Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Мартос Антон Викентьевич; 8.09.1904, дер. Завитая близ г. Несвижа Слуцкого у. Минской губ.- 3.11.1983, Буэнос-Айрес, Аргентина), архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в крестьянской семье. Окончил народное уч-ще в с. Крутой Берег, высшее уч-ще в Несвиже, в 1925 г.- гимназию в Несвиже. В 1926-1930 гг. учился на правосл. богословском фак-те Варшавского ун-та, в 1933 г. получил степень магистра богословия за дис. «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, как пастырь и учитель пастырей». 4 янв. 1927 г. в Почаевской лавре наместником архим. Дамаскином пострижен в монашество с именем в честь прмч. Афанасия (Филипповича) . 29 янв. 1928 в кафедральном соборе во имя равноап. Марии Магдалины в Варшаве был рукоположен во иеродиакона Гродненским архиеп. Алексием (Громадским) , в кон. марта 1929 г.- во иеромонаха Кременецким еп. Симоном (Ивановским) (см. Польская автокефальная Православная Церковь ). До июня 1930 г. окормлял рус. общину в мест. Благодатное близ Варшавы, затем служил настоятелем Петропавловской ц. в г. Воломин близ Варшавы. В дек. 1931 г. назначен наместником Яблочинского мон-ря и заведующим приютом для престарелого духовенства, находившегося при этой обители. В окт. 1932 г. переведен в с. Турковичи на Холмщине, где устроил подворье Турковичского мон-ря, за что 15 июля 1933 г. награжден золотым наперсным крестом. С 1933 по авг. 1934 г. являлся настоятелем храмов в городах Кельце и Радом. С 1934 г. служил воспитателем и инспектором в интернате для студентов богословского фак-та Варшавского ун-та. Пользовался уважением среди воспитанников интерната, постоянно оказывал помощь нуждающимся. В 1939 г. окончил курс педагогики на гуманитарном фак-те Варшавского ун-та со степенью д-ра богословия за соч. «Великий Катехизис Киевского митрополита Петра (Могилы)». В 1938 г. возведен в сан игумена, затем - в сан архимандрита. В марте 1940 г. вновь назначен настоятелем Турковичской обители.

http://pravenc.ru/text/76912.html

Разделы портала «Азбука веры» архиепископ Афанасий (Мартос, 1904–1983) Религиозное чувство, промысл Божий и духовное призвание В Избранное Религиозное чувство и его развитие Вопрос о развитии религиозного чувства в человеке всегда был актуален, а в наше время он стал жизненно неотложным. В былые времена, он стоял на первом месте в семье и школе, но теперь им перестали интересоваться, как устарелым, не современным и не заслуживающим внимания современного общества особенно в христианских странах. Этот важный житейский вопрос заменен пошлым, разнузданным сексом, снижающим духовный и моральный уровень человечества. В спешном порядке проводится темными силами подготовка и психологическая обработка детских и взрослых душ для принятия Антихриста. Безверие, нравственная пошлость и атеизм расширяют свои щупальцы по земле, охватывая все больше и больше людей обоего пола, особенно молодежь. Приближается время, предсказанное Христом Спасителем, что, когда Он придет вторично на землю судить людей: “найдет ли веру на земле?” ( Лук.18:8 ). В этом трагическом процессе богоотступничества и дехристианизации христианского общества уродуется человеческая природа личности, которая состоит из двух начал: физического и духовного, то есть, тела и души. Эти начала, находясь в тесной связи между собою, составляют живого человека. Преобладание одного из этих начал над другим, нарушает гармонию человеческой природы. Современный же процесс богоотступничества развивает и укрепляет физическое начало, т.е. плоть, а подавляет его духовное, вследствие чего совершается дегенерация человечества в мировом масштабе. По мнению многих психологов, религиозное начало, или религиозное чувство, присуще каждому человеку вообще. Оно таится где-то в глубине человеческого существа со дня рождения и развивается наравне со всеми его способностями и чувствами. Поэтому, лишь только появляется у ребенка сознательность, сейчас же он обнаруживает живой интерес к Богу, познать Которого он стремится. Момент, когда впервые такой интерес пробуждается, находится в тесной связи с индивидуальными способностями ребенка; но тот факт, что этот интерес присущ всем без исключения детям, не подлежит никакому сомнению.

http://azbyka.ru/religioznoe-chuvstvo-pr...

Афанасий (Мартос Антон Викентьевич; 8.09.1904, дер. Завитая близ г. Несвижа Слуцкого уезда Минской губернии - 3.11.1983, Буэнос-Айрес, Аргентина), архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Родился в крестьянской семье. Окончил народное училище в с. Крутой Берег, высшее училище в Несвиже, в 1925 г.- гимназию в Несвиже. В 1926-1930 гг. учился на православном богословском факультете Варшавского университета, в 1933 г. получил степень магистра богословия за дисссертацию «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, как пастырь и учитель пастырей». 4 янв. 1927 г. в Почаевской лавре наместником архим. Дамаскином пострижен в монашество с именем в честь прмч. Афанасия (Филипповича). 29 янв. 1928 в кафедральном соборе во имя равноап. Марии Магдалины в Варшаве был рукоположен во иеродиакона Гродненским архиеп. Алексием (Громадским), в кон. марта 1929 г.- во иеромонаха Кременецким еп. Симоном (Ивановским). До июня 1930 г. окормлял русскую общину в мест. Благодатное близ Варшавы, затем служил настоятелем Петропавловской церкви в г.Воломин близ Варшавы. В дек. 1931 г. назначен наместником Яблочинского мон-ря и заведующим приютом для престарелого духовенства, находившегося при этой обители. В окт. 1932 г. переведен в с. Турковичи на Холмщине, где устроил подворье Турковичского монастыря, за что 15 июля 1933 г. награжден золотым наперсным крестом. С 1933 по авг. 1934 г. являлся настоятелем храмов в городах Кельце и Радом. С 1934 г. служил воспитателем и инспектором в интернате для студентов богословского факультета Варшавского университета. Пользовался уважением среди воспитанников интерната, постоянно оказывал помощь нуждающимся. В 1939 г. окончил курс педагогики на гуманитарном факультете Варшавского унтверситета со степенью доктора богословия за сочинение «Великий Катехизис Киевского митрополита Петра (Могилы)». В 1938 г. возведен в сан игумена, затем - в сан архимандрита. В марте 1940 г. вновь назначен настоятелем Турковичской обители.

http://lib.cerkov.ru/authors/344

Собор Воскресения Христова (Буэнос-Айрес) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Собор Воскресения Христова в городе Буэнос-Айресе был построен в середине 50-х годов прошлого столетия русскими эмигрантами, прибывшими в Аргентину после Второй мировой войны. Тогда в Аргентину приехали два священника Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Георгий Романов и архимандрит Михаил (Дикий). В 1948 году на кафедру вновь созданной Аргентинской епархии РПЦЗ был назначен первый архиерей – архиепископ Пантелеимон (Рудык). Всего в Аргентину из Европы вместе со своей паствой числом около семи тысяч человек переехали более десяти священнослужителей. Вначале архиерейские богослужения совершались в нанятом помещении на улице Облигадо, которое было оборудовано под храм. После архиепископа Пантелеимона, который был родом из Белоруссии, в Аргентину был назначен архиепископ Иоасаф (Скородумов) из Канады. При нем начались первые попытки организовать сбор средств на постройку собственного храма. Однако поначалу они не увенчались успехом из-за тяжелого материального положения русской паствы в Аргентине. После смерти архиепископа Иоасафа в Аргентину правящим архиереем был назначен архиепископ Афанасий (Мартос), переведенный в Аргентину из Австралии. Он организовал инициативную группу для постройки кафедрального собора. В частности, он предложил всем русским эмигрантам, проживающим в Аргентине, жертвовать стоимость одного квадратного метра будущего храма. Эта идея была принята с энтузиазмом, и вскоре благодаря пожертвованиям русских эмигрантов, чьи имена запечатлены на боковой стене при входе в храм, необходимые для строительства средства были собраны. Возведение храма на улице Нуньес велось, главным образом, силами самих прихожан. Тогда среди русских эмигрантов в Аргентине было много архитекторов, инженеров и техников-строителей, которые могли профессионально помочь в строительстве. Для выбора проекта храма был объявлен конкурс, на который поступило около десяти предложений. Жюри под председательством архиепископа Афанасия выбрало два проекта, которые затем были сведены в один. Сам архиепископ Афанасий помогал на стройке, возя кирпичи и песок на тачке.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Воскресе...

Новогрудская епархия Дата создания: 1415 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата В 1317 году Константинопольский Патриарх Иоанн (Глика) учредил самостоятельную Литовскую митрополию с кафедрой в Новогрудке. В 1328-1459 годах Патриарх то закрывал Литовскую митрополию, то вновь ее открывал. Когда Литовская митрополия закрывалась властью Константинопольского Патриарха, ее присоединяли к митрополии Московской. Постоянное местожительство литовских митрополитов находилось в Новогрудке. Литовские митрополиты считали своей кафедрой Киев и титуловали себя митрополитами Киевскими. Пределы Литовской митрополии изменялись в зависимости от того, какие епархии к ней принадлежали. С самого начала учреждения она состояла из указанной митрополичьей епархии и Полоцкой епископии. Со временем власть литовских митрополитов распространилась на Галичскую, Перемышльскую, Холмскую, Луцкую, Владимиро-Волынскую, Туровскую, Смоленскую и Черниговскую епархии. В 1459 году произошло окончательное отделение Литовской (Киевской) митрополии от Московской. После Брестской церковной унии 1596 года, вызвавшей церковные нестроения, управление Литовской митрополией временно осуществляли епископы Перемышльский и Львовский. В 1620 году иерархия Литовской митрополии была восстановлена. С этого времени Литовские митрополиты из-за притеснений униатов проживали в Киеве, а в Новогрудке их замещали наместники из архимандритов Слуцкого или Виленского монастырей. В 1686 году Константинопольский Патриарх Дионисий IV отказался от патриаршей власти над Киевской митрополией в пользу Московского Патриарха. С 1793 года территория современной Новогрудской епархии вошла в состав Минской епархии , в XIX-XX веках входила в состав других епархий. В период немецко-фашистской оккупации Белоруссии была предпринята попытка возродить древнюю Новогрудскую кафедру. В 1942 году на Соборе белорусских епископов было принято решение об открытии Новогрудской епархии. Управляющим епархией с титулом «Новогрудский и Барановичский» был назначен епископ Вениамин (Новицкий), проживавший на покое в Успенской Почаевской лавре . Из-за неприбытия епископа Вениамина в Белоруссию управление Новогрудской епархией осуществлял епископ Витебский и Полоцкий Афанасий (Мартос). Летом 1944 года, ввиду наступления Красной армии, белорусские архиереи по приказу немецких властей вынуждены были покинуть Белоруссию и эмигрировать за границу.

http://patriarchia.ru/db/text/76542.html

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей архиепископ Афанасий (Мартос) Слова и поучения " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Вероучительные темы Жизнь прихожанина, июнь 1958 г Цель земной жизни каждого человека – это спасение своей души в вечности. Православная вера и Православная Церковь содержат всё то, что нужно для достижения этого спасения. Епископ Феофан, знаменитый Вышинский затворник, пишет следующее: “Веруй во всё, во что веровать повелевает Святая Православная Церковь, и приемля благодатные силы через Таинства и взгревая их через участие во всех Богослужениях и через исполнение всех других постановлений Святой Церкви, иди неуклонно путём заповедей, Господом Иисусом Христом нам предписанных, под руководством законных пастырей, и спасёшься.” Церковь имеет двоякое значение: с одной стороны она есть “от Бога установленное общество людей, соединённых Православной верою, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами” (катехизис), а с другой стороны в практике принято называть православный храм церковью. Православный христианин относится к одному и другому названию с благоговением и уважением. Слово Божие учит, что Церковь, как общество православных верующих людей, есть живое мистическое тело Христово, Глава которой есть Сам Христос. Церковь, как Тело Христово, исполнено благодати Божией, спасающей и освящающей силой Божией. Поэтому всякий, кто пребывает своею верою в лоне Церкви Православной, спасается для жизни вечной. В символе Православной веры мы читаем следующее определение: “Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.” Этими словами мы выражаем свою веру, что Православная Церковь едина во всём мире; она пребудет таковой до скончания сего века. Поскольку Православная Церковь существует во всём мире и к ней принадлежат все народы, исповедующие Православную веру, то она называется Вселенской. Существующие отдельные Православные так называемые Поместные Церкви, как например: Греческая, Русская, Румынская, Сербская, Болгарская, Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская и другие автокефальные Церкви, нисколько не нарушают единства Вселенской Православной Восточной Церкви. Все эти Церкви имеют собственное управление, независимое от другой, но сохраняют единство Православной веры, единство Таинств, единство благодатных даров Святого Духа, единство в общении молитвенном. Мы являемся чадами Русской Православной Церкви Заграницей, а через неё принадлежим к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Вселенской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Церковь преподобного Сергия Радонежского (Вилья Бальестер) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь преподобного Сергия Радонежского (Вилья Бальестер) входит в состав Сан-Паульской и Южно-Американской епархии Русской православной церкви заграницей. Содержание История [ править править код ] Приход был основан в конце 1948 года небольшой группой русских православных верующих во главе с протоиереем Иоаном Грамолиным и псаломщиком-регентом С.Г. Максимовым. 12 февраля 1949 года состоялась первая литургия, и с этого момента богослужения проводились регулярно. В первое время богослужения совершались в комнате съёмного дома. Но вскоре число прихожан увеличилось, после чего было принято решение стоить храм. При помощи прихожанки А. В. фон Шварц приобрели участок земли. В течение 1955 года были разработаны окончательные чертежи постройки по проекту архитекторов князя А. В. Волконского и Брусникина. 15 апреля 1956 года епископ Аргентинский Афанасий (Мартос) в сослужении протоиерея Иоанна Грамолина и настоятелей других церквей в присутствии прихожан и многочисленных гостей совершил торжественную закладку храма. Возведение Сергиевского храма за исключением работ, требующих специалистов (кладки изразцов, паркета и т. п.), было осуществлено руками самих прихожан, начиная от кладки фундамента и заканчивая главкой на колокольне. 12 июля 1959 года епископ Афанасием в сослужении протоиерея Иоанна Грамолина и многочисленного духовенства со всей епархии совершил торжественное освящение храма Преподобного Сергия Радонежского. В конце службы епископ Афанасий наградил благодарственными грамотами трудившихся над постройкой храма. Новый храм вмещал около 200 человек. В 1962 году Союзом русских белых военных инвалидов при храме Преподобного Сергия Радонежского в Вижа Бажестер был построен Инвалидный дом. В 1963 году скончался протоиерей Иоанн Грамолин. С 1964 года по своей смерти в 1968 году настоятелем храма был архимандрит Никодим (Угодский). После этого настоятелем храма стал священник Владимир Шленёв.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_препод...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛИСЕЙ Прп. Елисей Лавришевский. Фрагмент иконы " Собор Блорусских святых " . Нач. XXI в. (Покровский собор, Гродно) Прп. Елисей Лавришевский. Фрагмент иконы " Собор Блорусских святых " . Нач. XXI в. (Покровский собор, Гродно) († 23.10.1250, Лавришевский муж. мон-рь), прп. (пам. 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Лавришевский, основатель Лавришевского мужского монастыря . Житие Е. не сохранилось. В сер. XVII в. иезуит А. Коялович издал пересказ Жития святого, список к-рого хранился в Лавришевском мон-ре, с нач. XVII в. принадлежавшем униатам (текст был написан кириллицей). Согласно Житию в пересказе Кояловича, Е. был сыном литов. кн. Тройната (ум. в 1263), служил при дворе Миндовга (Литовский вел. князь в период ок. кон. 30-х гг. XIII в.- 1263). В 1225 г. Е., оставив язычество, принял правосл. крещение и поселился в монастыре. Спустя нек-рое время вместе с неизвестным по имени иноком он основал на собственные средства на р. Неман Лавришевский мон-рь, где позднее жил Литовский вел. кн. Войшелк . В ночь на 23 окт. 1250 г. Е. был убит юношей-слугой. В Житии содержатся анахронизмы, в частности, Е. был убит ранее, чем Войшелк принял монашество (1255). Имя Е. отсутствует в древнейших актах Лавришевского мон-ря посл. трети XIV - нач. XVI в., в месяцесловах, о Е. нет сведений в летописях. В белорус.-литов. летописях XVI в. содержится рассказ об основании Лавришевского мон-ря сыном Тройдена (20-е гг. XIII в.- 1282) Римунтом (Рымунтом, Рамултом), в правосл. крещении Василием или Лавром-Лаврентием (Лаврашем). Уже будучи монахом, Римунт-Лавраш-Василий участвовал в борьбе за литов. великокняжеский трон и победил св. кн. Довмонта , после чего, объявив о своем возвращении в мон-рь, передал престол князьям из рода Гедимина (ПСРЛ. Т. 32; 35 (по указ.)). Рассказ о Лавраше в этих источниках содержит многочисленные анахронизмы и обнаруживает сходство с биографией кн. Войшелка (в изложении Волынской летописи), что заставляет большинство исследователей считать Римунта-Лавраша-Василия лит. персонажем, к-рому как члену правящего рода офиц. летописание Литовского великого княжества приписывает санкции на передачу власти др. роду и в повествовании о к-ром отразилась память о кн. Войшелке. Не ранее XVIII в. возникла легенда о принятии Лаврашем пострига с именем Елисей, и т. о. он был отождествлен с Е. В позднейшей традиции основание Лавришевского мон-ря могло приписываться Войшелку, при этом считалось, что Лаврентий - его монашеское имя, по к-рому мон-рь назван Лавришевским (см.: Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 2000. С. 94). Почитание

http://pravenc.ru/text/189857.html

Брянская Основана 09(22).06.1918 (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 48, л. 2). Орловское викариатство. Самостоятельная с кон. 1920 г (сформирована из 4 уездов Орловской и 1 уезда Калужской губернии). Возобновлена 13(26)02.1994 (выделена из Орловской епархии). Именовалась: Брянская; с 1920 г. – Брянская и Севская. В древности, в связи с разгромом татарами южной Руси, некоторое время в Брянске имела свое пребывание старая Черниговская кафедра. См. Черниговская. Викарные кафедры: Бежицкая, Карачевская, Новозыбковская. 1918 04.(?)1921 04.(?)1921 12(25)09.1923 02(15)11.1923 12(25)05.1924 12(25)05.1924 08(21)12.1929 25.03(07.04)1931 12.1931 04(17)03.1934 10(23)03.1934 03(15)12.1935 22.02(06.03)1936 13(26)04.1936 04(17)07.1936 10.1936 Иоанн Соколов II 06.1943 09.1943 13(26)02.1994 28.02(13.03).2002 28.02(13.03)2002 07(20)04.2002 07(20)04.2002 Феофилакт Моисеев Брянская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1937 г. 08(21)08.1923 12(25)06.1924 07.1924 10.1925 Петр Виноградов 28.04(11.05)1926 Николай Поликарпов 16(29)01.1931 Александр Цветиков 11(24)05.1933 10.1933 11.1933 Николай II Поспелов 09(22)03.1934 12.1934 11(24)02.1935 29.10(11.11)1937 506 Вторая дата – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 218, л. 117. Определением от этого числа перемещен в Рязань. До этого дважды был арестован, в конце 1922 г. выслан в Москву. 512 26.04(09.05)1935, после 13-летнего пребывания в обновленческом расколе, принес покаяние, принят в общение с Церковью в сане епископа и (первая дата) определен на Брянскую кафедру. Но вступить в управление епархией не успел. Был арестован во Владимире (вторая дата), приговорен к 5 годам заключения в концлагерь (ИТЛ). Скончался в заключении 29.03(12.04)1941. Сведения о повторном уклонении в обновленчество не соответствуют действительности. 513 Имел пребывание в Брянске, часто именуется Брянским, но в реальности был епископом Рославльским. Эмигрировал в 1944 г. По ММЛ РПИ, в 1943 г. бежал за границу; белорусский «автокефалист». (Это неверно, ибо принадлежал к временной Белорусской автономии, возглавляемой митрополитом Пантелеимоном [Рожновским]). По некоторым сведениям, перешел в унию. Это соответствует действительности. «В июле 1945 г., будучи эмигрантом в Германии, он перешел в католичество восточного обряда, спасаясь от насильственной репатриации на родину. Умер в католическом монастыре в Бельгии» (см. Архиепископ Афанасий (Мартос). Белорусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск. 1990. С. 281). Скончался в Брюсселе. в 1962 г. См. Рославльская. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Климент, епископ Могилевский, Мстиславский и Оршанский (Белорусский) (нареченный) (Тризна) Упоминается епископом Белорусским (нареченным) с 1680 по 1685 годы. Был игуменом монастыря Святого Духа в Вильне. В 1680 году православные белорусы избрали на могилевскую епископскую кафедру архимандрита Виленского Свято-Духова монастыря Климента (Тризну). Польский король Ян Собесский не утвердил его на епископии. Причиной послужило то, что король вел тайные переговоры с администратором Киевской митрополии епископом Львовским Иосифом (Шумлянским, † 1708) и епископом Перемышльским Иннокентием (Винницким) о присоединении православных к Римской Церкви. Оба эти епископа уже дали свое согласие на унию и тайно присягнули ей перед получением своих епископских кафедр. Официально же они выступали как православные епископы. «Когда таким образом уния приобрела два важнейших епископских престола, – пишет И. Чистович , – казалось возможным возобновить попытку соединения всех православных русских польской короны в одну униатскую церковь ». Король Ян Собесский надеялся на осуществление униатской идеи и созвал в Люблине съезд православных и униатов. О созыве съезда он объявил своим универсалом от 19 октября 1679 года под видом решения споров между православными и униатами, но на самом деле «по своему усердию и униатскому желанию хотячи Русь православную, под державою короны польской обретаючуся, на унию преформовати». Православные прибыли в Люблин на съезд, открывшийся 14 января 1680 года. Униаты и римо-католики прилагали все усилия, чтобы уловить в свои сети православных. Проповедник-иезуит восхвалял Восточную Церковь и льстил православным. Но это не помогло: православные остались твердыми и непоколебимыми исповедниками своей веры, а от унии отказались. Архимандрит Климент (Тризна), не получив королевской привилегии на Могилевско-Белорусскую епископию, управлял ею со званием «нареченного епископа» до своей кончины. Литература: Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., 6. г. – Т. 2. – С. 1362–1363. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. – Минск, 2000. – С. 226, 227. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010