Первая трещина в отношениях монастыря Эсфигмен и Константинопольского Патриархата возникла в начале 1960-х годов, когда римский еретик встретился с патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру) для совместной молитвы. В ответ на это зилоты Эсфигмену в своем Воззвании открыто обвинили Патриархат в связях с ватиканом и экуменизме. 13 ноября 1971 года Святое Собрание («Иера Синаксис») горы Афон — управляющий орган, состоящий из представителей всех монастырей Святой Горы в Карее, — постановило: «В вопросе о возобновлении поминовения Вселенского Патриарха каждая обитель, как самоуправляющаяся, должна быть свободной в выборе образа действий, согласно совести». С 1974 года братия монастыря отказывалась возносить имя Константинопольского Патриарха Димтрия (правящего епископа всех афонских монастырей), обвиняя его в экуменизме (прежде всего встречах с римскими понтификами) и отсутствии своего представителя в Киноте (правительстве Афона). 11 марта того же года Патриарх Константинопольский Димитрий написал письмо Афонскому Священному Киноту, в котором извещал о наложении прещений на непоминающих его святогорцев. В их число входили архимандрит Афанасий, игумен Эсфигмену, два эпитропа и секретарь монастыря, которые должны были быть немедленно изгнаны со Святой Горы (они поминали старостильного «флоринского» архиепископа Авксентия (Пастраса)); архимандрит Евдоким и игумен Ксенофонт подлежали низложению и изгнанию из своего монастыря, но с дозволением жить в какой-либо другой афонской обители. Игумены двух других братств — архимандриты Дионисий Григориатский и Андрей Святопавловский — подлежали низложению, если в течение двух месяцев они не возобновят поминовение патриаршего имени. По получении патриаршего письма полиция обрезала телефонную линию в Эсфигмену и выставила оцепление снаружи монастыря. Между тем, монахи заперли монастырские врата и вывесили со стены большой черный транспорант с надписью «Православие или смерть». Они предупредили гражданского губернатора Афона, что окажут сопротивление любой попытке войти в монастырь силой. В своей декларации внешнему миру они заявили, что продолжают считать себя каноническим субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в настоящее время патриарший престол, поскольку «он — враг Православия». К наступлению Страстной седмицы монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него " .

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Эсфи...

Король Георг II во время своей паломнической поездки на Афон прожил в Григориате три дня, за которые познакомился с отцом Афанасием и высоко оценил величие его духа. Известно, что он не только беседовал с ним, но и исповедовался ему. Даже члены Патриаршего Экзархата, проезжая через монастырь Григориат, просили о свидании с ним и осыпали его похвалами, прося от него молитв. Келья отца Афанасия В тишине кельи По прошествии лет отец Афанасий все более погружался в себя и становился все более благочестивым. Он столь легко приходил в состояние благочестивого умиления, что при одном упоминании имени Христова или событий Его земной жизни на глазах его выступали слезы. Его замкнутость достигла крайней степени. Он стремился всячески избегать общения с посетителями и уединялся в своей келье, из которой он выходил лишь на богослужение и затем в трапезную. Когда была хорошая погода, он посещал два других излюбленных им места: небольшую пещеру, окруженную оливами, перед которой простиралось Эгейское море, и крутой овраг, где он соорудил себе скамейку, положив на два камня доску. Там, непрестанно молясь, он пережил много святых откровений. Старец настолько глубоко погружался в молитву, что посвящал ей намного больше времени, чем предписывало его молитвенное правило. Он говорил: «Я могу пойти спать и попозже. Так почему бы мне не помолиться больше, чем положено по правилу?».   Икона Пресвятой Богородицы, перед которой молился в келье своей отец Афанасий Безграничной была его любовь к Госпоже нашей Пресвятой Богородице. Отец Афанасий столь сильно почитал Великий Акафист, что не возводил в монашеский сан тех, кто не знал его наизусть. Он писал: «В моей любимой обители на службе стою я напротив чудесной иконы Пресвятой Богородицы на иконостасе, и будто живая она, лишь глас не издает, но ее нежный и строгий взгляд повсюду следует за мной. О, какую усладу получаю я, глядя на сию святую икону. Как будто бы стоит передо мной Сама Матерь Божия». Божии откровения Святые отцы свидетельствуют, что монаху, подвизающемуся в рвении и самоотречении, трудящемуся в поте своем на поприще аскезы и терпеливо переносящему «полдневный зной и полнощный хлад», Господь посылает Свое Божественное утешение и небесные радости.

http://pravmir.ru/starec-afanasij-grigor...

Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, известной под названием: Сладкое Лобзание (ΓΛΥΚΟΦΙΛΟΥΣΑ), находящейся в обители Филовеевской XXII. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Предвозвестительница, находящейся в обители Кастамонитской XXIII. Сказание о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы именуемой Одигитрия, находящейся в обители Ксенофской XXIV. Сказание о чудотворной иконе Похвалы Пресвятой Богородицы, находящейся в монастыре Дионисиатском XXV. Сказание о чудотворной Иконе Богоматери, находящейся в монастыре Григориатском XXVI. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Иерусалимскою, находящейся в Русском монастыре. XXVII. Сказание о чудотворной Афонской иконе Божией Матери, именуемой; «Избавительница» XXVIII. Сказание о чудотворной иконе Богоматери, находящейся в Молдаванском ските святого Богоявления XXIX. Сказание о чудотворной иконе Богоматери, именуемой В скорбех и печалех Утешение, находящейся в Русском ските св. Апостола Андрея Первозванного XXX. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Тихвинская, находящейся в Русском Ильинском ските XXXI. Сказание о чудотворной иконе святого Иоанна Крестителя, находящейся в монастыре Дионисиатском XXXII. Сказание о чудотворной иконе святых бессребренников Космы и Дамиана, находящейся в принадлежащей к лавре святого Афанасия обыденной церкви, устроенной самим преподобным Афанасием XXXIII. Сказание о чудотворной иконе первомученика Стефана, находящейся в монастыре Костамонитском XXXIV. Сказание о чудотворной иконе святителя Христова Николая, находящейся в монастыре Ставроникитском XXXV. Сказание о чудотворной иконе святого великомученика и целителя Пантелеймона, находящейся в Русском монастыре Сказание о чудотворных иконах святого великомученика Георгия, находящихся в Зографском монастыре XXXVI. а) Об иконе, явившейся трем Охридским братьям XXXVII. б) Об иконе, прибывшей по морю из Аравии XXXVIII. в) Об иконе, бывшей Стефана, воеводы Молдовлахийского XXXIX. Сказание о чудотворной иконе святого великомученика Георгия, находящейся в обители Ксенофской XL.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Поликрат же написал к Виктору Римскому послание, отстаивая дошедшее до него предание о Пасхе, в котором говорит: «Мы соблюдаем неизменный день Пасхи, а именно – четырнадцатый день луны, ничего не добавляя и не отнимая, как предали нам это апостол Филипп и Иоанн Богослов и некоторые ученики их, а именно: Поликарп, Фрасей, Сангарий, Папирий, Мелитон евнух и другие епископы». Но Папа Виктор, разгневавшись, отлучил асийских епископов от Церкви, как будто бы отступивших от общего единства и оказывающихся из-за этого в ереси, и посланиями объявил их отлученными от Причастия. Однако это не понравилось прочим предстоятелям Церквей, и они стали приказывать и требовать, чтобы он отменил свое решение и изменил свой настрой к любви и единству с асийцами» (Δοσθεος. Δωδεκβιβλος, I. 11. 3. Σ. 102). Именно отлучение Виктором Римским асийских церквей от церковного общения под тем предлогом, будто бы празднование Пасхи отдельно от Церквей Запада приводит к ереси, не понравилось епископам и предстоятелям других Церквей, которые стали его побуждать и настоятельно уговаривать проявить любовь и вступить в единство с асийскими епископами. 38 Современные отсылки к 34-му апостольскому правилу в связи с современной системой автокефальных Церквей многочисленны; самая представительная – в Равеннском документе 2007 года, поскольку этот текст составляла Межправославная комиссия. 39 Проф. И. Калогиру, осуждая идею «всемирного зримого главы» в Церкви, размышляет над идеей Н. Афанасьева , что «Православная Церковь . оказывается непоследовательной по отношению к себе, вводя в систему автокефальных Церквей зримого главу, первого для каждой Церкви, но не принимая зримого главу всей Церкви папу или, иными словами, принимая (Афанасьев не говорит этого явно, но мысленно подразумевает) по необходимости «главу» всей Православной Церкви, Вселенского Патриарха». И делает вывод в конце, что «в Церкви никак не может быть места для сущностного, догматического преимущества, так как это будет сопровождаться существенными церковными изменениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

И это постановление помогает в понимании объема привилегий, которые предоставило Константинополю 3-е правило II Вселенского Собора. Вопросы, касающиеся Церквей у варварских народов, должны были, по этому правилу, решаться в соответствии с действовавшим до того времени обычаем, согласно которому им предоставлялась помощь от епископов близлежащих областей империи. Так, например, в предшествующие годы церковные проблемы в Армении решались Кесарийским или Антиохийским епископом. Прп. Никодим Святогорец пишет по этому поводу: «Находящиеся же в среде иноплеменных народов Церкви Божии, которые или не имеют достаточного числа епископов для того, чтобы состоялся Собор, или нуждаются в том, чтобы для утверждения христиан в вере туда отправился образованный епископ, должны быть управляемы по сохранявшемуся доныне обыкновению отцов. Это означает, что находящиеся по соседству, и притом достойнейшие, епископы должны посещать эти Церкви с целью созыв Вселенского Собора, поскольку подсудимые были главами Поместных Церквей, а судящие были враждебно настроены в отношении к ним. Это последнее замечание прп. Никодима объясняет канонически правильный способ действия права апелляции, когда проблема превосходит компетенции Поместной Церкви: апелляция должна быть обращаема к всецелой Церкви . Поэтому и Досифей Иерусалимский пишет о восстановлении Павла и Афанасия, что Юлий Римский стремился, чтобы суд относительно них был сделан всей Церковью: «Что надлежало восточным епископом так поступающих написать и западным, чтобы всеми было определено справедливое, поскольку страдающими были епископы тех Церквей, в которых только апостолы были учителями» (Δοσθεος. Δωδεκβιβλος, II. 5, 10. Σ. 344). восполнить недостающее число епископов для созыва местного Собора, что хотя и не соответствовало правилам, однако по необходимости позволено этим Собором» 71 . Правило 28-е IV Вселенского Собора подтвердило равное преимущество чести епископа Константинопольского и епископа Римского (патриаршую честь), поскольку Константинополь также был почтен пребыванием царя и сената.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Коль проклятья назад возвращать? Если ближний мой гневом пылает, То ему я отвечу добром, Пусть утешится он своим рвеньем И моим униженьем притом. Коль пылают безумные страсти, То пребуду спокойным всегда. И, остыв, все ж отступит безумье; Цепь его оборвется на мне. Добротою своей и терпеньем Укрощу я неправедный жар. Тихий голос мой будет слышнее, Нежли в гневе ответный удар. Одному из своих духовных сыновей, отвергшему суетные дела и решившему стать монахом, он писал: «Чрезвычайно рад, что ты благополучно прибыл в святую Гавань Богородицы. Дабы добиться успехов в богоугодной жизни монашеской, надлежит тебе заложить хорошие основы. И первую ты уже заложил – это иночество». 14 мая 1931 г. Следующий отрывок – из письма, адресованного молодому ученому, с которым отца Афанасия связывала братская христианская любовь: «Брат во Христе, сердце мое наполнилось отрадой и утешилось при известии о том, что ты получил диплом. Но вот что хочу тебе посоветовать, исходя из моего разумения: это – постоянно памятовать слова Господни: «Без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:5 ). Следующий отрывок из письма говорит о проницательности отца Афанасия: «Болезнь твоя, чадо, не обычного происхождения. Доктора тебе едва ли смогут помочь. Думаю, что причина болезни кроется в сердце твоем». Отец Андрей, молодой григориатский монах, некоторое время подвизался на подворье в Вултисте, так что духовное общение его со Старцем осуществлялось посредством переписки. Ученик рассказывал о своих немощах, а Старец посылал ему целительные наставления. «Понудься, чадо, – писал он в одном из писем, – обрести в жизни своей достоинства: простоту, сочувствие, мужество, благообразие, искреннюю любовь, разумение, учись усердно и долго молиться. Будь милосерд к бедным, люби их Постигай молчание и терпеливую стойкость. Никого не оскорбляй, не высмеивай. Обретай кротость, смирение, беззлобие ради того, чтобы Господь прославил тебя рядом с ангелами и святыми». Мудрый Старец отец Афанасий напоминает опытного восходителя, показывающего юному ученику своему святые высоты, которые тот возжелал покорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архимандрит Херувим (Карамбелас) Скачать epub pdf Старец Афанасий из Григориатской обители Каким был старец Афанасий Григориатский? Скажу лишь: если бы я был агиографом и получил бы благословение написать о ком-либо из святых, чья жизнь неведома, я стал бы писать о святом отце Афанасии. О его высоком стройном стане, о его хрупкой, утонченной фигуре, о мирном выражении лица его, его манере говорить, его светлых, лучистых глазах, о глубоком мире его святой бесстрастной души, отражавшейся на его лице, о его мужественной любви, кроткой требовательности к сыновьям духовным. И, наконец, о том духовном свете, который сиял во всем его святом облике. –Монах Феоклет Дионисиатский. Призвание к монашеству Детские годы В городе Пиргосе Илейаса, далеко от Горы Афон, более ста лет назад благословил Бог родиться будущему афонскому монаху. Благочестивая семья имела одиннадцать детей, что в те времена было явлением обычным. Большую часть своего времени отец того семейства проводил в одной из церквей города: он служил пономарем. Его маленьких детей часто видели под куполом храма, особенно же Андрея (такою мирское имя будущего отца Афанасия), которому было по нраву находиться в церкви с отцом. Случается порой, что служители Церкви, когда близость к святости становится обыденной, утрачивают чувство высокого. Однако отец Андрея был исключением.– в душе его не переставал гореть огнь веры и любви к Богу, и ему удалось передать огнь тот детям своим и – в первую очередь – Андрею. Первые божественные ростки в невинной детской душе Андрея возникли в священной атмосфере Церкви. Какие чистые молитвы возносил этот ребенок во время заутрени, когда в сумеречном свете утра медленно зажигал лампаду в алтаре перед Распятием Господа! А какую безграничную радость он испытывал на Литургиях, облаченный в стихарь и прислуживающий священнику! Церковь стала его вторым домом. Глас Господень Стремление к монашеской жизни родилось у Андрея, должно быть, при изучении писаний Отцов Церкви. Он любил читать жития Отцов и их труды и особенно – творения преподобного Никодима Святогорца . Он имел почти все религиозные книги, которые тогда в Греции можно было достать. С чтения этих книг Андрей начал познавать жизнь, эти книги возвысили его душу. Его юное сердце волновали чудеса и пути духовных восхождений святых Отцов, его ум возрастал глубокими мыслями и возвышенными чувствами преподобного Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1840 г. благодаря инициативе и десятилетним стараниям (1830-1840) ученого мон. Григория Византийского указом К-польского патриарха Анфима IV Г. м. снова стал общежительным мон-рем. Его новым игуменом был избран иером. Неофит (1840-1848), ученик Феодорита Эсфигменита, подвизавшийся до этого в скиту св. Анны. При нем к собору был пристроен экзонартекс, а его преемник игум. Даниил из Загоры (1848-1859) устроил в соборе парекклисион (придел) во имя прп. Григория Нового (1851), выстроил рядом с мон-рем дом для рабочих и организовал подворье Вулциста близ Веррии. Обитель достигла расцвета при игум. Симеоне (Ангелидисе) из Триполи (1859-1905). Он принял постриг в мон-ре св. Павла, был приглашен в Г. м. в качестве диакона и в том же году в 29-летнем возрасте был рукоположен во иерея и избран игуменом. Игум. Симеон был наделен мн. духовными дарованиями и адм. талантом, обладал большим умом, проницательностью, сильной волей и неутомимым трудолюбием. В результате его деятельности полностью был выплачен огромный долг мон-ря, достигавший 170 тыс. золотых грошей, а все строения отремонтированы. К монастырскому комплексу он пристроил новое крыло, образовавшее вместе со старым еще один двор с новыми вратами, чем удвоил первоначальную площадь обители. Также им были отстроены подворья вне Св. Горы, служившие в нач. ХХ в. опорными пунктами греков в освободительной войне за независимость Македонии. Необходимые для работ средства поступали в основном от использования недвижимых владений мон-ря, а также от добровольных жертвователей, причем известно, что Симеон сам ездил за поддержкой в Валахию. К-польский патриарх Иоаким III (1901) отзывался об игум. Симеоне как о «преобразователе» и «восстановителе» Г. м., в мон-ре его считают 4-м ктитором после прп. Григория Нового, игуменов Спиридона и Иоакима Макригениса. Игум. Иаков (1905-1910) был незаурядной личностью и обладал мн. добродетелями. За годы игуменства он уладил территориальные вопросы по 2 подворьям обители, Вулциста и Партенонос. Его преемниками по игуменству были Косма (1910-1914), Димитрий (1914-1916), Георгий I (1916-1924). В 1924 г. мон-рь возглавил игум. Афанасий Григориатский , в к-ром сочетались таланты исихаста и пастыря. Он оставил о себе память как о св. человеке ( Херувим (Карамбелас). 2002. С. 53-130). Его преемниками были: Феодор (1937-1943), Виссарион (1944-1972), поминаемый в числе ктиторов обители за адм. дарования и неустанную заботу о поддержании мон-ря, Дионисий (1972-1974), Георгий II (с 1974).

http://pravenc.ru/text/168091.html

Схим. Иосиф Исихаст Схим. Иосиф Исихаст Среди великих слав. подвижников - болг. старцы иеросхим. Анфим († 1867), дивный прозорливец и отшельник равноангельской жизни, и иеросхим. Игнатий Слепой Катунакийский († 1927), 60 лет проживший иноком на А. и взошедший на вершины святости, рус. старец иеросхим. Тихон (Голенков) (1884-1968), серб. аскет о. Георгий Пустынник († 1972) и схиархим. Стефан, ныне живущий в карульских скалах серб. старец, более 50 лет подвизающийся на А. и сподобившийся явления Пресв. Богородицы. На совр. Афоне с благоговением почитаются имена святогорцев, явивших своим житием подлинный образец святости. В ряду близких нам по времени афонских отцов-аскетов - старец Варнава († 1905), духовники Харитон († 1906) и Савва († 1908), Даниил Катунакийский († 1929), Каллиник Исихаст († 1930), Иоаким из Нов. Скита († 1934), Кодратий, игум. мон-ря Каракал († 1940), Иоаким из скита св. Анны († 1950), Афанасий Григориатский († 1953), Герасим (Менайос) († 1957), Иероним Симонопетрит († 1957), Иосиф Исихаст Пещерник († 1959), старец Филарет Карульский († 1962), Филарет Кастамонитский († 1963), игум. Гавриил Дионисиатский († 1983), прозорливец Порфирий (Байрактайрис) († 1991), гимнограф старец Герасим Микраянанит († 1991), богопросвещенный рус. старец Софроний (Сахаров) († 1993), Паисий (Эзнепидис) († 1994), Ефрем Катунакийский († 1998) и мн. др. подвижники, почившие и живущие. Схим. Никодим Карульский Схим. Никодим Карульский С древнейших времен А. известен как место непрестанной молитвы за мир. «Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда и мир погибнет»,- говорил старец Силуан Афонский. Бесчисленны сонмы св. подвижников, прославивших Св. Гору своей ангелоподобной жизнью. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал о всех афонских иноках, носителях высокого аскетического идеала правосл. подвижничества: «Велик подвиг их веры, ибо обрели они нетленные сокровища Духа, даруемые свыше от Отца Небесного, чем и прославили Святой Афон - остров сугубой молитвы и благочестия». Память Всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших,- в неделю 2-ю по Пятидесятнице.

http://pravenc.ru/text/77102.html

    Образ " Отрада и Утешение " из Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Празднуется 21 января (3 февраля).   . ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ   «Алтарница» - см. «Виматарисса». «Акафистная» («Богородица Благоухающая») – 1.икона в монастыре святого Дионисия. По преданию, патриарх Сергий обносил эту икону вокруг стен Константинополя ( 626 г.), когда городу угрожало нашествие варваров; 2.- икона в монастыре  Хиландарь, перед которой во время пожара в 1837 году читался акафист, и  которая  возвестила монахам о грядущих истпытаниях . «Антифонитриа» («Предвозвестительница») – 1.икона в монастыре Ватопед ( ее называют еще и «Живоприятной»), от которой услышала предупреждающий  голос    (382) царица Плакидия ( Плацидия)  - дочь императора Феодосия 1-го Великого Плацидия, пожелавшпя в войти в собор;   2.икона Божией Матери в монастыре Костамонит, прославившаяся во времена крайнего оскудения обители.  «Аравийская» икона – икона свм. Георгия Победоносца в болгарском монастыре «Зограф».  «Богородица Благоухающая» - см. «Акафистная».  «Божия Матерь» («Григориатская») - икона Божией Матери в монастыре св. Григория, принесенная в дар обители супругой молдавского господаря Стефана Великого Марией Палеологиней (+1511). Икона, дважды  объятая пламенем пожаров, осталась невредимой. «Виматарисса» («Алтарница», «Ктиторская») – икона  в монастыре Ватопед, названная так по месту ее нахождения на синфроне ( горнее седалище) в виме ( алтаре) соборного храма. По преданию, икона  во время нападения арабов на монастырь  в Х-м веке была спрятана монахом Саввой и через 70 лет была обнаружена невредимой в колодце алтарного помоста. «Вратарница» - см. «Портаитисса». «Всецарица» - 1.- см. «Пантанасса»; 2.- икона Божией Матери ( ХУ в.) в монастыре святого Григория, уцелевшая после  всех бедствий этой обители. «В скорбех и печалях утешение» - икона (ХУП в.) в виде створчатого складня с частями святых мощей , находившаяся в ските Андрея Первозванного. По преданию, она принадлежала патриарху Царьграда Афанасию.  «Геронтисса» ( «Старица») –  образ Божией Матери в монастыре Пантократор, от которой один иеромонах услышал грозный глас, повелевающий ему исполнить волю престарелого игумена.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010