23 нояб. 1941 г. в Жировицком монастыре состоялась хиротония архим. Филофея (Нарко) во епископа Слуцкого, викария митрополичьей М. е. 30 нояб. 1941 г. митр. Пантелеимон и еп. Филофей прибыли в Минск, к-рый стал резиденцией митрополита. В первую очередь архиереи занялись ремонтом минских храмов. Для этого были организованы церковные комитеты, деятельность к-рых взял под свою опеку еп. Филофей. 3-9 марта 1942 г. в Минске под председательством митр. Пантелеимона состоялся Собор епископов, в к-ром участвовали Брестский еп. Венедикт (Бобковский) и еп. Филофей (Нарко). С правом совещательного голоса на Соборе присутствовал архим. Афанасий (Мартос) , 8 марта 1942 г. рукоположенный во епископа Витебского и Полоцкого. По решению Собора Гродненская епархия (территория к-рой вошла в состав Вост. Пруссии) была объявлена автономной. Туда был назначен еп. Венедикт (Бобковский) с титулом «Белостокский и Гродненский». В Вост. Белоруссии были учреждены епархии с центрами в Минске, Могилёве, Новогрудке, Смоленске и Витебске. Их границы совпадали с границами оккупационных административно-территориальных округов (гауптбецирков). Правящим архиереем М. е. стал митр. Пантелеимон с титулом «архиепископ Минский, митрополит всея Беларуси». Ему было также поручено управление Жировицким мон-рем с добавлением к титулу «священноархимандрит Жировицкой Свято-Успенской обители». Еп. Филофей был определен на Могилёвскую и Мстиславскую кафедру, но в Могилёв выехать он не смог. На заседании Собора 9 марта 1942 г. был принят Устав Белорусской Православной Церкви; заместителем митрополита избрали еп. Филофея (Нарко). Собор завершился избранием членов Синода Белорусской Церкви, в к-рый вошли митр. Пантелеимон, архиеп. Венедикт, епископы Филофей и Афанасий. Вскоре после завершения работы Собора митр. Пантелеимон был отстранен нем. властями от управления М. е., он передал свои полномочия еп. Филофею, оставив за собой заведование общими вопросами. Увольнение стало следствием позиции митр. Пантелеимона, согласившегося на провозглашение автокефалии Белорусской Церкви только при условии ее одобрения со стороны митр. Сергия (Страгородского) и предстоятелей др. Поместных Православных Церквей. 2 июня 1942 г. митр. Пантелеимон был заключен в Ляданский Благовещенский монастырь, в кон. дек. 1942 г. перевезен в г. Вилейка.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В 1982 г. был восстановлен и освящен придел ап. Иоанна Богослова Свято-Духовской ц., расширена нижняя пещерная церковь. Увенчанная резной сенью рака с мощами Виленских мучеников была поставлена в центре собора. В июле 1997 г., когда отмечалось 400-летие В. м. и 650-летие со времени кончины Виленских мучеников, Виленскую епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 25-26 июля 1997 г. в Свято-Духовском храме Предстоятель совершил всенощное бдение и литургию в сослужении 9 архиереев и местного духовенства. В дар обители Патриарх передал евхаристические сосуды. В наст. время в В. м. располагаются резиденция архиеп. Виленского Хризостома (Мартишкина), к-рый является священноархимандритом мон-ря, и епархиальная канцелярия. К нач. 2004 г. в обители жили 4 архимандрита, игумен, 3 иеромонаха и иеродиакон. В мон-ре действует общедоступная б-ка (открыта в 1993), в к-рой по воскресеньям проходят встречи священнослужителей с мирянами. Устроена небольшая гостиница для паломников, с нач. 90-х гг. мон-рь ежедневно предоставляет бесплатные обеды 30 нуждающимся. C 1960 г. на территории В. м. также располагается вильнюсский во имя св. равноап. Марии Магдалины жен. мон-рь . В Свято-Духовском храме погребены мн. Виленские архиереи - священноархимандриты В. м. В пещерной церкви покоятся останки архиепископов Иосифа (Семашко), Александра (Добрынина) и Алексия (Лаврова-Платонова). Основной некрополь находится у сев. стены Свято-Духовского собора, напротив придела равноапостольных Константина и Елены. Арх.: Летопись церк. жизни Литовской епархии/Вильнюс. епарх. упр. Вильнюс, 1963. Ркп. Ист.: Устав Виленского правосл. Св.-Духовского братства. Вильна, 1909. Лит.: Смирнов Ф. К. Виленский Св.-Духов мон-рь. Вильна, 1888; Извеков Н. , свящ. Ист. очерк состояния правосл. Церкви в Литовской епархии за время 1839-1889 гг. М., 1889; Виленский Св.-Духовский мон-рь. Вильна, 1897; Виноградов А. А. Путеводитель по г. Вильне. Вильна, 1908; Š apoka D. A. Lietuvos istorija. Kaunas, 1936; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в ист., гос. и церк. жизни. Буэнос-Айрес, 1966. Минск, 2000п; Правосл. Церковь на Украине и в Польше в ХХ ст. М., 1997; Арефьева И. С. «Отсюда, от Литвы, вошел он в славу…»//Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ. М., 1998; она же. Сподвижники св. Патриарха Тихона на Литовской земле//Там же. М., 1999; Голиков А. , свящ. , Фомин С. Кровью убеленные. М., 1999; Laukaityt R. : Staiatikiu banyia Lietuvoje, 1944-1990. Vilnius, 2000; eadem. Lietuvos staiatikiu banyia, 1918-1940. Vilnius, 2001; Беднов В. А. Правосл. Церковь в Польше и Литве. Минск, 2002; Шлевис Г. П. Православные святыни Вильнюса. Вильнюс, 2003. С. 5-33.

http://pravenc.ru/text/158674.html

1924–1925: Венедикт Плотников, в. у. 1925–1925: Иосиф Петровых , в. у. 20 .08(02.09).1926–29.07(11.08).1933: Алексий Симанский, в.у. 29 .07(11.08).1933–05(18).10.1933: Алексий Симанский 05(18).10.1933–23.08(05.09).1936: Венедикт Плотников 1936–1940: Николай Ярушевич , в. у. 1945–1955: Григорий Чуков , в. у. Новгородская (обн.) 08(21).08.1922–1924: Александр Лебедев 08(21).03.1924–10(23).10.1925: Александр Лебедев , в. у. 12(25).06.1926–21.07(03.08).1926: Николай Платонов, в. у. 10 .1925–06(19).04.1926: Макарий Торопов 06(19).04.1926–13(26).06.1926: Николай Гиляровский, в. у. 13(26).06.1926–02(15).03.1927: Александр Сахаров, в. у. 02(15).03.1927–1927: Сергий Танаевский Александр Соколов 08 .1927–1929: Павел Раевский 1930–: Василий Некрасов – 1931: 10 .1931–17(30).03.1932: Мелхиседек Николев 1932–1933: Павел Раевский, в. у. 1932–1933: Иосиф Ясковский 12 .1933–21.06(04.07).1936: Вениамин Молчанов Ново-Оскольская –1926: Серафим Игнатенко Новогеоргиевская 09(22).12.1912–20.03(02.04).1917: Иоасаф Каллистов Новоград-Волынская 1931–30.04(13.05). 1932: Николай Пирский 31 .10(13.11).1932–23.10(05.11).1934: Вячеслав Шкурко 1934–1941: 02(15).06.1941–08.1942: Вениамин Новицкий Новоград-Волынская (укр.) Георгий (Юрий) Шевченко Николай Карабинович, в. у. Новогрудская 1941 –1944: Афанасий Мартос, в. y., окк. Новозыбковская 1922–06(19).1924: Феодор Власов Новомиргородская (обн.) 1923–1925: Владимир Дубчук 1925–1927: 17(30).06.1927–: Феофан Хомжа Новониколаевская и Новониколаевская (обн.) см. Новосибирская и Новосибирская (обн.) Новороссийская 1919–1920: Сергий Петров 1, в. у. 1920–1920: Сергий Петров 1 Новороссийская (обн.) 14(27).07.1922–03(16).08.1922: Николай Федотов 1922–1925: 1925–1927: Сергий Киреев 1927–1928: Алексий Щербаков 1927–1929: Филипп Власов –1930: 12 .1930–04(17).06.1931: Александр Шубнин 20 .06(03.07).1931–09(22).04.1936: Сергий Киреев, паки 09(22).04.1936–10(23).08.1937: Иоанн Тюрин Новосибирская (обн.) 15(28).10.1922–01(14).05.1923: Александр Авдентов 1923–1934: Пётр Блинов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Свидетель тех лет профессор А. Ч. Козаржевский так вспоминал о жизни церковной Москвы 30-х гг.: «Довоенные прихожане в большинстве своем успели получить минимум духовных знаний еще до 1917 г., хорошо знали церковную службу и были свободны от предрассудков. Не было в обычае посещать разные храмы, особенно по праздникам. Держались своего прихода, хорошо знали друг друга, у каждого было привычное место молитвы. Несмотря на притеснения и контроль со стороны государства, священник тех лет умудрялся, подоткнув полы подрясника под пальто, вместе с псаломщиком ходить (правда, таясь) по квартирам знакомых прихожан в Рождество, Крещение и Пасху и служить молебен. Получил большое распространение институт сестричества. Совсем юные девушки, взрослые и пожилые женщины в скромных темных платьях и белых косынках следили за порядком во время богослужения, ставили свечи, оправляли лампады, подводили детей и немощных к чаше, кресту, иконам, ходили с блюдом для сбора доброхотных даяний. Функции сестричества ограничивались церковью… Сестры не были монахинями, у многих из них были мужья и дети. В храме служили, как правило, превосходные псаломщики. Они читали четко, с осмысленными логическими паузами и ударениями… О том, что они безупречно знали церковно-славянский язык и служебный обиход, и говорить не приходится. Время богослужений было рассчитано на работающих людей, а не только на пенсионеров: будничная литургия совершалась в половине седьмого утра, вечернее богослужение – в половине седьмого вечера». Перепись населения, проведенная в 1937 г., показала, что 2/3 сельского и 1/3 городского населения открыто называют себя верующими. Сельские жители составляли тогда 3/4 всего населения страны, таким образом, верующих было больше половины населения, – и это в стране, где атеизм был провозглашен высшей идейной ценностью. Когда началась Великая Отечественная война, немецкие войска, как писал историк Белорусской Церкви епископ Афанасий (Мартос), застали церковно-религиозную жизнь в Восточной Белоруссии в разрушенном состоянии: «Епископов и священников не было, церкви были закрыты, переделаны в склады, театры, а многие разрушены. Монастырей не существовало, монахи разбрелись, где кто мог, многие умерли в ссылках, в тюрьмах. Но верующие были в огромном числе. В Минске, столице Белоруссии, из девяти церквей уцелела только одна на военном кладбище за городом. Остальные переделаны и приспособлены для разных хозяйственных нужд. Три церкви: кафедральный собор, архиерейская церковь и собор возле железнодорожной станции – были снесены… Богослужений в городе не совершалось уже много лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Климент, епископ Могилевский, Мстиславский и Оршанский (Белорусский) (нареченный) (Тризна) Упоминается епископом Белорусским (нареченным) с 1680 по 1685 годы. Был игуменом монастыря Святого Духа в Вильне. В 1680 году православные белорусы избрали на могилевскую епископскую кафедру архимандрита Виленского Свято-Духова монастыря Климента (Тризну). Польский король Ян Собесский не утвердил его на епископии. Причиной послужило то, что король вел тайные переговоры с администратором Киевской митрополии епископом Львовским Иосифом (Шумлянским, † 1708) и епископом Перемышльским Иннокентием (Винницким) о присоединении православных к Римской Церкви. Оба эти епископа уже дали свое согласие на унию и тайно присягнули ей перед получением своих епископских кафедр. Официально же они выступали как православные епископы. «Когда таким образом уния приобрела два важнейших епископских престола, – пишет И. Чистович , – казалось возможным возобновить попытку соединения всех православных русских польской короны в одну униатскую церковь ». Король Ян Собесский надеялся на осуществление униатской идеи и созвал в Люблине съезд православных и униатов. О созыве съезда он объявил своим универсалом от 19 октября 1679 года под видом решения споров между православными и униатами, но на самом деле «по своему усердию и униатскому желанию хотячи Русь православную, под державою короны польской обретаючуся, на унию преформовати». Православные прибыли в Люблин на съезд, открывшийся 14 января 1680 года. Униаты и римо-католики прилагали все усилия, чтобы уловить в свои сети православных. Проповедник-иезуит восхвалял Восточную Церковь и льстил православным. Но это не помогло: православные остались твердыми и непоколебимыми исповедниками своей веры, а от унии отказались. Архимандрит Климент (Тризна), не получив королевской привилегии на Могилевско-Белорусскую епископию, управлял ею со званием «нареченного епископа» до своей кончины. Литература: Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., 6. г. – Т. 2. – С. 1362–1363. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. – Минск, 2000. – С. 226, 227. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епископ Григорий (Боришкевич) окончил Казанскую духовную академию, рукоположен в 1916 г. С января 1939 г. был настоятелем Покровского собора в Гродно. В октябре 1943 г. хиротонисан во епископа Гомельско-Мозырского автономной Белорусской церкви. 8 В 1923 г. в Словакии было создано миссионерское братство, которое занималось издательской и просветительской деятельностью. В годы нацистского режима это был крупнейший центр по изданию печатной продукции духовного содержания. В июле 1944 г. в результате военных действий большая часть насельников, в числе которых были архим. Нафанаил и иером. Виталий, покинула обитель. 9 Протоиерей Стефан Ляшевский был родом из Таганрога, получил образование инженера-геолога, в 1936–1939 гг. находился в сталинских лагерях, в 1943 г. в Таганроге был рукоположен в сан иерея. Оказавшись в результате эвакуации в Гамбурге, о. Стефан с ноября 1945 г. раз в месяц служил литургию на немецком языке. 10 Епископ Афанасий (Мартос) принял постриг в 1927 г., еще будучи студентом Варшавского университета. Имел степень магистра богословия. В марте 1942 г. хиротонисан во епископа Витебского с поручением временного управления Новогрудской епархией. 11 Феодор Раевский в 1916 г. окончил юридический факультет Императорского Варшавского университета. Эмигрировал из России в 1920 г. В 1931 г. закончил богословский факультет Белградского университета и преподавал Закон Божий в эвакуированном Харьковском женском институте благородных девиц. В 1946 г. возведен в сан протоиерея. 12 Протоиерей Сергий Гарклавс был приемным сыном Рижского еп. Иоанна (Гарклавса). Он выехал из Риги в Германию с еп. Иоанном летом 1944 г. и фактически являлся «телохранителем» чудотворной Тихвинской иконы. Рукоположен в 1957 г. 13 В Большом Шляйсгайме, помимо Михайловского, действовал еще один храм при гимназии, носивший имя прп. Иова Почаевского . В число его прихожан входили главным образом учащиеся и преподаватели. Настоятелем этого храма с июня 1945 г. по август 1949 г. был эмигрант «первой волны» прот. Василий Бощановский, а после его отъезда в США настоятелем гимназической церкви и законоучителем гимназии стал еп. Григорий (Боришкевич).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Продолжалась католич. экспансия. В 1934 г. еп. М. Фульман основал при костеле свт. Николая (бывш. соборе Замойского Николаевского правосл. братства) общину редемптористов, перемещенных из Галичины. В с. Слипче Хрубешувского повята с 1936 г. действовали миссионерский дом и мон-рь монахинь Сердца Иисуса вост. обряда, в Хелме в 1933 г. открылся миссионерский мон-рь Сестер служебниц Непорочного Зачатия. В 1936-1938 гг. в Люблине существовал новый католич. орден - сообщество «братьев на кресах», нацеленное на работу среди православных. 27 нояб. 1938 г. во епископа Люблинского был хиротонисан поляк архим. Тимофей (Шреттер) , до начала войны он жил в основном в Яблочинском мон-ре, настоятелем которого являлся. Еп. Тимофей в окт. 1939 г. представил нем. главе Люблинского дистрикта Генеральной губ. (оккупированной Польши) проект устройства правосл. Церкви в регионе и справку, в к-рой сообщалось, что в дистрикте существует 114 правосл. приходов, из них 54 вакантных. 20 окт. 1940 г. митр. Варшавский Дионисий, Пражский архиеп. Савватий (Врабец) и еп. Тимофей совершили хиротонию во епископа Холмского и Подляшского Илариона (Огиенко), в тот же день возведенного в сан архиепископа (с 1944 митрополит). 3 нояб. 1940 г. состоялась его интронизация в холмском кафедральном соборе Рождества Пресв. Богородицы, к-рый 29 окт. 1940 г. был изъят нем. оккупационными властями у римо-католиков и передан православным. Холмско-Подляшская епархия была отделена от митрополичьей Варшавско-Холмской епархии ПАПЦ. Архиеп. Иларион не был сторонником украинизации. Архим. Афанасий (Мартос) , служивший в то время в Холмской епархии, писал: «Духовенство Холмщины и население опасались, что новый Холмский архипастырь займет крайний украинский курс для украинизации богослужения. Но он этого не сделал. Недовольны были этим украинские деятели и организовали из школьной молодежи демонстрацию против него с плакатами. Иларион возмущался, но своей тактики не переменил» ( Апанас (Мартас), архиеп. На hibe Хрыстовай: У nяцiдзecяmыя сьвятарства, 1928-1978: Ycnaмihы. Нью Менск; Варшава, 2005. С. 70).

http://pravenc.ru/text/2561044.html

В 1839 г. К. м. был окончательно упразднен, а монахов перевели в Тороканский монастырь близ г. Антополя. В докладе униат. еп. Иосафата Жарского, производившего ревизию униат. монастырей в 1832 г., записано, что среди 313 монахов, находившихся в 37 монастырях, оказалось 134 униата и 129 католиков, которые совершали богослужения по лат. обряду. При этом Жарский указал на упадок дисциплины в базилианском ордене, на множество латинских нововведений в богослужение, а также в облачения и устройство храмов. Это побудило греко-униат. церковные власти к 1835 г. упразднить 36 беднейших мон-рей ( Афанасий (Мартос). 2000. С. 255). Монастырские здания остались в распоряжении ДУ. С 25 марта 1839 г., после Полоцкого Собора, упразднившего церковную унию 1596 г., уч-ще перешло в ведение правосл. Церкви. Кобринский Спасский мон-рь после пожара 1895 г. Фотография. Кон. XIX в. Кобринский Спасский мон-рь после пожара 1895 г. Фотография. Кон. XIX в. Кобринское ДУ было одним из 3 учебных заведений Гродненской губ., готовивших мальчиков к поступлению в ДС. Училище подчинялось духовно-учебному управлению в г. Вильно и состояло из 3 отделений. Курс обучения продолжался 3 года. Дети поступали в училище в возрасте от 9 до 11 лет (Литовские ЕВ. 1869. 23. С. 1365). По окончании СПбДА с 1865 по 1870 г. обязанности инспектора Кобринского ДУ исполнял А. С. Родосский. Выпускником Кобринского ДУ был прот. И. А. Котович. Студентами училища также являлись буд. ученые П. Н. Жукович , Л. С. Паевский, В. В. Качановский и др. Из рапорта Пружанского благочинного прот. Андрея Червяковского в духовную консисторию известно, что 2 нояб. 1869 г. при Кобринском уч-ще в сослужении 2 священников была освящена домовая ц. во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия (Литовские ЕВ. 1869. 22. С. 1315; 23. С. 1365). Указом Синода от 8 сент. 1872 г. уч-ще было переведено в Жировичи. Все недвижимое имущество бывш. мон-ря, а именно: каменный 2-этажный дом с 2 небольшими флигелями, 2 деревянных дома и деревянный сарай, земля (2 дес. и 197 кв. саж.) - поступило во владение Жировичского ДУ. К 1877 г. церковь училища пребывала в крайнем запустении, иконостас представлял собой ширму, обитую простым старым полотном (Там же. 1877. 47. С. 386). 13 сент. 1886 г. монастырские здания были переданы Казанскому пехотному полку сроком на 2 года, однако их освободили немного ранее указанного в договоре срока в связи с выступлением Казанского полка из города в мае 1888 г. Власти города долго ходатайствовали перед руководством Жировичского ДУ о размещении в этих зданиях городского уч-ща. Но в церкви, располагавшейся в каменном монастырском здании, богослужения продолжали совершать по правосл. чину.

http://pravenc.ru/text/1841594.html

Арсения (Смоленца) , а 12 сент. того же года - еп. Павла (Вильковского). ОГПУ использовало арест М., чтобы склонить его к участию в организации неканоничной автокефальной Белорусской Православной Церкви (БПЦ), однако М. от участия в этом категорически отказался. Автокефальная БПЦ была провозглашена в авг. 1927 г. в Минске викариями М. епископами Филаретом (Раменским) и Николаем (Шеметилло), к-рые ввели в автокефалистских церквах формулу поминовения за богослужением М. как «митрополита». В это время М. находился в Бутырской тюрьме. 17 сент. 1927 г. решением Коллегии ОГПУ он был освобожден под подписку о невыезде. Проживал на покое в Москве. 5 апр. 1928 г. возведен митр. Сергием в сан архиепископа. В сент. того же года назначен управляющим Енисейской и Красноярской епархией. Пребывал в Красноярске, где паства вначале приняла его отчужденно, но затем стала относиться к архиерею с теплотой. 2 апр. 1931 г. М. был вызван для участия в сессии Временного Патриаршего Священного Синода. 11 мая того же года прибыл в Москву. Вскоре скончался от сердечного приступа в Покровском храме на Н. Красносельской ул., где он должен был сослужить заместителю патриаршего местоблюстителя при совершении епископской хиротонии. 20 мая митр. Сергий возглавил отпевание М. в сослужении 18 архиереев. Был похоронен на Семёновском кладбище Москвы. После закрытия Семёновского кладбища в 30-х гг. ХХ в. могила была перенесена на московское Преображенское кладбище Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 323-330; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в ист., гос. и церк. жизни. Мн., 1990р. С. 259-262; Процька Т. С. Nakymhik за веру i Мн., 1996; она же. Без веры мы - никто: Жизнь и смерть митр. Минского и Белорусского Мелхиседека. Мн. 2012; она же. Невядомыя cmapohki жыцця Meлxiceдэka (Паеускага), мimp. Mihckara i Белорусскага//Праваслауе. 2013. 19. С. 55-65; Кривонос Ф., прот. У Бога мертвых нет: Неизв. страницы из истории Минской епархии (1917-1939). Мн., 2007; он же. Человек глубокой веры: Жизнь и архипастырское служение Преосв.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

духовенства и мирян, в т. ч. самая активная часть виленских братчиков, уехала в Россию, и после оккупации зап. территории Российской империи нем. войсками деятельность В. б. прекратилась. Последним попечителем и председателем совета братства был архиеп. Литовский (с 22 дек. 1913), буд. Патриарх Московский св. Тихон . Ист.: [Устав В. б.]// Голубев С. Т. Киевский митр. Петр могила и его сподвижники. К., 1883. Т. 1. Прил. С. 235-256; Труды съезда представителей западнорус. православных братств. Вильна, 1909; Уния в документах. Минск, 1997. Лит.: Щербицкий О. В. Виленский Св.-Троицкий мон-рь. Вильна, 1885; Смирнов Ф. К. Виленский Св.-Духов мон-рь. Вильна, 1888; Виленское Св.-Троицкое, впоследствии Св.-Духовское братство. Вильна, 1890; 300-летний юбилей Виленского Св.-Духовского братства, 1597-1897: Сб. Вильно, 1897; Добрянский Ф. Н. Старая и Новая Вильна. Вильна, 1904; На память о высокопреосвящ. Ювеналии, архиеп. Литовском и Виленском. Вильна, 1904; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в ист., гос. и церк. жизни. Буэнос-Айрес, 1966. Минск, 1990р; Мельников А. А. Путь непечален. Минск, 1992; История РЦ. Кн. 5. С. 232-234, 243, 253, 254, 467; Кн. 6. С. 180-186, 206-211, 227-230, 235-250, 461, 482-492, 503-504, 524-528; Мицик Ю. , прот. З лucmib Biлehcьkoro та Mihcьkoro правосл. братств XVII-XVIII ст.//ТКДА. 2003. 1. С. 86-110. Г. П. Шлевис Рубрики: Ключевые слова: АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства БРЕСТСКАЯ УНИЯ решения Собора епископов Западнорусской митрополии (1596 г.) о соединении с католич. Церковью - подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения ВИЛЕНСКИЙ СОБОР Собор духовенства правосл. Киевской (Западнорусской) митрополии, заседавший в Вильно с 25 дек. 1509 по 18 янв. 1510 г. ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/158638.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010