Не накапливайте чувств злобы и гнева, — их нужно разряжать, позволять им вырваться на свободу». При внимательном изучении выяснилось, что православная газета публикует тексты из книги Ю. М. Иванова «Дианетика и духовное целительство». Отдельного изучения требуют проникновение буддийской этики в православное миропонимание и последствия этого проникновения. Жизнь Челябинской епархии пестрит подобными примерами. Священник Александр Онищук принимает участие в языческом праздновании летнего солнцестояния. Чрезвычайно активно организовывалась в Челябинске некая «женская православная церковь», члены которой параллельно состояли в женской общине имени Елены Рерих. Местные православные прихожане уверяли, что храм Андрея Первозванного фермер Андрей Парфентьев затеял возводить после того, как побывал в Болгарии у прорицательницы Ванги. Для полноты картины заметим, что в бывшем кафедральном соборе, где уже после празднования 1000-летия крещения Руси был сооружен органный зал, по воскресеньям проходят современные обряды бракосочетания. Работники Загса благословляют жениха и невесту, имитируя таинство венчания. Церковные стены, фата, орган, шампанское, шаферы — всего этого вполне достаточно для удовлетворения религиозных потребностей молодых людей. Когда Челябинская епархия попыталась вернуть собор, работники Комитета по культуре вышли на паперть в пикет и вывесили плакат: «Не хлебом единым!». Органную духовность отстояли, епархия была посрамлена в глазах общественности. Читатель может предположить, что трудности в пастырской работе Екатеринбургского и Челябинского владык связаны с тем, что оба епископа достаточно консервативны, в то время как Уральский край знаменит своим демократическим электоратом. Но вот в Перми архиепископ Афанасий (Кудюк) — человек либеральных взглядов, открытый для контактов как с инославными, так и с представителями светских гуманитарных наук. Еще в середине 80-х он не боялся принимать участие в межконфессиональных дискуссиях, организованных пермскими преподавателями научного атеизма. Деятельный, активный, он увлекается издательской деятельностью и издает огромное количество брошюр — в основном выдержки из поучений святых отцов. Сознательно поддерживает политику низких цен на книги, продаваемые в храмах города, чем очень гордится. При этом архиепископ Афанасий консервативен в вопросах канонических и богослужебных. Например, выступает против чтения Евангелия на богослужении по-русски, активно борется с «карловацкой ересью». В то же время он сохраняет добрые отношения с местными лютеранами и католиками.

http://religare.ru/2_7152.html

10 окт. 1978 г. на Минскую кафедру был назначен митр. Берлинский и Среднеевропейский Филарет (Вахромеев) , Патриарший экзарх Средней Европы, с приходом которого началась активизация жизни М. е., а затем и ее полномасштабное возрождение. Несмотря на недовольство местных чиновников, митр. Филарет использовал все возможные поводы для посещения даже самых удаленных приходов, где совершал богослужения. Сразу же после вступления на Минскую кафедру митр. Филарет начал решать кадровую проблему, выдавал рекомендации и направления всем желающим учиться в духовных школах. В результате число учащихся в духовных школах РПЦ из Белоруссии увеличилось в неск. раз. Архиерей рукополагал в священный сан людей, много лет служивших псаломщиками или певших в хоре, но не имевших духовного образования. Он ежегодно собирал рукоположенных за истекший год священников в Жировицком монастыре и проводил с ними краткосрочные пастырские курсы, привлекая к преподаванию священников, получивших высшее духовное образование. В храмах республики был возобновлен колокольный звон. В 1980 г. во епископа Пинского, викария М. е., был рукоположен архим. Афанасий (Кудюк) , благочинный Жировицкого мон-ря. В апр. 1984 г. было установлено празднование Собору Белорусских святых (в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), 4 апр. 1987 г. в новопостроенном здании Минского ЕУ был освящен домовый храм в честь Собора Белорусских святых. Ежегодно в Жировицком мон-ре под председательством митр. Филарета стали проходить встречи-семинары духовенства, на к-рых обсуждалась идея возрождения духовной школы в Белоруссии. В 1981-1989 гг. митр. Филарет был председателем ОВЦС. Частые визиты в М. е. иностранных гостей способствовали ослаблению давления властей на Церковь и предотвращали попытки закрыть храмы в епархии. В рамках межхрист. контактов в мае 1982 г. в Минске состоялась Всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». В 1988 г. в М. е. прошло празднование 1000-летия Крещения Руси. К этому времени в БССР осталось 369 действующих православных храмов. С 1989 г. шло активное возрождение церковной жизни. Из М. е. были выделены епархии: Полоцкая, Пинская, Могилёвская (1989), Гомельская, Брестская (1990), Новогрудская, Гродненская (1992), Туровская, Витебская (1992), Борисовская (2014), Молодечненская (2014), Слуцкая (2014). В 1989 г. был учрежден Белорусский Экзархат, объединивший все епархии на территории Белоруссии, в 2014 г. была создана Минская митрополия , объединившая епархии в границах Минской обл.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

31 мая 1973 г. еп. Иоасаф был переведен на Ростовскую и Новочеркасскую кафедру. 3 сент. 1974 г. на Пермскую кафедру был назначен епископ Курский и Белгородский Николай (Бычковский). 9 сент. он был возведен в сан архиепископа. В 1977-1979 гг. в епархии прилагались усилия к решению кадровых вопросов. Ежегодно архиеп. Николай совершал 2-3 хиротонии, Учебный комитет Патриархии распределял в епархию 2 чел., 2-3 чел. поступали из епархии для обучения в ДС, но ликвидировать недостаток кадров не удавалось. В 1980 г. в Пермской епархии числился 41 приход (это количество не изменилось до 1989), 85 клириков: 55 священников, 8 диаконов, 22 псаломщика. Ежегодные отчисления епархии в Фонд мира составляли 750 тыс. р.- 30% всех доходов. Отчисления епархии на общецерковные нужды в Московскую Патриархию составляли 100 тыс. р. в год. Архиеп. Николай (Бычковский) скончался в Перми 3 июня 1981 г. 16 июля 1982 г. на Пермскую кафедру был назначен архиеп. Калужский и Боровский Никон (Фомичёв). В февр. 1983 г. уполномоченный Совета по делам религий дал характеристику деятельности архиеп. Никона: «Никон требует от настоятелей более частого совершения служб. В кафедральном соборе г. Перми литургия стала продолжительней на час-полтора. В обязательном порядке требует присутствия всех служителей. Кто не принимает участия в службе, должны петь на клиросе. Грамотный в вопросах законодательства о культах, навязывает исполорганам свою волю в решении финансово-хозяйственных вопросов, в том числе назначении зарплат священникам… Таких сложных взаимоотношений управляющего епархией с клиром не было многие годы» (ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 4. Д. 167. Л. 2-3). 28 марта 1984 г. из-за конфронтации с пермским духовенством и уполномоченным архиеп. Никон был уволен на покой. 28 марта 1984 г. епископом Пермским и Соликамским стал Афанасий (Кудюк ; с 25 февр. 1995 архиепископ). В 1988 г. в епархии торжественно отмечалось 1000-летие Крещения Руси. 11 окт. 1989 г. во Дворце культуры телефонного завода состоялся первый публичный диспут духовенства и ученых на тему «Русская православная церковь сегодня и вчера». Ученых представляли преподаватель Пединститута М. Г. Нечаев и профессор Политехнического ин-та М. Г. Писманик. Их оппонентами были кандидат богословия прот. Герман Бирилов и прот. Иоанн Сексяев. В 1989-1990 гг. епархии были переданы стоявшие в руинах храмы в Перми: Успения на старом Егошихинском кладбище и Петропавловский собор. 24 дек. 1990 г. по просьбе патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) облисполком передал Пермской епархии здания Белогорского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

462 Объятия Отча. Очерки по истории Почаевской лавры.– Свято-Успенская Почаевская лавра. 2000. С. 167–172. 465 Архиепископ Иоанн (Снычев). Русские Православные иерархи периода с 1966 по 1975 г. (вкл.). Машинопись. Куйбышев. 1976. Ч. 1. С. 138 (Библиотека МДА). 467 Данилушкин М.Б., Никольская Т. К. и др. История Русской Православной Церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. Том 1:1917–1970. СПб. Воскресение. 1997. С. 408. 468 Цит. по: Архимандрит Афанасий (Кудюк). Высокопреосвященный архиепископ Ермоген (Голубев)//ЖМП. 1978 С.21. 478 Черные дни русского Православия: (Документы и материалы притеснения служителей культа и религиозных объединений Тюменского края в годы Советской власти. 1917–1965 г.)/Сост. А. В. Чернышов. Тюмень. 1992. С. 173. 480 СапожниковА. Смолкли колокола в селе Бешкиль.../Яюменская правда. ноября 1963 г. С. 2. 495 Протоиерей Алексий Марченко. Пермская епархия в годы хрущевских гонений. Служение епископа Пермского и Соликамского Павла (Голышева) 19571960 годы//ЖМП. М., 2006. 2. С. 54–67. 498 Таким же образом в СССР была попытка отравить А. И. Солженицына и профессора литературы Жоржа Нива.– Примеч. архиеп. Василия. 501 Все эти данные взяты из дела ЦГАООУ/Центральный Государственный архив общественных объединений Украины, ф. 263, оп. 1, ед. хр. 9774, куда из СБУ были переданы уголовные дела на монахов и священников. 502 По всей видимости, Автономной Украинской Православной Церкви, возглавлявшейся митрополитом Алексием (Громадским), поскольку в архивном деле упоминается имя Управляющего Киевской епархией епископа Львовского Пантелеймона (Рудых), относившегося тогда к данной юрисдикции/Архив УСБУ в Донецкой области. 29283-пф/. Читать далее Источник: О чем душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура)/Авт.- сост. иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). — 2-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 672 с.: ил., с. цв. ил. — (Серия «Подвижники благочестия XX века»).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Часть 3-я. Образ Пастыря по Ап. Павлу Архиепископ Афанасий (Кудюк) Пастырское служение апостолов должно быть идеалом в пастырском служении каждого истинного пастыря Православной Церкви Христовой. Апостолы горели любовью к своему святому служению и к Тому, Кто призвал их на это служение. Эта любовь ко Христу и пастырскому служению воодушевляла их на такие подвиги, которые, казалось бы, превышали силы человеческие. Книга Деяний св. апостолов и апостольские Послания говорят нам об этих великих пастырских подвигах св. апостолов, в частности, ал. Павла. На пути их пастырского служения стояло много весьма серьезных и разнообразных препятствий: и презрение образованного языческого мира, и косность религиозно-бытовых традиций еврейского народа, низкий моральный уровень языческих народов и, вообще, — злонамеренность и ухищрения врагов христианства. Но все это преодолевалось в их служении явлением " духа и силы " (1-е Кор. 2:4). Просвещая и наставляя верующих, апостолы призывали их к развитию в себе внутренней, духовно-сознательной, благодатной жизни, жизни во Христе и со Христом (2-Кор. 13:5;Гал. 2:20). Тайна апостольской любви к людям заключалась в их любви ко Христу, в их непреодолимом желании, чтобы во всех " изобразился Христос " (Тал. 4:19). Являясь в своей жизни и деятельности осуществлением высших начал христианской нравственности, апостолы были в полном смысле " светом для мира " (Мф. 5:14), " всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых " (1-е Кор. 9:22). Апостолы своей жизнью показали нам пример, каков должен быть пастырь Церкви Христовой; они засвидетельствовали перед миром величие и спасительность пастырского служения. В своих же Посланиях, наряду с изложением сущности христианского учения, они преподали, хотя и не многочисленные, но живоносные, благодатные наставления о величии и святости пастырского служения. Остановим внимание на прощальной беседе ап. Павла с ефесскими пастырями (Деян. 20:17-38) и на его пастырских Посланиях к Тимофею и Титу. Отдавая должную похвалу ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Библиотека послевоенной Академии, создававшаяся заново в совершенно новых условиях, вынуждена была идти по иному пути, многие годы находясь в изоляции. Обслуживая значительно большее число читателей, библиотека переориентировалась так, что из библиотеки высшего духовного учебного заведения она, по существу, превратилась в универсальную библиотеку. На протяжении долгих лет, наряду с библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии, библиотека МДА была одним из главных информационных ресурсов Русской Православной Церкви. В настоящее время руководство библиотеки не теряет надежду возродить уровень дореволюционной библиотеки – исходя из современных условий и возможностей. За послевоенный период вплоть до начала XXI в. библиотекой руководило 15 человек, из которых двое проходили свое дальнейшее церковное служение в сане епископа: 1. Д.С. Дарский (1945–1946); 2. А.А. Туголесов (1946–1947); 3. М.Ф. Русаков (1947–1948); 4. А.В. Ушков (1949–1951); 5. С. Остроумов (1951–1952); 6. Иеромонах Афанасий (Кудюк) (1952–1955) 34 ; 7. Н.Н. Ричко (1955–1956); 8. В.М. Волков (1956–1959, 1963–1969); 9. Е.И. Молчан (1959–1963); 10. Прот. Владимир Кучерявый (1970–1983); 11. Иг. Филипп (Стецуренко), и.о. зав. библиотекой (1983–1984); 12. Иг. Феофилакт (Моисеев) (1984–1988) 35 ; 13. Прот. Вадим (Смирнов) (1988–1989); 14. Иг. Иеремия (Соловьев) (1989–1995); 15. Иг. Всеволод (Варющенко) (1996–2010); 16. Иг. Дионисий (Шленов) (с 2010 г. по настоящее время). За 200-летний период пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре (1814–2014) библиотекой руководили 35 заведующих. Среди них: 15 монашествующих 36 , 4 представителя белого духовенства 37 , 16 мирян 38 . В подавляющем большинстве все они были выпускниками Академии и свое библиотечное послушание воспринимали как неотъемлемую часть своего академического служения. Среди них есть также один святой – иеромонах Филарет (Гумилевский) (1805–1866), знаменитый соратник святителя Филарета (Дроздова) на ниве духовного просвещения. После окончания Академии в 1829г. он был назначен заведующим библиотекой, а затем занимал должность инспектора (с 1833г.) и ректора Академии (с 1835г.). Впоследствии Филарет (Гумилевский) – епископ Рижский, затем Харьковский, скончался в сане архиепископа Черниговского. 14 апреля 2009г. он был причислен Украинской Православной Церковью к лику местночтимых святых Черниговской епархии. Его память празднуется 9/22 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В 1942-1943 гг. наместником Ж. м. был подвижник архим. Серафим (Кудрявцев). Его могила за алтарем Явленской ц. почитается как местными жителями, так и паломниками из Польши. В сент. 1944 г., после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, Ж. м. перешел под упр. архиеп. Минского Василия (Ратмирова) . В 1945 г. часть зданий обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году в Ж. м. были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г., при архиеп. Минском Питириме (Свиридове) , преобразованные в Минскую ДС. До закрытия духовной школы (1964) ректоры семинарии, как правило, одновременно являлись наместниками Ж. м. (архимандриты Митрофан (Гутовский) и Леонтий (Бондарь) ). В 1956-1963 гг., при наместнике и ректоре архим. Антонии (Мельникове) , были отреставрированы Никольская, Явленская и Крестовоздвиженская церкви и начата настенная роспись Успенского собора. Архим. Антоний подготовил магист. дис. «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий» (1964). В 1959 г. в Ж. м. поступил афонский постриженик иером. Иероним (Коваль; 1964), впосл. духовник и насельников, и мирян. Его могила за алтарем Георгиевской ц. почиталась паломниками. 19 сент. 2006 г. останки старца перезахоронили на территории Ж. м. за алтарем Крестовоздвиженской ц., рядом с могилой его ученика, старца схиархим. Митрофана (Ильина). В 1960 г. в Жировичи прибыли ок. 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого жен. мон-рей. Сестры привезли в Жировичи святыни - мироточивую Владимирскую икону, список Красностокской иконы Божией Матери , иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона, прп. Евфросинии Полоцкой и др. В 1963 г. располагавшаяся в Ж. м. семинария была закрыта, начался новый этап притеснений братии, прекращен доступ паломников к источнику под алтарем Успенского собора, часть монастырских строений была занята под больницу. Наместник мон-ря в 1963-1969 гг. архим. Михей (Хархаров ; впосл. архиепископ Ярославский) отстаивал право Ж. м. на существование. В 1965-1978 гг. в Ж. м. проживал на покое архиеп. Ермоген (Голубев). С монастырем, уч-щем и семинарией были связаны такие иерархи РПЦ, как митрополиты Иоанн (Снычёв) и Леонтий (Бондарь), архиепископы Даниил (Юзвьюк) , Димитрий (Маган) , Феодосий (Ковернинский), Боголеп (Анцух) , Пимен (Хмелевский) , Максим (Кроха) , Афанасий (Кудюк) , Софроний (Будько) , Антоний (Черемисов) , Константин (Горянов) , епископы Мисаил (Крылов), Иннокентий (Сокаль) , Софроний (Ющук) , Иоанн (Хома) , Серафим (Белоножко), Леонид (Филь) и др. В 1970-1987 гг. наместником Ж. м. был архим. Константин (Хомич ; впоследствии архиепископ Брестский и Кобринский). При нем в обители подвизался эконом игум. Евфимий (Байдаков; впосл. схиархим. Порфирий ( 1994)).

http://pravenc.ru/text/182311.html

В 1978 г. священноархимандритом Ж. м. стал митр. Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) , по инициативе и при участии которого в обители организованы ежегодные курсы для духовенства, не имевшего систематического духовного образования, прошел епархиальный съезд клира и мирян Минско-Белорусской митрополии (1988), проходят конференции и др. В 1980 г. благочинный обители архим. Афанасий (Кудюк) был хиротонисан во епископа Пинского, викария Минской епархии. С 1985 г. в Ж. м. проживал схиархим. Иоанн (Маслов) , ставший духовником обители. В 1987-1990 гг. наместником был архим. Стефан (Корзун). В 1989 г. в стенах Ж. м. возрождена Минская ДС, освящение которой совершил 23 июля 1989 г. Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV . Ректором семинарии был наместник архим. Стефан (Корзун), а инспектором - благочинный игумен Гурий (Апалько), послушание духовника исполнял схиархим. Иоанн (Маслов). 4 марта 1990 г., после хиротонии наместника и ректора архим. Стефана (Корзуна) во епископа Пинского и Лунинецкого, наместником назначен архимандрит (впоследствии архиепископ) Гурий (Апалько), который исполняет эту должность и в наст. время. В Ж. м. создавалась и 1-я в истории Белорусской Православной Церкви ДА. 16 сент. 1999 г. в Ж. м. состоялся 1-й выпуск Минской ДА им. свт. Кирилла Туровского. С 1992 г. в связи с возрождением на территории Гродненской обл. самостоятельных епархий Ж. м. имеет статус ставропигиального и подчиняется непосредственно Патриаршему экзарху всея Беларуси. Ж. м. посещали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (16 июня 1991 и 20 мая 2002), предстоятели Поместных Православных Церквей - Митрополит всей Америки и Канады Феодосий (Лазор) , митрополиты Варшавские и всей Польши Василий и Савва , митрополиты Чешских земель и Словакии Николай и Христофор , Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко и др. Монастырский комплекс внесен в список историко-культурного наследия республиканского значения. Ж. м. является духовным центром Белорусского Экзархата и самой крупной мужской обителью в Республике Беларусь (более 40 насельников). К нач. XXI в. старейшим насельником Ж. м. был схиархим. Митрофан (Ильин; 1915-2006).

http://pravenc.ru/text/182311.html

В числе преподавателей, получивших богословское образование в советское время, одним из первых к нам прибыл выпускник Ленинградской Духовной Академии Николай Филиппович Мисюк. Это было в 1953 году. Николай Филиппович преподавал Конституцию СССР (был такой предмет), историю раскола (и такое было!), историю Русской Православной Церкви, Нравственное богословие. Несколько лет он исполнял обязанности Секретаря Совета. Ему было уже далеко за пятьдесят (род. 1897г.). Светское образование он получил еще до революции и работал при Польше в налоговом ведомстве. Эта работа, видимо, в какой–то мере наложила свой отпечаток на его характер: он был чрезвычайно точен, аккуратен и принципиален. Преподавателей такого типа раньше называли педантами. Материал он излагал буквально по тексту учебника, как говорится, без запинки. От нас требовал подобных ответов. Мы всегда удивлялись и его прекрасной памяти, и его начетничеству. Только со временем мы поняли, что такая манера преподавания имела свои причины: запуганный слежкой и надзором со стороны властей Николай Филиппович строго держался апробированного текста учебника, ни на йоту не отступая от него. У Николая Филипповича было сильно развито чувство долга. В 1959 году он тяжело заболел. Уезжая домой в Гродно, собственно говоря, умирать, Николай Филиппович не забыл, что некоторые учащиеся по его предметам не аттестованы за текущую треть и настоял на том, чтобы посетить классы, и довести дело до конца. В семинарию его привели тогда под руки, таким же образом переводили из класса в класс. Невзирая на слабость и боли, он старался, как всегда, оставаться внимательным и объективным при опросе. Осенью 1954 года из Москвы прибыли два молодых человека – Радугин Валентин Васильевич и Сахненко Алексей Савельевич, только что «состоявшиеся» кандидаты богословия. Их приход был началом интенсивного пополнения преподавательского состава молодыми кадрами. В конце 50–х годов из Московской Академии к нам прибыли игумен Афанасий (Кудюк), иеромонах Иоанн (Снычев), Петр Михайлович Кирпиянский, отец Леонид Философов, из Ленинградской Духовной Академии – игумен Максим (Кроха).

http://pravoslavie.ru/30027.html

Георгий 1921-1923 Дионисий 1923-1948 Архиепископ Тимофей (врем. управл. Польской Церковью) 1948-1951 Макарий 1951 -1961 Тимофей 1961 -1962 Архиепископ Лодзинский и Познаньский Георгий (врем, управл. Польской Церковью) 1962 -1965 Стефан 1965 -1969 Василий с 1 марта 1970 г. (интронизация) Библиография к главе VIII «Польская Православная Церковь» На русском языке Акты исторические, собранные и изданные Археологической Комиссией. Т. I-III. Алексий, архиеп. К истории Православной Церкви в Польше за 10-летнее пребывание во главе ее Блаженнейшего Митрополита Дионисия (1923 —1933). Варшава: Синодальная типография, 1937. Алексий, архиеп. Митрополит Георгий. Варшава, 1933. Андреев А. В Христианской Богословской Академии в Варшаве//ЖМП. 1972. 11. Антонович В. Монографии по истории Западной и Юго-Западной России. Киев, 1885. Афанасий (Кудюк), архим. Хроника Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1972. 2. Бантпыш-Каменский Н. Историческое исследование о возникшей в Польше унии. Вильно, 1886. Блаженнейший Василий, Митрополит Варшавский и всея Польши (к визиту в Русскую Православную Церковь в мае 1970 года)//ЖМП. 1970. 7, Блаженнейший Тимофей, Митрополит Варшавский и всея Польши (некролог)//ЖМП. 1962. 7. Буевский А. С. Православный Восток и Русская Православная Церковь в 1-й половине XX столетия. (Курсовое сочинение). М., 1951. (Машинопись). Варнава, митрополит Китросский. Польская Церковь. Об основных положениях ее управления: Общий исторический обзор//Феология. 1975. Январь-март (пер. с греческого). Ведерников А. Внутреннее дело Польской Православной Церкви//ЖМП. 1950. 8. Визит Его Блаженства Митрополита Варшавского и всея Польши Василия//ЖМП. 1970. 8. Влодарский С., свящ. Запросы депутатов по вероисповедным делам в Польше за период 1919-1939 гг. Ч. I. «Богословский Ежегодник Христианской Богословской Академии», 1966, 1967. Георгий (Грязное), шум., дои,. Архиепископ Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров) (к 125-летию со дня рождения)//ЖМП. 1976. 12. Георгий Конисский, архиеп. Собрание сочинений. Ч. I-II. СПб., 1861.

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010