Божеское нельзя ограничить каким-либо пределом времени или места. Воскресение Христово имеет всемирное значение и ввело чин бытия, на все простирающийся. Стр. 596–598 631. Приветствия Апостола роднят живущих далеко и мирят живущих вместе 16:19. «Целуют вы церкви Асийския»... Так обычно апостолу Павлу... Обращенные Апостолом все сознавали себя в духовном отношении детьми одного отца духовного; потому искренно приветствовали друг друга, как родных. Но и кроме этого, все христиане одного духа суть, одного Господа главою имеют и в Нем едином роднятся, составляя как бы одну семью. «Целуют вы братия вся. Целуйте друг друга лобзанием святым» ... Все ефесские христиане приветствуют вас. И безвестные вам не отстают в благожелании от известных. Но если далекие от вас так близятся с вами, не тем ли паче в искреннем сближении надлежит пребывать вам между собой. Это я и прошу вас сделать теперь же, по прочтении послания, взаимным друг друга целованием, да изгонит оно из среды вас всякий разлад, всякое разномыслие, да будете едино и умом и сердцем. Стр. 625–626 632. Нелюбовь к Господу навлекает анафему, отлучает от тела Церкви. Маран-афа 16:22. «Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран-афа». Существо христианства в сочетании с Господом – существенном. Но кто состоит в сем сочетании может ли не любить Господа? Если кто не любит Господа, то прямой знак, что он не состоит в союзе с Ним; а если не состоит с Ним в союзе, то чужд христианства, чужд тела Церкви, самоотлучен от нее, хотя и носит имя христианина, – анафема и значит отлучен от тела Церкви. В подлиннике стоит только αναθεμα, – а что прибавить здесь: есть или да будет, – оставляется на волю читающего. Думается, здесь лучше идет: есть, в такой мысли, что кто не имеет любви к Господу, тот уже отсечен от Церкви, не член ее, или член отторгшийся. Слова: маран-афа лучше понимать, как удостоверительное слово в смысле: право так, ей, так. В переводе это значит: «Господь прииде». Апостол выражает: кто не любит Господа, тот анафема. Это так верно, как верно то, что Господь пришел. В Ветхом Завете Он был Грядый, имеющий прийти, чаемый, а для нас Он есть пришедший. Исповеданием этого удостоверяет Апостол, что нелюбовь ко Господу делает христианина анафемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

«С советом вся твори», учил еще Премудрый ( Притч. 31:4 ). И это как в житейских, так тем паче – в духовных делах. Стр. 231 574. Месть есть прямое порождение самости и может исчезнуть только при благодати Божией 12:17. «Ни единому зла за зло воздающе». Воздавать злом за зло, отмщать, стало естественной потребностью падшего. Он сам на себя взял самоохранение и самозащиту и считает законом правды для себя не оставлять неотмщенным зла потерпенного, чтобы пресечь повторение, или больший приток его. Месть есть прямое порождение самости, которая не успокаивается, пока не найдет прямо или косвенно удовлетворения себе. Месть ослабевает, когда приемлется в закон себе самоотвержение, и совсем погасает лишь вместе с окончательным погашением эгоизма. В совершенном виде это имеет место только в освященных благодатию. Благодать, оживляя дух, восставляет жизнь в Боге, вместе с тем порождает богопреданность, все попечение о себе, о жизни своей и делах своих возлагающую на Бога. Почему все: и доброе и злое приемлет как от руки Божией, и не вмешивается со своими усилиями в поправление того, в убеждении, что, если нужно, Бог все исправит Сам. Отмщение, таким образом, исчезает в преданности Богу и совершенном на Него возложении всякого упования... Заповедь о не отмщении и невоздавании злом за зло дана, когда пришла благодать, – в знамение того, что только благодатное возрождение делает способным к тому. Заповедь сия изошла из уст Самого Спасителя: «…добро творите ненавидящим вас» ( Мф. 5:44 ). И какими сильными понудительными и вместе достолюбезными побуждениями сие обставляется! «Да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех» ( Мф. 5:45 ). Отмщение считается отмщающим как мера благоразумия. Но так думать научает только ослепляющая страсть. Настоящее благоразумие не может не видеть, что маслом не тушат огня. Если горит уже огонь неприязни в сделавшем зло; то воздаяние ему злом не угасит, а воспламенит его более. Если хочешь погасить сей огонь, залей его водою кротости, невзыскания, благотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Оно вочеловечилось, чтобы мы обожились; Оно явило Себя телесно, чтобы мы приобрели себе понятие о невидимом Отце; Оно претерпело поругание от людей, чтобы мы наследовали бессмертие. Само Оно ни в чем не понесло ущерба, потому что бесстрастно, нетленно, есть источное Слово и Бог; страждущих же человеков, ради которых и претерпело это, соблюло и спасло Своим бесстрастием. И вообще, заслуги Спасителя, совершенные чрез вочеловечение Его, столь велики и многочисленны, что пожелать изобразить их – значило бы уподобиться человеку, который устремил взор на морскую пучину и хочет перечесть ее волны. Как невозможно объять глазами всех волн, потому что чувству покусившегося на это представляются непрестанно новые и новые волны; так и намеревающемуся объять умом все заслуги, совершенные Христом в теле, невозможно даже вместить их в помысле; потому что вновь представляющиеся мыслям его – гораздо многочисленнее тех, которые, как думает он, объял уже мыслью. Посему лучше не отваживаться говорить о всех вообще заслугах Христовых, когда и части их изобразить невозможно. Стр. 54. Стр. 260. 63. Явление на земле Богочеловека обращает взоры людей к Истинному Богу от ложных богов – кумиров Обрати внимание на то, что Спасителево учение повсюду растет, всякое же идолослужение и все противоборствующее вере Христовой ежедневно умаляется, ослабевает и падает, и вникнув в это, поклонись общему всех Спасителю, всемощному Божию Слову, и осуди то, чтó Им умалено и обращается в ничто. Как с явлением солнца тьма не имеет уже силы, но, если и оставалась еще где, изгоняется повсюду; так, по Божественном явлении Божия Слова, не имеет уже силы идольская тьма, но все части вселенной озаряются повсюду Его учением. Если царь не показывается в какой-либо области, но безвыходно остается у себя в доме; то нередко бывает, что люди мятежные, употребив во зло затворничество царя, присвояют себе его имя, и каждый, приняв на себя вид царя, обольщает простодушных, а люди вводятся в обман именем, слыша, что царь есть, между тем как они не видят его, по совершенной невозможности войти к нему в дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 264–266 675. Христос – центр человечества во времени 4:4. Христос – центр движения человечества во времени. К Нему – все, до пришествия Его во плоти; и от Него – все по пришествии Его. По видимости, может быть, для иных это не так осязательно; но по внутренней жизни – этому иначе быть нельзя. Все духовное, истинно Божие от Господа Иисуса: внешняя история может идти своим чередом; но среди нее незримо зреет племя Божие, – единое ценное, вне коего все ничтожно. Стр. 273, 274 676. Действенность Святого Духа в сердце несомненна у всех, сохранивших благодать крещения 4:6. Дух вопиет в сердцах: Авва Отче! Будто что-то мистическое, сокровенное, помимо или глубже сознания действующее в верующих. – Нет; это самым делом есть и сознается истинно верующими и имеющими в себе действие Духа благодати. У таковых все внутреннее так настраивается, что они глубоко чувствуют себя сынами Богу и Бога сознают Отцем себе. Это есть достояние всех христиан. И теперь те, кои сохранили благодать крещения, живя непрерывно, как следует христианам, чувствуют себя таковыми. Те же, кои потеряли благодать крещения, не могут себя чувствовать такими. Им надобно возвратить сию благодать покаянием, и потом дать благодати возобладать собой чрез подвиги самоотвержения, подвижничества и доброделания. Тогда и у них возродится то же чувство сыновства Богу. Так учат все духоносные отцы... И это так существенно в христианстве, что у кого нет такого чувства к Богу, тот еще не сделался истинным христианином; но или живет в нерадении, или еще не дошел до термина действенности Святого Духа в сердце. Стр. 279, 280 677. Существо веры – союз с Живым Богом всех ищущих Его 4:9. «Познани бывше от Бога». Вы познали Бога; но не остались без ответа со стороны Бога; и Он вас познал и еще паче. В истинной вере не так бывает, что со стороны людей искание и стремление, а со стороны Бога ничего нет. В ложных верах, где обращаются к не-сущим богам, это неизбежно; ибо чего ожидать от тех, кого нет. В истинной же вере Бог истинный всегда отвечает ищущим. Они Его взыскивают, а Он к ним приближается – паче, обогащая их духовными благами. И происходит взаимный живой союз, в коем и существо веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Но разрешим недоумение и некоторым подобием. Солнце действием теплоты обращает воск в жидкость, а грязь сушит, и первый умягчает, а последнюю делает жестокой. Посему, как солнце одним и тем же действием производит противоположное, так и в долготерпении Бога всяческих одни пожинают пользу, другие – вред; одни умягчаются, а другие ожесточаются. Сие и Господь выразил в святом Евангелии. Ибо говорит: «на суд Аз в мир сей приидох, да невидящие видят, и видящие слепи будут» ( Ин.9:39 ). Но сим не цель Владычнего пришествия объявляется: не для того Он пришел, чтобы видящих соделать слепыми, а, напротив того, показывается самое событие. Ибо Он «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» ( 1Тим.2:4 ). Но поскольку природа человеческая имеет свободу, то уверовавшие улучили спасение, а не уверовавшие делаются сами для себя виновниками геенны. Так Иуда видящий, ибо был апостолом, впоследствии стал слеп; а Павел, сперва быв слепым, в последствии прозрел. Так пришествием Спасителя весьма многие из иудеев ослеплены, а язычники получили прозрение. Стр. 95, 96 368. Праздник и помощь бедным Исх. 12 . Повелел Бог заклать пасху вместе достаточному числу людей для снедения агнца, научая их тем братолюбию и милосердию к бедным. А потому дает повеление – оставшееся мясо сожигать и не сохранять до следующего дня, принуждая сим призывать к общению в празднике нуждающихся. Стр. 104 369. Угроза Божия больше наказания: необрезанным, заквасное Исх. 20:5 . У Владыки Бога угрозы больше наказаний. И это нетрудно дознать из Писания. Сказано: «всякий необрезанный мужеск пол, иже не обрежется в день осмый, погубится» ( Быт. 17, 14 ). Но найдем, что обрезанные погибли многоразлично в пустыне, а оставшиеся необрезанными сподобились обетований, данных предкам, ибо Иисус Навин обрезал их в Галгалах. Так Бог угрожал конечной гибелью имеющим в домах квасное ( Исх. 12, 15 ), но не предавал их наказанию согласно с угрозой. Стр. 112.113 370. В научение свободе, рабу ухо провертывалось Исх. 21:6 . Почему рабу Еврею, не желающему принять свободу, повелел Бог провертывать ухо? Учит их всему предпочитать свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 69, 70 667. Угождение людям во всем, кроме истины 1:10. «Или ищу человеком угождати» ?.. Может кто возразить: как же в других местах пишет Апостол: «всем угождаю» ( 1Кор. 10:33 )? или: «всем бых вся» ( 1Кор. 9:22 ), и всякому христианину советует «угождать ближнему» ( Рим. 15:2 )? Но так говорит святой Павел, чтобы показать, что он все способы, какие где оказывались пригожими, употреблял, чтобы только расположить людей к принятию единой истины, которую всюду проповедовал. Не истину менял, применяясь к людям, а способы свои и приемы, чтобы люди удобнее приняли единую для всех истину. Его угождение людям касаться могло всего другого, кроме истины. С ней он небоязненно шел наперекор всему миру. Стр. 73–75 668. Предопределение реформатов неверно, ибо Бог желает спасения, но оно без свободной воли невозможно; в избрании – часть предведения склонения свободы 1:15. «Егда же благоволи Бог, избравый мя от чрева матере моея» … Истины, какие здесь внушаются словами Апостола, многозначительны не для одних Галатов, но и для всех нас, ибо ярким светом богопромышления освещают события и жизнь каждого из нас, указывая в вечности источник того, что совершается во времени ... Реформаты сие и подобные места берут в подтверждение своего ложного учения о вечном избрании Божием, без соображения с тем, чем имеет быть тот или другой человек, по своим естественным дарованиям и свободному своему произволению. И так думают они не об избрании только к особому какому служению, но и вообще об избрании ко спасению, – так что потом эти избранники, не по свободному избранию своей воли, а по излиянию на них особой благодати, помимо направления их свободы, бывают тем, к чему избраны те апостолами..., а эти – спасенными. Но если б было так, все люди были бы спасенные: ибо Бог всем хочет спастися, и поскольку хочет, тоже что избрал, – то все бы и спасались, если бы не участвовала в этом воля человека, или свободное его произволение и избрание. Но как без воли человека и спасти его нельзя: то хотя и всем Бог хочет спастися, но не все спасаются, ибо не все хотят спасаться. Воля их развращенная противится воле Божией, не хотя подчиняться условиям спасения; они и гибнут, несмотря на то что Бог не хочет, чтобы они гибли... Итак, призвание есть дело благодати, склонение же на призвание – дело свободы. Призванный есть тот, кто пошел вслед призвания, покорил свободу свою зовущему гласу. Потому в призвании, или обращении к вере, есть часть свободы, как в избрании – часть предведения склонения свободы. Но как одна свободная воля не сильна обратиться без благодати; то святой Павел все дело обращения и призвания относит к благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

С. 150, 151 221. Кроме Евангелия верить нечему VIII. Мы не нуждаемся ни в любопытстве после Иисуса Христа, ни в изысканиях – после Евангелия. Веруя им, мы не хотим ничему другому верить: думаем даже, что более и верить нечему. С. 155, 156 222. Словопрения с еретиками бесполезны, по их упорству XVI. Апостол повелевает нам «отступать буих стязаний, и рвений и сваров законных, и отрицаться еретика человека по первом и втором наказании» (но не по многократном с ним состязании) ( Тит. 3:9–10 ). Он до того запрещает состязание, что нигде не велит отыскивать еретика, вероятно, потому что сей последний не христианин и что не следует делать ему много раз выговоров, при двух или трех свидетелях, подобно как христианину. Посему-то самому и не должно с ним состязаться... Сколько бы вы ни были опытны и искусны в Писании; но чего вам можно надеяться от состязаний? Все, что вы ни скажете, он упорно отвергнет, между тем, как станет утверждать то, что вы отвергнете. От подобного словопрения вы ничего иного не получите, кроме усталости и негодования. Статья V. О свидетельстве души (217) 223. Душе необходимо соединение с телом по смерти IV. Мы утверждаем, что ты, душа, должна пережить смертную свою оболочку, дабы выждать судного дня, – и тогда будешь наказана или награждена на веки за свои дела. Для наслаждения или страдания необходимо нужно будет тебе восприять свое тело, свои чувства, свою память. Нельзя тебе ни наслаждаться, ни страдать без чувствования, которое есть принадлежность твоей сущности, и ты не можешь быть судима без тела, бывшего и свидетелем, и соучастником твоих погрешностей. Таковое верование гораздо благороднее Пифагорова, ибо оно не превратит тебя в зверя; гораздо совершеннее Платонова, ибо возвратит тебе тело, и чрез то составит все твое целое; гораздо утешительнее Эпикурова, ибо оградит тебя от уничтожения. С. 197, 198 Творения ТЕРТУЛЛИАНА, христианского писателя конца II и начала III века. 211г. Перевод Карнеева Е. В. СПб., 1847. Ч. 1–2. Часть II. СПБ. – 1847г. Статья VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Так действовать значит идти напролом. Бывают обстоятельства, когда и так неизбежно действовать, но не всегда. В обычном течении дел необходимо щадить совести немощных, ибо и это относится к кругу дел, коими исполняется правило: «немощи немощных носить и не себе угождать» ( Рим. 15:1 ). Стр. 298, 299 659. Без радости даяния оно, как сеяние тертого зерна – бесплодно 9:7. «Доброхотна дателя любит Бог» ... Столько пусть подает, насколько расположено сердце. Что не по этой мере, то бесплодно будет. Это будет то же, что сеять семя, растерши его, или измявши, до повреждения ростка. Как такое семя есть мертвое семя, потому и бесплодное, так подаяние, даваемое со скорбью и вынужденно, есть мертвое подаяние и никакого воздаяния не заслуживает. Убивает его сжатость сердца и отсутствие радушия при даянии. Стр. 310 660. Хвалиться в Господе – в Нем полагать и основание дела, и соизволение Его на похвалу 10:18. Кто есть хваляйся о Господе? Тот, кто говорит и чувствует: Господь для меня все, ни на кого не надеюсь, ни на что не опираюсь. Он один моя надежда и мое утверждение. Потому, что ни делаю, велико ли то или мало, верую, что Господь делает то чрез меня: Его тут мудрость, Его сила. Как верую, так и исповедую, и пред всеми то возвещаю. Если по поводу чего-либо, сделанного мной, тень хвалы падает и на меня, – Господу так угодно, и это Его дело. Давая делать мне дела и помогая сделать их, Он меня выставляет пред другими; и поскольку чрез то подвигает их на похвалу мне, то это то же, что как бы Он Сам меня хвалил. Бог восхваляет, давая делать похвальные дела. Это и есть вечная неувядающая похвала. Только тот, кто в таком порядке живет и действует, есть искусный делатель, а не тот, кто сам себя хвалит, по поводу ли сделанного, или по поводу только преднамереваемого. Стр. 347, 348 661. Любовь к вере и ее благовестникам в обеспечении их материальном 11:9. «Скудость мою исполниша братия, пришедше от Македонии» … В Коринф к Апостолу Македоняне приходили, вероятно, не раз; и всякий раз с приносом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 25. Стр. 222–223. 48. После смерти Богочеловека верные не бояться ее: мученики, а среди них были женщины и дети, без боязни шли на смерть Что смерть сокрушена, что крест соделался победой над ней, что она не имеет уже более силы, но действительно мертва, сему немаловажным признаком и ясным удостоверением служит то, что пренебрегается она всеми учениками Христовыми, все наступают на нее и не боятся ее, но крестным знамением и верой во Христа попирают ее, как мертвую. Древле, пока не совершилось еще Божественное Спасителево пришествие, страшна была смерть и самым святым, и все оплакивали умирающих, как погибших. Теперь же, поскольку Спаситель воскресил тело, смерть уже не страшна, но все верующие во Христа попирают ее, как ничтожную, и скорее решаются умереть, нежели отречься от веры во Христа. Ибо, несомненно, знают, что умирающие не погибают, но живы, и чрез воскресение сделаются нетленными. Один лукавый диавол, древле зло наругавшийся над нами смертью, остался истинно мертвым, по уничтожении смертных болезней. И вот доказательство этому: люди прежде, нежели уверуют во Христа, представляют себе смерть страшной и боятся ее; а как скоро приступают к Христовой вере и к Христову учению, до того пренебрегают смертью, что с готовностью устремляются на смерть, и делаются свидетелями воскресения, совершенного Спасителем в низложение смерти; даже младенцы возрастом спешат умереть, и не только мужи, но и жены учатся, как бороться со смертью. Столько немощной стала она, что и жены, прежде обольщенные ею, смеются теперь над ней, как над мертвой и расслабленной. Когда законный царь победит в брани похитителя власти и свяжет его по рукам и ногам; тогда все уже мимоходящие издеваются над ним, наносят ему удары, терзают его, не боясь его неистовства и свирепости, потому что побежден он царем. Так, поскольку смерть побеждена и опозорена Спасителем на кресте, связана по рукам и ногам, то все, ходящие о Христе, попирают смерть, и делаясь за Христа мучениками, издеваются над ней, осмеивая ее и говоря написанное: Где ти, смерте, победа? Где ти, аде, жало? (см.: 1Кор. 15:55 )

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

3:12. Чья жизнь прочна? – Того, кто сочетавшись таинственно с смертью Христовой и получив новую жизнь во Христе, и благодатию Святого Духа укрепившись в сердце своем, умеет глубже и глубже входить в сораспятие Господу, ни в чем не поблажая самоугодию, постоянно распиная плоть со страстьми и похотьми, готов будучи скорее умереть, чем поблажить в чем себе, или нарушить в чем хотя малую сознаваемую заповедь, – и все это делая не из страха какого, а из любви к Господу распеньшемуся и живот нам смертью Своей даровавшему. Кто так настроен, того правила жизни и дела суть злато, серебро и камение честное. Кто же, не нарушая заповедей явно, хотя ведет исправную жизнь, но о том, чтобы хранить для Господа сердце чисто, и для того быть с собой в борьбе и в пособие к ней держать себя в подвигах самоотвержения, никакой заботы не имеет и потому ни в каких утехах и удовольствиях, возможных на земле и введенных духом века сего в порядки жизни, себе не отказывает, не считая их противными Кресту Христову, который нести обязан всякий христианин, того правила жизни и дела непрочны. Они – сено, тростник, хворост. Стр. 142 597. Жизнь Апостола пример труда и довольства тем, что Бог дал 4:11. «И алчем, и жаждем, и наготуем». Апостол хочет сказать, что удовлетворение этих первейших потребностей телесных у них самое скудное, и не составляет предмета их забот и попечений, а совершается, как Бог пошлет... «Страждем», κολαφιζομεθα – выражает, когда выталкивают кого из дому. «Скитаемся», αστατουμεν – остановиться негде на ночлег, или для отдыха. Всюду нас гонят, толкают, мы и переходим с места на место. «И труждаемся, делающе своими руками». Но где придется остановиться, мы не бываем в тягость, а тотчас беремся за работу, чтобы снискать себе пропитание трудовое. Какая тяжелая доля! Но в уверенности, что так Бог судил, и в убеждении, что иначе невозможно быть устроену спасению мира, чего ради и Сам Господь не имел, где главу подклонить, – мы несем свою долю благодушно и с радостью. Стр. 179 598. Грех – что закваска: омрачает мысли, сердце огрубляет, энергию на добро подавляет

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010