Там жили цари и иереи; они садились на престолах и седалищах, чтобы судить людям. Пс.123:5. Воду непостоянную, против которой устоять было невозможно. Пс.128:3. На хребте моем делаша беззаконницы. Пророк изображает сим тяжесть гонений, которым враги подвергали истинную Церковь . Феодор. указывает на времена Даниила и времена Маккавеев. Пс.130:1. Не ходих в великих, ниже в дивных паче мене, – так же, как: умыю в неповинных руце. Я не представлял себя высоким и не позволял себе никакого действия, которое могло удивить как необыкновенное и которое было выше меня. Пс.131:15. Ловитву его благословляй благословлю; то есть дам ему обильный плод в трудах его и обильную пищу. Пс.132:2. Сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его. Афанас. разумеет главу Церкви; под брадою – св. апостолов, а под ометами – все тело Церкви. Ст.3. Аермон есть гора Палестинская, роса, ею приносимая на Сион, с черепиц сливается каплями. Феод. Пс.136:6. Аще не предложу Иерусалима яко в начале веселия моего. Афан.: не предпочту памяти о Господе самому великому веселию. Пс.137:5. Воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня; то есть воспоют, что великая открывается слава милосердия Божия в судьбах Его промысла. Пс.139:9. Не предаждь мене Господи от желания моего грешнику. Не предай меня врагу, чтобы он не уклонил меня от желания моего спасти душу. Ст.11. Низложиши я в страстех – потому что повергнешь их в несчастия, и они не устоят. Афан. и Феодор. объясняют сие о Сауле. Пс.140:5. Яко еще и молитва моя во благоволениих их – то есть не хочу от них милости, хотя бы они с благоволением принимали мои просьбы. Ст.6. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, – расточишася кости их при аде. Пожерты – то есть поглощены. Пророк имеет в виду два события: поглощение египтян водою когда они уже достигли самого берега, при камени, и поглощение землею Дафана и Авирона; вместо судей точнее читать: сильных. Указывая на сии события, св. Давид хочет показать, какая участь ожидает нечестивых. Сказав, что он не хочет милости от грешников, хотя бы они и приняли его просьбу с благоволением, он объясняет сему причину: он надеется, что когда их ожидает страшная участь, то его молитва будет услышана и с благоволением принята самим Господом: услышатся глаголи мои, яко возмогоша; на Тя уповах! Пс.143:3. Яко вменявши его;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

там же, кн. 3, гл. 25, стр. 156). 257 Евсев. Церк. истор. кн. 3, гл. 25 и кн. 6, гл. 12, стр. 156. 157. Спб. 1848 г. Св. Кирил. иерус. 4 оглас слово: твор. стр. 69–71. Москва, 1855 г. Независимо от этого, они старались и в частности отвергнуть тот или другой апокриф, выдуманный неправомыслящими. Так, Климент александрийский отвергал евангелие от египтян, которым пользовались валентиниане и на основании которого савеллиане сливали ипостаси в божестве, Ориген – евангелие от Фомы, бывшее в употреблении у манихеев, Евсевий кесарийский – деяния Павла, Серапион – евангелие от Петра, составленное докетами, бл. Феодорит – евангелие идропарастов, которое по ошибке уважали и православные, почитая его сокращением подлинных евангелий, и проч. Клим. алекс. Стром. кн. 3: твор. стр. 465. Париж, 1641 г. Ориген . Бесед. 1 на еванг. Луки: твор. т. 3, стр. 933. Париж, 1740 г. Евсев. Церк. истор. кн. 3, гл. 25 и кн. 6, гл. 12. стр. 156. 339–340. Спб. 1848 г. Бл. Феодорит. Обозр. басн. ерет. кн. 1: твор. т. 2, стр. 424. Кельн, 1567 г. 260 За сим перечисляются самые книги сии: каковое перечисление оканчивается посланием св. апостола Павла к Филимону с таким присовокуплением: «сверх сего есть еще Откровение Иоанна Богослова, которое древними святыми и просвещенными Духом отцами принимаемо и почитаемо было действительно за Иоанново». 262 Св. Афанас. вел. Крат. обозр. свящ. Писан. ветх. и нов. завета: христ. чт. 1841 г. ч. 4, стр. 217–220 и 1842 г. ч. 1, стр. 192–194. 264 И здесь следует перечисление канонических книг нового завета, с помещением в нем и апокалипсиса Иоанна богослова. 265 Выражение это указывает на другой обычай неправомыслящих – исключать из свящ. Писания все, чем только наглядно опровергались заблуждения их. Такой обычай был весьма обыкновенен у них. Так, о Сатурниле известно, что из текста: сотворим человека по образу нашему и по подобию ( Быт. 1:26 ) он исключал слово нашему, – дабы подтвердить лжеучение свое о происхождении человека (св. Епифан. О ереси 23, гл. 1: твор. стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Вместо того, чтобы попусту бить словами воздух, приплетая совершенно не к делу Евсевия кесарийского , автору надлежало бы уяснить и себе, и раскрыть для читателей: о каких это «отцах» говорится в приведенном месте у Валентиниана, которым следовали ариане, здесь обличаемые, и какие-такие это «писания», которые эти же ариане считали для себя авто­ритетными? Если бы автор постарался уяснить это, то он был бы скромнее в своих выводах, а может быть и совсем не стал бы делать их. Понятное дело, что под «отцами» нельзя разуметь здесь Евсевия, как склонен думать автор; ибо одного человека нельзя име­новать «отцами», вопреки логике и грамматике. А равно нельзя называть «писаниями» и послание Евсевия к кесарийцам; ибо об одном труде нельзя выражаться во множественном числе. Какие отцы разумеются в разби­раемом месте, над этим вопросом ломать голову не приходится, ибо это давным-давно открыто. Старец Ген­рих Валуа, с которым автор знаком, но на которого он мало обращает внимания, говорит: под теми лицами, которые в разбираемом месте «именуются отцами надле­жит разуметь членов Антиохийского собора, происходив­шего во время так называемых обновлений (341 г.). Ибо полуариане обычно называли их отцами, как свиде­тельствует Сократ в самом конце второй книги, где у него рассказывается о соборе селевкийском» (359 г.) 1179 . Замечание Валуа нужно признать вполне справедливым. По всем признакам, разбираемое выражение Валентинианова послания должно быть относимо сюда – и только сюда. Начать с того, что позднейшие ариане действительно с глубоким уважением смотрели на собор антиохийский, происходивший во время «обновлений». Известнейшие ариан­ские епископы Акакий, Евдоксий и Патрофил, по свиде­тельству св. Афанасия, высоко ставили авторитет опреде­лений антиохийского собора 341 года и давали даже клятву, что они «будут мудрствовать так же, а не иначе». (Афанас. Послание о соборах. Рус. пер. ч. III, стр. 161). Спустя некоторое время после того, как выразили это свое мнение указанные ариане, целый собор селевкийский-арианский определял: «мы не отвергаем подлинности вероизложения, составленного в Антиохии при обновлении храма и отдаем ему преимущество», при чем члены со­бора антиохийского названы прямо: «отцами нашими» (Со­крата II, 40.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так исповедуется Божиею вселенскою Церковию… Не так прияла, не так предала Божия Церковь ...». Св. Афанас. вел. К Серап. посл. 1 и Прот. аполлин. кн. 1: твор. ч. 3, стр. 24. 45–46. 48. 52. 53. 358. 359. 360. 366. 384. Москва, 1853 г. Снес. св. Ирин. Прот. ерес. кн. 3, гл. 2: твор. стр. 175. Париж, 1710 г. Тертулл. О плоти Христов. гл. 2: твор. ч. 3, стр. 3–4. Спб. 1850 г. А вот и общий план, которому всегда следовали св. отцы и писатели Церкви, когда обличали неправомыслящих под руководством свящ. Писания, – план, видный в каждом творении их, направленном против современных исказителей православных догматов: «Сказано, говорят (еретики): ищите, и обрящете ( Мф. 7:7 ). Вспомним, в какое время Иисус Христос сказал слова сии: это было в начале проповеди, когда весь свет сомневался еще, Христос ли Он, когда Петр апостол не объявил еще, что признает Его Сыном Божиим, когда Иоанн креститель, который в Нем был уверен, предан был уже смерти, или по крайней мере сидел в темнице. Таким образом Иисус Христос имел причину сказать: ищите, и обрящете. Никто еще не знал Его: надлежало по необходимости Его искать. Впрочем все сие касалось более иудеев, долженствовавших Его искать. Он Сам сказал: имут Моисея и пророки: да послушают их ( Лк. 16:29 ). В другом месте еще яснее говорил: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и на суть свидетельствующая о Мне ( Ин. 5:39 ), т. е. ищите, и обрящете… Положим, что слова: ищите, и обрящете относились и ко всему свету. Но где же должно искать? У Маркиона? Но Валентин с своей стороны кричит: ищите, и обрящете. У Валентина? Но Апеллес повторяет то же самое. Эвион, Симон, все другие употребляют тоже ухищрение, чтобы принять меня в свою партию… (Вообще), у еретиков ли (искать), у которых все чуждо, все противно истине христианской, и с которыми запрещено нам сообщаться? Да не будет!.. Евангельская жена искала драхмы, но в своем доме; человек, просивший хлеба, стучался, но у дверей своего друга; вдова умоляла выслушать ее, но тайного судию, который не был ее врагом.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Например: св. епископ и мученик Ипполит: «Бог Слово ради нас соделался истинным человеком, кроме греха, действовал и страдал, как человек, – так как только сие в природе нашей бывает безгрешно, – ради нас принял на Себя ограниченность естественной плоти, но не потерпел превращения. И будучи одного и того же естества со Отцем, не стал Он, чрез истощание, одним и тем же с плотию, но остался также совершенно неограниченным, как был до воплощения, и посредством плоти совершал божеством свойственное божеству. Чрез двоякий образ действий, божеский и человеческий, Он явил Себя тем и другим вместе: и беспредельным Богом и ограниченным человеком, вполне имеющим в Себе то и другое естество с свойственным каждому действованием, или, что тоже, с существенным каждому свойством... Посему благочестно исповедует верующий, что нашего рада спасения Творец всяческих, в чистом зачатии от святой приснодевы Марии, без изменения, осуществив Себе душу разумную с чувственным телом, стал человеком по естеству, чуждым греха, и вместе, что Он Бог Слово». Св. Афанасий великий : «Христос именуется совершенным Богом и совершенным человеком; не потому что божеское совершенство (т.е. совершенное естество) переменилось в совершенство (т.е. естество) человеческое (что нечестиво), не потому что в Нем признаются отдельно два совершенства (что чуждо благочестию), и не по преспеянию в добродетели в присвоению правды (да не будет сего!); но по полноте бытия, да то и другое будет единый по всему совершенный вместе Бог и человек», Св. Кирилл александрийский : «Мы не сливаем естеств, и не проповедуем смешения Творца в твари, и с наименованием смешения не привносим слияния, но и исповедуем естество Бога Слова, и признаем сущность образа раба, и покланяемся тому и другому естеству, как единому Сыну». Св. Ипполит. мучен. О богосл и воплощении: твор. т. 1, стр. 226. Гамбург, 1716 г. Св. Афанас. велик. Прот. Аполлинария книг. 1: твор. ч. 3, стр. 379–380. Москва, 1853 г. Св. Кирилл. александрийск. О вочеловечении Господа: христ. чтен. 1847 г. ч. 3, стр. 231–232.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

657 Вас. В. 70. См. объясн. этого правила у Вальсамона и у Илии критского, отв. 1. и ср. Никифора пр. 117. 659 Афанас. алекс. посл. к Аммуну. Тимоф. алекс. 5, 6, 7, 12; ср. Никифора пр. 79, 80, 107, 151, 193 и 194. 660 Вальсам. отв. 11, 51 и 52 Марку алекс. Петра хартоф. отв. 7 и 8. Зонара написал даже особое рассуждение, для опровержения взгляда, что естественное истечение семени есть нечто само по себе нечистое (см. в конце IV тома синтагмы). 666 Вас. В. 4 и 50; лаод. 1. По вторые браки и третьи, подвергаемые церковному покаянию, могли, под этим условием, быть заключаемы и признаваемы церковью: так Василий Вел. (пр. 50) говорит, что хотя третий брак есть нечистота в церкви, но всенародному осуждению он не подвергается, как нечто лучшее, сравнительно с распутным прелюбодеянием. Церковного венчания, однако, вторые и третьи браки не были удостоиваемы, как это ясно видно из правил Никифора 8, 9, 69, 149. На третий брак в особенности неблагоприятный взгляд был настолько силен в практике, что сначала императрица Ирина около 800 г., потом император Лев Мудрый к концу IX в. безусловно воспретили третий брак (см. Zhishman, стр. 313, 437 и сл.). Но когда Лев же первый и нарушил этот закон вступлением в третий и даже в четвертый брак, последовавшие затем споры между двумя образовавшимися партиями вызвали так называемый τμοσ νσεος, т. е. примирительное решение, сосостоявшеся на констант. соборе 920 г. Второй брак признан не преступным (хотя н позднейшие канонисты все еще считают необходимою епитимию за двоебрачие, – напр. Илия критский, отв. 3, Никифор хартофилакс, отв. 1), третий брак для лиц, достигших 40 л. возраста и имеющих детей, безусловно воспрещен, для лиц не достигших этого возраста, или достигших, но не имеющих детей, дозволен, под условием церковного покаяния. 670 Правилом 30-м собора карфаг. и 14 халкид. воспрещается духовным лицам и детям духовных лиц вступать в брак с еретиками; но в лаод. 10 и 31, а также в 12 трул. устанавливается общее и безусловное для всех христиан воспрещение браков с еретиками, хотя и без расторжения брака, уже заключенного, в случае обращения одного из супругов в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Константина ко Христу, победа Константина, поездка царицы Елены в Иерусалим на поиски Креста Господня, обретение Креста, убеждение в истинности Креста Господня посредством чуда воскрешения им мертвеца, воздвижение Креста и создание св. Еленой храма в Иерусалиме. Повыше этого ряда на северной и западной стенах – крещение Константина и Елены и некоторые другие события их жизни. В ц. Крестовоздвиженской вместе с Евангелием, апостольским и вселенскими соборами, помещены в нижних рядах история Креста, история Нерукотворенного образа (Ср. Афанас. монастырь) и обретение Казанской иконы Богоматери: первая и последнее объясняются посвящением престолов, вторая явилась по причинам, для нас неясным. В Вознесенской церкви, имеющей придел в честь свв. 3осимы и Савватия, находятся, между прочим, внизу на северной стене события из истории этих святых. В соборе г. Романова прибавлены – история Креста, крещение Константина и Елены, так как главный престол посвящен воздвижению животворящего Креста Господня. В ц. Иоанна Богослова в Ростове – добавлены: хождение и чудеса Иоанна Богослова. В церкви Варваринской вместе с Евангелием и изображениями (на северной и южной стенах), относящимися к истории великомученицы Екатерины, которой посвящен здесь особый придел, представлены чудеса от иконы знамения Богоматери. Объясняется это тем, что строителем храма был новгородский купец Симеон (в монашестве Сергий) Добрынин, которому дороги были воспоминания о новгородской святыне и который пожелал посвятить главный престол в новой церкви (бывшей Варваринской) 3намению Богоматери. Наконец сюда же отнесем церковь Петра и Павла; здесь на северной стороне представлены события из жизни св. Никиты Переяславского, так как по сказанию жития св. Никиты в Петровском монастыре, где ныне Петропавловская церковь , хранились вериги этого святого, найденные в одном из старцев монастырских. Памятники эти показывают, что посвящение храма в честь того или другого события или лица и даже воспоминание об отдаленном событии, имеющем связь с храмом, оказывают несомненное влияние на общий состав стенописей, и что изображения специального характера располагаются обыкновенно в нижних рядах – по стенам средней части храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

27 . Ядят убозии, и насытятся. «Сим, – говорит св. Афанас., – выражается провозглашение о призвании язычников». Т.е. насытятся от трапезы Христовой язычники, которые были убоги, когда были порабощены убожеству неведения и издревле не имели богатства благочестия. И восхвалят Господа взыскающии Его». Насытятся не все, но алчущие и жаждущие правды, которые, сказано, насытятся Христовой снеди» – учения, Бож. вечери, благодати и т.п. (Бл. Феод.). Жива будут сердца их в век века. Т.е. души верующих, до обращения своего бывшие мертвыми, по уверовании, питаясь небесною пищею, будут жить истинною жизнию и получат вечную жизнь. С Евр.: «Да живут сердца ваши во веки»! 28 . Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли. Т.е. доселе народы земли, как бы забытые Богом, тогда воспомянутся Им, призовутся ко спасению чрез Евангелие и чудеса, тогда и они обратятся ко Господу, войдут в Церковь великую. С Евр.: «Вспомнят, и обратятся ко Господу все концы земли». Т.е. все народы земли уверуют, познают своего Творца Бога истинного, Коего забыли, и обратятся. И поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Концы земли, отечествия язык, – все страны, все народы и племена людские поклонятся Богу истинному (Бл. Феод.). 29 . Яко Господне есть царствие, и той обладает языки. Причина, почему не одни Иудеи, а все народы земли войдут в Церковь Христову и поклонятся Богу истинному, – потому, что Бог сей есть Бог не Иудеев только, но и всех народов, Творец человеческого естества; следовательно, обо всех заботится, всем одинаково желает спасения ( Рим. 3:29 . Бл. Феод., св. Афанасий). 30 . Ядоша, и поклонишася вси тучнии земли. Прошедшее вместо будущего. Будут есть и поклоняться тучные земли, т.е. богатые и славные земли, уверовавшие в Господа, цари и вельможи – будут вкушать и насытятся благ от Бож. трапезы, которую уготовал Господь верующим во имя Его. Акила и Симмах вместо: тучнии перевели: «все знатные и богатые». «Называет их тучными по питательности Божественных словес», говорит св. Афанасий. Пред Ним припадут вси низходящии в землю – т.е. преклонятся пред Господом все умирающие, смертные, все люди, сходящие во гроб, в могилу; по св. Афан., «впадшие в гибель и тление, потому что не видели Господа»; по бл. Феод. умершие, которые, по воскресении своем, одни добровольно, а другие невольно, из страха, поклонятся Богу ( Фил. 2:10–11 ). Душа моя Тому живет, т.е. Богу Отцу, для Него живет, Ему повинуется. С Евр.: «Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть, и не могущие сохранить жизни своей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Общее содержание Ordo передаётся в заглавии следующим образом: «во имя верховного Бога начинается сокращённое изложение церковного устава (breviarium ecclesiastici ordinis), каким образом в общежитиях верно служащие Господу, по установлению кафолической и апостольской Римской церкви и по порядку устава св. Бенедикта, должны совершать службу при отправлении мисс, также в праздники святых и во время дневного и ночного богослужения, на круглый год, с Божией помощью, как предано в святой Римской церкви мудрым и достопочтенным отцам». Согласно с распорядком западного церковного года, устав начинается с адвента, обнимает праздник Рождества Христова и период, за ним следующий вплоть до Великого поста; далее следуют правила о паремиях на целый год, о совмещении праздников господских и богородичных с службой воскресной, об особенностях службы по триоди постной (период этот, начинающийся приготовительными неделями к посту называется у них septuagesima) о службе страстной недели и пасхального дня, и всё это заканчивается краткими указаниями на счёт следующих недель пятидесятницы, от которых уже следует переход к адвенту. На утрене упоминается шестопсалмие; оно читается круглый год кроме пасхальной недели (§ 2); за ним следует «Бог Господь» на глас (§ 3) и кафизмы. В большие праздники кафизм не полагалось, именно в Пасху, Пятидесятницу (§ 9); в праздники, имеющие попразднство, вслед за «Бог Господь» (υθς), т.е. минуя кафизмы, читали канон. От Пасхи до Воздвижения полагается одна кафизма, а с этого времени до Великого поста – две (§ 13. Афанас. 204). В Великий пост по Афанасиеву начертанию – три (204), а по студийскому – четыре (§ 14). Между кафизмами полагаются чтения и седальны (καθσματα) Они называются также «τροπρια τν καθισματων»; когда их полагалось два, между ними произносили стих, называемый μεσοστχος (§ 13). В субботу за первой кафизмой следовали непорочны (§ 12). Далее упоминаются: 50-й псалом, степенны (§ 3), прокимен «всякое дыхание», евангелие, воскресение Христово видевше (§ 6), канон с чтениями, по 6-й песни кондак (о пасхальной утрене Афан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Мертвым, которые разрешились в прах, пребывают во мраке смерти и преданы забвению, невозможно быть причастниками Твоего человеколюбия и сделаться зрителями чудес Твоих. Афанас. и Феодор.: то есть чудес, в которых открывается правда Твоя. Пс.88:11. Ты смирил еси, яко язвена, гордаго. Гордым называет фараона. Феодор., Афан. указывают на Господа Иисуса Христа, когда Он запретил морю и ветрам и ученикам дал власть наступать на змию и скорпию и на всю силу вражию ( Лк.10:19 ). Ст.15. Правда и судьба уготование престола Его, то есть суть свойства Его Царственного владычества. Ст.16. Ведущий воскликновение; воскликновение означает песнь после победы. Ведущий воскликновение суть те, которые получили повод воспевать песнь победы и получили к ней привычку, говорится пророчески о христианстве. Афан. Пс.89:4. Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся сынове человечестии. Не остави нас совершенно погрузиться в бедственное и уничиженное состояние; ибо Ты сказал: обратитеся сынове человечестии; для избежания от бедствий дал нам средство, чтобы мы обращались к Тебе. Мысль сию Афанас. поясняет изречением пророка Иеремии ( Иер.3:22 ): возвратитися сынове возвращающиеся и изцелю сокрушение ваша. Не отврати совершенно нас в уничиженное состояние, ибо мы и без того ничтожны пред Тобою, исчезаем от Твоего гнева. Ст.8. В просвещение лица – открыто пред Тобою. Ст.9. Лета наша яко паучина поучахуся – как паутина, тянется и скоро рвется. Ст.11. И накажемся Афан. читает: да приидет кротость Твоя на нас, и накажемся – наказуй нас кротко; мы почувствуем сие кроткое Твое наказание. Пс.91:8. Яко да потребятся. Но они потребятся в век века; или: о, ежели бы они потребились во век века. Ст.12. Феодор. соединяет так: воззре око мое на враги моя, и востающия на мя лукавнующия услышит ухо мое, то есть я увижу низвержение вратов моих и лукав-нующих против меня; или, по крайней мере, о сем услышит ухо мое. Пс.93:15. Дóндеже правда обратится на суд, и держащиеся ея еси правии сердцем. Бог не оставит людей Своих, доколе Сам Он, Высочайшая Правда, не придет судить вселенной и доколе не восторжествуют держащийся ея еси правии сердцем. Пс.95:7. Отечествия язык

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010