Стр. 459 730. Мытарства – истинны 6:13. Как ни дичится мытарств наша разумность, никому не миновать, как показывают многократные видения святых, достоверно засвидетельствованные. Стр. 463 731. Искушению противостоять, а, прогнав его, тоже стоять бодренно, во всеоружии, ибо враг не убит, а только отбежал 6:13. «И вся содеявше стати» ... Борясь с искушениями, – приражениями страстей, – когда и увидишь, что враг отошел уже, не оставляй труда над собой, но потрудись изгладить из сердца всякий след искушения, чтобы вполне восстановилось то мирное устроение сердца, какое было в нем до начала искушения. Этот прием у свв. подвижников особенно поставляется на вид борцам: ибо им отсекается повторение бывшего искушения, которое, если оставлен след его в сердце, скоро может возвратиться... Таким образом, когда началось искушение, надо ему противостоять, а когда прогнано – стоять, – не сложа руки, а в той же бодренности, смотря во все глаза и во все стороны, чтобы не подкрался враг опять откуда-нибудь. Апостол хочет этим сказать: не слагай оружий, продолжай стоять во всеоружии... Таков враг наш, что убить его мы не можем; и он имеет в цели не то, чтобы убить нас, а чтоб увлечь на свою сторону. Потому, когда мы устояли, это значит – мы одолели врага. Стр. 463, 464 732. Враг увлекает помыслами, они бывают от пустомыслия, нужно ум наполнить истиной и доступ врагу прекратить, ибо он ложь, и лучи истины поражают его 6:14. «Препоясать чресла свои истиною» … Это значит остановить брожение помыслов, чтобы преградить врагу всякий к себе доступ: ибо он чрез помыслы подходит. Останавливается брожение помыслов трезвением, которое есть постоянное внимание ума к движениям помыслов с целью не допускать ни одного недоброго... Отчего блуждает ум в пустомыслии и мечтах? Оттого, что пуст. Пуст он, – а между тем быстродвижен по природе, и без занятия быть не может. Как нечем дельным заняться, он и пускается в пустомыслие, – пустое брожение мыслей и мечты. Наполните его истиной, – и вместо пустых мечтаний он будет переходить созерцанием от одной истины к другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 282 814. Наслаждение пищей, с молитвой благодарения одухотворяется, не делая чувственным 4:3. Ужели наслаждение брашнами воспрещено? Наслаждение естественно сопровождает вкушение приятной пищи; но у тех, кои принимают ее с благодарными к Богу чувствами, наслаждение теряет характер чувственности, одухотворяется и освящается. Когда вкушают брашна, чтобы насладиться, творя угодие плоти в похоти, тогда являются погруженными в чувственность; а, когда принимают яства в удовлетворение неизбежной потребности, с благодарением, тогда чувствуют сладость, не делаясь чувственными. Возношение при сем ума и сердца к Богу делает самую сладость некако отрешенной и обезвеществленной. Такие приемлют пищу, но не плотоугодствуют в ней. Стр. 300 815. Совершенство христианское само собою не приходит, ему надо обучать себя, не упуская случаев добра 4:7. «Обучай же себе ко благочестию». Это жизнь в духе веры христианской... «Обучай», – γμναζε, – упражняй себя в делах благочестия христианского, чтобы сделаться искусным их делателем, как гимнасты упражняются в телодвижениях разных, чтобы приобрести в них навык и искусство. Тело способно к очень ловким движениям, но его надо к сему приучить упражнениями. Так и верующий, по Крещении и приятии благодати, способен, т. е. и готов и силен на всякие дела и подвиги в духе и по требованию святой веры; но, чтобы все сие делать достодолжно и плодотворно, для сего надлежит упражнять себя в такого рода делах. Но гимнаст сначала упражняется в разных телодвижениях один, особо, только примерно, а на деле пригодятся ему сии телодвижения после; христианский же гимнаст прямо вступает не в примерные, но в настоящие дела, и их совершением обучает себя к наилучшему их совершению. Потому «обучай себе» то же значит, что – не пропускай ни одного случая, в коем можешь совершить дело по духу своей веры, или даже и более – изыскивай такие случаи, чтобы поскорее утвердиться в делах по вере нашей, и потом уже без труда являть себя пред Богом и человеками «делателем непостыдным» ( 2Тим. 2:15 ) ... Само собою сие совершенство не приходит: надо обучать себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Радушие и благосердие поглощают все неприятности и вокруг распространяют сладостный, теплый мир. Но скажет кто: как же быть, когда у кого желчный характер! И рад бы покрывать все благосердием и кротостью, да не совладеть с собой. Хорошо тому, у кого преобладают симпатические расположения, – а у кого преобладают чувства эгоистические, тому не обойтись без серчания, раздора и мстительности. На это надо сказать, что в христианстве, под действием благодати всякий дурной естественный нрав переделывается в добрый, когда кто возмется за это усердно, и со своей стороны употребит всякий над собою труд. Не сам собой он переделает себя, но переделает его благодать, действуя сокровенно под его собственным над собой трудом. В чем это усилие? Прощать все другим, наперекор своему неуступчивому нраву. Многократно повторенные опыты уступчивости и прощения против воли, неохотно, приведут к охотному прощанию всего, а далее и к безобидливости, к тому, чтобы и не огорчаться ничем. Чем воодушевляться на такое самопротивление? Живым сознанием того, что сам безответно виноват был пред Богом, и, однако же, Он простил тебе все даром, ради Господа Иисуса Христа. Стр. 363, 364 716. Понуждение себя к добру привлекает благодать 5:1. Хотя нравственные добрые расположения все бывают в нас в настоящем своем виде, не иначе, как от действия благодати Святого Духа, никто не увольняется от дел, принадлежащих к области тех расположений и служащих выражением их. Пусть нет расположения, нуди себя на дела, кои от него, и оно придет; и благодать Духа и возведет в окончательное совершенство все, чему своими усилиями не мог ты придать совершенства. Стр. 370 717. Блуд и лихоимство, – от похоти, – не должны именоваться в нас 5:3. «Блуд же… и лихоимство ниже да именуется в вас…». «Лихоимство» – страсть к стяжаниям, ненасытное желание иметь все более и более. И это принадлежит похоти, ибо одна и та же у нас страсть, коей мы любим и деньги, и тела ... Апостол хочет, чтобы и помину об них не было, чтобы забыты были и самые имена их, чтобы дойти до того, что, когда произнесет кто такие имена, слышащие не понимали, о чем он говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

С. 233, 234, 235, 236. 135. Демоны трепещут имени Христа «Однажды явился ко мне, с многочисленным сопровождением, демон, весьма высокий ростом, и осмелился сказать: я – Божия сила, я – Промысл, чего хочешь, все дарую тебе. – Тогда дунул я на него, произнеся имя Христово, занес руку ударить его и, как показалось, ударил, и при имени Христовом тотчас исчез великан этот со всеми его демонами». С. 240, 241. 136. Демоны, находя нас страшливыми, нападают, а находя радующимися о Господе и бодрыми, отбегают «Демоны, какими нас находят, приходя к нам, такими и сами делаются в отношении к нам; и какие мысли в нас находят, такие и привидения представляют нам. Поэтому, если найдут нас боязливыми и смущенными, то немедленно нападают, как разбойники, нашедшие неохраняемое место, и чтó сами в себе думаем, тó и производят в большем виде. Если видят нас страшливыми и боязливыми, то еще больше увеличивают боязнь привидениями и угрозами, и, наконец, бедная душа мучится тем. Но если найдут нас радующимися о Господе и помышляющими о будущих благах, содержащими в мыслях дела Господни и рассуждающими, что все в руке Господней, что демон не в силах побороть христианина, и вообще ни над кем не имеет власти; то, видя душу, подкрепляемую такими мыслями, демоны со стыдом обращаются вспять. Так враг, видя Иова огражденным, удалился от него, но сделал пленником своим Иуду, нашедши, что он лишен такой защиты. Посему, если хотим презирать врага, то будем всегда помышлять о делах Господних. Душа постоянно да радуется в уповании; и увидим, что демонские игралища то же, что дым, что демоны скорее сами побегут, нежели нас будут преследовать». С. 243. 137. Монастыри Египта при святом Антонии – образец совершенства христианского Монастыри в горах при святом Антонии были подобны скиниям, наполненным божественными ликами псалмопевцев, любителей учения, постников, молитвенников, коих радовало упование будущих благ, и кои занимались рукоделиями для подаяния милостыни, имели между собой взаимную любовь и согласие. Подлинно, представлялась там как бы особая некая область богочестия и правды. Не было там ни притеснителя, ни притесненного; подвижников было много, но у всех одна мысль – подвизаться в добродетели. А потому, кто видел монастыри сии и такое благочиние иноков, тот должен был снова воскликнуть и сказать: коль добри доми твои, Иакове, и кущи твоя, Израилю! ( Чис. 24:5 −6).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Божеское нельзя ограничить каким-либо пределом времени или места. Воскресение Христово имеет всемирное значение и ввело чин бытия, на все простирающийся. Стр. 596–598 631. Приветствия Апостола роднят живущих далеко и мирят живущих вместе 16:19. «Целуют вы церкви Асийския»... Так обычно апостолу Павлу... Обращенные Апостолом все сознавали себя в духовном отношении детьми одного отца духовного; потому искренно приветствовали друг друга, как родных. Но и кроме этого, все христиане одного духа суть, одного Господа главою имеют и в Нем едином роднятся, составляя как бы одну семью. «Целуют вы братия вся. Целуйте друг друга лобзанием святым» ... Все ефесские христиане приветствуют вас. И безвестные вам не отстают в благожелании от известных. Но если далекие от вас так близятся с вами, не тем ли паче в искреннем сближении надлежит пребывать вам между собой. Это я и прошу вас сделать теперь же, по прочтении послания, взаимным друг друга целованием, да изгонит оно из среды вас всякий разлад, всякое разномыслие, да будете едино и умом и сердцем. Стр. 625–626 632. Нелюбовь к Господу навлекает анафему, отлучает от тела Церкви. Маран-афа 16:22. «Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран-афа». Существо христианства в сочетании с Господом – существенном. Но кто состоит в сем сочетании может ли не любить Господа? Если кто не любит Господа, то прямой знак, что он не состоит в союзе с Ним; а если не состоит с Ним в союзе, то чужд христианства, чужд тела Церкви, самоотлучен от нее, хотя и носит имя христианина, – анафема и значит отлучен от тела Церкви. В подлиннике стоит только αναθεμα, – а что прибавить здесь: есть или да будет, – оставляется на волю читающего. Думается, здесь лучше идет: есть, в такой мысли, что кто не имеет любви к Господу, тот уже отсечен от Церкви, не член ее, или член отторгшийся. Слова: маран-афа лучше понимать, как удостоверительное слово в смысле: право так, ей, так. В переводе это значит: «Господь прииде». Апостол выражает: кто не любит Господа, тот анафема. Это так верно, как верно то, что Господь пришел. В Ветхом Завете Он был Грядый, имеющий прийти, чаемый, а для нас Он есть пришедший. Исповеданием этого удостоверяет Апостол, что нелюбовь ко Господу делает христианина анафемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

«С советом вся твори», учил еще Премудрый ( Притч. 31:4 ). И это как в житейских, так тем паче – в духовных делах. Стр. 231 574. Месть есть прямое порождение самости и может исчезнуть только при благодати Божией 12:17. «Ни единому зла за зло воздающе». Воздавать злом за зло, отмщать, стало естественной потребностью падшего. Он сам на себя взял самоохранение и самозащиту и считает законом правды для себя не оставлять неотмщенным зла потерпенного, чтобы пресечь повторение, или больший приток его. Месть есть прямое порождение самости, которая не успокаивается, пока не найдет прямо или косвенно удовлетворения себе. Месть ослабевает, когда приемлется в закон себе самоотвержение, и совсем погасает лишь вместе с окончательным погашением эгоизма. В совершенном виде это имеет место только в освященных благодатию. Благодать, оживляя дух, восставляет жизнь в Боге, вместе с тем порождает богопреданность, все попечение о себе, о жизни своей и делах своих возлагающую на Бога. Почему все: и доброе и злое приемлет как от руки Божией, и не вмешивается со своими усилиями в поправление того, в убеждении, что, если нужно, Бог все исправит Сам. Отмщение, таким образом, исчезает в преданности Богу и совершенном на Него возложении всякого упования... Заповедь о не отмщении и невоздавании злом за зло дана, когда пришла благодать, – в знамение того, что только благодатное возрождение делает способным к тому. Заповедь сия изошла из уст Самого Спасителя: «…добро творите ненавидящим вас» ( Мф. 5:44 ). И какими сильными понудительными и вместе достолюбезными побуждениями сие обставляется! «Да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех» ( Мф. 5:45 ). Отмщение считается отмщающим как мера благоразумия. Но так думать научает только ослепляющая страсть. Настоящее благоразумие не может не видеть, что маслом не тушат огня. Если горит уже огонь неприязни в сделавшем зло; то воздаяние ему злом не угасит, а воспламенит его более. Если хочешь погасить сей огонь, залей его водою кротости, невзыскания, благотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Оно вочеловечилось, чтобы мы обожились; Оно явило Себя телесно, чтобы мы приобрели себе понятие о невидимом Отце; Оно претерпело поругание от людей, чтобы мы наследовали бессмертие. Само Оно ни в чем не понесло ущерба, потому что бесстрастно, нетленно, есть источное Слово и Бог; страждущих же человеков, ради которых и претерпело это, соблюло и спасло Своим бесстрастием. И вообще, заслуги Спасителя, совершенные чрез вочеловечение Его, столь велики и многочисленны, что пожелать изобразить их – значило бы уподобиться человеку, который устремил взор на морскую пучину и хочет перечесть ее волны. Как невозможно объять глазами всех волн, потому что чувству покусившегося на это представляются непрестанно новые и новые волны; так и намеревающемуся объять умом все заслуги, совершенные Христом в теле, невозможно даже вместить их в помысле; потому что вновь представляющиеся мыслям его – гораздо многочисленнее тех, которые, как думает он, объял уже мыслью. Посему лучше не отваживаться говорить о всех вообще заслугах Христовых, когда и части их изобразить невозможно. Стр. 54. Стр. 260. 63. Явление на земле Богочеловека обращает взоры людей к Истинному Богу от ложных богов – кумиров Обрати внимание на то, что Спасителево учение повсюду растет, всякое же идолослужение и все противоборствующее вере Христовой ежедневно умаляется, ослабевает и падает, и вникнув в это, поклонись общему всех Спасителю, всемощному Божию Слову, и осуди то, чтó Им умалено и обращается в ничто. Как с явлением солнца тьма не имеет уже силы, но, если и оставалась еще где, изгоняется повсюду; так, по Божественном явлении Божия Слова, не имеет уже силы идольская тьма, но все части вселенной озаряются повсюду Его учением. Если царь не показывается в какой-либо области, но безвыходно остается у себя в доме; то нередко бывает, что люди мятежные, употребив во зло затворничество царя, присвояют себе его имя, и каждый, приняв на себя вид царя, обольщает простодушных, а люди вводятся в обман именем, слыша, что царь есть, между тем как они не видят его, по совершенной невозможности войти к нему в дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 264–266 675. Христос – центр человечества во времени 4:4. Христос – центр движения человечества во времени. К Нему – все, до пришествия Его во плоти; и от Него – все по пришествии Его. По видимости, может быть, для иных это не так осязательно; но по внутренней жизни – этому иначе быть нельзя. Все духовное, истинно Божие от Господа Иисуса: внешняя история может идти своим чередом; но среди нее незримо зреет племя Божие, – единое ценное, вне коего все ничтожно. Стр. 273, 274 676. Действенность Святого Духа в сердце несомненна у всех, сохранивших благодать крещения 4:6. Дух вопиет в сердцах: Авва Отче! Будто что-то мистическое, сокровенное, помимо или глубже сознания действующее в верующих. – Нет; это самым делом есть и сознается истинно верующими и имеющими в себе действие Духа благодати. У таковых все внутреннее так настраивается, что они глубоко чувствуют себя сынами Богу и Бога сознают Отцем себе. Это есть достояние всех христиан. И теперь те, кои сохранили благодать крещения, живя непрерывно, как следует христианам, чувствуют себя таковыми. Те же, кои потеряли благодать крещения, не могут себя чувствовать такими. Им надобно возвратить сию благодать покаянием, и потом дать благодати возобладать собой чрез подвиги самоотвержения, подвижничества и доброделания. Тогда и у них возродится то же чувство сыновства Богу. Так учат все духоносные отцы... И это так существенно в христианстве, что у кого нет такого чувства к Богу, тот еще не сделался истинным христианином; но или живет в нерадении, или еще не дошел до термина действенности Святого Духа в сердце. Стр. 279, 280 677. Существо веры – союз с Живым Богом всех ищущих Его 4:9. «Познани бывше от Бога». Вы познали Бога; но не остались без ответа со стороны Бога; и Он вас познал и еще паче. В истинной вере не так бывает, что со стороны людей искание и стремление, а со стороны Бога ничего нет. В ложных верах, где обращаются к не-сущим богам, это неизбежно; ибо чего ожидать от тех, кого нет. В истинной же вере Бог истинный всегда отвечает ищущим. Они Его взыскивают, а Он к ним приближается – паче, обогащая их духовными благами. И происходит взаимный живой союз, в коем и существо веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Но разрешим недоумение и некоторым подобием. Солнце действием теплоты обращает воск в жидкость, а грязь сушит, и первый умягчает, а последнюю делает жестокой. Посему, как солнце одним и тем же действием производит противоположное, так и в долготерпении Бога всяческих одни пожинают пользу, другие – вред; одни умягчаются, а другие ожесточаются. Сие и Господь выразил в святом Евангелии. Ибо говорит: «на суд Аз в мир сей приидох, да невидящие видят, и видящие слепи будут» ( Ин.9:39 ). Но сим не цель Владычнего пришествия объявляется: не для того Он пришел, чтобы видящих соделать слепыми, а, напротив того, показывается самое событие. Ибо Он «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» ( 1Тим.2:4 ). Но поскольку природа человеческая имеет свободу, то уверовавшие улучили спасение, а не уверовавшие делаются сами для себя виновниками геенны. Так Иуда видящий, ибо был апостолом, впоследствии стал слеп; а Павел, сперва быв слепым, в последствии прозрел. Так пришествием Спасителя весьма многие из иудеев ослеплены, а язычники получили прозрение. Стр. 95, 96 368. Праздник и помощь бедным Исх. 12 . Повелел Бог заклать пасху вместе достаточному числу людей для снедения агнца, научая их тем братолюбию и милосердию к бедным. А потому дает повеление – оставшееся мясо сожигать и не сохранять до следующего дня, принуждая сим призывать к общению в празднике нуждающихся. Стр. 104 369. Угроза Божия больше наказания: необрезанным, заквасное Исх. 20:5 . У Владыки Бога угрозы больше наказаний. И это нетрудно дознать из Писания. Сказано: «всякий необрезанный мужеск пол, иже не обрежется в день осмый, погубится» ( Быт. 17, 14 ). Но найдем, что обрезанные погибли многоразлично в пустыне, а оставшиеся необрезанными сподобились обетований, данных предкам, ибо Иисус Навин обрезал их в Галгалах. Так Бог угрожал конечной гибелью имеющим в домах квасное ( Исх. 12, 15 ), но не предавал их наказанию согласно с угрозой. Стр. 112.113 370. В научение свободе, рабу ухо провертывалось Исх. 21:6 . Почему рабу Еврею, не желающему принять свободу, повелел Бог провертывать ухо? Учит их всему предпочитать свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 69, 70 667. Угождение людям во всем, кроме истины 1:10. «Или ищу человеком угождати» ?.. Может кто возразить: как же в других местах пишет Апостол: «всем угождаю» ( 1Кор. 10:33 )? или: «всем бых вся» ( 1Кор. 9:22 ), и всякому христианину советует «угождать ближнему» ( Рим. 15:2 )? Но так говорит святой Павел, чтобы показать, что он все способы, какие где оказывались пригожими, употреблял, чтобы только расположить людей к принятию единой истины, которую всюду проповедовал. Не истину менял, применяясь к людям, а способы свои и приемы, чтобы люди удобнее приняли единую для всех истину. Его угождение людям касаться могло всего другого, кроме истины. С ней он небоязненно шел наперекор всему миру. Стр. 73–75 668. Предопределение реформатов неверно, ибо Бог желает спасения, но оно без свободной воли невозможно; в избрании – часть предведения склонения свободы 1:15. «Егда же благоволи Бог, избравый мя от чрева матере моея» … Истины, какие здесь внушаются словами Апостола, многозначительны не для одних Галатов, но и для всех нас, ибо ярким светом богопромышления освещают события и жизнь каждого из нас, указывая в вечности источник того, что совершается во времени ... Реформаты сие и подобные места берут в подтверждение своего ложного учения о вечном избрании Божием, без соображения с тем, чем имеет быть тот или другой человек, по своим естественным дарованиям и свободному своему произволению. И так думают они не об избрании только к особому какому служению, но и вообще об избрании ко спасению, – так что потом эти избранники, не по свободному избранию своей воли, а по излиянию на них особой благодати, помимо направления их свободы, бывают тем, к чему избраны те апостолами..., а эти – спасенными. Но если б было так, все люди были бы спасенные: ибо Бог всем хочет спастися, и поскольку хочет, тоже что избрал, – то все бы и спасались, если бы не участвовала в этом воля человека, или свободное его произволение и избрание. Но как без воли человека и спасти его нельзя: то хотя и всем Бог хочет спастися, но не все спасаются, ибо не все хотят спасаться. Воля их развращенная противится воле Божией, не хотя подчиняться условиям спасения; они и гибнут, несмотря на то что Бог не хочет, чтобы они гибли... Итак, призвание есть дело благодати, склонение же на призвание – дело свободы. Призванный есть тот, кто пошел вслед призвания, покорил свободу свою зовущему гласу. Потому в призвании, или обращении к вере, есть часть свободы, как в избрании – часть предведения склонения свободы. Но как одна свободная воля не сильна обратиться без благодати; то святой Павел все дело обращения и призвания относит к благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010