Ученица делала честь ее стараниям. Наталья Гавриловна славилась на ассамблеях лучшею танцовщицей, что и было отчасти причиною проступку Корсакова, который на другой день приезжал извиняться перед Гаврилою Афанасьевичем; но ловкость и щегольство молодого франта не понравились гордому боярину, который и прозвал его остроумно французской обезьяною. День был праздничный. Гаврила Афанасьевич ожидал несколько родных и приятелей. В старинной зале накрывали длинный стол. Гости съезжались с женами и дочерьми, наконец освобожденными от затворничества домашнего указами государя и собственным его примером. Наталья Гавриловна поднесла каждому гостю серебряный поднос, уставленный золотыми чарочками, и каждый выпил свою, жалея, что поцелуй, получаемый в старину при таком случае, вышел уж из обыкновения. Пошли за стол. На первом месте, подле хозяина, сел тесть его, князь Борис Алексеевич Лыков, семидесятилетний боярин; прочие гости, наблюдая старшинство рода и тем поминая счастливые времена местничества, сели – мужчины по одной стороне, женщины по другой. На конце заняли свои привычные места: барская барыня в старинном шушуне и кичке; карлица, тридцатилетняя малютка, чопорная и сморщенная, и пленный швед в синем поношенном мундире. Стол, уставленный множеством блюд, был окружен суетливой и многочисленной челядью, между которою отличался дворецкий строгим взором, толстым брюхом и величавой неподвижностию. Первые минуты обеда посвящены были единственно на внимание к произведениям старинной нашей кухни; звон тарелок и деятельных ложек возмущал один общее безмолвие. Наконец хозяин, видя, что время занять гостей приятною беседою, оборотился и спросил: «А где же Екимовна? Позвать ее сюда». Несколько слуг бросились было в разные стороны, но в ту же минуту старая женщина, набеленная и нарумяненная, убранная цветами и мишурою, в штофном робронде, с открытой шеей и грудью, вошла припевая и подплясывая. Ее появление произвело общее удовольствие. – Здравствуй, Екимовна, – сказал князь Лыков, – каково поживаешь? – Подобру-поздорову, кум: поючи да пляшучи, женишков поджидаючи.

http://predanie.ru/book/221004-hudozhest...

Второй тип снов относятся именно к моему монашеству, вернее, к возможной его потере. Первый сон более или менее мягкий — я умываюсь, и вдруг оказывается, что я наголо обрит, лицо без бороды. От этого кошмара я просыпаюсь. Второй, более жесткий вариант сна о монашестве — мне снится, что я женат, у меня дети, прекрасная семья, я тружусь на светской работе — и вдруг неожиданно ощущаю на себе параман. И опять-таки от ужаса я просыпаюсь. Это, может быть, мои личные фобии. Но я думаю, что многие из монашествующих испытывают нечто подобное. Оскорбил Христа? Начинай сначала — Есть ли у человека право отказаться от монашеских обетов — или это грех непрощаемый? — Диавол всячески хочет погубить любого человека — и мирянина, и простого монаха. Отцы пишут, что главной «заслугой» беса в деле погубления монаха считается заставить его отказаться от монашества. Вспомните случай из Древнего патерика: два монаха вышли в город, впали в блудный грех, но вернулись и покаялись. Один плакал, а другой с радостью и весельем продолжал свое монашеское делание, как будто ничего не случилось. И тот, и другой были Богом помилованы, потому что Он Бог принимает покаяние в любом виде. Когда ученик аввы Дорофея Досифей впадал в прегрешение, он садился и начинал плакать. Когда авве Дорофею об этом говорили братья, старец приходил к ученику и говорил: «Ну что, Досифей, ты опять оскорбил Христа? Вставай, пойдем и начнем все сначала». Вот отношение монаха к любому собственному падению, даже к самому тяжкому! Надо понять, что ты оскорбил Христа, пойти и начать все сначала — ни больше, ни меньше. Фото: Александр Кузьмин. Серия «Карпатские затворники». http://photopolygon.com/posts/6487 Падение: Судья только Бог Я думаю, что пасть и жениться — это малодушие. При всем уважении к глубоким знаниям отца Владислава Цыпина, я не считаю серьезным аргументом, что уже сто пятьдесят лет в Русской Церкви разрешен выход из монашества. Все прекрасно знают, что такое Синодальный период — было время, монашество предлагалось вовсе упразднить.

http://pravmir.ru/igumen-afanasij-selich...

Потому и ты, брат, когда, во славу Божию, истратишь то, что имеешь, говори с пророком: " Буду умножать всякую хвалу Тебе " (Пс. 70:14). И вот сделает тебя наследником Своего небесного имения и исполнит на тебе Свое обещание: " Прославляющего Меня - прославлю! " (1 Цар. 2:30). Лучше для тебя, брат, достоянием своим украсить Дом Божий, чем хранить его для того, чтоб когда-нибудь им был украшен притон воров и разбойников; лучше отдать добровольно Богу любви и мира, чем когда-нибудь против своей воли лишиться этого через пламя пожара или ратные раздоры. Ты дал обет иноческого нестяжания; послушай же слов писания: " Делайте и воздайте обеты Господу Богу вашему, лучше не обещать, нежели обещать и не исполнять! " (Пс. 75:12; Эккл. 5:4). Если же случится то, о чем я говорил - что прежде чем ты добровольно отдашь Богу твое имущество, оно, как неполезное тебе (ибо Бог лучше видит), будет отнято у тебя насилием, например различными людьми или ворами - то ты не смей ни отчаиваться, ни смущаться, ни хулить. Но похвали за то Бога с преподобным Иовом, говоря: " Господь дал, Господь и взял " (Иов. 1:21) - и не лишишься ты так награды своей. Но твое благодарение о похищенном вменится тебе в милостыню, как вменено было блаженному Арефе, черноризцу Печерскому, имение которого было украдено ворами. Ибо, если бы для души было не важно перенести с благодарением похищение имущества, то тот блаженный старец, который вспоминается в Отечнике, не побежал бы сам к разбойникам с оставшимся платьем, которое они, взяв у него все, забыли захватить. Также и впоследствии, упоминаемый выше старец, прочтя об этом, сам молился Богу, чтоб пришли к нему разбойники и взяли все его имущество; и он был услышан, и передал в руки их все. Таких может похвалить апостол: " Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что естъ у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее " (Евр. 10:34). Вот уже, брат, поучил я тебя наставлениями во всем; итак, проси Бога принять кончину жизни твоей в честной Лавре Печерской, прожив в покаянии и послушании, потому что эти три вещи важнее всех добродетелей, как свидетельствовал блаженный Афанасий затворник, восстав из мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1827...

Многие исследователи-библеисты более близкого к нам времени, сопоставляя еврейский текст с Септуагинтой, также приходят к выводу, что «к нынешнему еврейскому тексту не следует иметь доверия по причине его повреждения» 593 . Этого мнения придерживался знаменитый ученый Митрополит Московский Филарет, отличный знаток еврейского и греческого языков, бывший профессор и ректор Петербургской Духовной академии и автор прекрасного сочинения «Записки на книгу Бытия». Вот что он пишет: «Еврейский текст в начале христианских времен был в руках врагов христианства и потому подвергнуться даже преднамеренному повреждению, как говорит об этом св. мученик Иустин в „Беседе с Трифоном”» 594 . Особенно сильным и убежденным противником поврежденного еврейского текста был св. епископ Феофан (Затворник), который, в частности, указывал, как хитро исказили евреи типичное мессианское пророчество — текст Пс. 15, 10: «Ты, (Господи) не даси преподобному Твоему видети нетления». Св. Дух через св. апостолов относит эти слова ко Господу Иисусу Христу и Его воскресению после крестной Его смерти (Деян. 2, 27—31, 13, 35—37). Евреи, чтобы сгладить мессианский смысл слов, изменили их так: «Ты не даси Твоим святым (множ, число!) видеть гроб» 595 . Этим подкрепляется и утверждается мессианский смысл данного пророчества о Господе Иисусе Христе, Который пусть и умер, и был похоронен во гробе, но тело Его не претерпело тления, так как Господь воскрес Своею Божественною силою. Возьмем другое мессианское пророчество из псалма (39,7), которое в Септуагинте передано как слова, сказанные от имени Христа Богу Отцу: «Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси». По изъяснению св. Афанасия Александрийского, действительно, Богом было приготовлено тело нашею Спасителя, «ибо Дух Святый и сила Всевышняго осенили святую Деву» (Лк. 1, 35). В еврейской Библии вместо слов «Тело же совершил Ми еси» стоит странное выражение: «Ты пронзил мне уши» (!). Однако св. ап. Павел приводит это место по переводу 70-ти как мессианское пророчество о Боговоплощении. «Темже входя в мир, глаголет: „Жертвы и приношения не воьхогел еси, тело же совершил Ми еси“» (Евр 10, 5). Понятно, что данное место было искажено в еврейской Библии с целью убрать его мессианский смысл. И если оно в экуменической Библии дается по масоретскому тексту, то потому очевидно, что текст, искаженный врагами христианства, ставится выше Богодухновенного ветхозаветного перевода 70-ти, а также выше Богодухновенного его цитирования св. ап. Павлом в Послании к Евреям (10, 5) относительно Христа Спасителя. Цель экуменического предпочтения мнсоретского текста — подорвать веру в Господа нашего Иисуса Христа как единственного Искупителя и Спасителя рода человеческого!

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Можно, или и должно, полагать, что сила примирения и умиротворения чрез воплощенное домостроительство начала действовать вслед за падением. И силам небесным, и всей твари следовало бы вооружиться против человека, как только он вышел из воли Божией. Если тварь после греха не подавила его, если силы небесные не восстали на него, тотчас как согрешил, если гнев Божий не поразил его в самом действии греха, то все сие потому, что наперед уже положено было быть примирению, – был уже и Примиритель, приявший на себя дело примирения, которое тотчас и начало действовать, как только оказалась нужда. Мы не можем знать, как отнеслись бы к нам ангелы, если бы не примирение; но можем гадать по Ангелу, ставшему с мечом у входа в рай, и по тем случаям, как они потом поражали грешников. Не можем знать также, как отнеслась бы к нам прочая тварь, если бы не было примирения; но можем гадать по потопу, пожжению Содома, поглощению морем египтян и подобному. Поскольку же положено было быть примирению, то и ангелы, и тварь начали с самого начала служить сему делу, – те помогая более внутренно, а сия, вразумляя более внешно: ибо чрез нее наложена епитимья на согрешившего. Оттого видим ангелов, воспевающих радость рождения воплощенного Бога Сына, Спасителя, возвещающих светлое воскресение Его, с восклицаниями сопровождающих Его на небо и там Ему поклоняющихся и Его славящих. Чего ради? Конечно, и ради того, что зрели в Нем свое примирение с братьями своими по духу, плоть носящими, имеющее в свое время явиться в силе своей. Видим также, что в час пролития крови на Кресте тварь отдала несколько мертвых воскресшими, не потому ли, что восприяла чаяние откровения во славе сынов Божиих, когда и она явится во славе умиротворения своего со своим главою, ради коего подверглась невольно суете и тлению. 2:14. «Истребив еже на нас рукописание». «Истребив», εξαλειψας, – изгладив, как изглаждают следы чего-либо на песке, воске и подоб., как изглаждают буквы, написанные каким-либо способом на чем-либо. Есть рукописание на нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Его изгладил Бог крестной смертью Христовой. Какое это рукописание? Рукописание, собственно, есть собственноручная долговая расписка. Какие у нас долги? Грехи, как и в молитве Господней читаем: «остави нам долги наша» ... Рукописание было против нас, осуждало нас, требовало удовлетворения. Где же оно было? Где-то посреде. Где же посреде? Посреде всего сущего. Все творения, – и земные и небесные, и вещественные, и духовные, – видели это бывшее против нас рукописание, соглашались, что праведно взыскать с нас долги по сему рукописанию и, следовательно, тоже были против нас. И правда Божия требовала того же – еще паче. Между тем, мы ничего не могли представить в уплату, – и належала нам крайняя беда. Что же сделал положивший спасти нас многоблагоутробный Бог ? «То взят от среды», – принял наше рукописание с глаз долой, так что никто уже более его не видел. «Взят» … – от: αιρω. Значение этого слова точно выражает наша обычная фраза: возьми или прими это отсюда, с глаз долой. Так и рукописание наше принято было от среды, и никому уже не бросалось в глаза. «Взят от среды, значит, сделал, чтобы его не видно было» (блаж. Феофилакт). Куда же девал его милостиво спасающий нас Бог ? «От среды взял, но может быть где-либо в другом месте спрятал. Потому страх берет, как бы не стал когда-либо взыскивать с нас по сему рукописанию. Теперь простил, а как раскается, что простил, и начнет взыскивать: рукописание цело. Апостол и устраняет этот страх, сказав: «пригвоздив е ко кресту». Взяв от среды, Бог не отложил его куда-либо в сторону на сохранение, а разодрал его: пригвождением ко кресту означается разодрание» (из Экумения перифраз). «Взяв от среды, ни нам его не отдал, ни Сам у Себя не сохранил, но, пригвоздив ко кресту, разодрал» (блаж. Феофилакт). Это – метафорическое выражение. Значит же оно вот что: «так как все мы были под грехом и наказанием; то Он, претерпев наказание, освободил нас и от греха, и от наказания. Наказание же претерпел Он на Кресте. Туда взял Он и рукописание и пригвоздил его с Собой, а потом, как имеющий власть, и совсем разорвал его» (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Хотя особенность сию определить никто не может, кроме, может быть, званных и Зовущего, или, вернее, одного Зовущего. Но все же она не исключает произволения зовомых, а только предполагает полнейшее соответствие сего произволения преднамерению и силе Зовущего. Дивны пути твои, Господи! Чье же произволение здесь надо разуметь? И то, и другое надо разуметь, ибо в призвании они совмещаются. Званные зовомы бывают по изволению Божию; но из зовомых делаются они званными, или призванными, по своему произволению, когда самоохотно послушаются призывания и пойдут вслед его. Стр. 496, 497 554. Предопределение есть непостижимое действие предвечного Бога, не стесняющее свободных действий, а есть их следствие 8:29. Предопределение есть непостижимое действие предвечного Бога; но оно явно требуется гармонией Божеских свойств и совершенств. «Разумна от века суть Богови вся дела Его» ( Деян. 15:18 ). Если же «вся весть Бог» ( 1Ин. 3:20 ), то Он ведает и начало, и продолжение, и конец всего сущего и бывающего, – ведает и последнее Свое определение участи каждого, как и всего человеческого рода… А как ведает, так и определяет тому быть. Но, как ведая наперед, Он предведает, так и, определяя наперед, предопределяет. И поскольку ведение или предведение Божие отнюдь истинно и верно, то и определение Его неизменно. Но, касаясь свободных тварей, оно не стесняет их свободы и не делает их невольными исполнителями Своих определений. Свободные действия Бог предвидит, как свободные, видит все течение свободного лица и общий итог всех его деяний. И видя то, определяет, как бы то было уже совершившимся. Ибо не просто предопределяет, но предопределяет, предуведав (Феодорит). Мы определяем человека, что хорош или худ, видя дела его, пред нами им наделанные. И Бог предопределяет по делам же, – но делам предвиденным, так, как бы они уже были сделаны. Не действия свободных лиц суть следствие предопределения, а само предопределение – следствие свободных дел. Стр. 498 555. В связи с предопределением стоит призвание и оправдание, а затем и прославление внутреннее, в коем основа для будущего 8:30. «Ихже предустави, тех и призва». Предуставил Бог, как предвидел. Бог предвидел, чего возжелаем мы и к чему будем стремиться, и соответственно тому положил определение о нас. Следовательно, все дело в нашем настроении. Блюди доброе настроение, и попадешь в избранники предуставленные. О Царстве Божием Господь сказал, что неустанные ревнители, себя не жалеющие и на всякое добро нудящиеся, восхищают его, – ρπζουσιν, – будто насильно из рук Божиих вырывают. Напряги усилие и ревнование, и завоюешь себе избрание. Впрочем, сие-то и означает, что ты из предуставленных избранников: ибо неизбранник не станет ревновать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 334, 335 585. Жизнь духовная движется переливом духовных чувств, без неизменной последовательности 15:13. Духовные чувства и расположения так тесно связаны между собою и так влияют друг на друга, что последовательности их нельзя установить в виде общего и неизменного закона. Мы говорим: вера рождает радость и мир, а радость и мир множит веру. Но можно и так: упование исполняет радостью и миром, и чрез то поддерживает и оживляет веру. Жизнь духовная движется переливами духовных чувств и расположений одних в другие; и только такие переливы свидетельствуют, что жизнь духовная жива. Стр. 336 586. Проповедь Евангелия есть литургия, священнодействие 15:16. Я, говорит Апостол, служитель – λειτουργς, – то же, что священник литургию совершающий, – я служитель Иисус Христов, и служба моя Ему есть благовествование Его среди язычников. Это моя литургия, которую и ревную совершать со всем усердием и благоговеинством. Замечательно определение благовестия священнодействием. Апостол – литургисающий; проповедь Евангелия – литургия. Что же есть жертва? Жертва – верующие. Самоотвержением и преданием себя Господу они закалают себя; благодать Святого Духа, нисходя на них чрез таинства, освящает их и делает благоприятной Богу жертвой. Стр. 340, 341 587. При своей молитве Апостол просит еще и общей молитвы за себя верных 15:30. «Споспешествуйте мне в молитвах о мне к Богу» … Споспешествуйте – συναγωνσασθα, – сподвизаться молю. Следовательно, и сам он подвизался в молитвах о том же, а их приглашает только в сотрудники. Не легкой молитвой молился, а подвизался в молитве, держал молитвенный подвиг. Отсюда вывод: для того, чтобы сделаться причастным силе церковной молитвы, надобно самому в то же время держать молитвенный подвиг, приготовляя тем из себя сосуд, способный приять и содержать просимое церковью. И еще: если Апостол почитал нужным свою молитву усилить общей молитвой; кто дерзнет считать себя настолько близким к Богу и стоящим Его благоволительного услышания, чтобы не обращаться к общей молитве верующих?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Поскольку написанный на дереве лик сделался невидным от внешних нечистот, то надобно было опять прийти Тому, чей это лик, чтобы на том же веществе можно было возобновить изображение; ибо, ради изображенного лика и самое вещество, на котором он написан, не бросается, но восстановляется на нем лик. Подобно сему и Всесвятой Сын Отца, как Отчий образ, пришел в наши страны, чтобы обновить человека, созданного по сему Образу, и как бы взыскать погибшего оставлением грехов, как и Сам говорит в Евангелиях: прииде взыскати и спасти погибшаго (ср.: Мф. 18:11 ). Почему и иудеям сказал Он: аще кто не родится (ср.: Ин. 3:3 ), не рождение от жены разумея, как они понимали, но означая возрождение и возсоздание в душе того, чтó по образу. Поскольку же идолобесие и безбожие овладели вселенной, и сокрыто стало ведение о Боге; то, кому было научить вселенную об Отце? Если скажут – человеку, то невозможно было людям обойти всю подсолнечную; они, по природе своей, не были бы в состоянии совершить такой путь, не могли бы заслужить в этом и вероятия, не имели бы и достаточных сил, чтобы самим собой противостать такому бесовскому обольщению и мечтанию. Поскольку все были душевно поражены и приведены в смятение бесовской прелестью и идольской тщетой, то, как можно было людям переуверить человеческую душу и человеческий ум, когда не могли их и видеть? А чего не видит кто, может ли то преобразовать? Но, может быть, скажут, что для этого достаточно было твари. Но, если бы достаточно было твари, то не произошло бы стольких зол. Тварь была, но, тем не менее, люди погрязали в том же заблуждении о Боге. Посему, в ком была опять потребность, как не в Боге-Слове, Который видит и душу, и ум, все в тварях приводит в движение и чрез тварей дает познавать Отца? Тому, Кто собственным Своим промышлением и благоустроением вселенной учит об Отце, надлежало и возобновить это учение. Как же бы совершилось это... Скажут, может быть: это можно было совершить тем же способом, то есть, снова показать делами творения, чтó нужно знать о Боге. Но это было уже мало надежно, и вовсе ненадежно, потому что люди и прежде оставили это без внимания, и очи их устремлены были уже не горé, но долу. Посему-то, желая оказать людям верную помощь, Слово Божие приходит как человек, приемля на Себя тело, подобное телам человеческим, и помогает дольним, то есть, телесными Своими делами, чтобы те, которые не восхотели познать Его из промышления Его о вселенной и из управления ею, хотя из телесных Его дел познали Божие во плоти Слово, а чрез Него и Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

4:29. «Слово гнило» надо объяснять из понятия о гнилом. Гнило говорится о дереве, – и в таком случае оно не гоже ни на какое дело. Прилагая это к слову, гнилым надо счесть всякое пустое, праздное, шутливое и смехотворное лишь слово, остроты, каламбуры, – пересыпание из пустого в порожнее. Но иное тело, когда гниет, не только ни к чему не гоже бывает, но распространяет зловоние и заразу. Зловонные слова суть злоречия, пересуды, клеветы, срамословие, лесть, коварные козни и всякие кривотолки. Слова, как зараза, суть те, коими подрывается вера и колеблется добрый нрав, посевается раздор, подозрения, смятения народные. Всех этих родов слова запрещает Апостол, когда говорит: «слово гнило да не исходит из уст ваших» … «И не оскорбляйте Духа Святого Божия» … Урок о назидательности в слове продолжается и здесь, – и продолжается угрожающим побуждением. Всякий христианин есть храм Божий и Дух Божий живет в нем, созидая в нем все ко спасению. Кто словом своим назидает, тот приходит в согласие с делом Духа Божия в сердцах верующих, помогает Его созиданию душ. Напротив, кто расстраивает души других, пусторечием рассевая их, а злоречием возбуждая недобрые чувства, тот разоряет дело Духа Божия в верующих, и тем оскорбляет Его, Создателя. Но и сам расстроивающий другого, есть жилище Духа Святого. Если, расстроивая других, он оскорбляет Духа Божия, живущего в них, то еще прежде и паче оскорбляет Его в себе самом: ибо худые речи исходят из худо настроенного сердца, к коему не может благоволительно относиться Дух Божий, Пречистый. Худо настроенное сердце то же, что дом, смрадом, чадом и всякой изгарью наполненный. Кому приятно обитать в таком доме? Стр. 350, 355 714. Непрестанные житейские столкновения из мелочей от малого огорчения приводят к серчанию, гневу и ярости; среди христиан этого быть не должно, – прогонять огорчение 4:31. Удаление от всякого раздора. Улаживает здесь святой Апостол непрестанные житейские столкновения, от коих, если не положить законом уступать друг другу и извинять взаимные неприятности, лад и мир невозможны в общежитии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010