Следует отметить, что статьи и проповеди о. Н. Шиловского популярностью у православных жителей Смоленска не пользовались. Его откровенное стремление угодить оккупантам и сам внешний вид «неправославного» священника (отсутствие бороды и усов, короткая прическа) вызывали отторжение у верующих. Так, например, в ноябре 1941 г., во время воскресного богослужения в Смоленском кафедральном соборе, был снят немецкий пропагандистский фильм. При этом, «во избежание незапланированных действий», в почти пустом храме находились лишь несколько немецких офицеров, священник (протоиерей Николай Шиловский) и хор. Богослужение, в ходе которого провозглашались здравицы в честь «Великой Германии и ее вождя Адольфа Гитлера», транслировалось по радио. Русских жителей города вооруженная охрана не пустила на богослужение в собор, что вызвало у них возмущение 417 . На оккупированной территории Белоруссии оказалось свыше 800 тысяч евреев, которых сразу же стали подвергать репрессиям. В конце 1941–1942 гг. было проведено переселение евреев из небольших населенных пунктов в гетто более крупных городов и местечек. Минское гетто было самым многочисленным и дольше других просуществовавшим в СССР 1939 года, оно было ликвидировано 23 октября 1943 г. Всего в Белоруссии от рук нацистских оккупантов погиб каждый четвертый житель республики, из них каждый третий был евреем. По числу жертв Холокоста на территории СССР – почти 800 тысяч человек – Белоруссия занимает второе место после Украины 418 . Некоторые архиереи Белорусской Православной Церкви, в частности епископ Витебский и Полоцкий Афанасий (Мартос), в период оккупации выступали с пронемецкими заявлениями. Иногда в подобных заявлениях звучали и антиеврейские мотивы. Так, архиепископ Гродненский и Белостокский Венедикт (Бобковский) в послании к православным белорусам своей епархии от апреля 1943 г. писал: «И ныне миллионы обезбоженных людей, водимые Иудами, безбожниками-большевиками, напрягают все свои силы к порабощению народов под властью всемирного еврейства, к уничтожению веры в Бога, христианской культуры и обезличиванию человеческой личности...» 419

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высокопреосвященный Пантелеимон принял немецкое предложение с оговоркой: отделение от Московской Патриархии может состояться после того, как Белорусская Церковь организуется для автокефалии и оформит это отделение канонически, согласовав его с Московской церковной властью и другими Поместными православными Церквями, что в условиях войны было невозможно. Кроме того, митрополит Сергий никогда не согласился бы с провозглашением Белорусской автокефалии, да еще под немецким патронажем. Такое решение митрополита Пантелеимона по существу противоречило немецким планам. В начале марта 1942 года в Минске состоялся Собор белорусских архиереев с участием митрополита Пантелеимона, епископа Венедикта (Бобковского), епископа Филофея (Нарко) и архимандрита Афанасия (Мартос), присутствовавшего в качестве наблюдателя. Вновь вступивший с началом войны в управление Полесско-Пинской епархии архиепископ Александр (Иноземцев) участия в Соборе не принял. Собор этот избрал преосвященного Пантелеимона митрополитом Белорусским. В связи с вхождением Гродненщины в пределы Восточной Пруссии Собор принял решение о создании автономной Белостокско-Гродненской епархии и назначил ее правящим архиереем епископа Венедикта (Бобковского), с возведением в сан архиепископа. Помимо этого, собственно в Белоруссии были открыты еще несколько епархий: Минская (под управлением митрополита Пантелеимона), Могилевская (под управлением епископа Филофея (Нарко)), Новогрудско-Барановическая (управляющим которой был приглашен проживавший в Почаевской лавре на Украине епископ Вениамин (Новицкий), так и не решившийся приехать в Белоруссию), Смоленско-Брянская и Витебская. На последние две кафедры было решено хиротонисать новых епископов. Собор принял статут Православной Белорусской Церкви, по которому Высшее церковное управление Белоруссии должен был осуществлять избранный на Соборе Синод во главе с митрополитом Пантелеимоном 32 . Решения об автокефалии Белорусской Церкви на Соборе принято не было. Белорусское духовенство продолжало возносить за богослужением имя Патриаршего местоблюстителя, а сам митрополит Пантелеимон отказывался проповедовать по-белорусски, говоря, что языком городского населения является русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С ответным словом обратился епископ Каракасский Иоанн, приветствовавший собравшихся в храме, а также тех, кто сослужил за Литургией в этот праздничный день: «Для нас, находящихся в Аргентине, это настоящий подарок, так как сегодняшняя архиерейская служба — важное событие. Нам доставляет огромную радость видеть священнослужителей из многих уголков Южной Америки, чтобы вместе помолиться и выразить взаимные братские чувства, находясь в общении между собой». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по укреплению церковного единства архиепископ Марк вручил председателю Объединения российских кадетских корпусов в Аргентине И.Н. Андрушкевичу орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Собор Воскресения Христова в городе Буэнос-Айресе был построен в середине 50-х годов прошлого столетия русскими эмигрантами, прибывшими в Аргентину после Второй мировой войны. Тогда в Аргентину приехали два священника Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Георгий Романов и архимандрит Михаил (Дикий). В 1948 году на кафедру вновь созданной Аргентинской епархии РПЦЗ был назначен первый архиерей — архиепископ Пантелеимон (Рудык). Всего в Аргентину из Европы вместе со своей паствой числом около семи тысяч человек переехали более десяти священнослужителей. Вначале архиерейские богослужения совершались в нанятом помещении на улице Облигадо, которое было оборудовано под храм. После архиепископа Пантелеимона, который был родом из Белоруссии, в Аргентину был назначен архиепископ Иоасаф (Скородумов) из Канады. При нем начались первые попытки организовать сбор средств на постройку собственного храма. Однако поначалу они не увенчались успехом из-за тяжелого материального положения русской паствы в Аргентине. После смерти архиепископа Иоасафа в Аргентину правящим архиереем был назначен архиепископ Афанасий (Мартос), переведенный в Аргентину из Австралии. Он организовал инициативную группу для постройки кафедрального собора. В частности, он предложил всем русским эмигрантам, проживающим в Аргентине, жертвовать стоимость одного квадратного метра будущего храма. Эта идея была принята с энтузиазмом, и вскоре благодаря пожертвованиям русских эмигрантов, чьи имена запечатлены на боковой стене при входе в храм, необходимые для строительства средства были собраны.

http://patriarchia.ru/db/text/1256499.ht...

Фомин С. В. Страж Дома Господня: Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) . М., 2003. Церковь отделяется от государства: Докладные записки эксперта Наркомюста М. В. Галкина. 1918 г.//Исторический архив. 1993. 6. Четверухин И., протоиерей, Четверухина Е. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. XIV Всероссийский съезд Советов РСФСР: Бюллетени. М., 1929. Бюллетени 1,4, 12, 14. Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. М., 1996. Т. 1, 2. Шкаровский М. В. Церковь зовет к защите Родины: Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-запада в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2005. Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской православной церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов: Сборник документов. М., 2003. Энциклопедия Третьего рейха. М., 1996. Ярославский Ем. Очередная задача на антирелигиозном фронте//Антирелигиозный сборник на 1929 год. М., 1929. Ярославский Е. М. Антирелигиозный учебник для кружков самообразования. М., 1940. Книги и статьи Айвазов И. Новая вероисповедная система русского государства. М., 1908. Алексеев В. И., Ставру Ф. Русская православная церковь на оккупированной немцами территории//Русское возрождение. М.;Нью-Йорк, 1980. И, 12; 1981, 13–16; 1982, 17. Алексеева С. И. Святейший синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856–1904 гг. СПб., 2006. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. Минск, 1990. Барменков А. И. Свобода совести в СССР. М., 1979. Бердников И. Новое государство в его отношении к религии: К вопросу о свободе совести. Казань, 1904. Бесстремянная Г. Е. Японская православная церковь : История и современность. Сергиев Посад, 2006. Брушлинская О. Я чувствую правду вашего движения//Наука и религия. 1987. 11. Бычков С. С. Русская Церковь и императорская власть: Очерки по истории Православной Российской Церкви. 1900–1917 гг. М., 1998. Т. 1; 2006. Т 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Митрополиту Пантелеймону (Рожновскому), согласившемуся возглавить новую структуру, были поставлены условия – Церковь должна именоваться «автокефальной», ее епископат должен утверждаться немецким командованием, проповедь и делопроизводство должны вестись на белорусском языке. Митрополит Пантелеймон со своей стороны добился важной оговорки, что об автокефалии речь может зайти лишь после того, как Церковь будет организована и созреет для этого. В июне 1942 г. митрополит Пантелеймон был отстранен от руководства Церковью и сослан сначала в полуразрушенный Благовещенский монастырь в д. Ляды, а затем в г. Вилейку под надзор СД. К управлению Церковью митрополит вернулся лишь в мае 1943 г. 314 В отсутствие митрополита Пантелеймона 30 августа 1942 г. под давлением германской администрации был созван «Всебелорусский Собор» с участием клира и мирян. Из пяти белорусских архиереев в мероприятии участвовало трое – архиепископ Филофей (Нарко), епископы Афанасий (Мартос) и Стефан (Севбо). Старшие по хиротонии иерархи, митрополит Пантелеймон и архиепископ Венедикт (Бобковский), властями на Собор допущены не были. На Соборе был принят статут Белорусской автокефальной Церкви, однако о ее независимости ничего не говорилось. А 12 мая 1944 г. Собор с участием митрополита Пантелеймона, архиепископов Венедикта и Филофея, епископов Афанасия, Стефана, Павла (Мелентьева), Григория (Боришкевича) и Иоанна (Лавриненко) не признал статут белорусской автокефалии и заявил о планомерном развитии «церковно-национальной жизни». При этом, несмотря на требования немецких властей, Белорусская Церковь за все время оккупации не употребляла в печати слова «автокефальная». 315 Политика Германии, направленная на разделение православия, не могла не отразиться на Русской Зарубежной Церкви, великорусские идеи которой в гитлеровские планы совершенно не вписывались. Еще за полтора года до нападения Германии на СССР, 4 декабря 1939 г., внешнеполитическое ведомство нацистской партии подготовило докладную записку, где содержался негативный отзыв о РПЦЗ как организации монархической.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Warsz., 1934; Касяк I. З ricmopыi Царквы беларускага народу. Н.-Й., 1956; Пашуто В. Т. Образование Литовского государства. М., 1959; Зернова А. С. , Горбунов Т. С. Книгопечатание в Белоруссии XVI-XVIII вв.//400 лет русского книгопечатания. М., 1964; Алексеев Л. В. Полоцкая земля в IX-XIII вв. М., 1966; Poppe A. Panstwo i Kocio na Rusi w XI wieku. W., 1968; Подокшин С. А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы (2-я пол. XVI - нач. XVII в.). Минск, 1970; Мараш Я. Н. Ватикан и католическая церковь в Белоруссии. Минск, 1971; Ochmacski J. Biskupstwo wileskie w riedniowieczu. Pozna, 1972; Пашуто В. Т. , Флоря Б. Н. , Хорошкевич А. Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982; Улащик Н. Н. Введение в изучение белорусско-литовского летописания. М., 1985; Зверуго Я. Г. Верхнее Понеманье, IX-XIII вв. Минск, 1989; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси. X-XIII вв. М., 1989; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 1990; Блинова Т. Ю. Иезуиты в Белоруссии. Минск, 1990; Epмaлobiч М. I. Старажытная Беларусь. Минск, 1990; Гpыrapobiч I. I. Беларуская iepapxiя. Минск, 1992; Мельников А. А. Путь непечален: Ист. свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992; Никон (Лысенко), игум. Православная церковь Литвы и Малой Руси и религиозная политика князей Литовских в XIV - нач. XV вв.//Тэз. навук. канф., прысв. 1000 - годдзю Полоцкай enapxii i царквы на Бeлapyci. Минск, 1992; Дyмih С. У. , Kahanaцki I. Б. Бeлapyckiя татары: мihyлae i сучаснасць. Минск, 1993; Kyшhяpэbiч А. М. Культавае дoйлiдcmba Бeлapyci XIII-XVI ст. Минск, 1993; Hacebiч В. Л. Naчamki Bялikara княства Минск, 1993; Hikaлaeb М. Палата khiranichaя: Pykanichaя khira на Бeлapyci у X-XVIII ст. Минск, 1993; Туронок Ю. Фapмipabahhe cemki pымa-kamaлiцkix napaфiй на Бeлapyci 1387-1781 гг.//Наша вера. 1995. 1. С. 22-23; Иоффе Э. Г. Страницы истории евреев Беларуси. Минск, 1996; Процька Т. Nakymhik за веру i Минск, 1996; Макарий.

http://pravenc.ru/text/77856.html

После смерти митрополита Макария он принял монашество, с именем СИЛЬВЕСТР, и, минуя низшие ступени, получил от короля титул «нареченный архиепископ митрополит Киевский и Галицкий и всея Руси». Современные писа­тели (напр., архиеп. Афанасий/Мартос) полагают, что Константинопольский Пат­риарх согласился с этим и прислал Сильвестру своё благословение на занятие митрополичьей кафедры. Мнение правдоподобное, хотя конкретных данных на этот счёт не имеет­ся. Митрополит Сильвестр был практичным, ловким человеком, близким к королю. Казалось бы, что при нём в жизни Православной Церкви произойдут позитивные перемены. Но он был человеком низких моральных качеств, что «вело к ослаблению позиций Православной Церкви в Великом княжестве Литовском» (44). «Для вре­мени этого недуховного митрополита характер­ны эпизоды грубой борьбы за власть и мате­риальные интересы современных русских православных епископов, столь далёких от понимания и забот о Православии, о грозящих последнему и реформационных, и латинских опасностей» (20). Известен его конфликт с монахами Киево-Печерского монастыря: митрополит Сильвестр самовольно завладел принадлежавшим Киево-Печерской обители Николаевским Пустынным монастырём со всем его имуществом и земель­ными угодьями. В конфликт пришлось вмеши­ваться самому королю, который приказал Силь­вестру возвратить присвоенный монастырь. Сохранился документ, из которого следует, что митрополит Сильвестр обращался к королю с просьбой приказать «всем епископам, архиманд­ритам, преложоным духовного стану закону греческого, съехаться на час пэвный» в Вильно, т.е. прибыть на собор, «к постановленью веры и закону христианского». По мнению исследо­вателей ( И. Чистович и др.), король такое распо­ряжение сделал, и собор состоялся в 1558 г. «на первой неделе Великого поста» (3), но материалов самого собора не сохранилось. Митрополит Сильвестр управлял Православною Церковью более 10 лет, он скончался в послед­ней четверти 1567 года. Для Православия это были годы затишья, если не застоя, перед ещё горшими временами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Евфимий упоминается около 1450 года. Дата кончины неизвестна. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 644 (приложение). Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. ст. 1043. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 162 Ефрем, епископ Луцкий Епископ Ефрем упоминается в 1498 году. Дата кончины неизвестна. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 517 (приложение). Иерофей, епископ Луцкий Епископ Иерофей упоминается в 1483 году. Дата кончины неизвестна. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 517 (приложение). Иоаким епископ Полоцкий (и Смоленский) (Дьяконов) Был поставлен патриархом Никоном после освобождения Смоленска и Полоцка в 1654 году. Находился на кафедре до 1656 года. Дата кончины неизвестна. Литература: Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск. 2000, стр. 233, 298. Иоанн (Радиловский) епископ Перемышльский и Самборский О владыке Иоанне известно, что он в 1578 году был (будто бы) хиротонисан во епископа и был преемником Перемышльского владыки Антония (Радиловского), который управлял епархией с 1549 года. Управление его было очень непродолжительным. В 1580 году владыка скончался. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 136 Иона, епископ Коломенский Упоминается на кафедре до 1452 года. Дата кончины неизвестна. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 23. Кирилл, епископ Туровский О епископе Кирилле известно, что 6 марта 1114 года он был хиротонисан во епископа Туровского. Скончался в 1120 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Владыка Гавриил упоминается на Галицкой кафедре около 1308 года. Дата кончины неизвестна. Сведения эти опираются на послание Польского короля Казимира Великого Константинопольскому патриарху Филофею († 1376?) с просьбой поставить на вдовствующую долгое время Галицкую митрополию владыку, с перечислением предыдущих митрополитов на этой кафедре. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 45, 520, 643 (приложение). Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 1039. Ветроградов В.С. Православная Церковь в Галиции//Богословские труды – М. ИМП, 1990. Сборник 30, стр. 273. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 10, 134 Григорий, епископ Холмский и Вельский Епископ Григорий упоминается в 1328–1332, 1335 годах. Дата кончины неизвестна. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 648 (приложение). Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 122. Дионисий, епископ Луцкий, (Жабокритский Мелетий) Епископ Дионисий управлял Луцкой епархией с 1696 года. Рукоположен 7 февраля 1701 года. В 1701 или 1702 году перешёл в унию, взят в Москву и сослан в Соловецкий монастырь. Скончался в 1715 году. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 8 (1), стр. 712 (приложение). Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. стб. 1044. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск. 2000, стр. 235. Евфимий, епископ Пинский и Туровский Епископ Евфимий упоминается в 1489 году. Дата кончины неизвестна. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 520 (приложение). Евфимий, епископ Луцкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Соч.: Жатва Духа. П., 1927 А. Хомяков. П., 1929 В. Соловьев. П., 1929 Достоевский и современность. П., 1929 Стихотворения, поэмы, мистерии. П., 1947 Стихи. П., 1949; Избранное. М., 1991 Воспоминания, статьи, очерки. П., 1992 Стихи. М., 1994; Типы религиозной жизни. М., 2001. Архив: Послужный список монахини Марии (Скобцовой) (19331945). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Гаккель о. С.Л. Мать Мария. П., 1980 Кривошеин И. Мать Мария (Скобцова): к 25-летию со дня кончины. ЖМП. 1970. 5 Линик Ю.В. Мать Мария. Вестник РХД. 1991. 161 Varau L. Mère Marie (18911945). Saint-Pétersbourg-Paris – Ravensbruck. P., 2000 Шполянски M., иерей. О братолюбии. К вопросу о предстоящей канонизации матери Марии (Скобцовой). Вестник РСХД. 2004. 187. Маркевич Николай Феодорович (1898, Кишинев 6.1.1968, Потсдам, Германия), протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Кишиневскую классическую гимназию, художник, занимался живописью, до 2-й мировой войны жил в Румынии, священник (1942), состоял в клире Польской Православной Церкви, настоятель церкви в польском г. Калиш (19421944), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1945), перешел в юрисдикцию МП (1948), настоятель Св.-Александро-Невской церкви в Потсдаме (19481968), заместитель настоятеля Св.-Симеоновского храма в Дрездене ( 19611964). Архив: АГЗ. Лит.: Мисеюк Е., прот. Прот. Н. Маркевич (некролог). ЖМП. 1968. 8. Мартинсон Василий (дата рождения не установлена – 7.2.1955, Суф-Канаан, Пенсильвания), митрофорный протоиерей. До 2-й мировой войны священник Польской Православной Церкви, эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1945), протоиерей, настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц в Германии (19451949), уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1949), преподаватель в Св.-Тихоновской Духовной семинарии в Суф-Канаане. Архив: АГЗ. Лит.: Com. List. Мартос Антоний Викентиевич см. Афанасий, архиепископ . Марцишевский Николай (дата рождения не установлена – 1977, г. Вайнленд, США), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Священник, состоял в клире Польской Православной Церкви, эмигрировал в Австрию и принят в клир РЗЦ (1944), избежал репатриации в Лиенце, переселился в Германию, настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц (19451949), уехал в Канаду (1949), настоятель Успенской церкви в Лондоне (19491950), переселился в США, настоятель церкви в Вайнленде (19501977).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010