7 Νικδημος Αγιορετης. Ερμηνεα εις τς ΙΔ’ πιστολς του Αποστλου Παλου. Θεσσαλονκη, 1990. Τ. 2. Σ. 428. См.: Φειδ&ς Β. Προποθσεις διαμορφσεως του θεσμου της Πενταρχας τν πατριρχων. θηναι, 1969. Σ. 19. 9 «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» ( 1Кор. 1:30–31 ). Греческое слово «δικαιοσνη» обозначает и «праведность», и «правду», и «справедливость». – Ред. 10 Так переводится выражение « καθ’ ολου (καθλου)κκλησα», которое широко используется в дальнейшем тексте. Близкое к традиционному эпитету «Кафолическая (Соборная)», это определение делает особый акцент на полноте и целостности. – Ред. 14 Γεωργος (Καψνης), ρχιμ. Ποιμαντικ Διακονα κατ τος Ιερος Καννας. Πειραιες, 1976. Σ. 77–79. В продолжение отрывка из «Пидалиона» о. Георгий уточняет: «Таким образом, церковное благочиние – это не внешнее послушание какой-то человеческой организации, но раскрытие через земную Церковь Церкви небесной, в единстве и чине служащей Богу» (Σ. 78). 15 Константинопольский Собор 879–880 гг. проводился как «Вселенский» и иногда признается в таком качестве отдельными греческими авторами. – Ред. 16 Του μακαριωττου ππα της μεγλης Αλεξνδρεις κυρου Μελετου, Λγος περ του τς στιν ληθς καθολικ’Εκκλησα//Δοσθεος. Τμος Χαρς. Σ. 497 («ποχριστιανζον κδιον»). – Ред. 19 «Дерзая, пишу богодостойной вашей любви, прося вас пользоваться единой верой, единым проповеданием и единой Евхаристией. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса, и одна Кровь Его за нас пролита (ибо един хлеб для всех преломлен, и единая чаша всем преподана), один жертвенник для всей Церкви и один епископ со пресвитерами и диаконами, моими сослужителями» [Ignatius Antiochenus. Epistulae interpolatae et supposititiae (recensio longior), Ep. 6: Προς Φιλαδελφες, cap. 4//Patres Apostolici/Ed. F. X. Funk. Vol. 2. Tubingen, 1901]. 21 Апостол Павел, находясь в Милете, предсказал: «…ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян. 20:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Косма Григориатский подчеркивал: «Наши братия африканцы – люди с богатым внутренним миром, европейцы обычно относятся к ним пренебрежительно, но совершают большую ошибку. Душа африканцев склона к мистицизму, и поэтому Православию есть что им предложить, но только подлинному Православию – монашескому, святогорскому». По апостольскому слову отец Косма «для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Он стал катехизатором, проповедником, строителем, электриком, прорабом, архитектором, агрономом, сварщиком, сантехником, водителем, медиком, учителем… Он работал, не покладая рук, не давая себе отдыха. Он стал проповедником чтобы служить, согласно слову Господа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Чтобы понять масштаб служения батюшки, приведем записи из его миссионерского дневника. «1985, День Святого Духа. В 6 утра утреня и Божественная Литургия в деревне, которая отстоит на 220 км от нашего миссионерского центра. По дороге назад мы встретили христианина, который нес тело своего умершего ребенка. Мы помогли отвезти его в деревню. В свою келью я вернулся за полночь, там меня ждал отец Кирилл, чтобы обсудить срочные проблемы, которые возникли за время моего отъезда». Косма Григориатский      «Пятница 6/1/89. Начали Полунощницу в 5.30 утра. За Божественной Литургией последовало 350 Крещений. День завершился в 7 вечера, когда мы совершили 24 венчания». Если отец Косма видел сломавшиеся посреди дороги автомобили, каждый раз останавливался и сам устранял поломку. Если у кого-то кончился бензин, возвращался в миссионерский центр и привозил оттуда канистру топлива. Он всегда кого-то подвозил и помогал перевезти груз, даже если ему было совсем не по пути. Чтобы профинансировать миссию, необходимы были значительные средства. Для того чтобы не зависеть от заграничных пожертвований, он организовал крупный (занимающий площадь 30 тыс. кв. м) земледельческий, животноводческий и птицеводческий комплекс.

http://pravoslavie.ru/121218.html

Он учил африканцев Иисусовой молитве – действенному орудию против демонических культов Он учил православных Конго Иисусовой молитве, которую почитал действенным орудием против засилья демонических культов африканских шаманов. Сам отец Косма непрестанно творил умную молитву, а его ученики от мала до велика сами научились плести себе четки и никогда с ними не расставались, нашептывая слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Косма Григориатский подчеркивал: «Наши братия африканцы – люди с богатым внутренним миром; европейцы обычно относятся к ним пренебрежительно, но совершают большую ошибку. Душа африканцев склона к мистицизму, и поэтому Православию есть что им предложить, но только подлинному Православию – монашескому, святогорскому» . По апостольскому слову, отец Косма для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9: 22). Он стал катехизатором, проповедником, строителем, электриком, прорабом, архитектором, агрономом, сварщиком, сантехником, водителем, медиком, учителем… Он работал не покладая рук, не давая себе отдыха. Он стал проповедником не для того, чтобы получить какую-то выгоду, но чтобы служить, согласно слову Господа: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (Мф. 20: 28). Батюшка стремился проповедовать Христа не только словом, но в первую очередь личным примером. Чтобы понять масштаб его служения, приведем несколько записей из его миссионерского дневника: «1985, день Святого Духа. В 6 утра утреня и Божественная Литургия в деревне, которая отстоит на 220 километров от нашего миссионерского центра. По дороге назад мы встретили христианина, который нес тело своего умершего ребенка. Мы помогли отвезти его в деревню. В свою келью я вернулся за полночь, там меня ждал отец Кирилл, чтобы обсудить срочные проблемы, которые возникли за время моего отсутствия». «Пятница 6/1/89. Начали полунощницу в 5:30 утра. За Божественной Литургией последовало 350 крещений. День завершился в 7 вечера, когда мы совершили 24 венчания…»

http://pravoslavie.ru/119579.html

2 См. книгу в защиту соборного устройства Церкви: Лука Григориатский, иером. Права Церквей и единство Церкви/пер. игум. Дионисия (Шлёнова). Москва, 2022. 3 См. особо сборник его статей: Zizioulas J. D., Metropolitan. One and the Many: Studies on God, Man, the Church, and the World Today/ed. Fr. Gregory Edwards. Alhambra (Calif.), 2010. (Contemporary Christian Thought Series; no. 6). См. особо: Zizioulas J. D., Metropolitan. Primacy in the Church: An Orthodox Approach//Zizioulas J. D., Metropolitan. One and the Many. P. 262–273; Recent Discussions on Primacy in Orthodox Theology//Zizioulas J. D., Metropolitan. One and the Many. P. 274–287. См. также ключевой труд, обосновывающий особое главенство Константинопольского Патриархата в Церкви: Μαξμου, μητροπ. Σρδεων. Τ Οκουμενικν Πατριαρχεον ν τ ρθοδξ κκλησ. Θεσσαλονκη, 1989. (νλεκτα Βλατδων; τ. 52). См. в частности: Zizioulas J. D., Metropolitan. Recent Discussions on Primacy in Orthodox Theology//Op. cit. P. 274–287, где 34-е апостольское правило называется «золотым правилом богословия первенства». См.: Zizioulas J. D., Metropolitan. Recent Discussions on Primacy in Orthodox Theology//Op. cit. P. 284. 4 См.: Дионисий (Шлёнов), игум. Выражение «ν τος βαρβαρικος…» 28-го правила Халкидона и его интерпретации//Доклад на конференции Богословской комиссии. Конец сентября 2021, Храм Христа Спасителя (Москва). Часть 1. URL: http://bogoslov.ru/article/6170883; Часть 2 http://bogoslov.ru/article/6170934. 5 Церковные законодательные акты принимались постоянным собором – так называемым «синодос эндимуса» (σνοδος νδημοσα), всё более и более усиливавшим свои позиции. Как указывает ведущий знаток церковного права С. Траянос, деятельность «синодос эндимуса» рассматривалась в Византии как возможность продолжать законодательную активность после эпохи Вселенских Соборов в двух областях: брачного права и церковного администрирования и каноники. См. подробнее: Hartmann W., Pennington K. The History of Byzantine and Eastern Canon Law to 1500. Washington, D. C., 2012. (History of Medieval Canon Law; vol. 4). P. 163–165.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Давыденков О. , прот. Христологическая система умеренного монофизитства и её место в истории византийской богословской мысли. М.: ПСТГУ, 2020. Ларше Ж. -К. Христологический вопрос (по поводу проекта соединения Православной Церкви с Дохалкидонскими Церквами: нерешенные богословские и экклезиологические проблемы)/пер. с франц. иером. Саввы (Тутунова)//БТ. 41. 2007. С. 146–211. Феодор (Юлаев) , иером. Монофелитство. Монофизитство//ПЭ. 2017. Т. 46. С. 672–696. 1 Окончание. Начало см.: Феодор (Юлаев) , иером. Проблемные вопросы христологии в диалоге с нехалкидонскими Церквами. Замечания ко «Второму согласованному заявлению». Часть Ι//БВ. 2020. 4 (39). С. 85–105. 2 Английский текст «Заявления» см.: Joint Commission of the Theological Dialogue Between the Orthodox Church and the Oriental Orthodox Churches. Second Agreed Statement. Orthodox Center of the Ecumenical Patriarchate Chambesy. Geneva (Switzerland). September 23–28, 1990. [Электронный ресурс]. URL: http://orthodoxjointcommission.wordpress. com/2013/12/14/second-agreed-statement- 1990/. Рус. пер.: Богословский диалог между Православной Церковью и восточными Православными Церквами/сост. и ред. К. Шайо, пер. с англ. К. Бурмистров. М., 2001. С. 114–116 (приводится с изменениями). Греческий текст «Заявления» см.: Θεολογικς Διλογος ρθοδξων κα ντιχαλκιδονων (παρελθν – παρν – μλλον): μα γιορειτικ συμβολ. γιον ρος, 2018. Σ. 822–825. 7 Lebon J. Le monophysisme sévérien: Etude historique, littéraire et théologique sur la résistance monophysite au concile de Chalcedoine jusqu’à la constitution de l’Eglise Jacobite. [Louvain, 1909] New-York, r 1978. P. 187, 232, 264, 277, 302–303. 11 Как поясняет иером. Лука Григориатский (в личной переписке), приведённые ahaфeмыˆV Вселенского и Латеранского 649 г. Соборов сохраняют полную силу и в отношении «умеренных» антихалкидонитов несмотря на то, что они признают двойное единосущие и отрицают слияние природ. Это является следствием их утверждения о том, что природа Христа это одна богочеловеческая природа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Он учил православных Конго Иисусовой молитве, которую почитал действенным орудием против засилья демонических культов африканских шаманов. Сам отец Косма непрестанно творил умную молитву, а его ученики от мала до велика сами научились плести себе четки и никогда с ними не расставались, нашептывая слова «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного». Косма Григориатский подчеркивал: «Наши братия африканцы – люди с богатым внутренним миром, европейцы обычно относятся к ним пренебрежительно, но совершают большую ошибку. Душа африканцев склона к мистицизму, и поэтому Православию есть что им предложить, но только подлинному Православию – монашескому, святогорскому». Чтобы понять масштаб служения батюшки, приведем несколько записей из его миссионерского дневника: «1985, День Святого Духа. В 6 утра Утреня и Божественная Литургия в деревне, которая отстоит на 220 километров от нашего миссионерского центра. По дороге назад мы встретили христианина, который нес тело своего умершего ребенка. Мы помогли отвезти его в деревню. В свою келию я вернулся за полночь, там меня ждал отец Кирилл, чтобы обсудить срочные проблемы, которые возникли за время моего отъезда». «Пятница 6/1/89. Начали Полуношницу в 5.30 утра. За Божественной Литургией последовало 350 Крещений. День завершился в 7 вечера, когда мы совершили 24 венчания…» Если отец Косма видел сломавшиеся посреди дороги автомобили – каждый раз останавливался и сам устранял поломку. Если у кого-то кончился бензин – возвращался в миссионерский центр и привозил оттуда канистру с топливом. Он всегда кого-то подвозил и помогал перевезти груз, даже если ему было совсем не по пути. Чтобы обеспечить создаваемую образовательную систему (построить школы, оплатить труд преподавателей) и профинансировать миссию, необходимы были значительные средства. Для того чтобы не зависеть от заграничных пожертвований, он организовал крупный (занимающий площадь 30 тысяч м 2 ) земледельческий, животноводческий и птицеводческий комплекс. Он позволил выйти миссии на самообеспечение.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/61...

Бычков и А.А. Куник предварительно рассмотреть и принять полученные бумаги. Они уже 3-го мая 1886 г. представили общему собранию Академии донесение, в котором объяснили, что, произведя «беглый разбор» бумаг преосвящ. Порфирия, пришли к убеждению, что «они заключают в себе такой богатый и ценный в научном отношении материал, большая часть которого заслуживает быть обнародованной». Комиссия, составленная из упомянутых академиков, распределила этот материал по следующим восьми отделам: «I. Материалы для биографии преосвящ. Порфирия. Сюда принадлежат: а) Официальные документы об его службе; б) обширная деловая и частная переписка его с разными административными деятелями и учеными лицами, как в России, так и за границей; в) поденные записки, носящие заглавие: «Книга бытия моего», с 1845 г. по 1878 г. включительно; г) дневники, веденные им во время поездок по Европе и востоку; д) официально подданные им мнения и бумаги по разным предметам; е) отдельные записки, имеющие отношение к его деятельности во время его пребывания в Киеве. Весь этот материал представляет богатые данные для биографии преосвященного Порфирия. II. Исторические описания некоторых Синайских, Метеорских, Олимпийских и почти всех Афонских монастырей. Эти описания сопровождаются огромным числом актов в копиях, на греческом и славянском языках, и выписками из разных рукописей. «Без преувеличения можно сказать, говорится в донесении, что все важные и наиболее существенные акты, касающиеся Афонских монастырей, извлечены преосв. Порфирием из монастырских архивов и снабжены примечаниями». Комиссия считает нужным прежде всего приступить к подробному описанию находящихся здесь актов. «Такая работа могла бы быть поручена молодому человеку, знакомому с греческим и славянскими языками, за известное вознаграждение, на которое можно обратить проценты с капитала преосвященного Порфирия». III. Каталоги греческих и славянских рукописей. Эти каталоги составляют подробное описание, с обширными извлечениями, рукописей, хранящихся в монастырях: Афоно-Иверском, Ватопедском, Есфигменовом, Афоно-Русском, Ставро- никитском, Кутлумушском, Дохиарском, Ксенофском, Святопавловском, Григориатском, Симоно-Петрском и Пандократор- ском, в библиотеке Святогробского монастыря в Иерусалиме и других Иерусалимских монастырях, в библиотеке Синайского монастыря, в тамошних архиепископских кельях и в Синае-Джуванийском подворье в Каире.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– Болезнь – это Божественное посещение, это величайший дар Божий. Человек может принести Богу свою боль. Отец И. постоянно страдает от различных болезней. Несмотря на это, он претерпевает их с радостью и говорит: «Я страдаю, но не ищу исцеления. Как-то я говорил Господу: «Я прошу не того, чтобы Ты исцелил меня, но чтобы давал мне терпение. И если когда-нибудь я попрошу у Тебя исцеления, значит, мое внутреннее состояние будет далеко от должного»». Духовный человек, даже если окажется на пороге смерти, будет говорить, что можно терпеть. У мирского совсем другая логика. Один пустынник говорил: – Монах – это тот, кто всегда стоит перед невидимым Богом, как если бы Он был видимым. Еще он говорил: – Господь придет посетить нас только тогда, когда мы не будем иметь человеческого утешения – либо добровольно, как подвиг, либо невольно, в болезнях и искушениях. О геро-Максиме, который ранее жил на Керасье, а потом перешел в Святую Анну, некоторые отцы были не очень высокого мнения, поскольку он часто шутил и подтрунивал над ними. Когда он заболел раком, то мужественно переносил боли и наконец, сподобившись глубочайшего покаяния, почил как преподобномученик. «Как терпел столькие годы праведный Иов, который не согрешил столько, сколько согрешил я?» – спрашивал монах Николай из Нового Скита, заболевший неизлечимой болезнью, от которой его живот и вся нижняя часть тела наполнились червями. Он не говорил об этом никому, сам переносил все мучения, желая показать стойкость ради Христа. Когда его спрашивали о здоровье, терпеливый старец отвечал: – Слава Богу за все, я еще и не того достоин. Только когда болезнь развилась до предела, стали менять ему одежду и увидели червей. Целых три года он, молясь, претерпевал мучения, а незадолго до окончания этой временной жизни позвал всех отцов и сказал: – Отцы и братья, простите меня, и Бог да простит вас и да помилует весь мир! Когда он почил, лицо его просияло... Несгибаемый труженик терпения подвижник Артемий Григориатский никогда не садился в стасидию. Даже и в глубокой старости, когда ноги его начали раздуваться и покрылись гноящимися язвами, он не просил лечения, но терпел, поминая апостольские слова: Терпение нужно вам... ( Евр.10:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Усилия, предпринимаемые для обучения детей Закону Божиему, сильно меня изводят, но, надеюсь, что потом будет легче. Помолитесь, чтобы наше дело принесло плод. Детей начальной школы очень трудно утихомирить, им трудно выслушать какой-либо рассказ, какую-то историю. Их тянет в лес, на танцы, в игры и т.д. Не считая немногих исключений, их уровень восприятия в целом гораздо ниже по сравнению с детьми, которые посещали наши занятия по Закону Божиему в Афинах. Требуется большой труд, чтобы найти способ передачи Слова Божия их душам. Подростки от 15 лет почти все – служители греха, и почти все находятся в кандалах сатаны. Очень трудно пробудить их от летаргического сна, в котором они находятся. Их не интересуют великие идеи христианства, истории, героизма. Духовно парализованные, одурманенные, они живут во всем этом, следуя по стопам своих прародителей в магии и звероподобной лесной жизни. Единственный утешительный знак – в том, что они любят богослужения и часами проводят время в храме. Больше всего успокаиваются на уроках, которые мы преподаем, но сама их природа не позволяет им двигаться дальше. Я вижу их боль и желание новой жизни во Христе, но груз стольких веков идолопоклонничества держит их в узде Мужчины – искренние и послушные. Женщины – жесткие и одержимые демонами и самим диаволом. В итоге я вижу своими глазами всю их боль и сильное желание новой жизни во Христе, но груз наследственности, стольких веков идолопоклонничества, держит их в узде. Геронда, я пишу Вам это так подробно, чтобы Вы посоветовали мне то, чем Вас просветит Бог. Возлюбленный Апостол передает поклон. Иеромонах Косма Григориатский Проблема рукоположений Колвези, 5 июля 1984 г. Всечестной Старец, братья и отцы, благословите. Геронда, я присел на минутку, совершенно изможденный, чтобы написать Вам несколько строк и одновременно сделать Вас «причастником» борьбы и боли за будущее Церкви в этой стране. Его Высокопреосвященство недавно побывал у нас, полный любви и готовности помочь нам, чем только сможет. Он освятил у нас две церкви и отобрал несколько молодых женщин, живущих в миссионерском стане (четыре девушки 17–22 лет), для оказания помощи в уборке храма. Он также рукоположил одного священника, одного диакона и двух чтецов.

http://pravoslavie.ru/118951.html

Далее полезно будет упомянуть о некоторых примерах нарушения канонических прав Церквей пентархии, чтобы сделать необходимые выводы относительно возможных способов их уврачевания. 2.2.1. Нарушение прав Константинополя на Разбойничьем Соборе. Диоскор Александрийский Первый инцидент, произошедший в промежутке между митрополичьим-сверхмитрополичьим и патриаршим периодами, связан с антиканоническими действиями Диоскора Александрийского, который, как было упомянуто выше, поставил Флавиана, архиепископа Константинопольского, пятым в ряду епископов-предстоятелей Церквей на Разбойничьем Соборе. Антиканоничность этого деяния заключается в нарушении 3-го правила Константинопольского Собора 381 года, которое дает Константинопольскому епископу второе место в чине преимущества чести после Римского. Одновременно с этим Диоскор предоставил патриаршее достоинство митрополиту Эфесскому. 2.2.2. Второе посягательство со стороны Тимофея Элура Первой значительной попыткой нарушения канонического чина 28-го правила Халкидонского Собора было вторичное предоставление Тимофеем Элуром патриаршего достоинства Эфесскому престолу в 475 году через «Энкиклион» императора Василиска, которую затем подписали пятьсот епископов из-за политического давления 164 . Помимо догматической стороны вопроса, которая заключалась в поддержке монофизитства и провозглашении анафемы Халкидонскому Собору, «Энкиклион» содержал также анти-каноническое постановление о даровании патриаршего достоинства церковной кафедре Эфеса. Патриаршее достоинство в данном случае означает не патриаршие права в объеме, который был установлен 28-м правилом Халкидонского Собора и сохраняется до сегодняшнего дня, но только церковную независимость от подчинения какому бы то ни было патриарху, как было до принятия 28-го правила IV Вселенского Собора. Фактически Тимофей Элур отказался признать два вышеприведенных правила, касающиеся Константинопольского престола. Однако на Эфесском Соборе, проведенном Элуром, не было представителей Римской кафедры. Следовательно, не существовало соборного согласия Поместных Церквей по вопросу патриаршего достоинства Эфесской митрополичьей кафедры, уже успевшей войти в состав Константинопольского Патриархата после введения в действие 28-го правила IV Вселенского Собора. Самым важным обстоятельством здесь является то, что это каноническое нарушение противоречило правилу IV Вселенского Собора, который выражал единое мнение всей Церкви. 2.2.3. Третье нарушение (Акакианский раскол). Его вселенское уврачевание

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010