279 Св. Афанас. велик. твор. ч. 4, стр. 530. Москва, 1854 г. Снес. Бл. Августин.Ручн. книг. к Лаврентию, гл. 36, чл. 11: твор. т. 6, стр. 154. Антверпен, 1701 г. 280 Св. Кирилл. александрийский: «Под именем Христа не разумеется сперва человек, потом, в следствие необыкновенного рождения, Бог: но поскольку Слово, будучи Бог, соделалось человеком: то в лице Христа должно разуметь вместе в Бога и человека, или, одним Словом, Богочеловека». Св. Иоанн дамаскин: «Исповедуем, что: один и тот же (Христос) и есть и именуется Бог совершенный, совершенный человек из божества и человечества, из двух естеств и в двух естествах. А имя – Христос мы принимаем за имя ипостаси, и оно означает не одно, но два естества». Св. Кирилл. александр. Изъясн. символ. Веры, сост. отцами никейск. собора: христ. чтен. 1841 г. ч. 1, стр. 177–178. Св. Иоанн. дамаск. Точн. излож. прав. Веры, кн. 3, гл. 3, стр. 141. Москва, 1844 г. 281 Так объясняет настоящее дело св. Кирилл александрийский , когда пишет: «Мы не сливаем естеств, и не проповедуем смешения Творца и твари, и с наименованием смешения не привносим влияния, но и исповедуем естество Бога Слова, а признаем сущность образа раба, в покланяемся тому и другому естеству, как единому Сыну. Ибо одно естество по другому называется Христом; и учителями благочестия никогда не назывался так один образ раба без соединения с божеством. Но проповедующие смешение, с смешением вводят слияние; а с слиянием вводится изменение. А когда произойдет изменение, тогда ни Бог не останется при своем естестве, ни человек при своем. Ибо то и другое естество необходимо вышло бы из пределов своей сущности, и нельзя было бы признать Богом ни Бога, ни человека. Но никто из благомыслящих не допустит сего и по отношению к составу человека. Ибо мы не говорим, что душа смешана с телом, но что она соединена и сопряжена с ним, живет и действует в нем. И никто, не вышедший совсем из ума, не назовет душу смертною, а тело бессмертным. Но хотя мы различаем ту и другую часть, однакож сложенное из них признаем одним животным. Хотя также то и другое естество называем различными именами, одно душею, а другое телом; но животное, состоящее из обоих сих, мы называем особым именем, человеком. Рассуждая таким же образом и по отношению к домостроительству, мы избежим оного богохульства, и отринув смешение, будем употреблять наименование – единения, совокупления в общения, будем признавать различие естества и единство лица». Св. Кирилл. александр. О вочелов. Господа, чл. 31: христ. чтен. 1847 г. ч. 3, стр. 232–233.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Не взирая на соборное определение, осуждавшее Павла Самосадского как еретика и низложившее его с епископства, он отказался оставить церковный дом. Принуждены были просить содействия императора Аврелиана, находившегося тогда в Антиохии и оказывавшего к христианам терпимость. Император рассудил, что церковным домом должен располагать тот, кому будут писать епископы Италии и епископ Римский. 472 Когда грамматы от них были получены в Антиохии, то Павел Самосадский со стыдом был изгнан светской властью. Итак, уже с третьего столетия были Церкви и церковные собственности, которыми пользовались епископы. Не взирая на гонения христиане составляли собой значительное внешнее общество; у них были общественные имения, свои судьи, свои места собраний, общественное существование. Новая вера тихо подрывала язычество и грозила его уничтожить. А потому вскоре увидим, что мир языческий с яростью ринулся на Церковь . Аврелиан, оказывавший сначала к христианам терпимость, вскоре затем решился действовать против них и издал пятый эдикт о всеобщем гонении. Но эдикт этот еще не успел дойти до крайних пределов Империи, как император – гонитель был уже умерщвлен во Фракии, 473 однако эдиктом воспользовались правители провинций для удовлетворения ненависти своей против христиан; мученичества были многочисленны, особенно в Галлии, где большая часть из благовестников кровью своей запечатлели веру, которую они возвещали 474 Церковь утратила в то же время, как мы видели, трех знаменитых святителей: Дианисия Александрийского, Григория чудотворца Неокесарийского и Фирмилиана. Мученичества за веру они не претерпели, но память их чтится и Церковь считала их всегда в числе святых. 444 См. более пространное примечание об Апостолах Галлии и о ареопагитизме св. Дионисия Парижского в конце книги 5 под именем «ПРИМЕЧАНИЕ к …» 447 Афанас. Об Опред. Дион. §§ 6, 9, 10, 13, 14; кроме этих двух посланий Дионисий писал еще другие о том же; еще второе к Аммону, епископу Вереникскому, одно к Телесфору, одно к Евпору. (Евсев. Ц. И. кн. VII, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

икона Знамения Божией Матери, привлекающая значительное число богомольцев. “Ист. Росс. Иер.”, 337: Ратшин, 553; “Матер. для стат. Росс.”, 1841, I, 138; “Опис. монаст.”, 1817 г., 10; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.”, 182; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.”, 56; “Сенат. вед.”, 1858 г., 8; Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г., 277, 290; “Яросл. губ. в.”, 1844 г., 24 (ист. очерк Ярославля); 1853 г., 6 (кратк. ист. опис.), 12 (тоже); 1855 г. 10 (митроп. Иона); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1857 г., 8 (возвед. на степ. 3 кл.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 368, 27; “Дополн. к Акт. истор.”, II, 55 (Гр. 1627 г. Яросл. воев. Ив. Наумову об освобожд. ставить целовальников: из нее видно, что м-рь был в это время приписан к Кириллову Белозер. м-рю и управлялся старцем строителем Варфоломеем), 60 (Гр. 1631 г. по жалобе Кирилова м-ря старца Германа, строителя Афанас. м-ря, о краже лошадей); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 274 душ. крестьян); 1877 г., I, отд. 2, 343, 375 (воспомин. архим. Пимена); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел”, 344 (в 1700 г. имел крестьян 17 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, 1723 г., 316 (к м-рю были приписаны м-ри Возн. и Воскр. Обнор., Рождеств. в Носкове и Рождеств. на Соте), прилож., XXXIV (в 1723 г. здесь был игум. Кириак, 8 монахов, а с приписн. м-рями 45, имел крестьян 10 двор., а с приписн. 88). 22. Афанасиевский – Троицкий – Холопий – Углицкий , женский, 3-го класса, при гор. Мологе, Ярославской губ. Он первоначально был мужским и имя его упоминается в 1509 г. в духовной кн. Дмитрия Иоанн., а также и в „Книге Боль. Чертежа”: „а на усть р. Мологи монастырь Холопей”. В „Древней Росс. Идрографии” говорится:... „на р. Мологе на правом берегу обитель Пресв. И Живонач. Троицы Афанасиев манастырь, что словет Холопей монастырь». Известно, что Вел. кн. Иоанн III перевел Холопий городок на устье р. Мологи, следовательно, существование монастыря следует отнести к XV ст. С 1680 г. приписан к Воскресенскому, Нов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Спрашивали, что бы сказать в утешение родителям самоубийцы. «На это сказать утешительного почти ничего нельзя, — ответил батюшка. — Батюшка Леонид сказал о. Павлу молитву: «Взыщи, Господи, душу раба Твоего (имя), аще возможно, и помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей, но да будет Твоя воля». Теперь оттого много самоубийств, что нет веры». Скажите на пользу слово. «Веру соблюдох» — вот о чем надо заботиться, — чтобы в вере быть». А больная наша Анисья трогательно сказала: «А в чем же я там явлюсь?» «А — со смирением», — сказал батюшка. «От святых слов — чувства святые». (Батюшка заставил меня читать Св. Евангелие от Иоанна.) Больная Анисья лежала в моей комнате, собиралась умирать. Накануне пришлось оставить ее одну: я ходила заказывать для нее гроб. В это время пришел один из знакомых батюшки и, так как дверь в мою комнату прямо из передней, вошел туда и спросил: «Где же матушка?» «Да она заказывает гроб для меня», — так просто ответила Анисья. Но Господу угодно было, и она осталась еще жить. «О горнем помышляйте, а не о земном», — сказал потом батюшка. «Почему постом не служат ежедневно обедни?» «Обедня — это победный гимн христианства, а пост — время плача и покаяния. Поэтому не подходит нарушать время сетования торжеством обедни, и без крайней нужды не служат. Но на войне была нужда». «Слов нужных очень немного», — так говорил б. Амвросий; и нас батюшка Никон предупреждал этими словами — не пустословить. Сестры спросили: как любить нам друг друга? «Как Христос повелел. Монах должен быть весь в Боге». На просьбу сказать что-нибудь на пользу души: «Научу кроткия путем Своим» (псалом читается на третьем часе) — так сказано в псалме. Человека научает только Бог, и при том условии, если; человек кроток, смирен; только смиренного научает Бог». 10 июля. Батюшка пришел причастить страдалицу м. Афанас «Люта болезнь, но сладок рай. И за рай егоже погубихом, ризы тленныя ныне отлагаю, да паки рай восприиму» , — сказал он, уход 23 июля. На отъезд Матрены (м. Марии): «Трезвение есть: каждой добродетели».

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

97 Определение это направлено было против р.-католиков и протестантов и вызвано особыми обстоятельствами того времени. См. Сергия еп. О правилах и чинопоследованиях принятия не православных христиан в правосл. церковь . Вятка. 1894 г. 103–112 стр. 98 Аббат Corblet, основываясь на археологических памятниках, полагает, что в западной церкви погружательно-обливательная форма крещения была в употреблении с IV–VIII и с XIII–XIV вв. Histoire de Bapteme Tom. I. Ciener. 1881, pag. 248. См. у Алмазова, указ. соч. 321 стр. 100 Тертул. О крещении, XIII; Прог. Праксея, XXVI гл. Ср. Киприан. Пис. к Юбаяну (1 ч. 287 стр.). 102 Апост. пр. 49 В Апост. пост. (III, 16; см, VII, 43) также повелевается при погружении произносить «поимянно священное призывание Отца и Сына и Св. Духа». 103 Афанас. К Серапиону 1, 30. Тоже утверждает Дидим алекс. в «De spirit. Sanct.» cap. 24 (см. Иеронима твор. V т. 438 стр. в рус пер.), Григорий пис. Прот. македониан, 15 гл, Василий В. О Св. Духе, в Амфил. 11–12 гл. 107 В новом завете тоже слово еще встречается только у Мф. 19, 28, и употреблено в эсхатологическом смысле. В ветхом завете оно не встречается. 111 Григ. нис. Сл. огласит. 34–36 (IV т). Сл. на крещение Христово (VIII т 8 стр.) См. Злат. На Иоан. Бес. XXV, 1–2. 114 « Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам», говорить Ориген (На VI гл. Puмл. V кн.; см. Бес. VI на Лев. 3 ; Бес. XIV, на Лук.). «Божественным нашим наставникам изволися допустить к крещению и младенцев», говорится в книге «О церковной иерархии» (VII, 11). «На обычай крестить младенцев, говорить блаж. Августин, должно смотреть, как на апостольское предание (О кн. Бытия, букв. X кв. 23 гл.) О крещении младенцев в их время свидетельствуют: Иустин (его свидетельство приводится в «Посл. вост. патр. член 16, из Quaest. et Respond, ad Ortot. quaest. LVII). Ириней (Прот. ер, II кн. XXII, 4). 116 Правило собора направлено против пелагиан. Пелагиане, отвергнув бытие первородного греха в людях, учили, что младенцы крещаются не в оставление первородного греха, и что крещение им нужно не для спасения их, которое, по их учению, возможно для младенцев и без крещения, но только для того, чтобы улучшить их состояние, хорошее и само по себе. Хотя бы младенцы умер без крещения, пелагиане обещали ему (по какому-то странному различению понятий) спасение и вечную жизни, только вне царствия Божия, а крещенным давали пред некрещенными одно то преимущество, что удостоивали их высшей степени блаженства, или царствия небесного. См. у блаж. Август. De peccat. merit, et remiss. I, 20; De haeres c. 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

– бб) на Западе. Так, Виктор судил дело о праздновании Пасхи; Фелициссим, Фортунат и другие члены карфагенской церкви жаловались Корнилию на Киприана и карфагенский собор; Корнилий окончательно осудил Новата; Василид, епископ леонский, в Испании, жаловался на своего преемника св. Стефану; Стефан, по поводу спора о принятии еретиков в общение с Церковию, требовал повиновения себе от восточных и африканских церквей с угрозою, в случае сопротивления, отлучить их; император Константин великий предоставил Мильтиаду разсудить дело между Цецилианом карфагенским и донатистами; арелатский собор представлял свои решения Сильвестру на утверждение и для обнародования по церквам, и проч. 788 Зелон. Соглас. свящ. писан., отц. и собор. перв. 5 веков с учен. римск. Церк. стр. 19–24. Париж, 1842 г. 808 Ни откуда не видно, чтоб они ходили в Рим, как утверждают латины, для отдачи отчета в своем учении. 835 Св. Киприан. Письм. к Антониану, к Януарию и проч. нумид. еписк., к Квинту: твор. стр. 147–148; 268–269. 271. Венеция, 1728 г. Евсев. Церк. истор: кн. 7, гл. 27. 30. Спб. 1848 г. И Дионисий александрийский , по делу о принятии падших в общение Церкви, советовался со многими епископами, как то: с Фабием антиохийским, Кононом ермопольским, Фелимидом лаодикийским, Мерузаном армянским. Христ. чтен. 1846 г. ч. 4, стр. 376–377. 837 Так, Фирмиллиан кесарийский требовал отчета в вере у Павла Самосатского, когда узнал о его неправомыслии, св. Афанасий великий излагал веру свою пред антиохийскими епископами, св. Епифаний требовал исповедания веры от Виталия, и проч. Евсев. Церк. истор. кн. 7, гл. 30. Спб. 1848 г. Св. Афанас. велик. Свиток. к антиохийцам: твор. ч. 3, стр. 188–199. Москва. 1853 г. св. Епифан. О ереси твор. т. 1, стр. 1016. Кельн, 1682 г. 840 Св. Киприан Письм. к Корнилию и Фирмиллиан. Письм. к Киприану: твор. св. Киприан. стр. 123–128. 301–302. 312. Венеция, 1728. г. 841 Св. Киприан. Письм. к пресвит. и диакон. римским, к Антониану, к Клир. и народ. испанскому: твор. стр. 29. 149–150.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

347. с. Михайловка 302 (при руч. Граничевке) волости Татарновичской, от Житомира 100 вер., от Овруча 27 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Киева 150 вер., от ближ. почт. ст. Искорости 14 вер., от ближ. приход. с. Васькович 2 вер., с. Бехов 5 вер. и с. Болсунов – 10 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя святого Архистратига Михаила. Построена в последней четверти 18 столетия на средства дворян Костюшков. Деревянная, на кам. фунд., крыта листовым железом, внутри выкрашена; в алтарной части требует перемены пола. При ней дерев. колокольня в три яруса, на кам. фунд., построенная в 1879 г. Проводы бывают во вторник на Фоминой неделе, а в дер. Пелчи – в Светлый четверг. Земли: усад. 3 дес. 1,248 саж., пахотн. 32 дес. 356 саж., сенок. 7 дес. 720 саж. – всего 42 дес. 2,324 саженей. План на эту землю есть. От церкви земля в 1 и 2 вёрстах. Часть этой церк. земли в урочище Слободке, в колич. 12 дес., захвачена мещанами с. Васькович, а потому указом Волын. дух. Консистории от 31 мая 1883 г. за 4,176 дано было полномочие бывшему местному свящ. Павлу Красицкому – отыскивать эту землю судебным порядком, но Красицкий умер и дело не было начато. Причт: 1 свящ. – 300 руб. и псаломщ. – 50 руб. Для свящ. дом крайне ветх, а хоз. постройки ещё прочны. Для псаломщ. дома и хоз. построек нет, он живёт в собств. доме на собств. земле. Копии метрич. книг хранятся с 1835 г., а испов. ведомости с 1842 г. Школы нет, – устройству её противодействуют – шляхта, бывшие мелкопоместные помещики и крестьяне, бывшие подданные этой шляхты, несмотря на 10-летние усилия причта устроить её. Есть ветряная мельница. Деревни прихода: Пелч в 10 вер., Старая (или Старожеревская) Рудня в 8 вер., Гамария в 8 вер. (все эти деревни принадлежат генералу Авринскому, купившему их в 1870 годах у помещика Зеленецкого) и Плещевка в 2 вёрстах. Дворов – 188½, прихожан – 1,497 д. об. п., евреев 150 д. об. п. Свящ. – Евфимий Афанас. Перхорович (с 1885 года, a на службе с 1869 г.) и псаломщ. – Елевферий Павлов. Загоровский (с 1881 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Учение православной Церкви о величии Пресв. Девы. Богородицы, превосходящей не только всех земнородных, но и мир ангельский, основывается на высоком нравственном достоинстве благодатной Девы, а наипаче на той чести и славе, какой удостоил Ее Господь, избрав ее орудием величайшей тайны воплощения Сына Своего, – тайны, « в нюже, по апостолу, ангелы желают проникнуть». Раскрывая догмат Боговоплощения, св. Церковь восхваляла вместе великое достоинство Преблагословенной Богородицы: «Мария истинно родила плоть, в которой обитал Бог, и истинно родила плоть, в которой обитал Бог, и истинно родися от Девы Бог–Слово, истинно во утробе зачася и образовал Себе тело от Кровей неискусомужной Девы», – учит св. Игнатий Богоносец , муж апостольский (письмо к Трал.). «Заблуждаются те, – рассуждает св. Ириней, – которые думают, что Иисус Христос ничего не заимствовал от Девы. Ибо если Он не заимствовал существа плоти от человека, то не был и человеком. В сем случае совершенно было бы напрасно Его вселение в Марию: для чего и вселился, и если не имел ничего от Нее заимствовать?» (Против ереси кн. 3, гл. 32). «Никто да не разрушает веры (что Мария есть Матерь Господа). Ибо если ложно то, что Она Матерь, то ложна и плоть, ложна и смерть, ложно и воскресение» (бл. Авгус. рассужд. 8 на Еванг. Иоан.). «Кто не именует Марию Богородицею, тот вне Божества» (Григорий Назианз.). Нечестивый Несторий коснулся своим нечестием святости и славы Пресвятой Девы Марии: он не хотел именовать Ее Богородицею, превратно изъяснял, что Иисус Христос родился от Нее простым человеком, а Божество соединилось с Ним после. Но Промысел не попустил восторжествовать злу в лице еретиков. Св. Кирилл с пламенной ревностью восстал против еретиков, уничтожавших Божественное достоинство Богочеловека. «Если Иисус Христос есть Бог, то почему же Св. Дева, Матерь Его, не есть Матерь Божия? Так верить заповедали нам по священному Преданию апостолы, хотя в их Писаниях и не употреблено слово Богородица. Так учили наши отцы и в особенности блаженной памяти Афанасий». (Афанас. речь 3 на Ариан стр. 29 – 30). «Поскольку св. Дева родила Бога, воплотившегося и вочеловечшегося, то мы и называем Ее Богородицею не потому, чтобы естество Слова получило начало от Св. Девы, но потому, что она родила Св. Тело, одушевленное разумной душой, с которым ипостасно соединенное Слово называется рожденным плотски». (Тот же св. отец).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

695 Не возможно яснее выразиться о вероучении Церкви, как выражает здесь св. Василий, что Дух исходящий от одного Отца посылается через Сына. Однако богословы западные, сделав подлог в изречениях св. Василия и даже изобретя некоторые, старались обратить святого учителя в покровителя ереси западной об исхождении от Отца и Сына. Изречения извращенные ими относятся не до начала Святого Духа, но до общего действия трех Лиц, действия, началом которого Отец, средством – Сын и которое совершается во Святом Духе. 706 Езуит Баррюель (Du раре et de ses droits, 2 р. с. 3) приводит письмо св. Василия к св. Афанасию, как содержащее в себе доказательства в пользу папства. В письме этом нет ни слова в пользу папства, напротив того, там упоминается, что св. Афанасий имел попечение о всех Церквах. Если это слово сказано было о епископе Римском, то им злоупотребляют только в пользу папства. Оно лишь доказывает епископское рвение того, кто сего заслуживал (Пис. 69 св. Афанас.). Баррюель называет св. Василия епископом Неокессарийским. 710 Св. Григ. Бог., Слов. 9. Первые слова этой речи показывают, что над пресвитерами и епископами при рукоположении совершали помазание. 720 Там же, §§ 8 и 9. Святой Григорий опровергает здесь заранее заблуждение римское о исхождении от Сына, заблуждение, которого невозможно допустить не приписывая Сыну исключительной принадлежности Отца. 739 Сократ., И. Ц. кн. IV, гл. 24; Созом., И. Ц., кн. III, гл. 15; Феодор., И.Ц., кн. IV, гл. 26; Иерон., О знам. муж., гл. 109; Руффин., И. Ц., кн. II, гл. 7. 742 ’Επειδ γρ ε’χ του ενς Πατρ; φσει, και ο δημιουργικ ε’νεργεα, πρσλ&ον αι μακρια: υποστσεις αδται, εις τον αυτν ενα ανγονται. Так ученый Дидим наперёд опровергал не только раскол Римской Церкви об исхождении Святого Духа, но и уклонения богословов от истины в пользу сего раскола. 744 Макар. Егип. и Макар. Александ., op. Edit. Mign., P atrolog. G raec. t. XXXIV Pallad., Hist. Lausiac. 745 Есть творение Орсиезия: Правила инокам, св. Пахомия: Правило монастырское, о котором было сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Прот. Марк. 1–4; Афанас. Сл. на язычн. 6–7; Кирил. Иерусалимский. Оглас. 6; Дамаскин. Изл. веры, IV, 20). Отдел второй. О Боге троичном в лицах § 22. Богооткровенность догмата ο Пресвятой Троице. Особенная его важность и непостижимость. Понятиями ο совершенствах Бога, единого по существу Своему, не исчерпывается вся глубина богопознания, какое даровано нам в откровении. Оно вводит нас в глубочайшую тайну жизни Божества, когда изображает Бога единым по существу и троичным в лицах. Познание этой глубочайшей тайны дает человеку только откровение. Если до некоторых познаний ο свойствах божественной сущности и до призвания единства Божия человек доходит путем собственных размышлений, то до такой истины, что Бог един по существу и троичен в лицах, что есть Бог Отец, есть Бог и Сын, есть Бог и Дух Святый, что «в сей Св. Троице ничтоже первое и последнее, ничтоже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть себе и равны» (симв. св. Афанасия), — до этой истины не может возвыситься естественными силами никакой человеческий разум. Догмат ο троичности лиц в Боге есть догмат богооткровенный в особенном и полнейшем значении этого слова, догмат собственно христианский. Исповедание этого догмата отличает христианина от иудеев, и от магометан, и вообще от всех тех, которые знают только единство Божие (что исповедывали и лучшие из язычников), но не знают тайны ο триипостасности Божества. В самом христианском вероучении этот догмат есть догмат коренной или основной. Без признания трех лиц в Боге нет места ни учению ο Боге-Искупителе, ни учению ο Боге Освятителе, так что, можно сказать, христианство, как в целом своем составе, так и в каждой частной истине своего учения опирается на догмат ο Св. Троице. Являясь краеугольным догматом христианства, догмат ο Пресвятой Троице в тоже время есть и самый непостижимый, и не для людей только, но и для ангелов. Самое живое воображение и самый проницательный ум человеческий не могут постигнуть: каким образом в Боге три лица, из которых каждое есть Бог, не три Бога, а один Бог? Каким образом все лица Св. Троицы остаются совершенно равными между собой и в то же время так различными, что одно из них — Бог Отец является началом других, а другие зависимы от Него по бытию, Сын — чрез рождение, Дух Св. — чрез исхождение? По обычным человеческим представлениям такое отношение между лицами — признак подчиненности одних другим. Что такое, наконец, в Боге рождение и исхождение, и какое различие между ними? Все это ведомо только Духу Божию. Дух бо вся испытует, и глубины Божия. § 23. История догмата ο Св. Троице

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010