С. 150, 151 221. Кроме Евангелия верить нечему VIII. Мы не нуждаемся ни в любопытстве после Иисуса Христа, ни в изысканиях – после Евангелия. Веруя им, мы не хотим ничему другому верить: думаем даже, что более и верить нечему. С. 155, 156 222. Словопрения с еретиками бесполезны, по их упорству XVI. Апостол повелевает нам «отступать буих стязаний, и рвений и сваров законных, и отрицаться еретика человека по первом и втором наказании» (но не по многократном с ним состязании) ( Тит. 3:9–10 ). Он до того запрещает состязание, что нигде не велит отыскивать еретика, вероятно, потому что сей последний не христианин и что не следует делать ему много раз выговоров, при двух или трех свидетелях, подобно как христианину. Посему-то самому и не должно с ним состязаться... Сколько бы вы ни были опытны и искусны в Писании; но чего вам можно надеяться от состязаний? Все, что вы ни скажете, он упорно отвергнет, между тем, как станет утверждать то, что вы отвергнете. От подобного словопрения вы ничего иного не получите, кроме усталости и негодования. Статья V. О свидетельстве души (217) 223. Душе необходимо соединение с телом по смерти IV. Мы утверждаем, что ты, душа, должна пережить смертную свою оболочку, дабы выждать судного дня, – и тогда будешь наказана или награждена на веки за свои дела. Для наслаждения или страдания необходимо нужно будет тебе восприять свое тело, свои чувства, свою память. Нельзя тебе ни наслаждаться, ни страдать без чувствования, которое есть принадлежность твоей сущности, и ты не можешь быть судима без тела, бывшего и свидетелем, и соучастником твоих погрешностей. Таковое верование гораздо благороднее Пифагорова, ибо оно не превратит тебя в зверя; гораздо совершеннее Платонова, ибо возвратит тебе тело, и чрез то составит все твое целое; гораздо утешительнее Эпикурова, ибо оградит тебя от уничтожения. С. 197, 198 Творения ТЕРТУЛЛИАНА, христианского писателя конца II и начала III века. 211г. Перевод Карнеева Е. В. СПб., 1847. Ч. 1–2. Часть II. СПБ. – 1847г. Статья VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Так действовать значит идти напролом. Бывают обстоятельства, когда и так неизбежно действовать, но не всегда. В обычном течении дел необходимо щадить совести немощных, ибо и это относится к кругу дел, коими исполняется правило: «немощи немощных носить и не себе угождать» ( Рим. 15:1 ). Стр. 298, 299 659. Без радости даяния оно, как сеяние тертого зерна – бесплодно 9:7. «Доброхотна дателя любит Бог» ... Столько пусть подает, насколько расположено сердце. Что не по этой мере, то бесплодно будет. Это будет то же, что сеять семя, растерши его, или измявши, до повреждения ростка. Как такое семя есть мертвое семя, потому и бесплодное, так подаяние, даваемое со скорбью и вынужденно, есть мертвое подаяние и никакого воздаяния не заслуживает. Убивает его сжатость сердца и отсутствие радушия при даянии. Стр. 310 660. Хвалиться в Господе – в Нем полагать и основание дела, и соизволение Его на похвалу 10:18. Кто есть хваляйся о Господе? Тот, кто говорит и чувствует: Господь для меня все, ни на кого не надеюсь, ни на что не опираюсь. Он один моя надежда и мое утверждение. Потому, что ни делаю, велико ли то или мало, верую, что Господь делает то чрез меня: Его тут мудрость, Его сила. Как верую, так и исповедую, и пред всеми то возвещаю. Если по поводу чего-либо, сделанного мной, тень хвалы падает и на меня, – Господу так угодно, и это Его дело. Давая делать мне дела и помогая сделать их, Он меня выставляет пред другими; и поскольку чрез то подвигает их на похвалу мне, то это то же, что как бы Он Сам меня хвалил. Бог восхваляет, давая делать похвальные дела. Это и есть вечная неувядающая похвала. Только тот, кто в таком порядке живет и действует, есть искусный делатель, а не тот, кто сам себя хвалит, по поводу ли сделанного, или по поводу только преднамереваемого. Стр. 347, 348 661. Любовь к вере и ее благовестникам в обеспечении их материальном 11:9. «Скудость мою исполниша братия, пришедше от Македонии» … В Коринф к Апостолу Македоняне приходили, вероятно, не раз; и всякий раз с приносом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 25. Стр. 222–223. 48. После смерти Богочеловека верные не бояться ее: мученики, а среди них были женщины и дети, без боязни шли на смерть Что смерть сокрушена, что крест соделался победой над ней, что она не имеет уже более силы, но действительно мертва, сему немаловажным признаком и ясным удостоверением служит то, что пренебрегается она всеми учениками Христовыми, все наступают на нее и не боятся ее, но крестным знамением и верой во Христа попирают ее, как мертвую. Древле, пока не совершилось еще Божественное Спасителево пришествие, страшна была смерть и самым святым, и все оплакивали умирающих, как погибших. Теперь же, поскольку Спаситель воскресил тело, смерть уже не страшна, но все верующие во Христа попирают ее, как ничтожную, и скорее решаются умереть, нежели отречься от веры во Христа. Ибо, несомненно, знают, что умирающие не погибают, но живы, и чрез воскресение сделаются нетленными. Один лукавый диавол, древле зло наругавшийся над нами смертью, остался истинно мертвым, по уничтожении смертных болезней. И вот доказательство этому: люди прежде, нежели уверуют во Христа, представляют себе смерть страшной и боятся ее; а как скоро приступают к Христовой вере и к Христову учению, до того пренебрегают смертью, что с готовностью устремляются на смерть, и делаются свидетелями воскресения, совершенного Спасителем в низложение смерти; даже младенцы возрастом спешат умереть, и не только мужи, но и жены учатся, как бороться со смертью. Столько немощной стала она, что и жены, прежде обольщенные ею, смеются теперь над ней, как над мертвой и расслабленной. Когда законный царь победит в брани похитителя власти и свяжет его по рукам и ногам; тогда все уже мимоходящие издеваются над ним, наносят ему удары, терзают его, не боясь его неистовства и свирепости, потому что побежден он царем. Так, поскольку смерть побеждена и опозорена Спасителем на кресте, связана по рукам и ногам, то все, ходящие о Христе, попирают смерть, и делаясь за Христа мучениками, издеваются над ней, осмеивая ее и говоря написанное: Где ти, смерте, победа? Где ти, аде, жало? (см.: 1Кор. 15:55 )

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

3:12. Чья жизнь прочна? – Того, кто сочетавшись таинственно с смертью Христовой и получив новую жизнь во Христе, и благодатию Святого Духа укрепившись в сердце своем, умеет глубже и глубже входить в сораспятие Господу, ни в чем не поблажая самоугодию, постоянно распиная плоть со страстьми и похотьми, готов будучи скорее умереть, чем поблажить в чем себе, или нарушить в чем хотя малую сознаваемую заповедь, – и все это делая не из страха какого, а из любви к Господу распеньшемуся и живот нам смертью Своей даровавшему. Кто так настроен, того правила жизни и дела суть злато, серебро и камение честное. Кто же, не нарушая заповедей явно, хотя ведет исправную жизнь, но о том, чтобы хранить для Господа сердце чисто, и для того быть с собой в борьбе и в пособие к ней держать себя в подвигах самоотвержения, никакой заботы не имеет и потому ни в каких утехах и удовольствиях, возможных на земле и введенных духом века сего в порядки жизни, себе не отказывает, не считая их противными Кресту Христову, который нести обязан всякий христианин, того правила жизни и дела непрочны. Они – сено, тростник, хворост. Стр. 142 597. Жизнь Апостола пример труда и довольства тем, что Бог дал 4:11. «И алчем, и жаждем, и наготуем». Апостол хочет сказать, что удовлетворение этих первейших потребностей телесных у них самое скудное, и не составляет предмета их забот и попечений, а совершается, как Бог пошлет... «Страждем», κολαφιζομεθα – выражает, когда выталкивают кого из дому. «Скитаемся», αστατουμεν – остановиться негде на ночлег, или для отдыха. Всюду нас гонят, толкают, мы и переходим с места на место. «И труждаемся, делающе своими руками». Но где придется остановиться, мы не бываем в тягость, а тотчас беремся за работу, чтобы снискать себе пропитание трудовое. Какая тяжелая доля! Но в уверенности, что так Бог судил, и в убеждении, что иначе невозможно быть устроену спасению мира, чего ради и Сам Господь не имел, где главу подклонить, – мы несем свою долю благодушно и с радостью. Стр. 179 598. Грех – что закваска: омрачает мысли, сердце огрубляет, энергию на добро подавляет

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 248, 249, 251 578. Любовь есть исполнение закона 13:8. Вот ответ на вопрос, как действовать должно в отношении к другим. Люби, – и все должное в сем отношении исполнишь. Ибо любовь есть исполнение закона, – она и указывает должное, и силу дает к исполнению того; она есть исполнительная сила закона, источник, из коего исходит все законное, и одно законное. У любви только и дела, что творить законное, – не потому, чтобы закон навязывал ей сие совне, а потому, что если она в движении, то ничего не может делать, кроме законного, сознает ли она сие законное или не сознает. Она же есть основа мира, благоденствия и спокойствия общественного. Когда бы сделалась она общедвижущей силой, тогда не нужно было бы ни охранителей порядка, ни судов. Все спелось бы стройно само собой. А без любви общежитие не прочно. Внешне – все одно, а внутренне – разрознены: это куча песку несцепленного. Стр. 259, 260 579. Все мы или темны или светлы для Ангелов 13:12. Свойства добродетели и грешности отражаются и во всем естестве человека. И те, у коих открыты очи духовные, одних видят темными, а других – светлыми. Ангелы же Божии и всегда нас видят или светлыми, или темными, смотря по тому, каково наше внутреннее настроение. Стр. 268, 269 580. Память о суде Христовом и добродетель 14:12. Некто из святых сказал: самое лучшее место, где тебе надлежит стоять, есть судище Христово; там установись и не двигайся, – и все у тебя пойдет хорошо: и вопль молитвенный, и борьба со страстьми, и делание всякой добродетели; страх Божий всегда будет осенять тебя и руководить. Самый обычный у нас грех есть осуждение, которое и грехом считать не считаем, разучились даже замечать его за собой. Но когда будем помнить об ответственности своей на судище Христовом, то и замечать сей грех навыкнем, и не поддаваться ему научимся. Стр. 299 581. Истинная радость от единения с Всеблаженным Богом 14:17. Радость неразлучна с жизнью; но истинная радость бывает только в духовной жизни; душевная же и чувственная жизнь имеют лишь мимолетные радости, – и всегда смутные и немирные. Духовной жизни радость истинная оттого неотлучно принадлежит, что эта жизнь не иначе водворяется, как в силу соединения со Всеблаженным Богом благодатию Его. Бог всеблаженный изливает непрестанную радость в сердце, с Ним живо сочетанное верою, любовью и упованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 2. Стр. 127. 5. При чистоте сердца, человек может услаждаться созерцанием Слова Отчего и обновляться в любви к Нему Ни в чем не имея препятствия к ведению о Боге, человек, по чистоте своей, непрестанно созерцает Отчий образ, Бога – Слова, по образу Которого и сотворен, приходит же в изумление, уразумевая Отчее, чрез Слово, о всем промышление, возносясь мыслью выше чувственного и выше всякого телесного представления, силой ума своего касаясь божественного и мысленного на небесах. Когда ум человеческий не занят телесными предметами и не примешивается к нему со-вне возбуждаемое ими вожделение, но весь он горé и собран в себе самом, как было в начале: тогда, преступив за пределы чувственного и всего человеческого, парит он в горних, и, взирая на Слово, видит в Нем Отца Слову, услаждаясь созерцанием Его и обновляясь в любви к Нему. Стр. 2. Стр. 127. 6. Вознерадев о Боге, люди прилепляются мыслью к телу и чувственному, или к желаниям тела: так было вначале, так и теперь Люди, вознерадев о совершеннейшем и поленившись постигнуть его, охотнее взыскали того, что ближе к ним; ближе же к ним были тело и телесные чувства. Посему уклонили они ум свой от мысленного, начали же рассматривать самих себя. А рассматривая себя, занявшись телом и иными чувственными вещами, и обольщаясь этим, как своей собственностью, впали в самовожделение, предпочетши собственное созерцанию божественного, и закоснев в этом, не хотя оставить ближайшего к ним, смятенную и возмущенную всякими вожделениями душу свою подавили плотскими удовольствиями; наконец же, забыли о своих силах, дарованных Богом в начале. Что это истинно, – можно видеть то и на первосозданном человеке, как говорят о нем Священные Писания. Пока ум его устремлен был к Богу и к созерцанию Бога, – он отвращался от воззрения на тело. Когда же, по совету змия, оставил мысль о Боге и начал рассматривать себя самого; тогда впал в плотское вожделение. И уразумеша, яко нази беша (ср.: Быт. 3:7 ), и уразумев, устыдились. Узнали же наготу свою не столько по недостатку одежд, но и потому, что совлеклись созерцания Божественного и обратили мысль к противоположному. Ибо, уклонившись от мысленного устремления к Единому и Сущему (разумею Бога) и от любви к Нему, вдались уже в различные и частные пожелания тела. Потом, как обыкновенно бывает, допустив в себя вожделение каждой вещи и, вдруг, многих вещей, начали иметь привязанность и к самым вожделениям; а потому стали бояться оставить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

С. 111 239. Уважение язычников к единобрачию – урок для христиан XII. Язычники имеют величайшее уважение к единобрачию, до того, что когда девицы вступают в законный брак, то к ним всегда определяются в собеседницы женщины, бывшие один только раз замужем... При религиозных церемониях и при других празднествах жены единобрачные имеют всегда предпочтение пред другими. Жрица Юпитера не может иметь более одного мужа. Великий жрец может жениться один только раз. Вот в какой чести у них единобрачие... Все мы слышали о девственницах Весты, Юноны в Ахаии, Аполлона в Ефесе и Минервы в разных других местах. Жрецы вола Аписа в Египте дают обет целомудрия... Как же преступен христианин, отвергающий воздержание, которое могло бы служить для него орудием спасения! Стр. 119.120 Статья XI. О зрелищах (203) 240. Нет буквального запрещения зрелищ, но начало Псалтири… III. Правда, мы не находим буквального запрещения ходить в цирк, в театр, на ристалище, в амфитеатр, подобно как имеем повеление – не убивать, не покланяться идолам, не красть, не прелюбодействовать ( Исх. 20 ). Но мы встречаем достаточное на сей счет запрещение в начале 1-го псалма царя Давида: «блажен муж, иже не де на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалищи губителей не сéде». С. 127 241. Цирк – от Цирцеи богини VIII. Цирк в особенности посвящен Солнцу. Посреди него воздвигнут ему храм, и лучезарный образ его сияет на вершине храма. Идолопоклонники, уверяя, что Цирцея первая учредила зрелища в честь мощного отца своего Солнца, мечтают, что она же и Цирку дала имя свое. С. 132 242. Театр – дом Венеры и Бахуса X. Театр посвящен не только богине любви, но и богу вина. Два сии демона распутства и пьянства так тесно соединены между собою, что, кажется, сделали как бы заговор против добродетели. Чертог Венерин есть вместе и гостиница Бахусова. С. 137 Статья XII. Об одеянии женщин (203) 243. Роскошь в одежде жен – от змия Есть предание, что соблазнителями дочерей человеческих, о коих упоминается в книге Бытия, были падшие отверженные ангелы, и что они, позавидовав предназначению, обещанному жене – стереть главу змия, то есть сатаны, решились не только, обольстив означенных дочерей, повредить сему предназначению, но изобрели к тому и наилучшее средство, состоящее в том, чтоб ослепить их пышным убранством (одежды), столь сильно подстрекающим врожденное им любопытство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 176, 177 670. «Живет во мне Христос»: не нравственно только, но и существенно, не поглощая личности, однако 2:20. «Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» … Это не нравственно только, в том смысле, что я Ему всецело предан и все Ему посвящаю, – и мысли, и чувства, и дела, и слова, и внешнее мое всё, как и внутреннее. Ничего для себя не загадываю, все для Него; меня будто нет, а есть только Он во мне, и угождать Ему – единственная моя забота. Но и самым делом, существенно, Он во мне. Я сочетался Ему, а Он – мне. Я привился к Нему, как дикая маслина, и Он исполнил меня Своей жизнью. Он во мне вседействует, все направляя во славу Божию и спасение мое и других. От Него возбуждение, от Него и сила. Это не так бывает, чтобы личность исчезала; но так, что душа сознательно и свободно предает себя вседействию Христову. И Он вседействует в душе, по желанию, исканию и любовному восприятию Его вседействия; так что в деле выходит, будто душа сама действует. Ибо «прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем» ( 1Кор. 6:17 ). Верой вселяется Христос в сердца ( Еф. 3:17 ), и исполняется то, что Он обетовал: «вы во Мне и Аз в вас» ( Ин. 15:4 ). Отсюда, что ни делает верующий, истинно ценное в очах Божиих, не без Него делает ( Ин. 14:12 ). Без Него таких дел никто и делать не может. Стр. 188, 189 671. Отличие христианства – дарование Святого Духа в таинствах; отсюда, евангелики – христиане по имени 3:1. Отличительное преимущество христианства, ставящее его выше всех других вер и исключительно выставляющее истинной верой, есть дарование благодати возрождения и других даров Святого Духа. Не одна высота боговедения и чистота нравственных законов отличает его; но что в нем ради веры в Господа чрез таинства дается благодать Святого Духа, делающая человека новой тварью, – чего никакая вера, кроме истинно-христианской, не дает и дать не может. Откровение христианское теперь есть на всех почти языках. Всякий любознательный может вычитать и усвоить себе содержащиеся в нем понятия; но все он не будет христианин, пока не получит благодати Святого Духа известным, богоучрежденным путем. Возможно составиться целому обществу таких ведцев Евангелия, и имя даже себе присвоить евангеликов, но быть безблагодатными, и, следовательно, христианами только по имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

338. Благодать и добродетель 14:18 . Невозможно для души человеческой совершить что-либо доброе или сдержать свои страсти, или избежать превеликой и крепкой сети диавола, если она (душа) не ограждена благодатью Св. Духа, и поэтому имеет в себе Самого Христа. 339. Воплощение Единородного для обновления всего человечества Рим. 8:3–4 . «Осудил грех во плоти». Т.е., Бог и Отец заставил Сына добровольно низойти в приразившийся плоти грех , чтобы, соделав её собственною плотью, превратить в свое собственное природное свойство, т.е. – не грешить. И в самом деле, мы не можем, конечно, правильно мысля, допускать, что Единородный стал человеком с целью устроить это для одного только собственного Своего храма (тела). Где же в таком случае окажется великолепие и польза Его пришествия к нам, если Он спас одно только Свое тело? Напротив, мы веруем, что Единородный стал подобным нам с той целью, чтобы чрез Себя и в Себе первом, как в начатке человечества, приобрести блага для всей природы (человеческой). Стр. 261 340. Знаем Христа не уничиженного, а прославленного «Если, ведь, и знали мы по плоти Христа, но теперь уже не знаем» ( 2Кор. 5:16 ). Неужели, скажи мне, Павел отрекся искупившего его Владыки? ( 2Петр. 2:1 ). Нет, он рассуждает право. Ведь, когда уже совершилось и достигло конца время уничижения, или унижения Единородного, Апостол старается проповедовать Его и познавать не с той стороны, по которой Он является униженным, а с той, по которой Он есть Бог по природе. Стр. 301 341. Самоуверенность опасна 15:4 . Тысячи падений могут предстоять для тех, кои считают себя уже твердо стоящими, но не прилагают большого старания к тому, чтобы крепко держаться в том состоянии, в каком они находятся. Стр. 342 342. Молитва об угодном Богу 15:7 . Неужели, если кто станет просить что-либо худое, тотчас же получит? Напротив, необходимо думать, что пребывающий во Христе и имеющий в себе слова Его, очевидно, как добрый и благонравный, может помышлять об одном только вполне благоугодном Богу. Стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Это – прямое следствие эгоизма. Сходится ли эгоизм с эгоизмом, или эгоизм с благостынею, эгоизму без лести нельзя действовать. Там потому, что иначе, раздражив эгоизм другого, возбудит себе противодействие; здесь потому, что иначе, обнажив себя, обнаружит в себе то, от чего отвращается благостыня. Страстному эгоизму неизбежно приходится потому хитрить, прикрывая себя лестью. Стр. 198 506. Закон не давал силы побеждать грех, но сам по себе он нужен, и грех не есть нечто роковое, хотя плоть и влечет к нему 3:20. «Законом познание греха». Закон определял все, как надлежало действовать, во всяком случае; но поскольку не давал силы к исполнению того, а плоть увлекала к противному, то он освещал только грешность. Приявший закон видел, в каком случае как грешит, и не мог не сознавать, что грешит, а как выпутаться из этих уз греха, не видел. Только и давал ему закон, что научал познавать свою грешность; но, как и при сем познании грех все же действовал и увлекал, то это познание лишь увеличивало грех… При всем том, однако же никак нельзя думать, чтобы грех был нечто роковое, – такое, что невольно влечет к преступлению, хочешь или не хочешь. Плоть действительно влечет, но преступление всегда совершается потому, что человек сам самоохотно вожделевает противного закону. Почему, по преступлении закона человек стыдится и чувствует угрызение совести. Это есть свидетельство того, что согрешивший мог не грешить, но не хотел отказать своему пожеланию злому. Нельзя также думать, что поскольку делами закона не оправдится никакая плоть, то дела закона уже не нужны. Нет; в том и оправдание, чтоб явиться во всем исправным, исполнив все требуемое законом. Исполни всю волю Божию, – и спасешься. Так неоднократно говорил Спаситель, так внушали апостолы. В том и все домостроительство спасения, чтобы возвести нас в состояние, в коем мы являлись бы совершенно правы пред законом. Затем отпущение грехов, затем благодать на делание всякого добра. Стр. 205, 206 507. Вера всем равно открывает вход к Богу 3:23.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010