Оставшись совершенным «бобылем», о. Затворницкий не впал в малодушное уныние и безутешные скорбь и отчаяние, но постарался недостаток личного семейного счастья заменить приходско-семейным благополучием и преданным служением благу духовных чад родного села, которому он отдал лучших 16 лет своей пастырской деятельности. Между о. Петром и его прихожанами с Дейкаловки установились столь близкие и родственные духовные связи, что порвать их казалось в одинаковой степени тяжело и пастырю, и его духовным любящим детям. О. Петр, отличаемый начальством, переводился из родной деревни в Ромны, в Зенькови, Полтаву (в 1866 г.) к Воскресенской церкви, но скоро же или по собственному влечению сердца, или по желанию и неотступной просьбе своих прихожан возвращался в любимую Деикаловку. «Имея целью проходить преподавательскую обязанность в градском учебном заведении я, – говорил о. Затворницкий в своем слове по поводу перемещения в Полтаву, – уже готов был к разлуке с вами, зная, что и разделившее нас пространство не может изгладить доброй памяти о тех людях, которые пользуются пастырской искренней к ним преданностью и тем священным чувством, которое называется любовью. Видимая наша разлука никогда не изгладила бы из моей души той мысли, что вы составляли собою первых духовных моих детей и прямодушных братий. Тронутый убедительным приглашением – быть здесь (т. е. в Дейкаловке – А.Д.), которое мне предложено было многими из вас и притом от имени всего прихода, полагая в этом обстоятельстве выражение вашей благорасположенности, хотя и не заслуженной мною, я в надежде на милость Божию обратился к Преосвященному Владыке и просил его воли оставить меня на теперешнем месте пастырства – среди вас. Благоснисходительный архипастырь не отвергнул моего просительного обращения и вашего желания, он благословил мою решимость остаться с вами и подвизаться на пастырском поприще среди тебя, добрая и благорасположенная паства!». («Пастырский голос» Вып. I С. 87). Столь доверчивые и благорасположенные отношения пасомых к своему пастырю, установившиеся между обеими сторонами, имели весьма отрадные последствия для устроения церковно-приходской жизни в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

С. 412, 413. Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху 155. Епископ и сопресвитеры Афанасий Иоанну и Антиоху, возлюбленным чадам и сопресвитерам, желает о Господе радоваться. С. 414. Послание к пресвитеру Палладию 156. Повеление пресвитерам – быть послушными своему епископу Василию Великому, чтó он признает лучшим Доводишь до моего сведения ο кесарийских монахах, что они негодуют и противятся епископу, возлюбленному нашему Василию. Хвалю тебя за то, что даешь о сем знать, а им высказал я, чтó следовало, а именно, чтобы как чада послушны были отцу и не противоречили в том, чтó он признает лучшим. Если бы можно было подозревать его в рассуждении истины, то хорошо было бы идти против него. Α если твердо уверены, как и все мы уверены, что он – похвала Церкви, подвизается паче за истину и учит имеющих в том нужду: то надобно не противоборствовать таковому, а паче, одобрять благую его совесть... Василий, как твердо уверен я, немощным бывает немощен, да немощныя приобрящет (ср.: 1Кор 9:22 ). И возлюбленные нами, взирая на цель и смотрение его – соблюсти истину, да прославят Господа, давшего Каппадокии такового епископа, какого желает иметь и всякая страна. С. 415. Послание к монаху Амуну 157. Убийство на войне – законно Убивать не позволено, но истреблять неприятелей на войне и законно, и достойно похвалы; почему, отличившиеся во бранях удостоиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах. С. 419. Отрывок из 39-го праздничного послания 158. Апокрифы – выдумка еретиков В Библии одни книги внесены в канон, a другие предлагаются для чтения; но нигде не упоминается ο книгах апокрифических: они суть выдумки еретиков, которые пишут их, когда хотят, но приписывают им давность и прибавляют лет, чтобы, выдавая их за древние, иметь случай к обольщению тем людей простодушных. С. 423. Послание к Руфиниану 159. Падших и защитников нечестия, при их раскаянии, прощать, но место в клире давать только уклонившимся по нужде и насилию На Соборах и везде рассуждено за благо – падших и защитников злочестия прощать, если покаются, но не давать им места в клире, а о тех, кои не первенствовали в злочестии, но были увлечены нуждою и насильно, решено, как давать им прощение, так и иметь им место в клире, тем более, что они представляли достойное вероятия оправдание, и сие было с ними, по-видимому, не без особого Божия смотрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Опять-таки, могу вам дать пример. Как-то я, когда был юношей, “насмерть” поссорился с одним своим товарищем. Я пришел к отцу Афанасию, спрашиваю: “Отец Афанасий, что мне делать? Я поссорился с Кириллом и не могу ему простить то, что он мне сделал. Но в молитве Отче наш говорится: “Прости, как я прощаю”. Что мне делать?” Отец Афанасий на меня спокойно посмотрел и сказал: “Дойдешь до этого места — скажи: “Не прощай меня, потому что я Кириллу простить не могу”... — “Я не могу этого сказать!” — “Ничего другого сделать нельзя”. Я попробовал, дошел до этого места и не мог этих слов произнести. Вернулся к отцу Афанасию. “Ну, — говорит он, — если ты не можешь честно сказать этих слов, то перескочи через это прошение”. Я попробовал: невозможно! Это прошение гранью стоит между моим спасением и моей погибелью. Вернулся снова к отцу Афанасию. Он говорит: “И что, тебе страшно, что ты погибаешь? Тогда вот что попробуй сделать. Скажи: “Господи, я очень хотел бы простить Кирилла, да не могу. Можешь ли Ты меня простить постольку, поскольку я хотел бы ему простить?” Я попробовал — и это получилось. А потом постепенно, переходя из одного оттенка к другому, я вдруг увидел: какое безумие! Конечно, я могу простить Кириллу! Он передо мной даже и не виноват, мы оба друг перед другом виноваты!.. Я сначала с ним примирился, а потом оказался в состоянии свободно, спокойно говорить эти Божественные слова, решающие нашу судьбу, являющиеся как бы Красным морем, через которое мы должны пройти из рабства в Обетованную землю. Значит, следует читать молитвы честно, и когда мы не можем чего-то произнести совершенно честно, мы должны Господу сказать: “Я произнесу слова святого, который написал эту молитву, но от себя я не могу их сказать. Помоги мне когда-нибудь дорасти до этой меры!”. Но дорасти до этой меры невозможно, если мы будем просто эти молитвы твердить, никогда к ним не возвращаясь. И надо сделать две очень важные вещи. Во-первых, то, что святой Феофан Затворник нам предписывает: продумывать и прочувствовать каждую молитву не в момент, когда мы совершаем наше молитвословие, а в моменты, когда мы можем сесть спокойно, прочитать эту молитву, вдуматься в нее и ставить перед собой вопрос: вот что такой-то святой знал о Боге, о себе, о жизни; что я знаю об этом?.. И прочувствовать, довести до своего сознания, до своего сердца и как бы до глубин своих воспоминаний, из глубин своего сердца вывести на поверхность все то, что соответствует словам этой молитвы. Так что когда я буду читать ее перед Богом, весь духовный и человеческий опыт, собравшийся во мне, был бы вызван наружу словами этой молитвы. Тогда каждая молитва начнет оживать, делаться моей молитвой; вокруг каждого слова будут кристаллизоваться моменты моего собственного опыта.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О невозможности предположить подобные занятия, стремления и ведения в существе, естество которого телесно, уже было помянуто; да это очевидно и само собою. Но останавливаю особенное внимание на следующих словах: «душа нередко, поощряемая чистотою ума, воспаряет к святым и ангелам, пребывающим вне земных тел». Какая тут мысль? Мысль та, что святые и ангелы бестелесны и не только бестелесны, т.е. по естеству невещественны. Заметит иной: пребывают вне земных тел грубых, но не вне эфирных тел. Скажу на это: пусть так, пусть ангелы – не вне эфирных тел. Это будет значить, что они – в эфирных телах, как в оболочке, облечены ими, носят их: но сами все же не тело эфирное, а духи, облеченные эфирным телом. Таким образом, и эта мысль против нового учения. Если б новое учение так думало, мы и не стали так много спорить с ним, а сказали бы только: как хочешь. Ты так, а мы так. Но оно все твердит: душа – тело, ангел – тело, самое естество их телесно. Вот уж тут не удержишься, чтоб не сказать, что так нельзя думать, потому что никто из святых так не думал. Скажу еще несколько слов о мнении святого Афанасия. Беру, во-первых, буквально слова: «вне земных тел», понимая их так: вне всяких тел, ибо эфирное тело – выдумка, без нужды придумываемая и никакой ясности в учение о духовном мире не привносящая. Вывожу, во-вторых, эту мысль из сопоставления в сем месте ангелов с святыми. Все рассматриваемое нами место святого Афанасия раскрывает одну мысль, что душа – не тело. В сделанных нами замечаниях приложены пояснительные мысли, что душа не есть не только грубое тело, но даже и эфирное. И если б святой Афанасий знал о подобном предположении, то, конечно направил бы обороты речи против него. Говорю: обороты речи, – ибо мысли его и в теперешнем виде совершенно отрицают всякую вообще телесность в душе и утверждают неоспоримо, что душа есть дух, чуждый всякой вещественности. В предпоследней выписке у него та мысль, что душа выходит из тела, какою есть в теле. Но если она, по его учению, дух – в теле, то дух – и вне тела. Следовательно, святой Афанасий признает, что святые отшедшие в теперешнем состоянии суть духи чистые. Но если наряду с ними он поставляет и ангелов, то значит признает и их чистыми духами, т.е. не только невещественными, но и бестелесными.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«До того простерли гордость, говорит святой Афанасий, что сердце в них стало, как сыр». «Это сходствует, пишет Феодорит, с пророческим изречением: «одебеле бо сердце людей сих, и ушима своими тяжко слъшаша, и очи смежиша» (Ис.6:10); сходствует и с тем, что в книге Исхода сказано о Фараоне: «ожесточися сердце Фараоново» (Исх.8:19). Посему пророк и говорит: они имеют сердце упорное, и сами претворили мягкость его в грубость, подобно тому, как сгущают и усыряют молоко, а я таял, поучаясь закону Твоему». Значение этого одно и то же — упорное противление Богу и Божиим порядкам: «уты, утолсте, разшире, и забы Бога создавшаго его» (Втор.32:15). «Сердце святых, говорит святой Афанасий, утончено, а сердце гордых утолщено». Так бывает с бедным сердцем человеческим потому, что не в ту сферу вводит его неправда, в какой ему следует быть по естеству; вот оно и сжимается. «Молоко, пишет святой Амвросий, по природе своей чисто, приятно на вид и подвижно, а когда портится, то закисает. Так и сердце человеческое по природе чисто, мягко, тепло, но, когда примешается в него порок, оно хладеет, жестеет и мрачится. Молоко, окисши, сседается и уже не имеет свойственной ему приятности; так и человек, пока не поврежден неправдою, бывает приятен в словах и в обращении, но когда уклоняется в неправду — изменяется, ибо иным становится сердце его. Неправда сжимает его, и, вместо приятного доброхотства, оно исполняется горечью недоброжелательства. Так усыряется сердце гордостию и неприязнию, когда естественную его кротость, источающую доброту, повреждают закваскою злобы и лукавства».    Жестеет сердце с первых опытов неправды и потом все более и более ожестевает; конец этого — состояние ожестения. В противоположность сему у богобоязненного под действием неправд созревает обученность закону, подвижность на всякое добро и твердость в доведении начинаемых добрых дел до конца. А так как он не по чувству только долга стоял в добре, но всем сердцем, по любви к нему, и наипаче к Тому, Кто дал закон, то, чем больше он устаивает в нем, несмотря на ожесточенное сопротивление тому, тем теплее согревается сердце любовию, тем оно мягче, и человек сердечнее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Письма духовных лиц святителю Феофану Письма епископа Олонецкого Аркадия Рисунок 11. Епископ Олонецкий Аркадий 1. Епископское благословение на труды. Об очищении Олонецкой епархии от раскола. 1. Епископское благословение на труды. О перемещении Свирского духовного училища. Об очищении Олонецкой епархии от раскола. 22 октября 1855 г. Ответ на письмо от 8 окт. 1855 г. Да радуется о Вас Петрозаводск смиренный, яко о посланном к нему от Иерусалима. «С своей стороны употребим все старание»: радуюсь о Вас за слово сие. Касательно перемещения училища Свирского я имею уже сведения от некоторых благочинных, которые Лодейному Полю предпочитают Олонец. Но пусть соберутся сведения со всех сторон, тогда основательнее обсудить дело можно будет. Весьма одобряю Ваше предположение касательно порядка и в устроении казеннокоштных учеников. Прошу Вас ознакомиться и с делами по консистории Вспомним нашу вечернюю беседу: вспомним наши обеты и желания совокупно стремиться к образованию ол[онецкого] духовенства, к очищению олонецкой епархии от раскола. Предложения мои консистории об исключительном поручении Вам некоторых дел имели целию одно – осуществить, сколько Господь благословит, наши желания и обеты в пользу олонецкой страны. Снова возношу моления мои к Богу Отцу Небесному, да приосеняет Вас Своим спасительным благословением во всех трудах Ваших по обязанностям Вашим. Сего благожелания моего слова передайте и почтеннейшему сподвижнику Вашему любезному о. Асинкриту. С любовию моею есмь 236 . 22 октября. 2. О раскольнических книгах. О духовных потребностях Олонецкой епархии О раскольнических книгах. О сельских приходских училищах. О духовных потребностях Олонецкой епархии. Ответ на письмо от 12 ноября 1855 г. Благодарение Господу, что у Вас все течет хорошо. О. Афанасий и мне очень понравился. Г-н Орфинский добрый и благородный магистр, и третий, как мне показался, будет по духу досточт[имого] о. ректора Феофана! Списочек раскольнических книг, составленный г-ном Цитовым, много лишнего заключает в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

При осмотре Свирского училища мы нашли, что оно действительно требует многих больших поправок, а малыми поглощает каждогодно всю ремонтную сумму. Учителя согласны на переход. В нравственном отношении польза и даже нужда перевода несомненна. Мое мнение такое: перевесть надобно, но так, чтоб нанять по контракту дом на несколько лет, и в то же время ходатайствовать о постройке нового казенного. Ожидание дома Дудникова не решительно верно, а оставлять училище всегда в наемных домах немного несообразно с попечительностию начальства о школах. Из других дел правления затрудняет в настоящее время устроение казеннокоштных. Но слышно, что консистория скоро доставит нам справки о состоянии семейств просителей и даст нам возможность решить сии дела. На будущее же время думаю просить разрешения Вашего Высокопреосвященства на такой порядок, чтобы проситель вместе с прошением представлял и выписку из клировых ведомостей, с засвидетельствованием благочинного или дух[овного] правления, или консистории, чтобы по случаю справок о сем не было остановок. Во все прочее по семинарии тоже входим, но ни с чем хорошо еще не ознакомились. Наставники, состоящие налицо, утешают добрыми своими нравами. Слава Богу! Снова предаю себя сыновне водительству Вашего Высокопреосвященства и, испрашивая архипастырского благословения и молитв, честь имею пребыть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник семинарии ректор архимандрит Феофан. 109. Деятельность в должности ректора. О раскольниках Деятельность в должности ректора: учреждение миссионерского класса; не худо бы ввести иконописание; заботы о быте учащихся. О раскольниках. 12 нояб. 1855 г. Благословите всех нас, искренно вам преданных! Благодарение Господу! – У нас все течет хорошо. Еще более порадуемся, когда приедут новые наставники и облегчат труды наличных утомленных; ибо редкому не три класса в день. – О. Афанасий 15 мне очень нравится. Г-н Орфинский 16 известен мне еще с словеснического его класса в Новгороде. Бог даст, и третий будет по духу других.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Об устроении класса живописи. О преподавании в миссионерском классе. О желании приобрести раскольнические писания. 29 нояб. 1855 г. Благословите нас и новых наставников наших. О. Афанасий 22 и г-н Петров 23 прибыли благополучно и вступили в дело. Думаю, не замедлит и г-н Орфинский 24 . Помещение о. Афанасия тесновато, но другого нет возможности изобресть. Те комнаты, где теперь больница, были бы поспокойнее, но для больницы нет места в наемном доме тесном. Известие от Вашего Высокопреосвященства чрез о. протоиерея 25 о переводимом в Олонецкую епархию воспитаннике С.-Петербургской семинарии, учившемся живописи, очень радостно. Если он окажется действительно знатоком (ибо не все знают, хотя и пишется в аттестатах: хорошо), то можно будет представить и об открытии сего класса. Для класса отрядим одну из жилых комнат наемного дома. Приятно, что так дело устрояется. Есть сильно желающие уметь рисовать. Мысли Вашего Высокопреосвященства о направлении и мере преподавания по миссионерскому классу служили и теперь еще более будут служить руководительным для нас началом. Для меня этот предмет совершенно новый. Все свободное время отдается на знакомство с расколом и настоящим его состоянием по Олонецкой епархии. То же занимает и о. инспектора 26 . Желание приобресть раскольнические писания остается и вытекает из нужды все разведать ближе, чтоб всем пользоваться для своей цели. Приносим глубокую благодарность за присланные нам Вашим Высокопреосвященством тетрадки. Как хорошо иметь в руках побольше таких разговоров, какой составлен по поводу увещания раскольника в консистории (или из прежних – в предисловии к ответам Неофиту)! Нельзя лучше ознакомиться с изворотами раскольнического ума. Указанное мною руководство для причетнического класса, точно, не все содержит нужное нам, точно нужно нам во всем примененное к местности руководство. Это меня немало занимает. Но кому-то Господь даст ум и крепость составить его? Со вновь утвержденными делателями всячески будем близки и не откажемся ни от какого им содействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Итак, братие, справедливо учат святые отцы, говоря, что когда мы другим помогаем, то тем самым себе пользу делаем, что милости к дающим возвращаются и что то, что отдаём другим, то и опять получаем с избытком. А это всё к чему должно вести нас? К тому, во-первых, чтобы мы, подавая милостыню, помнили, что, по слову Божию, Господь, «дающий семя сеющему и хлеб в пищу, даст обилие посеянному нами и умножит плоды правды» нашей ( 2Кор.9:10 ); а во-вторых, чтобы не забывали и того, что, также по слову Божию, тот, кто «даёт убогим, не оскудеет» ( Притч.28:27 ), что дающих благословляет Господь Бог «во всех делах их и во всём» ( Втор.15:10 ) и что «блажен, кто помышляет о бедном и нищем» ( Пс.40:2 ). Будем же помнить это и, подражая милосердию Всеблагого Бога, будем стараться делать ближнему, к пользе его, всё, что можем. Одного накормим, другого напоим, третьему поможем в одежде, четвёртого посетим в заключении или скорбном одиночестве, иного примем с любовью, как странника, а наконец, по слову Премудрого, «и умершего не лишим милости» ( Сир.7:36 ), то есть послужим погребению и бедняка умершего. И когда будем поступать так, тогда, конечно, не только в сей жизни Господь благословит нас во всех делах наших и во всём, но и в будущей сподобит услышать вожделенный оный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). Аминь. 2-й день 96. К молодым инокам о том, каких преимущественно добродетелей они держаться должны (Из жизни преподобного Афанасия Затворника. Чет. Мин. дек. 2) Конечно, вы знаете, иноки, что все добродетели имеют между собой неразрывную связь, все служат как бы ступенями лествицы, ведущей к Небу, и что потому и всех их все мы держаться должны. Но вот если б кто поставил вопрос вам таким образом: какие добродетели преимущественно иноческие? Что бы вы ответили на это? Не знаем, что бы вы ответили, но мы, со своей стороны, ответили бы так: преимущественно иноческие добродетели следующие: послушание, сознание своей греховности, молитва и смирение. Слыша это, вы, конечно, и спросите: почему же эти добродетели преимущественно иноческие и почему их иноки особенно держаться должны? На сие мы ответим вам повествованием следующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Очень может быть, что письма епископа Феофана были взяты у Первухина (как мы уже высказывали) кем-либо из почитателей святителя и обратно не были возвращены. Придерживаясь принятого нами хронологического порядка, мы будем продолжать печатать драгоценные для всех почитателей епископа Феофана письма его к Первухину, а в то же время будем вкратце, по мере надобности, излагать содержание писем Первухина, которым сам преосвященный Феофан придавал большое значение. 544. О почившем Владыке. О толковании посланий апостола Павла. О молитве О почившем Владыке. О своем затворе: никакого затвора нет, заперся в видах беспрепятственного книжничества. О толковании посланий апостола Павла. О молитве. 16 Декабря 1874 г. Милость Божия буди с Вами, Семен Афанасьевич! Очень Вам благодарен за сообщение последней воли Владыки святого – молиться о нем. – Дивиться надо великому смирению его. – Я буду молиться Ему – да поможет мне немощному. Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали: но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества. Что из этого состряпали не знать что, я этому не виною. Здоровье мое не худо. Занятия идут. Спешу кончить толкование св. Павла, на все послания. – Идет шестое – большущее – к Коринфянам. Помолитесь, чтобы кончить. Хоть невелика будет мудрость в моем толковании; но мне думается, этим удовлетворится духовная нужда, которую многие чувствуют. На безрыбье будет и рак – рыба. Скажите мне, пожалуйста, како молиться,– Совсем весь толк в этом потерял... То будто нешто, то совсем никуда не гоже. – Может быть, книжное дело мешает... но ведь надо же что-нибудь делать? – Расскажите, пожалуйста, как быть. Спаси Вас, Господи, и помилуй. О. Николаю 190 мой поклон. Пусть не серчает, что не пишу, – ленив. Благодарю за отдание чести Владыке. Молите Бога о мне. Ваш богомолец Еп. Феофан. В 1874 году Первухин предпринял долгое путешествие по разным градам и монастырям. Он был в пустынях – Глинской, Оптиной, Коренной, навещал (по его словам) Москву, Петроград, Сергиеву Лавру, заезжал в Нежин и возвратился в Киев в конце августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010