Скончался архиепископ Афанасий (Кудюк) 1 мая 2002 года, на 76 году жизни почил о Господе архиепископ Афанасий (Кудюк). Отошел в Вечные обители видный иерарх Русской Православной Церкви. По сообщению Пермского епархиального управления, кончина Владыки Афанасия наступила около часа ночи. Менее месяца назад, 13 апреля, архиепископ Афанасий перенес инсульт. Сердце Владыки не справилось с болезнью. Высокопреосвященный архиепископ Афанасий (в миру Александр Григорьевич Кудюк) родился 18 февраля 1927 года в семье крестьянина в Красном Селе Бельского района Белостокской области. С ранних детских лет он приобщался к тяжелому сельскому труду, находя главное утешение в Церкви Божией. Важную роль в формировании его личности сыграла мудрость простого народа. Не случайно на протяжении многих лет Владыка собирал духовные стихи и песни, многие из которых он услышал еще в начале своего жизненного пути. Навсегда запомнились Александру и уроки его матери, которая утверждала в душе мальчика благоговейное отношение к святыне, бережное отношение ко всему, что дается трудом. По рассказу личного секретаря Владыки В.Вяткина, юность будущего Архипастыря пришлась на военные годы. В это время еще более углубились его религиозные переживания. В 1945 году, поступив послушником в Жировицкий Успенский монастырь, находящийся в Белоруссии, он делает выбор на всю жизнь - идти только духовной стезей. Жажда духовных знаний направляет его стопы в только что открытую Московскую Духовную семинарию. По окончании курса семинарии он продолжает образование Московской Духовной академии, которую закончил в 1952 году. Во время обучения в Духовных школах он принял монашеский постриг в честь святителя Афанасия Великого и вскоре был рукоположен во иеромонаха. За сочинение о египетском монашестве иеромонах Афанасий был удостоен ученой степени кандидата богословия. Первым послушанием после окончания академии для будущего архипастыря стало преподавание Церковного Устава в Московской Духовной семинарии. Усердным, чутким наставником семинаристов явил себя отец Афанасий.

http://sedmitza.ru/lib/text/429505/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Кудюк), архиеп. Пермский (Кудюк Александр Григорьевич; 18.02.1927, Красное Село Белостокского воеводства, Польша - 1.05.2002, Пермь), архиеп. Пермский и Соликамский. Из крестьянской семьи. В 1945 г. поступил послушником в Жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . С 1946 г. учился в МДС, с 1948 г.- в МДА, к-рую окончил в 1952 г. со степенью канд. богословия за соч. по кафедре древней церковной истории «Египетское монашество в IV веке, по творениям великих подвижников Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого и по Лавсаику». С 1952 г. заведовал б-кой МДА и преподавал церковный устав в МДС. В 1950 г. принял монашеский постриг с именем в честь свт. Афанасия Великого, рукоположен во иеродиакона. В 1952 г., в день Св. Троицы, митр. Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым) в ТСЛ рукоположен во иеромонаха, в 1955 г. назначен на служение в Ташкентскую епархию, где нес послушание секретаря правящего архиерея и состоял в клире Успенского кафедрального собора. С 1956 г. А.- насельник Жировицкого мон-ря и преподаватель Минской ДС. С 1958 г. архимандрит, настоятель Никольского кафедрального собора Алма-Аты. С 1961 г. служил на приходах Минской епархии, с июля 1978 г. вновь нес послушание благочинного Жировицкого мон-ря. 31 авг. 1980 г. А. был хиротонисан во епископа Пинского, викария Минской епархии. С 28 марта 1984 г. епископ Пермский и Соликамский, с 25 февр. 1995 г. архиепископ, с 13 марта 2002 г. на покое. При вступлении А. на Пермскую кафедру в епархии действовало ок. 40 храмов, к сент. 2001 г. насчитывалось более 200 приходов. Заботами А. отремонтирован кафедральный Свято-Троицкий собор Перми, при к-ром открылась б-ка, выстроено здание епархиального управления, действуют ок. 50 воскресных школ. Возобновлена иноческая жизнь в крупнейших на Урале Белогорском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , называемом «Уральским Афоном», в пермском Стефановом , соликамском во имя Св. Троицы мон-рях , а также в 8 жен. обителях.

http://pravenc.ru/text/76902.html

Октябрьский. Церковь Сергия Радонежского. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Решением местной власти (председатель поселкового Совета А.Н. Шерстобитов) было передано здание бывшего аэропорта по улице Ленина, 95. 24 марта 1992 г. новообразованный приход был зарегистрирован в Управлении Пермской Епархии, а 7 апреля - в отделе юстиции облисполкома. По благословению Епископа Пермского и Соликамского Афанасия (скончался в мае 2002 г.) храм и престол освятил протоиерей Борис Бартов из Кунгура. На торжестве присутствовали Н.П. Бессарабов, председатель райисполкома, С.В. Бубнов, председатель райсовета (ныне зам. главы района). Храм был назван в честь святого преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, т. к. в 1992 г. праздновалось шестисотлетие со дня кончины этого величайшего религиозного, политического и общественного деятеля XIV в. Первым настоятелем храма был отец Сергий Целищев. 24-25 сентября 1994 г. приход посетил епископ Пермский и Соликамский Афанасий (Кудюк). С 2000 г. настоятелем храма был священник Игорь Михалев. С 2006 года настоятель храма священник Андрей Воробьев. Его первое самостоятельное богослужение в храме прп. Сергия Радонежского было – Рождественское. При отце Андрее территория храма была благоустроена: разбиты цветочные клумбы, построены летняя беседка, фонтан, колокольня, двухэтажное здание, в котором разместились кабинет батюшки, трапезная и редакция приходской газеты. Возник небольшой, но очень уютный и красивый храмовый комплекс, порядок в котором поддерживается причтом и прихожанами, руководимыми матушкой Любовью. Своеобразной «жемчужиной» прихода стал святой источник. Издается приходская газета «Свет Православия» За почти двадцатилетнюю историю храм в п. Октябрьский стал намоленным местом, и год от года количество прихожан и посетителей церкви растет. Однако помещение храма в воскресные и праздничные дни уже не позволяет вмещать всех желающих. Да и само здание ветшает. Поэтому вопрос о строительстве нового храма для прихожан является одним из первостепенных. Источник информации -  сайт Чернушинского благочиния Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=16171

У меня была тетрадка, в которую я выписывал из атеистических брошюр библейские и святоотческие цитаты. Таким образом, у меня создалась антология, подборка прекрасных духовных высказываний, библейских цитат. В 1988 году папа принес домой «Новый Завет». Это было карманное издание на папиросной бумаге. Просто мой отец – журналист и перед празднованием 1000-летия Крещения Руси он был направлен к пермскому епископу взять интервью. Владыка Афанасий (Кудюк) и подарил отцу «Новый Завет». О, как я обрадовался. Это был просто экстракт мудрости. Я понял, что в этой книжице карманного формата заключено все. Вся мудрость, все, что нужно знать. Кстати, потом, когда я стал семинаристом, я это издание подарил своей тете. И «Новый Завет» лежал у нее без использования. Тогда я подарил ей другой, а этот выпросил обратно. Переплел его в бархатный переплет, сверху наклеил латунную иконочку, и теперь ношу с собой на требы. Книга, которая перевернула Ваши представления о вере, Православии «Перевернула» в каком смысле? То есть, они сначала были одни, а потом стали другие? Такого у меня не было. У меня сразу формировалась четкая православная позиция. Весной 1990 года я познакомился с протоиереем Виктором Нориным, моим духовником. У него было огромное количество журналов, официально издававшихся Русской Православной Церковью, это ЖМП – «Журнал Московской Патриархии» и БТ – «Богословские труды». Их я и читал запоем, один за другим. Когда я поступил в Семинарию, эти журналы, естественно, были в фонде читального зала. И вот было очень смешно, когда нам давали тему, например, для сочинения и ребята нервничали, где взять материал, а я говорил: «Так, все это есть в ЖМП за 1987 год, и в Богословских трудах за 1963-й год». Но возвращаюсь к вашему вопросу. Другое дело, что сразу появились авторы, которые были для меня открытием, радостью, находкой. В самом начале моего пути в вере – это протоиерей Александр Мень, митрополит Сурожский Антоний. В 1989-м открыл для себя Ивана Шмелева и выпускное сочинение в 11-м классе писал именно по нему.

http://azbyka.ru/parkhomenko/biografiya

После прохождения церковного послушания в Ташкентской епархии о.Афанасий вновь возвращается к педагогической деятельности: на сей раз в стенах Минской Духовной семинарии. Его судьба опять связывается с Жировицким монастырем. В 1958 году он возведен в сан архимандрита. Отец Афанасий получил также богатый опыт служения на православных приходах. Здесь ему было суждено испытать на себе многие тяготы хрущевских гонений на Церковь. Будучи замечательным проповедником, он сподобился служения на самых бедных сельских приходах. Вероучительным, мудрым, благочестивым, отзывчивым - таким запомнили его прихожане. 31 августа 1980 года архимандрит Афанасий был рукоположен во епископа Пинского, викария Минской епархии. А 28 марта 1984 года Владыка Афанасий начинает свое служение на Пермской Кафедре, которую он занимал свыше 17 лет - более чем какой-либо другой архипастырь, управлявший Пермской епархией в XX веке. Благодаря стараниям Владыки Афанасия в Пермской епархии более чем в 4 раза возросло число приходов, открыто 7 монастырей. В коммунистическом прошлом православные авторы почти не имели возможности издавать свои труды. Однако Владыка Афанасий не оставлял трудов по составлению сборников назидательного чтения, будучи уверенным, что и его книгам придет черед. Особенно его заботило дело проповеди Слова Божия и православного благочестия. Позже, после падения атеистического режима, по благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия увидело свет множество изданий нравоучительного и миссионерского характера. Нельзя не упомянуть и о таких качествах души Владыки, как простота, обходительность, милосердие. Принимая множество посетителей, Владыка вникал в положение каждого из них, усердно молился о народе Божием. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, по достижении 75-летнего возраста Владыка Афанасий подал прошение о почислении на покой, которое было удовлетворено Священным Синодом на заседании, состоявшемся 12-13 марта 2002 года. Принимая это решение, Священный Синод выразил архиепископу Пермскому и Соликамскому Афанасию благодарность за понесенные труды.

http://sedmitza.ru/lib/text/429505/

Архиепископ Афанасий (Кудюк) А потом они с отцом Виктором сослужили приехавшему в город архиепископу Афанасию, и в конце службы, когда все подходили к Владыке под его архиерейское благословение, он благословил юного пономаря приехать в областной город, в кафедральный собор, чтобы помогать в качестве иподьякона. Да, вот так дорога его жизни сделала крутой поворот, неожиданный, но, вобщем-то, закономерный. У него было чувство, будто Господь, как любящий отец, Сам ведёт его… Отец Савватий улыбнулся, вспомнив себя, восемнадцатилетнего иподьякона. Он так старался! Владыка относился к нему как к сыну, но, бывало, что и смирял, учил терпению, кротости. Как-то он сопровождал архиепископа в рабочей поездке. Стояла летняя жара, и когда поезд тронулся, Владыка попросил у своего иподьякона: – Серёжа, дай водички попить. Сергей не догадался взять с собой воды, а в вагоне был только кипяток. И помрачневший Владыка грозно отчитал его: – Вот так ты заботишься о своём архиерее?! Даже бутылку с водой не догадался взять?! А Серёжа не обиделся. Он очень расстроился, и всю дорогу, пока ехали до Кирова – ближайшей остановки, переживал, что старенький Владыка страдает от жажды, а он не догадался позаботиться о воде. В тот момент он и не чувствовал, что самого мучит жажда, готов был её терпеть сколько угодно… На остановке резво соскочил с подножки, бросился по перрону, купил пару бутылок с водой, мороженое, и опрометью – назад, к своему наставнику. А тот только ласково улыбнулся: – Испей сам, сынок, водицы! А потом уж и я… И мороженое давай сам ешь! И Серёжа, успокоенный, только тогда ощутил сильную жажду. И пил прохладную воду большими глотками. А потом, радостный, что владыка простил и не сердится больше, ел мороженое. У него было такое чувство, как будто не купил он сам это мороженое только что, а получил в подарок от своего наставника… И каким же оно было вкусным – то мороженое! Каким же счастливым он себя чувствовал! Сколько было потом радостей и скорбей, а вот эта радость – она помнится так ярко, как будто произошла вчера!

http://pravoslavie.ru/53026.html

Н. служил благоговейно и неспешно, требовал от клириков не только строгого исполнения богослужебного устава, но и понимания смысла богослужений. Старался сам служить как можно чаще, во время торжественных служб нередко руководил общенародным пением в храме; в будние дни, если не служил, молился в алтаре или становился на клирос - читал, канонаршил, пел и регентовал. После службы один раз в неделю учил желающих церковному пению, создав т. о. народный хор. Каждую службу Н. сопровождал поучениями, его проповеди всегда выслушивались верующими с большим вниманием и доверием. Важное значение придавал исповеди, считая неполную исповедь корнем всех бед. Часто исповедовал, особенно новоначальных верующих. Почитался своими духовными детьми как великий молитвенник и прозорливый старец. В авг. 1955 г. тяжело заболел и не смог больше посещать храм. По субботам в его доме служили всенощную, по воскресеньям - литургию. В промежутках между приступами болезни он продолжал заниматься церковными делами, заботился о передаче дел по управлению епархией, вел по этому поводу телефонные переговоры с Ташкентским и Среднеазиатским еп. Ермогеном (Голубевым ; впосл. архиепископ). 25 окт. в 5-м часу дня, когда над Н. читали отходную молитву, он тихо скончался. 28 окт. еп. Ермоген отпел почившего в кафедральном Никольском соборе г. Алма-Аты. Н. был похоронен на городском кладбище, до к-рого всю дорогу (ок. 7 км) гроб несли на руках. За гробом, по подсчетам милиции, следовали до 40 тыс. верующих. Н. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 8 сент. того же года честные мощи Н. были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор г. Алматы (Алма-Ата). Лит.: А. И. Тридцатилетие служения в епископском сане//ЖМП. 1950. 1. С. 61; Афанасий (Кудюк), иером. Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Николай: (Некр.)//Там же. 1955. 12. С. 11-13; Исаакий (Виноградов), архим. Светлой памяти Митр. Алма-Атинского и Казахстанского Николая (к годовщине со дня кончины)//Там же. 1956. 10. С. 11-13; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 192-194; Святитель Николай, Митр. Алма-Атинский и Казахстанский/Сост.: В. Королёва. М., 2000; Макарий (Веретенников), архим. Патерик новоканонизированных святых: Священноисп. Николай (Могилёвский), митр. Алма-Атинский//АиО. 2004. 2(40). С. 219-247; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Православной

http://pravenc.ru/text/2565924.html

Пер. на европ. языки см. в составе Добротолюбия . Nota . Единственная полная таблица соответствий 150 глав Добротолюбия типу I приведена в: Дунаев, 2002 4 .540), 914–917. Древние переводы Сирийские переводы (CPG 2421) 570 . Strothmann W. Die syrische Überlieferung der Schriften des Makarios. Wiesbaden 1981. XXIII, 395. Сир. текст]; XLIV, 298. Перевод]. (Gottinger Orientforschungen. 1. Reihe·. Syriaca. 21). Армянские переводы (CPG 2425) 571 . Vitae Patrum. 4 .203). Venetia 1855. 2. 505–635. [Есть лат. пер. в серии CSCO]. Арабские переводы (CPG 2420) Изданы частично только в нем. пер.: 572 . Strothmann W. Makarios/Symeon. Das arabische Sondergut. Wiesbaden 1975. 102. (Göttinger Orientforschungen. 1. Reihe. Syriaca. 11). Грузинский перевод «Макариевского корпуса» и другие тексты Пс. – Макария (CPG 242 3) См. 14 .324. Фрагменты на эфиопском (CPG 2427) 573 . II, 53, 1 сл.=CSCO 238 31. 176–179 [текст]; CSCO 239. 129–131 [перевод]. Исследования 574 . [Аноним]. Обозрение догматико-аскетического учения преп. Макария//Воскресное Чтение. 1848. 36(12/12). 365–372; 1849. 40(9/1). 409–414; 41(16/1). 418–421. 575 . Алексий (Дородницын) , еп. Преп. Макарий Египетский как представитель православно-аскетического мистицизма//ВиР 1904. 21. 576 . Аполлов В. Житие и избранные места из творений преп. Макария Египетского . М. 1893. 36. 2 М. 1912. 32. 577 . Арсений, архим. Творения преподобного Макария Египетского в их систематическом изложении//Голос Церкви. 1913. 4. 28–39; 5. 41–59; 6. 67–90; 7. 42–57; 8/9. 48–70. 578 . Арсений, архим. Обзор бесед Преподобного Макария Египетского //Голос Церкви. 1913. 10. 78–89; 11. 56–81. 579 . Арсений (Жадановский) , архим. Преподобный Макарий Египетский . М. 1914. 8, 177. 580 . Афанасий (Кудюк), архим. Преп. Макарий Египетский и скитское монашество//Церковный вестник. Варшава 1956. 7. 581 . Афанасий (Кудюк), архим. Нравственно-подвижническое учение свв. Антония, Пахомия и Макария//Церковный вестник. Варшава 1956. 8. 582 . Бронзов А. А. Преп. Макарий Египетский , его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. СПб. 1899. 545.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Советская власть прекрасно осознавала, что большинство монашествующих не оставят своего пути следования за Христом. Поэтому власть избрала тактику закрытия максимального количества монастырей и изгнания насельников для разорения не только духовной жизни, но и повседневной бытовой. Для республиканского уполномоченного Ковалева недостаточно было «загнать» всех монашествующих Белоруссии в одну ограду Жировицкого монастыря, необходимо было подорвать и его материальную базу, чтобы потом закрыть последний оплот монашествующих в республике. Одной из задач для местных властей стало ограничение доступа паломников в Жировицкую обитель. В феврале 1961 г. уполномоченный по Гродненской области А. Гашников докладывал в совет: «В 1961 году в Жировицкий женский монастырь в связи с закрытием женского монастыря в гор. Полоцке было переведено 11 монахинь. Вновь поступивших в 1961 году не было. Следует сказать, что начиная с 1958 года доходы монастыря ежегодно увеличиваются. Это объясняется тем, что с лишением монастыря земельных угодий активизировалась деятельность монастырских церквей. В 1961 г. увеличился поток верующих в монастырский собор в связи с тем, что находящийся на покое в Жировицах архиепископ Гермоген вместе с архимандритами Мельниковым (Антоний) и Кудюк (Афанасий) проводят торжественные службы по архиерейскому церемониалу. Несмотря на запрещение им в проведении таких служб, сделанное через Минское Епархиальное управление, все же они продолжают их проводить. Правящий архиепископ Варлаам вместо принятия строгих мер и пресечения их самовольства за последнее время участил свои поездки в семинарию, откуда увозит дорогие подарки и продукты, не внося никаких изменений. Целесообразно было бы убрать с Жировицкого монастыря архимандрита Кудюк А. Г. (Афанасий), предоставив ему приход, а также сделать строгое предупреждение через высшие духовные инстанции Гермогену, запретив ему проводить церковные службы по архиерейскому церемониалу. Кроме того, решить вопрос о закрытии мужского монастыря в Жировицах. Из 24 чел[овек] монашествующих мужчин 12 чел[овек] имеют родственников на территории БССР, все они вполне трудоспособны и могут быть определены на работу по их специальностям и физическим возможностям, а остальных, более престарелых, перевести в другие монастыри. Предлогом к закрытию мужского монастыря может служить несовместимость его нахождения в одном здании с женским» .

http://bogoslov.ru/article/6177573

Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 43; ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Д. 967; Оп. 4. Д. 963; ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923; ГА Омской обл. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 37; ГА Калужской обл. Ф. Р-3501. Оп. 1. Д. 55. Лит.: Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 158-161; Определение Свящ. Синода//ЖМП. 1969. 4. С. 2-3; Афанасий (Кудюк), архим. Высокопреосв. архиеп. Ермоген (Голубев): [Некр.]//ЖМП. 1978. 11. С. 21; Свящ. Анатолий Жураковский: Мат-лы к житию. П., 1984. С. 18-19, 206-211; РПЦ в советское время/Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. Кн. 2. С. 74-78; Тимофиевич А. П. Божии люди. М., 1995. С. 182-183; Костенко Н., Кузовкин Г., Лукашевский С. «Вред, нанесенный Вами, надо исправить, стереть, изгладить»: К публ. «Заявления» группы архиереев РПЦ//Корни травы: Сб. ст. молодых историков. М., 1996. С. 126-142; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 422-423; Цыпин. История РЦ. С. 382, 389, 392, 393, 410; Никодимов И. Н. Воспоминания о Киево-Печерской Лавре: (1918-1943). К., 1999. С. 185-187; Безбородов А., свящ. Годы испытаний: История Правосл. Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. М., 2001. С. 41-47; Иоасаф (Морза), игум. Архиеп. Ермоген (Голубев): Жизнь и исповедничество//Лаврський альманах. К., 2002. Вип. 7. С. 136-166; Шпиллер В., прот. Страницы жизни в сохранившихся письмах. Красноярск, 2002 (по указ.); Сергия (Ежикова), игум. Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. Серг. П., 2003. С. 244; Леонтий (Филиппович), архиеп. Автобиография//Рус. паломник. 2005. 35. С. 175-177; Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за православную веру в 20 столетии/Сост.: Л. П. Рылкова. К., 2008. С. 58-70. А. Н. Сухоруков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) ГЕОРГИЙ (Грязнов Александр Иванович; 26.01.1934 — 1.04.2011), архиеп. Людиновский, вик. Калужской епархии

http://pravenc.ru/text/190191.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010