По возвращении моём в Афины в 1877 г., удостоенный философским факультетом Университета звания доцента по преподаванию греческой истории и греческой палеографии, я счёл долгом своим заняться всеми силами образованием студентов, которые могли бы потрудиться со мною в этом деле» (κϑεσ., σελ. 8:9). Такими сотрудниками по составлению каталога оказались студенты-филологи: Филипп Георганта (Γεωργαντ), ныне профессор в школе в Триполи, Иоанн Пархирид, ныне директор трапезундской греческой гимназии, и студент-юрист Гувела (Γουβλην) 104 . К ним г. Ламброс для снимков с памятников византийского искусства 105 , сохраняющихся на св. Горе, присоединил учителя рисования королевских детей, швейцарца Жильерона (Gillieron). Плодом его трудов на св. Горе явился Каталог 5.766 афонских рукописей, более чем в 2.500 страниц, в ¼ (κϑεσ., σελ. 23) или, как ныне заявляет г. Ламброс, заключающей в себе «более ста восьмидесяти типографических (печатных) листов» (Κατολογ. προλ. σελ. 6). В этом Каталоге описаны рукописи следующих двадцати монастырей или мест: Иверского (1.366 рукописей), Дионисиевского (588 рук.), Кутлумушского (461 ркп.) 106 , Дохиарского (395 ркп.), Ксиропотамского (342 ркп.), Есфгменского (320 ркп.), русского св. Пантелеимоновского (264 107 ркп.), Филофееевского (250 ркп.), Каракалловского (250 ркп.), Симоно-Петрского (245 ркп.), Пандократорского (234 ркп.), Ставроникитского (162 ркп.), Ксенофского (163 ркп.) 108 , Григориатского (155 ркп.), Костамонитского (111 ркп.), Зографского (107 ркп.), Хиландарского (105 ркп.), Свято-Павловского (94 ркп.), библиотеки протатского Успенского собора в Карее (81 ркп.) и библиотеки скита св. Анны (46 ркп.). Остались неописанными, по признанию самого г. Ламброса, две самые лучшие, благоустроеннейшие на всём Афоне, богатейшие рукописями и древнейшие по времени своего основания библиотеки именитых царских обителей св. Афанасия и Ватопедской 109 . Окончательному завершению этого великого предприятия помешали следующие весьма уважительные причины в подобного рода трудах, а именно: поздняя пора года, требовавшая возвращения профессора к обычным университетским занятиям, истощение сил трудившихся и глазная болезнь самого профессора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Такими рукописями мы считаем типикон XII в. 1094 синайской библиотеки, как образчик иерусалимского типикона до принятия в него обычаев, стихир и канонов студийского монастыря (к глубокому сожалению экземпляр этот дефектный; в нём отсутствуют весьма многие листы), типикон XIII в. 1096 той же библиотеки, как образец типикона, имевшего место в практике лавры Саввы Освященного, типиконы XVI в. из библиотеки монастыря Саввы Освященного 305 и (без номера), как представителя практики иерусалимских палестинских монастырей, бомбицинные типиконы 1214 г. 1047 и 1311 года 1101 синайской библиотеки, как единственные уставы практики синайского монастыря, типиконы 1346 г. 320 (931), 1405 г. 324 (935) и 1446 г. 321 (932) ватопедской афонской библиотеки, как представители особой редакции церковного устава, которую мы называем трапезундской, потому что древнейшая из этих рукописей 320 (931) заключает в себе несомненные следы практики местной трапезундской церкви и, наконец, типиконы костамонитской библиотеки 26 (22) XV в., соборные Пантелеимоновского и Дохиарского афонских монастырей, как прототипы создавшегося уже впоследствии святогорского афонского типикона. Все перечисленные нами рукописи содержат в себе весьма интересные в научном отношении подробности, дают весьма важные сведения для истории церковного типика и всей своей совокупностью красноречиво говорят нам, что мы не имеем ещё настоящей действительной истории этой важнейшей богослужебной книги, написание которой есть дело будущего... В частности для истории святогорского афонского устава, о котором в нашей литературе пока существует лишь наша небольшая заметка (Рук. для сельск. пастырей 1887 г.), имеют весьма важное значение рукописные соборные типиконы: Дионисиатского монастыря, писанный в 1638 году, список с него в Иверском монастыре, сделанный архимандритами сего монастыря Иларионом и Афанасием в 1878 году, типикон Григориатского монастыря, составленный, по просьбе игумена монастыря, Даниила Загорея, известным учёным афонским монахом Иаковом в 1851 году, который раньше лишь годом (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Афанасия, а затем монастырей Ксенофа, Дохиара, св. Павла, Кастамонита, Симопетра, Григориата и Ватопеда; в ней находится: α) «Книгохранилища в монастыре св. горы Афонской в 1744 году (из путешествия о. Василия Барского»), – извлечено из академическ. издания (лл. 2–9). β) «Приписки в книгах о разных событиях на св. горе Афонской» (черновой список); – лл. 10–26. γ) Надписи в некоторых афонских монастырях (лл. 30–31). δ) «Каталог замечательных рукописей греческих и славянских, хранящихся в библиотеках афонских монастырей, скитов и келий, составленный архимандритом Порфирием Успенским в 1858 году» (лл. 34–59). ε) Выписки из некоторых рукописей библиотеки протата (лл. 66–79), с приведением в конце (л. 80) снимка с рукописи X в. Синодальной библиотеки. ζ) Библиотека протата. Вместо этого заглавия было: «Каталог греческих рукописей и панфекты библиотеки протата», но последнее зачеркнуто, а под ним написано: «печатай» (лл. 81–112); здесь не только описаны рукописи, но и приведены из некоторых отрывки и сделаны сравнения между текстами. η) " Библиотека лавры« (лл. 115–137), а после этого написано: «печатай», а ниже: «Даю семь тысяч на печатание всего Афона» (л. 114). В конце описания (л. 136) записано: «Благодарение Богу! Он помог мне переделать этот список для печати. 25 октября 1869 г. в Киевомихайловском монастыре». Далее следует черновая описания (лл. 140–156), сделанная в 1861 г. на листах конторского формата памятной книги. γ) Каталог лучших рукописей в библиотеке монастыря Дохиарского (лл. 159–177). За этим следует черновая описания библиотек монастырей Ксенофа и Дохиара (лл. 180–199). δ) «Каталог замечательных рукописей в Ксенофском монастыре» (лл. 201–216)», а ниже этого отмечено: «печатай», ε) Библиотека монастыря Святопавловского(лл. 219–226) . ζ) «Замечательные рукописи в монастырях Кастамонитском, Симонопетрском, Григориатском, Дионисиатском и Святопавловском» (было: Ставроникитском); – лл. 230–237. η) «Каталог рукописей в библиотеке Ватопедского монастыря» занимает почти половину книги (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В священных канонах также сохранены богословские принципы, на основании которых всецелая Церковь содержит в непоколебимости своё благодатное единство; как пишет прп. Никодим Святогорец , от канонов «рождается благочиние патриархов, согласие архиереев, благонравие иереев, благоприличие диаконов, достопочтенность клириков, благоустроение монахов, познания духовных отцов, необходимые для исправления своих чад, почтение к императорам, являющееся долгом для всех, и вообще у всех христиан рождается подобающее христианам поведение и устроение» 19 . Остаётся последний – и на нем закончим – вопрос об исповедании православной веры, потому что и она есть плод боголюбивого служащего (λατρεω) сердца. Вместо собственных комментариев о том, каким должен быть характер православного исповедания веры, я прочту два отрывка, первый из прп. Максима Исповедника , а второй – патриарха Геннадия Схолария . Прп. Максим пишет: «Такой обучен я вере и в ней наставлен как прежде отошедшими святыми блаженными Отцами нашими, так и ещё живущими, коим вверено кормило соборной святой Божией Церкви, право ведущим Её к пристани воли Божией… вместо всякого достоинства принося Богу это исповедание незапятнанным, непорочным и возвышающимся над любой еретической бурей. Я ведь не могу похвалиться жизнью, осиянной делами праведности, будучи всё время этой жизни самовольным нарушителем Божиих законов» 20 . Черты этого исповедания: любовь к Богу; умеренный, смиренный и мирный образ мыслей; богословская чистота; верность преданию и церковному разуму, а также рассуждение, благородство и великодушие. Эти дарования святой подтвердил в трудные минуты унизительных допросов со стороны светских и церковных начальников и наконец во время своей мученической ссылки. Речь идёт именно о том же самом мудровании, которое имели и многострадальные святые Афанасий Великий , Василий Великий , Фотий Великий, Григорий Палама и Марк Эфесский . Здравый и благодатный дух выражает и молитва Георгия Схолария (впоследствии патриарха Геннадия), которую этот священный муж адресовал Господу Церкви, оканчивая свою проповедь в одну из Недель Православия:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами . Сегодня мы публикуем начало беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой. Отец Лука известен как автор множества публикаций в периодической печати и нескольких книг. Среди них особенную известность приобрела его монография «Диоскор и Севир. Ересиархи-антихалкидониты». Иеромонах Лука Григориатский - Какова цель жизни монаха? - Цель жизни не только монаха но и любого человека – это обожение. Об этом свидетельствует святитель Афанасий Великий: «Бог стал человеком – чтобы человек стал Богом». Об этом же в Священном Писании говорит Сам Господь: «Будите вы совершени, яко Отец ваш небесный совершен есть» . «Будьте святы, яко свят есмь Аз Господь Бог ваш» . Множество мест в Евангелии, Апостольских Деяниях и Посланиях говорят нам, что цель жизни человека – это обожение. Именно для того чтобы эта цель стала достижимой воплотился Спаситель. Через Таинство Святого Крещения человек становится частью Тела Христова, а через Евхаристию может достигнуть обожения. Монашество в наибольшей степени благоприятствует достижению цели человеческой жизни. Это связано с тем, что жизнь инока – это жизнь в покаянии. Это таинство покаяния. С того момента, как мы приносим монашеские обеты, наша жизнь становится непрестанной жертвой Богу. Мы призваны посвятить Господу все свои силы, отдать всего себя без остатка. Единственное желание и стремление монаха – быть всегда вместе со Христом. - Что может помешать в достижении этой цели ? - Главная причина, отталкивающая молодых людей от подвижнической жизни, – это дух обмирщения. Этот дух не даёт полюбить Господа всеми силами своей души, захотеть быть вместе с Богом, во чтобы то ни стало. Раньше, когда дух «мира сего» не проник ещё так глубоко, христиане растили своих детей в обстановке благочестия. Дети видели, как их родители посещают богослужения, молятся, творят земные поклоны, исповедуются… Воспитывающимся в такой духовной атмосфере детям было гораздо проще встать на путь христианской жизни.

http://pravoslavie.ru/53385.html

Из сказанного следует, что на Афоне предметом чтений служит не столько само Священное Писание Нового Завета, сколько его толкование и по связи с ним святоотеческие творения, на бдениях же святым – сказания из их жития и похвальные слова им. Заслуживает внимания также то обстоятельство, что чтения на всенощном бдении в целом в какой-то мере приводятся к единству содержания, так что последующее является обычно продолжением предыдущего. Такая система ч тений, где большинство из них не составляет законченного целого, а продолжается в несколько приемов, вызвана необходимостью соблюдать указание устава, чтобы агрипния заканчивалась при восходе солнца. Из этих соображений еккли-сиарх по ходу самого всенощного бдения устанавливает объем того или иного чтения, и, таким образом, чтения по существу являются средством «регулирования» богослужебного времени. С этой стороны чтения, по выражению архимандрита Антонина (Капустина) , являются «наилучшим подспорьем к растяжению всенощного бдения действительно на всю ночь» 547 . В отношении отправления Шестопсалмия и последующей части утрени до полиелея афонские монастыри держатся порядков Иерусалимского устава. Шестопсалмие предваряется звоном в колокола и била 548 , читается предстоятелем 549  или «учиненным» монахом 550 . Во время чтения лампады гасятся и храм покрывается мраком, цель которого поясняет Григорович-Бар-ский: «Кандили не точию тамо (разумеется в лавре преп. Афанасия), но во всехь монастирских и скитских церквах зело тонко зажигают, или великого ради расходу, понеже многие сут не усипны, или умиления ради, да в темноте стоящы, может кто вздхнути или прослезитися, аще бо в нощи нест каковая зажженная свеща, не видить друг друга стояща. Сего ради, нарочно погашают свещы, егда чтется на утрены Шестопсалмие, си ест по „Услышит тя», наченши от „Слава в вышних Богу», „Господи, что ся умножишася», „Господи, не яростию Твоею» и прочая, да не рассмотряюще ничто очима, с вниманием и умилением слушают» 551 . К частным особенностям относится указание типикона Григориатского монастыря иерею читать утренние молитвы не перед Святыми Вратами, а перед образом Христа: «Исходит (разумеется иерей) с обнаженной головой перед икону Владыки Христа и читает утренние молитвы» 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Житие и страдания святого нового преподобномученика Игнатия 21  октября Житие и подвиги преподобного отца нашего Филофея 26  октября Страдание святого преподобномученика Иоасафа 28  октября Житие преподобного и богоносного отца нашего Афанасия I-ro, патриарха Константинопольского 30  октября Страдание святого преподобномученика Тимофея Есфигменского         Ноябрь 1  ноября Страдание святого преподобномученика Иакова и двух учеников его, иеродиакона Иакова и Дионисия монаха Житие преподобных и богоносных отцов наших Евфимия и Неофита дохиарских 12  ноября Житие преподобного отца нашего Нила Мироточивого 13  ноября Страдание святого преподобномученика Дамаскина 14  ноября Житие преподобного и богоносного отца нашего Григория Паламы, архиепископа фессалоникийского Страдание святого новомученика Константина 17  ноября Память преподобного Геннадия Ватопедского 22  ноября Память святителя Каллиста II-ro, патриарха Константинопольского       Декабрь 5  декабря Память святых преподобномучеников карейских Житие преподобного и богоносного отца нашего Нектария, подвизавшегося в скиту Карейском в келье Архангелов, именуемой Ягари Память преподобного и богоносного отца нашего Филофея Карейского 7  декабря Память преподобного отца нашего Григория, ктитора обители Григориатской 19  декабря Житие преподобного отца нашего Даниила, архиепископа сербского Страдание святого священномученика Константина Россиянина 28  декабря Житие преподобного и богоносного отца нашего Симона Мироточивого 30  декабря     Страдание святого преподобномученика Гедеона Добавление Из службы святым, на афоне просиявшим Комментарии Всего комментариев: 2 2016/11/22, 03:49:51 Как любят историки много писать о царях, полководцах, президентах!, бывает о великих ученых, архитекторах и врачах кое-что напишут! Но ведь многообразие мира невозможно представить без подвига , без корыстного подвига многих людей, в том числе монахов, и монахов Афона! Василий 2013/07/16, 07:13:46 Вси Святии на Небесех молите Бога о нас!!!

http://isihazm.ru/?id=1837

Архив Пн Состоялась интронизация нового игумена Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне иеромонаха Евлогия (Иванова) 24 октября 2016 г. 16:48 23 октября 2016 года в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре состоялась интронизация новоизбранного игумена обители иеромонаха Евлогия (Иванова) с возведением в сан архимандрита. По святогорскому уставу чин интронизации совершается антипросопом Великой Лавры преподобного Афанасия Афонского. В память о том, что преподобный Афанасий стоял у истоков многих афонских монастырей, существующих поныне, представителю именно Великой Лавры предоставляется честь вручения игуменского посоха всем новоизбранным настоятелям афонских монастырей и наречения их в архимандриты. Перед началом воскресной Божественной литургии новоизбранный игумен Пантелеимонова монастыря иеромонах Евлогий в сопровождении старцев обители встретил у святых врат монастыря членов Эпитропии Священного Кинота, уполномоченных совершить интронизацию. В составе кинотской Эпитропии в Русский монастырь прибыли антипросоп Великой Лавры иеромонах Никодим, антипросоп монастыря Ставроникита иеромонах Филимон, антипросоп монастыря Кутлумуш иеромонах Филофей, антипросоп монастыря Ксиропотам о. Павел, антипросоп монастыря Ксенофонт иеромонах Григорий и архиграмматеос (старший секретарь) Священного Кинота иеромонах Феофил. Также для участия в торжественной церемонии прибыли игумен Сербского монастыря Хиландар Мефодий и представители других обителей Афона: иеромонах Симеон Дионисиатский, иеромонах Георгий Ватопедский, иеромонах Димитрий Григориатский, иеромонах Тихон Симонопетрский, иеромонах Гавриил из скита Белозерка. Приветствовать новопоставленного игумена Пантелеимонова монастыря прибыли также гражданский губернатор Афона Аристос Казмироглу, генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Гаврилов, представители полиции и береговой охраны. Для участия в богослужении прибыли певчие монастыря Григориат, скита Белозерка, протопсалт Протатского храма монах Иаков и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/4647229.ht...

Практики чтения 33-го псалма придерживается большинство святогорских монастырей, однако по типикону Филофеевского монастыря этот псалом поет канонарх, певцы же — стих «Богатии обнищаша» на 7й глас. Нет однообразия и в указаниях типиконов относительно вкушения благословенного хлеба. Филофеевский устав указывает раздавать братии хлеб и по чаше вина «труда ради бденного, как это издревле принято от святых отцов». Типикон Пантелеимоновского монастыря добавляет, что «хлебопреломление не всегда бывает, но только в зимнее время, когда продолжительны ночи, то есть от Воздвижения Честнаго Креста до Великой Пасхи». Григориатский типикон говорит: «Келарь, разломив хлебы, раздает братиям, также и по одной чаше вина», но затем прибавляет, что «ныне же сего не бывает». Современная практика примиряет эти разноречивые указания типиконов: хлебы, пропитанные вином, раздаются вместе с антидором на литургии, сразу после причащения. Кстати, эта практика существовала уже во времена В.Г. Барского. В своем описании чина вкушения благословенного хлеба в Лавре преподобного Афанасия В. Григорович-Барский пишет: «И антидор порезавши, износит (екклисиарх) вне алтаря в время, егда поется «И всех и вся». Егда же есть бдение, тогда и хлеба благословеннаго часты тамо полагаются и взимают сей по чину». К частным особенностям чина хлебоблагословения относится пение в Григориатском монастыре на воскресном бдении, если нет памяти нарочитого святого, дважды тропаря святителю Николаю Мирликийскому, имени которого посвящен монастырь, и однократного «Богородице Дево». Другая особенность — каждение в Филофеевском монастыре перед хлебоблагословением не только игумена и хлебов, но также иконы Христа и Богородицы в иконостасе. Чтение, установленное уставом во время хлебовкушения, несмотря на отсутствие самого хлебовкушения, на Афоне строго соблюдается. После возгласа иерея диаваст начинает чтение, стоя на омфалионе лицом к западу. По одним типиконам, предметом чтения является Священное Писание Нового Завета: «ведати подобает, что от недели Пасхи до Пятидесятницы на этом чтении, говорю же о великой вечерне, читаются Деяния апостолов, в прочие же недели всего времени (года. — Прим. авт.) 7 Соборных Посланий и 14 святого апостола Павла, и Апокалипсис Богослова» (типикон Пантелеимоновского монастыря).

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

Пример функционирования Священного Кинота Святой Афонской Горы является характерным выражением духа действия корпуса предстоятелей и способа выражения по отношению к внешним общих решений. Среди 20 священных обителей Святой Горы существует «чин» (с первой по порядку священной обителью Великой Лавры). Таким же образом и среди представителей священных обителей в Священном Киноте существует соответствующий чин и порядок, по которому первым является представитель Великой Лавры; но этот факт не дает этому представителю более высокого места и не выделяет особо его подпись среди подписей других представителей: все подписываются вместе как «все в Священном Собрании представители. „Двадцати Священных Обителей Святой Горы Афон», и лишь в редких случаях ставят свои равночестные подписи в последовательности чина священных обителей. Этот последний образ выражения и подписей встречается и в деяниях Вселенских Соборов, где соблюдается с точностью и благочестием «чин преимущества чести», но все подписываются одним и тем же образом. Координационная роль Вселенского Патриархата, необходимая в современной системе устройства и сотрудничества Поместных (Автокефальных) Церквей в связи с тем, что более не существует решающей роли Ромейского (Византийского) императора, не имеет смысла «всемирного главы» в Церкви . Одновременно, однако, не должно ставиться под сомнение его канонически утвержденное первое место на заседаниях . В эпоху до Константина Великого Поместные Церкви всегда признавали авторитет за определенными лицами (предстоятелями Церквей), такими как Афанасий Великий , Василий Великий , Юлий Римский и еще ранее Дионисий Александрийский . 43 Смотри в связи с этим у Досифея Иерусалимского: «Но поскольку епископы крупнейших городов, превосходящих другие, а именно Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима, по разным причинам по злободневной потребности или необходимости совершали многое и в других епархиях, мало-помалу это стало восприниматься не как действия экстерриториальные, а как справедливые деяния, и такая постоянная практика превратилась в обычай, чтобы эти епископы распоряжались в подчиненных им епархиях и диоцезах на законном каноническом основании.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010