Церковь преподобного Сергия Радонежского (Вилья Бальестер) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь преподобного Сергия Радонежского (Вилья Бальестер) входит в состав Сан-Паульской и Южно-Американской епархии Русской православной церкви заграницей. Содержание История [ править править код ] Приход был основан в конце 1948 года небольшой группой русских православных верующих во главе с протоиереем Иоаном Грамолиным и псаломщиком-регентом С.Г. Максимовым. 12 февраля 1949 года состоялась первая литургия, и с этого момента богослужения проводились регулярно. В первое время богослужения совершались в комнате съёмного дома. Но вскоре число прихожан увеличилось, после чего было принято решение стоить храм. При помощи прихожанки А. В. фон Шварц приобрели участок земли. В течение 1955 года были разработаны окончательные чертежи постройки по проекту архитекторов князя А. В. Волконского и Брусникина. 15 апреля 1956 года епископ Аргентинский Афанасий (Мартос) в сослужении протоиерея Иоанна Грамолина и настоятелей других церквей в присутствии прихожан и многочисленных гостей совершил торжественную закладку храма. Возведение Сергиевского храма за исключением работ, требующих специалистов (кладки изразцов, паркета и т. п.), было осуществлено руками самих прихожан, начиная от кладки фундамента и заканчивая главкой на колокольне. 12 июля 1959 года епископ Афанасием в сослужении протоиерея Иоанна Грамолина и многочисленного духовенства со всей епархии совершил торжественное освящение храма Преподобного Сергия Радонежского. В конце службы епископ Афанасий наградил благодарственными грамотами трудившихся над постройкой храма. Новый храм вмещал около 200 человек. В 1962 году Союзом русских белых военных инвалидов при храме Преподобного Сергия Радонежского в Вижа Бажестер был построен Инвалидный дом. В 1963 году скончался протоиерей Иоанн Грамолин. С 1964 года по своей смерти в 1968 году настоятелем храма был архимандрит Никодим (Угодский). После этого настоятелем храма стал священник Владимир Шленёв.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_препод...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛИСЕЙ Прп. Елисей Лавришевский. Фрагмент иконы " Собор Блорусских святых " . Нач. XXI в. (Покровский собор, Гродно) Прп. Елисей Лавришевский. Фрагмент иконы " Собор Блорусских святых " . Нач. XXI в. (Покровский собор, Гродно) († 23.10.1250, Лавришевский муж. мон-рь), прп. (пам. 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Лавришевский, основатель Лавришевского мужского монастыря . Житие Е. не сохранилось. В сер. XVII в. иезуит А. Коялович издал пересказ Жития святого, список к-рого хранился в Лавришевском мон-ре, с нач. XVII в. принадлежавшем униатам (текст был написан кириллицей). Согласно Житию в пересказе Кояловича, Е. был сыном литов. кн. Тройната (ум. в 1263), служил при дворе Миндовга (Литовский вел. князь в период ок. кон. 30-х гг. XIII в.- 1263). В 1225 г. Е., оставив язычество, принял правосл. крещение и поселился в монастыре. Спустя нек-рое время вместе с неизвестным по имени иноком он основал на собственные средства на р. Неман Лавришевский мон-рь, где позднее жил Литовский вел. кн. Войшелк . В ночь на 23 окт. 1250 г. Е. был убит юношей-слугой. В Житии содержатся анахронизмы, в частности, Е. был убит ранее, чем Войшелк принял монашество (1255). Имя Е. отсутствует в древнейших актах Лавришевского мон-ря посл. трети XIV - нач. XVI в., в месяцесловах, о Е. нет сведений в летописях. В белорус.-литов. летописях XVI в. содержится рассказ об основании Лавришевского мон-ря сыном Тройдена (20-е гг. XIII в.- 1282) Римунтом (Рымунтом, Рамултом), в правосл. крещении Василием или Лавром-Лаврентием (Лаврашем). Уже будучи монахом, Римунт-Лавраш-Василий участвовал в борьбе за литов. великокняжеский трон и победил св. кн. Довмонта , после чего, объявив о своем возвращении в мон-рь, передал престол князьям из рода Гедимина (ПСРЛ. Т. 32; 35 (по указ.)). Рассказ о Лавраше в этих источниках содержит многочисленные анахронизмы и обнаруживает сходство с биографией кн. Войшелка (в изложении Волынской летописи), что заставляет большинство исследователей считать Римунта-Лавраша-Василия лит. персонажем, к-рому как члену правящего рода офиц. летописание Литовского великого княжества приписывает санкции на передачу власти др. роду и в повествовании о к-ром отразилась память о кн. Войшелке. Не ранее XVIII в. возникла легенда о принятии Лаврашем пострига с именем Елисей, и т. о. он был отождествлен с Е. В позднейшей традиции основание Лавришевского мон-ря могло приписываться Войшелку, при этом считалось, что Лаврентий - его монашеское имя, по к-рому мон-рь назван Лавришевским (см.: Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 2000. С. 94). Почитание

http://pravenc.ru/text/189857.html

Феодосий (Самойлович) Сан-Паульский и Бразильский. Рукоположен в января 1931 года. Скончался 29 февраля 1968 года Димитрий (Вознесенский) Хайларский (в Маньчжурии). Рукоположен 21 мая 1934 года. Скончался 31 января 1947 года. Виталий (Максименко) Восточно-Американский и Джерзийский, член Архиерейского Синода. Рукоположен 23 апреля 1934 года. Скончался 8 марта 1960 года. Иоанн (Максимович) Западно-Европейский и Брюссельский. Рукоположен 28 мая 1934 года, скончался 2 июля 1966 года. Иероним (Чернов) Детройтский и Флинтский. Рукоположен 5 августа 1935 года. Скончался 1 мая 1957 года Григорий (Остроумов) Каннский и Марсельский (Западная Европа). Рукоположен 9 ноября 1936 года. Скончался 7 июля 1947 года Венедикт (Бобковский) Берлинский и Германский. Рукоположен 30 марта 1941 года. Скончался 21 августа 1951 года Феодор (Рафальский) Сиднейский и Австралийский. Рукоположен 25 июля 1942 года. Скончался 5 мая 1955 года Филофей (Нарко) Берлинский и Германский. Рукоположен в 1942 году. Скончался 11 сентября 1984 года Стефан (Севбо) Венский и Австрийский. Рукоположен в 1942 году. Скончался 25 января 1965 года Григорий (Боришкевич) Чикагский и Кливлендский (США). Член Архиерейского Синода. Рукоположен 11 октября 1943 года. Скончался 13 октября 1957 года Александр (Ловчий) Берлинский и Германский. Рукоположен 16 июля 1945 года. Скончался 29 августа 1973 года Афанасий (Мартос) Буэнос-Айресский и Аргентинско- Парагвайский. Рукоположен 8 марта 1943 года. Скончался 3 ноября 1983года Леонтий (Филиппович) Сантьягский и Чилийский. Рукоположен в 1943 году. Скончался 2 июля 1971 года Серафим (Иванов) Чикагско-Детройский и Средне-Американский Рукоположен 24 февраля 1946 года. Скончался 12 июля 1987 года Нафанаил (Львов) Венский и Австрийский. Рукоположен 25 февраля 1946 года. Скончался 26 октября 1986 года Никон (Рклицкий) Вашингтонский и Флоридский. Рукоположен 14 июня 1948 года. Скончался 4 сентября 1976 года Аверкий (Таушев) Сиракузский и Троицкий. Рукоположен 12 мая 1953 года. Скончался 31 марта 1976 года

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нижнем храме преп. Иова Почаевского хранится рака с 88 частицами мощей Киево-Печерских святых, иконы с частицами мощей великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца, мч. Христофора, святителей Нектария Пентапольского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феодосия Черниговского, Белгородского Иоасафа, сщмч. Иоанна (Помера) и др. Перед иконой «Новомучеников и исповедников Российских» работы о. Киприана в особом ковчеге – частицы мощей сщмч. Игнатия Богоносца, св. равноап. Марии Магдалины, свт. Николая Чудотворца, свщмч. Макария, митр. Киевского, святителей Арсения Сербского, Иркутского Иннокентия, преподобных Евфимия Великого, Харитона, Кириака, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского и др. Другой почитаемый образ – список Почаевской иконы Божией Матери. За алтарной частью Троицкого собора находится небольшое монастырское «братское кладбище». Здесь покоятся братия и архиереи Русской Православной Церкви за границей, в том числе архиепископы Североамериканский Аполлинарий (Кошевой), Детройтский Иероним (Чернов), Чикагский Григорий (Боришкевич), Каракасский Серафим (Свежевский), Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич), Буэнос-Айресский Афанасий (Мартос), епископ Сиэтлский Нектарий (Концевич), основатель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Пантелеимон (Нижник). Под алтарем Троицкого собора сооружены два склепа, в которых покоятся останки Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), архиепископов Сан-Францисского Тихона (Троицкого), Сиракузского Аверкия (Таушева) и постриженика Валаамского монастыря, многолетнего духовника Свято-Троицкой обители игумена Филимона (Никитина). В 2000 с северной и южной сторон были пристроены еще две усы-пальницы, в южной покоятся останки иконописца архимандрита Киприана (Пыжова), в северной погребены Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) и архиепископ Западноамериканский Антоний (Медведев). Позднее здесь похоронили еще одного Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлу). Братский корпус монастыря был заложен 28 сентября 1952 архиепископом Виталием (Максименко) и построен к 1958. В полуподвальном помещении находятся пекарня, книжные склады и кладовые, на 1-м этаже – типография, трапезная, книжный магазин, на 2-м этаже - канцелярия, фальцовочная и переплетная мастерские, покои настоятеля, на 3-м и 4-м этажах – кельи. В 1987–1988 корпус был значительно расширен, с западной и восточной сторон пристроены два новых крыла. В типографии находится большой чтимый образ преп. Иова Почаевского, вывезенный из Почаевской Лавры. На 3-м этаже братского корпуса 17 ноября 1991 была освящена часовня во имя преп. старцев Оптинских, иконостас и иконы которой выполнены иеромонахом Андреем (Эрастовым). В Оптинской часовне хранятся частицы мощей многих святых, частица Креста Господня, камень от Гроба Господня, камень из храма Воскресения Христова в Иерусалиме, камень со Св. Голгофы, камень с судного места, скуфьи святителей Митрофана Воронежского и Феофана Затворника.

http://sobory.ru/article/?object=19057

Балахнинская 10(23).08.1914–28.01(10.02).1917: Макарий Гневушев 02 .1917–24.10(06.11).1918: Лаврентий Князев 02(15).02.1919–1920: Пётр Зверев 29 .11(12.12).1920–1925: Филипп Гумилевский Балашовская 1918–1919: Нифонт Фомин 1919–1922: 1922–1923: Николай Коноплев 31 .12(13.01).1923–13(26).07.1927; Андрей Комаров 02(15).09.1927–01(14).12.1927: Евгений Кобраков 01(14).12.1927–05(18).12.1928: Флавиан Сорокин 24 .01(06.02).1929–22.03(04.04).1933: Иаков Маскаев Балашовская (обн.) 1922–1922: Николай Позднев 04(17).09.1922–1923: Пётр Данилов Балтская 12(25).02.1915–1918: Пимен Пегов 1918–1922: Герасим Строганов Балтская (обн.) 1922–1924: Герасим Строганов 1924–1927: 1927–1930: Гавриил Рогут, в. у. Барабинская (обн.) 1925–23.12(05.01).1925: Александр Четыркин 1926–1926: Владимир Злобин 1926–1928: 11(24).05.1928–1932: Максим Светич Барановичская (окк.) 1941–1944: Афанасий Мартос, в. y.. окк. Барнаульская 26 .01(08.02).1916–1919: Гавриил Воеводин 1919–1923: Виктор Богоявленский 1923–1925: Никодим 20 .03(02.04).1927–15(28).11.1933: Владимир Юденич 1930–1931(?): Александр Бялозор 12 .1931–1932: Тарасий Ливанов 1932–1932: Герман Коккель 22 .03(04.04).1933–29.11(11.12).1937: Иаков Маскаев 29 .01(11.02).1937–14(27).07.1937: Григорий Козырев Барнаульская (григ.) Николай Барнаульская (обн.) 08(21).09.1922–23.10(05.11).1922: Иоанн Завадовский 01(14).12.1922–1923: Гавриил Ландышев 1923–1931: 1931(?)–09(22).04.1931: Анатолий Синицын 07(20).04.1931–03.1934: Михаил Вяткин Бахмутская (укр.) 21 .10(03.11).1921–: Иоанникий Соколовский Бежецкая 27 .08(09.09).1921–1923: Алексий Замараев 1923–1928: 1928–11(24).04.1929: Захария Лобов 1929–01.1937: Григорий Козырев Белгород-Днестровская 22 .11(05.12).1911–1918: Гавриил Чепура Белгородская 15(28).11.1913–21.08(03.09).1921: Никодим Кононов 1919–1921: Аполлинарий Кошевой 1921–1923: Никон Пурлевский 1924–1925: Никон Пурлевский, паки 1925–1930: 13(26).08.1930–1930: Евгений Зернов 01(14).06.1931–11(24).08.1931: Иннокентий Клодецкий 1931–1933: 29 .07(11.08).1933–09(22).11.1933: Онуфрий Гагалюк

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

05 .1944–17(30).12.1944: Даниил Юзьвюк, в. у. 31 .03(13.04).1945–05(18).11.1948: Корнилий Попов Винницкая 14(27).02.1914–07(20).11.1917: Давид Качахидзе 22 .10(04.11).1918–1922: Амвросий Полянский 1922–1926: 22 .07(04.08). 1926–09(22).05.1928: Феодосий Вощанский 1928–1931: Варлаам Козуля, в. у. 13(26).05.1932–1933: Филарет Линчевский 25 .08(07.09).1933–07(20).05.1937: Александр Петровский 23 .03(05.04).1937–11.1937: Иннокентий Тихонов 1937–1944; 1944–1945: Максим Бачинский 30 .04(13.05).1945–01.1946: Варлаам Борисевич Винницкая (григ.) 1927–: Сергий Винницкая (обн.) 1925–1926: Иоаким Пухальский 03 .1926–09(22).07.1936: Иоанн Славгородский 19 .12(01.01).1927–05.1928: Павел Циприанович 01(14).09.1928–03.1930: Димитрий Михальчук 09(22).07.1936–01(14).12.1937: Николай Поликарпов Винницкая (укр.) 1922–: Павел (Павло) Погорилко Григорий 23 .07(05.08).1942–1943: Евлогий Марковский Витебская (Полоцко-Витебская) 10(23).01.1915–12(25).07.1917: Кирион Садзегелли 09 .1917–06(19).03.1918: Иннокентий Ястребов, паки 1918–1918: Пантелеймон Рожновский, в. y., паки 19 .03(01.04).1918–09(22).04.1918: Серафим Александров 09(22).04.1918–09(?)1918: Иоанн Поммер 09 .1918–1926: Иннокентий Ястребов, в третий раз 1924–1925: Нектарий Трезвинский, в. у. 1925–1926: Алексий Буй(?) 01(14).10.1926–18.11(01).12.1927: Павлин Крошечкин 1927–1928: Гавриил Воеводин 1928–1931: 1931–1932: Николай Покровский 31 .01(13.02). 1933–14(27).07.1935: Тихон Русинов 1935–1935: Феофан Семеняко. в. у. 1935–1941: 1941 –1944: Афанасий Мартос, окк. Витебская (обн.) 28 .08(10.09).1922–03.1923: Константин Запрудский 01 (14).01.1923– 1925: Гавриил Свидерский 1925–1927: Александр Щербаков 1927–1928: Сергий Добромыслов 1928–1929: Михаил Постников, в. у. 1929–1932: Нил Ушаков 1933–06.1935: Сергий Добромыслов, паки Владивостокская 01(14).01.1899–1920: Евсевий Никольский 1918–1920: Михаил Богданов 1920–: Марк Бакалдин 1922–1922: Павел Введенский, в. у. 1922–1925: 31 .10(13.11).1925–02(15).09.1927: Киприан Комаровский 09 .1927–1928: Нифонт Фомин

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Афанасий ( Мартос Антоний Викентиевич ; 8.9.1904, дер. Завитая Минск, губ. – 3.11.1983, Буэнос-Айрес, Аргентина), архиепископ. Из семьи белорусского крестьянства. Окончил гимназию г. Несвижа (1925) и Православное отделение богословского факультета Варшавского университета (1930), пострижен в монашество в Почаевской лавре (4.1.1927, согласно другим источникам 22.12.1927), иеромонах (29.1.1928), иеромонах (март 1929), настоятель церкви в с. Благодатное близ Варшавы (март 1929июнь 1930), настоятель церкви г. Воломина (июнь 1930декабрь 1931), наместник Яблочинского монастыря (декабрь 1931октябрь 1932), священник подворья женского Турковицкого монастыря (октябрь 19321933), настоятель церкви в г. Кельцы (19331934), магистр богословия (1933), воспитатель интерната Православного богословского отделения Варшавского университета (19341936), инспектор интерната (19361939), игумен (1936), окончил педагогические курсы Варшавского университета (1936), архимандрит (1938), доктор богословия Варшавского университета (1939), настоятель обители в Турковицах (19401942), член посланной в Минск делегации от Варшавского белорусского комитета для расследования положения Церкви в Белоруссии, принят в клир Белорусской Православной Автономной Церкви (3.3.1942), правящий епископ Витебской епархии и вр. упр. Новогрудской епархией (8.3.1942), архиерейскую хиротонию возглавил архиеп. Пантелеймон Минский, член Архиерейского Синода Белорусской Православной Церкви (9.3.1942), участник церковного собора, провозгласившего автокефалию Белорусской Православной Церкви (май 1942), эмигрировал в Австрию и оттуда в Германию (7.7.1944), принят в юрисдикцию РЗЦ (1.4.1946), викарный епископ Германской епархии с местопребыванием в Гамбурге (19461950), участник Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (710.5.1946), епископ Мельбурнский, викарий Австралийской епархии (1950), епископ Буэнос-Айресский и Аргентинский (26.11.19555.9.1969), возведен в сан архиепископа (23.8.1957), архиепископ Австралийский (5.9.196917.9.1971), снова архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский (17.9.19713.11.1983). Автор неизданных воспоминаний «На ниве Христовой».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще в 1941 г. он был хиротонисан во епископа Брестского и назначен викарием к митр. Пантелеимону, с которым и оставался до конца его дней 4 . Два других митрополита – Анастасий (Грибановский) и Серафим (Ляде) – в лагере не жили, но регулярно приезжали для проведения богослужений в Большом Шляйсгайме. Что касается белого духовенства, служившего в лагере, то из 22 священников на его территории проживали 12 [Корнилов, 90]. В Большом Шляйсгайме действовало два храма – основной, во имя Архангела Михаила, и при гимназии, носивший имя прп. Иова Почаевского . Настоятелем Архангельского храма с осени 1945 г. являлся архиеп. Пантелеимон (Рудык) (УПЦ) 5 , в июне 1948 г. в связи с его отъездом в Аргентину храм возглавил еп. Димитрий (Маган) (УПЦ) [Корнилов, 25]. Причтом гимназической церкви руководил прот. Василий Бощановский 6 , а с августа 1949 г. – еп. Григорий (Боришкевич) 7 . После разгрома немецких войск Гамбург со всей северной частью Германии вошел в британскую зону оккупации. Устроение духовной жизни здесь складывалось во многом благодаря усилиям двух монахов. Эмигрант «первой волны» архим. Нафанаил (Львов) прибыл в Гамбург вместе с иером. Виталием (Устиновым) из Берлина, где они служили последние месяцы войны в кафедральном соборе; оба являлись служителями монастыря прп. Иова Почаев-ского в Ладомировой (Словакия) 8 . В мае 1945 г. Архиерейским синодом РПЦЗ архим. Нафанаил был назначен управляющим Северогерманским викариатством, которое насчитывало 19 приходов. Основным местом служения о. Нафанаила был расположенный в Гамбурге храм во имя прп. Прокопия Устюжского, настоятелем которого являлся о. Стефан Ляшевский 9 . При этом храме усилиями обоих монахов в 1946 г. было создано братство прп. Иова Почаевского [Зайде]. С именами о. Нафанаила и о. Виталия связано устроение церковной жизни в лагере Фишбек, где находилось около двух тысяч человек – беженцы с территорий Белоруссии, Украины и России [Нафанаил, 524]. В лагере был сооружен храм во имя Успения Божьей Матери, настоятелем которого стал игумен, а затем архимандрит, Виталий (Устинов). Принадлежность настоятеля лагерного храма к монашеству во многом повлияла на организацию богослужебной жизни лагеря, был установлен суточный круг богослужения [Нафанаил. Воспоминания, 3]. Для проведения церковных служб нужны были помощники, о. Виталий (Устинов) организовал в лагере курсы псаломщиков. Архимандрит Нафанаил не жил в лагере, но часто приезжал к о. Виталию, и они вместе служили. В сентябре 1946 г., после хиротонии архим. Нафанаила в епископа Брюссельского и Западноевропейского, северогерманскими приходами стал управлять еп. Афанасий (Мартос) 10 , также посещавший лагерь Фишбек для совершения богослужений. Из воспоминаний владыки известно, что в 1946 г. в лагерях возглавляемого им викариатства в его подчинении находилось 25 священников и 5 дьяконов [Корнилов. На службе, 30].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Дорогами Белоруссии//ЖМП. 1991. 10. С. 19-23; Наречение и хиротония архим. Аристарха (Станкевича) во еп. Гомельского и Мозырского//Там же. 2. С. 18-19; Акты свт. Тихона. С. 357-359; Полищук Е. С. Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Респ. Беларусь//ЖМП. 2001. 8. С. 22-53. Лит.: Зверинский. Т. 1. С. 175. 278. С. 286. 573; Книга памяти: Гомельский р-н. Минск, 1998. Кн. 1; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в ист., гос. и церк. жизни. Минск, 2000; Гомельская enapxiя//Бeлapycki каляндар. 2000. Mihck, 1999. С. 124-127; Kyлarih А. М. храмы на Бeлapyci. Mihck, 2001; Гомельская enapxiя//Pэлiriя i царква на Беларуси. Mihck, 2001. С. 75; Прищепов Г. , свящ. Историческое обозрение храмов г. Гомеля. Жировичи, 2001; История гомельского кафедр. собора св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Гомель, 2005. Игум. Савва (Мажуко) Памятники церковной архитектуры В домонг. период города Посожья как центры удельных княжеств представляли собой небольшие замки, защищенные рвами, валами и деревянными стенами, рядом с к-рыми складывались поселения. В XII в. в этих землях выделялись крупные торговые и культурные центры, в их числе Гомель. Археологические памятники этого времени свидетельствуют о тесной связи с южнорус. культурой. На территории Гомельского детинца были обнаружены остатки каменной кладки небольшого собора (крестово-купольного, 1-главого, с 3-апсидным алтарем, характерным для черниговской архитектуры 2-й пол. XII - нач. XIII в.) и, возможно, пещерного мон-ря XII-XIII вв. В период монголо-татар. нашествия в Гомеле, как и повсеместно, прекратилось каменное храмовое строительство. Провинциальные зодчие Посожья развивали формы деревянных храмов, что повлияло на характер церковных построек в дальнейшем. В 1335 г. Гомель вошел в состав Великого княжества Литовского, однако нек-рые древнерус. посвящения храмов сохранялись. Так, на месте разрушенного в период нашествия каменного собора была возведена деревянная Никольская ц. на Замковой горе рядом с княжеским дворцом.

http://pravenc.ru/text/166101.html

К 1 янв. 2004 г. в епархии действовали 2 мон-ря: вильнюсский Свято-Духов (муж., основан на рубеже XVI-XVII вв.) и вильнюсский во имя св. равноап. Марии Магдалины (жен., основан в 1864). В XIX - нач. XX в. на территории епархии существовали: виленский во имя Св. Троицы (муж., основан во 2-й пол. XIV в., в нач. XVII в. передан униатам, возобновлен как православный в 1845, упразднен в 1915), Сурдегский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (муж., основан в 1550, упразднен в 1915), Пожайский в честь Успения Божией Матери (муж., преобразован в 1839 в православный из католического, упразднен в 1915), Березвечский в честь Рождества Пресв. Богородицы (в 1839 преобразован в православный из униатского, упразднен в 1872, возрожден в 1901 как жен., упразднен в 1923), Анталептский в честь Рождества Пресв. Богородицы (жен., основан в 1893, упразден в 1948). Ист.: Труды съезда представителей Зап.-рус. правосл. братств. Вильна, 1909; Вестн. Виленского Св.-Духовского братства. 1907-1916; Слово Литовской правосл. епархии. 1923-1939; Акты свт. Тихона. С. 917; Уния в документах. Минск, 1997. Лит.: Извеков Н. Д. Ист. очерк состояния правосл. Церкви в Литовской епархии за время 1839-1889 гг. М., 1899; Добрянский Ф. Н. Старая и новая Вильна. Вильна, 1903; На память о высокопреосв. Ювеналии, архиеп. Литовском и Виленском. Вильна, 1904; Миловидов А. И. Церк.-строительное дело в Сев.-Зап. крае при гр. М. Н. Муравьёве. Вильна, 1913; Бочков Д. О централизации церк. ист.-археол. учреждений. Минск, 1915; Sapoka D. A. Lietuvos istorija. Kaunas, 1936; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в ист., гос. и церк. жизни. Минск, 1990; Laukaityte R. Lietuvos staciatikiu baznycia 1918-1940, mm.: Kova del cerkviu//Lituanistika. Vilnius, 2001. Nr. 2. Г. П. Шлевис Памятники церковного искусства Вильнюса Архитектура Особенности церковного строительства Вильнюса обусловлены историей средневек. Литовского гос-ва, к-рому присущи многонациональность и многоконфессиональность. Отчетливо прослеживается взаимодействие различных художественных культур: визант., соседних слав. народов (белорус., польск., рус.), большую роль играла теснейшая связь с Зап. Европой, особенно после принятия католичества в качестве гос. религии. Существовавшие на протяжении столетий конфессии (Православие, католицизм, униатство) получали приоритет в разные исторические периоды, святыни Вильнюса (храмы, мон-ри, иконы) неоднократно переходили от одной конфессии к др. Город страдал от разрушительных пожаров, после к-рых приходилось заново отстраивать многие, в т. ч. и церковные, здания. Все эти факторы вызывали неоднократные изменения в облике как правосл., так и католич. храмов Вильнюса.

http://pravenc.ru/text/158622.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010