научивший разговаривать и действовать, давший всей российской гематологии (да и лично мне и не только мне) язык и путь, голос и смысл. Это сейчас российская гематология, как бы ее ни тормозили разобщенность, системные проблемы и недофинансирование, расцвела в одну из лучше всего организованных и обеспеченных кадрами областей российской медицины. Но так было не всегда. В 80-90-е ничего этого не было. Российская гематология безнадежно отставала от мировой. Это положение дел изменили всего несколько человек: АБВ и его соратники. Именно воля и авторитет Б.В. позволили собрать воедино разобщенные силы и ресурсы: врачей, поддержку международного научного сообщества, деньги, получить поддержку как внутри медицинского сообщества, так и на правительственном уровне – и начать системно выполнять в России трансплантации костного мозга, сначала на отделении ТКМ на кафедре гематологии Медицинского Университета, а затем и в Институте им. Горбачевой. Теперь это почти рутина, в НИИ ДОГиТ им. Горбачевой, да и в стране в целом, ежегодно проводятся сотни всех видов трансплантаций, полностью выздоравливают сотни людей, которые иначе были бы обречены. Я познакомился в Б.В. в 1999 году, пришел к нему как близкий друг пациента, нуждавшегося в помощи, и сразу был очарован его манерой, для перегруженных российских врачей весьма нетипичной, спокойно, без спешки говорить и выслушивать, врачевать и словом и делом. Б.В. умел притягивать к себе людей, вот этой манерой все успевать не спеша, видеть, слышать и уважать человека, немудрено, что я вернулся именно к нему и его коллегам в 2000 году, чтобы спросить: могу ли я чем-то помочь? Так появился на свет фонд AdVita, чьим председателем Правления с того времени и до сегодняшнего дня и был Б.В.

http://pravmir.ru/umer-boris-vladimirovi...

1637 г.: под этими словами подразумевались предполагавшийся приезд М. К. в К-поль и его возможная помощь в организации школ, где готовились бы греч. богословы. Однако в 30-х гг. XVII в. М. К. все больше настаивал на том, что уния с протестантами может быть достигнута лишь в случае, если она будет основана на принятии православной догматики ( Davey. 1987. P. 297-299). Несмотря на то что М. К. был сторонником Кирилла Лукариса и возобновил переписку со своими друзьями-протестантами, в Египте он поддерживал связи также с миссионерами-францисканцами и считался благосклонно настроенным и в отношении сближения с католич. Церковью ( Τσιρπανλς. 1989. Σ. 393). В 1637 г. М. К. просил помощи у кард. Антонио Барберини, главы римской Конгрегации пропаганды веры, названного им «филэллином», в том, чтобы в греческую коллегию св. Афанасия были приняты для получения образования 2 его племянника (письма датированы 20(30) янв. и 25 мая (4 июня) 1637). На эту просьбу он получил положительный ответ от Конгрегации пропаганды веры, в котором выражалась надежда на обращение и самого М. К. к учению Римской Церкви. Кардинал же вызвался материально обеспечить студентов на время их обучения. Однако не имеется никаких данных о том, что намерение М. К. послать племянников для обучения в коллегию св. Афанасия было реализовано (см.: Hofmann. 1934; Τσιρπανλς. 1989. Σ. 393-395; Davey. 1987. P. 299). С нояб. 1637 по окт. 1638 г. М. К. находился в К-поле и возобновил оттуда переписку с англ. другом, королевским библиотекарем П. Янгом ( Davey. 1987. P. 299; Τσιρπανλς. 1990. Σ. 237). В это время в османской столице развернулась борьба за Патриарший престол: Кирилл II Контарис , бывш. патриарх, попытался выступить против Лукариса, заручившись поддержкой посла Священной Римской империи Й. Р. Шмида и Римской курии. После того как 28 июня 1638 г. патриарх Кирилл Лукарис, заподозренный османскими властями в гос. измене, был задушен и брошен в море, М. К. написал неск. писем, сообщая об этом событии близким ему корреспондентам.

http://pravenc.ru/text/2563454.html

   Итак, принимая во внимание деятельность таких лиц, как Алляций, Аркудий и им подобные, можно найти, что коллегия св. Афанасия в Риме, имевшая целью пропаганду римо-католичества среди православных при посредстве лиц греческого происхождения, не оставалась без значения. Но все же значение этой коллегии было не так велико, как ожидали папы. Одной из причин этого последнего явления, кроме явного нерасположения греков к выходцам коллегии, было то, что сама коллегия, чем дальше шло время, тем более стала падать. В середине XVII в. в ней было лишь 18 питомцев, а затем она остается почти без учеников: финансовые папские затруднения отразились неблагоприятно и на состоянии Греческой коллегии в Риме. 348    Из всего вышеизложенного об отношениях римо-католицизма к Греческой церкви следует, что папство не могло иметь успеха на Востоке. Так продолжалось вплоть до начала XIX в. В 30-х гг. нынешнего столетия положение римо-католиков на Востоке значительно изменилось к лучшему. Политические затруднения заставили Порту искать помощи на Западе и просить содействия сильных соседей к устранению неизбежной погибели. Помощь была оказана. А с ней вместе изменилась и политика Порты по отношению к римскому католицизму. Чувство признательности, с одной стороны, а с другой — страх перед сильными римско-католическими государствами заставили ее снисходительнее смотреть на приверженцев папской курии и забыть прежнюю ненависть к ним. А главное — в качестве «больного человека» Турция на все должна была согласиться и на многое беспомощно махнуть руками… Благодаря этому папский двор стал чувствовать себя с этих пор гораздо свободнее и с новой энергией открыл свои действия на Востоке. Католическая пропаганда стала распространяться в Турецкой империи. 349 Положение Греческой церкви, по-видимому, становится в данном отношении день ото дня хуже и хуже. Но об этом нет надобности распространяться: об этом можно найти сведения в наших газетах. Вот, например, одно из таких известий. Римская Конгрегация пропаганды, состоящая под управлением известного католического фанатика, бывшего Познанского архиепископа («примаса Польши») кардинала Ледоховского, в отчете о своей деятельности за последние годы дает интересные сведения об успехах римского католичества на Востоке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

К тому же ещё определено о оных деньгах, которые с духовных дел собираться будут, рапортовать в Камер и в Штатс-Контор Коллегии, которым уже аки и подчинён быть по тому Синоду значится; и таким определением Правительствующий Сенат отягощение духовному правительству наносит напрасно, и поступает в том не по содержанию предложенных о оном духовном правительстве именных Его Царского Величества указов, и рапортованием утруждать намерен, аки бы Синод во интересах невероятен был; а оный Правительствующий Духовный Синод во искании интереса присягою обязался не меньше Коллегий и обретающихся от них в Правительствующем Сенате персон, и верность присяжную всецело содержать тщится; а в похищении интересов не точию не явился, но никогда тому (чего всяк храниться должен) ещё и не учился и впредь учиться не намерен, но имеет прилежное попечение показать себя во искании оных интересов усердна и непогрешительна; и которая казна в Синоде собираться станет, о той не неявно будет Его Царскому Величеству. А казны в Синоде к надлежащему Российской церкви исправлению, что в синодальной зависит должности, требуется великая сумма, о которой предлагать будет Синод не иному кому, но, яко крайнему своему судии, Его Царскому Величеству, а рапортовать оной Коллегии Синод, яко (не точию тем, но и Сенату) не подчинённый, не должен; но ежели Правительствующий Сенат в Коллегии рапортует, то и Синод подобное тому рапортование употреблять будет. 115 (95). – 5 Июня. О поручении полковнику Плещееву и судье Ершову описать и поверить ризницу и казну бывшего патриаршего дома. В Святейшем Правительствующем Синоде выписано: в нынешнем 721-м году Марта в 17 да Апреля в 21 числах по Его Великого Государя указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода велено из Москвы бывшего патриарша дому приказов и из архиерейских домов и из монастырей подьячих выслать в Санкт-Питербурх в Святейший Правительствующий Синод к делам, в том числе из патриарша Казённого старого Филиппа Коретникова, молодых Тихона Гололобова, Афанасия Гаврилова, Алексея Авдулова, Ивана Бастригина, итого 5 человек; и о высылке оных Его Великого Государя указ к Крутицкому архиерею послан Марта 23 дня, и по тому указу оный архиерей этих подьячих не высылывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Святейшем Правительствующем Синоде выписано: В прошлом 1715 году (по Его) Императорского Величества указу велено: Санкт-Питербурхским и из губерний в Санкт-Питербурхе при Сенату будучим комиссарам давать Его Императорского Величества денежное жалованье денег 120 рублёв, хлеба 60 четвертей; губернским: денег 60 рублёв, хлеба 30 четвертей. А по справке в государственной Штатс-Контор Коллегии по именному Его Императорского Величества указу полковнику и от лейб-гвардии капитану Афанасию Тихомирову, который при Санкт-Питербурхской рентереи рентмейстером, жалованье даётся против полковников Коншина, Норова и Кошелева: денежного по 600 рублёв, хлебного по 200 четвертей; да по приговору государственной Штатс-Контор Коллегии в Выборхе капитану рентмейстеру Якову Ходыченкову, который управляет и провиантмейстерские дела, учинено Его Императорского Величества жалованья против обретающихся в Санкт-Питербурхе комиссаров: денежного 120 рублёв, хлебного муки и овса 60 четвертей. А сего Ноября 16 дня в Святейшем Правительствующем Синоде комиссара Семёна Дьякова в доношении написано: При Святейшем-де Правительствующем Синоде определён он, Дьяков, комиссаром, которая-де комиссия трудом может касатися от всех десяти губерний, от которых было в Санкт-Питербурхе по комиссару, и оные получали свои трактаменты по указу; да ему ж-де, Дьякову, повелено содержать рентерею собираемой из подчинённых синодальных мест казны. А в Штатс-де Контор Коллегии при рентереях обретающиеся рентмейстеры получают трактамент; а он-де во оных двух службах обретается без трактаменту, и чтоб по Его Императорского Величества указу его, Дьякова, за помянутые его две службы, комиссарскую и рентмейстерскую, повелено было его отрактаментовать и для скудости его положенный трактамент выдать. А по справке в Святейшем Правительствующем Синоде: по Его Императорского Величества указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода Октября 4 числа оному Дьякову от Монастырского Приказу комиссаром быть повелено; а за неудовольствием потребных к делам служителей присылаемую в Синод из подчинённых мест денежную казну по указам и по подаваемым в Синод ведомостям до времени, доколе потребными к тому служители в Синоде удовольствование будет, принимать ему, комиссару Дьякову, и записывать по обыкновению во учинённую на то книгу и давать плательщикам отписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди всех отзывов одним из лучших является, несомненно, рецензия Елены Ямпольской в вашей газете. Это была для меня и огромная поддержка — в смысле глубины понимания. Да и просто поддержка, потому что негативных публикаций было очень много. Владимир Мамонтов, главный редактор: На днях к нам в редакцию приходили ведущие политологи. Разговор зашел о вашем фильме. Стали спорить, будет ли у фильма на DVD финансовый успех. Один сказал: да ну, Византия, кому это будет интересно. Другой говорит: нет-нет, этим будет завалена вся «Горбушка». Мои коллеги -журналисты из других изданий говорят: мы об этом писать не будем, наш читатель этого не поймет. А ведь их читатель — это как раз те, о ком вы говорили: люди из маршруток. Широкозахватная получилась работа. Почему ею так заинтересовались? Потому что явно существуют некие дыры в истории. Во всяком случае, фильм дал понять, что есть еще масса пространства для изучения. О. Тихон: Когда даже образованный человек неожиданно для себя узнает, что Византия долгое время была духовным, культурным и политическим центром мира, а Западная Европа была захолустьем по отношению к ней, это вызывает настоящий шок. В Константинополе — полумиллионном мегаполисе с широкими проспектами и многоэтажными домами с гидравлическими лифтами — с IV века были водопровод, канализация. В то время как Париж и другие европейские столицы до X века насчитывали не более 20 тысяч жителей. А основное гигиеническое изобретение Запада — башмаки на высокой подошве, чтобы в грязи не утонуть. Не говорю об образовании, о медицине, о необыкновенно развитой в Византии «социалке» — приютах для сирот, инвалидов, престарелых… Когда люди об этом узнают, у многих возникает отторжение: «Этого не может быть, нас этому не учили». Но самой интересной для меня оказалась крайне агрессивная реакция некоторых именитых ученых-историков. Юрий Афанасьев, например, начинает свое интервью в «Нью таймс» со слов «очень-очень гадкий фильм». И дальше говорит такие вещи, которые слышать из уст ученого более чем странно: будто бы Византия «была порождением западной культуры». Я полагаю невозможным, чтобы Юрий Афанасьев не знал основополагающих трудов Сергея Сергеевича Аверинцева, который показал, что истоки византийской культуры лежат в древнегреческой литературе и ближневосточной словесности. О западной культуре нет и речи. Или Афанасьев там же говорит: «Как будто бы с самого начала Византия — это православие». А что ж тогда Византия с самого начала?

http://pravmir.ru/glavnoe-chto-proisxodi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ РИТОР АФАНАСИЙ РИТОР (Ок. 1571, Константия, Кипр - 16.03.1663, Париж), греч. иером. и проповедник. Получил образование в К-поле. Был в числе приближенных Патриархов Неофита II (1602-1603; 1607-1612) и Тимофея II (1612-1620), к-рые благожелательно относились к католичеству. Неофит II сделал А. Р. своим протосинкеллом и познакомил с франц. иезуитами, чтобы он с их помощью смог закончить свое образование. Иезуиты направили его в Рим, но поступить в Греческую коллегию св. Афанасия он не смог. Между 1620 и 1630 гг. А. Р. переезжает во Францию, где знакомится с канцлером П. Сегье и кард. Дж. Мазарини. Они поручают ему приобрести на Востоке греч. рукописи. С этой целью А. Р. объехал Афон , Метеорские мон-ри , Македонию и Фракию, где собрал ок. 116 греч. рукописей и свыше 20 слав. (в наст. время - в Национальной б-ке в Париже; слав. также частично в РНБ). Между 1644 и 1650 гг. А. Р. активно проповедует на Востоке против кальвинизма, к-рому оказывал покровительство К-польский Патриарх Кирилл I Лукарис . К-польский Патриарх Парфений I (1639-1644) присвоил А. Р. титул дидаскала Великой ц., Патриаршего протосинкелла, и разрешил носить почти все епископские знаки отличия. Значительная часть сочинений А. Р. посвящена защите католич. догматов, напр. «Антипателларий» - ответ на несохранившуюся проповедь Афанасия III Пателлария , в к-рой тот отрицал примат папы Римского. После 1650 г. А. Р. вернулся в Париж, где и умер в нищете (его имущество было конфисковано по иску П. Сегье). Похоронен в ц. Сент-Этьен-дю-Мон. Личные бумаги А. Р. хранятся в Национальной б-ке в Париже (ркп. Supl. gr. 1014, 1026, 1027 и 1030). Соч.: Θιλοσοφικ συντγματα ττταρα. P., 1639 [Четыре философские трактата]; Αριστοτλης αυτν περ τς θανασας τς ψυχς διατρανν. P., 1649 [Аристотель, толкующий свои мысли о бессмертии души]; Αντιπατελλρος: Επιστολ περ νσεως τν κκλησων ... Συντετμημνος Αντικαμπανλλας. P., 1655 [Антипателарий: Послание об объединении Церквей]; Περ το περανεστηκτος π πσι κρτους το κρου ρχιερως... P., 1662 [О великом Понтифике]. Лит.: Legrand. Bibl. hell. XVII. T. 3. P. 417-426; Korolevskij C. Athanase le Rheteur//DHGE. T. 4. Col. 1394-1396; Μανοσακας Μ. Ι. Ανκδοτα πατριαρχικ γγραφα περ Αθανασου το Ρτορος//Επετηρς Μεσαιωνικο Αρχεου. 1940. T. 2. Σ. 134-151; Kn ö s. L " histoire. P. 434-435; Πατρινλης Χ. Γ. Αθανσιος Ρτωρ//ΘΗΕ. T. 1. Σ. 561-562; O " Meara D. J. The Philosophical Writings, Sources, and Thought of Athanasius Rhetor//Proc. of the American Philos. Soc. 1977. Vol. 121; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 191-193. И. В. Т. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77024.html

Для беспристрастной оценки этого взгляда наших расколоучителей на личность и значение Арсения грека в никоновской справе нет нужды останавливаться на подробном описании предшествующей жизни его до прибытия в Москву в 1649 г. в свите иерусалимского патриарха Паисия; биографические сведения о нем за это время обстоятельно изложены в нашей печати по подлинным документам 206 . Поэтому можем ограничиться только общими положениями, выведенными из записей судебного процесса над Арсением. Прежде всего должны признать, что предшествующая жизнь Арсения грека была не безупречна и носит на себе темные пятна. Пятилетнее пребывание его в Риме в грекоуниатской коллегии для обучения наукам и приобщение св. таин в церкви св. Афанасия при той же коллегии иэ рук униатского митрополита свидетельствуют о первом отступлении Арсения от православия, отступление правда не сознательном, временном и довольно обычном на Востоке, потому что оно совершилось в молодые годы, когда Арсению было только 14 лет от роду, когда все греки, отправлявшиеся в Рим учиться, должны были на время переходить от православия на унию, потому что без этого их не принимали в коллегию. Но пребывание в римской униатской коллегии считалось отступлением от веры и в глазах самих греков; поэтому когда Арсений вернулся из Рима и захотел постричься в Цареграде, то даже родной брат его архимандрит долго отказывал ему в этом пострижении, «чая того, что он в римской вере», пока Арсений публично «ту римскую веру не проклял трижды». Постриженный в монахи, поставленный в диаконы, священники, даже игумены, Арсений совершил, затем новое отступничество от православной христианской веры уже в мусульманство. На допросах в Москве Арсений сначала запирался в этом тяжком обвинении; показывал, что заподозренный в измене турецкому султану и желания передать предназначавшуюся ему епархию венецианам, он был только арестован визирем «и было ему истязанье многое, и платье с него и камилавку снимали, и чалму на него клали, и вкинули его в тюрьму, и сидел в ней около двух недель; из тюрьмы он бежал в волошскую землю, а обусурманен он не был».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Докукин жалуется, что древоделей и каменотесцев отпали. И точно, с 1712 года но 1718 постоянно переводили, сгоняли в Ингерманландию каменъщиков, кирпичников, мастеровых людей и ямщиков, и таким образом лишали крестьянские волости нужных людей; плотники из дворцовых волостей были наряжаемы в 1716 – 18 годах для заведения русских слобод около мызы Сари. В 1702 году даже из Кунгура, – по указу правительства, – высылали плотников для строения города Затона, а кузнецов на Таган- Рог! Такие казенные отлучки и работы естественно отрывали крестьян от заработков, промыслов и ремесел, да и крестьянские волости лишали хороших каменъщиков. кирпичников, плотников и других мастеровых людей. Затем Докукин жаловался, что земские люди «на правежах стоя от великих и несносных податей и оброков с голоду помирали и до основания разорялись; что на правежах их били нещадно»! Все это вопиющая истина, которую изображал Посошков, в которой сознавался сам Петр во многих своих указах. В именном указе сенату в 1717 году он сам писал: «Господа Сенат! Я слышу по сторонним ведомостям, что в губерниях несносные правежи чинятся». Правежи тиранили народ, подати и бесчисленные и разнообразные поборы не только поземельные и подушные, но и хомутейные, прикольные, посаженные, мостовые, пчельные, банные, кожные, покосовшинные, с подводчиков десятые и тому подобные вымышленные сборы просто разоряли народ, или причиняли людям трубацию великую, – как выразился Посошков. Оттого раскол и восстал против даней многих. Как крестьян, так и торговых людей отрывали от торговли. Например, из городов Европейской России посылали купцов на службу, в головы и целовальники, в отдаленные сибирские города. Кроме того, многие гости всех сотен, купецкие, посадские и промышленные люди всех черных сотен, от волокит и притеснении приказных людей вовсе отбыли своих торгов и промыслов, – как писал сам Петр в указе 30 января 1699 года. Далее, Берг-Коллегия и Мануфактур-Коллегия, централизуя в казенное ведомство местнообластные естественные материалы и условия народной промышленности и раздавая привилегии большею частью одним иностранцам, лишали тысячи народа вольных ремесел, заводских и рукодельных промыслов! Между тем и для видов самого правительства, Мануфактур-Коллегия – по словам Щербатова – «разными злоупотреблениями не только полезна, но и вредна учинилась».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Выходя из мысли, что «монархов власть есть самодержавная, которой сам Бог повелевает повиноваться за совесть», Петр разделял убеждение, что «Духовное Коллегиум» только в том случае будет «наипаче сильно, когда под державным Монархом и от Монарха уставлено». Полагая в правах и власти монарха оплот блага для подданных и правды для учреждений государственных, Петр те же требования предъявлял и вновь учрежденной им Духовной Коллегии. В манифесте об учреждении, обязывая Духовную Коллегию управлять духовными делами Всероссийской церкви, по данному ей Регламенту, Петр пояснил: «должна же есмь Коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи; однако же делать сие должна Коллегия Духовная не без нашего соизволения». В присяге, особо составленной для членов Духовной Коллегии, обязав ее членов, «исповедовать с клятвой крайнего судью Духовного сей Коллегии самого Всероссийского Монарха, Государя нашего всемилостивейшего». Смысл и цель сего обещания ясны. Здесь, как и во всей присяге слышится смешение обязанностей верноподданного слуги с долгом ответственного пред Богом и церковью служителя. Те заботы, с которыми преобразователь старался обставить и оградить авторитет Синода, по-видимому указывали на возможность возражений. Духовный Регламент, представляя Духовный Коллегиум лучшим и совершеннейшим по самому его устройству правительством, тем не менее указывает причины, по которым этот Коллегиум призван заменить патриаршество. Указание этих причин и подробное их изъяснение заставляют предполагать в современниках возможность сомнений на счет желательности и целесообразности такой замены. Не без основания полагают, что Петр не вдруг после смерти патриарха Адриана приступил к осуществлению предносившейся ему задачи, -а с заметной медлительностью, указывавшей на осторожность. Обращают внимание на самое назначение местоблюстителем патриаршего престола не Афанасия, холмогорского епископа, на которого, как на кандидата, указывал князь Курбатов, а Стефана Яворского , незадолго до кончины патриарха Адриана, поставленного рязанским и Муромским митрополитом из игуменов Южнорусской Никольской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010