И, хотя служили они идолам и совершали возлияния демонам, однако же идольское суеверие не могло научить их смягчению суровых нравов. Когда же приняли они Христово учение, тогда, чудным образом, как бы в умиление пришли сердца их, и отложили они кровожадную жестокость, не думают уже о войнах, но все у них мирно, везде видно расположение к дружелюбию. Кто же произвел все это? Кто ненавидевших друг друга соединил союзом мира? Кто, как не возлюбленный Отчий Сын, общий всех Спаситель, Иисус Христос , Который по любви Своей совершил все для нашего спасения? Еще издревле предречено было о восстановлении Им мира, когда Писание говорит: раскуют мечи своя на орала и копия своя на серпы, и не возмет язык на язык меча, и не навыкнут ктому ратоватися ( Ис. 2:4 ). И в этом нет ничего невероятного; даже и ныне варвары, по врожденной грубости нравов, пока приносят еще жертвы своим идолам, неистовствуют друг против друга и ни часа не могут пробыть без оружия, но как скоро слышат Христово учение, тотчас оставив войны, обращаются к земледелию, и руки свои не мечем уже вооружают, но простирают на молитву, и вообще, не друг с другом воюют, но вооружаются на диавола и демонов, поборая их целомудрием и душевной доблестью. Стр. 51–52. Стр. 257−258. 61. Христиане, вместо ведения войн, научены переносить обиды и лишения И действительно, ученики Христовы, не ведя войн между собой, и нравами, и добродетельной жизнью ополчаются против демонов, и преследуют их, и посмеваются над вождем их диаволом; потому что в юности они целомудренны, в искушениях воздержны, в трудах терпеливы, оскорбляемые, охотно переносят обиды, лишаемые, небрегут о сем, и, чтó всего удивительнее, пренебрегают смертью и делаются Христовыми мучениками. Стр. 52. Стр. 258. 62. Чрез уничижение Слова нам даны величайшие блага, мы и части их представить не можем Тот, кто не усматривает умом своим Христа, пусть уразумевает Его из дел телесных, и пусть исследует, человеческие ли, или Божии это дела. И если человеческие, то пусть смеется, а если не человеческие, но Божеские, то пусть признает это, и не смеется уже над тем, чтó не должно быть осмеиваемо, но лучше – подивится, что, посредством уничиженного, явлено нам божественное, чрез смерть распростерлось на всех бессмертие, и, чрез вочеловечение Слова, дознаны и промышление о всех, и Содетель и Зиждитель оного – Само Божие Слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

И Бог наперед их ведает, по единству ведения в Боге триипостасном... Поскольку такая молитва по Богу совершенно согласна с намерениями Божиими; то она благоволительно внемлется и приемлется, и привлекает скорое исполнение... Молится как следует тот, кто молится не о том только, что угодно Богу вообще, но о том, что угодно Богу в сей раз, в сих обстоятельствах. Поскольку мы не можем сказать, что знаем сие определенно, то лучшая для нас молитва есть: «буди воля Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя!» Стр. 493 553. Все истинно верующие суть избранники Божии не случайно, а от века, по предложению воли и Звавшего и зовомых, имеющих стать призванными 8:28. «Сущим по предуведению званным». Вот новое основание твердости упования, – то, что все истинно верующие и по вере живущие, и в благодатном чине содержащиеся суть избранники Божии: ибо за них, яко таковых, Бог; а если Бог за них, кто на них?... Они не кое-как, не случайно как попали в сей чин жизни. Все, в порядке благодатном совершающееся, совершается по предначертанному от века, и есть потому дело Божие, которое расстроить не может ничто человеческое. «По предуведению» – κατ πρθεσιν, – по предложению воли, по изволению. По чьему изволению, по чьей воли предложению? Званных или Звавшего? Наши восточные толковники – все разумеют волю и произволение званных... По латыни это слово переведено: secundum propositum. Здесь предложение воли разумеется не одних званных, но вместе Звавшего. Мысль же соединяется с сим такая: по преднамерению, по предначертанию. Из званных, как говорит Господь и дело показывает, не все оказываются избранными. Столь значительная особенность в сих последних, оказывающаяся по призвании их, вероятно имеет место и в самом призвании, где полагается ей если не причина, то прочное основание и здравое семя, ради того, что при сем произволение зовомого вполне соответствует силе воздействия Зовущего. Можно, потому, допустить, что в отношении к избранным и самое произволение совершается особенным некиим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 320.321 Святитель Феодорит Киррский. Творения. Сергиев Посад, 1907. Часть VII (в порядке издания – VI). Письма 436. Самоубийство по приказу других не может быть оправдано Епископу Иринею. В своем письме ты представляешь нечестивого судью, который дал двум подвижникам благочестия на выбор одно из двух: или принести жертвы богам, или же броситься в море. Один из них избрал второе и с готовностью бросился в бездну; а второй не решался ни на то, ни на другое; хотя, подобно первому, он гнушался служения идолам, однако не бросился добровольно в волны, а ожидал такой кончины от руки другого. Изложивши это в своем письме, ты спрашиваешь: который из них поступил лучше? Я думаю, и ты согласишься, что второй заслуживает большей похвалы, ибо без повеления никто не должен лишать себя жизни, но всякому следует ждать смерти – или естественной, или насильственной. И Господь, научая сему, заповедал преследуемым в одном городе бежать в другой и приказал оставлять и этот и уходить в следующий город ( Мф. 10:23 )... Посему, если справедливо и угодно Богу – избегать рук преследующих, то гораздо более, конечно, позволительно не повиноваться тому, кто повелевает совершить самоубийство... Итак, большей похвалы достоин второй: ибо первого рекомендует лишь готовность, а второго, кроме сего, украшает еще рассудительность. Стр. 3.4.5 437. Закон праздника – избавление от печали Приветственное (5). Творец Бог, возложивши на нас после грехопадения попечения и скорби, подал нам, однако же и поводы к утешению, установивши божественные празднества. Ибо по своему значению они напоминают нам о божественных дарах и предвозвещают полное освобождение от всяких печалей. Пользуясь этими благами и ныне, от преизбытка радости мы приветствуем твое великолепие и исполняем долг дружбы согласно закону праздника. Стр. 6 438. Долг адвоката защищать правду законом Адвокату Илие (10). Законодатели составили законы для защиты обидимых, и избравшие судебное поприще, упражняются в ораторском искусстве, чтобы помогать нуждающимся в судебной поддержке. Посему и ты, любезный человек (друг), получивший дар красноречия и знание законов, пользуйся этим искусством, где должно, – поражай им обидящих и защищай угнетенных ими, выставляя законы, как щит. Пусть никто из делающих несправедливое не удостоится твоей защиты, если бы даже это был самый близкий родственник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Ни взятие города, ни сожжение Божия храма, ни запустение неприступного и неприкосновенного святилища, ни то, что божественные сосуды стали добычей варваров, ни истребление царей, ни избиение священников, ни поселение вдали от святыни, ни пребывание на чужой земле, ни недостаток учителей, ни иное что-либо сему подобное не убедило их, хотя в малом чем, преступить и нарушить предписания закона о яствах. Стр. 261.262 428. Труды добродетели, как и прочие труды человека, должны иметь плод и награду, если их нет иногда на земле, значит есть жизнь небесная Слово 9 . Если добродетели прекрасны, и из прекрасных прекраснейшие, и наилучшие из благ, то, конечно, и любителям их надлежит именоваться прекрасными и добрыми, и иметь плод не только равномерный трудам, но и во много крат их больший. Ибо не странно ли это? Земледелец, вложивший в землю семена, в награду за труды пожинает во много раз больше посеянного, а также и садовник, насаждающий дерева, имеет утешение в уродившихся плодах, а у тех одних, которые заботятся о добродетели, соделались хранителями оного божественного сада, и в попечении об оных насаждениях пролили много пота, истощили много труда, – и труд бесплоден, и пот не вознагражден? Занимающиеся упражнением тела и голоса получают венцы, приемлют награды, удостаиваются рукоплескания зрителей, а добродетель менее ценится, нежели искусство борца, – и кулачного бойца? И для этого величайшего подвига нет ни зрителей, ни мздовоздаятеля, ни почести, ни награды, ни венца? – Нет, но стяжание добродетели достойно удивления и приобретения. Об этом свидетельствуют и делатели греха, которые совершают его тайно, и, если бывают открыты, сами себе придумывают оправдание; и тем самым, что покушаются скрыть, показывают, какое понятие имеют о своем поступке… А потому необходимо, чтобы приобретение добродетели, столько всеми своими и противниками похваляемое, и достигаемое с великими трудами, имело достойное воздаяние. Между тем, видим, что в настоящей жизни многие домогаются сего приобретения, и ради оного претерпевают великие труды, но не все пользуются за это похвалой и честью; одни же устами всех прославляются, как любители добродетели, соделываются именитыми и по кончине имеют приснопамятную славу; а другие совершенно неизвестны и от всех сокрыты, и уподобляются жемчужине, кроющейся в глубине моря и заключенной в раковине...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Милостивый Отец Небесный постановил, что если кто раскается и возвратится к Нему, Отцу своему, то получит свою часть, а во свидетельство, что так будет, дает обращающимся Духа Святого Своего, получение Коего означает, что и чадство таковым опять возвращается, и наследие за ними утверждается, которое и получат, как только перейдут чрез смерть из чужой страны в родную, – только бы снова не отвращались до того от Отца своего, милующего их. «Снаследницы же Христу». Зачем это прибавлено? Для точнейшего определения меры наследия и полнейшего удостоверения в несомненности получения его. Сокровища Божии необъятны. Не всех их можно быть наследником, а части, но какой? Можно полагать: и большой, и малой, – как благоволит Раздающий наследие. Так как такая неопределенность могла бы омрачать светлость и отраду упования; то Апостол определил и род, и меру наследия, сказав, что мы сонаследники Христу. «Поскольку нередко и слуга получает некоторую часть от господина, впрочем, не делается чрез то соучастником сына, то Апостол прибавил: снаследницы же Христу, чтобы обнаружить несказанное человеколюбие» (Феодорит). Этим он «возвышает цену наследия, удостоверяя, что мы будем находиться близко к Господу нашему и Спасителю» (Экумений). «Егда явится, подобни Ему будем» ( 1Ин. 3:2 ). Этим прибавлением возвышается и несомненность получения наследия. Ибо то уже несомненно, что Христос Господь пребывает одесную Бога Отца во славе. Если верующие становятся едино с Господом Иисусом Христом, облекаются в Него, прививаются к Нему, как ветви к дереву; то нельзя уже сомневаться, что, где Он, там и они будут, как и Сам Он божескими устами Своими удостоверил. Стр. 466, 467 548. Тварь подчинена суете, т. е. текучести, тлению, чрез падение человека, но ее ожидает нетление тончайших стихий, как бы цветов 8:20. «Суете бо тварь повинуся». Сим означается нынешнее несветлое состояние твари видимой. Подчинение суете и то значит, что она стала служить множеству пришлых потребностей человека, между которыми много ненужных, пустых, суетных, страстных, греховных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Тогда и движение быстрое помыслов прекратится: ибо всякая истина будет удерживать на себе внимание не на одно мгновение, а надолго, иногда часы и дни, месяцы и годы; и врагу доступ пресечется: ибо он ложь есть и не может показываться там, где царствует истина; лучи ее, как молнии, поражают его. – Как ум наполнить истиной? Пересмотри все содержание христианского учения, – каждую истину уясни, обставь приличными основаниями, возведи до убеждения и углуби ее в ум. Так истина за истиной будет влагаться в ум и проникать его; наконец, и все войдут туда, и содержание ума отождествится с содержанием богооткровенных истин. От этого он будет преисполнен здравых понятий и суждений о всем сущем и бывающем, и станет крепок сам в себе, так что его ничем не собьешь. Враг чем берет? Представляет призрак истины и добра, и увлекает. Но кто ведает истину полно, тот сразу разоблачит призрачность лжи и отразит тем нападение. Исполненный таким образом истиной силен бывает, как и тот, кто опоясан. Воин духовный непобедим, когда полон истины. Стр. 468 733. Броня от помыслов в сердце 6:14. «Оболкшеся в броня правды» ... Помыслы, при всем препоясании их трезвением, вниманием и бодренностью, могут проскользать; потому Апостол и не удовольствовался одним препоясанием, а велел надевать и броню – в сердце внедрить все святые расположения, чтобы хоть и прокрадутся как-либо помыслы, никакого от них худого воздействия не произошло в сердце. Стр. 471, 472 734. Память о смерти не в качестве пугала, а для отрешения от всего земного, чтобы с готовностью принимать лишения 6:15. «И обувше нозе во уготование благовествования мира» ... Апостол хочет сказать, чтобы они (Ефесяне) готовились к исходу. Память об исходе или о смерти, с заботливым приготовлением к ней, у всех подвижников, неутомимых борцов с врагами нашего спасения, – почитается самым могущественным средством к отражению вражеских стрел ... Но память о смерти не есть голая память. Она содержит в себе переселение сердцем из сей жизни в другую. Помнят о смерти не затем только, чтобы пугать себя, но, чтобы ни к чему временному не привязываться, ибо как бы оно велико ни было, ныне или завтра его надо оставить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 459 730. Мытарства – истинны 6:13. Как ни дичится мытарств наша разумность, никому не миновать, как показывают многократные видения святых, достоверно засвидетельствованные. Стр. 463 731. Искушению противостоять, а, прогнав его, тоже стоять бодренно, во всеоружии, ибо враг не убит, а только отбежал 6:13. «И вся содеявше стати» ... Борясь с искушениями, – приражениями страстей, – когда и увидишь, что враг отошел уже, не оставляй труда над собой, но потрудись изгладить из сердца всякий след искушения, чтобы вполне восстановилось то мирное устроение сердца, какое было в нем до начала искушения. Этот прием у свв. подвижников особенно поставляется на вид борцам: ибо им отсекается повторение бывшего искушения, которое, если оставлен след его в сердце, скоро может возвратиться... Таким образом, когда началось искушение, надо ему противостоять, а когда прогнано – стоять, – не сложа руки, а в той же бодренности, смотря во все глаза и во все стороны, чтобы не подкрался враг опять откуда-нибудь. Апостол хочет этим сказать: не слагай оружий, продолжай стоять во всеоружии... Таков враг наш, что убить его мы не можем; и он имеет в цели не то, чтобы убить нас, а чтоб увлечь на свою сторону. Потому, когда мы устояли, это значит – мы одолели врага. Стр. 463, 464 732. Враг увлекает помыслами, они бывают от пустомыслия, нужно ум наполнить истиной и доступ врагу прекратить, ибо он ложь, и лучи истины поражают его 6:14. «Препоясать чресла свои истиною» … Это значит остановить брожение помыслов, чтобы преградить врагу всякий к себе доступ: ибо он чрез помыслы подходит. Останавливается брожение помыслов трезвением, которое есть постоянное внимание ума к движениям помыслов с целью не допускать ни одного недоброго... Отчего блуждает ум в пустомыслии и мечтах? Оттого, что пуст. Пуст он, – а между тем быстродвижен по природе, и без занятия быть не может. Как нечем дельным заняться, он и пускается в пустомыслие, – пустое брожение мыслей и мечты. Наполните его истиной, – и вместо пустых мечтаний он будет переходить созерцанием от одной истины к другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 282 814. Наслаждение пищей, с молитвой благодарения одухотворяется, не делая чувственным 4:3. Ужели наслаждение брашнами воспрещено? Наслаждение естественно сопровождает вкушение приятной пищи; но у тех, кои принимают ее с благодарными к Богу чувствами, наслаждение теряет характер чувственности, одухотворяется и освящается. Когда вкушают брашна, чтобы насладиться, творя угодие плоти в похоти, тогда являются погруженными в чувственность; а, когда принимают яства в удовлетворение неизбежной потребности, с благодарением, тогда чувствуют сладость, не делаясь чувственными. Возношение при сем ума и сердца к Богу делает самую сладость некако отрешенной и обезвеществленной. Такие приемлют пищу, но не плотоугодствуют в ней. Стр. 300 815. Совершенство христианское само собою не приходит, ему надо обучать себя, не упуская случаев добра 4:7. «Обучай же себе ко благочестию». Это жизнь в духе веры христианской... «Обучай», – γμναζε, – упражняй себя в делах благочестия христианского, чтобы сделаться искусным их делателем, как гимнасты упражняются в телодвижениях разных, чтобы приобрести в них навык и искусство. Тело способно к очень ловким движениям, но его надо к сему приучить упражнениями. Так и верующий, по Крещении и приятии благодати, способен, т. е. и готов и силен на всякие дела и подвиги в духе и по требованию святой веры; но, чтобы все сие делать достодолжно и плодотворно, для сего надлежит упражнять себя в такого рода делах. Но гимнаст сначала упражняется в разных телодвижениях один, особо, только примерно, а на деле пригодятся ему сии телодвижения после; христианский же гимнаст прямо вступает не в примерные, но в настоящие дела, и их совершением обучает себя к наилучшему их совершению. Потому «обучай себе» то же значит, что – не пропускай ни одного случая, в коем можешь совершить дело по духу своей веры, или даже и более – изыскивай такие случаи, чтобы поскорее утвердиться в делах по вере нашей, и потом уже без труда являть себя пред Богом и человеками «делателем непостыдным» ( 2Тим. 2:15 ) ... Само собою сие совершенство не приходит: надо обучать себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Радушие и благосердие поглощают все неприятности и вокруг распространяют сладостный, теплый мир. Но скажет кто: как же быть, когда у кого желчный характер! И рад бы покрывать все благосердием и кротостью, да не совладеть с собой. Хорошо тому, у кого преобладают симпатические расположения, – а у кого преобладают чувства эгоистические, тому не обойтись без серчания, раздора и мстительности. На это надо сказать, что в христианстве, под действием благодати всякий дурной естественный нрав переделывается в добрый, когда кто возмется за это усердно, и со своей стороны употребит всякий над собою труд. Не сам собой он переделает себя, но переделает его благодать, действуя сокровенно под его собственным над собой трудом. В чем это усилие? Прощать все другим, наперекор своему неуступчивому нраву. Многократно повторенные опыты уступчивости и прощения против воли, неохотно, приведут к охотному прощанию всего, а далее и к безобидливости, к тому, чтобы и не огорчаться ничем. Чем воодушевляться на такое самопротивление? Живым сознанием того, что сам безответно виноват был пред Богом, и, однако же, Он простил тебе все даром, ради Господа Иисуса Христа. Стр. 363, 364 716. Понуждение себя к добру привлекает благодать 5:1. Хотя нравственные добрые расположения все бывают в нас в настоящем своем виде, не иначе, как от действия благодати Святого Духа, никто не увольняется от дел, принадлежащих к области тех расположений и служащих выражением их. Пусть нет расположения, нуди себя на дела, кои от него, и оно придет; и благодать Духа и возведет в окончательное совершенство все, чему своими усилиями не мог ты придать совершенства. Стр. 370 717. Блуд и лихоимство, – от похоти, – не должны именоваться в нас 5:3. «Блуд же… и лихоимство ниже да именуется в вас…». «Лихоимство» – страсть к стяжаниям, ненасытное желание иметь все более и более. И это принадлежит похоти, ибо одна и та же у нас страсть, коей мы любим и деньги, и тела ... Апостол хочет, чтобы и помину об них не было, чтобы забыты были и самые имена их, чтобы дойти до того, что, когда произнесет кто такие имена, слышащие не понимали, о чем он говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

С. 233, 234, 235, 236. 135. Демоны трепещут имени Христа «Однажды явился ко мне, с многочисленным сопровождением, демон, весьма высокий ростом, и осмелился сказать: я – Божия сила, я – Промысл, чего хочешь, все дарую тебе. – Тогда дунул я на него, произнеся имя Христово, занес руку ударить его и, как показалось, ударил, и при имени Христовом тотчас исчез великан этот со всеми его демонами». С. 240, 241. 136. Демоны, находя нас страшливыми, нападают, а находя радующимися о Господе и бодрыми, отбегают «Демоны, какими нас находят, приходя к нам, такими и сами делаются в отношении к нам; и какие мысли в нас находят, такие и привидения представляют нам. Поэтому, если найдут нас боязливыми и смущенными, то немедленно нападают, как разбойники, нашедшие неохраняемое место, и чтó сами в себе думаем, тó и производят в большем виде. Если видят нас страшливыми и боязливыми, то еще больше увеличивают боязнь привидениями и угрозами, и, наконец, бедная душа мучится тем. Но если найдут нас радующимися о Господе и помышляющими о будущих благах, содержащими в мыслях дела Господни и рассуждающими, что все в руке Господней, что демон не в силах побороть христианина, и вообще ни над кем не имеет власти; то, видя душу, подкрепляемую такими мыслями, демоны со стыдом обращаются вспять. Так враг, видя Иова огражденным, удалился от него, но сделал пленником своим Иуду, нашедши, что он лишен такой защиты. Посему, если хотим презирать врага, то будем всегда помышлять о делах Господних. Душа постоянно да радуется в уповании; и увидим, что демонские игралища то же, что дым, что демоны скорее сами побегут, нежели нас будут преследовать». С. 243. 137. Монастыри Египта при святом Антонии – образец совершенства христианского Монастыри в горах при святом Антонии были подобны скиниям, наполненным божественными ликами псалмопевцев, любителей учения, постников, молитвенников, коих радовало упование будущих благ, и кои занимались рукоделиями для подаяния милостыни, имели между собой взаимную любовь и согласие. Подлинно, представлялась там как бы особая некая область богочестия и правды. Не было там ни притеснителя, ни притесненного; подвижников было много, но у всех одна мысль – подвизаться в добродетели. А потому, кто видел монастыри сии и такое благочиние иноков, тот должен был снова воскликнуть и сказать: коль добри доми твои, Иакове, и кущи твоя, Израилю! ( Чис. 24:5 −6).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010