Основана в 1922 г. Именование – по г. Старобельск (Луганская область УССР). Луганское викариатство. Упразднена в 1928 г. 09(22)11.1922 Александр Мигулин 11.1928 Мелетий Фомин Стародубская Основана 17.09.1916. Именование – по г. Стародуб (Черниговская губерния, Брянская область). Черниговское викариатство. Упразднена в 1935 г. 17.09.1916 23.05.1917 Пахомий Кедров 02(15)11.1919 13(26)12.1921 22.02(06.03)1928 Памфил Лясковский 05(18)11.1923 09.1925 22.05(04.06).1930 09(22).11.1933 Агапит Борзаковский Староконстантиновская Основана в 1922 г. Именование – по г. Староконстантиновск (Киевская область УССР) 4401 . Каменец-Подольское викариатство. Упразднена в 1922 г. (?) Именовалась: Староконстантиновская и Изяславская. 19.04(02.05)1922 Староконстантиновская, обн. Основана в 1922 г. Именование –по г. Староконстантиновск (Киевская область УССР). Каменец-Подольское викариатство. Упразднена 3(16)11.1935. Именовалась: Староконстантиновская и Изяславская. 1922 03(16)11.1925 Иаков Немоловский Старооскольская Основана в 1929 г. Именование – по г. Старый Оскол (Белгородская область). Курское викариатство. Упразднена в 1937 г. 17(30)11.1929 14(27)06.1933 01(14)09.1937 Митрофан Русинов Старооскольская, обн. Основана в 1932 г. Именование – по г. Старый Оскол (Белгородская область). Курское викариатство. Упразднена 05(18)11.1935. 11(24)01.1932 Петр Чтецов 03.1933 01(14)02.1934 03(04)1934 02(15)08.1934 31.08(13.09)1934 16(29)12.1934 16(29)12.1934 05(18)11.1935 Старорусская Основана 15.03.1787 (1786 – по: Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). M., 1872. С. 131). Именование – по г. Старая Русса (Новгородская губерния). Олонецкое, затем Новгородское викариатство. Упразднена 21.11.1892 (викариатство переименовано в Кирилловское; см.). Возобновлена в 1919 г. Упразднена в 1937 г. Возобновлена в 1954 г. Упразднена в 1959 г. 21.04.1787 06.05.1788 30.07.1788 05.03.1795 Афанасий Вольховский II 25.03.1795 26.10.1798 Досифей Ильин

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

переименован епископ Могилёвский и Белорусский Могилёвская и Белорусская Белорусская и Могилёвская. С 1797 года до 1803 года Имена Сведения Афанасий II (Вольховский), епископ бывший епископ Могилёвский и Полоцкий с 1797 по 27.08.1797 на покое; 01.01.1801 Иларион (Кондратовский), епископ бывший епископ Новгород Северский и Глуховский с 01.09.1797 по 24.10.1797 на покое; 12.01.1799 Анастасий (Братановский Романенко), епископ рукоположен с 20.12.1797 архиепископ с 15.09.1801 по 04.12.1803 переименован архиепископ Могилёвский и Витебский Могилёвская и Витебская С 4 декабря 1803 года Имена Сведения бывший архиепископ Могилёвский и Белорусский с 04.12.1803 по 20.12.1805 архиепископ Астраханский и Моздокский Варлаам (Шишацкий), епископ бывший епископ Волынский и Житомирский с 20.12.1805 архиепископ с 23.03.1808 по 01.05.1813 лишён сана; 23.07.1820 Ириней (Фальковский) епископ Смоленский и Дорогобужский временно управлял с 01.05.1813 по 06.07.1813 епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии Даниил (Натток-Михайловский [Мирдамский]), епископ бывший епископ Волынский и Житомирский с 06.07.1813 архиепископ с 09.03.1816 31.05.1821 Иоасаф (Сретенский), архиепископ бывший епископ Смоленский и Дорогобужский с 07.07.1821 01.03.1827 Павел (Морев-Павлов), епископ бывший епископ Вятский и Слободский с 19.03.1827 по 07.08.1831 архиепископ Тобольский и Сибирский свят., бывший епископ Калужский и Боровский с 26.08.1831 по 30.04.1833 переименован архиепископ Могилёвский и Мстиславский Могилёвская и Мстиславская С 30 апреля 1833 года Имена Сведения бывший епископ Могилёвский и Витебский с 30.04.1833 архиепископ с 26.12.1833 по 15.04.1837 архиепископ Рязанский и Зарайский Смарагд (Крыжановский), архиепископ бывший архиепископ Полоцкий и Витебский с 05.06.1837 по 06.04.1840 архиепископ Харьковский и Ахтырский бывший епископ Полоцкий и Витебский, с 06.04.1840 архиепископ с 05.04.1841 по 12.11.1844 архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии бывший епископ Острожский, викарий Волынской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Се же есть мое скудоумное о сем разсуждение, а ваше преосвященство имеете свое, Богом дарованное“. Отец Шпачинский не раз подчеркивает строгую законность, соблюдаемую Арсением Могилянским. Не спорим. Но позволим себе поставить вопрос: не облекалась ли иногда эта законность в дипломатическую форму и не напоминала ли нечто, именуемое балансированием? Из собственноручных писем Арсения Могилянского отметим благодарственное его письмо к игумену Антонию Почеке (тоже нам достаточно известному по доношениям на него острого характера) за присылку ему в подарок цуга лошадей (и, если не ошибаюсь, кареты; не помню). К сочинению отца Шпачинского приложено несколько документов; к сожалению, немного, всего одиннадцать. Рассматриваемое им время столь обильно документальными данными, что из них можно было сделать очень большой и ценный подбор. А какое значение имело бы такое издание, понятно без объяснений. – Что касается до приложенных нашим автором документов, то они изданы довольно удовлетворительно, хотя и видно, что в этом деле автор новичок (читает ia вместо я, кисалсия вместо кисялся, Eia jmbba вместо Ее Императорскго Величества и т. п.; но сие не суть важно.) Общее наше мнение о книге о. Шпачинского высказано нами выше (в начале рецензии). Не смотря на указанные недостатки, благодаря своей широкой документальности и вообще своду данных, она представляет явление очень желательное. Ученость автора скромная, но достаточно фундаментальная. По моему мнению, многолетний труд автора награждения премиею заслуживает. 1 Отец Шпачинский говорит, что митрополит Арсений не желал иметь Слонимского своим викарием; но он (что следует подчеркнуть) не желал иметь его и настоятелем Пустынно-Никольского монастыря, о чем свидетельствуют письма Арсения к синодальным членам: Гавриилу Кременецкому, архиепискому С.-Петербургскому (писал дважды), Димитрию Сеченову, митрополиту новгородскому, Афанасию Вольховскому, епископу Ростовскому, и архимандриту Троице-Сергиевой лавры Хоцятовскому („В академии моей Киевской – писал митрополит Арсений – имеются довольно в школьном учении трудившиися достойнии и угоднии в служение мне... точию по достоинству их в награждение за их труды нет им здесь места”).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Епифаний (архим.) 1762–67. Герман 1767 перев. из Сковородского, и в 1768 – в Духов. Амвросий 1768 перев. оттуда же; до 1770. Игнатий перев. из Спасо-Запруденского 1770–79, 13 авг. перев. в Духов. Нафанаил , 1779 и 80. Даниил определён в янв. 1781–1783, 19 июня перев. в Долматов. Афанасий Вольховский в 1783 перев. из Новгородского Кириллова, а 23 нояб. – в Вяжицкий. Анастасий , 1783–85, 22 дек. уволен на покой. Игнатий 12 июля 1794 уволен на покой. Стефан , с 1794. Мефодий , бывший строитель Крыпецкий, с.... 1800; 14 нояб. уволен на покой. Мисаил Джурский 14 нояб. 1800 перев. из Ошевенского, а 13 февр. 1805 – в Кириллов. Захарий 13 февр. 1805 перев. из Ошевенского, а в 1812 уволен на покой Кесарий (sic.) 1838–41. Питирим , 1842–51. Иларий перев. из Дымского 1852–59. Димитрий , 1860–63. Архим. Амфилохий , 1864–66. Игум. Амвросий , 1869. 12 Кириллов, от Новгорода в 3 верстах, на Волховце; основан (как полагают) в исх. XII века. Ныне 3-го класса. [IV, 501.] Игумены Онисим , 1196. Иосиф убит 1381. Корнилий , 1532, 11 февр. 1537 огорел. Парфений , 1546 и 1547, 28 нояб. Симеон , 1555. Антоний , 1558–60. Никифор , в нояб. 1563. [С 1570 мнтрь пустел до 1583 (Акт. Ист., I, стр. 458) и оправлен на царское жалованье]. Ксенофонт перев из Тихвина 1581 до 1587. Авраамий , 1587–92. Киприан , 1607. Алексей , 27 дек. 1640. Геннадий , 29 нояб. 1644. Иосиф , 1654 и 55. Тарасий , строитель, в июле 1658, 1663. Анофрий , в апр., июле 1666, 1667. Иаков , в янв. 1673, февр. 1677. Варлаам в нояб. 1684 перев. в Великолуцкий Троицкий. Зосима , 1690. Иосиф , с 1692. Иона (архим.), в февр. 1705. Антоний в и 1720 перев. из Нередицкого. Иоасаф , 1727–34. Симеон в 1736 перев. в Крестный. Афанасий , 1736 и 37. Варсонофий 11 дек. 1741 уволен на покой, († 26 мар. 1744). Корнилий , 1756 и 57. Алексей (архим.) в 1761 перев. из Спасского Каргопольского, а 28 мар. 1767 – в Клопский. Иоанн (архим.) с 1767; † 2 апр. 1774. Сергий Шпаковский с 21 мая 1774, а 20 дек. 1776 перев. в Старорусский Спасский. Афанасий Вольховский , с 1777, а в 1783 перев. в Отеньский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  После победы над арабами (961) Никифор Фока решил осуществить давно возникший у него план построить мон-рь, где бы он смог подвизаться вместе с Афанасием С иноком Мефодием в кон. 962 - нач. 963 г. Никифор прислал Афанасию деньги, необходимые для постройки мон-ря. В том же году была построена келья для Никифора - ох как это знакомо! www.isihazm.ru , храм во имя Предтечи Иоанна, а затем начали воздвигать храм в честь Пресв. Богородицы.   В то же время Афанаси принял великую схиму. 16 авг. 963 г. Никифор Фока был провозглашен императором Византии, а преподоный отец наш Афанасий , узнав об этом и поняв, что Никифор не сможет исполнить свой обет стать монахом, покинул Афон и отправился на Кипр, где подвизался в мон-ре Агиа-Мони (около Пафоса). В это время в его лавре воцарилось безначалие, монахи стали разбегаться. По Божественному внушению преподоный отец наш Афанасий  вернулся в лавру. В нач. 964 г. преподоный отец наш Афанасий  прибыл в Цареград Имп. Никифор убедил его продолжить строительство и издал ряд хрисовулов, касавшихся лавры, из к-рых сохранился только один от 964 г. Император передал Афанаси для лавры частицу Честного Древа, главу св. Василия Великого и мощи др. святых. В др. хрисовуле Никифор назначил Афанасия игуменом лавры с 80 монахами и постановил, что лавра должна навсегда оставаться независимым мон-рем, не подчиняясь ни светским, ни церковным лицам.   Вернувшись на Афон, преподоный отец наш Афанасий  продолжил строительство мон-ря, возвел братский корпус, трапезную, кельи, больницу, мельницу и пристань, провел водопровод.     История скрывает немаловажный эпизод встречи Афанасия и прп. Павла Ксиропотамского   www.isihazm.ru - информационный портал об Афоне:    ....В то время деятельность прп Афанасия Афонского вызывала возражение у остальных афонских жителей - отшельников. Это было законно, потому что нарушались извечные правила жизни, ущемлялась свобода жителей Афона. Но покровительство царя делало невозможным диалог...     Никифор Фока, покровительствовавший Афанасию, был убит (10 дек. 969) и императором провозглашен Иоанн I Цимисхий.  В это время отшельники  отправили в Цареград делегацию с жалобами на преподобного Афанасия и просьбой оставить Афону свободу самоопределения. Естественно, решено было, что от отшельников лучше всего поехать прп Павлу Ксиропотамскому, как обученому риторике и близкому ко двору.

http://isihazm.ru/?id=654&c_pid=1

М. 2001. Сс. 98-101. Кавелин Леонид, архим. Киприан до восшествия на Московскую митрополию//ЧОИДР. Кн. 2. Отд. 1. М., 1867. С. 23. Цит. по: Орлов С.А. Иисусова молитва на Руси в XVI веке. СПб, 1914. С. 12. Примечательно, что в собрании Новоиерусалимского Воскресенского монастыря находился пергаменный список конца XIV в. Церковного устава иерусалимской лавры Саввы Освященного с похожим упоминанием " Радоника попа " , что и в рукописи 1409 г. из монастыря Св. Павла, в записи о принадлежности: " Се типик иеромонаха Афанаси (а)... " .- Строев П. Описание рукописей Волоколамского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского монастырей. СПб, 1891. 71. С. 257. Martin J.R. The Illustration of Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton, 1954. P. 177-181 (cat. 21), fig. 67. ГММК, инв. 1065 соб.; ближайшей аналогией является " Четырехчастная икона " рубежа XIV-XV вв. из Кремля (ГТГ, инв. 14229) Ульянов О.Г. Деисус " Андреева писма Рублева " из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца)//Макариевские чтения. Вып. XII. Иерархия в Древней Руси. Можайск, 2005. Сс. 172-223. ГТГ, инв. 25539 Рукописный текст: ОР ГИМ. Епарх. 432/14. Лл. 36об.-37об.; Розыск о богохульных строках и сомнения святых честных икон дьяка Ивана Михайловича Висковатого//ЧОИДР. Кн. II. М., 1885. С. 13 Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем и другие сочинения. СПб., 1997. Сс. 281-282. ГММК, Арх. соб., 22 соб.; Ульянов О.Г. Воплощение тринитарного догмата в иконе " Архангел Михаил с деяниями " из собрания музеев Московского Кремля//Троицкие чтения 2003-2004 гг. Большие Вяземы, 2004. Сс. 120-152. подробнее см. наше последнее исследование: Ульянов О.Г. Митрополит Киприан и тропарь третьего часа.//Материалы ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. М. 2001. Сс. 98-101. Письма Московского митрополита Филарета к А. Н. Муравьеву (1822-1867 гг.). Киев, 1869. Сс. 233-236. Рейтинг: 10 Голосов: 690 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/2577.html

М и т р о п о л и т ы: Корнили Новгоротцки и Великолуски; Павел Сибирски и Тоболски; Маркел Псковски и Зборски; Филарет Нижегаротцки и Алатарски; Илорион Суздолски и Юрьевски; А р х и е п и с к у п ы: Симон Вологотцки и Белозерски; Афанаси Колмогорски Башки; Е п и с к у п ы: Леонти Тонбовски; Никифор Астрахански и Терски; Иона Ростовски и Ерославски; Ворсунофей Сарски и Подонски; Павел Резански и Муромски; Серги Тверски и Кашински; Таласи Устюшки и Тотемски: Митрофан Воронежски. Того ж числа указал велики государь быть в приношиках по дневаньем спалникам хтоб головы у дневаней. Того ж числа пожаловал велики государь в комноту боярина князь Ивана Андреевича Хованского. Того ж году апреля в 21 день сказана в Киев в товарищи на околничего князь Борисова места Васильевича Горчекова думному дворенину Ивану Афанасьевичу Желябушкому. Того ж году апреля в 23 день был стол у светейшего патриярха по Крестовой полате; у стола были власти, да у сталаж был бояре князь Василей Васильевич Голицин; князь Володимер Дмитриевич Долгоруково, околничей Петр Тимофеевич Кондырев, думной дьяк Емельян Игнатьевич Украинцов. Того ж году апреля в 24 день били челом великому государю приказ стрелцов Семенова приказу Грибаедова что и в силничей всякой нагалстьве и в разаренье и хотели либоло збунтовать. И велики государь указал ево Семена послать в Тотму и вотчины отнять и ис полковником отставить. Того ж году генваря в 25 день сказано на Семенова Грибоедова места. Того ж году апреля в 27 день грех ради всего Московского государства в четверг Фомины недели, дня в третьенатцам часу вначале оставя земное царство и преселися в небесную обитель преставися великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, а от рождения бысть ему 22 году; а царствовал на престоле всего Росийского государства 6 лет и 2 месяца. А по нем остася супруга ево государыня благоверная царица и великая княгиня Марфа Матвеевна 15 лет; Да братья ево государь царевич и великий князь Иоан Алексеевич 16 лет, да царевич и великий князь Петр Алексеевич 10 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

И. Соколова , который внес в текст, отличающийся большим количеством описок и испорченных чтений, много исправлений и конъектур (Соколов Ю.М. Повесть о Карпе Сутулове (Текст и разыскания в истории сюжета). Древности II Труды Славянской комиссии имп. Московского Археологического Общества. Т. IV. Вып. 2. М., 1914). Все публикации повести, предпринятые в советское время, воспроизводили это издание с переводом на современную орфографию. В настоящем издании исправления М.И. Соколова оставлены только в самых необходимых случаях, в остальном сохранены особенности списка. Стр. 58. ...именем Татиану... – В переводе с греческого Татьяна – учредительница. ...именем Афанаси Бердов. – Фамилия Бердов встречается в русских документах XVII в. С другой стороны, бедро – деталь ткацкого станка, двигающаяся взад и вперед; по свидетельству В. Даля, слово «бердить» означает «подавшись вперед, пятиться... назад», отступаться от слова или дела (Даль В. Толковый словарь. Т. I). С. 59. .. .како я могу убежати от огня будущего? – Татьяна говорит об адском огне, в котором будут гореть грешники. ...во всем разрешу. – Т. е. отпущу грехи. ...в третием часу дни... в 6 часу дни... в 10-м часу дни. – В Повести дан древнерусский счет времени. До 1722 г. время дня отсчитывалось от восхода солнца, отчего в разные времена года длительность дня была неодинаковой – от 9 часов в декабре до 15 часов в июне. В быту день делился на заутреню, зарю, раннюю зарю, начало света, восход солнца, утро, середину утра, обедню, обед, полдень, уденье, полуденье, паобед, вечерню, вечер, ночь, полночь. В церковной практике день разделялся на 12 часов или на четыре периода, в которых первые три часа были утром, вторые три часа – первой половиной дня, третьи три часа – второй половиной дня, четвертые три часа – вечером (Прозоровский Д. О старинном русском счислении часов II Труды 2-го археологического съезда в Санкт-Петербурге. Вып. 2. СПб., 1881. С. 105–194). «Повесть о купце», созданная на основе сказочного сюжета о «благодарном мертвеце» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Как известно, участники Никейского Собора: св. Афанасий Александрийский, св. Евстафий Антиохийский и Евсевий Кесарийский — называют различные цифры, говоря о числе епископов, бывших на Первом Вселенском Соборе.    Гельцер, сопоставляя между собой данные, находящиеся в различных посланиях св. Афанаси, приходит к заключению, что слова δκα κal κτω в тексте Ер ad Iovianum (у Theodoret. Hist, eccl., IV, 3, ed. Vales) и в тексте Ер. ad Afras, с. 2, являются позднейшей вставкой, и потому считает, что св. Афанасий называл только цифру 300 (в Ер. ad monachos, с. 66; в Ер. de synod., с. 43 и др.).    Как ни удивительно, вслед за Гельцером этот странный вывод принимает за истину и свящ. Д. Лебедев. Он пишет: «В наличном тексте творений Афанасия Великого число никейских отцов определяется в 318 в Ер. ad Afros, с. 2 (тогда как в Hist, arian. ad monachos, с. 66: τριακσιοι πλειον λαττον, в De synod., с. 43-просто τριακσιοι). Но та же цифра стоит и в письме Афанасия Великого к императору Иовиану у Theodoret. Hist, eccl., IV, 3, 9 (ed. Parmentier, S. 215); тогда как в этом же письме, как оно издано в творениях Афанасия Великого, число епископов опущено. Отсюда Гельцер справедливо (!?) заключает, что и в Ер. ad Afros слова τριακοσων κα δκα κα οκτ представляют собой такую же вставку в наличном тексте, как и в письме к Иовиану у Феодорита. Подобным образом и Сократ (I, 8, 9) цифру Евсевия 250 (Eus. Vit. Const., III, 8) заменяет цифрой 300». Мало того. Разделяя точку зрения Гельцера и считая «далеко не бесспорным, что цифра 318 принята была, как число никейских отцов, уже Афанасием Великим, свящ. Д. Лебедев развивает эту точку зрения до крайних выводов: «Не подлежащими сомнению свидетелями цифры 318 Гельцер считает Иеронима, Епифания, Илария, Руфина и Амвросия. Но, ввиду указанной им же истории этой цифры в творениях Афанасия Великого, позволительно поставить вопрос; не интерполирована ли эта цифра и в творениях этих церковных писателей? После этого мне совершенно непонятно, каким образом Гарнак в последнем, 4-м издании своей «Dogmengeschichte» (Tübingen, 1909, II, 227) мог высказаться в том смысле, что число епископов Никейского Собора по временам действительно составляло, может быть, 318: zeitweilig vielleicht wirklich 318 (в 3-м издании — Freiburg i. В. und Leipzig, 1894 — у него стоит вместо того: schwerlich wirklich 318).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009