С тех пор как епископы малороссийского происхождения осмелились в 1764 г. возражать против предполагавшейся секуляризации церковных земель, недоверие императрицы к епископату с особой силой обратилось именно на малороссиян. В том же году Екатерина в одном из своих писем говорит о «ненасытном властолюбии» выпускников Киевской Академии и начинает при епископов предпочитать великороссов. Судя по спискам членов Святейшего Синода, малороссы и сюда стали назначаться лишь изредка 598 . С особой силой эту политику императрицы пришлось ощутить на себе Ростовскому митрополиту Арсению Мацеевичу . Проведение в жизнь указов Петра III совпало по времени с воцарением Екатерины II, это побудило Арсения Мацеевича подать государыне свое очередное доношение, отправленное с нарочным. Последний прибыл в разгар коронационных торжеств, и писание Арсения осело в архиве, вероятно не без вмешательства архиепископа Димитрия Сеченова, как то предполагает биограф митрополита Арсения 599 . 18 июля 1762 г. произошло историческое событие, которому было суждено определить позицию императрицы по отношению к малороссийскому епископату: на созванном по высочайшему повелению совместном заседании Сената и Святейшего Синода великорусские иерархи, Димитрий Сеченов и Рязанский епископ Палладий Юрьев, поддержали проект Сената, в то время как малороссы – Тверской епископ Афанасий Вольховский, Псковский епископ Гедеон Криновский и Петербургский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович, протестовали против него 600 . Сенат намеревался с каждого рубля подушной подати крестьян отчислять 50 коп. в пользу Синода, а в остальном предоставить управление церковными поместьями самой Церкви. Афанасий счел остающуюся сумму недостаточной для покрытия расходов епархиальных управлений, монастырей и семинарий. Он требовал полного возврата церковных земель и выразил готовность взамен этого гарантировать казне сумму в 300 000 руб. на благотворительные цели. В ответ на это Димитрий Сеченов предложил образовать смешанную светско-духовную комиссию для перевода епархиальных управлений на казенное содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

С тех пор как епископы малороссийского происхождения осмелились в 1764 г. возражать против предполагавшейся секуляризации церковных земель, недоверие императрицы к епископату с особой силой обратилось именно на малороссиян. В том же году Екатерина в одном из своих писем говорит о «ненасытном властолюбии» выпускников Киевской Академии и начинает при епископов предпочитать великороссов. Судя по спискам членов Святейшего Синода, малороссы и сюда стали назначаться лишь С особой силой эту политику императрицы пришлось ощутить на себе Ростовскому митрополиту Арсению Мацеевичу. Проведение в жизнь указов Петра III совпало по времени с воцарением Екатерины II, это побудило Арсения Мацеевича подать государыне свое очередное доношение, отправленное с нарочным. Последний прибыл в разгар коронационных торжеств, и писание Арсения осело в архиве, вероятно не без вмешательства архиепископа Димитрия Сеченова, как то предполагает биограф митрополита 18 июля 1762 г. произошло историческое событие, которому было суждено определить позицию императрицы по отношению к малороссийскому епископату: на созванном по высочайшему повелению совместном заседании Сената и Святейшего Синода великорусские иерархи, Димитрий Сеченов и Рязанский епископ Палладий Юрьев, поддержали проект Сената, в то время как малороссы — Тверской епископ Афанасий Вольховский, Псковский епископ Гедеон Криновский и Петербургский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович, протестовали против Сенат намеревался с каждого рубля подушной подати крестьян отчислять 50 коп. в пользу Синода, а в остальном предоставить управление церковными поместьями самой Церкви. Афанасий счел остающуюся сумму недостаточной для покрытия расходов епархиальных управлений, монастырей и семинарий. Он требовал полного возврата церковных земель и выразил готовность взамен этого гарантировать казне сумму в 300 000 руб. на благотворительные цели. В ответ на это Димитрий Сеченов предложил образовать смешанную светско-духовную комиссию для перевода епархиальных управлений на казенное содержание.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

С тех пор как епископы малороссийского происхождения осмелились в 1764 г. возражать против предполагавшейся секуляризации церковных земель, недоверие императрицы к епископату с особой силой обратилось именно на малороссиян. В том же году Екатерина в одном из своих писем говорит о «ненасытном властолюбии» выпускников Киевской Академии и начинает при епископов предпочитать великороссов. Судя по спискам членов Святейшего Синода, малороссы и сюда стали назначаться лишь изредка  . С особой силой эту политику императрицы пришлось ощутить на себе Ростовскому митрополиту Арсению Мацеевичу. Проведение в жизнь указов Петра III совпало по времени с воцарением Екатерины II, это побудило Арсения Мацеевича подать государыне свое очередное доношение, отправленное с нарочным. Последний прибыл в разгар коронационных торжеств, и писание Арсения осело в архиве, вероятно не без вмешательства архиепископа Димитрия Сеченова, как то предполагает биограф митрополита Арсения  . 18 июля 1762 г. произошло историческое событие, которому было суждено определить позицию императрицы по отношению к малороссийскому епископату: на созванном по высочайшему повелению совместном заседании Сената и Святейшего Синода великорусские иерархи, Димитрий Сеченов и Рязанский епископ Палладий Юрьев, поддержали проект Сената, в то время как малороссы — Тверской епископ Афанасий Вольховский, Псковский епископ Гедеон Криновский и Петербургский архиепископ Вениамин Пуцек–Григорович, протестовали против него  . Сенат намеревался с каждого рубля подушной подати крестьян отчислять 50 коп. в пользу Синода, а в остальном предоставить управление церковными поместьями самой Церкви. Афанасий счел остающуюся сумму недостаточной для покрытия расходов епархиальных управлений, монастырей и семинарий. Он требовал полного возврата церковных земель и выразил готовность взамен этого гарантировать казне сумму в 300 000 руб. на благотворительные цели. В ответ на это Димитрий Сеченов предложил образовать смешанную светско–духовную комиссию для перевода епархиальных управлений на казенное содержание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Учреждена в 1682 году. 74 Кафедра в Тамбове. Епископы Тамбовские и Козловские: Леонтий 1682–1684 Питирим, святой 1685–1697 Игнатий Шалгин 1697–1699 Епископы Тамбовские и Шацкие. 75 Феофил Раев 1788–1811 Платон Любарский 1794 Иона Василевский 1812–1821 Феофилакт Ширяев 1821–1824 Афанасий Телятьев 1824–1829 Евгений Бажанов 1829–1832 Арсений Москвин 1832–1841 Николай Доброхотов 1841–1857 Макарий Булгаков 1857–1859 Феофан Говоров 1859–1863 Феодосий Шаповаленко 1863–1873 Палладий Раев 1873–1876 Палладий Ганкевич 1876–1885 Виталий Иосифов 1885–1890 Иероним Экземплярский 1890–1894 Александр Богданов 1894 Козловское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Тамбове): Иоанникий Москвин 1869 Тверская Учреждена в 1271 году. Кафедра в Твери. Епископы Тверские: Симеон, кн. Полоцкий, святой 1271–1289 Андрей Ерденев, кн. 1289–1315 Варсонофий 1315–1328 Феодор I 1330–1341 Феодор II 1342–1360 Василий 1361–1372 Евфимий Вислень 1374–1390 Арсений, святой 1390–1409 Антоний 1411–1434 Илия 1434–1457 Моисей 1458–1461 Геннадий Кожа 1461–1477 Вассиан, кн. Стригин-Оболенский 1477–1508 Нил, грек 1508–1521 Епископы Тверские и Кашинские: Акакий 1522–1567 Варсонофий, святой 1567–1570 Савва 1570–1573 Феодорит 1573–1578 Архиепископы Тверские и Кашинские: Захарий, еп. 1578архиеп. 1579–1602 Феоктист 1603–1609 Арсений, грек 1613–1615 Пафнутий 1620–1627 Евфимий 1628–1642 Иона 1642–1654 Лаврентий 1654–1657 Иоасаф (Иосиф) 1657–1676 Симеон (Симон) 1676–1681 Варсонофий Чертков Еропкин 1681 Сергий, митроп. 1682–1702 Каллист Поборский 1703–1712 Епископы Тверские и Кашинские: Алексий Титов 1713–1714 Варлаам Косовский 1714–1720 Сильверст Холмский, митроп. 1720–1723 Феофилакт Лопатинский 1723–1738 с 1725 года архиепископ Митрофан Слотвинский 1738–1752 с 1744 года архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович 1753–1758 Афанасий Вольховский 1758–1763 Иннокентий Нечаев 1763 Гавриил Петров 1763–1770 Платон Левшин , архиеп. 1770–1775 Арсений Верещагин 1775–1783 Иоасаф Заболотский 1783–1788 с 1785 года архиепископ Тихон Малинин 1788–1792

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1088 . Св. Синод решил просить Императрицу обнародовать грамоты об обращении униатов в Полоцкой и Могилевской губерниях; за одно он высказался за присоединение Полоцкой губернии к Могилевской епархии, чтобы при единстве генерал-губернаторского управления обеими губерниями управлял один епархиальный архиерей. Св. Синод имел в виду еще то, что Псков дальше от Полоцка, чем Могилев, и униатские дела лучше были известны могилевскомх7 архиерею с его Консисторией, чем псковскому. Высочайшее распоряжение п правительственное определение о присоединении Полоцкой губернии к Могилевской епархии состоялось 10 янв. 1795 г. С этого времени Могилевская, Мстиславская и Оршанская епархия переименована в Могилевскую и Полоцкую. Тогда же в Могилевскую епархию посланы были грамоты об обращении униатов в православие. 1089 Скоро последовавшая кончина «столпа церковного» – архиепископа могилевского Георгия Конисского (13 февраля 1795 г.) – задержала рассылку грамот и территориальное переустройство Могилевской епархии. Указ Св. Синода от 18 мая 1795 г. о присоединении Полоцкой губернии к Могилевской епархии обнародован был только при преемнике Георгия епископе Афанасии (Вольховском) II, назначенном на могилевскую кафедру 5 марта 1795 г. из старорусских викариев Новгородской епархии. 1090 Таким образом, проект 1784 года о соединении Могилевской и Полоцкой губерний в одну епархию с наименованием её епископа могилевским и полоцким осуществился только через десять лет, после чего города Полоцкой губернии: Полоцк, Дриза, Себеж, Невель, Динабург, Резица, Люцин, Витебск, Велиж, Городище и Сураж вошли в состав Могилевской епархии, в которой некоторые из них были прежде и отошли к Псковской епархии сравнительно недавно – при образовании Могилевской епархии в пределах России в 1772 г. 1091 С обнародованием правительственных грамот дело пошло также не гладко. «До сих пор», писал 30 июня епископ Афанасий обер-прокурору Св. Синода, «избранные светские стряпчие и заседатели для опубликования Ее Императорского Величества рескрипта и грамоты не едут», отказываясь «не назначением казенных подвод».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

108 . От преподавателя Тульской духовной семинарии Μ. Руднева – его брошюра: Судопроизводство по делам о расторжении. брака. СПб. 1902. 109 . От преподавателя Торопецкого духовного училища Н. Серебрянского – его брошюры: а) Об изучении Псковских —292— древностей XIX в. Псков, 1902; б) Монастырский устав преп. Евфросина. Псков, 1902. 110 . От преподавателя Кирилловского духовного училища Н. Успенского – его книга: Охранная опись рукописям Кирилло-Белозерского монастыря. СПб. 1901. 111 . От преподавателя Макарьевского духовного училища А, Червинского – его брошюра: Пороки произношения. Макарьев, 1903. 112 . От преподавателя Тульской духовной семинарии В. Яворского – его брошюры: а) Кафедра „физико-математических“ наук в духовных семинариях. Сергиева Лавра, 1903; б) Древние и современные Нероны и Диоклетианы. Москва, 1903; в) Новый вопрос и старая наука. Тула, 1903; г) Ветхозаветный мудрец пред жизненной проблемой. СПб. 1902. 113 . От доктора Н. Шипова – его книга: О материнском инстинкте. Смоленск, 1902. 114 . От А. Вознесенского – в его переводе книга: Толечек, Босния и Герцеговина. Москва, 1902. Другой экземпляр этой книги поступил из редакции „Богословского Вестника“. 115 . От П. Горючко из Гаги – его брошюры: а) Иларион Кондратковский, еп. Могилёвский. Могилёв, 1902; б) Афанасий Вольховский, еп. Могилёвский. Могилёв, 1902; в) Материалы к истории монастырей Полоцкой епархии. Полоцк, 1902; г) Секретари Могилёвской дух. консистории 1769–1812 гг. Могилёв, 1902; д) Материалы для истории церквей Могилёвской епархии XVIII–XIX стол. Могилёв, 1902; е) Материалы для истории архиерейского дома и монастырей Могилёвской епархии. Могилёв, 1902; ж) Анастасий Братановский, архиеп. Астраханский. Астрахань, 1902. 116 . От иеродиакона Мефодия Димова – его брошюра: Вера и безверие. Пловдив, 1902. 117 . От Д. Мартинова из Константинополя – составленная им Служба царя Бориса. София, 1902. Другой экземпляр этой книги поступил из редакции „Богословского Вестника“. 118 . От кандидата LVII-ro курса Академии С. Давидовича – брошюры и книги об Иоанне Гусе на разных языках – 24 названия в 38 томах и тетрадях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10 Новгородский, архиепископ Гавриил, благорасположенный к Арсению, писал ему от 18-го февр. 1776 г.: «Вас любят, и вы похвалу заслужили от Двора. Не лестно пишу: его высочество о вас говорил мне в Новгороде с похвалою». (Письма Гавриила к Арсению в Русск. Арх. 1864 г., изд. 2. М. 1886 г. столб. 614). 11 Патриарх Серафим 11, низложенный в 1760 г., жил на Афоне и в 1770 г. бежал оттуда на Русский флот, с который прибывши в Россию, остался здесь и поселился сначала в Лубенском Мгарском монастыре, Полтавской еп., а отсюда перешёл в Максаковский-Преображенский монастырь. Черниговской еп., получая на своё содержание от казны будто бы по 2.000 р. в месяц. Сконч. 7-го дек. 1779 года. (Летоп. церк. событий, Архим. Арсения, Спб. 1880 г., стр. 733. Собрание сведений о монастырях, А. Ратшина М. 1852 г., стр. 440 и 540). 12 Сказание о жизни Гавриила, Митрополита Новгородского, Архим. Макария, Спб. 1857 г., стр. 130. 14 Дом Тверских архиереев до половины XVIII столетия находился в центре города, при кафедральном соборе, и в нём имелись особые покои, для приездов царских особ. (Географич. Словарь Щекатова, ч. VI, стр. 145). А за городом, на берегу р. Тьмаки, на месте бывшего Трехсвятского монастыря, был другой летний архиерейский дом – деревянный, построенный архиепископом Митрофаном Слотвинским (17391752 г.) с деревянною же при нём церковью. В 1763 г. 12 мая архиерейский городской дом сгорел, и Государыне Императрице угодно было на этом месте построить, для своих приездов, дворец. Бывший в то время Тверским епископом Афанасий (Вольховский) 26-го того же мая переведён был в Ростов; преемнику же его, епископу Иннокентию (Нечаеву) повелено было жить в Трехсвятском доме. С этого времени Трехсвятское сделалось постоянным место пребыванием Тверских архиереев. По ветхости и тесноте построенного здесь архиепископом Митрофаном дома, преемник Иннокентия, епископ Гавриил (Петров) построил в 1768 г., на сумму архиерейского дома, небольшой каменный флигель. Когда же вступил в управление Тверскою епархию преосвященный Арсений, то ему, по указу Императрицы, отпущено было из казны, для сооружения нового приличного дома, с домовою при нём церковью, 16.000 рублей. Построение и отделка этого дома с церковью производились в течении всего почти времени пребывания Арсения в Твери, так что освящение церкви совершено было им уже в 1783 г., пред выездом в Ростов.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

283 Он был также из воспитанников Киевской Академии, быть может, одним и товарищей, или сверстников Софрония Тернавиота. Во всяком случае, они были, видимо, связаны узами дружбы, о чем свидетельствует, между прочим, то обстоятельство, что Феофан Сулима впоследствии (в 1756 г.) из Москвы направился в костромскую епархию, где, как увидим, в то время успел найти себе хорошее место и устроиться также и Софроний Тернавиот. См. у проф. Н. И. Петрова . Акты и документы, отд. II т. 2. К. 1908 г. стр. 422. Не знаем, на чем прот. С. Смирнов (см. его Историю Московской Славяно–греко­латинской Академии. М. 1855 г. стр. 214) основывает свое свидетельство о том, что Феофан Сулима исполнял обязанности проповедника в Московской Академии. 286 Разумеется Силвестр Кулябка (из воспитанников Киевской Академии и постриженцев Киевско–печерской лавры), бывший с.–петербургским архиепископом в 1750–1761 г. г. 17 апр. 1761 г. См. Списки архиереев... Спб. 1896 г. стр. 9. 287 Разумеется Вениамин Пуцек Григорович, находившийся в таких же отношениях к Киеву, как и Сильвестр Кулябка, бывший епископом тверским в 1753–1758 г. г. 21 июня 1785 г. в звании митрополита казанского. См. там же стр. 40. 288 Разумеется Амвросий Зертис Каменский, из воспитанников Киевской Академии, бывший переславским епископом в 1753–1761 г. г. Он был убит 16 сентября 1771 г. в Москве. См. там же стр. 10–11. 289 Разумеется Димитрий Сеченов, бывший рязанским епископом в 1752–1757 г. г., 14 дек. 1767 г. в звании митрополита новгородского. 290 Разумеется Афанасий Вольховский, бывший архимандритом Троице-Сергиевской лавры в 1753–1758 г. г., 15 февр. 1776 г. в сане ростовского епископа. См. там же стр. 11. 291 Разумеется Варлаам Лящевский, из киевлян, бывший архимандритом Донского монастыря в Москве в 1753–1774 г. г. там же 28 июня 1774 года. См. у П. Строева. Списки иерархов. Спб. 1877 г. стр. 156. 293 Ираклий, вероятно, был одним из «стряпчих» и жил в С.– Петербурге до приезда туда Софрония Тернавиота. 294 См. у С. М. Соловьева . История России с древнейших времен. Изд. т–ва «Общественная польза» Кн. V стр. 504, где Пуговишников называется обер-секретарем коллегии иностранных дел. Из предыдущих рассказов известно, что И. О. Пуговишников поддерживал сторону Киево-Печерской лавры в ее борьбе с м. Тимофеем Щербацким из-за типографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

3) Вениамин Фальковский, был переведен в наместники из стокгольмской миссии. 4) Симеон (1730–1732). 5) Гервасий (1732–1737). 6) Досифей (1737–1745). 7) Софроний Назаревский, из переяславского архиерейского дома, был сперва казначеем Невской Лавры, а с 1745 г. наместником. В 1753 г. рукоположен, в московском Большом соборе, в епископа иркутского и нерчинского, и, через 17 лет управления, скончался 30 марта 1771 г. 8) Никон Красовский, из иеродиаконов иркутского архиерейского дома, был членом пекинской миссии, а в наместники произведен в 1753 г., потом был администратором во Владимирской епархии, при грузинском архиепископе Антонии, затем – первым присутствующим в бывшей синодальной экономической канцелярии. В 1763 г. сделан архимандритом Боровского Пафнутиева монастыря. Скончался в 1766 г. 9) Сильвестр Юницкий, из польской украйны, учился в киевской академии, с 1749 г. был монахом в Киевопечерской Лавре, потом, в Невской Лавре был казначеем и наместником, скончался архимандритом Высокопетровского монастыря. 10) Иоанникий Броднетский, наместник с 1762 г., а с следующего года архимандрит псковского Спасомирожского монастыря. 11) Климент, из малороссов, с 1742 г. наместник миропольского Белгородского монастыря, курской епархии, с 1763 г. наместник Невской Лавры. 12) Иларион 2, сперва наместник Елецкого монастыря, потом строитель Ладожского монастыря, наконец наместник Лавры. В 1768 году мая 28 сделан архимандритом Антониевского Николаевского монастыря, в Бежецке. 13) Амвросий Гиновский, учитель киевской академии, катехизатор и суперинтендент; с 1774 г. наместник Невской Лавры; говорил по очереди проповеди, скончался 1800 г. мая 21 архимандритом курского Знаменского Богородицкого монастыря. 14) Афанасий Вольховский, сперва протоиерей в Полтаве, с 1769 г. монах черниговского Ильинского монастыря; с 1776 г. игумен Кирилова Белозерского монастыря; с 1781 г. наместник; с 1783 г. архимандрит Вяжицкого монастыря; потом епископ Старой Русы и Могилева; скончался в 1801 году на покое в Полтаве, в Дубенском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

63 . Арсений 2-й, Воронов, из архимандритов Вологодского Прилуцкого монастыря, в 1737–1738 годах, очень недолго. 64 . Амвросий Дубневич, из архимандритов Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря, бывший ректор Киевской академии, вызванный в 1739 году в Троицкий монастырь с целию открытия в нем семинарии, но, прежде чем успел это сделать, поставленный в 1742 году в епископы Черниговские. 65 . Кирилл 3-й, Флоринский, из архимандритов Московского Заиконоспасского монастыря и ректоров Славяно-греко-латинской академии, с 1742 по 1744 год; 1 октября 1742 года открывший в лавре семинарию. 66 . Арсений Могилянский, в 1744 году назначенный из придворных проповедников, в том же 1744 году поставленный в архиепископы Переяславские, но и при сем сохранивший звание архимандрита лавры, в 1752 году удалившийся на покой (с 1757 года – митрополит Киевский) 207 . 67 . Афанасий Вольховский, из келарей лавры и ректоров лаврской семинарии, с 1753 по 1758 год, в котором поставлен в епископы Тверские. 68 . Гедеон Криновский , из архимандритов Саввина Сторожевского монастыря, с 1758 по 1761 год, в котором поставлен в епископы Псковские (знаменитый придворный проповедник). 69 . Лаврентий Хоцятовский, из придворных иеромонахов, быв каковым состоял в должности уставщика придворных певчих, с 1761 по 1766 год 208 . Архиепископы и митрополиты: 70 . Платон Левшин. Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове, находящемся в 37 верстах от Москвы по Петербургскому шоссе (в миру Петр Георгиевич и, собственно, не Левшин, а Левшинов, фамилия переделана в Левшин позднее 209 ; учился в Славяно-греко-латинской академии, в которой в 1751 году, еще прежде окончания учения, сделан учителем поэзии и публичным катихизатором; в 1758 году переведен в Лаврскую семинарию в учители риторики, причем 14 августа этого года принял в лавре монашество; в 1759 году сделан префектом семинарии и учителем философии, а в 1762 году – ректором и учителем богословия; в 1763 году взят в законоучители к великому князю Павлу Петровичу, вместе с чем сделан придворным проповедником; в 1766 году поставлен в архимандриты лавры; в 1770 году назначен в архиепископы Тверские с сохранением звания архимандрита лавры; в 1775 году переведен в архиепископы Московские, из которых в 1787 году переименован в митрополиты; скончался 11 ноября 1812 года и погребен в построенном им Вифанском монастыре. Платон есть знаменитый иерарх Русской церкви, человек прекрасных нравственных качеств, а что касается до него как архимандрита лавры, то без преувеличения можно сказать, что он был лучшим архимандритом из всех до него бывших: он почти заново перестроил лавру, а алтарь Троицкого собора украсил так, что великолепие последнего, можно сказать, напоминает храм Соломонов (кроме того, что сейчас есть в алтаре, нужно еще смотреть великолепнейшую одежду на престол, хранящуюся теперь в ризнице) 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009