Можно, или и должно, полагать, что сила примирения и умиротворения чрез воплощенное домостроительство начала действовать вслед за падением. И силам небесным, и всей твари следовало бы вооружиться против человека, как только он вышел из воли Божией. Если тварь после греха не подавила его, если силы небесные не восстали на него, тотчас как согрешил, если гнев Божий не поразил его в самом действии греха, то все сие потому, что наперед уже положено было быть примирению, – был уже и Примиритель, приявший на себя дело примирения, которое тотчас и начало действовать, как только оказалась нужда. Мы не можем знать, как отнеслись бы к нам ангелы, если бы не примирение; но можем гадать по Ангелу, ставшему с мечом у входа в рай, и по тем случаям, как они потом поражали грешников. Не можем знать также, как отнеслась бы к нам прочая тварь, если бы не было примирения; но можем гадать по потопу, пожжению Содома, поглощению морем египтян и подобному. Поскольку же положено было быть примирению, то и ангелы, и тварь начали с самого начала служить сему делу, – те помогая более внутренно, а сия, вразумляя более внешно: ибо чрез нее наложена епитимья на согрешившего. Оттого видим ангелов, воспевающих радость рождения воплощенного Бога Сына, Спасителя, возвещающих светлое воскресение Его, с восклицаниями сопровождающих Его на небо и там Ему поклоняющихся и Его славящих. Чего ради? Конечно, и ради того, что зрели в Нем свое примирение с братьями своими по духу, плоть носящими, имеющее в свое время явиться в силе своей. Видим также, что в час пролития крови на Кресте тварь отдала несколько мертвых воскресшими, не потому ли, что восприяла чаяние откровения во славе сынов Божиих, когда и она явится во славе умиротворения своего со своим главою, ради коего подверглась невольно суете и тлению. 2:14. «Истребив еже на нас рукописание». «Истребив», εξαλειψας, – изгладив, как изглаждают следы чего-либо на песке, воске и подоб., как изглаждают буквы, написанные каким-либо способом на чем-либо. Есть рукописание на нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Его изгладил Бог крестной смертью Христовой. Какое это рукописание? Рукописание, собственно, есть собственноручная долговая расписка. Какие у нас долги? Грехи, как и в молитве Господней читаем: «остави нам долги наша» ... Рукописание было против нас, осуждало нас, требовало удовлетворения. Где же оно было? Где-то посреде. Где же посреде? Посреде всего сущего. Все творения, – и земные и небесные, и вещественные, и духовные, – видели это бывшее против нас рукописание, соглашались, что праведно взыскать с нас долги по сему рукописанию и, следовательно, тоже были против нас. И правда Божия требовала того же – еще паче. Между тем, мы ничего не могли представить в уплату, – и належала нам крайняя беда. Что же сделал положивший спасти нас многоблагоутробный Бог ? «То взят от среды», – принял наше рукописание с глаз долой, так что никто уже более его не видел. «Взят» … – от: αιρω. Значение этого слова точно выражает наша обычная фраза: возьми или прими это отсюда, с глаз долой. Так и рукописание наше принято было от среды, и никому уже не бросалось в глаза. «Взят от среды, значит, сделал, чтобы его не видно было» (блаж. Феофилакт). Куда же девал его милостиво спасающий нас Бог ? «От среды взял, но может быть где-либо в другом месте спрятал. Потому страх берет, как бы не стал когда-либо взыскивать с нас по сему рукописанию. Теперь простил, а как раскается, что простил, и начнет взыскивать: рукописание цело. Апостол и устраняет этот страх, сказав: «пригвоздив е ко кресту». Взяв от среды, Бог не отложил его куда-либо в сторону на сохранение, а разодрал его: пригвождением ко кресту означается разодрание» (из Экумения перифраз). «Взяв от среды, ни нам его не отдал, ни Сам у Себя не сохранил, но, пригвоздив ко кресту, разодрал» (блаж. Феофилакт). Это – метафорическое выражение. Значит же оно вот что: «так как все мы были под грехом и наказанием; то Он, претерпев наказание, освободил нас и от греха, и от наказания. Наказание же претерпел Он на Кресте. Туда взял Он и рукописание и пригвоздил его с Собой, а потом, как имеющий власть, и совсем разорвал его» (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Хотя особенность сию определить никто не может, кроме, может быть, званных и Зовущего, или, вернее, одного Зовущего. Но все же она не исключает произволения зовомых, а только предполагает полнейшее соответствие сего произволения преднамерению и силе Зовущего. Дивны пути твои, Господи! Чье же произволение здесь надо разуметь? И то, и другое надо разуметь, ибо в призвании они совмещаются. Званные зовомы бывают по изволению Божию; но из зовомых делаются они званными, или призванными, по своему произволению, когда самоохотно послушаются призывания и пойдут вслед его. Стр. 496, 497 554. Предопределение есть непостижимое действие предвечного Бога, не стесняющее свободных действий, а есть их следствие 8:29. Предопределение есть непостижимое действие предвечного Бога; но оно явно требуется гармонией Божеских свойств и совершенств. «Разумна от века суть Богови вся дела Его» ( Деян. 15:18 ). Если же «вся весть Бог» ( 1Ин. 3:20 ), то Он ведает и начало, и продолжение, и конец всего сущего и бывающего, – ведает и последнее Свое определение участи каждого, как и всего человеческого рода… А как ведает, так и определяет тому быть. Но, как ведая наперед, Он предведает, так и, определяя наперед, предопределяет. И поскольку ведение или предведение Божие отнюдь истинно и верно, то и определение Его неизменно. Но, касаясь свободных тварей, оно не стесняет их свободы и не делает их невольными исполнителями Своих определений. Свободные действия Бог предвидит, как свободные, видит все течение свободного лица и общий итог всех его деяний. И видя то, определяет, как бы то было уже совершившимся. Ибо не просто предопределяет, но предопределяет, предуведав (Феодорит). Мы определяем человека, что хорош или худ, видя дела его, пред нами им наделанные. И Бог предопределяет по делам же, – но делам предвиденным, так, как бы они уже были сделаны. Не действия свободных лиц суть следствие предопределения, а само предопределение – следствие свободных дел. Стр. 498 555. В связи с предопределением стоит призвание и оправдание, а затем и прославление внутреннее, в коем основа для будущего 8:30. «Ихже предустави, тех и призва». Предуставил Бог, как предвидел. Бог предвидел, чего возжелаем мы и к чему будем стремиться, и соответственно тому положил определение о нас. Следовательно, все дело в нашем настроении. Блюди доброе настроение, и попадешь в избранники предуставленные. О Царстве Божием Господь сказал, что неустанные ревнители, себя не жалеющие и на всякое добро нудящиеся, восхищают его, – ρπζουσιν, – будто насильно из рук Божиих вырывают. Напряги усилие и ревнование, и завоюешь себе избрание. Впрочем, сие-то и означает, что ты из предуставленных избранников: ибо неизбранник не станет ревновать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 334, 335 585. Жизнь духовная движется переливом духовных чувств, без неизменной последовательности 15:13. Духовные чувства и расположения так тесно связаны между собою и так влияют друг на друга, что последовательности их нельзя установить в виде общего и неизменного закона. Мы говорим: вера рождает радость и мир, а радость и мир множит веру. Но можно и так: упование исполняет радостью и миром, и чрез то поддерживает и оживляет веру. Жизнь духовная движется переливами духовных чувств и расположений одних в другие; и только такие переливы свидетельствуют, что жизнь духовная жива. Стр. 336 586. Проповедь Евангелия есть литургия, священнодействие 15:16. Я, говорит Апостол, служитель – λειτουργς, – то же, что священник литургию совершающий, – я служитель Иисус Христов, и служба моя Ему есть благовествование Его среди язычников. Это моя литургия, которую и ревную совершать со всем усердием и благоговеинством. Замечательно определение благовестия священнодействием. Апостол – литургисающий; проповедь Евангелия – литургия. Что же есть жертва? Жертва – верующие. Самоотвержением и преданием себя Господу они закалают себя; благодать Святого Духа, нисходя на них чрез таинства, освящает их и делает благоприятной Богу жертвой. Стр. 340, 341 587. При своей молитве Апостол просит еще и общей молитвы за себя верных 15:30. «Споспешествуйте мне в молитвах о мне к Богу» … Споспешествуйте – συναγωνσασθα, – сподвизаться молю. Следовательно, и сам он подвизался в молитвах о том же, а их приглашает только в сотрудники. Не легкой молитвой молился, а подвизался в молитве, держал молитвенный подвиг. Отсюда вывод: для того, чтобы сделаться причастным силе церковной молитвы, надобно самому в то же время держать молитвенный подвиг, приготовляя тем из себя сосуд, способный приять и содержать просимое церковью. И еще: если Апостол почитал нужным свою молитву усилить общей молитвой; кто дерзнет считать себя настолько близким к Богу и стоящим Его благоволительного услышания, чтобы не обращаться к общей молитве верующих?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Поскольку написанный на дереве лик сделался невидным от внешних нечистот, то надобно было опять прийти Тому, чей это лик, чтобы на том же веществе можно было возобновить изображение; ибо, ради изображенного лика и самое вещество, на котором он написан, не бросается, но восстановляется на нем лик. Подобно сему и Всесвятой Сын Отца, как Отчий образ, пришел в наши страны, чтобы обновить человека, созданного по сему Образу, и как бы взыскать погибшего оставлением грехов, как и Сам говорит в Евангелиях: прииде взыскати и спасти погибшаго (ср.: Мф. 18:11 ). Почему и иудеям сказал Он: аще кто не родится (ср.: Ин. 3:3 ), не рождение от жены разумея, как они понимали, но означая возрождение и возсоздание в душе того, чтó по образу. Поскольку же идолобесие и безбожие овладели вселенной, и сокрыто стало ведение о Боге; то, кому было научить вселенную об Отце? Если скажут – человеку, то невозможно было людям обойти всю подсолнечную; они, по природе своей, не были бы в состоянии совершить такой путь, не могли бы заслужить в этом и вероятия, не имели бы и достаточных сил, чтобы самим собой противостать такому бесовскому обольщению и мечтанию. Поскольку все были душевно поражены и приведены в смятение бесовской прелестью и идольской тщетой, то, как можно было людям переуверить человеческую душу и человеческий ум, когда не могли их и видеть? А чего не видит кто, может ли то преобразовать? Но, может быть, скажут, что для этого достаточно было твари. Но, если бы достаточно было твари, то не произошло бы стольких зол. Тварь была, но, тем не менее, люди погрязали в том же заблуждении о Боге. Посему, в ком была опять потребность, как не в Боге-Слове, Который видит и душу, и ум, все в тварях приводит в движение и чрез тварей дает познавать Отца? Тому, Кто собственным Своим промышлением и благоустроением вселенной учит об Отце, надлежало и возобновить это учение. Как же бы совершилось это... Скажут, может быть: это можно было совершить тем же способом, то есть, снова показать делами творения, чтó нужно знать о Боге. Но это было уже мало надежно, и вовсе ненадежно, потому что люди и прежде оставили это без внимания, и очи их устремлены были уже не горé, но долу. Посему-то, желая оказать людям верную помощь, Слово Божие приходит как человек, приемля на Себя тело, подобное телам человеческим, и помогает дольним, то есть, телесными Своими делами, чтобы те, которые не восхотели познать Его из промышления Его о вселенной и из управления ею, хотя из телесных Его дел познали Божие во плоти Слово, а чрез Него и Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

4:29. «Слово гнило» надо объяснять из понятия о гнилом. Гнило говорится о дереве, – и в таком случае оно не гоже ни на какое дело. Прилагая это к слову, гнилым надо счесть всякое пустое, праздное, шутливое и смехотворное лишь слово, остроты, каламбуры, – пересыпание из пустого в порожнее. Но иное тело, когда гниет, не только ни к чему не гоже бывает, но распространяет зловоние и заразу. Зловонные слова суть злоречия, пересуды, клеветы, срамословие, лесть, коварные козни и всякие кривотолки. Слова, как зараза, суть те, коими подрывается вера и колеблется добрый нрав, посевается раздор, подозрения, смятения народные. Всех этих родов слова запрещает Апостол, когда говорит: «слово гнило да не исходит из уст ваших» … «И не оскорбляйте Духа Святого Божия» … Урок о назидательности в слове продолжается и здесь, – и продолжается угрожающим побуждением. Всякий христианин есть храм Божий и Дух Божий живет в нем, созидая в нем все ко спасению. Кто словом своим назидает, тот приходит в согласие с делом Духа Божия в сердцах верующих, помогает Его созиданию душ. Напротив, кто расстраивает души других, пусторечием рассевая их, а злоречием возбуждая недобрые чувства, тот разоряет дело Духа Божия в верующих, и тем оскорбляет Его, Создателя. Но и сам расстроивающий другого, есть жилище Духа Святого. Если, расстроивая других, он оскорбляет Духа Божия, живущего в них, то еще прежде и паче оскорбляет Его в себе самом: ибо худые речи исходят из худо настроенного сердца, к коему не может благоволительно относиться Дух Божий, Пречистый. Худо настроенное сердце то же, что дом, смрадом, чадом и всякой изгарью наполненный. Кому приятно обитать в таком доме? Стр. 350, 355 714. Непрестанные житейские столкновения из мелочей от малого огорчения приводят к серчанию, гневу и ярости; среди христиан этого быть не должно, – прогонять огорчение 4:31. Удаление от всякого раздора. Улаживает здесь святой Апостол непрестанные житейские столкновения, от коих, если не положить законом уступать друг другу и извинять взаимные неприятности, лад и мир невозможны в общежитии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

С. 165 Статья XIII. О женских украшениях (203) 244. Убранство волос у женщин и заповедь Апостола о покрытии глав их VII. Какую пользу приносят спасению вашему украшения вашей головы? Разве не можете вы оставить в покое своих волос? Вы их то завиваете, то развиваете; то подымаете, то понижаете; сегодня их заплетаете, а завтра оставляете волноваться небрежно; иногда обременяете их множеством чужих волос, составляя из них или род шапки, которою покрываете голову, или вид пирамиды, чтобы шея была открыта... Впрочем, напрасно употребляете вы искуснейших мастеров для уборки волос: Бог хочет, чтобы вы были под покрывалом. А зачем? Вероятно, затем, чтобы никто не видал головы жен, «срамляющих себе откровенною главою» ( 1Кор. 11:5 ). С. 182 245. Целомудренным и быть, и казаться XIII. Для христианина недовольно быть целомудренным: надобно ему таким и казаться. Чистота сия, если смею сказать, так должна быть изобильна, чтоб из сердца изливалась на платье, и из внутренности орошала всю особу. Она, таким образом, оградит цитадель внутренности надежными укреплениями внешности, и с большей безопасностью сохранит верность, подобающую Богу. С. 191 246. Украшение жен – их покорность мужьям и домоседство с рукоделием XIII. Простота и целомудрие да будут единственным вашим убранством. Начертите на глазах своих смиренную скромность, происходящую от благоустроенной внутренности... Покоряйтесь мужьям: сего довольно для вашего украшения. Занимайте руки свои прядением, и удерживайте ваши ноги в кругу домов ваших: ноги ваши от того сделаются более красивы, чем от избытка золота. Исполняйтесь радостью мудрости, святости и чистоты. Если вы так себя изукрасите, то Сам Бог будет вашим верным и вечным подружием. С. 192 Статья XIV. Послание к мученикам (217) 247. Исповедники в темнице должны благодарить Бога, без Коего они и не были бы там, и сохранять мир между собою Достойные исповедники Иисуса Христа, предназначенные на мучение!.. Прежде всего подумайте о том, чтобы «не оскорбить Духа Святаго Божия» ( Еф. 4:30 ), сопровождавшего вас в темницу, в которую не были бы вы и заключены, если бы Он не вошел туда вместе с вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

2:16. Что есть вера в Господа? Напрасно хотят определить веру в Господа одним словом. Ее надобно описать; ибо она есть состояние сердца, совмещающее не одно чувство, убеждение и расположение, а несколько. Она приходит чрез покаяние, ибо Господь говорит: «покайтеся и веруйте во Евангелие» ( Мк. 1:15 ). Из этой лаборатории кающегося духа вера исходит уже не одна, но «любовию споспешествуема» ( Гал. 5:6 ). Это и есть «новая тварь», которая зачинается благодатью в первых движениях покаяния, а в этом строе является уже вполне образовавшейся, характеристически сложившейся, принявшей христианскую личность. Весь ход дела таков. Только истинно кающийся взыскивает Господа. Кающегося же исполняют два чувства и расположения: жаление, что грешил, и крепкое желание не поддаваться более греховным влечениям. Но в первом чувстве томит его правда Божия, коей ничем удовлетворить не может, во втором желании – страшит собственное бессилие, опытом дознанное. Он и прибегает к Господу в полной уверенности, что Он избавит его от той и другой крайности, – и прежние грехи простит, и даст ему силу вперед противостоять грехам. Без сих двух уверенностей вера в Господа немыслима, равно как покаяние немыслимо без сокрушения в грехах и твердого намерения не поддаваться греху. Но все эти расположения суть только приготовления к образованию верующей личности. Само же образование производится благодатью Святого Духа в таинстве Крещения, в коем погружаясь, он погружается в смерть Христову и получает отпущение грехов, а возникая из погружения, выходит в обновлении жизни, облеченный силой не работать греху, жить же прочее Богови о Христе Иисусе ( Рим. 6:3–13 ). Вот когда является вполне образовавшаяся верующая христианская личность. Проходит она весь этот путь; но из пройденного ничто не утрачивается, а напротив, все входит в строй ее духа, который, одним словом, именуется вера. Вера потому совмещает в себе много чувств; но отличительная ее черта, выдающаяся, есть предание себя на служение Господу до положения живота, в чаянии спасения благодатью Его. Чувствует верующий, что куплен ценой крови, должен работать купившему его, в полной уверенности, что этим путем он будет непременно спасен. Только тот, кто так верует, является оправданным пред Богом, не в том только смысле, что с него снимается вина греховности, но что в нем полагается семя всякой правды в его решимости работать Господу, исполнением воли Его, и в чувстве силы на то, вселяемой в него благодатью, его возродившей. Он обладает внутренней правотой; ибо дух правый обновлен во «утробе его» ( Пс. 50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Обряд сей именуется у нас обыкновенно исповедью, посредством которой мы исповедуем пред Богом грехи наши, не потому, чтоб Он не знал их, но потому, что исповедание сие есть начало исправления и удовлетворения за грехи. Исповедание привлекает раскаяние, а раскаяние умиряет Господа. Исповедание сокрушает и уничижает человека: оно переменяет его и делает достойным небесного Божия милосердия; оно повелевает человеку пребывать в пепле и вретище, и погружать душу свою в горесть, дабы очистить ее чрез страдание. Оно запрещает ему всякое услаждение в пище и питии, не для одного тела, но и для души. Оно требует, чтобы грешник питал и укреплял душу свою молитвою, постом, воздыханиями и слезами, чтобы день и ночь вопиял к Богу своему. С. 96 236. Животные умеют находить себе врачевство; для грешника оно в покаянии XII. Зная, что Господь после крещения даровал тебе в покаянии или исповеди еще средство избавиться от ада, зачем отчаиваешься ты в своем спасении? Зачем перестаешь толкать, когда уверен, что двери тебе откроются? Безгласные животные, безумные скоты имеют инстинкт угадывать врачевства для своего пользования. Уязвленный стрелою олень находит и щиплет траву – дикий бадьян. Голубка, ослепившая детенышей своих, умеет возвращать им зрение посредством собственной слюны. Неужели же грешник, ведая, что Христос установил покаяние для его спасения, будет чуждаться покаяния? С. 100 Статья X. О целомудрии (203) 237. Воздержание и второбрачие I-II. Быть воздержным значит не жалеть о том, чего мы лишены, и лишены Господом Богом, без воли Коего ни один лист не падет с дерева, «ни едина от птиц не падет на земли» ( Мф. 10:29 ) ... Вступая же во вторичный брак, мы действуем против воли Божией, желая вторично обрести то, чего Он нас лишил. Если бы Бог хотел, чтобы мы оставались в супружестве, то Он не отнял бы у нас первой жены. С. 103 238. Единобрачие священников VII. У Христиан вменено в точнейшую и строжайшую обязанность священникам жениться один только раз, так что, как мне известно, кто имел двух жен, тот лишается священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Стр. 32. Стр. 231–232. 53. Пророчество: «увидите Живот ваш висящ» ни на ком не исполнилось, как только на Христе У кого, по свидетельству Писания, ископаны были руки и ноги? Или кто, вообще, висел на древе и скончался на кресте за спасение всех? Авраам, оскудев в силах, умер на одре. – Исаия был претрен, но не висел на дереве. Иеремия терпел поругания, но умер не осужденный. Иезекииль страдал, но не за народ, а в знамение того, чтó будет с народом. Притом, если они и страдали, то были такие же люди, каковы и все мы, по сходству природы. Но Тот, Кого Писания изображают страждущим за всех, именуется не просто человеком, но Жизнью всех, хотя и был подобен людям по естеству. Ибо сказано: узрите Живот ваш висящ пред очима вашима (ср.: Втор. 28:66 ); и: род Его кто исповесть? (ср.: Ис. 53:8 ) Изучив родословие всех святых, можно о каждом с самого начала рассказать: кто он, и от кого произошел; но родословие Того, Кто соделывается Жизнью, слово Божие именует неисповедимым. Стр. 37. Стр. 237. 54. Обилие чудес во дни Христовы, делает время Его исключительным, указуя на Его Божество Исайи 35:3 −6. Пророчество дает разуметь, что придет Бог, а знамения показывают и время пришествия. Ибо говорят, что в Божественное пришествие слепые будут прозирать, хромые – ходить, глухие – слышать, и язык гугнивых сделается ясным. Итак, пусть скажут: когда таковые знамения бывали в Израиле, или бывало ли что подобное сему в Иудее? Очистился прокаженный Нееман, но не прозирал слепой от рождения. Великое, подлинно, дело – воскресить мертвого; однако же, и это не таково, как Спасителево чудо. Притом, если Писание не умолчало о прокаженном и о мертвеце у вдовицы, то, без сомнения, если бы хромой стал ходить, и слепой прозрел, слово не преминуло бы и это сделать известным. Поскольку же умолчано об этом в Писаниях; то явно, что никогда и не бывало этого прежде. Когда же совершилось это? Не тогда ли только, когда Само Божие Слово пришло во плоти? Когда это исполнилось? Не тогда ли, как хромые стали ходить, гугнивые начали говорить ясно, глухие услышали, слепые от рождения прозрели? Посему-то и иудеи, видевшие тогда чудеса эти, как не слыхавшие, чтобы бывало это в другое время, сказали: От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену. Аще не бы был Сей от Бога, не могл бы творити ничесоже (ср.: Ин. 9:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010