Опять-таки, могу вам дать пример. Как-то я, когда был юношей, “насмерть” поссорился с одним своим товарищем. Я пришел к отцу Афанасию, спрашиваю: “Отец Афанасий, что мне делать? Я поссорился с Кириллом и не могу ему простить то, что он мне сделал. Но в молитве Отче наш говорится: “Прости, как я прощаю”. Что мне делать?” Отец Афанасий на меня спокойно посмотрел и сказал: “Дойдешь до этого места — скажи: “Не прощай меня, потому что я Кириллу простить не могу”... — “Я не могу этого сказать!” — “Ничего другого сделать нельзя”. Я попробовал, дошел до этого места и не мог этих слов произнести. Вернулся к отцу Афанасию. “Ну, — говорит он, — если ты не можешь честно сказать этих слов, то перескочи через это прошение”. Я попробовал: невозможно! Это прошение гранью стоит между моим спасением и моей погибелью. Вернулся снова к отцу Афанасию. Он говорит: “И что, тебе страшно, что ты погибаешь? Тогда вот что попробуй сделать. Скажи: “Господи, я очень хотел бы простить Кирилла, да не могу. Можешь ли Ты меня простить постольку, поскольку я хотел бы ему простить?” Я попробовал — и это получилось. А потом постепенно, переходя из одного оттенка к другому, я вдруг увидел: какое безумие! Конечно, я могу простить Кириллу! Он передо мной даже и не виноват, мы оба друг перед другом виноваты!.. Я сначала с ним примирился, а потом оказался в состоянии свободно, спокойно говорить эти Божественные слова, решающие нашу судьбу, являющиеся как бы Красным морем, через которое мы должны пройти из рабства в Обетованную землю. Значит, следует читать молитвы честно, и когда мы не можем чего-то произнести совершенно честно, мы должны Господу сказать: “Я произнесу слова святого, который написал эту молитву, но от себя я не могу их сказать. Помоги мне когда-нибудь дорасти до этой меры!”. Но дорасти до этой меры невозможно, если мы будем просто эти молитвы твердить, никогда к ним не возвращаясь. И надо сделать две очень важные вещи. Во-первых, то, что святой Феофан Затворник нам предписывает: продумывать и прочувствовать каждую молитву не в момент, когда мы совершаем наше молитвословие, а в моменты, когда мы можем сесть спокойно, прочитать эту молитву, вдуматься в нее и ставить перед собой вопрос: вот что такой-то святой знал о Боге, о себе, о жизни; что я знаю об этом?.. И прочувствовать, довести до своего сознания, до своего сердца и как бы до глубин своих воспоминаний, из глубин своего сердца вывести на поверхность все то, что соответствует словам этой молитвы. Так что когда я буду читать ее перед Богом, весь духовный и человеческий опыт, собравшийся во мне, был бы вызван наружу словами этой молитвы. Тогда каждая молитва начнет оживать, делаться моей молитвой; вокруг каждого слова будут кристаллизоваться моменты моего собственного опыта.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О невозможности предположить подобные занятия, стремления и ведения в существе, естество которого телесно, уже было помянуто; да это очевидно и само собою. Но останавливаю особенное внимание на следующих словах: «душа нередко, поощряемая чистотою ума, воспаряет к святым и ангелам, пребывающим вне земных тел». Какая тут мысль? Мысль та, что святые и ангелы бестелесны и не только бестелесны, т.е. по естеству невещественны. Заметит иной: пребывают вне земных тел грубых, но не вне эфирных тел. Скажу на это: пусть так, пусть ангелы – не вне эфирных тел. Это будет значить, что они – в эфирных телах, как в оболочке, облечены ими, носят их: но сами все же не тело эфирное, а духи, облеченные эфирным телом. Таким образом, и эта мысль против нового учения. Если б новое учение так думало, мы и не стали так много спорить с ним, а сказали бы только: как хочешь. Ты так, а мы так. Но оно все твердит: душа – тело, ангел – тело, самое естество их телесно. Вот уж тут не удержишься, чтоб не сказать, что так нельзя думать, потому что никто из святых так не думал. Скажу еще несколько слов о мнении святого Афанасия. Беру, во-первых, буквально слова: «вне земных тел», понимая их так: вне всяких тел, ибо эфирное тело – выдумка, без нужды придумываемая и никакой ясности в учение о духовном мире не привносящая. Вывожу, во-вторых, эту мысль из сопоставления в сем месте ангелов с святыми. Все рассматриваемое нами место святого Афанасия раскрывает одну мысль, что душа – не тело. В сделанных нами замечаниях приложены пояснительные мысли, что душа не есть не только грубое тело, но даже и эфирное. И если б святой Афанасий знал о подобном предположении, то, конечно направил бы обороты речи против него. Говорю: обороты речи, – ибо мысли его и в теперешнем виде совершенно отрицают всякую вообще телесность в душе и утверждают неоспоримо, что душа есть дух, чуждый всякой вещественности. В предпоследней выписке у него та мысль, что душа выходит из тела, какою есть в теле. Но если она, по его учению, дух – в теле, то дух – и вне тела. Следовательно, святой Афанасий признает, что святые отшедшие в теперешнем состоянии суть духи чистые. Но если наряду с ними он поставляет и ангелов, то значит признает и их чистыми духами, т.е. не только невещественными, но и бестелесными.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«До того простерли гордость, говорит святой Афанасий, что сердце в них стало, как сыр». «Это сходствует, пишет Феодорит, с пророческим изречением: «одебеле бо сердце людей сих, и ушима своими тяжко слъшаша, и очи смежиша» (Ис.6:10); сходствует и с тем, что в книге Исхода сказано о Фараоне: «ожесточися сердце Фараоново» (Исх.8:19). Посему пророк и говорит: они имеют сердце упорное, и сами претворили мягкость его в грубость, подобно тому, как сгущают и усыряют молоко, а я таял, поучаясь закону Твоему». Значение этого одно и то же — упорное противление Богу и Божиим порядкам: «уты, утолсте, разшире, и забы Бога создавшаго его» (Втор.32:15). «Сердце святых, говорит святой Афанасий, утончено, а сердце гордых утолщено». Так бывает с бедным сердцем человеческим потому, что не в ту сферу вводит его неправда, в какой ему следует быть по естеству; вот оно и сжимается. «Молоко, пишет святой Амвросий, по природе своей чисто, приятно на вид и подвижно, а когда портится, то закисает. Так и сердце человеческое по природе чисто, мягко, тепло, но, когда примешается в него порок, оно хладеет, жестеет и мрачится. Молоко, окисши, сседается и уже не имеет свойственной ему приятности; так и человек, пока не поврежден неправдою, бывает приятен в словах и в обращении, но когда уклоняется в неправду — изменяется, ибо иным становится сердце его. Неправда сжимает его, и, вместо приятного доброхотства, оно исполняется горечью недоброжелательства. Так усыряется сердце гордостию и неприязнию, когда естественную его кротость, источающую доброту, повреждают закваскою злобы и лукавства».    Жестеет сердце с первых опытов неправды и потом все более и более ожестевает; конец этого — состояние ожестения. В противоположность сему у богобоязненного под действием неправд созревает обученность закону, подвижность на всякое добро и твердость в доведении начинаемых добрых дел до конца. А так как он не по чувству только долга стоял в добре, но всем сердцем, по любви к нему, и наипаче к Тому, Кто дал закон, то, чем больше он устаивает в нем, несмотря на ожесточенное сопротивление тому, тем теплее согревается сердце любовию, тем оно мягче, и человек сердечнее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Письма духовных лиц святителю Феофану Письма епископа Олонецкого Аркадия Рисунок 11. Епископ Олонецкий Аркадий 1. Епископское благословение на труды. Об очищении Олонецкой епархии от раскола. 1. Епископское благословение на труды. О перемещении Свирского духовного училища. Об очищении Олонецкой епархии от раскола. 22 октября 1855 г. Ответ на письмо от 8 окт. 1855 г. Да радуется о Вас Петрозаводск смиренный, яко о посланном к нему от Иерусалима. «С своей стороны употребим все старание»: радуюсь о Вас за слово сие. Касательно перемещения училища Свирского я имею уже сведения от некоторых благочинных, которые Лодейному Полю предпочитают Олонец. Но пусть соберутся сведения со всех сторон, тогда основательнее обсудить дело можно будет. Весьма одобряю Ваше предположение касательно порядка и в устроении казеннокоштных учеников. Прошу Вас ознакомиться и с делами по консистории Вспомним нашу вечернюю беседу: вспомним наши обеты и желания совокупно стремиться к образованию ол[онецкого] духовенства, к очищению олонецкой епархии от раскола. Предложения мои консистории об исключительном поручении Вам некоторых дел имели целию одно – осуществить, сколько Господь благословит, наши желания и обеты в пользу олонецкой страны. Снова возношу моления мои к Богу Отцу Небесному, да приосеняет Вас Своим спасительным благословением во всех трудах Ваших по обязанностям Вашим. Сего благожелания моего слова передайте и почтеннейшему сподвижнику Вашему любезному о. Асинкриту. С любовию моею есмь 236 . 22 октября. 2. О раскольнических книгах. О духовных потребностях Олонецкой епархии О раскольнических книгах. О сельских приходских училищах. О духовных потребностях Олонецкой епархии. Ответ на письмо от 12 ноября 1855 г. Благодарение Господу, что у Вас все течет хорошо. О. Афанасий и мне очень понравился. Г-н Орфинский добрый и благородный магистр, и третий, как мне показался, будет по духу досточт[имого] о. ректора Феофана! Списочек раскольнических книг, составленный г-ном Цитовым, много лишнего заключает в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

При осмотре Свирского училища мы нашли, что оно действительно требует многих больших поправок, а малыми поглощает каждогодно всю ремонтную сумму. Учителя согласны на переход. В нравственном отношении польза и даже нужда перевода несомненна. Мое мнение такое: перевесть надобно, но так, чтоб нанять по контракту дом на несколько лет, и в то же время ходатайствовать о постройке нового казенного. Ожидание дома Дудникова не решительно верно, а оставлять училище всегда в наемных домах немного несообразно с попечительностию начальства о школах. Из других дел правления затрудняет в настоящее время устроение казеннокоштных. Но слышно, что консистория скоро доставит нам справки о состоянии семейств просителей и даст нам возможность решить сии дела. На будущее же время думаю просить разрешения Вашего Высокопреосвященства на такой порядок, чтобы проситель вместе с прошением представлял и выписку из клировых ведомостей, с засвидетельствованием благочинного или дух[овного] правления, или консистории, чтобы по случаю справок о сем не было остановок. Во все прочее по семинарии тоже входим, но ни с чем хорошо еще не ознакомились. Наставники, состоящие налицо, утешают добрыми своими нравами. Слава Богу! Снова предаю себя сыновне водительству Вашего Высокопреосвященства и, испрашивая архипастырского благословения и молитв, честь имею пребыть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник семинарии ректор архимандрит Феофан. 109. Деятельность в должности ректора. О раскольниках Деятельность в должности ректора: учреждение миссионерского класса; не худо бы ввести иконописание; заботы о быте учащихся. О раскольниках. 12 нояб. 1855 г. Благословите всех нас, искренно вам преданных! Благодарение Господу! – У нас все течет хорошо. Еще более порадуемся, когда приедут новые наставники и облегчат труды наличных утомленных; ибо редкому не три класса в день. – О. Афанасий 15 мне очень нравится. Г-н Орфинский 16 известен мне еще с словеснического его класса в Новгороде. Бог даст, и третий будет по духу других.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Об устроении класса живописи. О преподавании в миссионерском классе. О желании приобрести раскольнические писания. 29 нояб. 1855 г. Благословите нас и новых наставников наших. О. Афанасий 22 и г-н Петров 23 прибыли благополучно и вступили в дело. Думаю, не замедлит и г-н Орфинский 24 . Помещение о. Афанасия тесновато, но другого нет возможности изобресть. Те комнаты, где теперь больница, были бы поспокойнее, но для больницы нет места в наемном доме тесном. Известие от Вашего Высокопреосвященства чрез о. протоиерея 25 о переводимом в Олонецкую епархию воспитаннике С.-Петербургской семинарии, учившемся живописи, очень радостно. Если он окажется действительно знатоком (ибо не все знают, хотя и пишется в аттестатах: хорошо), то можно будет представить и об открытии сего класса. Для класса отрядим одну из жилых комнат наемного дома. Приятно, что так дело устрояется. Есть сильно желающие уметь рисовать. Мысли Вашего Высокопреосвященства о направлении и мере преподавания по миссионерскому классу служили и теперь еще более будут служить руководительным для нас началом. Для меня этот предмет совершенно новый. Все свободное время отдается на знакомство с расколом и настоящим его состоянием по Олонецкой епархии. То же занимает и о. инспектора 26 . Желание приобресть раскольнические писания остается и вытекает из нужды все разведать ближе, чтоб всем пользоваться для своей цели. Приносим глубокую благодарность за присланные нам Вашим Высокопреосвященством тетрадки. Как хорошо иметь в руках побольше таких разговоров, какой составлен по поводу увещания раскольника в консистории (или из прежних – в предисловии к ответам Неофиту)! Нельзя лучше ознакомиться с изворотами раскольнического ума. Указанное мною руководство для причетнического класса, точно, не все содержит нужное нам, точно нужно нам во всем примененное к местности руководство. Это меня немало занимает. Но кому-то Господь даст ум и крепость составить его? Со вновь утвержденными делателями всячески будем близки и не откажемся ни от какого им содействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Итак, братие, справедливо учат святые отцы, говоря, что когда мы другим помогаем, то тем самым себе пользу делаем, что милости к дающим возвращаются и что то, что отдаём другим, то и опять получаем с избытком. А это всё к чему должно вести нас? К тому, во-первых, чтобы мы, подавая милостыню, помнили, что, по слову Божию, Господь, «дающий семя сеющему и хлеб в пищу, даст обилие посеянному нами и умножит плоды правды» нашей ( 2Кор.9:10 ); а во-вторых, чтобы не забывали и того, что, также по слову Божию, тот, кто «даёт убогим, не оскудеет» ( Притч.28:27 ), что дающих благословляет Господь Бог «во всех делах их и во всём» ( Втор.15:10 ) и что «блажен, кто помышляет о бедном и нищем» ( Пс.40:2 ). Будем же помнить это и, подражая милосердию Всеблагого Бога, будем стараться делать ближнему, к пользе его, всё, что можем. Одного накормим, другого напоим, третьему поможем в одежде, четвёртого посетим в заключении или скорбном одиночестве, иного примем с любовью, как странника, а наконец, по слову Премудрого, «и умершего не лишим милости» ( Сир.7:36 ), то есть послужим погребению и бедняка умершего. И когда будем поступать так, тогда, конечно, не только в сей жизни Господь благословит нас во всех делах наших и во всём, но и в будущей сподобит услышать вожделенный оный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). Аминь. 2-й день 96. К молодым инокам о том, каких преимущественно добродетелей они держаться должны (Из жизни преподобного Афанасия Затворника. Чет. Мин. дек. 2) Конечно, вы знаете, иноки, что все добродетели имеют между собой неразрывную связь, все служат как бы ступенями лествицы, ведущей к Небу, и что потому и всех их все мы держаться должны. Но вот если б кто поставил вопрос вам таким образом: какие добродетели преимущественно иноческие? Что бы вы ответили на это? Не знаем, что бы вы ответили, но мы, со своей стороны, ответили бы так: преимущественно иноческие добродетели следующие: послушание, сознание своей греховности, молитва и смирение. Слыша это, вы, конечно, и спросите: почему же эти добродетели преимущественно иноческие и почему их иноки особенно держаться должны? На сие мы ответим вам повествованием следующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Второй тип снов относятся именно к моему монашеству, вернее, к возможной его потере. Первый сон более или менее мягкий — я умываюсь, и вдруг оказывается, что я наголо обрит, лицо без бороды. От этого кошмара я просыпаюсь. Второй, более жесткий вариант сна о монашестве — мне снится, что я женат, у меня дети, прекрасная семья, я тружусь на светской работе — и вдруг неожиданно ощущаю на себе параман. И опять-таки от ужаса я просыпаюсь. Это, может быть, мои личные фобии. Но я думаю, что многие из монашествующих испытывают нечто подобное. Оскорбил Христа? Начинай сначала — Есть ли у человека право отказаться от монашеских обетов — или это грех непрощаемый? — Диавол всячески хочет погубить любого человека — и мирянина, и простого монаха. Отцы пишут, что главной «заслугой» беса в деле погубления монаха считается заставить его отказаться от монашества. Вспомните случай из Древнего патерика: два монаха вышли в город, впали в блудный грех, но вернулись и покаялись. Один плакал, а другой с радостью и весельем продолжал свое монашеское делание, как будто ничего не случилось. И тот, и другой были Богом помилованы, потому что Он Бог принимает покаяние в любом виде. Когда ученик аввы Дорофея Досифей впадал в прегрешение, он садился и начинал плакать. Когда авве Дорофею об этом говорили братья, старец приходил к ученику и говорил: «Ну что, Досифей, ты опять оскорбил Христа? Вставай, пойдем и начнем все сначала». Вот отношение монаха к любому собственному падению, даже к самому тяжкому! Надо понять, что ты оскорбил Христа, пойти и начать все сначала — ни больше, ни меньше. Фото: Александр Кузьмин. Серия «Карпатские затворники». http://photopolygon.com/posts/6487 Падение: Судья только Бог Я думаю, что пасть и жениться — это малодушие. При всем уважении к глубоким знаниям отца Владислава Цыпина, я не считаю серьезным аргументом, что уже сто пятьдесят лет в Русской Церкви разрешен выход из монашества. Все прекрасно знают, что такое Синодальный период — было время, монашество предлагалось вовсе упразднить.

http://pravmir.ru/igumen-afanasij-selich...

Потому и ты, брат, когда, во славу Божию, истратишь то, что имеешь, говори с пророком: " Буду умножать всякую хвалу Тебе " (Пс. 70:14). И вот сделает тебя наследником Своего небесного имения и исполнит на тебе Свое обещание: " Прославляющего Меня - прославлю! " (1 Цар. 2:30). Лучше для тебя, брат, достоянием своим украсить Дом Божий, чем хранить его для того, чтоб когда-нибудь им был украшен притон воров и разбойников; лучше отдать добровольно Богу любви и мира, чем когда-нибудь против своей воли лишиться этого через пламя пожара или ратные раздоры. Ты дал обет иноческого нестяжания; послушай же слов писания: " Делайте и воздайте обеты Господу Богу вашему, лучше не обещать, нежели обещать и не исполнять! " (Пс. 75:12; Эккл. 5:4). Если же случится то, о чем я говорил - что прежде чем ты добровольно отдашь Богу твое имущество, оно, как неполезное тебе (ибо Бог лучше видит), будет отнято у тебя насилием, например различными людьми или ворами - то ты не смей ни отчаиваться, ни смущаться, ни хулить. Но похвали за то Бога с преподобным Иовом, говоря: " Господь дал, Господь и взял " (Иов. 1:21) - и не лишишься ты так награды своей. Но твое благодарение о похищенном вменится тебе в милостыню, как вменено было блаженному Арефе, черноризцу Печерскому, имение которого было украдено ворами. Ибо, если бы для души было не важно перенести с благодарением похищение имущества, то тот блаженный старец, который вспоминается в Отечнике, не побежал бы сам к разбойникам с оставшимся платьем, которое они, взяв у него все, забыли захватить. Также и впоследствии, упоминаемый выше старец, прочтя об этом, сам молился Богу, чтоб пришли к нему разбойники и взяли все его имущество; и он был услышан, и передал в руки их все. Таких может похвалить апостол: " Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что естъ у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее " (Евр. 10:34). Вот уже, брат, поучил я тебя наставлениями во всем; итак, проси Бога принять кончину жизни твоей в честной Лавре Печерской, прожив в покаянии и послушании, потому что эти три вещи важнее всех добродетелей, как свидетельствовал блаженный Афанасий затворник, восстав из мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1827...

Многие исследователи-библеисты более близкого к нам времени, сопоставляя еврейский текст с Септуагинтой, также приходят к выводу, что «к нынешнему еврейскому тексту не следует иметь доверия по причине его повреждения» 593 . Этого мнения придерживался знаменитый ученый Митрополит Московский Филарет, отличный знаток еврейского и греческого языков, бывший профессор и ректор Петербургской Духовной академии и автор прекрасного сочинения «Записки на книгу Бытия». Вот что он пишет: «Еврейский текст в начале христианских времен был в руках врагов христианства и потому подвергнуться даже преднамеренному повреждению, как говорит об этом св. мученик Иустин в „Беседе с Трифоном”» 594 . Особенно сильным и убежденным противником поврежденного еврейского текста был св. епископ Феофан (Затворник), который, в частности, указывал, как хитро исказили евреи типичное мессианское пророчество — текст Пс. 15, 10: «Ты, (Господи) не даси преподобному Твоему видети нетления». Св. Дух через св. апостолов относит эти слова ко Господу Иисусу Христу и Его воскресению после крестной Его смерти (Деян. 2, 27—31, 13, 35—37). Евреи, чтобы сгладить мессианский смысл слов, изменили их так: «Ты не даси Твоим святым (множ, число!) видеть гроб» 595 . Этим подкрепляется и утверждается мессианский смысл данного пророчества о Господе Иисусе Христе, Который пусть и умер, и был похоронен во гробе, но тело Его не претерпело тления, так как Господь воскрес Своею Божественною силою. Возьмем другое мессианское пророчество из псалма (39,7), которое в Септуагинте передано как слова, сказанные от имени Христа Богу Отцу: «Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси». По изъяснению св. Афанасия Александрийского, действительно, Богом было приготовлено тело нашею Спасителя, «ибо Дух Святый и сила Всевышняго осенили святую Деву» (Лк. 1, 35). В еврейской Библии вместо слов «Тело же совершил Ми еси» стоит странное выражение: «Ты пронзил мне уши» (!). Однако св. ап. Павел приводит это место по переводу 70-ти как мессианское пророчество о Боговоплощении. «Темже входя в мир, глаголет: „Жертвы и приношения не воьхогел еси, тело же совершил Ми еси“» (Евр 10, 5). Понятно, что данное место было искажено в еврейской Библии с целью убрать его мессианский смысл. И если оно в экуменической Библии дается по масоретскому тексту, то потому очевидно, что текст, искаженный врагами христианства, ставится выше Богодухновенного ветхозаветного перевода 70-ти, а также выше Богодухновенного его цитирования св. ап. Павлом в Послании к Евреям (10, 5) относительно Христа Спасителя. Цель экуменического предпочтения мнсоретского текста — подорвать веру в Господа нашего Иисуса Христа как единственного Искупителя и Спасителя рода человеческого!

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010