Возлияния, которые язычники приносили мертвым. Феодор. Он же под мертвыми разумел богов языческих. Ст.33. Разнствова устном а своима. Выразив в словах некое сомнение, ударил о камень и извел воду. Ст.38. Убиена бысть земля их кровми; земля потерпела убийственное насилие от проливаемой невинной крови. Пс.106:30. Пристанище хотения своего, с греч.: в пристанище, к которому они стремились. Пс. 110:3. Изыскана во всех волях Его – точно соответствуют всем Его хотениям. Пс.113:22. Да приложит Господь на вы... и на сыны ваша. Да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших. Пс.114:8. Благоугожду пред Господем во стране живых. Господь избавил душу мою от смерти, а я, оставшись в живых, буду угождать Господу. Феодор. и Афан. разумеют о будущей жизни. Пс.117:5. И услыша мя в пространство; то есть вывел из тесноты скорби на пространство мира. Афанас. под пространством разумеет избыток наград за претерпение скорби. Пс.4. 2 . Феодор.: доставляет утешение более самой скорби. Пс.118:32. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Боже! Когда Ты освободил сердце мое от пристрастий мира, которые стесняли его, и соделал его сосудом любви к Тебе и ко всем человекам, тогда я легко потек по пути Твоих заповедей; или – удобно стал исполнять закон Твой, потому что исполнение закона есть любовь. Пс.119.4. Угли пустынные, – опустошающие, см. отд.1. Ст.5. Селения Кидарския. По Афан., Кидар есть страна, лежащая при восточной пустыне; ее населяют племена сарацынов. Псалом сей Феод, относит к пленению вавилонскому; но правильнее – к бегству Давида. Пс.120:5. Господь покров твой на руку десную твою. Феодор. и Афанас.: Господь станет одесную тебя и будет тебе покровом. Щит – как щит на правой руке, потому что удобнее его передвигать туда и сюда, будет защищать тебя от зноя и других неприятных встреч. Ст.6. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Кажется, речь сокращенная: ниже луна ночью не перестанет светить тебе. Пс.121:3. Ему же причастие его вкупе. Все племена берут в нем участие. Ст.5. Тамо седоша престолы на суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

В один из базарных понедельников подвыпивший учитель наш приводит с собой крестьянина, мелкого торговца барашками, поросятами, птицею и пр. и покупателя тряпья, шкур и других отбросов. По-тамошнему такие торговцы именовались «тарханами». Вошел торговец, как следует помолился Богу, поздоровался с хозяйкою за руку, как знакомый поставщик некоторых необходимых в хозяйстве предметов. Она спросила его, зачем он пожаловал. — Да вот, Лукерья Федоровна, хочу выучиться чичеру (цифрам). По-печатному кое-что читать и записывать маракую, а чичеры не знаю, а для торговли это необходимо. Василий Назарович в два базарных дня обязался выучить цифрам. Пока он разговаривал с хозяйкою, учитель положил на стол аспидную доску и грифель, усадил торговца к столу и начал обучение: пиши первое вот так, проводи палочку, как кол, и баста, так-так, молодец! Пиши теперь вторую, но с нею долго мучились и все-таки это кое-как было написано. Перешли к третьему знаку, тут уже совсем плохо ладилось и третье не выходило что-то. Учитель начал раздражаться, а у торговца, вероятно от страха или от выпитого, замутилось в глазах и тряслись руки. Ну, говорит учитель, бестолковый болван, пиши четвертое, а к третьему возвратимся после. Но из четвертого, сколько ни бились ученик и учитель, ничего не выходило. В крайнем раздражении схватил учитель линейку и начал наносить-торговцу побои по рукам, которые он не успел спрятать, и потом по чем попало; до того, пока линейка не поломалась. Наконец учитель, произнеся самые площадные слова, с ожесточением вытолкал его за дверь. Вслед за торговцем вышел и крестьянин, пришедший с ним пользоваться учением чичера, и на дворе говорит ему: — Эх, Афанас, Афанас, как ты глуп в таких летах, выпивши вздумал учить чичеру. Вот тебе и чичер. Постоял Афанасий несколько времени на дворе, оправив растрепавшиеся волосы. Афанасий отворил дверь, просунул туда голову и жалобно произнес: — Выкиньте мой кафтанишко и шапку. — А что сам не идешь взять? — Да боюсь Василий Назарыча. — Разве я медведь, что ли, что ты боишься, эко не видел, на базарах тебя небось не так колотят, иди и возьми.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

См. выше (перв. полов., гл. IX) Афанас. Велик. послание к Аммуну монаху. Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовать, чтобы они, как имеющие не чистые руки, три года удерживались от приобщения токмо Святых Таин. Вас. Вел. пр. 13. Аще которые сопричислись к варварам и с ними во время своего пленения участвовали в нападении, забыв, яко были Понтийцы и христиане и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом или уловлением, такожде указывали неведущим варварам пути или домы, таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что-либо изволят о них, купно сошедшеся, св. отцы и прежде их Дух Святый. Григ. Неокесар. прав. 8. Не убивай, т.е., не разрушай подобного себе человека. ибо разрушаешь прекрасно сделанное, не потому, будто всякое убийство дурно, но потому, что дурно убийство только невинного, законное же убийство предоставлено только начальникам. Апост. Постанов. кн. VI1, гл. 2. 3) Попечение о чести и добром имени ближних; противные сему пороки: осуждение ближних, злословие, клевета. He произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 9-я заповедь десятословия. (Девятой заповедью запрещается) ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь. (Под именем ложного свидетельства запрещается) 1) ложное свидетельство судебное, когда на кого в суде свидетельствуют, доносят или жалуются ложно; 2) ложное свидетельство кроме суда, когда на кого клевещут заочно или кого в лице порицают несправедливо. Евангелие не позволяет судить и о действительных пороках или недостатках ближних, если мы особенною должностию не призваны к тому, чтобы обличить их. Не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). Для удобнейшего избежания грехов против девятой заповеди что должно наблюдать? Должно обуздывать язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Пет.3:10 ). – Если кто из вас думает, что он благочестив и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие ( Иак.1:26 ) Катих. стр. 116.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

– В толковании на 1-е пр. св. Василия Вел, в котором он говорит, что по вопросу о том, должно ли крестить наватиан (кафаров), или нет, «подобает последовати обычаю каждыя страны, потому что о их крещении различно думали рассуждавшие о сем предмете в свое время», – замечает, что вопрос этот уже разрешен 2-м всел. собором, постановление которого и должно иметь силу: «...A последнее правило 2-го собора говорит, что не должно снова крестить их, а только помазывать св. миром. Без сомнения, должно действовать это последнее правило, так как оно есть позднейшее и соборное, и притом – вселенского собора». – Тоже самое повторяет Зонара в своем толковании на 47-е пр. того же святого. По приведенным здесь толкованиям Зонары можно судить, какими выдающимися способностями обладал этот канонист восточной церкви, умевший так искусно разрешать самые трудные вопросы. Необходимо, впрочем, заметить, что в некоторых случаях Зонара оставляет вопрос о противоречии правил, трактующих об одном и том же предмете, неразрешенным, или совершенно умалчивая о существующем противоречии между канонами, или же только констатируя это противоречие, но не разрешая его (Апост. пр. 31-е, 62-е; Халк. 2; Анкир. 19-е, 20-е, 22-е, 23-е, 24-е; Карф. 10-е; Афанас. Алекс, из 39-е посл. о праздн.; св. Василия Вел. 78-е, 83-е) 297 . Если правило является в некоторых своих частях неполным (напр., не заключает в себе санкции) 298 , Зонара дополняет содержащееся в нем постановление на основании других правил всел. соб. пр. 3-е, 26-е; Анкир. 11-е; Лаодик. 1-е; Сардик. 15-е; Карф.16-е (19-е–23-е), 71-е (82-е)], или делает эти дополнения от себя (Трул б1-е; св. Василия Вел. 27-е) 299 ; указывает на исключения из правил (Апост. пр. 20-е, 64-е; Трул. 9-е, 64-е, 68-е; 7-го всел. 21-е 300 и отмечает правила, утратившие свою силу, или потерпевшие ограничение в позднейших правилах (Апост. пр. 5-е, 85-е; Трул. 16-е, 39-е: в хр. св. Софии 1-е; Сардик. 6-е, 14-е; Карф.16-е (19-е–23-е), 37-е (46-е); св. Василия В. 55-е). Наконец, в случае несогласия относительно понимания того или другого правила, или отдельных выражений в правиле, Зонара входит в подробное рассмотрение спорного вопроса и приводит существующие по этому вопросу мнения [Апост.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Юстиниана против мнений Оригена (Деян. всел. соб. в рус. пер. Каз. 1868 г. V т. 460–505 стр.) 199 Покой Божий от дел творения может быть понимаем условно и с ограничениями, Разъяснение этой мысли см. у проф. В. Д. Кудрявцева. Происх. мира (III т. 1 вып. соч. 318–320 стр.). 201 Тертул. О душе, гл. 19–21, 24–25, 27, 36–37 и др. Такое мнение о происхождении душ у Тертуллиана утверждается на его определении души, как субстанции телесной corporalis, имеющей фигуру и форму человеческого тела и даже известный цвет. Отсюда и положение Тертуллиана , что душа Адама есть естественный и единственный источник человеческих душ. 203 Григор. Бог. Сл. о душе (IV т. 243–244 стр.) Григорий Нис. Об устр. чел. XXIX гл. О душе и воскр. (IV т. 297–299 стр. в рус. пер.) Афанас. Вел. Resp. ad Quaest. Antioch 26. Макария Бес. 30, § 1. Блаж. Августин колебался между принятием этого мнения и учением о творении душ (см. у Писарева. Учение бл. Августина о человеке в его отношении к Богу. 1894 г. 193–199 стр.). 204 Еп. Сильвестра. Оп. Догм. Богосд. III т. 339 стр. по изд. 1899 г. Сам преосвященный автор склоняется к принятию мнения о непосредственном (без участия душ родителей) творении душ Богом, выражая свою мысль так: «лучше прямо держаться принятой церковью гипотезы творения душ». – Преосв. Филарет в своем Догм. Богословии (I ч. § 126) отдает предпочтение мнению о рождении душ от душ родителей. Преосв. митр. Макарий разрешает тот же вопрос так: «Бог творит человеческие души, как и тела, силою того самого благословения – раститься и множиться, которое Он даровал нашим праотцам еще в начале, творит не из ничего, а от душ родителей» (Догм. Богосл. 1 т. § 79). 205 Близкое к этому мнению высказывается и в Правосл. исповедании П. Могилы: «душа, говорится здесь, дается от Бога (можно понимать – как Виновника жизни вообще) в то время, когда тело образуется и соделается способным к принятию оной. И когда она входит, то разливается во всем теле, подобно как огонь в раскаленном железе» (отв. на вопр. 28). Но эта слова находятся в сильной зависимости от римского катехизиса («разливается» – прямо оттуда взято).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Другой разряд канонических препятствий к получению рукоположения имеет своим источником преступления или такие деяния члена церкви, которые если не с точки зрения уголовного, то с точки зрения канонического права должны быть признаны преступлениями. Сюда относятся: 1) отпадение от веры, не вынужденное муками (ап. 62, I всел. 10; анк. 3); 2) ересь, т.е. уклонение от принятых церковью догматов, соединенное с упорным отвержением —11— учительского авторитета церкви (1 всел. 19; кан.посл. Афанас. к Руфиниану); 3) оскопление себя или других, как посягательство на целость творения Божия, которое всё «добро зело», по выражению книги Бытия (ап. 22, 24; 1 всел. 1; двукр. 8); 4) все так называемые плотские грехи, состоящие в нарушении седьмой заповеди Закона Божия: блуд, прелюбодеяние, скотоложство и т.п. (ап. 61; неокес. 9 и 10). Виновные и уличенные во всех этих преступлениях, по древним церковным правилам, подверглись публичному покаянию. Отсюда общее каноническое положение: кто раз подвергся публичному церковному покаянию, тот навсегда устраняется от рукоположения в церковно-иерархические степени. Так как не все исчисленные нами препятствия к получению священного сана могут быть открыты и гласны, то церковные правила предписывают подвергать кандидатов на церковно-иерархические степени предварительному испытанию не только открытому (1 всел. 2; Феоф. алек. 7), но и тайному, через исповедь, которая совершается перед рукоположением (неок. 9; 1 всел. 9) по особой форме и особыми, на то установленными духовниками. На этих духовниках лежит обязанность свидетельствовать перед архиереем о том, что по исповеди не оказалось никакого канонического препятствия к поставлению данного лица на искомую степень. В прежние времена требовалось еще поручительство о ставленнике семи священников (Русск. Ист. Библ. т. VI, 132, ст. 909). Если бы, однако ж, впоследствии дознано было, что рукоположенный имел какие-либо пороки, препятствующие рукоположению, то, смотря по свойству этих пороков, церковные правила предписывают или извергать его из сана, или навсегда запрещать ему священнодействие (1 всел. 2, 9 и 10; неокесар. 9). Испытание ставленников в знаниях, необходимых для их служения в церкви, производится или самим архиереем, или через особого экзаменатора. От этого испытания освобождаются только лица, окончившие курс наук в средних или высших духовно-учебных заведениях. В первые века христианства испытание кандидатов на церковно-иерархические степени происходило публично, в присутствии всей церковной общины (Феоф. алекс. 7), при чем удовлетворительный

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вошел Афанас и, увидев, что у Василия Назаровича прошел гнев, говорит: — Хоть бы выпить теперь с горя, не поставишь ли, Василий Назарович, косушку за мой полуштоф , что мы выпили вместе, за ученье. Василий Назарович, чувствуя за собою вину, говорит: — Хорошие речи хорошо и слушать, и это можно и нужно исполнить. И сейчас же командируется один из учеников за полштофом. После того там в другой комнате, куда принес полштоф зеленого вина, была приготовлена закуска, — хлеб и огурцы, началось примирение, окончившееся обниманием и целованьем. О заключении мира больше всех хлопотала Лукерья Федоровна, любившая тоже выпить. Когда ей подносили, то она всегда говорила: — Вы пейте сами, тогда миритесь хорошенько, — и сама тут же выпивала. — А ты, Афанасий Петрович, приходи после: он тебя выучит непременно. — Нет уж, Лукерья Федоровна, не приду сам и деткам закажу; я думал это просто, а то вот как трудно: до трех не дошел, а по шее-то Василий Назарович урезал рубом линейки, и теперь шеи не повернешь. Вот какой рубец, — посмотри-ка! IX Несчастный случай с моим учителем, прекративший мое учение во втором училище. — Полгода после окончания учения у Постникова учусь шитью сапог. — Новое варварское наказание Зернихаузином берейтора. — Чудачество Зернихаузина. При таком положении я провел в учении у Василия Назаровича с лишком два года, выучился хорошо писать, усвоил почерк учителя, и кажется, один только я хорошо знал четыре правила арифметики, простые и десятичные дроби, выучил и переписал из разных книг множество статей и стихотворений; писал разным посторонним лицам письма, получая за это гонорар натурою: яйцами, яблоками, коржами, а кое-кто платил и деньгами по 3–5 копеек за письмо. Но более всего был занят чтением Библии, которою учитель, по усиленной моей просьбе, дозволял мне пользоваться и по моему усмотрению даже брать на дом. Отдавая ее, он повторял, что молод для этого и ничего в ней не пойму. Действительно, я из нее ничего не извлек, прочитав от доски до доски. Но тем не менее при помощи «Священной истории» с картинками, подаренной мне А. П. Кулябко, я кое-какие, более важные события из библейской истории о происшествиях и лицах, сделавших впечатление на мое воображение, усвоил и сохранил в памяти до сего времени.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Стать самой скрипучей сорока стремится!   Есть сушки Проше, Васюше и Антоше. И еще две сушки Нюше и Петруше.   Скок, сорока, скок, сорока, слепа с ока, крива с бока.   Задали в школе детям урок: Прыгают в поле сорок сорок. Десять взлетели, сели не ели. Сколько осталось в поле сорок?   Кусты и кустыни в пустыне грустят – Их жизни пусты без десятков кустят.   Такса Сев в такси Спросила такса: – За проезд Какая такса? А водитель: – Денег с такс не берём совсем, Вот такс.   Слышен смех честного люда, Трусит с горки съехать Люда.   Снежинки ловит Тая, Они слетают, тая.   Скоро, но не споро.   Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища.   Семь суток сорока старалась, спешила, Себе сапоги сыромятные сшила.   Коси коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.   Купила бабуся бусы Марусе. На рынке споткнулась бабуся об гуся… Все бусы склевали по бусинке гуси.   Сколько сказок, снов, рассказов рассказать готов нам сразу славный, шустрый, сероглазый из Сибири старичок.   Влас у нас, Афанас у вас.   Оса боса и без пояса.   В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.   Шел косой козел с косой, Пришел косой козел с косой.   Съел Слава сало, да сала было мало.   Села Алеся, с печи ноги свеся, Не смейся, Алеся, а на печи грейся.   Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок.   У Степана есть сметана, Простокваша да творог, семь копеек – туесок.   Березонька коренистенькая, По корню – криволистенькая, По середке – суковатенькая, По вершинке – высококудреватенькая.   Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку Испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.   Веселей, Савелий, сено пошевеливай.   Не смейся надо мной, не пересмехотствуйся, Я сам тебя пересмехотствую и высмехотствую.   Пособи сапоги сапожнику пошить. Пряжки серебром на сапогах посеребрить. Пособи сапоги, пособи сапожки Мастеру скорей пошить босоногой блошке.   Смыть себя мыло силилось и смылилось.   Вез Анос сеять овес. Посеял овес, уродился овес. Пришел Анос, скосил овес,

http://azbyka.ru/deti/skorogovorki-i-chi...

II; Tbop.I,91), и в Своих делах «являет Себя, что Он – Отчее Слово, Вождь и Царь вселенной» (Ibid., 102). Это выделение Божества во Христе было необходимо в целях борьбы с арианством, но оно ещё не решало собой проблемы, а лишь усиливало её. Когда почувствовалась в Церкви настоятельная нужда уяснить единение Божества и человечества во Христе, богословская испытующая мысль не вдруг стала на надёжный и определённый путь. Несмотря на то, что в трудах писателей первых веков даны были прочные христологические формулы и указаны твёрдые данные к решению назревшего вопроса, продолжали ещё существовать старые еретические мнения, принявшие только менее грубый, отталкивающий оттенок, и в середине IV в. вновь сильным потоком разлились в Церкви. Они принадлежали тоже людям, исповедовавшим Никейский символ (Athan. Tomus ad antioch. Творен. III, 193,195), «хвалящимся никейским исповеданием отцов» (Послание к Эпиктету. Творен. III, 332), и всё-таки носили на себе явный отпечаток древних еретических воззрений. При крайнем разнообразии мнений и при недостаточности обстоятельных известий о них, всё же можно различить в них две главные группы, из которых одна воспроизводила старое евионитское заблуждение, другая же имела докетический характер. Одни утверждали, что «как Слово Господне было в пророках, так при окончании времен вселилось Оно в святого Человека» (Послание к антиох. Творен. Афанас. III, 194; Послан, к Эпиктету. Там же. С.341), что «иный есть Сын, а иный – Божие Слово» (Послание к Эпиктету. Там же. С.332; Послание к антиох. Там же. С.194; Послание к Максиму. Там же. С.354–355); другие, вдаваясь в противоположную крайность, говорили, что «тело, рождённое от Марии, единосущно Божеству Слова», что «Слово приложилось в плоть», что «Оно не из Марии, но из собственной сущности образовало Себе удобостраждущее тело» (Послание к Эпиктету. Творен. Афанасия. III, 330–331; Epiph. Наег. LXXVII; Творения св. Епифания. 5,176). Можно даже определить те местности, где с особенной силой оспаривались и защищались эти мнения, где, следовательно, христологический вопрос привлекал к себе наибольший интерес.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Они возвестили сие чудесами при кресте и при разрушении храма Иерусалимского. Ст.23. Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое. Афан. разумеет о таинствах вообще, и особенно Евхаристии. Жертва хвалы, жертва бескровная прославляет Господа; ибо в ней мы вспоминаем и благодарим Господа за неизреченные благодеяния в творении, промышлении и искуплении бывшие, и в сей-то жертве Бог открывает путь, коим Он спасает человека; ибо дает верою видеть нам Единородного Сына Своего, за нас умирающего, и в оправдание наше воскресающего. Сие изречение получает более выразительности: псалмопевец хочет сказать, что не смерть тельцов спасает нас, но спасает единая жертва Господа нашего Иисуса Христа. Пс.51:6. Глаголы потопные: слова, которыми, как в потопе, погиб целый священнический город. Афан. Ст.11. Терплю имя Твое – уповаю на имя Твое. Пс.53:1. Во имя Твое спаси мя. За Твое имя, потому что я его призываю, и в силе Твоей суди ми, по Афанас.: в Сыне, то есть можно понимать так – суди с милостию, не по грехам, а умилостивленный ходатайством Агнца, закланного за грешников прежде сложения мира. NB. Суди в силе: суди как Всесильный, ничего не боясь, без всякого пристрастия. Ст.7. Истиною Твоею потреби их – как требует Твоя истина. Пс.54:14. Ты же человече равнодушие: ты, человек со мною единомысленный, которого Я поставил владыкою, то есть апостолов. Ст.19. Избавит миром душу мою: избави душу за мое миролюбие, с которым я хранил с ними мир; или, давши ей мир – во мнозе, – во многих отношениях имея с ними общение; изменения – исправления и оправдания. Ст.21. Простре руку Свою на воздаяние, оскверниша завет Его. простирал руку для подаяния благ, а они осквернили завет Его. Афан. Ст.24. Не даст во век молвы праведнику – не позволит, чтобы праведник терпел весь день беспокойство. Пс.55:11. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово (см. р.пер.). Феод.: произнесу ли краткое слово или поведу длинную речь, украшу их Твоим именем и, твердо надеясь на Тебя, буду пренебрегать человеческие козни. Ст.14. Во мне Боже молитвы, яже воздам хвалы Твоея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010