В монастыре в начале века находились два ковчега с частицами мощей святых угодников. Однако главной святыней монастыря была чудотворная икона Скорбящей Божьей Матери, которая именовалась " Упование всех концов земли " . Икона эта была написана в 1821 году на стене в среднем ярусе колокольни иноком Даниилом Московченко. К образу этому приходили многие больные, для которых возле него служились молебны с водоосвящением. Известно также, что находившиеся в монастыре нетленные мощи архиепископа Амвросия Серебренникова и епископа Афанасия Вольховского подавали благодатное исцеление всем с верою просящим у них помощи. С первых лет Советской власти, в соответствии с многочисленными декретами, производилось изъятие золотой и серебряной церковной утвари. За период с 1917 по 1919 год был практически полностью вырублен знаменитый монастырский дубовый лес. Во время немецкой оккупации Полтавы летом 1918 года при монастыре была открыта небольшая амбулаторная больница. В 1923 году монастырь был закрыт. В помещениях монастыря разместились клуб поселка железнодорожников и губернский архивный склад. С 1933 года и до конца 30-х годов в монастыре размещалась детская трудовая колония для сирот и беспризорных. В конце 1930-х годов бывшие келии монастырю были Полтавскому государственному педагогическому институту и в них были оборудованы общежитие, столовая и квартиры для преподавателей. Во время немецкой оккупации 1942-1943 гг. община монахинь получила разрешение открыть в уцелевших помещениях женский монастырь. В послевоенные годы монастырь начал постепенно отстраиваться за счет церкви и частных пожертвований. В ноябре 1958 года Полтавский облисполком принял решение о ликвидации Полтавского Крестовоздвиженского монастыря и передаче его помещений Полтавскому государственному педагогическому институту. 48 монахинь и основное имущество монастыря были вывезены 8 июля 1960 года в Лебединский Николаевский монастырь (Черкасская область), а монахинь разместили по домам престарелых или передали родственникам. Решением местной власти со всех монастырских зданий были сняты кресты. В 1980-е годы было окончательно уничтожено монастырское кладбище, на котором были похоронены многие выдающиеся полтавчане и простые жители города.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Кратковременное царствование этого Государя (с 30 декабря 1761 года по 27 июня 1762 г.) не могло иметь особого влияния на состав Святейшего Синода и произвести в нем крупные изменения. При всем том надо отметить, что 24 апреля 1762 года царский духовник протоиерей ,Феодор Дубенский объявил Святейшему Синоду следующий Высочайший указ: «преосвященному Афанасию (Вольховскому), епископу тверскому, быть синодальным членом и присутствовать в Святейшем Правительствующем Синоде, а синодальному же члену преосвященному Амвросию, архиепископу крутицкому и архимандриту Воскресенскому Новоиерусалимскому отсюда отъезжать в Москву, да обретающихся здесь синодальных же членов уволить преосвященного Порфирия, епископа коломенского , в его епархию на два года, а Свято Троицкого Сергиева монастыря архимандрита Лаврентия в оную Лавру до указу». Следует заметить, что тверскому Афанасию еще 13 января 1762 года Высочайше повелено было прибыть в С.-Петербург для принесения государю императору поздравления; причем находившихся в то время в С.-Петербурге преосвященных Иосафа (Лисянского) архангелогородского и Иоанникея (Павлуцкого) воронежского повелено уволить в их епархии по отдаленности последних. Таким образом за последовавшими изменениями к концу царствования Петра III и при вступлении на престол императрицы Екатерины II (28 июня 1762 г.) в составе Святейшего Синода находились: Димитрий архиепископ новгородский, Вениамин архиепископ с-петербургский, Гедеон епископ псковский, Палладий епископ рязанский и Афанасий епископ тверской. Между поименованными членами, а также и присутствовавшими в Москве в синодальной конторе первенствующим значением и старшинством пользовался новгородский архиепископ. По поводу предстоявшей и готовившейся коронации Екатерины, тогдашний синодальный обер-прокурор князь Алексей Козловский, 8 августа 1762 года, предложил Святейшему Синоду Высочайший указ следующего содержания: «при встрече и во время имеемой быть Ее Императорского Величества коронации между прочими преосвященными первенствовать преосвященному новгородскому, понеже ка он есть первый синодальный член, да и потому, что и наперед сего в таких процессиях оной епархии преосвященные первенствующими находились, а преосвященному Тимофею митрополиту московскому, пояснялось далее в указе, при будущем Ее Императорского Величества в Москву в шествии, встретить с крестом в соборе».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

совершил праздничное богослужение с положенным анафематствованием еретиков, причем в текст анафематствования внес дополнение: «Вси насильствующии и обидящии св. Божии церкви и монастыри, отнимающе у них данная тем... имения яко крайние врази Божии да будут прокляти». На 2-й неделе Великого поста 1763 г. еп. Сильвестр (Страгородский) , назначенный в Комиссию для обсуждения проблемы церковных имений, привез А. выданную Комиссии инструкцию императрицы, регламентировавшую управление церковными вотчинами. 6 марта 1763 г. А. отправил в Святейший Синод письмо, в к-ром подверг критике как манифест, так и инструкцию. В письме подчеркивалось, что до Петра III все правосл. князья и цари и даже татар. ханы признавали право церковной собственности. Критикуя часть инструкции, касавшуюся духовных школ, А. указывал на противоречие между изъятием у Церкви земель и требованием создания сети духовных учебных заведений. С возмущением реагируя на начатую офицерами опись церковных имений, 15 марта 1763 г. А. отправил в Синод 2-е доношение, в к-ром утверждал, что продолжение работы Комиссии приведет к оскудению благочестия в Церкви «не от татар и ниже от иностранных неприятелей, но от своих домашних, благочестивыми и сынами Церкви нарицающихся». В обоих посланиях А. избегал нападок на императрицу, однако митр. Новгородский Димитрий (Сеченов) , представивший ей от имени Синода доклад о первом письме, усмотрел в нем «оскорбление Ее Императорского Величества». Доклад митр. Димитрия, подписанный Московским митр. Тимофеем (Щербацким) , С.-Петербургским архиеп. Гавриилом (Кременецким) , Псковским еп. Гедеоном (Криновским) и Тверским еп. Афанасием (Вольховским) , был передан «на высочайшую Ее Императорского Величества бесприкладную милость». Делу был придан политический оборот, и накануне Вербного воскресенья А. был арестован и под конвоем доставлен в московский Симонов мон-рь. Несмотря на то что шла Страстная седмица, 18 марта Екатерина послала записку ген.-прокурору А. И. Глебову с повелением немедленно начать допрос А., 14 апр.

http://pravenc.ru/text/76190.html

3. Рождество-Богородичный собор (освящен в 1906 году). Основной придел — с престолом в честь Рождества Божьей Матери, боковой — в честь Святых Равноапостольной Марии Магдалины и Праведной девы Олимпиады; 4. Странноприимница, больничный корпус, иконописная мастерская, мужская и женская школы, кирпичный завод, водопровод, мастерские и хозяйственные помещения. Праздники: Преображение Господне 6 (19) августа Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября Празднование в честь Козельщинской иконы Божией Матери 21 февраля (6 марта) Память прмц. Олимпиады (Вербецкой) 20 мая (2 июня) Адрес: 39100, Украина, Полтавская область, пгт Козельщина Телефоны: (05342) 3-12-79 , 3-12-49 Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь [ править править код ] Крестовоздвиженский монастырь Монастырь основан в 1650 г. по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова) игуменом Мгарского монастыря Каллистратом, на средства 1-го Полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также других представителей казацкой старшины и горожан. В 1695 г. обитель сожгли крымчаки, в 1709 г. – разорили шведы, которые, втащив сюда свои пушки, обстреливали из них город. По преданию, знаменитое пулевое ранение в ногу (25 июня 1709 г.), – из-за которого Карл XII был скован в движениях в день Полтавской битвы, – получено королем близ монастыря (при объезде аванпостов) от казаков (верных Петру). Праздники: День Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Светлого Христова Воскресения (Пасхи) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 14 (27) сентября Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Упование всех концев земли» 6 (19) ноября Память св. прав. Симеона Богоприимца 3 (16) ноября Память прп. Серафима Саровского 2 (15) января, 19 июля (1 августа) Память свт. Афанасия (Вольховского) 1 (14) января, 27 сентября (10 октября) Адрес: 36017, Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, 2-а Телефон: (0532) 56-14-68 Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь [ править править код ] Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Полтавская_обл...

438 ...престол патриаршества правящу святейшему Никону... – Вошедший в историю как инициатор реформы, приведшей к расколу Русской православной церкви, Никон (в миру – Никита Минин; 7.05.1605–17.08.1681) находился на патриаршем престоле с 25 июля 1652 по 12 декабря 1666 г. 439 ...во Тфери же Лаврентию архиепископу пасящу Христово стадо... – Лаврентий был архиепископом Тверским и Кашинским с 16 апреля 1654 по 26 июля 1657 г. 448 ...некоему велможе, именем Роману Боборыкину, иже при дворе его царскаго величества отправляше должность столника... – Роман Федорович Боборыкин (ок. 1609/10–1682), стольник, воевода, основатель г. Тамбова, в 1681 г. упоминается как окольничий. 449 ...В лето Господне 1682 возведен бысть на святителский престол в Тфер преосвященный Сергий... – Сергий был хиротонисан 5 февраля 1682 г. Он оставался архиепископом Тверским и Кашинским до 1702 г. 450 ... церковь Воздвижения честнаго креста... – Упоминание в источниках церкви Воздвижения честного креста на княжьем дворе относится к первой трети XIV в. Вероятно, поначалу она была деревянной. Строительство каменной Воздвиженской церкви отмечено в летописи под 1384 г. До наших дней не сохранилась. 452 ...преосвященный епископ Варлаам, бывый в 18 веце... – Имеется в виду Варлаам (Косовский), который был епископом Тверским и Кашинским с 21 января 1714 по З марта 1720 г. 453 ...до времени преосвященнаго Митрофана, иже святительствова в лето 1746 от Христа. – Митрофан (Слотвенский) стал епископом Тверским и Кашинским в начале 1739 г., 27 июля 1744 г. был возведен в сан архиепископа, в коем пребывал до своей кончины 7 декабря 1752 г. 454 Епископ АфанасийАфанасий (Вольховский) был епископом Тверским и Кашинским с 23 апреля 1758 по 26 мая 1763 г. 455 ...поставиша на брезе Волги-реки против Феодоровского училищнаго монастыря... – Монастырь находился на острове в устье р. Тьмаки (не сохранился, сейчас на его месте стоит часовня Михаила Тверского). По указу Петра I он был передан архиерейскому дому под училище для «церковнических» детей. С 1739 по 1775 г. на его территории располагалась духовная семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архиепископ с 16.06.1731 25.12.1741 бывший митрополит Тобольский и Сибирский с 28.05.1742 по 14.04.1763 лишён сана и сослан в Белозерский монастырь; 14.10.1767 расстрижен и назван Андреем Вралём; 28.02.1772 Афанасий I (Вольховский), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 26.05.1763 15.02.1776 Самуил (Миславский), епископ бывший епископ Крутицкий и Можайский, с 17.03.1776; архиепископ с 22.09.1777 по 22.09.1783 митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Верещагин), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский, с 22.09.1783; архиепископ с 27.03.1785 по 16.10.1799 переименован архиепископ Ярославский и Ростовский См. Ярославскую кафедру. РЯЗАНСКАЯ Учреждена в 1198 году Муромская и Рязанская Кафедра в Муроме Имена Сведения Арсений, епископ рукоположен с 26.09.1198 по 1213 взят в плен Владимирским князем Всеволодом; неизвестно Евфросин (святогорец), епископ упоминается с 1223 по 1237 неизвестно; (вероятно, убит при нашествии хана Батыя в 1237 году. Известно, что от руки этого хана в 1237 году погиб Рязанский князь Феодор Георгиевич (Юрьевич) и вся его семья) Вследствие нашествия монголов епархия оставалась без архипастыря до 1284 года Филипп, епископ упоминается в XIII веке неизвестно Евфимий, епископ упоминается в XIII веке неизвестно Иосиф I, епископ рукоположен Рязанская и Муромская С 1291 года. Кафедра в Рязани Имена Сведения Василий I, епископ, свт. рукоположен в 1285; на кафедре с 1286 1295 (3.07.1294) Стефан, епископ упоминается неизвестно Митрофан, епископ упоминается в XIV веке неизвестно Савва, епископ упоминается неизвестно Григорий, епископ упоминается в 1325, 1326, 1340 неизвестно Феодул, епископ упоминается в первой половине XIV века неизвестно Михаил, епископ упоминается в XIV веке неизвестно Кирилл, епископ упоминается в 1334 (1295–1343) неизвестно Иосиф II, епископ упоминается неизвестно Георгий, епископ упоминается 1360 (1367) Василий II, епископ рукоположен неизвестно Афанасий, епископ рукоположен с 1360 по 1376 (1378) неизвестно Вассиан, епископ упоминается

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иеромонах Илларион (Максимович) был сперва наместником Елецкого Монастыря, потом строителем Ладожского. В 1774-м году, 14-го июня, произведен во архимандрита Краснохолмского Антониевского Николаевского Монастыря, где он числится в списках по 1788-й год 3116 . Следующий наместник был назначен следующим приказом. «1774-го года сентября 30-го дня. Присланному из Киевской Академии учителю Поэтики, иеромонаху Амвросию определяем быть наместником в Невском Монастыре, которому пред приведением его к присяге, также и братии, объявить сие определение, а в Консисторию дать знать по надлежащему. Гавриил, архиепископ Санктпетербургский». Иеромонах Амвросий принял присягу и вступил в должность на следующий день 3117 . Иеромонах Амвросий (Гиповский) 4-го июля 1781-го года определен архимандритом Курского Знаменского Богородицкого Монастыря, в котором и скончался 21-го мая 1800-го года 3118 . После него наместником в Александро-Невском Монастыре был иеромонах Афанасий (Вольховский). Иеромонах Афанасий, Малороссиянин, родился в 1741-м году, образование получил в Киевской Академии и по окончании курса был священником и протоиереем в Полтаве; в 1769-м году принял монашество в Черниговском Ильинском Монастыре. С 1777-го года был игуменом Новгородского Кириллова Монастыря. В 1783-м году, оставаясь наместником, получил звание игумена Отеньского Монастыря и в том же году определен архимандритом Вяжицкого Монастыря, в 1785-м году переведен в Юрьев. 30-го июля 1788-го года был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии отсюда назначен в 1795-м году епархиальным епископом в Могилев, в 1797-м году уволен на покой в Лубенский Мгарский Монастырь. В 1800-м году, по болезни, он взят был из Монастыря одним его родственником в Полтаву, где и скончался 1-го января 1801-го года. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском Монастыре 3119 . После посвящения наместника, архимандрита Афанасия, во епископа наместником был игумен Иоасаф (Клоков). Он был давний насельник Александро-Невского Монастыря, «исправлял разные послушания», с 1781-го года был экономом, в 1786-м году определен игуменом Новгородского Деревяницкого Монастыря и экономом Новгородского Архиерейского Дома. С назначением наместником он некоторое время оставался игуменом Деревяницкого Монастыря. Вскоре митрополит Гавриил, 3-го июля 1788-го года, определил его присутствуюицим в Духовную Консисторию. А затем, с освобождением вакансии архимандрита Зеленецкого, представил его во архимандрита. Посвящение происходило 25-го декабря 1788-го года. 11-го августа 1792-го года назначен архимандритом Высоцкого Серпуховского Монастыря, где и скончался 3120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На совместной конференции Сената и Синода великорусские архиереи, Новгородский архиепископ Димитрий Сеченов и Рязанский епископ Палладий Юрьев, объявили о своем согласии с предложением Сената, тогда как малороссияне — Тверской епископ Афанасий Вольховский, Псковский епископ Гедеон Криновский и Петербургский архиепископ Вениамин Пуцек–Григорович высказались резко против. Афанасий требовал восстановить положение, существовавшее до 1760 г., т. е. свободное владение Церковью своими вотчинами при выплате государству 300 000 руб. из церковных средств. Малороссияне лишь крайне неохотно присоединились к предложению первенствующего члена Синода Димитрия Сеченова поручить смешанной комиссии из светских и духовных лиц изучить проблему церковных имений  . Это предложение было весьма на руку императрице. Что могло быть для нее выгоднее, чем исходящее от самого Святейшего Синода предложение созвать комиссию, состав которой был в ее полной власти? Первым результатом стал манифест от 12 августа 1762 г., который представлял собой характерный документ трезвой расчетливости Екатерины. Манифест опять начинается с упреков ее предшественнику и супругу за его якобы вредные распоряжения: «Из числа тех почитаем Мы отнятие из ведомства духовного чина деревень и прочих имений, тем с большим сожалением, что оное учинено было без всякого предыдущего порядка и рассмотрения. Кажется, надобность состояла только в том, чтоб отобрать у духовных имения, а чтоб осмотрительные взять меры о порядочном и как для Церкви и духовного чина безобидном, так и для отечества полезном управлении, о том и не думано». В манифесте подчеркивается, что церковные имения обеспечивают содержание духовенства, дабы оно могло выполнять свои обязанности согласно заповедям Божиим и правилам святых отцов. Вместе с тем манифест содержит и порицание духовенству как логический переход к последующему: «Не без удивления из древних российских историй видим, что многие из духовного чина столь часто не следовали тем спасительным законам, что принуждены были некоторые из предков Наших… предписывать им в управлении церковных имений пополнительные и к лучшему порядку и благочинию служащие узаконения и в употреблении оных требовать от них отчета».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Находясь на его родине, с трепетом и благоговением вспомним одно удивительное событие, произошедшее в этих местах, во время богослужения в местной церкви семьсот лет назад, которое поведал известный агиограф XIX века, святитель Филарет (Гумилевский): " Родиною преподобного был Ростов, и родители его были благочестивые бояре Кирилл и Мария. Ещё прежде рождения его в 1313 году промысел Божий дал о нем знать, что будет святая отрасль благочестивого корня. Раз Мария стояла вместе с женами во время литургии в храме. Перед чтением Евангелия вдруг вскрикнул младенец в чреве ее так громко, что слышен был голос и другим. В начале Херувимской песни вновь раздался младенческий голос в церкви, и мать ужаснулась. Когда священник возгласил " Святая святым " , младенец закричал в третий раз, и мать, испуганная, начала плакать. Женщины захотели видеть младенца, и мать принуждена была сказать, что младенец кричал не на руках, а в чреве ее. После необыкновенного приключения мать Сергия стала особенно внимательною к своему состоянию. Родившегося сына назвали Варфоломеем... " . Основание же Троице-Сергиева Варницкого монастыря местная традиция связывает с именем ростовского святителя Ефрема и относит к 1427 году, когда со времени обретения мощей преподобного Сергия прошло всего пять лет. К тому времени ещё свежи были воспоминания о семье преподобного, так что, возможно, жители Варницкой слободы сохранили память о том, где находился его дом. Главным храмом новой обители, также как и в Сергиевой лавре, стал Троицкий собор. На протяжении долгих столетий он оставался деревянным. Первый каменный храм был сооружён в период 1763-1771 годов по инициативе и на средства ростовского епископа Афанасия (Вольховского). В нём были освящены приделы: правый - в честь преподобных Сергия и Никона Радонежских, левый - во имя Афанасия и Кирилла Александрийских. Над папертью собора возвышалась трёхъярусная колокольня. Считается, что собор построен на месте дома, в котором родился преподобный Сергий. После секуляризационной реформы 1764 года монастырь стал заштатным. Это означало, что он не упразднялся, но средства на существование должен был изыскивать самостоятельно, в то время как штатные обители получали содержание из государственной казны. Братия монастыря всегда оставалась малочисленной, как правило, едва превышая десять человек.

http://sobory.ru/article/?object=00602

Несмотря на уговоры родных, святой решительно отверг мысль о женитьбе и получении прихода. Он стремился к подвижничеству и еще не облеченный в монашеское одеяние, уже проводил иноческую жизнь. 16 апреля 1858 года 141 будущий святитель становится монахом Тихоном, иеродиаконом и иеромонахом, а с 1759 года – префектом семинарии и учителем богословия. Но не прошло и года, как «Провидение … позвало его к высшим и важнейшим трудам» 142 . Тверской епископ Афанасий (Вольховский) 143 «испросил его у архиепископа Димитрия (Сеченова) 144 в свою епархию для определения «к лучшему пред сим, в коем он находился, звания послушанию» 145 . По прибытии в Тверь иеромонах Тихон сразу же был произведен в архимандриты и назначен настоятелем Желтикова, а затем Отроча монастыря, ректором Тверской семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. Несмотря на это он постоянно размышляет об уединении и желает удалиться куда–нибудь в пустынный монастырь, чтобы наряду с братией, проводить подвижническую жизнь. Он облюбовал место в лесу монастырской вотчины и хотел построить себе келью, чтобы временами удаляться в нее для безмолвия, молитв и душеспасительных размышлений. Но Господь уже предуготовил ему святительский сан. В самый День Святой Пасхи 1761 года Новгородский архиепископ Димитрий вместе со своим бывшим викарием, ставшим Смоленским епископом Парфением (Сопковским) 146 , избирал себе нового помощника и из восьми кандидатов жребий трижды выпал на Тверского архимандрита Тихона. Владыка Димитрий думал до этого назначить его архимандритом Троице–Сергиевой Лавры, но внял столь явному указанию свыше, сказав: «Ну, знать Богу так угодно – быть ему епископом» 147 . Примечательно и то, что в этот самый день Тверской епископ Афанасий во время праздничной Литургии неожиданно для себя также назвал архимандрита Тихона епископом и, заметив свою ошибку, улыбнулся и сказал: «Дай Бог вам быть епископом». 13 мая 1761 года святой был посвящен в Петербурге в епископы городов Кексгольма и Ладоги с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием Новгородского митрополита. Так смиренный и добродетельный инок Тихон на тридцать седьмом году своей жизни получил высокий сан епископа Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009