Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей архиепископ Афанасий (Мартос) Слова и поучения " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Вероучительные темы Жизнь прихожанина, июнь 1958 г Цель земной жизни каждого человека – это спасение своей души в вечности. Православная вера и Православная Церковь содержат всё то, что нужно для достижения этого спасения. Епископ Феофан, знаменитый Вышинский затворник, пишет следующее: “Веруй во всё, во что веровать повелевает Святая Православная Церковь, и приемля благодатные силы через Таинства и взгревая их через участие во всех Богослужениях и через исполнение всех других постановлений Святой Церкви, иди неуклонно путём заповедей, Господом Иисусом Христом нам предписанных, под руководством законных пастырей, и спасёшься.” Церковь имеет двоякое значение: с одной стороны она есть “от Бога установленное общество людей, соединённых Православной верою, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами” (катехизис), а с другой стороны в практике принято называть православный храм церковью. Православный христианин относится к одному и другому названию с благоговением и уважением. Слово Божие учит, что Церковь, как общество православных верующих людей, есть живое мистическое тело Христово, Глава которой есть Сам Христос. Церковь, как Тело Христово, исполнено благодати Божией, спасающей и освящающей силой Божией. Поэтому всякий, кто пребывает своею верою в лоне Церкви Православной, спасается для жизни вечной. В символе Православной веры мы читаем следующее определение: “Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.” Этими словами мы выражаем свою веру, что Православная Церковь едина во всём мире; она пребудет таковой до скончания сего века. Поскольку Православная Церковь существует во всём мире и к ней принадлежат все народы, исповедующие Православную веру, то она называется Вселенской. Существующие отдельные Православные так называемые Поместные Церкви, как например: Греческая, Русская, Румынская, Сербская, Болгарская, Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская и другие автокефальные Церкви, нисколько не нарушают единства Вселенской Православной Восточной Церкви. Все эти Церкви имеют собственное управление, независимое от другой, но сохраняют единство Православной веры, единство Таинств, единство благодатных даров Святого Духа, единство в общении молитвенном. Мы являемся чадами Русской Православной Церкви Заграницей, а через неё принадлежим к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Вселенской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Брянская Основана 09(22).06.1918 (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 48, л. 2). Орловское викариатство. Самостоятельная с кон. 1920 г (сформирована из 4 уездов Орловской и 1 уезда Калужской губернии). Возобновлена 13(26)02.1994 (выделена из Орловской епархии). Именовалась: Брянская; с 1920 г. – Брянская и Севская. В древности, в связи с разгромом татарами южной Руси, некоторое время в Брянске имела свое пребывание старая Черниговская кафедра. См. Черниговская. Викарные кафедры: Бежицкая, Карачевская, Новозыбковская. 1918 04.(?)1921 04.(?)1921 12(25)09.1923 02(15)11.1923 12(25)05.1924 12(25)05.1924 08(21)12.1929 25.03(07.04)1931 12.1931 04(17)03.1934 10(23)03.1934 03(15)12.1935 22.02(06.03)1936 13(26)04.1936 04(17)07.1936 10.1936 Иоанн Соколов II 06.1943 09.1943 13(26)02.1994 28.02(13.03).2002 28.02(13.03)2002 07(20)04.2002 07(20)04.2002 Феофилакт Моисеев Брянская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1937 г. 08(21)08.1923 12(25)06.1924 07.1924 10.1925 Петр Виноградов 28.04(11.05)1926 Николай Поликарпов 16(29)01.1931 Александр Цветиков 11(24)05.1933 10.1933 11.1933 Николай II Поспелов 09(22)03.1934 12.1934 11(24)02.1935 29.10(11.11)1937 506 Вторая дата – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 218, л. 117. Определением от этого числа перемещен в Рязань. До этого дважды был арестован, в конце 1922 г. выслан в Москву. 512 26.04(09.05)1935, после 13-летнего пребывания в обновленческом расколе, принес покаяние, принят в общение с Церковью в сане епископа и (первая дата) определен на Брянскую кафедру. Но вступить в управление епархией не успел. Был арестован во Владимире (вторая дата), приговорен к 5 годам заключения в концлагерь (ИТЛ). Скончался в заключении 29.03(12.04)1941. Сведения о повторном уклонении в обновленчество не соответствуют действительности. 513 Имел пребывание в Брянске, часто именуется Брянским, но в реальности был епископом Рославльским. Эмигрировал в 1944 г. По ММЛ РПИ, в 1943 г. бежал за границу; белорусский «автокефалист». (Это неверно, ибо принадлежал к временной Белорусской автономии, возглавляемой митрополитом Пантелеимоном [Рожновским]). По некоторым сведениям, перешел в унию. Это соответствует действительности. «В июле 1945 г., будучи эмигрантом в Германии, он перешел в католичество восточного обряда, спасаясь от насильственной репатриации на родину. Умер в католическом монастыре в Бельгии» (см. Архиепископ Афанасий (Мартос). Белорусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск. 1990. С. 281). Скончался в Брюсселе. в 1962 г. См. Рославльская. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще 30 июля 1942 г. архиеп. Филофей писал генеральному комиссару Белоруссии о ненужности излишней торопливости в введении автокефалии: «Это очень важное и ответственное положение, требующее точности и правильности церковных канонов Священной Вселенской Православной Церкви… Нас торопят в этой работе…» 912 Однако 5 августа он был вынужден издать распоряжение о созыве собора для официального провозглашения отделения Белорусской Церкви от Русской. Собор проходил в Минске 30 августа – 2 сентября 1942 г. На нем присутствовали 3 архиерея из 5 и представители только 2 епархий, и то в большинстве по назначению. Некоторые священнослужители не смогли вовремя приехать из-за вмешательства оккупационных властей. Митр. Пантелеймон и архиеп. Венедикт были в Минск не допущены. Собор выработал новый статут Белорусской Церкви, утвердил мероприятия по достижению автокефалии и белоруссизации: созданию Священного Синода, завершению организации епархий, открытию Минской семинарии и т. д. В обязанность всем священникам вменялось выучить белорусский язык и сдать по нему экзамен до 1 октября. В имперскую канцелярию была отправлена телеграмма: «Фюреру Адольфу Гитлеру. Первый в истории Всебелорусский Православный Церковный Собор в Минске от имени православных белорусов шлет вам, господин рейхсканцлер, сердечную благодарность за освобождение Белоруссии от московско-большевистского безбожного ига, за предоставленную возможность свободно организовать нашу религиозную жизнь в форме Святой Белорусской Православной автокефальной Церкви и желает быстрейшей полной победы вашему непобедимому оружию» 913 . И все же, хотя в постановления собора и вошло навязанное ему заявление о независимости Белорусской церкви, было поставлено условие, что «каноническое объявление автокефалии наступит после признания ее всеми автокефальными Церквами». Все три архиерея, присутствовавшие на соборе – архиеп. Филофей, еп. Афанасий (Мартос) и еп. Стефан (Севбо) были против автокефалии и не согласились с требованием оккупационных властей и белорусских националистов о ее немедленном введении. Иерархи прекрасно понимали, что получить письменное признание от глав Православных Церквей в разгар мировой войны будет невозможно. Этот расчет полностью оправдался. Послания главам других Церквей были составлены, переведены, переданы германским властям для пересылки только через год и так и не отправлены. После собора сопротивление белоруссификации продолжалось: автокефалия никогда не упоминалась ни в церковных документах, ни в официальной печати. А в мае 1944 г. архиерейская конференция Белорусской Церкви объявила постановления собора 1942 г. недействительными на том основании, что на нем отсутствовали 2 старейших епископа, которые не были допущены оккупационными властями 914 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и Холмщины в 1875 г., принадлежало греко-католической Церкви,— всего 718 храмов; при этом грубо игнорировалось то обстоятельство, что ранее, до введения унии, это имущество, земли, храмы были православными, некоторые хоть и строились униатами, но на месте стоявших здесь прежде православных церквей. Иск, врученный Костелом, включал треть всего имущества православных общин. Варшавский суд в 1933 г. постановил 70 церквей передать Костелу, а судьбу других 708 отдавал на усмотрение местной администрации. И теперь храмы, как и до суда, отнимали у православных в административном порядке. Так, в трех белорусских епархиях: Виленской, Гродненской и Полесской — из бывших здесь до 1914 г. примерно тысячи приходов сохранилось за время польского господства около половины. Как пишет историк Белоруссии и Белорусской Церкви епископ Афанасий (Мартос), «польские власти закрыли все церкви в учебных заведениях, госпиталях и тюрьмах, отняли у православных более 100 приходских церквей, некоторые отдали католикам, а часть оставили вообще закрытыми. Более десятка церквей вообще разрушили. Из 13 мужских и женских монастырей довоенного времени осталось здесь 5. Остальные 8 монастырей (6 мужских и 2 женских) передали католикам или использовали на государственные нужды». В разное время с 1919 по 1936 г. католическим Костелом захвачено было 15 приходских церквей в Волынской епархии, 42 — в Гродненской, 10 — в Виленской, 6 — в Полесской, 155 — в Варшавско-Холмской. Закрыты и запечатаны были 23 храма в Гродненской, 89 — в Варшавско-Холмской и по 7 церквей в Волынской, Виленской и Полесской епархиях. Униатам переданы были Турковицкий, Супрасльский, Вировский, Радачинский, Лесненский, Красностоцкий и Виленский женский монастыри.    В волынском селе Жабча местный католический священник захотел отнять храм у православных, не имея на то никаких оснований. Но он опирался на вооруженную помощь так называемых осадников — польских военных колонистов, размещенных на землях, конфискованных у православных. Осадникам давали по 10 десятин земли на мужскую душу, осады размещены были в восточных воеводствах Польши для полонизации этих земель.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Управление территориями, оккупированными немецкими войсками, осуществлялось Рейхсминистерством Восточных земель во главе с Альфредом Розенбергом. Захваченные земли были разделены оккупационной администрацией на рейхскомиссариаты, состоявшие из округов, областей, районов, уездов и волостей. Прифронтовая территория находилась под управлением военного командования. В результате нового административного деления Северная Буковина, Молдавия, Бессарабия и Одесская область были переданы Румынии, причем земли восточнее Днестра вместе с Одессой составили так называемую Транснистрию (Заднестровье). На оккупированной фашистами части Карелии власть осуществляло Военное управление Восточной Карелии. Галицию присоединили к Польскому генерал-губернаторству. Остальная территория составила рейхскомиссариат Украины с центром в городе Ровно. Центральная часть Белоруссии образовала генеральный комиссариат Белоруссии. Северо-запад Брестской и Гродненская области отошли к Восточной Пруссии, где действовали общегерманские законы; большая часть Брестской, а также Пинская и Полесская области отнесены были к рейхскомиссариату Украины; северо-западные районы Виленской области — к генеральному округу Литвы. Таким образом, сама Белоруссия собственно состояла из Барановичской, части Виленской, Минской, Пинской, частей Брестской и Полесской областей. Генеральный округ Белоруссия входил в состав рейхскомиссариата Остланд (Восток). Переход через границы административных зон был жестко ограничен, а для большинства жителей оккупированных территорий строго запрещен и смертельно опасен.    Как писал историк Белорусской Церкви епископ Афанасий (Мартос), «немецкие войска застали церковно-религиозную жизнь в Восточной Белоруссии в разрушенном состоянии. Епископов и священников не было, церкви были закрыты, переделаны в склады, театры, а многие разрушены. Монастырей не существовало, монахи разбрелись где кто мог, многие умерли в ссылках, в тюрьмах. Но верующие были в огромном числе. В Минске, столице Белоруссии, из девяти церквей уцелела только одна на военном кладбище за городом. Остальные переделаны и приспособлены для разных хозяйственных нужд. Три церкви: кафедральный собор, архиерейская церковь и собор возле железнодорожной станции были снесены. Сохранились католические храмы, но в кафедральном был архив, а в другом большом — кино. Богослужений в городе не совершалось уже много лет».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Леонтий перешел в юрисдикцию Североамериканской православной митрополии с титулом «епископ Аргентино-Парагвайский». Однако уже в сент. того же года раскаялся и вернулся в РПЦЗ. В дек. 1949 г. Парагвайское вик-ство было выделено в отдельную епархию во главе с еп. Леонтием. Ему не удалось наладить отношения с проживавшими в П. правосл. верующими, и в 1951 г. он переехал из П. в Аргентину. 21 окт. 1953 г. решением Архиерейского Собора РПЦЗ еп. Леонтий переведен в Перу, а Парагвайская епархия присоединена к Аргентинской (объединенная епархия стала называться Аргентино-Парагвайской). В 1956 г. епископом Аргентино-Парагвайским был назначен Афанасий (Мартос) . В 1957 г. в храме Покрова Пресв. Богородицы состоялось отпевание ген. И. Т. Беляева (1875-1957) - русского офицера, географа, этнографа и лингвиста, боровшегося за права коренного населения П. Он перевел молитву «Отче наш» на язык индейцев мака. В 50-х гг. XX в. Покровский приход в Асунсьоне переживал расцвет. Прихожане содержали храм и священника. В 1957 г. активных прихожан насчитывалось 139 чел., воскресные службы посещали ок. 50-60 чел., рождественскую посетили 100-120 чел., пасхальную - ок. 200 чел. В течение этого года на исповеди побывали 133 чел. Витраж ц. Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне. 2014 г. Худож. Б. Кареага Фото: Бернардо Пуэнте Оливера Витраж ц. Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне. 2014 г. Худож. Б. Кареага Фото: Бернардо Пуэнте Оливера 25 дек. 1967 г. настоятелем прихода Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне и св. Николая в Энкарнасьоне (основан в сер. XX в.) назначен иерей Иоанн Петров (1903-1987). В 1982 г. он был пострижен в монашество с именем Иннокентий. 21 авг. 1983 г. Иннокентий (Петров) хиротонисан во епископа Асунсьонского, викария Аргентинской епархии с местопребыванием в П. 3 нояб. 1983 г., после кончины архиеп. Афанасия, Иннокентий стал управляющим Аргентино-Парагвайской епархией, 13 авг. 1985 г. получил титул епископа Буэнос-Айресского и Аргентино-Парагвайского. Бóльшую часть времени еп.

http://pravenc.ru/text/2578963.html

Несговорчивого митрополита немцы отстранили от управления Минской епархией и отправили в Благовещенский монастырь (деревня Ляды близ Минска), а затем он некоторое время находился в заточении в тюрьме гестапо в г. Вилейка Минской области. После этого руководство делами митрополии по благословению митрополита Пантелеимона перешло в руки архиепископа Филофея (Нарко). Необходимо обратить внимание на то, что в годы войны вся территория Белоруссии была разделена немецкими властями на особые зоны: Центральная часть страны (Минщина) входила в состав Генерального комиссариата «Беларусь» (под руководством Вильгельма Кубе), Гродненщина отошла к Восточной Пруссии, Витебщина и Могилевщина, как находившиеся в прифронтовой полосе, состояли в ведении военной администрации Вермахта. Полесье и Брестская области отошли к Рейхс-комиссариату «Украина». 7–10 февраля в Пинске прошел еще один Собор епископов. Так как территория Полесья и Пинска была отнесена к Украине, вступивший в управление Пинско-Полесской епархии архиепископ Александр (Иноземцев) вошел в соглашение с националистическими украинскими кругами и вместе с епископом Луцким Поликарпом (Сикорским) принял участие в хиротонии трех викарных епископов, отошедших к т. н. «Украинской автокефальной православной церкви», о чем речь пойдет ниже. 30 августа – 2 сентября 1942 года в Минске состоялся очередной Собор Белорусской Церкви, председателем которого в отсутствие митрополита Пантелеимона был архиепископ Филофей. На Соборе присутствовало всего три белорусских епископа из пяти (архиепископ Филофей, епископ Афанасий (Мартос) и Стефан (Севбо)) и представители только двух епархий. Немецкие власти настойчиво требовали от Собора провозглашения автокефалии, что и было продекларировано соборянами, но с оговоркой, что каноническое объявление автокефалии наступит после признания ее всеми Автокефальными Церквами, включая и Московский Патриархат. Послания Главам Поместных Церквей о решениях Собора были составлены, но в течение года так и не отправлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я еще лежу в постели, набираясь сил для встречи новых переживаний и впечатлений. Подходит папа: приехал из Варшавы архимандрит Филофей (Нарко) и хочет с тобой повидаться. Я уже знал о том, что архим. Филофей мечтает о белом клобуке митрополита всея Белоруссии, дошел слух и о том, что готовит он козни против Митрополита Пантелеймона (Рожновского). – Узнайте, папа, в каком он чине (сане), если архимандрит – я сейчас выйду, если же епископ – скажите, что принять его не могу. Оказалось, архим. Филофей направлялся в Жировицкий монастырь к митрополиту Пантелеймону, где и был он в ноябре этого же 1941 года хиротонисан во епископа. В марте 1942 года он снова посетил меня вместе с епископом Афанасием (Мартос). Со злым замыслом – раздавить Российский Колосс и в стадо бессловесное обратить народы его – вступил Гитлер в Интернационалом Маркса поверженную Россию. Это мы почувствовали при первых встречах с офицерами гитлеровской армии. В церковной ограде, у входа в храм стоит генерал с группой старших офицеров. Подхожу к ним. В разговоре отмечаю, что русский народ изнемогает под гнетом Интернационала и станет верным союзником того, кто поможет ему освободиться от марксовых пут. На это генерал ответил: – Мы знаем, зачем идем мы в Россию, знаем и как со скотом обращаться. Часто группами заходили военные в храм во время богослужений. И как заходили – в фуражках и с папиросами в зубах! Приходилось мне прерывать Литургию и с крестом в руках выходить к ним с просьбой снять фуражки, прекратить курение или же выйти из храма. Был случай – в ответ на мое замечание куривший офицер схватился за револьвер и... вышел из храма со словами – «русская свинья». Зашел как-то в храм в будний день рядовой немецкий солдат, попросил на ключ закрыть входную дверь и спрашивает: – Скажите, пришел уже антихрист или нет? Что сказать? Все христианские церкви в Германии, в том числе и православная, пользовались всеми правами и были финансируемы государством, которое ввело для этой цели специальный налог на верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Обозный К. П. Псковская Православная миссия в 1941-1944 гг. (миссионерский аспект деятельности)//Православная община. 2000. 1 (55). С. 69-87, 2 (56). С. 74-101; Галкин А. К., Бовкало А. А. Новгородская епархия в годы оккупации (1941-1943)//София (Новгород). 1995. 2 (14). С. 4-5; Их же. Псковская Духовная миссия и монастыри на Северо-Западе России//Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Ежегодная Богословская конференция 1997 г. М., 1997. С. 107-112; Галкин А. К. Похвала и утверждение Старой Руссы//София. 1997. 3. С. 6-8. Обозный К. П. История Псковской Православной миссии 1941-1944 гг.. М., 2008.. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 1990; Раина П. К. Указ. соч.; Черепица В. Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине. Гродно, 2000; Силова С. В. Крестный путь. Белорусская Православная Церковь в годы немецкой оккупации 1941-1944 гг. Минск, 2005; Горидовец Владимир, священник. Церковная жизнь на территории Полоцко-Витебской епархии в период немецкой оккупации в 1941-1944 годах//Вестник церковной истории. 2008. 2. 279-284. Украинская Автокефальная Православная Церковь. Мюнхен, 1951. Фотиев Кирилл, протоиерей. Попытка Украинской церковной автокефалии в XX веке//Православная Церковь на Украине и Польше в XX столетии. 1917-1950 гг. Сборник. М., 1997. С. 7-86. Феодосий (Процюк), митрополит. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004. Heyer F.Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945; Heyer F, Weise Ch. Kirchengeschichte der Ukraine. Acht Jahrzehnte vom ersten Weltkrieg bis zu den Konflikten der Gegenwart. Göttingen, 1997. Handschrift. Stehle H.Der Lemberger Metropolit Sheptyckij und die nationalsozialistische Politik in der Ukraine, in: Vierteiljahreshefte fur Zeitgeschichte, Mü chen, 34/1986, 3. Heft. S. 407-425; Boeckh К.Rum änisirung und Repression. Zur Kirchenpotitik im Raum Odessa/Transnistrien 1941-1944, in Jahrbü cher f ü r Geschichte Osteuropa, 1997, Heft 1. S. 64-84.

http://religare.ru/2_94013.html

Новогрудская епархия Дата создания: 1415 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата В 1317 году Константинопольский Патриарх Иоанн (Глика) учредил самостоятельную Литовскую митрополию с кафедрой в Новогрудке. В 1328-1459 годах Патриарх то закрывал Литовскую митрополию, то вновь ее открывал. Когда Литовская митрополия закрывалась властью Константинопольского Патриарха, ее присоединяли к митрополии Московской. Постоянное местожительство литовских митрополитов находилось в Новогрудке. Литовские митрополиты считали своей кафедрой Киев и титуловали себя митрополитами Киевскими. Пределы Литовской митрополии изменялись в зависимости от того, какие епархии к ней принадлежали. С самого начала учреждения она состояла из указанной митрополичьей епархии и Полоцкой епископии. Со временем власть литовских митрополитов распространилась на Галичскую, Перемышльскую, Холмскую, Луцкую, Владимиро-Волынскую, Туровскую, Смоленскую и Черниговскую епархии. В 1459 году произошло окончательное отделение Литовской (Киевской) митрополии от Московской. После Брестской церковной унии 1596 года, вызвавшей церковные нестроения, управление Литовской митрополией временно осуществляли епископы Перемышльский и Львовский. В 1620 году иерархия Литовской митрополии была восстановлена. С этого времени Литовские митрополиты из-за притеснений униатов проживали в Киеве, а в Новогрудке их замещали наместники из архимандритов Слуцкого или Виленского монастырей. В 1686 году Константинопольский Патриарх Дионисий IV отказался от патриаршей власти над Киевской митрополией в пользу Московского Патриарха. С 1793 года территория современной Новогрудской епархии вошла в состав Минской епархии , в XIX-XX веках входила в состав других епархий. В период немецко-фашистской оккупации Белоруссии была предпринята попытка возродить древнюю Новогрудскую кафедру. В 1942 году на Соборе белорусских епископов было принято решение об открытии Новогрудской епархии. Управляющим епархией с титулом «Новогрудский и Барановичский» был назначен епископ Вениамин (Новицкий), проживавший на покое в Успенской Почаевской лавре . Из-за неприбытия епископа Вениамина в Белоруссию управление Новогрудской епархией осуществлял епископ Витебский и Полоцкий Афанасий (Мартос). Летом 1944 года, ввиду наступления Красной армии, белорусские архиереи по приказу немецких властей вынуждены были покинуть Белоруссию и эмигрировать за границу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244362...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010