С. 165 Статья XIII. О женских украшениях (203) 244. Убранство волос у женщин и заповедь Апостола о покрытии глав их VII. Какую пользу приносят спасению вашему украшения вашей головы? Разве не можете вы оставить в покое своих волос? Вы их то завиваете, то развиваете; то подымаете, то понижаете; сегодня их заплетаете, а завтра оставляете волноваться небрежно; иногда обременяете их множеством чужих волос, составляя из них или род шапки, которою покрываете голову, или вид пирамиды, чтобы шея была открыта... Впрочем, напрасно употребляете вы искуснейших мастеров для уборки волос: Бог хочет, чтобы вы были под покрывалом. А зачем? Вероятно, затем, чтобы никто не видал головы жен, «срамляющих себе откровенною главою» ( 1Кор. 11:5 ). С. 182 245. Целомудренным и быть, и казаться XIII. Для христианина недовольно быть целомудренным: надобно ему таким и казаться. Чистота сия, если смею сказать, так должна быть изобильна, чтоб из сердца изливалась на платье, и из внутренности орошала всю особу. Она, таким образом, оградит цитадель внутренности надежными укреплениями внешности, и с большей безопасностью сохранит верность, подобающую Богу. С. 191 246. Украшение жен – их покорность мужьям и домоседство с рукоделием XIII. Простота и целомудрие да будут единственным вашим убранством. Начертите на глазах своих смиренную скромность, происходящую от благоустроенной внутренности... Покоряйтесь мужьям: сего довольно для вашего украшения. Занимайте руки свои прядением, и удерживайте ваши ноги в кругу домов ваших: ноги ваши от того сделаются более красивы, чем от избытка золота. Исполняйтесь радостью мудрости, святости и чистоты. Если вы так себя изукрасите, то Сам Бог будет вашим верным и вечным подружием. С. 192 Статья XIV. Послание к мученикам (217) 247. Исповедники в темнице должны благодарить Бога, без Коего они и не были бы там, и сохранять мир между собою Достойные исповедники Иисуса Христа, предназначенные на мучение!.. Прежде всего подумайте о том, чтобы «не оскорбить Духа Святаго Божия» ( Еф. 4:30 ), сопровождавшего вас в темницу, в которую не были бы вы и заключены, если бы Он не вошел туда вместе с вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

2:16. Что есть вера в Господа? Напрасно хотят определить веру в Господа одним словом. Ее надобно описать; ибо она есть состояние сердца, совмещающее не одно чувство, убеждение и расположение, а несколько. Она приходит чрез покаяние, ибо Господь говорит: «покайтеся и веруйте во Евангелие» ( Мк. 1:15 ). Из этой лаборатории кающегося духа вера исходит уже не одна, но «любовию споспешествуема» ( Гал. 5:6 ). Это и есть «новая тварь», которая зачинается благодатью в первых движениях покаяния, а в этом строе является уже вполне образовавшейся, характеристически сложившейся, принявшей христианскую личность. Весь ход дела таков. Только истинно кающийся взыскивает Господа. Кающегося же исполняют два чувства и расположения: жаление, что грешил, и крепкое желание не поддаваться более греховным влечениям. Но в первом чувстве томит его правда Божия, коей ничем удовлетворить не может, во втором желании – страшит собственное бессилие, опытом дознанное. Он и прибегает к Господу в полной уверенности, что Он избавит его от той и другой крайности, – и прежние грехи простит, и даст ему силу вперед противостоять грехам. Без сих двух уверенностей вера в Господа немыслима, равно как покаяние немыслимо без сокрушения в грехах и твердого намерения не поддаваться греху. Но все эти расположения суть только приготовления к образованию верующей личности. Само же образование производится благодатью Святого Духа в таинстве Крещения, в коем погружаясь, он погружается в смерть Христову и получает отпущение грехов, а возникая из погружения, выходит в обновлении жизни, облеченный силой не работать греху, жить же прочее Богови о Христе Иисусе ( Рим. 6:3–13 ). Вот когда является вполне образовавшаяся верующая христианская личность. Проходит она весь этот путь; но из пройденного ничто не утрачивается, а напротив, все входит в строй ее духа, который, одним словом, именуется вера. Вера потому совмещает в себе много чувств; но отличительная ее черта, выдающаяся, есть предание себя на служение Господу до положения живота, в чаянии спасения благодатью Его. Чувствует верующий, что куплен ценой крови, должен работать купившему его, в полной уверенности, что этим путем он будет непременно спасен. Только тот, кто так верует, является оправданным пред Богом, не в том только смысле, что с него снимается вина греховности, но что в нем полагается семя всякой правды в его решимости работать Господу, исполнением воли Его, и в чувстве силы на то, вселяемой в него благодатью, его возродившей. Он обладает внутренней правотой; ибо дух правый обновлен во «утробе его» ( Пс. 50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Обряд сей именуется у нас обыкновенно исповедью, посредством которой мы исповедуем пред Богом грехи наши, не потому, чтоб Он не знал их, но потому, что исповедание сие есть начало исправления и удовлетворения за грехи. Исповедание привлекает раскаяние, а раскаяние умиряет Господа. Исповедание сокрушает и уничижает человека: оно переменяет его и делает достойным небесного Божия милосердия; оно повелевает человеку пребывать в пепле и вретище, и погружать душу свою в горесть, дабы очистить ее чрез страдание. Оно запрещает ему всякое услаждение в пище и питии, не для одного тела, но и для души. Оно требует, чтобы грешник питал и укреплял душу свою молитвою, постом, воздыханиями и слезами, чтобы день и ночь вопиял к Богу своему. С. 96 236. Животные умеют находить себе врачевство; для грешника оно в покаянии XII. Зная, что Господь после крещения даровал тебе в покаянии или исповеди еще средство избавиться от ада, зачем отчаиваешься ты в своем спасении? Зачем перестаешь толкать, когда уверен, что двери тебе откроются? Безгласные животные, безумные скоты имеют инстинкт угадывать врачевства для своего пользования. Уязвленный стрелою олень находит и щиплет траву – дикий бадьян. Голубка, ослепившая детенышей своих, умеет возвращать им зрение посредством собственной слюны. Неужели же грешник, ведая, что Христос установил покаяние для его спасения, будет чуждаться покаяния? С. 100 Статья X. О целомудрии (203) 237. Воздержание и второбрачие I-II. Быть воздержным значит не жалеть о том, чего мы лишены, и лишены Господом Богом, без воли Коего ни один лист не падет с дерева, «ни едина от птиц не падет на земли» ( Мф. 10:29 ) ... Вступая же во вторичный брак, мы действуем против воли Божией, желая вторично обрести то, чего Он нас лишил. Если бы Бог хотел, чтобы мы оставались в супружестве, то Он не отнял бы у нас первой жены. С. 103 238. Единобрачие священников VII. У Христиан вменено в точнейшую и строжайшую обязанность священникам жениться один только раз, так что, как мне известно, кто имел двух жен, тот лишается священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 32. Стр. 231–232. 53. Пророчество: «увидите Живот ваш висящ» ни на ком не исполнилось, как только на Христе У кого, по свидетельству Писания, ископаны были руки и ноги? Или кто, вообще, висел на древе и скончался на кресте за спасение всех? Авраам, оскудев в силах, умер на одре. – Исаия был претрен, но не висел на дереве. Иеремия терпел поругания, но умер не осужденный. Иезекииль страдал, но не за народ, а в знамение того, чтó будет с народом. Притом, если они и страдали, то были такие же люди, каковы и все мы, по сходству природы. Но Тот, Кого Писания изображают страждущим за всех, именуется не просто человеком, но Жизнью всех, хотя и был подобен людям по естеству. Ибо сказано: узрите Живот ваш висящ пред очима вашима (ср.: Втор. 28:66 ); и: род Его кто исповесть? (ср.: Ис. 53:8 ) Изучив родословие всех святых, можно о каждом с самого начала рассказать: кто он, и от кого произошел; но родословие Того, Кто соделывается Жизнью, слово Божие именует неисповедимым. Стр. 37. Стр. 237. 54. Обилие чудес во дни Христовы, делает время Его исключительным, указуя на Его Божество Исайи 35:3 −6. Пророчество дает разуметь, что придет Бог, а знамения показывают и время пришествия. Ибо говорят, что в Божественное пришествие слепые будут прозирать, хромые – ходить, глухие – слышать, и язык гугнивых сделается ясным. Итак, пусть скажут: когда таковые знамения бывали в Израиле, или бывало ли что подобное сему в Иудее? Очистился прокаженный Нееман, но не прозирал слепой от рождения. Великое, подлинно, дело – воскресить мертвого; однако же, и это не таково, как Спасителево чудо. Притом, если Писание не умолчало о прокаженном и о мертвеце у вдовицы, то, без сомнения, если бы хромой стал ходить, и слепой прозрел, слово не преминуло бы и это сделать известным. Поскольку же умолчано об этом в Писаниях; то явно, что никогда и не бывало этого прежде. Когда же совершилось это? Не тогда ли только, когда Само Божие Слово пришло во плоти? Когда это исполнилось? Не тогда ли, как хромые стали ходить, гугнивые начали говорить ясно, глухие услышали, слепые от рождения прозрели? Посему-то и иудеи, видевшие тогда чудеса эти, как не слыхавшие, чтобы бывало это в другое время, сказали: От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену. Аще не бы был Сей от Бога, не могл бы творити ничесоже (ср.: Ин. 9:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

И, хотя служили они идолам и совершали возлияния демонам, однако же идольское суеверие не могло научить их смягчению суровых нравов. Когда же приняли они Христово учение, тогда, чудным образом, как бы в умиление пришли сердца их, и отложили они кровожадную жестокость, не думают уже о войнах, но все у них мирно, везде видно расположение к дружелюбию. Кто же произвел все это? Кто ненавидевших друг друга соединил союзом мира? Кто, как не возлюбленный Отчий Сын, общий всех Спаситель, Иисус Христос , Который по любви Своей совершил все для нашего спасения? Еще издревле предречено было о восстановлении Им мира, когда Писание говорит: раскуют мечи своя на орала и копия своя на серпы, и не возмет язык на язык меча, и не навыкнут ктому ратоватися ( Ис. 2:4 ). И в этом нет ничего невероятного; даже и ныне варвары, по врожденной грубости нравов, пока приносят еще жертвы своим идолам, неистовствуют друг против друга и ни часа не могут пробыть без оружия, но как скоро слышат Христово учение, тотчас оставив войны, обращаются к земледелию, и руки свои не мечем уже вооружают, но простирают на молитву, и вообще, не друг с другом воюют, но вооружаются на диавола и демонов, поборая их целомудрием и душевной доблестью. Стр. 51–52. Стр. 257−258. 61. Христиане, вместо ведения войн, научены переносить обиды и лишения И действительно, ученики Христовы, не ведя войн между собой, и нравами, и добродетельной жизнью ополчаются против демонов, и преследуют их, и посмеваются над вождем их диаволом; потому что в юности они целомудренны, в искушениях воздержны, в трудах терпеливы, оскорбляемые, охотно переносят обиды, лишаемые, небрегут о сем, и, чтó всего удивительнее, пренебрегают смертью и делаются Христовыми мучениками. Стр. 52. Стр. 258. 62. Чрез уничижение Слова нам даны величайшие блага, мы и части их представить не можем Тот, кто не усматривает умом своим Христа, пусть уразумевает Его из дел телесных, и пусть исследует, человеческие ли, или Божии это дела. И если человеческие, то пусть смеется, а если не человеческие, но Божеские, то пусть признает это, и не смеется уже над тем, чтó не должно быть осмеиваемо, но лучше – подивится, что, посредством уничиженного, явлено нам божественное, чрез смерть распростерлось на всех бессмертие, и, чрез вочеловечение Слова, дознаны и промышление о всех, и Содетель и Зиждитель оного – Само Божие Слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

И Бог наперед их ведает, по единству ведения в Боге триипостасном... Поскольку такая молитва по Богу совершенно согласна с намерениями Божиими; то она благоволительно внемлется и приемлется, и привлекает скорое исполнение... Молится как следует тот, кто молится не о том только, что угодно Богу вообще, но о том, что угодно Богу в сей раз, в сих обстоятельствах. Поскольку мы не можем сказать, что знаем сие определенно, то лучшая для нас молитва есть: «буди воля Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя!» Стр. 493 553. Все истинно верующие суть избранники Божии не случайно, а от века, по предложению воли и Звавшего и зовомых, имеющих стать призванными 8:28. «Сущим по предуведению званным». Вот новое основание твердости упования, – то, что все истинно верующие и по вере живущие, и в благодатном чине содержащиеся суть избранники Божии: ибо за них, яко таковых, Бог; а если Бог за них, кто на них?... Они не кое-как, не случайно как попали в сей чин жизни. Все, в порядке благодатном совершающееся, совершается по предначертанному от века, и есть потому дело Божие, которое расстроить не может ничто человеческое. «По предуведению» – κατ πρθεσιν, – по предложению воли, по изволению. По чьему изволению, по чьей воли предложению? Званных или Звавшего? Наши восточные толковники – все разумеют волю и произволение званных... По латыни это слово переведено: secundum propositum. Здесь предложение воли разумеется не одних званных, но вместе Звавшего. Мысль же соединяется с сим такая: по преднамерению, по предначертанию. Из званных, как говорит Господь и дело показывает, не все оказываются избранными. Столь значительная особенность в сих последних, оказывающаяся по призвании их, вероятно имеет место и в самом призвании, где полагается ей если не причина, то прочное основание и здравое семя, ради того, что при сем произволение зовомого вполне соответствует силе воздействия Зовущего. Можно, потому, допустить, что в отношении к избранным и самое произволение совершается особенным некиим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 320.321 Святитель Феодорит Киррский. Творения. Сергиев Посад, 1907. Часть VII (в порядке издания – VI). Письма 436. Самоубийство по приказу других не может быть оправдано Епископу Иринею. В своем письме ты представляешь нечестивого судью, который дал двум подвижникам благочестия на выбор одно из двух: или принести жертвы богам, или же броситься в море. Один из них избрал второе и с готовностью бросился в бездну; а второй не решался ни на то, ни на другое; хотя, подобно первому, он гнушался служения идолам, однако не бросился добровольно в волны, а ожидал такой кончины от руки другого. Изложивши это в своем письме, ты спрашиваешь: который из них поступил лучше? Я думаю, и ты согласишься, что второй заслуживает большей похвалы, ибо без повеления никто не должен лишать себя жизни, но всякому следует ждать смерти – или естественной, или насильственной. И Господь, научая сему, заповедал преследуемым в одном городе бежать в другой и приказал оставлять и этот и уходить в следующий город ( Мф. 10:23 )... Посему, если справедливо и угодно Богу – избегать рук преследующих, то гораздо более, конечно, позволительно не повиноваться тому, кто повелевает совершить самоубийство... Итак, большей похвалы достоин второй: ибо первого рекомендует лишь готовность, а второго, кроме сего, украшает еще рассудительность. Стр. 3.4.5 437. Закон праздника – избавление от печали Приветственное (5). Творец Бог, возложивши на нас после грехопадения попечения и скорби, подал нам, однако же и поводы к утешению, установивши божественные празднества. Ибо по своему значению они напоминают нам о божественных дарах и предвозвещают полное освобождение от всяких печалей. Пользуясь этими благами и ныне, от преизбытка радости мы приветствуем твое великолепие и исполняем долг дружбы согласно закону праздника. Стр. 6 438. Долг адвоката защищать правду законом Адвокату Илие (10). Законодатели составили законы для защиты обидимых, и избравшие судебное поприще, упражняются в ораторском искусстве, чтобы помогать нуждающимся в судебной поддержке. Посему и ты, любезный человек (друг), получивший дар красноречия и знание законов, пользуйся этим искусством, где должно, – поражай им обидящих и защищай угнетенных ими, выставляя законы, как щит. Пусть никто из делающих несправедливое не удостоится твоей защиты, если бы даже это был самый близкий родственник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Ни взятие города, ни сожжение Божия храма, ни запустение неприступного и неприкосновенного святилища, ни то, что божественные сосуды стали добычей варваров, ни истребление царей, ни избиение священников, ни поселение вдали от святыни, ни пребывание на чужой земле, ни недостаток учителей, ни иное что-либо сему подобное не убедило их, хотя в малом чем, преступить и нарушить предписания закона о яствах. Стр. 261.262 428. Труды добродетели, как и прочие труды человека, должны иметь плод и награду, если их нет иногда на земле, значит есть жизнь небесная Слово 9 . Если добродетели прекрасны, и из прекрасных прекраснейшие, и наилучшие из благ, то, конечно, и любителям их надлежит именоваться прекрасными и добрыми, и иметь плод не только равномерный трудам, но и во много крат их больший. Ибо не странно ли это? Земледелец, вложивший в землю семена, в награду за труды пожинает во много раз больше посеянного, а также и садовник, насаждающий дерева, имеет утешение в уродившихся плодах, а у тех одних, которые заботятся о добродетели, соделались хранителями оного божественного сада, и в попечении об оных насаждениях пролили много пота, истощили много труда, – и труд бесплоден, и пот не вознагражден? Занимающиеся упражнением тела и голоса получают венцы, приемлют награды, удостаиваются рукоплескания зрителей, а добродетель менее ценится, нежели искусство борца, – и кулачного бойца? И для этого величайшего подвига нет ни зрителей, ни мздовоздаятеля, ни почести, ни награды, ни венца? – Нет, но стяжание добродетели достойно удивления и приобретения. Об этом свидетельствуют и делатели греха, которые совершают его тайно, и, если бывают открыты, сами себе придумывают оправдание; и тем самым, что покушаются скрыть, показывают, какое понятие имеют о своем поступке… А потому необходимо, чтобы приобретение добродетели, столько всеми своими и противниками похваляемое, и достигаемое с великими трудами, имело достойное воздаяние. Между тем, видим, что в настоящей жизни многие домогаются сего приобретения, и ради оного претерпевают великие труды, но не все пользуются за это похвалой и честью; одни же устами всех прославляются, как любители добродетели, соделываются именитыми и по кончине имеют приснопамятную славу; а другие совершенно неизвестны и от всех сокрыты, и уподобляются жемчужине, кроющейся в глубине моря и заключенной в раковине...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Милостивый Отец Небесный постановил, что если кто раскается и возвратится к Нему, Отцу своему, то получит свою часть, а во свидетельство, что так будет, дает обращающимся Духа Святого Своего, получение Коего означает, что и чадство таковым опять возвращается, и наследие за ними утверждается, которое и получат, как только перейдут чрез смерть из чужой страны в родную, – только бы снова не отвращались до того от Отца своего, милующего их. «Снаследницы же Христу». Зачем это прибавлено? Для точнейшего определения меры наследия и полнейшего удостоверения в несомненности получения его. Сокровища Божии необъятны. Не всех их можно быть наследником, а части, но какой? Можно полагать: и большой, и малой, – как благоволит Раздающий наследие. Так как такая неопределенность могла бы омрачать светлость и отраду упования; то Апостол определил и род, и меру наследия, сказав, что мы сонаследники Христу. «Поскольку нередко и слуга получает некоторую часть от господина, впрочем, не делается чрез то соучастником сына, то Апостол прибавил: снаследницы же Христу, чтобы обнаружить несказанное человеколюбие» (Феодорит). Этим он «возвышает цену наследия, удостоверяя, что мы будем находиться близко к Господу нашему и Спасителю» (Экумений). «Егда явится, подобни Ему будем» ( 1Ин. 3:2 ). Этим прибавлением возвышается и несомненность получения наследия. Ибо то уже несомненно, что Христос Господь пребывает одесную Бога Отца во славе. Если верующие становятся едино с Господом Иисусом Христом, облекаются в Него, прививаются к Нему, как ветви к дереву; то нельзя уже сомневаться, что, где Он, там и они будут, как и Сам Он божескими устами Своими удостоверил. Стр. 466, 467 548. Тварь подчинена суете, т. е. текучести, тлению, чрез падение человека, но ее ожидает нетление тончайших стихий, как бы цветов 8:20. «Суете бо тварь повинуся». Сим означается нынешнее несветлое состояние твари видимой. Подчинение суете и то значит, что она стала служить множеству пришлых потребностей человека, между которыми много ненужных, пустых, суетных, страстных, греховных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Тогда и движение быстрое помыслов прекратится: ибо всякая истина будет удерживать на себе внимание не на одно мгновение, а надолго, иногда часы и дни, месяцы и годы; и врагу доступ пресечется: ибо он ложь есть и не может показываться там, где царствует истина; лучи ее, как молнии, поражают его. – Как ум наполнить истиной? Пересмотри все содержание христианского учения, – каждую истину уясни, обставь приличными основаниями, возведи до убеждения и углуби ее в ум. Так истина за истиной будет влагаться в ум и проникать его; наконец, и все войдут туда, и содержание ума отождествится с содержанием богооткровенных истин. От этого он будет преисполнен здравых понятий и суждений о всем сущем и бывающем, и станет крепок сам в себе, так что его ничем не собьешь. Враг чем берет? Представляет призрак истины и добра, и увлекает. Но кто ведает истину полно, тот сразу разоблачит призрачность лжи и отразит тем нападение. Исполненный таким образом истиной силен бывает, как и тот, кто опоясан. Воин духовный непобедим, когда полон истины. Стр. 468 733. Броня от помыслов в сердце 6:14. «Оболкшеся в броня правды» ... Помыслы, при всем препоясании их трезвением, вниманием и бодренностью, могут проскользать; потому Апостол и не удовольствовался одним препоясанием, а велел надевать и броню – в сердце внедрить все святые расположения, чтобы хоть и прокрадутся как-либо помыслы, никакого от них худого воздействия не произошло в сердце. Стр. 471, 472 734. Память о смерти не в качестве пугала, а для отрешения от всего земного, чтобы с готовностью принимать лишения 6:15. «И обувше нозе во уготование благовествования мира» ... Апостол хочет сказать, чтобы они (Ефесяне) готовились к исходу. Память об исходе или о смерти, с заботливым приготовлением к ней, у всех подвижников, неутомимых борцов с врагами нашего спасения, – почитается самым могущественным средством к отражению вражеских стрел ... Но память о смерти не есть голая память. Она содержит в себе переселение сердцем из сей жизни в другую. Помнят о смерти не затем только, чтобы пугать себя, но, чтобы ни к чему временному не привязываться, ибо как бы оно велико ни было, ныне или завтра его надо оставить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010