Посему Соломон праведно воззвал: «велика вещь человек» (Притч.20:6), ибо он есть истолкователь Божественного миротворения и подражатель Богу. Затем и сотворен был человек после того, как уже были благоустроены небо и земля, и притом не словом: «да будет», но по некоем Божественном совещании: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт.1:26). Бог начинал как бы особый некий труд не потому, чтобы для Него не то же было — сотворить великое, как и малое, но для того, чтобы показать особенность человека. «И вдуну в лице ею дыхание жизни» (Быт.2:7). Внемли же себе, человек, и устремляйся к Тому, дыханием Коего вдохновен ты. Познай, чем ты велик, и возревнуй быть в том великим. Земное в тебе не так велико, но велико то, что носит в себе образ Божий. Неизреченно велико это преимущество! Смотри же, блюди и не погуби великого дара сего. Как это сделать, учит тебя пророк, молясь и тебя поучая молиться: «вразуми мя, и научуся заповедем Твоим». Сознавая себя духовным, он просит дара, первого между дарами Духа,— духа премудрости и разума, не для того, чтоб исследовать небо и землю, но чтобы точно уразуметь волю Божию и верно исполнять ее». Пс.118:74. Боящийся Тебе узрят мя, и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах    «Я буду поводом к веселию для благочестивых, говорит пророк, потому что я на Тебя уповал и достиг конца, соответствующего сему упованию». Так объясняет это место Феодорит. «Пророк научает, говорит святой Афанасий Великий, что не один он примет сие дарование (то есть что, будучи вразумлен, научится заповедям Божиим), но что будет оно простерто на всех боящихся Господа; ибо (научившийся заповедям) одним только благочестивым приятен, ощутительно познаваемый ими и в слове, и в предначертаниях премудрости, которою он обладает; для других же тяжело и видеть его, потому что жизнь его не похожа на жизнь других и различна от стезей их. Потому он и говорит: «возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах " " .    Получив вразумление от Господа, пророк надеется, что, с помощию Божественной мудрости, хорошо научится жить по заповедям Божиим, явится то есть совершенным в нравственном отношении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Потому и ты, брат, когда, во славу Божию, истратишь то, что имеешь, говори с пророком: «Буду умножать всякую хвалу Тебе» ( Пс.70:14 ), и Бог сделает тебя наследником Своего небесного имения и исполнит на тебе Свое обещание: «Прославляющего Меня, прославлю!» ( 1Цар.2 ). Лучше для тебя, брат, достоянием своим украсить дом Божий, чем хранить его для того, чтобы когда-нибудь им был украшен притон воров и разбойников; лучше отдать добровольно Богу любви и мира, чем когда-нибудь против своей воли лишиться этого через пламя пожара или ратные раздоры. Ты дал обет иноческого нестяжания; послушай же слова Писания: «Делайте и воздавайте обеты Господу Богу вашему, лучше не обещать, нежели обещать и не исполнять!» ( Пс.75:12 ; Эккл.5:4). Если же случится и то, о чем я говорил что прежде чем ты добровольно отдашь Богу насилием твое имущество, как неполезное тебе (ибо Бог лучше видит), будет отнято у тебя различными людьми или ворами то ты не смей отчаиваться, ни смущаться, ни хулить. Но похвали за то Бога с преп. Иовом, говоря: «Господь дал, Господь и взял» ( Иов.1:21 ) и не лишишься ты так награды своей. Но твое благодарение о похищенном вменится тебе в милостыню, как вменено было блаженному Арефе, черноризцу Печерскому, имение которого было украдено ворами. Ибо, если бы для души было не важно перенести с благодарением похищение имущества, то тот блаженный старец, который вспоминается в Отечнике, не побежал бы сам к разбойникам с оставшимся платьем, которое они, взяв у него все, забыли захватить. Также и впоследствии упоминаемый в монастыре старец, прочтя об этом, сам молился Богу, чтобы пришли к нему разбойники и взяли все его имущество; и он был услышан и передал в руки их все. Таких может похвалить апостол: «Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» ( Евр.10:34 ). Вот уже, брат, поучил я тебя наставлениями во всем; итак, проси Бога принять кончину жизни твоей в честной Лавре Печерской, прожив в покаянии и послушании, потому что эти три вещи важнее всех добродетелей, как свидетельствовал блаженный Афанасий затворник, восстав из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потому и ты, брат, когда, во славу Божию, истратишь то, что имеешь, говори с пророком: « Буду умножать всякую хвалу Тебе» ( Пс. 70:14 ). И вот сделает тебя наследником Своего небесного имения и исполнит на тебе Свое обещание: « Прославляющего Меня – прославлю!» ( 1Цар. 2:30 ). Лучше для тебя, брат, достоянием своим украсить Дом Божий, чем хранить его для того, чтоб когда-нибудь им был украшен притон воров и разбойников; лучше отдать добровольно Богу любви и мира, чем когда-нибудь против своей воли лишиться этого через пламя пожара или ратные раздоры. Ты дал обет иноческого нестяжания; послушай же слов писания: « Делайте и воздайте обеты Господу Богу вашему, лучше не обещать, нежели обещать и не исполнять!» ( Пс. 75:12 ; Эккл. 5:4). Если же случится то, о чем я говорил, что прежде чем ты добровольно отдашь Богу твое имущество, оно, как неполезное тебе (ибо Бог лучше видит), будет отнято у тебя насилием, например различными людьми или ворами – то ты не смей ни отчаиваться, ни смущаться, ни хулить. Но похвали за то Бога с преподобным Иовом, говоря: « Господь дал, Господь и взял» ( Иов. 1:21 ) – и не лишишься ты так награды своей. Но твое благодарение о похищенном вменится тебе в милостыню, как вменено было блаженному Арефе, черноризцу Печерскому, имение которого было украдено ворами. Ибо, если бы для души было не важно перенести с благодарением похищение имущества, то тот блаженный старец, который вспоминается в Отечнике, не побежал бы сам к разбойникам с оставшимся платьем, которое они, взяв у него все, забыли захватить. Также и впоследствии, упоминаемый выше старец, прочтя об этом, сам молился Богу, чтоб пришли к нему разбойники и взяли все его имущество; и он был услышан, и передал в руки их все. Таких может похвалить апостол: « Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» ( Евр. 10:34 ). Вот уже, брат, поучил я тебя наставлениями во всем; итак, проси Бога принять кончину жизни твоей в честной Лавре Печерской, прожив в покаянии и послушании, потому что эти три вещи важнее всех добродетелей, как свидетельствовал блаженный Афанасий затворник, восстав из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

правым подобает хвала ( Пс. 32, 1 – пер. Юнгерова). Митрополит Стефан (Яворский) приводит это изречение в поддержку похвалы святым, в Синодальном же переводе: правым прилично славословить ( Пс. 32, 1 ). Так же и в книге Иова: Взывай же, если тебя кто услышит, или если кого из святых Ангелов увидишь, – славянский текст, доказывающий призывание Ангелов древними. Синодальный перевод: Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? ( Иов.5:1 ). Кто нам даст, да насытимся плоти его – слав. В синодальном переводе: о, если бы мы от мяс его не насытились? ( Иов 31, 31 ). Толкование Иоанна Златоуста соответствует славянскому переводу с Септуагинты: «Это подразумевал о своих рабах Иов, которыми был возлюблен, которые, показывая к нему любовь (желали срастись с его плотью – прим.), говорили так: Кто нам даст, да насытимся плоти его ( Иов 31, 31 ). Это сотворил Христос, чтобы связать нас превосходнейшею любовью и показать нам Свои щедроты, не только сподобил желающих видеть Себя, но и осязать, и есть». Но даже в новозаветных переводах есть разночтения. Святые отцы первых веков использовали текст, соответствующий нашему славянскому переводу. Например, святой Афанасий ко князю Антиоху, в главе 39-ой пишет: «Как Иаков, умирая, поклонился на верх жезла Иосифа, почитая не жезл, но того, чей это был жезл, так и мы, христиане, почитаем образы не с иным намерением». Так же толкуют это место святые: Леонтий, епископ Неаполя, что на Кипре, Златоуст, Дамаскин. То же написано в славянском тексте Библии: Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла его ( Евр. 11, 21 ). В синодальном же переводе Ветхого Завета: И поклонился Израиль на возглавие постели ( Быт. 47, 31 ), – а новозаветном тексте: Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего ( Евр. 11, 21 ). Во втором своем послании, главе 1-ой, святой апостол Петр (в Синодальном переводе) говорит: Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия приводили это на память ( 2Пет. 1, 13–15 ). В славянском же тексте звучит так: Буду же стараться всегда иметь (не забывать) вас по моем исходе, чтобы о сих память творить. По славянскому тексту толкует митрополит Стефан: «Здесь апостол Петр обещает молиться за своих людей и по своем преставлении, как о том пространно пишет святой Климент, папа Римский, ко святому Иакову, брату Господню, епископу Иерусалимскому».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Провидев убиение блаженного Кукши, находившегося далеко, громко возопил он среди церкви Печерской: " Брат наш Кукша в этот день убит " . И, сказав это, преставился в один день со святым Кукшей и учеником его. Итак, они трое вместе получили тричисленную радость, о которой сказано: " не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " . (1 Кор. 2:9) Емуже слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь  Житие преподобного отца нашего Афанасия затворника " Я есмъ воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет " (Ин. 11:25). Это слово Свое, сказанное о Лазаре четверодневном, Спаситель исполнил и на преподобном отце нашем Афанасии, затворнике Печерском, желая, чтоб и мы исполнили слово богатого, сказанное о Лазаре нищем: " Если кто из мертвых придет к ним, покаются " (Лк. 16:30). Преподобный Афанасий был черноризцем в святом Печерском монастыре и жизнь вел святую и богоугодную. После долгой болезни он умер; братия отерли тело его и увили, как подобает умершему иноку. И лежал мертвый два дня, непогребенный по какой-то небрежности. И было в ночи явление игумену и слова: " Человек Божий Афанасий лежит два дня непогребенным, а ты не заботишься об этом " . На третий день, как только настало утро, игумен пришел с братией к умершему, чтобы похоронить его, и нашли его сидящим и плачущим. Ужаснулись все, видя его ожившим, и спрашивали его, как он ожил, и что видел или слышал. Он же не отвечал ничего, только: " Спасайтесь! " И они еще сильнее просили его, желая услышать от него что-нибудь, чтобы - говорили они - воспользоваться тем. Тогда сказал он им: " Если я скажу вам, вы не поверите мне и не послушаете меня " . Братия же с клятвой отвечала ему: " Сохраним все, что скажешь нам " . И сказал им воскресший: " Во всем имейте послушание к игумену, кайтесь всякий час и молитесь Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери, и преподобным отцам Антонию и Феодосию о том, чтоб окончить жизнь свою здесь и сподобиться погребения в пещере со святыми отцами. Ибо эти три вещи больше всех добродетелей; и если кто достигнет того, что исполнит их в порядке, будет блажен, только бы лишь не превозносился. Дальше же не спрашивайте меня, но, молю, простите меня " . Сказав это, он пошел в пещеру и, сам заградив двери, пробыл там двенадцать лет, никуда не выходя, не видя никогда солнца, беспрестанно плакал день и ночь, едва вкушал через день немного воды и хлеба, и все те годы не говорил никому ничего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1827...

Псалом 79 Псалом 79 рассматривается как псалом мессианский. В нем псалмопевцем приносится молитва о пришествии Спасителя. Как мессианский рассматривается стих 18: «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого ты укрепил себе». Из Евангелия видим, что Сыном Человеческим именовал Себя Господь Иисус Христос. «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» ( Мф. 9, 6 ), «Сын Человеческий есть господин и субботы» ( Мф. 12, 8 ), «Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» ( Мф. 13, 41 ). На то, что Сын человеческий 79-го псалма есть Господь Иисус Христос, указывает при толковании псалма и святитель Афанасий Великий : «Кто же есть Сын Человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях?» 217 Псалом 81 Как мессианские рассматриваются слова стиха 8: «Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследиши во всех языцех». Здесь видят пророчество о Воскресении Христа. Русский перевод, опирающийся на масоретский текст, несколько иной: «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы». Но и здесь есть мессианский смысл, ибо Господь Иисус Христос – владыка и царь над всеми народами. Псалом 85 Блаженный Феодорит и святитель Феофан Затворник видят мессианский смысл в 9 стихе этого псалма: «Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». «Истину пророчества, – говорит блаженный Феодорит, – показало время, последовавшее по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, потому что по спасительном страдании в целую вселенную послан божественный лик апостолов. Владыка сказал им: шедше научите вся языки ( Мф. 28, 19 ); и они научили, как было повелено, и, рассеяв облако неведения, соделали, что все увидели Солнце правды и поклонились спасшему Богу». 218 Святитель Феофан толкует это место так, что царство Мессии будет не как «древние царства, утверждаемые огнем и мечем: народы сами придут и поклонятся Ему». 219

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Скачать epub pdf Житие преподобного Афанасия Печерского Память 2 декабря «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Иоан.11:25 ). Исполнил Спаситель сие слово, сказанное о Лазаре четверодневном, и на преподобном отце нашем Афанасиизатворнике Печерском, желая, чтобы и мы исполнили слово богатого, сказанное о нищем Лазаре: «если кто из мертвых придет к ним, покаются» ( Лк.16:30 ). Сей преподобный Афанасий был иноком в святом монастыре Печерском, проводя святую и богоугодную жизнь. После долгой болезни, он умер. Братия отерли тело его и положили в пелены, как подобает умершему иноку. Усопший лежал непогребенным два дня по причине некоторого замедления. Ночью игумену было явление, и он слышал голос: – Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься. Как только наступило утро, игумен пришел с братиею к умершему, чтобы совершить его погребение – и вдруг они увидели, что он сидит и плачет. Все пришли в ужас, видя, что он жив, и стали его спрашивать, – как он ожил, и что видел или слышал? Он же в ответ говорил только одно: – Спасайтесь! Но они стали еще больше упрашивать его, желая услыхать от него что-нибудь для них полезное. Тогда он сказал им: – Если вам я скажу, то вы не поверите и не послушаете меня. Братия же поклялись ему, что они соблюдут всё, что он скажет им. Тогда воскресший сказал им: – Имейте послушание во всем к игумену, кайтесь каждый час и молитесь Господу Иисусу Христу, и Его Пречистой Матери, и преподобным отцам Антонию и Феодосию, дабы здесь, в этой обители, кончить жизнь свою и удостоиться быть погребенными со святыми отцами в пещере: ибо эти три добродетели выше всех других. И, если кто исполнит все сие, как подобает по чину, блажен будет, только бы не возгордился. О прочем не спрашивайте меня, но умоляю: простите меня. Сказав это, он пошел в пещеру и, затворив за собою двери, пробыл там безвыходно двенадцать лет. Никогда после того он уже не видал солнца, беспрестанно день и ночь плакал; вкушал лишь немного хлеба и воды, и то только через день, и во всё это время не сказал никому ни одного слова. Когда же приблизилось время кончины Афанасия, он призвал братию и сказал им всё то, что говорил прежде о послушании и покаянии, и почил с миром о Господе, и положен был с честью в той пещере, где подвизался 7961 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда надлежало ему скончаться, он сказал пришедшим к нему братиям после многих их просьб только следующее: «Простите меня! Кто стяжал памятование смерти, тот не может согрешить». Подобно затворнику Хорива умирал и воскрес затворник наших отечественных Киевских пещер Афанасий, проводивший святую, Богоугодную жизнь. Он после продолжительной болезни скончался. Братия убрали тело его, по обычаю иноческому, но скончавшийся оставался не погребенным в течение двух дней по некоторому встретившемуся препятствию. На третью ночь было божественное явление игумену, и он слышал глас: «Человек Божий Афанасий лежит два дня не погребенным, а ты не заботишься о нем». Рано утром игумен с братиею пришли к почившему с намерением предать его тело земле, но нашли его сидящим и плачущим. Ужаснулись они, увидев его ожившим; потом начали вопрошать: как ожил он? Что видел и слышал в то время, как разлучался с телом? На все вопросы он отвечал только словом: «Спасайтесь!» Когда же братия неотступно упрашивали сказать им полезное, то он завещал им послушание и непрестанное покаяние. Вслед за этим Афанасий заключился в пещере, пребыл в ней безвыходно в течение двенадцати лет, день и ночь проводя в непрестанных слезах, чрез день вкушая понемногу хлеба и воды и не беседуя ни с кем во все это время. Когда настал час его кончины, он повторил собравшимся братиям наставление о послушании и покаянии и скончался с миром о Господе. «Страшно некое чаяние суда, — говорит святый апостол Павел, — и огня ревность, поясти хотящаго сопротивныя. Отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает. Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый? Вемы бо рекшаго: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. И паки: яко судит Господь людем Своим. Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» (Евр. 10:27-31).    Совершенные христиане, очистившие свои чувства, точно видели небо, и усмотрели на небе и в воздухе то, чего мы не видим дебелыми нашими очами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

Ублажаем тя,/преподобне отче Афанасие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святому Стефану Урошу V, царю Сербскому, глас 3 Юношески процвел еси/во отечествии твоем, добротою украшен,/и неправедную и безвременную смерть подъял еси,/Уроше всечестне;/царскаго корене плод сладок,/аще и не во время созрев,/в Господню житницу вселился еси/и жалость велию сродству твоему оставил еси./Молися о нас, творящих святую память твою. Кондак, глас 6 Отрасли благородныя цвет прекрасный явился еси, Уроше всечестне,/завистию бо убиен был еси от твоих присных,/Божиим же Духом просвещен,/святороднаго племене свят был еси/и, мученическим венцем в чертозе Небеснем водворяешися./Молися о нас, святе, творящих любовию память твою. Величание Величаем тя,/святый Уроше всечестне,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Иоанникию Девиченскому, Сербскому, глас 1 Пощением, молитвами и благодатию Божественною просветився,/земныя концы светло озарявши благочестно,/чудес благодать от Бога прием,/исцеляеши недуги, духи же лукавыя от человеков отгонявши,/иже с верою притекают к раце мощей твоих святых,/преподобне отче наш Иоанникие./Слава Давшему ти благодать,/слава Укрепившему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 8 От юности, Богомудре, возлюбив ангельское житие,/вся красная оставил еси,/зайде бо, якоже звезда от мира,/востек к разумному и праведному солнцу, Христу/от Него же приемь благодать исцеления,/различныя недуги врачуеши притекающих к священней раце твоей./Темже и мы, совершающе любовию всечестную твою память, вопием ти:/радуйся, отче Иоанникие. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Иоанникие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь мученице Миропии, глас 1 Добромученице Миропие и Христа невесто нетленная,/ныне Емуже предстоиши, прекрасная,/раны носящи плоти,/яко камни светлы и светообразны,/и в кровавую порфиру, яко царица, облеченная, преславная,/умоли Его за ны,/яже с любовию восхваляющия/хвалы победными и песньми твою Божественную страсть. Кондак, глас 3

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С. 412, 413. Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху 155. Епископ и сопресвитеры Афанасий Иоанну и Антиоху, возлюбленным чадам и сопресвитерам, желает о Господе радоваться. С. 414. Послание к пресвитеру Палладию 156. Повеление пресвитерам – быть послушными своему епископу Василию Великому, чтó он признает лучшим Доводишь до моего сведения ο кесарийских монахах, что они негодуют и противятся епископу, возлюбленному нашему Василию. Хвалю тебя за то, что даешь о сем знать, а им высказал я, чтó следовало, а именно, чтобы как чада послушны были отцу и не противоречили в том, чтó он признает лучшим. Если бы можно было подозревать его в рассуждении истины, то хорошо было бы идти против него. Α если твердо уверены, как и все мы уверены, что он – похвала Церкви, подвизается паче за истину и учит имеющих в том нужду: то надобно не противоборствовать таковому, а паче, одобрять благую его совесть... Василий, как твердо уверен я, немощным бывает немощен, да немощныя приобрящет (ср.: 1Кор 9:22 ). И возлюбленные нами, взирая на цель и смотрение его – соблюсти истину, да прославят Господа, давшего Каппадокии такового епископа, какого желает иметь и всякая страна. С. 415. Послание к монаху Амуну 157. Убийство на войне – законно Убивать не позволено, но истреблять неприятелей на войне и законно, и достойно похвалы; почему, отличившиеся во бранях удостоиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах. С. 419. Отрывок из 39-го праздничного послания 158. Апокрифы – выдумка еретиков В Библии одни книги внесены в канон, a другие предлагаются для чтения; но нигде не упоминается ο книгах апокрифических: они суть выдумки еретиков, которые пишут их, когда хотят, но приписывают им давность и прибавляют лет, чтобы, выдавая их за древние, иметь случай к обольщению тем людей простодушных. С. 423. Послание к Руфиниану 159. Падших и защитников нечестия, при их раскаянии, прощать, но место в клире давать только уклонившимся по нужде и насилию На Соборах и везде рассуждено за благо – падших и защитников злочестия прощать, если покаются, но не давать им места в клире, а о тех, кои не первенствовали в злочестии, но были увлечены нуждою и насильно, решено, как давать им прощение, так и иметь им место в клире, тем более, что они представляли достойное вероятия оправдание, и сие было с ними, по-видимому, не без особого Божия смотрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010