26 октября – прмч.Иоасафа. 28 октября – прп.Афанасия I-ro, патриарха Константинопольского. 30 октября – прмч.Тимофея Есфигменского. 1 ноября – прмч. Иакова и двух учеников его, иеродиакона Иакова и Дионисия монаха. Прпп. Евфимия и Неофита Дохиарских. 12 ноября – Прп.Нила Мироточивого. 13 ноября – прмч.Дамаскина. 14 ноября – прп. Григория Паламы, архиеп. фессалоникийского. Новомуч. Константина. 17 ноября – прп. Геннадия Ватопедского. 22 ноября – свт. Каллиста II-ro, патриарха Константинопольского. 5 декабря - Память святых прмчч. карейских. Прп.Нектария, подвизавшегося в скиту Карейском в келье Архангелов, именуемой Ягари. Прп. Филофея Карейского. 7 декабря – прп. Григория, ктитора обители Григориатской. 19 декабря – прп.Даниила, архиеп. сербского. Сщмч.Константина Россиянина. 28 декабря – прп. Симона Мироточивого. 30 декабря – прмч. Гедеона. Этот список Афонских святых отцов далеко не полный. Во 2-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. Из службы святым, на Афоне просиявшим: Иже в телеси безплотнии и Божии воистинну человецы, Афон весь освятившии столпы Горы огненнии, стоящии с любовию и радостию пред Богоматерию Пречистою, яко созерцатели в Божественном видении, честнии отцы наши да восхвалятся. Стихира на Великой вечерне, глас 5-й: Приидите вси сонмы монашествующих – тмочисленное воинство Давида, предводимое тысящами добродетелей, – сущих на Афоне отцев восхвалим, преподобных и иерархов, преподобномучеников и священномучеников, и всех вкупе, их же имена ведомы и не ведомы. Они бо воистинну делы и словесы и многообразным и равноангельным житием и благодатными дарами Божиими, показашася святи, и Горе сей нарицание святое даша, их же и гробы Бог чудесами и благоуханием и миром прослави. И ныне они, предстояще пред лицем прославившаго их Христа, молятся непрестанно о нас, с любовию совершающих светлое их празднество. На малой вечерне. Слава, глас 6-й: Отцов, соделавших Гору небом, и показавших в ней житие ангельское проходити, и множества монахов в ней собравших, восхвалим вси, взывающе к ним: от всякия нужды и навета избавите нас, множество преподобных, Афонская похвало!

http://pravicon.com/info-1865

Проч. Типиконы, к нач. XX в. использовавшиеся в качестве соборных, составлены в XVII-XIX вв. Они уделяют много внимания особенностям совершения богослужения в том или ином святогорском мон-ре и содержат такую подробную регламентацию церковных обрядов, что исследователи иногда говорят об особой святогорской редакции Иерусалимского устава (ср.: Там же. С. 508-765). Для Дионисиатского мон-ря в 1624 г. иером. Игнатий составил Типикон, включив в него описания обычаев разных мон-рей Св. Горы (Dyonis. 449 - Там же. С. 517-522), на основе к-рого иером. Иоасаф в 1638 г. написал соборный дионисиатский Типикон (Там же. С. 522-532). 1794 г. датируется составление соборного Типикона мон-ря Ксенофонт (см. выше); 1813 г.- соборного Типикона Филофеевского мон-ря (Там же. С. 539-559). 2 дионисиатских Типикона 1624 и 1638 гг., а также филофеевский Типикон 1813 г. послужили источниками для соборного греч. Типикона Пантелеимонова мон-ря 1841 г. (Там же. С. 559-637). На основе соборного ксенофонтовского Типикона 1794 г. составлены соборный Типикон мон-ря Св. Павла 1850 г. (Там же. С. 637-656) и (с привлечением соборного филофеевского Типикона) соборный Типикон мон-ря Кастамонит 1854 г. (Там же. С. 689-710). В 1851 г. был составлен соборный Типикон Григориатского мон-ря (Там же. С. 656-689). В 1865 г. архимандритами Иларионом и Афанасием, использовавшими в первую очередь дионисиатские Типиконы 1624 и 1638 гг., написан соборный Типикон Иверского мон-ря (Там же. С. 721-745). Т. о., соборные афонские Типиконы сильно зависят друг от друга. Совр. практика Хотя богослужебная практика афонских мон-рей неодинакова и каждый мон-рь имеет свои традиции ( [ Χρυσστομος (Κατσουλιρης), ρχιμ. ] . Σ. 17), можно говорить об общих особенностях святогорского богослужения, одна часть из к-рых восходит к древней афонской традиции, др.- к общецерковной практике XV-XVI вв. (и тем самым отчасти сближает афонское богослужение с рус. старообрядческим), третья заимствована из возникших сравнительно недавно (ок. XIX в.) греч. приходских обычаев. Большинство мон-рей имеют свои рукописные соборные Типиконы; в Пантелеимоновом мон-ре ныне греч. «рукописный... Типикон не употребляется, а богослужение совершается по Типикону, изданному Московской Патриархией, с сохранением нек-рых общеафонских особенностей» ( Клименко. С. 116). Устройство храма

http://pravenc.ru/text/77102.html

Слава Св. Горы достигла всех уголков мира. Кроме монахов из традиционно правосл. стран - России, Румынии, Болгарии, Сербии,- населявших Св. Гору с самого начала на ней монашеской жизни, сегодня на А. есть монахи из мн. стран всех 5 континентов. Впечатляющий пример тысячелетнего мирного сожительства и доброго сотрудничества монахов делает священный А. истинным вселенским центром братского союза православных всех стран и народов. С 60-х гг. XX в. начался процесс возвращения афонских мон-рей от особножительного устава к общежительному. Это, безусловно, прогрессивное явление связано с деятельностью известных игуменов-духовников: архим. Василия, возродившего мон-ри Ставроникита и Ивирон, архим. Ефрема в мон-ре Филофей, архим. Афанасия в Вел. Лавре, архим. Григория в мон-ре Дохиар, архим. Ефрема в Ксиропотаме, архим. Ефрема в Ватопеде, архим. Моисея в Хиландаре и архим. Виссариона в мон-ре Пантократор. Общежительные мон-ри также пополнились новой братией во главе с игуменами: архим. Емелианом в мон-ре Симонопетра, архим. Георгием Григориатским, архим. Алексием в мон-ре Ксенофонт, архим. Агафоном в Кастамоните, архим. Христодулом в Кутлумуше, архим. Харалампием Дионисиатским и архим. Филофеем в мон-ре Каракал. Росту интереса к Св. Горе способствовал ряд прекрасных изданий документов и рукописей из богатейших собраний святогорских б-к, разнообразных каталогов, альбомов, исследований по истории мон-рей. Продолжаются и плодотворно развиваются афонскими певчими традиции визант. пения, иноками-иконописцами - визант. школа иконописания, издаются труды в области гимнографии, истории, выходят периодические издания. Строго соблюдаются древние традиции совершения церковных служб и следование древним богослужебным типиконам. Нек-рые монахи периодически выезжают с А. «в мир» для духовного служения с проповедями, беседами, для совершения таинства исповеди. Восстанавливаются на основе тщательных научных исследований памятники визант. архитектуры. На Св. Горе неизменно сохраняются традиции монастырского гостеприимства, число паломников, приезжающих со всего света, непрестанно возрастает.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Ламброс, – до очевидности убедительные, потому что подобного рода издания не могут рассчитывать даже на ничтожную поддержку ни здесь, ни за границей, и что приступающий к таким изданиям находится в опасности заплатить издержки по печатанию из собственного кошелька (βαλαντου). Поэтому с большей боязнью приступаю к обнародованию настоящей, находящейся в руках, части Каталога, с той поры уже напечатанной, я не могу пообещать, что в скором времени последует продолжение, если не найдутся верные средства на издание всего Каталога, который должен заключать более 180 печатных листов». (Καταλ. προλ. σελ. 5). Настоящая часть первого тома Каталога г. Ламброса содержит в себе описание рукописей следующих свято-горских библиотек: 1) Протата, 2) скита св. Анны, 3) монастыря св. Павла, 4) монастыря Хиландарского, 5) монастыря Зографского, 6) монастыря Костамонитского, 7) монастыря Григориатского и 8) монастыря Ксенофского. «Как ясно видит читатель, – объясняет г. Ламброс причины, почему начато издание Каталога с этих библиотек, – всем прочим библиотекам предшествует библиотека Протата на Карее, где находится местопребывание кивота антипросопов святогорских монастырей, порядок же, в котором обнародуются описания остальных кодексов, и видах, правильнейшего распределения их на шесть томов всей работы, идёт, переходя от библиотек, имеющих немного рукописей к богатейшим. В распорядке рукописей каждой библиотеки предшествуют обычно пергаментные рукописи, потом следуют рукописи на бумаге 117 , в конце поставлены связки, в которых хранятся во множестве рассеянные листы и илитарии, написанные на пергаменте, где таковые имеются, причём, где это было возможно, с указанием на краткое их содержание» (Καταλ. προλ. σελ. 7–8). Описание рукописей, по словам г. Ламброса, сделано «с возможной точностью», причём он желал точно обозначить каждую статью, находящуюся в рукописи и, где возможно и необходимо, все главы её, но это сделано в настоящее время лишь по отношению к сборникам житий святых, и иногда с указанием начала и конца самой статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

архимандрит Херувим (Карамбелас) Скачать epub pdf Старец Исаак из монастыря Дионисиат «Он был образцом простоты, точности, благочестия, всегда молчаливый и сосредоточенный, пример для всех отцов». Архимандрит Гавриил Дионисиатский Предисловие Святых угодников Божиих можно сравнить с многоцветными, яркими цветами. Краски всеразличные, но нанесены кистью Одного Художника. Как сказал апостол Павел: «Разделения же дарований суть, а тойжде Дух» ( 1Кор.12:4 ). Эта истина подтверждается каждый раз, когда мы узнаем о жизни еще одного праведного монаха Горы Афон. У старца Каллиника Исихаста мы видели яркий Фаворский свет, в старце Иоакиме из скита праведной Анны видели подвижника и мученика, старец Даниил Катонакский изумил нас остротой ума и глубиной мудрости, старец Афанасий Григориатский – величием священника и благоговейным покаянием. Сейчас, в пятой части этой книги, рассказывая о старце Исааке из Дионисиата, мы ощущаем необыкновенное благоухание Божественного. Отец Исаак был одним из тех редких монахов, которыми Господь благословляет монастыри, снискавшие Его особенную любовь. Такие подвижники как столпы Божии укрепляют и поддерживают большие обители. Их жизнь – источник щедрых благословений, река, что «радует град Божий». Счастливы жители тех Божиих градов! Вспоминаю, как юношеские мечты мои привели меня в Дионисиат, через несколько лет после его кончины. Все говорили тогда о своем авве Исааке. Яркие, неизгладимые воспоминания о его жизни произвели на меня глубокое впечатление. Я не переставая говорил о его добродетелях и тогда-то родилось желание составить его жизнеописание. Вершин святости старец Исаак достиг не благодаря богословским трудам: он был не очень образован, не отличался умением красиво говорить. У него не было стремления занять высокое место в монастыре или среди священников. Скорее, он отличался своей простотой, прямотой и чистосердечной преданностью монастырским установлениям. Будучи монахом святой обители, он постоянно выражал любовь ко Христу и был Ему безгранично предан. С тщанием и прилежанием следовал по узкому и тернистому пути аскетизма, не отклоняясь ничуть ни вправо, ни влево. За это и получил свой венец. «Аще же и постраждет(подвизается) кто, не венчается, аще не законно мучен будет(будет подвизатися) » ( 2Тим.2:5 ). И: «Ты убо злопостраждет яко добр воин Иисус Христов» ( 2Тим.2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Там ими были основаны монастыри, ставшие оплотом традиции и крупными духовными центрами, на базе которых происходила консолидация местного православного населения. Феоклит Дионисиатский. Преподобный Никодим Святогорец. С. 101. Χριστοδουλδης. Σ. Βιος και ακουλουθα Κοσμ του Αιτωλυ. 1996. Σ. 18-19. Показательна дружба Никодима с проповедником иеромонахом Агапием Старшим (1741-1815), который помогал ему в составлении " Пидалиона " . Агапий занимался просвещением, открывая школы по всей Греции, стремясь пробудить греческий народ и приблизить национальное освобождение. Интересно, что среди учеников Агапия были и активные участники греческой революции 1821 года. Соколов И. Святитель Григорий Палама. Его труды и учение об исихии. СПб., 2004. С. 26. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Tweet Поделиться target="" > Поделиться Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: Афанасий Зоитакис Как повлияет смена правящей партии в Греции на положение Церкви? 10.07.2019 Как Афонский монах стал апостолом Африки О православной миссии иеромонаха Космы Григориатского в Африке рассказывает кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Афанасий Григорьевич Зоитакис 17.05.2019 Недопустимо извращать истину в вопросе церковной автокефалии Греческий богослов протопресвитер Георгий Металлинос призывает взять за образец предоставление самостоятельности Элладской Церкви 06.12.2018 Пророчества святого Космы Этолийского и старца Паисия Святогорца об освобождении Балкан и Константинополя 27.11.2015 «Греция фактически теряет национальный суверенитет» Беседа с Афанасием Зоитакисом, заместителем главного редактора издательства «Святая Гора» 24.08.2015 Все статьи Афанасий Зоитакис Последние комментарии Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»? Новый комментарий от учитель 06.04.2024 00:13 Альенде vs Пиночет Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 20:56 Мигранты и их дети Новый комментарий от Человек 05.04.2024 20:36 Вы требуете вернуть смертную казнь? Новый комментарий от С. Югов 05.04.2024 20:21 К демографии нужно сегодня отнестись как к фронту! Новый комментарий от Человек 05.04.2024 19:54 «Это был символический расстрел самой России» Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 18:06 Неизвестное об известном Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Пишите нам по адресу info@ruskline.ru Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Современная практика несколько отличается от уставной: по окончании пения «Свете тихий» второй диакон, стоя к западу, возглашает: «Вечерний прокимен» (глас прокимна не оглашается). Священнослужители поют прокимен и стих прокимна и уже после этого входят в алтарь. Во время входа и пения «Свете тихий» екклисиархи зажигают свечи на хоросе и паникадилах и начинают их раскачивать. «Сподоби, Господи» и паремии читает предстоятель с кафедры. Лития на Афоне также имеет свои особенности. Афонские типиконы, в отличие от палестинских и других списков Иерусалимского устава, предписывают иерею и диакону выходить на литию не северной дверью, а Святыми вратами. Все типиконы указывают, что лития должна совершаться во внутреннем притворе: «По возгласе (просительной ектеньи. — Прим. авт,) исходит иерей с кадилом Святыми вратами, в преднесении канонархом подсвечника, исходит с игуменом и певцами в нарфик храма, в котором поем обычные тропари» (Костамонитский типикон). В одних монастырях лития совершается с пением стихиры святого обители, к которой присоединяются Богородичные стихиры гласа или догматические Павла Аморейского. На праздничном бдении стихиры Богородицы заменяются стихирами праздника; после них следует Догматик. В Лавре преподобного Афанасия Афонского Догматик поется перед чудотворной иконой Божией Матери «Икономисса», которая находится слева от главных (красных) дверей из притвора в храм. Для этого хоры сходятся и образуют полукружие перед иконой, а диаконы все время, пока поется Догматик, кадят икону. В других монастырях поется только стихира святого обители и самогласен праздника. Богородичен после «Слава, и ныне» не поется (типикон Григориатского монастыря). Типикон Пантелеимоновского монастыря указывает также каждение иереем или диаконом певчих, поющих литийные стихиры. Все стихиры поются с канонархом. В части прошений литийной ектений, их количества и последовательности афонские типиконы допускают большое разнообразие. На Святой Горе сохраняется палестинская практика поименного поминовения на литии живых и умерших. Наибольшим количеством прошений отличается Филофеевский типикон, по которому кроме чтения диптихов полагается шесть прошений. Другая особенность этого типикона: возглас «Услыши ны, Боже» и молитву «Владыко Многомилостиве» читает сам предстоятель.

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

Никодим, не подчинялись патриархам). Преимущество чести касалось отношений епископов митрополичьей области со своим митрополитом или отношений митрополитов сверхмитрополичьей (патриаршей) области со своим архиепископом (патриархом), а не отношений митрополичьих и сверхмитрополичьих автокефальных кафедр друг с другом. Например, Патриарх Антиохийский, согласно постановлению IV Вселенского Собора, имел преимущество чести, то есть был, с точки зрения административной, выше подчинявшихся ему митрополитов Верии и Тира, но, несомненно, был равночестен епископам Римскому, Константинопольскому, Александрийскому и Иерусалимскому, которые являлись Патриархами, а также по отношению к епископам Эфесскому, Кесарийскому и Фессалоникийскому, которые были митрополитами и занимали на Соборах более скромные места после патриархов. 1.5. 3-е, 4-е и 5-е правила Сардикийского Собора об апелляции Апелляция – это обращение к вышестоящему суду второй инстанции, называемое в наши дни также «обжалованием», в том случае, когда одна из сторон считает себя несправедливо осужденной судом первой инстанции. Правила 3-е, 4-е и 5-е Сардикийского Собора касаются обращения епископов с апелляцией к епископу Рима, поэтому замечания канонистов по поводу этих правил являются очень важными 48 . Сардикийский Собор, если рассматривать его догматические решения, не принес единства Церкви. «Между восточными и западными отцами на Соборе произошли раскол и разделение, и к взаимному согласию они не пришли», – отмечает прп. Никодим в предисловии к правилам Сардикийского Собора 49 . Две партии епископов собрались по отдельности (западные – в Сардике [совр. София], а восточные – в Филиппополе [совр. Пловдив]) и предали анафеме вождей друг друга 50 . Западные архиереи поддерживали и подтверждали деяния Никейского Собора, оправдывая изгнанных Павла Константинопольского и Афанасия Александрийского , пытаясь с помощью царей восстановить святых на их престолах. Восточные архиереи, будучи арианствующими (за исключением немногих), напротив, не признавали «единосущия» и отрицали Никейский Собор, хотя и предали анафеме крайних ариан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Закрыть Афанасий Зоитакис Читательский рейтинг: 43 10.07.2019 615 Как Афонский монах стал апостолом Африки О православной миссии иеромонаха Космы Григориатского в Африке рассказывает кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Афанасий Григорьевич Зоитакис 17.05.2019 691 06.12.2018 886 27.11.2015 2988 24.08.2015 631 04.10.2013 441 16.08.2012 464 14.08.2012 508 13.08.2012 534 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/author/z/zoitakis_afa...

459 . Дионисий (Тацис), свящ. Архондарик под открытым небом/Пер. с новогреч. М. 1998. 47. 460 . Дионисий (Тацис), свящ. Когда чужая боль становится своей: Жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского /Пер. с новогреч. М. 1999. 268. 461 . Отче, помоги! Наш современник – афонский старец Паисий/Автор-сост. Казаков О. СПб., 2002. 126. 462 . Christodolou Agioreitou, ieromonachou. О γρων Πα σιος. A­ γιον ρος 1994. пер.: Христодул Агиорит, иером. Старец Паисий/Пер. с новогреч. СПб. 2000. 235. 463 . Christodolou Agioreitou, ieromonachou (Christodoulos Angeloglou). Σκεος κλογς. A­ γιον ρος, 1996. 430. пер.: Христодул Агиорит, иером. Избранный сосуд (Старец Паисий: 1924–1994)/Пер. с новогреч. СПб. 2000. 2. 380. 464 . Старецът Паисий Светогорец. Светогорски отци и светогорски живот. Света гора Атон 2001. 173. 465 . Христодулос, йером. Старецът Паисий от Света гора. Света гора Атон 1999. 190. Св. Силуан Афонский См. Разд. 9 . Другие афонские подвижники поствизантийского периода 466 . [Аноним]. Иаков новый [муч. 1 нояб. 1520] и Косьма Святогорцы [муч. 4 авг. 1779]. (Из записок путешественника по Востоку)//Духовная Беседа. 1859. 8(42). 84–90. 467 . Антоний (Святогорец), иером. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. Джорданвилль 1988. 254. М. 1994. М. 2001. 278. 468 . Арсений, иером. Подвижники Святой Горы. М. 1996. 39. 470 . Неизвестный афонский исихаст. Трезвенное созерцание/Пер. с новогреч. М. 2003. 352. 471 . Пантелеймон (Сапожников). Письма с Афона о современных подвижниках афонских. Вып. 1. Киев 1871. 472 . Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон/Пер. с новогреч. 1 М. 1998. 789. 2 М., 2002. 622. [Автор ум. в 1979. Сод.: Ч. 1:Иоаким из скита Прав. Анны, Афанасий из Григориатской обители, Каллиник исихаст, Даниил Катонакский, Исаак из м-ря Дионисиат. Ч. 2: Старцы: Савва, Игнатий, Кодрат из м-ря Каракалл, Филарет из м-ря Костамонит, Красим (Менагиас)]. 473 . Αγιορεται πατρες κα αγιορειτικ Γροντος Πασου αγιορετου. Θεσσαλονκη 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010