«Кто, пишет святой Амвросий, разумеет пути Промысла Божия, тот может употребить те же слова, какие здесь изрекает святой Давид. Без ведома Божия ничто не бывает; все, что бывает, бывает по Его суду. Но к познанию сего приводит то, о чем он выше молился, то есть чтобы Бог вразумил, как научиться заповедям. Получив такое вразумление, уразумел он и праведность судов Божиих. Это уразумение есть достояние мужа совершенного. Иное дело — веровать, и иное — разуметь. Вера — в том, кто восприял страх Божий; разумение — в том, кто умудрился уже во спасение... Смирен я был, чтобы это уразуметь, потому что те, кои высокосерды, не имеют очей, чтобы видеть такую истину. Когда же смиряемся, тогда познаем грехи свои, и самым смирением очищаем падения свои. «Смирился», говорит, и «спасе мя» (Пс.114:5). Истинно смирен, кто смирен во спасение; не тщетно подвергся скорбям тот, кто направлен ими к покаянию. Но между уразумением означенной истины и страхом, приведшим к покаянию, есть расстояние. Господь говорит к уверовавшим иудеям: «аще пребудете в словеси Моем... уразумеете истину» (Ин.8:31-32). Видите ли, не с самого начала, как только кто по страху Божию слушает слово Его, дается уразумение». Пс.118:76. Буди же милость Твоя, да утешит мя по словеси Твоему, рабу Твоему    «Рабу Твоему» относить можно и к «словеси Твоему», И к «буди же милость Твоя рабу Твоему». Последнее лучше, ибо первое само собою разумеется. Так толкует святой Афанасий: «Умоляю, да будет, по слову Твоему, милость Твоя утешением и ободрением рабу Твоему; ибо многие, прияв утешение, предаются обольщению, будто бы приобрели его собственным благоразумием. Чтобы и мне не впасть в такое же заблуждение, да будет мне, рабу Твоему, по слову Твоему, милость Твоя».    В какой же связи состоит это с предыдущим? — Вот в какой: «Но время уже, говорит Феодорит, человеколюбию и утешению, ибо Ты обетовал кающимся благоволение Свое. То самое сказал Бог и устами Исайи: «егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися» (Ис.30:15), и устами Малахии: «обратиться ко Мне и обращуся к вам» (Мал.3:7). Чего же, стало быть, просить? — Милости утешения, по слову Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

   Научись отсюда небоязненности, с какою дожно тебе противостоять мысленным врагам. Их точно не исчетные тьмы. И одни, — по св. Максиму у Зигабен, — нападают спереди, увлекая приманками счастья и благ земных, другие поражают сзади, оскверняя душу воспоминанием и похотением прежних сласте; иные борют справа, внушая браться за подвиги чрезмерные, чтобы воздымив нас тщеславием, низвергнуть потом в пропасть падения; иные уязвляют слева, склоняя на явные и ведомые грехи. — Стяжавший помощь Божественную не боится этих полчищ. И они, видя на нем этот покров Божий, издали только пускают в него стрелы. — Этот покров и потщись удержать неугасимою ревностью о Богоугождении и всегдашним смиренным и болезненным к Господу в сердце припадением, — и мужество духа не отступит от тебя, а при мужестве побегут от тебя все полчища бесовские: ибо против мужественных они сами страшливы. (Желающий пусть читает об этом в слове св. Антония Велик., которое помещено в житии его, писанном св. Афанасием Великим). 3. Молящийся выражает желания сердца своего, или изливает молитву свою Пс.1:8 Воскресни Господи, спаси мя Боже мой; яко ты поразил еси вся враждующия ми всуе, зубы грешников сокрушил еси.    Указав на множество и лютость врагов, исповедав крепкое свое упование на Бога, и вследствие того совершенное в нем успокоение и неробение врагов, — возглашает теперь молитву: воскресни... спаси! Как бы так: в чем за упование удостоверил Ты меня, соверши теперь делом. Спаси меня от врагов, подобно тому, как и прежде всегда сокрушал и посрамлял ты всех враждовавших на меня по напрасну.    Хоть крепкое имел упование, и совершенно успокоился в Боге; но не опускает молитвы. Упование — основание молитвы, а не замена ее. Иначе будет казаться, будто тварь, уповая, право себе присвояет, как должного чего, ждать от промышления Божия, — будто некоторым образом приповелевает ему. — Уповает; но как судьбы Божии сокровенны, то и молится: ускори на помощь!     Воскресни, — восстань. Бог устроив все и пустив в ход, как часы, почил от дел своих. Чтоб явить кому особую помощь, Он исходит из этого Божественного покоя, и вот об этом молитва Пророка! Подвигнись на помощь и спасение. В этом смысле при подъятии скинии ковчега, во время сорокалетнего странствования, возглашали обычно: востани Господи и да разсыплются врази твои (Чис. 10:34). — Или Божиим покоем называет он Божие долготерпение (Зигаб.) Когда злобы людей множатся, а Бог не вразумляет их; то кажется, будто Он спит, в покое пребывает. Почему страждущий молится: востани; вскую спиши Господи? (Пс. 43:24). «Движимый упованием, я восстаю на молитву; ты же, возбужден будучи уповательною молитву; ты же, возбужден будучи уповательною молитвою моею, подвигнись на врагов моих» (Анф. Иерус.). Восстанет Бог, и рассыплются все враги и все беды прейдут.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

По совету ректора Исидора, однажды он дал ученикам написать поучение, Е. В. Говоров написал очень хорошо и был похвален; вследствие чего, по его собственным словам, находился на верху счастия. В философском классе способности Георгия Говорова стали быстро раскрываться, и он обратил на себя внимание проф. Ефимия Андреевича Остромысленского, одного из первых студентов 1 курса Киевской духовной академии, товарища Иннокентия. Преподавая философския науки – метафизику, историю философии, логики и психологии Еф. Андреевич был красою семинарии. Ученики заслушивались его лекции, тем более, что они излагались языком понятным и увлекательным. Сверх того, от связной речи Еф. Андр. нередко переходил к разговорной: вызовет какого-либо ученика и начнет с ним бесду о каком-либо важном предмете. Этот последний сократический прием особенно нравился слушателям и возбуждал их внимание и самодеятельность. Жаль, что теперь он мало практикуется в духовно-учебных заведениях! Г. В. Говоров со вниманием слушал лекции Еф. Андр., часто с ним беседовал по вопросам психологии и был им отличаем, как один из лучших и даровитых учеников. Даже более этого, – Егор Васильевич имел доступ в квартиру Е. Андр., часто бывал у него, и часто можно было слышать их беседу о философских вопросах, длившуюся иногда по несколько часов. Словом, между учителем и учеником установилась тесная нравственная связь, и эта связь настолько была крепка, что Георгий Говоров, несмотря на то, что был один из числа очень хорошо успевающих, захотел сам остаться на повторительный курс в философском классе ради именно Е. Андр., желая еще прослушать полный курс его уроков по философским наукам. Но каково же было его разочарование!? Еф. Андр. лишь только начал читать следующий курс, как назначен был законоучителем Орловского кадетского корпуса с принятием сана священника, а на его место в Орловскую семинарию поступил Григорий Афанасьевич Жданов, магистр Моск, духовн. академии. Жданов по новости не мог сообщить ничего особенно интересного против того, что сообщил Еф.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

А руководство для сельских училищ могло бы служить и в уездных училищах. Прошу Вас, достопочтеннейший о. ректор Феофан, прошу Вас скорее ознакомиться с существенными духовными потребностями Олонецкой епархии и послужить удовлетворению их. О. Афанасий поревнует Вам, объясняя слово Божие воспитанникам, дабы и они в свое время, научась объяснять слово Божие правильно, успешнее руководили и прочих к правильному уразумению путей Господних, в оном слове откровенно указанных нам. Руководство для училищ нужно такое, какого требуют время, место, возраст детей. Экономическую часть по всему устрояйте сообразно правилам и способам. Третий из имеющих явиться к Вам был бы кажется для Вас верным математиком. Вот что набросал я на бумагу по письму Вашему ко мне от 12 сего ноября. Но учение о расколе не такой предмет, о котором можно было бы говорить бегло: прошу Вас вникнуть в это дело, сообразить все обстоятельства, относящиеся к нему; учить и действовать против раскола требуется, и Господь покорных Ему и во славу Его трудящихся наставников благословит успехами. И послушника Вашего сохранит Господь. Всех нас да сохранит Премилосердый и Всесильный творяй чудеса Един. 19 ноября. 3. О раскольнических книгах. Об устроении класса живописи. О толковании Псалтири О раскольнических книгах. Об устроении класса живописи. О толковании Псалтири. О трудах пермского духовенства в борьбе с расколом. Ответ на письмо от 22 ноября 1855 г. Вы писали ко мне от 22 сего ноября, верно еще не получив от меня ответа от 19 ноября. Посему на письмо ваше от 22 ноября отвечаю коротенько. 1) Желал бы я видеть ту рукописную книгу, которая Вам доставлена г-ном Цитовым, и о которой объяснением начали Вы свое письмо от 22 ноября. 2) Должен я ожидать от Вас уведомления, какое впечатление на Вас произвел мой к Вам ответ от 19 ноября. 3) Весьма хорошее дело, что Вы желаете пересмотреть старопечатные книги, хранящиеся при кафедральном соборе. Если найдете какие нужными для семинарии, о таковых рассмотрите дела в консистории; если присутствием консистории будет признана возможность передать их в семинарскую библиотеку, то об этом должно быть представление в Святейший Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

С греческим традиционализмом русских исихастов роднит и ориентация на максимально возможный выход традиции в мир, проявившаяся, в частности, в использовании языка, доступного широким народным массам. Так, известный русский святитель Феофан Затворник , предаваясь уединённому подвижничеству, переписывался с многочисленными друзьями и знакомыми, используя в своих письмах разговорный народный язык. Влияние традиционализма проявилось и в трудах русских богословов-эмигрантов в первой половине ХХ в. Известный греческий богослов Христос Яннарас справедливо называет это богословское движение «нахождением богословского самоопределения и православной идентичности» 737 . Влияние изданного традиционалистами «Добротолюбия» трудно переоценить – оно стало толчком к возрождению исихастской духовности не только в России, но и в Сербии, Болгарии, Румынии, а впоследствии вызвало большой интерес и на Западе, где было переведено на французский, английский, немецкий и испанский языки 738 . 4.2. Традиционные просветители и вооружённая борьба греков за независимость Вопросы отношения традиционалистов к перспективам вооружённого восстания и их участия в национально-освободительном движении стоят в центре внимания современной историографии, причём по ним зачастую высказываются прямо противоположные точки зрения. Задача нашего исследования состоит в том, чтобы, пользуясь всеми имеющимися источниками, попытаться ответить на стоящие перед нами вопросы по возможности более аргументированно и точно. Во-первых, мы сопоставим общественно-политические концепции традиционалистов (прежде всего. Космы Этолийского и Никодима Святогорца ) в контексте их взглядов на перспективы греческого национального освобождения. В историографии такого анализа ещё проведено не было, поэтому данная тема представляет для нас значительный интерес. Также необходимо проверить обоснованность общепринятого утверждения, согласно которому подъёму греческого национально-освободительного движения предшествовало распространение образования и просвещения среди народных масс.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Ну, и тем временем было десять лет тайного монашества, и это было блаженное время, потому что, как Феофан Затворник говорит: Бог да душа — вот и весь монах. И действительно был Бог и была душа, или душонка, — что бы там ни было, но, во всяком случае, я был совершенно защищен от мнения людей. Как только вы надеваете какую-нибудь форму, будь то военная форма или ряса, люди ожидают от вас определенного поведения, и вы уже как-то приспосабливаетесь. И тут я был в военной форме, значит, от меня ожидали того, что военная форма предполагает, или во врачебном халате, и ожидали от меня того, что ждут от врача, и весь строй внутренней жизни оставался свободным, подчинялся лишь руководству моего духовника. Вот тут я уловил разницу между свободой и безответственностью в свободе. Потому что его действительной заботой было: ты должен строить свою душу, остальное все второстепенно. Я, например, одно время страшно увлекся мыслью сделать медицинскую карьеру и решил сдавать экзамен, чтобы получить специальную степень. Я отцу Афанасию про это сказал. Он на меня посмотрел и ответил: «Знаешь, это же чистое тщеславие». Я говорю: «Ну, если хотите, я тогда не буду». — «Нет, — говорит, — ты пойди на экзамен — и провались, чтобы все видели, что ты ни на что не годен». Вот такой совет: в чисто профессиональном смысле это нелепость, никуда не годится такое суждение. А я ему за это очень благодарен. Я действительно сидел на экзамене, получил ужасающую отметку, потому что написал Бог весть что даже и о том, что знал, провалился, был внизу списка, который был в метр длиной; все говорили: ну знаешь, никогда не думали, что ты такая остолопина, — и чему-то научился, хотя это и провалило все мое будущее в профессиональном плане. Но тому, чему он меня тогда научил, он бы меня не научил речами о смирении, потому что сдать блестяще экзамены, а потом смиренно говорить: да нет, Господь помог, — это слишком легко. А еще до этого, когда я работал с молодежью и как будто у меня это получалось, отец Афанасий позвал меня, сказал: «Ты слишком преуспеваешь, слишком доволен собой, ты становишься звездой — брось все». Я ему говорю: «Хорошо. Что я должен сделать, надо ли объяснять причину? Глупо будет сказать: я хочу стать святым, поэтому больше не буду работать с молодежью». Он мне ответил: «Да нет, собери других руководителей, скажи им: я слишком занят медициной, это меня увлекает больше, чем работа с молодежью, и я ухожу. Если они будут возмущаться, пожми плечами и скажи: знаете, я пробиваюсь в жизни по-своему, вы стройте свою жизнь по-вашему. Только чтобы никто не догадался, что у тебя самые благие побуждения».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Что касается присвоения за мою статейку сана архиепископа, то против этого я еще решительнее возражаю, скажу сильнее – протестую, и, при всем моем сыновнем послушании Святейшему Патриарху, на этот раз я скажу: «Благодарю, но не приемлю и многое, многое вопреки глаголю...» Я не слыхал, чтобы когда-либо находящемуся на покое епископу жаловали титул архиепископа. Святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов , пребывая на покое, написали целые горы ценнейших богословских книг, но о награждении их саном архиепископа тогда ни у кого и мысли не было, и они до конца жизни оставались епископами... Есть у меня и еще серьезное побуждение решительно отказаться от присвоения высокого церковного титула. Мне Господь судил быть участником Собора 1917– 18 годов. Там, в отделе о церковной дисциплине я делал доклад о том, что различные церковно-богослужебные отличия и церковные саны не должны даваться в качестве награды, а должны быть отличием определенных церковных служений. В частности, сан епископа носят викарии, а сан архиепископа должен принадлежать лишь епархиальным архиереям, независимо от времени пребывания их в архиерейском сане. Мой доклад был одобрен отделом о церковной дисциплине. И я ни в коем случае не хотел бы, чтобы для меня было сделано отступление от того, что я по искреннему и глубокому убеждению отстаивал на Свящ Соборе. Ввиду этого всего изложенного усерднейше прошу Вас, дорогой Владыко... сделать все зависящее от Вас, чтобы вопрос о присвоении мне ученой степени и высокого церковного звания был снят с очереди и никогда не поднимался» 67 . И в этом же письме, используя нечастую возможность обращения в высокие инстанции, епископ пробует решить вопрос его постоянного попечения: «Дорогой Владыко! У меня к Вам еще один вопрос, а вместе с ним будет и просьба. Имеются ли в архиве Патриархии дела Священного Синода за 1918 г.? Если они находятся в Вашем ведении, то не найдется ли там мой доклад «Об упорядочении чествования русских святых» 68 , который я делал в Богослужебном отделе Священного Собора. Отделом доклад был одобрен, а Соборным Советом он признан был совершенно бесспорным и без обсуждения его в пленарном заседании Свящ Собора был направлен Святейшему Патриарху для исполнения. По этому докладу состоялся Указ Свят Патриарха и Свящ Синода от 13/26 июля 1918 г., 6...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Василий Великий – одно может и без другого греха погубить душу. Я было хотел дать моему разбору о переводе Библии на русский язык с еврейского развитие большее, на основании данных, имеющихся у меня в виду, и сообщить Вам его в письме, но как того, что мне для этого нужно, у меня нет под рукою, то я оставил это намерение мое до другого времени, чтобы молчание мое, происходившее и от иных разных обстоятельств, длившееся слишком долго, прекратить, оставаясь в той надежде, что Вы, по великодушию Вашему, Владыко, простите мне за медлительность моего ответа». Из этого письма Первухина видно, что он настолько интересовался вопросом о русском переводе Библии, что за разъяснением его обращался, кроме преосвященного Феофана, к высокопреосвященному Димитрию, архиепископу Волынскому (позже Херсонскому), к преосвященному Порфирию, епископу Чигиринскому, викарию Киевского митрополита. Какой же ответ на данный вопрос дал Первухину епископ Феофан? Преосвященный Феофан и в своих статьях 223 и в своих письмах 224 много раз касался вопроса о переводе книг Св. Писания на русский язык. В вышеприведенном письме к Первухину (от 19 апреля 1877 года) преосвященный Феофан решительно высказывается против перевода Св. Писаний Ветхого Завета с еврейской (масоретской) Библии, а не с греческого языка. Такое же суждение епископ Феофан высказывает в ответе на письмо Первухина (от 1884 года), до нас не дошедшее. 558. О новом переводе Св. Писания. О евангелии Льва Толстого О новом переводе Св. Писания на русский язык. О переводе богослужебных книг. О евангелии Льва Толстого. Поклоны знакомым. 1 Октября 1884 г. Милость Божия буди с Вами, Семен Афанасьевич! Виноват я пред Вами; прошу прощенья. Последнее Ваше письмо, и копия с письма преосв[ященного] Порфирия немалое доставили мне утешение. Совершенно разделяю Ваше мнение разумное о новой Библии на русском. Точь-в-точь я также писал о ней и печатал в «Душ[еполезном] чтении», и в «Церковном вестнике» С.П.Б. Академии. Полагаю, что так думают многие – многие Преосвященные. Но молчат. Потому что против Синода им писать неудобно. Но я верую, что как только глава Синода переменится, голоса подымутся. И может быть, что-нибудь сделают. Вы бы попросили преосв[ященного] Порфирия, чтобы он Ваше письмо отдал в какой-либо журнал для напечатания. Что касается до лучшего перевода богослужебных книг, то об этом я так думаю: наши богослужебные книги – неоцененное сокровище молитв, догматствования православного и нравоученья. Потому их надлежит блюсти и соблюсти в том же духе, как есть. Но перевод их следует улучшить или – снова перевесть, не на русский, а на славянский же, только чтобы изложение было понятно. В этом роде перевод уже начат в «Душепол[езном] чтении»... Там уже переведены некоторые праздничные службы на славянский понятный язык, канон св. Андрея Критского , и по временам продолжается сие 225 . – Так и все надо перевесть. Чтоб из-за этого вышло что раскольническое, нечего бояться. Прошло время. –

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Больше, чай, не буду ничего писать. Пора на покой. Благослови Вас, Господи, всяким благословением. Ваш доброхот Еп. Феофан. 562. О пятом томе «Добротолюбия». О составлении указателя к «Добротолюбию» О пятом томе «Добротолюбия»: это верх аскетических писаний. О составлении указателя к «Добротолюбию». Благожелания. 29 октяб. 1890 г. Милость Божия буди с Вами! Виноват! Посылая вам 5-й том «Добротолюбия», я поленился написать Вам хоть бы строчку. Сознаю всю невежественность такого поступка и прошу извинений. Теперь Вы верно уже просмотрели эти книги. Это верх аскетических писаний, изображающих последние пределы совершенства духовной жизни. Как все кажется просто, а неудободоступно и для жизни, тем паче для ума. Всяко, однако ж, идущие внутренним путем могут для себя почерпать отсюда указания, верно ли идут и далеко ли прошли, хотя последнего лучше не касаться, чтобы с глаз не съесть самого себя. «Добротолюбие» кончено. Теперь надо составить указатель. Приступаю. – Читающим не так нужен указатель, когда читают, но по прочтении, когда вспомнится им какая мысль и у них родится желание еще прочитать, он большое доставит удовольствие, а пожалуй, и пользу. – Однако ж работа эта, хоть немудреная, но кропотливая, дает себя знать, особенно такому лентяю, как я. Как течет Ваше богоугодное житие? – Блаженна часть Ваша. Облака суетных помышлений и попечений не заволакивают Вашего внутреннего свода небесного, и солнце тамошнее ясно видится и ярко светит. Благослови Вас, Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Еп. Феофан. P. S. Когда-то Вы обещали мне что-то написать... и не написали. Я ждал – ждал; а там и ждать перестал. 563. Благословение на Великий пост. О многотрудном положении. О жизни в гостиницах Благословение на Великий пост. О многотрудном положении: хорошо, что не тяготитесь им. О жизни в гостиницах. О посылаемых книгах. 6 мар. 1891 г. Милость Божия буди с Вами! Семен Афанасьевич! С Великим постом поздравляю Вас, сопровождая сие желанием – провести спасительный пост сей в здравии и благоговейнстве, обычном Вам, с получением и всех духовных благ, приносимых постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Стр. 165 752. Молитва – сказание своими словами своих нужд Богу 4:6. Молись, сказывая сам свои прошения. Не требуются многие и красные слова. Говори, как чувствуешь, говори своим словом. Да сказуются: γνωριζεσυω – да доводится до сведения Божия. Давай Богу знать о своих нуждах. Стр. 166 753. Мир Божий превосходит всякий ум, как неизъяснимый и недостижимый умом 4:7. Мир Божий превосходит всякий ум, и, потому что неизъясним, нельзя его ввести в обычные понятия и изобразить его другому так, чтобы он понял. Его только вкушать можно; и вкушающий понимает его, но сравнить его ни с чем не может, чтоб изъяснить. И потому еще он превосходит всякий ум, что находит помимо ума; ум не умеет достигнуть его; он дается, а как и почему, это непостижимо. Дается «о Христе Иисусе». Только истинные христиане иметь его могут. Путь к нему единственный – истинная христианская вера. Стр. 169 754. Благоустроение мыслей – важное дело в духовной жизни, чтобы им разбивать греховные помыслы 4:8. «Сия помышляйте» ... Благоустроение мыслей важное дело в нравственной жизни. Ум наш быстродвижен и без дела быть не может; почему непрестанно плодит помыслы. Материал для того доставляют ему все части нашего естества и весь круг деятельности. Потому, каков весь человек, таковы и мысли его; и наоборот, каковы мысли, таков и человек. Когда обращается человек от греха и страстей к добродетели и чистоте: тогда намерение его хотя и решительно, но не все в нем вдруг тому повинуется. То, чем прежде он питал в себе страсти и грех, долго еще возбуждает в нем сочувствие к себе и вызывает желания. Хоть положив не работать греху, он и не склоняется на то, но беспокойства, тревоги и опасений из-за того не может не иметь. И в этом-то помыслы – первые его враги. Первое, ему по сей причине, дело – разогнать это вражеское полчище, возобладать помыслами и сделать их не врагами, а споспешниками себе. Средство к тому – занимать ум добрыми помышлениями. Ибо как от худых мыслей рождаются худые желания, так от добрых – добрые. Стр. 173, 174 Первое послание св. апостола Павла к Солунянам

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010