20 По греческому тексту – νανθρπησις. Калькированный перевод этого термина хотя и встречается изредка в латинском (inhumanatio) и, соответственно, в английском языке (inhumanation), но не вошёл в обиход. Поэтому английский термин incarnation может равным образом означать как собственно «воплощение» (σρκωσις, νσρκωσις), так и «вочеловечение». В русском переводе К. Бурмистрова (Богословский диалог) этот термин везде передаётся как «воплощение». 21 В греческом тексте несколько иной порядок слов и чуть иначе расставлены акценты: «соединив… тварной человеческой природы с её природной волей и действием, которую Он воспринял и сделал Своей собственной при вочеловечении». 29 Lebon J. Le monophysisme sévérien: Étude historique, littéraire et théologique sur la résistance monophysite au concile de Chalcedoine jusqu’à la constitution de l’Église Jacobite. Louvain, 1909 [New-York, r1978]. P. 200–204. 37 Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica (CPG 7697) 6, 9; Epistulae (CPG 7699) 12, 15//PG. 91. Col. 68A, 121B, 501A, 572D–573A. 39 Cyrillus Alexandrinus. Explanatio XII capitulorum (CPG 5223) 11//ACO. 1, 1, 5. P. 19; Idem. Apologia XII anathematisorum conta Theodoretum (CPG 5222) 28//ACO. 1, 1, 6. P. 118; Idem. Apologia XII capitulorum contra Orientalis (CPG 5221) 31//ACO. 1, 1, 7. P. 40. 47 Iohannes Damascenus. Contra Iacobitas (CPG 8047) 29//Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 4. Liber de haeresibus. Opera polemica/hrsg. B. Kotter. Berlin; New York, 1981. (PTS; Bd. 22). S. 120. 48 Давыденков О. , прот. Христологическая система умеренного монофизитства. С. 433. Как поясняет иером. Лука Григориатский (в личной переписке), глагол διακρνονται является очень слабым для того, чтобы выразить то строгое разделение, которое выражают глаголы: χωρζονται, ποφοιτον λλλων, διστανται, τθενται ν μρος и др. Глагол διακρνονται указывает на различие природ «в умозрении» именно в севирианском смысле. Поскольку природы, соединённые во Христе, существуют реально, постольку истинное «умозрение» разделяет и располагает по отдельности природы, которые в действительности соединены, в то время как севирианское «простое» (ψιλ) «умозрение» лишь различает (διακρνει) две природы, которые в действительности являются одной природой.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Давыденков О., прот. Христологическая система умеренного монофизитства и её место в истории византийской богословской мысли. М.: ПСТГУ, 2020. Ларше Ж.-К . Христологический вопрос (по поводу проекта соединения Православной Церкви с Дохалкидонскими Церквами: нерешенные богословские и экклезиологические проблемы)/пер. с франц. иером. Саввы (Тутунова)//БТ. 2007. С. 146–211. Феодор (Юлаев), иером . Монофелитство. Монофизитство//ПЭ. 2017. Т. 46. С. 672–696.   Английский текст Заявления см.: Joint Commission of the Theological Dialogue Between the Orthodox Church and the Oriental Orthodox Churches. Second Agreed Statement. Orthodox Center of the Ecumenical Patriarchate Chambesy. Geneva (Switzerland). September 23–28, 1990. [Электронный ресурс]. URL:  . Рус. пер.: Богословский диалог между Православной Церковью и восточными Православными Церквами/сост. и ред. К. Шайо, пер. с англ. К. Бурмистров. М., 2001. С. 114–116 (приводится с изменениями). Греческий текст Заявления см.: Θεολογικς Διλογος ρθοδξων κα ντιχαλκιδονων (παρελθν — παρν — μλλον): μα γιορειτικ συμβολ. γιον ρος, 2018. Σ. 822–825. Последнего предложения нет в греческом тексте Заявления. The Nature of Christ by His Holiness Pope Shenouda III. Cairo, 21991. P. 8–9. Cyrillus Alexandrinus . Epistula 46 (CPG 5346). Loon H . The Dyophysite Christology of Cyril of Alexandria. Leiden; Boston: Brill, 2009. P. 526. Lebon J . Le monophysisme sévérien: Étude historique, littéraire et théologique sur la résistance monophysite au concile de Chalcedoine jusqu’à la constitution de l’Église Jacobite. [Louvain, 1909] New-York, r1978. P. 187, 232, 264, 277, 302–303. Concilium CPolitanum II (553). Actio VIII (CPG 9362). Canones//ACO 4, 1. P. 242. Synodus Lateransis (649). Secretariatus V (CPG 9402). Canones//ACO II 1. P. 372. Ibid. P. 373. Как поясняет иером. Лука Григориатский (в личной переписке), приведённые анафемы V Вселенского и Латеранского 649 г. Соборов сохраняют полную силу и в отношении «умеренных» антихалкидонитов несмотря на то, что они признают двойное единосущие и отрицают слияние природ.

http://bogoslov.ru/article/6193317

Русские исследователи, как правило, готовились к своим научным изысканиям на Афоне и, конечно, знакомились с сообщениями своих предшественников об афонских книгохранилищах. Поэтому вполне естественно, что лишь только некоторые из них отводили время знакомству с Григориатской библиотекой, поскольку не рассчитывали найти там что-либо относящееся к истории афоно-русских связей. Лишь немногие, ознакомившись предварительно с содержанием григориатского рукописного собрания, посещали его архивы. К числу таких русских ученых относится X. М. Ло-парев, побывавший в Григориате летом 1896 года, но, к сожалению, не имеющий возможности уделить достаточного времени григориатской библиотеке. «В Григориате, – писал X. Лопарев, – я интересовался четвертым списком «повести об Иорданском аскете», но, принятый здесь необыкновенно радушно, я не мог остаться до следующего дня для сличения памятника, так как мне сообщили, что пароход приходит из Солуня завтра и завтра же уходит в Константинополь» 511 . Большим подспорьем для исследователей, намеревавшихся работать в афонских книгохранилищах, и, в частности, в Григориате, было описание греческих рукописей, выполненное Спиридоном Ламбросом. С. Ламбросу пришлось столкнуться с большими трудностями при составлении каталога афонских рукописей. В целом ряде обителей в то время еще не было приложено ни малейшего усилия для приведения в порядок рукописных собраний. Предъявляемые ему иноками рукописи, как правило, составляли лишь малую часть всего их количества, остальные лежали вперемешку с печатными книгами либо были рассыпаны по полу; исследователю случалось находить в сундуках, шкафах и ящиках такие рукописи, которые и самим инокам не были известны. Этим, по-видимому, и объясняется то обстоятельство, что в Григориате С. Ламброс выявил всего 155 рукописей, в то время как на сегодня здесь насчитывается 297 манускриптов, причем 11 из них, самые древние, написаны на пергаменте 512 . Быть может, такое расхождение объясняется и тем, что С. Ламброс не проявлял почти никакого интереса к афонским хризовулам и не включал их в свой каталог.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Затем – диакон: „Помилуй нас, Боже» и мы „Господи, помилуй» трижды. Затем – диакон „Еще молимся о благочестивых», мы – „Господи, помилуй» трижды. Диакон – „Еще молимся об архиепископе нашем» и мы – „Господи, помилуй» 3 раза. Диакон: „Еще молимся об отце нашем и всей во Христе» и проч. до конца. И мы: „Господи, помилуй» 12 раз. Затем диакон поминает имена записанных (в книгу поминовения) и других, кого хочет. Затем говорит „Еще молимся о еже сохранится святей обители» до конца. И мы: „Господи, помилуй» 40 раз. Игумен или иерей в отсутствие игумена: „Услыши ны, Боже» и „Мир всем». Диакон: „Главы наша». Игумен – гласно молитву „Владыко многомилостиве», во время чтения которой мы преклоняем голову до полу» 525 . По типикону Григориатского монастыря – всего четыре прошения. Прошения «Помилуй нас, Боже» и о епископе отсутствуют. Зато положенные прошения сопровождаются пением «Господи, помилуй» по 40 раз каждое. Возглас «Услыши ны, Боже» и молитву «Владыко многомилостиве» читает служащий иерей: «Диакон: „Спаси, Боже, люди Твоя», „Господи, помилуй» 40 раз. Затем – „Еще молимся о благочестивейших и богохранимейших царех, державе, победе и пребывании». И поминает тех, которых принято (поминать) по обычаю. Затем говорит: „Еще молимся об оставлении грехов отца нашего (такого-то) и о всем во Христе братстве нашем и о всякой душе христиан», „Господи, помилуй» 40 раз, затем поминает имена живых и усопших и по сем: „Еще молимся о еже сохранится святей обители сей», „Господи, помилуй» 40 раз. Затем возглашает иерей: „Услыши ны, Боже, Спасителю наш», „Мир всем», „Главы наша» и молитву „Владыко Господи " " 526 . Своеобразную практику произношения литийных прошений указывает типикон Пантелеимоновского монастыря. Сходный с приведенным выше по типикону Григориатско-го монастыря порядок литийных прошений с сорокакратным «Господи, помилуй» данный устав полагает только в зимнее время. В летнее же время из соображения краткости ночи по этому типикону диакон, после того как певцы пропоют на первое прошение трижды «Господи, помилуй», продолжает произносить все следующие прошения связно, в то время как певцы непрерывно поют «Господи, помилуй».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

1.7. Установление пентархии. Равночестность престолов Ко времени освящения в 330 году новой столицы Римской империи – Константинополя – сверхмитрополичья юрисдикция кафедр Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима была уже признана и канонически закреплена 6-м и 7-м правилами I Вселенского Собора. Епископ городка Византий, который до того времени находился под митрополичьей властью епископа Ираклии Фракийской, нуждался в большем авторитете и привилегиях по отношению к епископу Ираклийскому и другим епископам Фракийского диоцеза. После триумфа православия над арианством на II Вселенском Соборе кафедра Константинополя приобрела завидные привилегии и полномочия. Кафедра епископа столицы становилась все более и более престижной. Православный император должен был иметь в качестве помощника и союзника православного епископа столицы, к которому могли бы обращаться епископы всей империи по широкому ряду вопросов. Это абсолютно естественное возвышение столичной епископской кафедры было позднее канонически зафиксировано 3-м правилом II Вселенского Собора и 9-м, 17-м и 28-м правилами IV Вселенского Собора. 1.7.1. 3-е правило II Вселенского Собора 3-м правилом II Вселенского Собора устанавливается каноническое преимущество чести Константинопольского престола и порядок чести: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести после Римского епископа, ибо Константинополь есть новый Рим» 62 . Епископ Константинополя приобрел, во-первых, преимущество чести по отношению к митрополиту Ираклийскому, которому было предоставлено высокое митрополичье достоинство. Преимущество чести Константинопольского епископа было логичным, правильным и необходимым переустройством административной структуры внутри митрополичьего округа Ираклии. Оно не ограничивалось, однако, просто честью, но сопровождалось также соответствующей административной властью. Досифей Иерусалимский характеризует его как патриаршее достоинство: «Поэтому он [епископ Константинополя] начал требовать и преимущества чести, и преимущества власти наравне с той властью, которую имели остальные патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Большую часть Афонских Эллинов составляли выходцы из Пелопоннеса. Пришедши в Афон, они назвали некоторые местные речки, города и села именами Пелопонесскими. Представляю несколько примеров этой тезоименитости. В Пелопоннесской Арголиде одна река называлась Хрисорроас: и на Афоне (по актам) известна речушка Хрисоррари, текущая в море с Капсальской высоты мимо монастыря Пантократорского. В пелопонесской Элиде есть река Селинус, да деревня Друва, близ города Олимпии: и на Афоне в околотке обители Зографской существовал греческий монастырёк Селинский ранее 1046 года, а между монастырями Григориатским и Дионисиатским высочайшая утёсистая местность, с которой низвергается водопад, называется Друва – нисти. В Пелопонесской области Трифилии был город Пирги: и на афонском перешейке находилась селитва Пиргудия, ныне метох монастыря Иверского. Там в Лаконии существовал город Карэ со ззнаменитым храмом Артемиды Каратиссы; и здесь известен городок Кариэ с храмом Богоматери Достойной. Там в Арголиде поныне видны циклопические стены города Клеонэ, который Гомер прозвал εκτιμναι – благоустроенным: и здесь в числе городов считался Клеонэ. Городу Пелопонесской Мессинии Харарду тезоименит был на Афоне город Харадриэ на местности обители Ксиропотамской. Итак, Афон во время оно был повторённый Пелопоннес. Пелопонесские там были и богини, Морфо, о которой я уже говорил выше, и Деметра Мелена, о которой начинаю речь. В Пелопонесской Аркадии близ города Фигалии находилась горная пещера Деметры Чёрной. Тут уединялась эта богиня после похищения Плутоном дочери её Персефоны и, разгневанная, попустила быть голоду на земле. Узнал об этом Зевс и умилостивил её. Тогда она утешила людей урожаем всех плодов земных. В благодарность за это Фигалийцы в самой пещере Деметры поставили деревянную статую её, которая представляла её сидящую на камне, в чёрной одежде, с лошадиной головой, и с гривой из змей и разных чудищ, с дельфином на руке правой, и с голубем в руке левой. Этой статуе поклоняться приходили все жители Аркадии, часто терпевшие голод в своей гористой и холодной области, и потому сознававшие скорее гнев Деметры, чем щедроты её. Вымоленные у неё урожаи после голодных годов усугубляли их благоговейное почитание сей богини.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Таких вычурных монастырей на юго-западном побережье Афона четыре: Павловский, Дионисиатский, Григориатский и Симопетрский. Почему же только тут появились они, каждый, в виде многоярусного дома под одною кровлею, тогда как северо-восточные монастыри афонские выстроились, как у нас, четверо-сторонниками с открытыми дворами и с соборными церквами среди них? Смело полагаю, что диковинные утёсы под оными четырьмя монастырями в самое отдалённое от нас время были утёсы Священные, ερα πτραι, ργο λϑοι, и для первобытных жителей Афона служили сборными местами богослужения, когда ещё не было храмов и капищ; о чём я классически говорил прежде. На этих досточтимых по преданию утёсах впоследствии возникли рукотворные капища, Аполлоново, Посейдоново, Зевесово, и Афродитово, с жильём для жрецов, когда Коринфяне и соседи их Эгионцы основали тут свои торговые станы; капища же эти в пятом веке христианском переделаны были в церкви, а около церквей в своё время образовались монастыри. Монахам по бедности их и незатейливости и в голову не пришла бы мысль строиться и тесниться на оных утёсах; но они нашли тут здания готовые, только полуразрушенные временем, возобновили их и водворились в них, по тесно-местной необходимости удержав древнейший вид их, вид однокровельного дома. Что касается до северо-восточных монастырей афонских, не похожих на юго-западные, то они выстроились в виде четверосторонников с открытыми дворами, потому что на местах их не было (и нет) утёсов священных и потому что они возникли подле христианских церквей, переделанных из Пеласго-Еллинских капищ, пред которыми неотменно стояли Нартики, т. е. колонны с пустотами внутри их для хранения в них священного огня: каковые колонны, как огненосные, требовали открытого двора и, следовательно, быть не могли в капищах подобных одно-кровельному дому, в котором нет даже открытых сеней. Эти нартики, по многовековому преданию, остались в монастырях на северной стороне Афона, а в одно-кровельных обителях, что на южной стороне сей горы, их не было; потому что они и быть там не могли, как пожарные опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Если отец Косма видел сломавшийся посреди дороги автомобиль – всегда останавливался и лично устранял поломку. Если у кого-то кончился бензин – возвращался в миссионерский центр и привозил оттуда канистру с топливом. Он всегда кого-то подвозил и помогал перевезти груз, даже если ему было совсем не по пути. Известно множество прецедентов, когда появление православных миссионеров меняло жизнь местных народов не только в духовном, но и в материальном отношении. Миссионеры оказали решающее влияние на развитие сельского хозяйства, медицины, экономики, образования. Не стал исключением и случай Космы Григориатского. Чтобы обеспечить создаваемую образовательную систему (построить школы, оплатить труд преподавателей) и профинансировать миссию, необходимы были значительные средства. Для того, чтобы не зависеть от пожертвований из-за рубежа, он организовал крупный (занимающий площадь 30 тыс. кв.м) земледельческий, животноводческий и птицеводческий комплекс, что не только позволило миссии выйти на самообеспечение, но и решало ряд других задач. Как и святой Косма Этолийский, основой объединения людей отец Косма сделал престольный праздник. За богослужением следовала общая трапеза, продукты для которой обеспечивало хозяйство миссии. Отец Косма, как правило, тоже принимал участие в торжестве, что приносило большую радость африканцам. Создание крупного хозяйства позволило наладить отношения с властями: «Все не случайно. Наш хозяйственный комплекс сделал православную миссию в Колвези живым и значимым фактором в глазах местных властей. Обеспечение материальной основы позволяет нам беспрепятственно сосредоточиться на нашей главной – духовной ниве», – писал батюшка . «Наш хозяйственный комплекс сделал православную миссию значимым явлением в глазах местных властей» Сельскохозяйственный комплекс позволил развить благотворительное служение. Миссионеры на регулярной основе помогали заключенным, больным, престарелым, инвалидам и другим категориям нуждающихся. Сам отец Косма посещал лепрозорий в городе Казенсе, чтобы помочь прокаженным едой и лекарствами. У кого-то из больных не было носа, у кого-то ушей, ног или рук – люди ждали не столько материальной помощи, сколько сочувствия и любви. И так как у отца Космы было много любви, он щедро делился ею с каждым. Помогая ближним, батюшка совсем не думал о себе, он даже отправлялся в дорогу ночью, чтобы выиграть время и помочь людям.

http://pravoslavie.ru/119579.html

Иеромонах Косма. Григориат Он внезапно увидел перед собой священника, возносящегося от дороги на Небеса Хозяин грузовика рассказывал, что за пару часов до этого он ехал по дороге, как вдруг внезапно увидел перед собой священника, возносящегося от дороги на Небеса. Он испугался и остановил свою машину. Панически потрясённый, он позвал жителей близлежащей деревни и спросил, видели ли они то, что созерцал он. Никто ничего не видел, кроме торговца. Полный страха, что с ним может случиться что-то плохое, он решил провести ночь в той деревне. Поздно ночью, когда жители деревни собрались на месте происшествия, торговец внезапно вскричал, узнав в лице отца Космы священника, которого он несколькими часами ранее видел возносившимся от этого самого места на Небеса. Отец Косма оставил нам сокровище своего наследия в виде миссионерских дневников, которые относятся к разным периодам его жизни в Африке, интервью, изложения принципов работы в «Мыслях о миссионерской работе, основанных на опыте», а также писем. На данный момент это сокровище доступно только на греческом и частично английском языках, но в ближайшем будущем планируется издание русскоязычной книги о жизни и миссионерских принципах отца Космы Григориатского. Эти труды можно назвать сокровищем не только потому что они являются историческим свидетельством о миссионерской деятельности в Африке, – гораздо более они важны тем, что слова отца Космы о Миссии написаны не «от головы», а «от духа», и, читая их, мы как бы наблюдаем со стороны за тем, как Господь преображает трудолюбивого делателя Своей жатвы, делая его из простого человека богом по благодати. Мы видим, какую огромную пользу приносит миссионерское служение проповеднику, который посредством этого служения напрямую исполняет заповедь Спасителя о любви к ближним. Письма иеромонаха Космы Геронда Георгий Сегодня, в 30-ю годовщину со дня гибели отца Космы, мы хотели бы поделиться отрывками из его писем, адресованных духовному отцу, архимандриту Георгию Григориатскому (Капсанису), в которых виден путь духовного созревания для Небесного Царства, к Которому он стремился сам и в Которое он открыл дверь 15 тысячам крещеных им африканцев и многим людям, вдохновленным его пламенным примером.

http://pravoslavie.ru/118951.html

В первую ночь после пострижения Акакий удостоился Божественного видения. Так, ему казалось, будто он держал горящий светильник, который разливал свет на далекое пространство; это видение означало его будущую добродетельную жизнь, которая будет светом и примером для ревнителей, ищущих спасительного пути. Прожив некоторое время в монастырских послушаниях и в покорении себя воле настоятеля и братии, он по стремлению своему к более уединенной жизни начал часто уединяться в пустынные леса и горы, где проводил время в посте и молитве, питаясь лишь одной только травой, чрез два, а иногда и через три дня. Подобный образ жизни смущал братию, а некоторые даже думали, что он находится в прелести, почему и посоветовали ему оставить свое удаление от братства, а идти наравне с братией, ибо Бог, по Своей великой милости, и малые подвиги примет за великие; между тем как – говорили они – безвременное уединение и отшельническая жизнь многим послужила глубоким падением и погубила их навсегда. Выслушав совет благоразумных мужей, Акакий хотя и соглашался с их мнением, но любовь к отшельнической жизни влекла его к безмолвию. А потому, не желая более смущать братию, он навсегда удалился из обители и прибыл на Святую Гору. Проведя несколько дней в малой пещере близ скита св. Анны, он пожелал видеть другие скиты и старцев, проводящих высокую подвижническую жизнь, от которых желал почерпнуть образ духовного любомудрия. И таким образом проходя по всему Афону, посещая скиты и великих старцев, он, подобно пчеле, везде собирал сладкий мед от их медоточных назиданий и образа добродетельной жизни. Вблизи Григориатской обители он обрел в одной келье двух великих старцев, у которых пожелал остаться на время, чтобы научиться деланию ложек, более же, чтобы научиться от них духовному художеству. По истечении года оставив старцев, долго искал преподобный Акакий места по сердцу со всеми условиями безмолвия и пустынной тишины, но поиски эти были неудачны, и он начал уже падать духом и смущаться. В это время помыслы подобно густой туче нависли в его сердце и начали его смущать: одни как бы советовали ему возвратиться опять в Загоры, а другие советовали удалиться на какой-нибудь необитаемый остров и там предаться совершенному безмолвию.

http://isihazm.ru/1/?id=1825

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010