Глава девятая Второй раздел Польши (1792 – 1793 гг.). V. Учреждение Минской, Изяславской и Брацлавской епархии 13 апр. 1793 г.). Перевод на нее Виктора Садковского с заграничной переяславской кафедры. Переяславское викариатство Киевской епархии в пределах России. Деятельность Виктора Садковского на новой кафедре в деле воссоединения униатов. Третий раздел Полыни (1794 – 1795 г.). Вопрос об открытии новых епархий в пределах Минской архиепископии – второклассной Брацлавской и Подольской и викариатства Минской епархии – епископства житомирского (на Волыни). VI. Житомирская епархия и её состав. VII. Брацлавская и Подольская епархия: их устройство и состав. Территория Минской епархии после образования Брацлавской и Житомирской епархий. Причины непостоянства и спутанности территорий западнорусских епархий в конце XVIII в. Отписка Полоцкой губернии от Псковской епархии и присоединение её к Могилевской епархии 10 янв. 1795 г., переименованной в Могилевскую и Полоцкую. Затруднения по обращению униатов в православие в Могилевской епархии при преемнике Георгия (Конисского) Афанасии (Вольховском). Изменение территорий малорусских, южных и отчасти западнорусских епархий в связи с образованием новой Вознесенской губернии и изменением состава соседних с ней губерний – Киевской, Екатеринославской. Брацлавской и др. (17 марта – 18 июля 1796 г.). Состав епархий: Киевской, Минской (в её территорию вошли еще новые губернии – Виленская и Слонимская). Екатеринославской, в состав которой вошла Вознесенская губерния, обнимавшая собой, между прочим, земли, приобретенные от Турции. Церковноепархиальное управление Молдо-влахийской митрополией. Викариатство Белградское-Бендерское (1791 –1792 г.). Колонизация Северного Кавказа. Распространение и восстановление христианства среди народов Северного Кавказа, особенно осетин и кабардинцев. Осетинская Духовная Комиссия. Ее деятельность и внутреннее неустройство. Преобразования в Комиссии. Открытие Моздокского и Моджарского (Можарского) викариатства Астраханской епархии (1793 г.). Епископ Гаий (Такаов – 1793 – 1799 г.). Устройство Моздокского викариатства; власть Моздокского епископа в пределах Кавказской области, составившей территорию Моздокского викариатства. Значение его в деле распространения христианства на Северном Кавказе. Преждевременное прикрытие Моздокского викариатства (1799 г.) и присоединение его территории к Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIII. Епархия Могилевская Могилевская епархия учреждена в 1632 г. Девятая в второклассных. I. Епископы Могилевские, Мстиславские и Оршанские 1. Иосиф Бобрикович , игум. Свято-Духовский Виленский, избран 1632, утверждён 14 мар. 1633; † 9 апр. 1635. 2. Сильвестр Коссов хирот. 1635 из префектов Киевской акад.; в 1647 перев. в Киев митрополитом. 3. Игнатий Оксенович-Старушич хирот. 12 июля 1650, из игум. Киево-Выдубицкого монастыря; вскоре †. 4. Иосиф Кононович-Горбацкий хирот. в 1650 из игум. Златоверхомихайловского монастыря; † в 1651. 5. Мефодий Филимонович хирот. 4 мар. (sic) 1661 [блюститель митрополии Киевской; жил в Киево-Софийском мнтре 1665–67;] взят в Москву, за измену, в 1666, и был там в 1667 и 69; 1675 – в Новоспасском; еписк. Нежинский 1681. 6. Иосиф Нелюбович-Тукальский утверждён 3 авг. 1661 из архим. Лещинского монастыря; с 1664 митрополит Киевский. 7. Феодосий Василевич хирот. 1669, утверждён 20 апр. 1672 из архим. Слуцких; † 11 мар. 1677. 8. Серафион (Серапион) Полховский утверждён 30 сент. 1697 из архим. Слуцких; † в февр. 1704. 9. Сильвестр, кн. Четвортенский , в 1707–28; † 18 февр. (sic). 10. Арсений Берло , из архим. Киево-Межигорских, избран 8 июля 1729, утверждён 30 янв. 1730; 28 янв. 1738 перев. в викарии Киевские. 11. Иосиф Волчанский утверждён 30 дек. 1735 из архим. Киево-Николаевского монастыря; 1 сент. 1742 перев. в Москву архиепископом. 12. Иероним Волчанский хирот. 2 окт. 1744, из игум. Виленского Свято-Духова монастыря; † 14 окт. 1754. 13. Георгий Конисский хирот. 20 авг. 1755 из архим. Киево-Братского монастыря; с 14 дек. 1772 «Могилевский, Мстиславский и Оршанский»; 22 сент. 1783 пожалован в архиепископа; † 13 февр. 1795. II. Епископы Могилевские и Полоцкие 14. Афанасий Вольховский 5 мар. 1795 перев. из викариев Новгородских; 27 авг. 1797 уволен на покой; † 1 янв. 1801, в Мгарском мнтре. 15. Иларион Кондратковский 1 сент. 1797 перев. с Новгород-Северской епарх., а 24 окт. уволен на покой; † 12 янв. 1799 в Новгород-Северском мнтре. III. Архиепископы Могилевские и Витебские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рыбинск. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Среди памятных мест исторического Рыбинска особое место занимает Георгиевское кладбище. Оно известно с XVII в., когда построили небольшую деревянную церковь во имя Святого великомученика Георгия. Здесь нашли свое последнее пристанище многие известные рыбинцы, чьим усердием строился и процветал на протяжении столетий купеческий город. Первый каменный храм в честь Св. Великомученика Георгия построили в 1790 г. В связи с «опасностью падения» в 1808 г. его отремонтировали, но наиболее значительным переделкам храм подвергся в 1877-1885 гг. Георгиевская церковь была выстроена из дерева в 1660-е годы. В конце XVIII века на смену деревянному пришел одноименный каменный храм. Первоначально это была небольшая церковь, основной объем которой представлял собой низкий восьмерик на четверике. С запада к нему примыкала трапезная с притвором и колокольней над сводами, а с востока – алтарная апсида. Церковь увеличена перестройкой, осуществленной в 1877-1885 гг. Храм был расширен за счет устройства у северной и южной стены прямоугольных в плане приделов. Наружное убранство приобрело эклектический характер. Древнерусские мотивы соседствуют в нем с позднеклассическими элементами. По книге: Борисова Н.С. «Города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье» Церковь великомученика Георгий Победоносца — первый кладбищенский храм города, изначально была возведена деревянной, несколько раз перестраивалась, меняя свой облик. Закрывалась в советское время, сегодня является действующим храмом. По преданию, первый деревянный храм в честь великомученика Георгия Победоносца был выстроен здесь в 1660 году. Каких-либо других подробностей о нём история не сохранила. Известно, что в 1747 году, осматривая храмы епархии, архимандрит Ярославского Спасского монастыря Иосиф, посетив Рыбную слободу, записал: «... в той же Рыбной слободе деревянная церковь великомученика Георгия, где всё исправно». Благословение на строительство здесь каменного храма было дано в 1771 году архиепископом Ростовским и Ярославским Афанасием (Вольховским). Строить предполагалось на доходы от соляных палаток и ярмарочной торговли, собираемые в пользу Преображенской церкви. В каком году состоялась закладка новой церкви — неизвестно, но строительство затянулось на долгие годы. Причиной этого стали строительные работы при самой Преображенской церкви, получившей вскоре статус городского собора. Освящение каменного храма в честь великомученика Георгия Победоносца состоялось только в 1790 году. Кто был строителем церкви и автором проекта, сегодня неизвестно, не знаем мы, каков был и её внешний облик. Последующее развитие событий потребовало к зданию особого внимания.

http://sobory.ru/article/?object=03040

Скачать epub pdf Епископ См. также: Верность . 128; Исповедь публичная . 287; Крестное знамение . 353; Милосердие Божие . 439; Падение . 702; Покаяние . 786; Праведник . 874; Смирение . 1054; Смирение епископа . 1055; Сребролюбие . 1083. 251. Иноку Зосиме в молодости старец не разрешил поселиться в пустыне и возвестил, что он будет епископом Вавилонской Церкви Старец Зосима отказался от епископства и вернулся в свою келию. Это был великий подвижник. Вот что он рассказал: “В молодости я ушел с горы Синай и пришел в Аммониак (местность в Ливии), чтобы там поселиться. Там я нашел старца, одетого во власяницу. Не успел я еще его поприветствовать, как он сказал: “Зосима, зачем ты пришел сюда? Уйди отсюда! Ты не можешь оставаться здесь.” Рассудив, что он знает меня, я бросился к его ногам: “Сделай милость, старче, скажи мне, откуда ты знаешь меня?” Оказывается, два дня назад старцу явился Некто и сказал: “К тебе придет инок Зосима. Не дозволяй ему оставаться здесь, потому что Я хочу вверить ему Вавилонскую Церковь в Египте.” (Луг духовный. С. 147). 252. Четыре раза жребии указал на архимандрита Тихона, и он был посвящен во епископа См. также: Предсказание . В один воскресный день благочестивый епископ Тверской Афанасий (Вольховский) совершал литургию и, подавая чашу ректору, архимандриту Тихону, произнес: “Епископство твое да помянет Господь Бог…” Заметив ошибку, епископ предрек ему скорое святительство. Почти в это же время в Священном Синоде шла речь об избрании епископа, викария Новгородского. Четыре раза жребий указывал на архимандрита Тихона, что и было принято за указание свыше именно на него, как на достойного быть святителем, хотя митрополит Петербургский Димитрий думал назначить его настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. В 1763 году, 13 мая он был посвящен в сан епископа города Кексгольм и Ладоги, викария Новгородской епархии. (Тверской патерик. С. 132). 253. Авва Негр, став епископом, проводил жизнь более строгую, чем в пустыне, ибо он боялся в миру “погубить в себе монаха”

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Афанасий II, епископ Могилевский и Полоцкий (Вольховский) Родился в г. Полтаве в семье священника. Окончил Тверскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. В 1765 году по окончании академии рукоположен во священника к Полтавской Николаевской церкви. 1 октября 1769 года принял монашество в Черниговском Ильинском монастыре. С 1770 года исполнял разные послушания при Черниговском кафедральном соборе. С 1776 года – игумен Новгородского Кириллова монастыря. С 1781 года – наместник Александро-Невской лавры. В 1783 году переведен сначала в Новгородский Отенский монастырь, а затем (23 ноября) – в Вяжищский монастырь с возведением в сан архимандрита. 13 ноября 1785 года назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря. 30 июля 1788 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 5 марта 1795 года – епископ Могилевский и Полоцкий. 27 августа 1797 года уволен на покой в Лубенский Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Полтавской губернии. Скончался 1 января 1801 года. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. О преосвященном Афанасии существуют различные мнения. Некоторые утверждали, что епископ Афанасий был недостойный архиерей, нехороший, безграмотный человек. Он даже знакомое ему Евангелие не мог читать без частых остановок и ошибок. Вот как сообщает по этому поводу Добрынин. «Как это могло статься, чтобы в царствование Екатерины Великой был архиерей безграмотный? А вот как: Екатерина, будучи на седьмом десятке лет и уже истечении своего века и царствования, естественно, не всегда уже видела все там, где прежде умственный и вещественный ее глаз досягал. А граф Безбородко, будучи при ней канцлером и министром и правителем всех дел, хотя был достоин сих почестей и царского доверия, но он имел мать лет восьмидесяти с лишком. Она не давала сыну покоя своими из Малороссии письмами, требуя, чтобы Александро-Невский наместник, архимандрит Вольховский непременно был сделан архиереем. Инакоже? – сыну проклятие. Ну кому же захочется быть прокляту от матери? Вот и вся сказка, по крайней мере, так говорили все, ибо каждый любопытен был знать, почему на такую важную степень возведен человек неграмотный и послан в такую губернию, где всякий ксендз говорит латинским языком, а многие и другими иностранными, не включая русского и польского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Афанасий I, епископ Ростовский и Ярославский (Вольховский) Уроженец Полтавской губернии. Обучался в Харьковском коллегиуме и Киевской духовной академии, по окончании курса которой поступил преподавателем в Харьковский коллегиум, затем был вызван в Московскую духовную академию в качестве проповедника. В мае 1745 года пострижен в монашество и назначен префектом лаврской семинарии. С 1748 года – ректор той же семинарии. В декабре 1749 года избран келарем Троице-Сергиевой лавры с оставлением в должности ректора и профессора богословия. 23 февраля 1753 года возведен в сан архимандрита. В 1754 году назначен членом Святейшего Синода. 23 апреля 1758 года хиротонисан во епископа Тверского. С 26 мая 1763 года – епископ Ростовский. Скончался 15 февраля 1776 года в Ростове. Погребен в Ростовском Успенском соборе. Епископа Афанасия называли «благочестивый Тверской». Отличительной чертой преосвященного Афанасия была любовь к храмозданию. Еще будучи архимандритом, в 1756 году он начал строительство храма во имя Святой Троицы в Троице-Сергиевской Приморской пустыни. В 1771 году им был построен на собственные средства холодный храм в Варницком монастыре. Храм был освящен им же во имя Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия. Много потрудился преосвященный Афанасий в деле борьбы с расколом. Из жизни преосвященного Афанасия известен один знаменательный случай. Однажды, совершая пасхальную литургию в Тверском соборе, он вынимал частицы о здравии, стоя у жертвенника во время пения Херувимской песни. В числе прочих сослужащих к нему подошел архимандрит Тихон (Соколов) с обычным обращением: «Помяни мя, Владыко святый!» «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», – ответил преосвященный Афанасий и, заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: «Дай вам Бог быть епископом». Обмолвка епископа Афанасия оказалась пророческим предчувствием. Архимандрит Тихон действительно стал епископом, отличавшимся святостью жизни и впоследствии причисленным к лику святых. Память его совершается 13/26 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Волховский [Вольховский] I; † 15.02.1776, Ростов Вел.), еп. Ростовский и Ярославский. Род. в Полтавской губ., из духовного сословия. Обучался в Харьковском духовном коллегиуме, затем в Киевской академии, по окончании к-рой был назначен учителем в Харьковский коллегиум, вскоре вызван в МДА в качестве проповедника. В мае 1745 г. в ТСЛ принял постриг с именем А. и в том же году был назначен префектом только что учрежденной Троицкой семинарии, с 1748 г. профессор богословия и ректор семинарии. С дек. 1749 г. келарь лавры. 23 февр. 1753 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем ТСЛ. 23 апр. 1758 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского (в лит-ре встречаются также др. даты хиротонии). 18 июля 1762 г. на созванном по повелению императрицы Екатерины II совместном заседании Сената и Синода, на к-ром обсуждались способы обеспечения содержания духовенства, А. вместе с др. архиереями-малороссами не поддержал проект Сената. Проект предусматривал сохранение за Церковью имений, при этом половина доходов с них должна перечисляться в казну. А. предложил сохранить за Церковью свободное управление имениями при условии ежегодной выплаты гос-ву 300 тыс. р. В нач. марта 1763 г. А. вместе с др. архиереями подписал доклад императрице, в к-ром послание Ростовского митр. сщмч. Арсения (Мацеевича) , содержавшее протест против конфискации церковных имений, расценивалось как «оскорбление Ее Императорского Величества». После подачи доклада императрице против митр. Арсения было начато дело и он был арестован (по преданию, священномученик обличил А., предсказав ему мучительную смерть). А. стал преемником митр. Арсения на Ростовской и Ярославской кафедре (26 мая 1763). Вероятно, в это же время А. был назначен членом Святейшего Синода. Вместе с митр. Новгородским Димитрием (Сеченовым) и митр. Московским Тимофеем (Щербатским) , сопровождавшими императрицу из Ростова в Москву в мае 1763 г., А.

http://pravenc.ru/text/76882.html

Архиерейский Собор прославил ряд местночтимых святых ноября 2017 Как было отмечено в докладе, Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента , установила, что ряд подвижников благочестия, ранее причисленных к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви , широко почитается за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви. В их числе - мученик Даниил Черкасский (Кушнир); святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готский и Кафский; святитель Афанасий Полтавский (Вольховский); преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев); святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский; святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский; преподобный Иоанн Святогорский (Крюков); преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский; преподобный Паисий Киевский (Яроцкий); преподобный Гавриил Афонский; преподобный Иона Киевский (Мирошниченко); преподобный Алексий Голосеевский, Киевский (Шепелев); а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: преподобный Василий (Кишкин); преподобный Филарет (Данилевский); преподобный Феодот (Левченко); преподобный Макарий (Шаров); преподобный Мартирий (Кириченко); преподобный Евфимий (Любимченко); преподобный Досифей (Колченков); преподобный Илиодор (Голованицкий); преподобный Иннокентий (Степанов); преподобный Лука (Швец); преподобный Архипп (Шестаков); преподобный Иоанникий (Гомолко); преподобный Серафим (Амелин); преподобный Андроник (Лукаш); преподобный Серафим (Романцов); преподобный Зиновий (Мажуга). При этом Грузинская Православная Церковь , в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых. Синодальная комиссия по канонизации святых, поддержав выводы Комиссии по составлению месяцеслова, представила их на рассмотрение Священного Синода, который, в соответствии с ранее принятыми решениями о порядке общецерковного прославления местночтимых святых передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Фото: Полтавская епархия УПЦ Как я святому «косточки перемывал» Игумен Афанасий (Бедный) — об обретении мощей 22 февраля, 2021 Игумен Афанасий (Бедный) — об обретении мощей Фото: Полтавская епархия УПЦ «Господь так устроил, что мне довелось принимать участие в подготовке к канонизации двух угодников Божиих: святителей Афанасия (Вольховского) и Илариона (Юшенова)», — пишет игумен Афанасий (Бедный). В день рождения епископа Илариона (Юшенова) публикуем материал из журнала «Отрок», 5 (103). Земное событие небесного значения Когда в 2009 году после окончания Белгородской духовной семинарии я был принят на работу в Полтавское епархиальное управление, в епархии как раз началась подготовка материалов для канонизации епископа Афанасия (Вольховского). Его прославление должно было состояться еще в начале ХХ века, после Поместного Собора 1917 года, но помешала революция, и теперь предстояло найти и собрать архивные документы почти столетней давности. Тогда в той работе я не участвовал. Да и о самом святителе Афанасии ничего не знал. Лишь когда был готов весь пакет материалов, я впервые прочел его житие. Прочел — и полюбил этого святого. Синодальная комиссия по канонизации рассмотрела документы и передала их Священному Синоду, который вынес решение причислить епископа Афанасия (Вольховского) к лику святых. После этого и произошло событие, в котором я принимал уже непосредственное участие — обретение его мощей. Тот день до мельчайших подробностей навсегда запечатлелся в моей памяти. В назначенное время наша группа — несколько священников — прибыла в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. После Божественной литургии мы отслужили панихиду на могиле святителя, после чего было демонтировано надгробие, и священники по очереди, по старшинству (я оказался самым младшим — это происходило в первый год моего священства) начали раскапывать могилу. Ранее мне приходилось закапывать, но чтобы наоборот… Мы работали лопатами, сестры обители тут же читали Псалтирь. Так продолжалось до тех пор, пока не показалась наконец крышка гроба. К тому времени в монастырь прибыл владыка Филипп (правящий архиерей Полтавской епархии), и дальнейшими работами руководил непосредственно он.

http://pravmir.ru/kak-ya-svyatomu-kostoc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Волховский [Вольховский] II; 1741, Полтава - 1.01.1801, там же), , свт., чудотворец (пам. 18 янв., 27 сент. и в Соборе Полтавских святых), еп. Могилёвский и Полоцкий. Сын полтавского протоиерея, племянник и воспитанник еп. Афанасия (Волховского) . Окончил Тверскую ДС, в 1765 г.- Киевскую академию, служил священником при Николаевской ц. в Полтаве. После кончины жены 1 окт. 1769 г. принял постриг в Болдинском Ильинском мон-ре близ Чернигова, служил в черниговском кафедральном соборе. С 1777 г. игумен Кириллова Белозерского мон-ря , с 1783 г. игумен приписанного к новгородскому архиерейскому дому Отенского мон-ря, с 23 нояб. 1783 г. архимандрит Вяжищского новгородского мон-ря . 13 нояб. 1785 г. назначен наместником Юрьева новгородского мон-ря . Афанасий (Волховский II), еп. Старорусский Афанасий (Волховский II), еп. Старорусский 30 июля 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 5 марта 1795 г. по ходатайству кн. А. А. Безбородко перемещен на Могилёвскую и Полоцкую кафедру, став преемником свт. Георгия (Конисского) , много сделавшего для защиты Православия против католичества и унии в западнобелорус. землях. Назначение А. в Могилёв произошло сразу после присоединения Зап. Белоруссии к России, в результате к-рого большое число греко-католиков воссоединилось с правосл. Церковью (по донесению А., в 1794-1795 в Могилёвской епархии воссоединились 107 865 униатов). Возвращение униатов в Православие (призыв к этому содержится в «Пастырском увещании к униатам» А.), противостояние католичеству, восстановление церковной жизни правосл. общин были главными задачами архипастырской деятельности А., свидетельством к-рой является его «Окружная грамота к пастве». Во время его пребывания на кафедре были установлены архиерейские службы по храмовым праздникам в приходских церквах и Буйницком мон-ре, предпринята попытка укрепления богослужебной дисциплины. При А. были упразднены Могилёвский братский и Шкловский жен. мон-ри. Особое внимание А. уделял Могилёвской семинарии, в к-рой ввел созданный им метод обучения. 31 окт. 1795 г. по распоряжению А. была создана «контора» для контроля за ДС.

http://pravenc.ru/text/76884.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009