Стр. 248, 249, 251 578. Любовь есть исполнение закона 13:8. Вот ответ на вопрос, как действовать должно в отношении к другим. Люби, – и все должное в сем отношении исполнишь. Ибо любовь есть исполнение закона, – она и указывает должное, и силу дает к исполнению того; она есть исполнительная сила закона, источник, из коего исходит все законное, и одно законное. У любви только и дела, что творить законное, – не потому, чтобы закон навязывал ей сие совне, а потому, что если она в движении, то ничего не может делать, кроме законного, сознает ли она сие законное или не сознает. Она же есть основа мира, благоденствия и спокойствия общественного. Когда бы сделалась она общедвижущей силой, тогда не нужно было бы ни охранителей порядка, ни судов. Все спелось бы стройно само собой. А без любви общежитие не прочно. Внешне – все одно, а внутренне – разрознены: это куча песку несцепленного. Стр. 259, 260 579. Все мы или темны или светлы для Ангелов 13:12. Свойства добродетели и грешности отражаются и во всем естестве человека. И те, у коих открыты очи духовные, одних видят темными, а других – светлыми. Ангелы же Божии и всегда нас видят или светлыми, или темными, смотря по тому, каково наше внутреннее настроение. Стр. 268, 269 580. Память о суде Христовом и добродетель 14:12. Некто из святых сказал: самое лучшее место, где тебе надлежит стоять, есть судище Христово; там установись и не двигайся, – и все у тебя пойдет хорошо: и вопль молитвенный, и борьба со страстьми, и делание всякой добродетели; страх Божий всегда будет осенять тебя и руководить. Самый обычный у нас грех есть осуждение, которое и грехом считать не считаем, разучились даже замечать его за собой. Но когда будем помнить об ответственности своей на судище Христовом, то и замечать сей грех навыкнем, и не поддаваться ему научимся. Стр. 299 581. Истинная радость от единения с Всеблаженным Богом 14:17. Радость неразлучна с жизнью; но истинная радость бывает только в духовной жизни; душевная же и чувственная жизнь имеют лишь мимолетные радости, – и всегда смутные и немирные. Духовной жизни радость истинная оттого неотлучно принадлежит, что эта жизнь не иначе водворяется, как в силу соединения со Всеблаженным Богом благодатию Его. Бог всеблаженный изливает непрестанную радость в сердце, с Ним живо сочетанное верою, любовью и упованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 2. Стр. 127. 5. При чистоте сердца, человек может услаждаться созерцанием Слова Отчего и обновляться в любви к Нему Ни в чем не имея препятствия к ведению о Боге, человек, по чистоте своей, непрестанно созерцает Отчий образ, Бога – Слова, по образу Которого и сотворен, приходит же в изумление, уразумевая Отчее, чрез Слово, о всем промышление, возносясь мыслью выше чувственного и выше всякого телесного представления, силой ума своего касаясь божественного и мысленного на небесах. Когда ум человеческий не занят телесными предметами и не примешивается к нему со-вне возбуждаемое ими вожделение, но весь он горé и собран в себе самом, как было в начале: тогда, преступив за пределы чувственного и всего человеческого, парит он в горних, и, взирая на Слово, видит в Нем Отца Слову, услаждаясь созерцанием Его и обновляясь в любви к Нему. Стр. 2. Стр. 127. 6. Вознерадев о Боге, люди прилепляются мыслью к телу и чувственному, или к желаниям тела: так было вначале, так и теперь Люди, вознерадев о совершеннейшем и поленившись постигнуть его, охотнее взыскали того, что ближе к ним; ближе же к ним были тело и телесные чувства. Посему уклонили они ум свой от мысленного, начали же рассматривать самих себя. А рассматривая себя, занявшись телом и иными чувственными вещами, и обольщаясь этим, как своей собственностью, впали в самовожделение, предпочетши собственное созерцанию божественного, и закоснев в этом, не хотя оставить ближайшего к ним, смятенную и возмущенную всякими вожделениями душу свою подавили плотскими удовольствиями; наконец же, забыли о своих силах, дарованных Богом в начале. Что это истинно, – можно видеть то и на первосозданном человеке, как говорят о нем Священные Писания. Пока ум его устремлен был к Богу и к созерцанию Бога, – он отвращался от воззрения на тело. Когда же, по совету змия, оставил мысль о Боге и начал рассматривать себя самого; тогда впал в плотское вожделение. И уразумеша, яко нази беша (ср.: Быт. 3:7 ), и уразумев, устыдились. Узнали же наготу свою не столько по недостатку одежд, но и потому, что совлеклись созерцания Божественного и обратили мысль к противоположному. Ибо, уклонившись от мысленного устремления к Единому и Сущему (разумею Бога) и от любви к Нему, вдались уже в различные и частные пожелания тела. Потом, как обыкновенно бывает, допустив в себя вожделение каждой вещи и, вдруг, многих вещей, начали иметь привязанность и к самым вожделениям; а потому стали бояться оставить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

С. 111 239. Уважение язычников к единобрачию – урок для христиан XII. Язычники имеют величайшее уважение к единобрачию, до того, что когда девицы вступают в законный брак, то к ним всегда определяются в собеседницы женщины, бывшие один только раз замужем... При религиозных церемониях и при других празднествах жены единобрачные имеют всегда предпочтение пред другими. Жрица Юпитера не может иметь более одного мужа. Великий жрец может жениться один только раз. Вот в какой чести у них единобрачие... Все мы слышали о девственницах Весты, Юноны в Ахаии, Аполлона в Ефесе и Минервы в разных других местах. Жрецы вола Аписа в Египте дают обет целомудрия... Как же преступен христианин, отвергающий воздержание, которое могло бы служить для него орудием спасения! Стр. 119.120 Статья XI. О зрелищах (203) 240. Нет буквального запрещения зрелищ, но начало Псалтири… III. Правда, мы не находим буквального запрещения ходить в цирк, в театр, на ристалище, в амфитеатр, подобно как имеем повеление – не убивать, не покланяться идолам, не красть, не прелюбодействовать ( Исх. 20 ). Но мы встречаем достаточное на сей счет запрещение в начале 1-го псалма царя Давида: «блажен муж, иже не де на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалищи губителей не сéде». С. 127 241. Цирк – от Цирцеи богини VIII. Цирк в особенности посвящен Солнцу. Посреди него воздвигнут ему храм, и лучезарный образ его сияет на вершине храма. Идолопоклонники, уверяя, что Цирцея первая учредила зрелища в честь мощного отца своего Солнца, мечтают, что она же и Цирку дала имя свое. С. 132 242. Театр – дом Венеры и Бахуса X. Театр посвящен не только богине любви, но и богу вина. Два сии демона распутства и пьянства так тесно соединены между собою, что, кажется, сделали как бы заговор против добродетели. Чертог Венерин есть вместе и гостиница Бахусова. С. 137 Статья XII. Об одеянии женщин (203) 243. Роскошь в одежде жен – от змия Есть предание, что соблазнителями дочерей человеческих, о коих упоминается в книге Бытия, были падшие отверженные ангелы, и что они, позавидовав предназначению, обещанному жене – стереть главу змия, то есть сатаны, решились не только, обольстив означенных дочерей, повредить сему предназначению, но изобрели к тому и наилучшее средство, состоящее в том, чтоб ослепить их пышным убранством (одежды), столь сильно подстрекающим врожденное им любопытство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 176, 177 670. «Живет во мне Христос»: не нравственно только, но и существенно, не поглощая личности, однако 2:20. «Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» … Это не нравственно только, в том смысле, что я Ему всецело предан и все Ему посвящаю, – и мысли, и чувства, и дела, и слова, и внешнее мое всё, как и внутреннее. Ничего для себя не загадываю, все для Него; меня будто нет, а есть только Он во мне, и угождать Ему – единственная моя забота. Но и самым делом, существенно, Он во мне. Я сочетался Ему, а Он – мне. Я привился к Нему, как дикая маслина, и Он исполнил меня Своей жизнью. Он во мне вседействует, все направляя во славу Божию и спасение мое и других. От Него возбуждение, от Него и сила. Это не так бывает, чтобы личность исчезала; но так, что душа сознательно и свободно предает себя вседействию Христову. И Он вседействует в душе, по желанию, исканию и любовному восприятию Его вседействия; так что в деле выходит, будто душа сама действует. Ибо «прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем» ( 1Кор. 6:17 ). Верой вселяется Христос в сердца ( Еф. 3:17 ), и исполняется то, что Он обетовал: «вы во Мне и Аз в вас» ( Ин. 15:4 ). Отсюда, что ни делает верующий, истинно ценное в очах Божиих, не без Него делает ( Ин. 14:12 ). Без Него таких дел никто и делать не может. Стр. 188, 189 671. Отличие христианства – дарование Святого Духа в таинствах; отсюда, евангелики – христиане по имени 3:1. Отличительное преимущество христианства, ставящее его выше всех других вер и исключительно выставляющее истинной верой, есть дарование благодати возрождения и других даров Святого Духа. Не одна высота боговедения и чистота нравственных законов отличает его; но что в нем ради веры в Господа чрез таинства дается благодать Святого Духа, делающая человека новой тварью, – чего никакая вера, кроме истинно-христианской, не дает и дать не может. Откровение христианское теперь есть на всех почти языках. Всякий любознательный может вычитать и усвоить себе содержащиеся в нем понятия; но все он не будет христианин, пока не получит благодати Святого Духа известным, богоучрежденным путем. Возможно составиться целому обществу таких ведцев Евангелия, и имя даже себе присвоить евангеликов, но быть безблагодатными, и, следовательно, христианами только по имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

338. Благодать и добродетель 14:18 . Невозможно для души человеческой совершить что-либо доброе или сдержать свои страсти, или избежать превеликой и крепкой сети диавола, если она (душа) не ограждена благодатью Св. Духа, и поэтому имеет в себе Самого Христа. 339. Воплощение Единородного для обновления всего человечества Рим. 8:3–4 . «Осудил грех во плоти». Т.е., Бог и Отец заставил Сына добровольно низойти в приразившийся плоти грех , чтобы, соделав её собственною плотью, превратить в свое собственное природное свойство, т.е. – не грешить. И в самом деле, мы не можем, конечно, правильно мысля, допускать, что Единородный стал человеком с целью устроить это для одного только собственного Своего храма (тела). Где же в таком случае окажется великолепие и польза Его пришествия к нам, если Он спас одно только Свое тело? Напротив, мы веруем, что Единородный стал подобным нам с той целью, чтобы чрез Себя и в Себе первом, как в начатке человечества, приобрести блага для всей природы (человеческой). Стр. 261 340. Знаем Христа не уничиженного, а прославленного «Если, ведь, и знали мы по плоти Христа, но теперь уже не знаем» ( 2Кор. 5:16 ). Неужели, скажи мне, Павел отрекся искупившего его Владыки? ( 2Петр. 2:1 ). Нет, он рассуждает право. Ведь, когда уже совершилось и достигло конца время уничижения, или унижения Единородного, Апостол старается проповедовать Его и познавать не с той стороны, по которой Он является униженным, а с той, по которой Он есть Бог по природе. Стр. 301 341. Самоуверенность опасна 15:4 . Тысячи падений могут предстоять для тех, кои считают себя уже твердо стоящими, но не прилагают большого старания к тому, чтобы крепко держаться в том состоянии, в каком они находятся. Стр. 342 342. Молитва об угодном Богу 15:7 . Неужели, если кто станет просить что-либо худое, тотчас же получит? Напротив, необходимо думать, что пребывающий во Христе и имеющий в себе слова Его, очевидно, как добрый и благонравный, может помышлять об одном только вполне благоугодном Богу. Стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Это – прямое следствие эгоизма. Сходится ли эгоизм с эгоизмом, или эгоизм с благостынею, эгоизму без лести нельзя действовать. Там потому, что иначе, раздражив эгоизм другого, возбудит себе противодействие; здесь потому, что иначе, обнажив себя, обнаружит в себе то, от чего отвращается благостыня. Страстному эгоизму неизбежно приходится потому хитрить, прикрывая себя лестью. Стр. 198 506. Закон не давал силы побеждать грех, но сам по себе он нужен, и грех не есть нечто роковое, хотя плоть и влечет к нему 3:20. «Законом познание греха». Закон определял все, как надлежало действовать, во всяком случае; но поскольку не давал силы к исполнению того, а плоть увлекала к противному, то он освещал только грешность. Приявший закон видел, в каком случае как грешит, и не мог не сознавать, что грешит, а как выпутаться из этих уз греха, не видел. Только и давал ему закон, что научал познавать свою грешность; но, как и при сем познании грех все же действовал и увлекал, то это познание лишь увеличивало грех… При всем том, однако же никак нельзя думать, чтобы грех был нечто роковое, – такое, что невольно влечет к преступлению, хочешь или не хочешь. Плоть действительно влечет, но преступление всегда совершается потому, что человек сам самоохотно вожделевает противного закону. Почему, по преступлении закона человек стыдится и чувствует угрызение совести. Это есть свидетельство того, что согрешивший мог не грешить, но не хотел отказать своему пожеланию злому. Нельзя также думать, что поскольку делами закона не оправдится никакая плоть, то дела закона уже не нужны. Нет; в том и оправдание, чтоб явиться во всем исправным, исполнив все требуемое законом. Исполни всю волю Божию, – и спасешься. Так неоднократно говорил Спаситель, так внушали апостолы. В том и все домостроительство спасения, чтобы возвести нас в состояние, в коем мы являлись бы совершенно правы пред законом. Затем отпущение грехов, затем благодать на делание всякого добра. Стр. 205, 206 507. Вера всем равно открывает вход к Богу 3:23.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Этот широко распространенный взгляд нуждается в корректировке, так как одни и те же богословы говорят и о двухчастности, и о трехчастности человека, а история патристики не знает спора дихо- и трихотомистов. Богослов В. Н. Лосский был убежден, что разница между сторонниками дихотомизма и трихотомизма сводится к терминологии: «дихотомисты» видят в духе высшую способность разумной души, посредством которой человек входит в общение с Богом 9 . Святой Афанасий Великий (IV в.) был убежденным трихотомистом и учил, что всё духовно-душевно-телесное естество человека должно обожиться вследствие восстановленной Богопричастности человека. Многие представители русского богословия так же понимали природу человека, в их числе св. Тихон Задонский , св. Феофан Затворник , а из современников – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий , 1877–1961). В своей известной работе «О духе, душе и теле» архиепископ Лука аргументировал трихотомизм данными психофизиологии, парапсихологии и генетики. Он разработал учение о так называемых актах сознания, которые никогда не бывают изолированными, поскольку мысль сопровождается чувством, а волевые акты связаны не только с восприятиями физических органов, но и с восприятиями души и духа. Архиепископ Лука доказывал, что дух может вести Жизнь, раздельную от души и тела, ссылаясь на передачу наследственных свойств от родителей к детям, поскольку наследуются лишь основные «духовные» черты характера родителей, а не их чувственные восприятия и душевные воспоминания. Он разделял взгляд на то, что животные тоже имеют душу, но подчеркивал, что у человека душа гораздо совершеннее, она обладает высшими дарами Святого Духа – разумением и познанием, творческим вдохновением, мудростью и др. Самым значительным проявлением духовности в человеке, на наш взгляд, является совесть. Совесть, неотъемлемое начало общечеловеческой нравственности, рассматривается христианской Церковью как голос Свыше, присутствие Божие в душе человека. Человек часто пытается заглушить этот голос, потворствуя своим страстям и корыстолюбию, но до конца его не может заглушить, пока в нем живет хоть какая-то человечность. Именно совесть является наиболее человеческим в человеке – в самом благородном значении этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Томас Шпидлик (католический кардинал) систематическое изложение Введение Духовное богословие Соседство двух слов, в этом выражении поставленных рядом, наводит на размышления! Разве не три наиболее священных для христианина слова находим мы в нем: Бог , Слово, Дух?.. Подобно тому, как от долгого употребления ветшают одежды, выражения со временем неминуемо становятся безликими. Поэтому, когда встречаешь их облаченными в прежнее сияние, тебя неизменно охватывает удивление. Подобным же образом обстоит дело со словом «богословие». В древности на христианском Востоке оно понималось как личное отношение к Богу-Отцу через Христа-Слово в Духе Святом, которое реализуется в молитве 1 . Вот почему на христианском Востоке не существовали систематические изложения «духовного богословия» в их современном виде, тогда как необычайного расцвета достигла традиция наставлений и бесед о молитве. Феофан Затворник , классик русской духовной учености, в значительной степени настаивал на этом, добавляя: «Желанным было бы, когда бы кто-то собрал молитвы, сложенные святыми Отцами, ибо они составили бы подлинное руководство ко спасению» 2 . С другой стороны, совершенно справедливо, что начинающие в области духовной и молитвенной жизни всегда нуждаются в окормлении. Предложить им твердые наставления, образы и правила поведения означало бы навязать их как требования. Разве мы не находим в Жизни св. Антония, написанной Афанасием, первое аскетическое и мистическое руководство? Отечники (апофегмы) представляют собой еще более полное собрание наставлений, представленных в виде мудрых изречений, столь излюбленном на Востоке жанре словесности. Сборники, которые традиционно именуются сотницы (центурии), составлялись из духовных «сентенций» 3 – кратких, легко доступных пониманию, ясных и в то же время не умаляющих недоступность тайны; они приглашают искать в каждом изречении его духовный смысл, не сводя его к чистому резонерству, пренебрегающему глубиной жизни. Эти изречения заучивались наизусть, их повторяли и истолковывали. Так зарождалось духовное предание. Христианский Восток начинает приобретать свои особенные черты, совершенно неповторимые и отличные от латинского Запада. На самом Востоке сосуществовали различные традиции, сознававшие свою национальную, географическую и историческую самобытность. Во вселенской Церкви истинное «предание» представляет собой совокупность преданий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

II. Мы видели, братия, что преп. Еллий вышел победителем в борьбе с представившимися ему искушениями. Какие же он употреблял средства к побеждению греховных искушений? а)  Первое средство, которое им было употреблено и оказалось действительным, было слово Божие. Это же оружие было употреблено и Господом нашим Иисусом Христом во дни Его сорокадневного поста в пустыне во время искушения Его со стороны диавола. И действительно, слово Божие есть истина (Ин. 17, 17), жизнь, (Ин. 6, 68) и свет (Пс. 68, 105). Все свящ. Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления во праведности (2 Тим. 3, 16); да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (17). б)  Второе орудие, заповеданное Господом к побеждению греховных искушений (Мк. 9, 48) – воспоминание о смерти и вечных муках. Только потому мы побуждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними; только потому считаем тяжкими земные скорби, что не изведали мучений адских. Некоторый инок, подвижнической жизни вопросил старца: «отчего я, живя в келлии моей, пребываю в небрежении?» Старец отвечал: «потому, что ты не узнал ни ожидаемого покоя, ни будущей муки. Если б ты знал их как должно, то терпел бы, и не ослабевал бы и тогда, когда б келлия твоя была полна червей, и ты стоял бы в них по шею». Подвижники благочестия, которым были показаны адские муки, без ужаса и не могли воспоминать своих видений, и в непрестанных слезах покаяния и смирения искали обрести отраду – извещение спасения. Так случилось с затворником наших отечественных Киевских пещер, Афанасием, проводившем святую, богоугодную жизнь. Он, после продолжительной болезни, скончался. Братия убрали тело его, по обычаю иноческому, но скончавшийся оставался не погребенным в течение двух дней, по некоторому встретившемуся препятствию. На третью ночь было божественное явление игумену, и он слышал таинственный голос: «человек Божий Афанасий лежит два дня непогребенным, а ты не заботишься о нем». Рано утром игумен с братией пришли к почившему с намерением предать его тело земле, но нашли его сидящим и плачущим. Ужаснулись они, увидев его ожившим; потом начали вопрошать, как ожил он, что видел и слышал в то время, как разлучался с телом. На все вопросы он отвечал только словом: «спасайтесь!» Когда же братия неотступно упрашивали сказать им полезное, то он завещал им послушание и непрестанное покаяние. Вслед за этим Афанасий заключился в пещере, пребыл в ней безвыходно в течение двенадцати лет, день и ночь проводя в непрестанных слезах, чрез день вкушая понемногу хлеба и воды, и не беседуя ни с кем во все это время. Когда настало время его кончины, он повторил собравшимся братиям наставление о послушании и покаянии, и скончался с миром о Господе (Из «Слова о смерти», еп. Игнатия Брянчанинова, изд. 4, с. 64–66).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Но, присудив это, Бог не отменил коренного закона жизни, свойственной человеку,— того, чтоб она была всегда и во всем сообразна с волею Божиею, выраженною в заповедях Его; напротив, строжайше подтвердил его и подтверждает, не как отяжеляющий ярем, а как средство облегчения и источник утешения в претерпевании его. Так это и бывает: кто верен заповедям или свидениям Божиим, тому утешительно терпеть, что бы он ни претерпел. Пророк и говорит: «Много стужающих; но пусть их! Я свое дело знаю, и о том только ревную, чтоб не уклониться от свидений Божиих». Видим, что все рвутся из уз того, что приходится им терпеть, а все никак не могут вырваться, даже при больших средствах. Отчего так? — Оттого, что не ту дорогу взяли. Надо вступить на путь свидений Божиих и благодушно терпеть то, что приходится терпеть. Тогда это самое претерпеваемое начнет источать утешение. Вот и рай, несмотря на противную тому внешность! Те, кои иным путем хотят водворить рай на земле, лишь попусту трудятся. Еще Премудрый сказал им: «суета суетствий» (Еккл.1:2) Пс.118:158. Видех неразумевающия и истаях, яко словес Твоих не сохраниша    «Если я видел, говорит пророк, кого неразумевающего, то, сожалея о нем, истаявал из ревности по богочестию» (святой Афанасий). «Так блаженный Павел сетовал об иудеях; так Сам Владыка изъявил сожаление об Иерусалиме; так божественный Иеремия оплакивал беззаконие народа» (блаженный Феодорит). Неразумевающие — не то, что слабоумные или необразованные невежды, а те, которые безумствуют по злой воле своей, хоть и знают, как должно жить, но живут совсем противно тому, безобразничают, и себя губя этим, и бесславя Создателя и Спасителя своего. Кто любит Бога, тот любит и братии своих. Кто любит добрую нравственность, тот не может равнодушно смотреть, не скорбеть и не сокрушаться сердцем, окруженный людьми, которые, забыв Бога, бесстрашно попирают закон Его святой. Пророк свидетельствует о себе, что он, взирая на это, истаял, как истаявает свеча, снедаемая силою огня. Такова истинная любовь к Богу! Не себя только она держит на путях, угодных Ему, но ревнует, чтобы и все братия держались тех же путей, чтобы благоугождаемый Бог утешался всеми и на всех почивал благоволением Своим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010