65. Кирилл 3-й, Флоринский, из архимандритов Московского Заиконоспасского монастыря и ректоров Славяно-греко-латинской академии, с 1742 по 1744 год; 1 октября 1742 года открывший в лавре семинарию. 66. Арсений Могилянский, в 1744 году назначенный из придворных проповедников, в том же 1744 году поставленный в архиепископы Переяславские, но и при сем сохранивший звание архимандрита лавры, в 1752 году удалившийся на покой (с 1757 года – митрополит 67. Афанасий Вольховский, из келарей лавры и ректоров лаврской семинарии, с 1753 по 1758 год, в котором поставлен в епископы Тверские. 68. Гедеон Криновский, из архимандритов Саввина Сторожевского монастыря, с 1758 по 1761 год, в котором поставлен в епископы Псковские (знаменитый придворный проповедник). 69. Лаврентий Хоцятовский, из придворных иеромонахов, быв каковым состоял в должности уставщика придворных певчих, с 1761 по 1766 Архиепископы и митрополиты: 70. Платон Левшин. Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове, находящемся в 37 верстах от Москвы по Петербургскому шоссе (в миру Петр Георгиевич и, собственно, не Левшин, а Левшинов, фамилия переделана в Левшин учился в Славяно-греко-латинской академии, в которой в 1751 году, еще прежде окончания учения, сделан учителем поэзии и публичным катихизатором; в 1758 году переведен в Лаврскую семинарию в учители риторики, причем 14 августа этого года принял в лавре монашество; в 1759 году сделан префектом семинарии и учителем философии, а в 1762 году – ректором и учителем богословия; в 1763 году взят в законоучители к великому князю Павлу Петровичу, вместе с чем сделан придворным проповедником; в 1766 году поставлен в архимандриты лавры; в 1770 году назначен в архиепископы Тверские с сохранением звания архимандрита лавры; в 1775 году переведен в архиепископы Московские, из которых в 1787 году переименован в митрополиты; скончался 11 ноября 1812 года и погребен в построенном им Вифанском монастыре. Платон есть знаменитый иерарх Русской церкви, человек прекрасных нравственных качеств, а что касается до него как архимандрита лавры, то без преувеличения можно сказать, что он был лучшим архимандритом из всех до него бывших: он почти заново перестроил лавру, а алтарь Троицкого собора украсил так, что великолепие последнего, можно сказать, напоминает храм Соломонов (кроме того, что сейчас есть в алтаре, нужно еще смотреть великолепнейшую одежду на престол, хранящуюся теперь в

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

67 . ЛАВРЕНТИЙ Баранович, в 1767 году переведён из Антониева монастыря. В 1774 году, Августа 6 дня, хиротонисан в Епископа Вятского. 68 . ТАРАСИЙ Вербицкий, в 1774 году переведён из Антониева монастыря. В 1775 году, Апреля 2 переведён в Иверский монастырь. 69 . АРСЕНИЙ I Бузановский, с 1775 года переведён из Спасо–Ярославского монастыря. В 1782 году переведён в Юрьев Новгородский монастырь. С 1787 года Настоятелями паки стали быть Ж) Епископы Старорусские: 70 . ФЕОФИЛ Раев, в 1782 году, Мая 26 переведён из Антониева монастыря Архимандритом. В 1787 году, Апреля 21, хиротонисан в Епископа Старорусского, Викария Новгородского с предоставлением Настоятельства Хутыня монастыря. Он скончался в 1812 году, Декабря 22, в Тамбове, будучи там с 1788 года, Мая 6, Епархиальным Епископом. 71 . АФАНАСИЙ Вольховский, с 1787 до 1795 года. Потом Епископ Могилёвский. 72 . ДОСИФЕЙ Ильин, с 1795 до 1798 года, потом Епископ Орловский. 73 . АРСЕНИЙ II Москвин, с 1798 года. В 1799 году переведён в Воронеж, и там, в 1810 году, Мая 6 скончался. 74 . АНТОНИЙ III Знаменский, с 1799 по 1802 годы. Ныне Архиепископ Ярославский. 75 . МИХАИЛ Десницкий, с 1802 до 1804 годы. Ныне Архиепископ Черниговский. 76 . ЕВГЕНИЙ Болховитинов, с 1804 по 1808 годы. Ныне Епископ Калужский. 77 . АНТОНИЙ IV Соколов, с 1805 года, Февраля 2. Ныне Епископ Воронежский. 78 . ИОАСАФ II Сретенский. В 1810 году, Ноября 21, хиротонисан из Архимандритов первоклассного Калязина монастыря и Ректоров Тверской Семинарии. В 1813 году, Июля 6, переведён в Смоленск. 79 . МЕФОДИЙ Пишнячевский, в 1813 году, Сентября 21 хиротонисан из Архимандритов Троицы Сергиевой, что по Петергофской дороге, пустыни и Ректоров Александро-Невской Семинарии. 126 В этом приделе в 1809 году, Января 30, погребён супруг её, действительный Статский Советник и Кавалер Иван Карлович Борзов. 128 Трость эта мерой в длину 1½ аршина и ½ вершка, толщиной 1½ вершка, набалдашник шарообразный хрустальный в окружности равен 3 вершкам. 130 Rerum Moscoviticarum commentarii Sygismundi liberi Baronis in Herberstein & caet. Edit. a Ioh. Operino. Basileae. Герберштейн был в России в начале XVI столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

8 июня того же года императрица Елисавета Петровна посетила Троице-Сергиев монастырь. 22 июня указом Святейшего Синода архимандриту Арсению предписано было именовать Троице-Сергиев монастырь Лаврою. По приказу императрицы Елисаветы Петровны на колоколе «Годунов», отлитом в 1600 г. по приказу Бориса Годунова, были срублены надписи, упоминавшие о царе Борисе и членах его семьи. В 1745 году граф А. Г. Разумовский пожертвовал 3000 руб. на строительство и украшение каменной церкви Пресвятой Богородицы Одигитрии. В этом же году была завершена перестройка Казначейской линии келий, начатая в 1743 году. В 1746 году произошел великий пожар, уничтоживший большую часть лаврских келий, кровли над крепостными стенами, башнями и храмами, многие здания в слободах. Во время этого пожара погибла значительная часть монастырского архива. В том же году в Лавре началось строительство Смоленской церкви (1746–1748). В 1748 году мастерами Гаврилой Смирновым и Семеном Степановым отлит лаврский царь-колокол весом 4000 пудов. 1749 год – устроена железная кровля над трапезной, завершена начатая в 1747 году работа по украшению сводов двух крайних западных помещений верхнего этажа Чертогов лепными штукатурными барельефами, изображающими победы Петра I. Над парадным входом в покои наместника и казначея построена Лестничная башня. 1 февраля 1750 года в Лавру был привезен отлитый в 1748 году царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек. 3 февраля царь-колокол был поставлен на дубовые столбы против южного фасада лаврской колокольни. 1753 год – настоятелем Лавры стал архимандрит Афанасий (Вольховский; 1753–1758), впоследствии Епископ Тверской. 3 июля того же года в присутствии императрицы Елисаветы Петровны состоялось освящение Смоленской церкви, заложенной еще в 1746 году. 5 июля Елисавета Петровна одобрила предложенный архитектором Д. Ухтомским проект достройки колокольни двумя дополнительными ярусами и новое завершение над ней. Также надстроен в высоту барабан Успенского собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Будущий святитель в тот период своей жизни все более прилагал ум и сердце Богу, изучая дивные пути его и стремясь к иночеству и богомыслию (16, с. 14). Промысл Божий готовил в нем доблестного подвижника и светильника Церкви Русской и, охраняя его от опасностей, явно указывал на его высокое предназначение. Святитель Тихон, по милости Божией, стяжал способность особого духовного зрения. Однажды в майскую ночь Тимофей вышел из келлии и увидел разверзшиеся Небеса и дивный свет. Вскоре после бывшего ему видения он окончательно решил стать иноком. 16 апреля 1758 года Тимофей Соколовский был пострижен в монашество с именем Тихон. После пострига он был вызван в Петербург, где Новгородский архиепископ Димитрий (Сеченов) рукоположил Тихона во иеродиакона, а летом того же года – во иеромонаха. В том же году иеромонах Тихон стал преподавать философию, и был назначен префектом Семинарии, но недолго оставался в этой должности. Епископ Тверской Афанасий (Вольховский), хорошо знавший дарования и благочестивую жизнь отца Тихона, ходатайствовал о его переводе в свою епархию. Указом Святейшего Синода от 26 августа 1759 года иеромонах Тихон был переведен в ведение Тверского архиепископа, который возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Желтикова монастыря. В том же году архимандрит Тихон был назначен ректором Тверской Семинарии и настоятелем Отроча монастыря. Одновременно он состоял присутствующим в Духовной консистории и преподавателем богословия в Семинарии. 13 мая 1761 года архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием архиепископа Новгородского. Так, на 37 -м году жизни, через семь лет по окончании семинарского курса и через три года по принятии монашества, архимандрит Тихон, по воле Божией, был облечен саном архиерейским. В Новгороде святитель находился немногим более года. 3 февраля 1763 года, после кончины епископа Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого), он получил новое назначение – на Воронежскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Будущий святитель в тот период своей жизни все более прилагал ум и сердце Богу, изучая дивные пути Его и стремясь к иночеству и богомыслию. Промысел Божий готовил в нем доблестного подвижника и светильника Церкви Русской и, охраняя его от опасностей, явно указывал на его высокое предназначение. Святитель Тихон по милости Божией стяжал способность особого духовного зрения. Однажды в майскую ночь Тимофей вышел из келлии и увидел разверзшиеся небеса и дивный свет. Вскоре после бывшего ему видения он окончательно решил стать иноком. 16 апреля 1758 года, в Лазареву субботу, Тимофей Соколовский был пострижен в монашество с именем Тихон. После пострига он был вызван в Петербург, где Новгородский епископ Димитрий (Сеченов) рукоположил Тихона во иеродиакона, а летом того же года — во иеромонаха. В том же году иеромонах Тихон стал преподавать философию и был назначен префектом семинарии, но недолго оставался в этой должности. Епископ Тверской Афанасий (Вольховский), хорошо знавший дарования и благочестивую жизнь отца Тихона, ходатайствовал о его переводе в свою епархию. Указом Святейшего Синода от 26 августа 1759 года иеромонах Тихон был переведен в ведение Тверского архиепископа, который возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Желтикова монастыря. В том же году архимандрит Тихон был назначен ректором Тверской семинарии и настоятелем Отроча монастыря. Одновременно он состоял присутствующим в духовной консистории и преподавателем богословия в семинарии. Так быстро подвигался Тихон на поприще духовном, как светильник, который не мог оставаться под спудом. Многим уже было известно внутреннее его достоинство, и его ожидала высшая степень епископства. Два года провел он в должности ректора, и уроки богословия, составленные им для учеников своей семинарии, послужили основанием замечательной его книги о истинном христианстве, к назиданию всей отечественной Церкви, так как сам он был весь проникнут духом Св. Писания и творений отеческих. Тихон по своему глубокому смирению никогда не думал, что он может когда-либо достигнуть степени епископской, но Промысл Божий таинственно указал на него верховным пастырям Русской Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В 1754 году скончался. 49 . АРСЕНИЙ III Могилянский, Архимандрит Троице-Сергиевский, затем вместе и Архиепископ Переславский, с 1744 года Февраля 8. В 1752 году уволен на покой. Платон Малиновский, Епископ Сарский и Подонский, с 5 Апреля 1744 года (см. выше, 28). 50 . НИКИФОР. Протоиерей Успенский, с 1744 по 1745 год. 51 . ИЛАРИОН II Григорович, Епископ Крутицкий, с 1748 года Апреля 5. В 1755 году уволен на Крутицы. 52 . ГАВРИИЛ II, Кременецкий, Архимандрит Ново-Спасский, затем Епископ Коломенский, с 1748 года Апреля 5 по 1753 год и паки с 1762 по 1770 год. Наконец, Митрополит Киевский. 53 . АМВРОСИЙ II Зертыс-Каменский, с 1748 года Апреля 5 по 1753 год. Архимандрит Воскресенский, затем Епископ Переславский. Наконец, Архиепископ Московский. Он именовался Членом по 1771 год, т. е. по кончину свою. Платон Малиновский, с 1749 года (см. выше, 28). 54 . СИЛЬВЕСТР I Кулябка, Архиепископ Санкт-Петербургский и Архимандрит Александро-Невский, с 2 Июля 1750 года. В 1761 году скончался. 55 . ДИМИТРИЙ Сеченов, Епископ Рязанский. Наконец, Митрополит Новгородский, с 1752 по 1767 год. 56 . ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович, Епископ Тверской, затем Псковский. Наконец, Митрополит Казанский, с 1753 года Октября 6 по 2 Апреля 1758 года присутствовал, а именовался Членом по кончину свою. 57 . АФАНАСИЙ II Вольховский, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, затем Епископ Тверской. Наконец, Ростовский. С 1754 года Марта 5 по 1758 год, и с 1762 года Февраля 24. В 1767 году уволен в Епархию. 58 . МИСАИЛ Чирский, Архимандрит Новоспасский. С 1754 года Марта 5. А присутствовал он в Московской Синодальной Конторе по 1755 год. 59 . ВАРЛААМ III Лащевский, Архимандрит Донской, с 1754 по 1759 год. 60 . ГЕДЕОН Криновский, Архимандрит Савино-Сторожевский, потом Троице-Сергиевой Лавры. Наконец, Епископ Псковский, с 4 Марта 1753 года по Июнь 1763 года. 61 . ТИМОФЕЙ Щербацкий, Митрополит Московский, с 29 Марта 1758 года по 1767 год. А присутствовал он в Московской Синодальной Конторе. 62 . ПАЛЛАДИЙ, Епископ Рязанский, с 17 Апреля 1758 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1768 году уволен в Епархию. 63 . ПОРФИРИЙ Крайский, Епископ Коломенский, с 30 Июля 1759 года по 29 Октября 1763 года. 64 . ЛАВРЕНТИЙ Белорусец, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, с 1 Октября 1761 года. В 1766 году уволен в Лавру и вскоре скончался. Афанасий Вольховский, Епископ Тверской, с 24 Февраля 1762 года по 1763 год (см. выше, 57). Гавриил Кременецкий, с 1762 года (см. выше, 52). 65 . СИЛЬВЕСТР II Страгородский, Епископ Переславский, с 1763 по 1764 год. 66 . СИМОН III Лагов, Архимандрит Кирилло-Белоезерский, а потом Новоспасский, в 1764 и 1769 годах. Наконец, был он Архиепископом Рязанским. 67 . ГАВРИИЛ III Петров, Архимандрит Заиконоспасский и Ректор Московской Академии, затем Архиепископ Тверской и Санкт-Петербургский. Наконец, Митрополит Новгородский, в 1763 году и с 1769 года Сентября 23 по 1801 год Он был первенствующим Членом. 68 . ИННОКЕНТИЙ Нечаев, Архиепископ Псковский, с 1766 Января 16 по 1799 год. 69 . ПЛАТОН III Левшин, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, а потом Архиепископ Тверской. Наконец, Митрополит Московский. С 1763 года Января 18 по 1775 год присутствовал, а именовался по 11 Ноября 1812 года, по кончину свою. 70 . АНДРЕЙ, Протоиерей Преображенский, с 1768 года Января 16 по 5 Июня 1781 года. Гавриил Петров с 1769 года (см. выше, 67). 71 . ИОАНН IV Иоаннович Панфилов, Духовник ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Протопресвитер Благовещенский, с 1774 года по Июль 1794 года. 72 . ИОАНН V Черепанов, Архимандрит Новоспасский, с 1775 по 1778 год Декабря 28 (не присутствовал). 73 . САМУИЛ Миславский, Епископ Крутицкий, с 17 Февраля 1775 года по 1776 год и с 1783 по 1796 год. 74 . ГЕННАДИЙ Драницын, Епископ Суздальский, с 17 Февраля по 11 Апреля 1775 года. 75 . АЛЕКСАНДР Левшин, Протоиерей Успенский, с 17 Февраля (1775?), по 1798 год (не присутствовал). 76 . ИОАСАФ Заболоцкий, Архимандрит Троице-Сергиевой при морской пустыни. Наконец, Архиепископ Тверской, с 1780 по 1788 год. 77 . ГЕОРГИЙ II Конисский, с 22 Сентября 1783 года по 1795 год. Он не присутствовал, а только именовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1784-м году изданы его толкования на соборные послания, кроме 1-го соборного послания апостола Петра. Написано толкование блаженств евангельских, оставшихся в рукописи. Составлено Последование о посещении болящих, напечатанное в книге молебных пений. Все время, не теряя популярности, он шел впереди духовного чина, вел за собой все церковные торжества. В день нового 1776-го года привтетствовал Императрицу речью в кавалерском зале дворца, после Богослужения в придворной церкви 2968 . Совершал в Казанском соборе, с двумя Греческими митрополитами, Богослужение 19-го мая 1730-го года, в высочайшем присутствии, при открытии С.-Петербургской губернии, и говорил пред молебном слово, а 29-го мая там же совершал с митрополитами Богослужение пред открытием губернских установлений, говорить слово, принимал присягу должностных лиц и после Богослужения совершал освящение новых присутственных мест: Губернского Правления, Палаты Уголовных Дел, Казенной Палаты и Совестного Суда 2969 . Открывал Приказ Общественного Призрения и при его открытии 30-го мая 1780-го года пожертвовал 2.000 рублей 2970 . Служил при открытии богадельни в Царском Селе и говорил слово, напечатанное в С.-Петербургских Ведомостях 2971 . В 1774-м году архиепископу Гавриилу высочайше пожалована бархатная мантия. 22-го сентября 1783-го года он пступил титул митрополита Новгородского, С.-Петербургского и Олонецкого 2972 . В 1789-м году получил от Императрицы митру, ценностью в 60.000 рублей. Накануне освящения лаврского собора получил алмазную панагию с изумрудами. Глава вторая. Братство Число. Пострижение. Вызов из других Монастырей. Поступление по прошениям. «Взятие». Посвящение в высшие степени. Увольнение на обещание и в другие Монастыри. Назначения. Наместники: Иеромонахи – Досифей (Лебедевич), Софроний (Назаревский), Никон (Красовский), Иаков (Палашковский), Иоанникий (Броднетский), Сильвестр (Юницкий); Гурий – игумен; иеромонахи: Климент, Иларион (Максимович), Амвросий (Гиновский); архимандриты Афанасий (Вольховский), Иоасаф (Клоков); игумены Иона, Герасим (Князев), Мелхиседек, (Иосиф (Чапужников). Монастырские должности: духовник, уставщик, ризничий, казначей, эконом, подэконом; трапезный и подтрапезный; благочинный, благочинноризничий; полатный, житенный; ключник; материальный приемщик; келлиарх; конюший; крестовые; строители в Староладожском Монастыре, архимандрия и упразднение Монастыря; послушания в Старорусском Кречевском Монастыре и в Старорусском вотчинном правлении; проповедник; протодиакон; чередные архимандриты; библиотекарь. Определения Канцелярии, соборные опредления; соборные старцы; старшинство. Служба во флоте и заграницей. Законоучительство, Черты быта. Инок, Феодор (Ушаков)

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В. Знаменского в «Православном Обозрении» 1878 года 4 и 5) и в сочинении И. Чистовича « Феофан Прокопович и его время» (см. index). О Георгии Дашкове – статья Чистовича в «Православном Обозрении» 1863 года, 1) и в его же сейчас указанном сочинении « Феофан Прокопович ...». О Гаврииле Бужинском – в Словаре митрополита Евгения, в «Истории Московской Славяно-греко-латинской академии» С. К. Смирнова, с. 207, статья священника С. Родосского в «Страннике» 1863 года 2–4) и у Чистовича в « Феофане Прокоповиче ...». О Кирилле Флоринском – у С. К. Смирнова (ibid., с. 198) и в статье Н. Попова «Придворные проповеди в царствование Елизаветы Петровны», напечатанной во II т. «Летописей русской литературы и древностей» (с. 7 sqq.). Об Арсении Могилянском – у митрополита Евгения в Описании Киево-Софийского собора (с. 227 sqq.) [и у свящ. Н. Шпачинского – «Киевский митрополит Арсений Могилянский и состояние Киевской митрополии в его правление», Киев, 1907]. Об Афанасии Вольховском – в «Истории Троицкой лаврской семинарии» С. К. Смирнова (с. 94 fin.). О Гедеоне Криновском – у митрополита Евгения в Словаре и у митрополита Платона в автобиографии (с великою похвалой отзывается как о человеке и с величайшею похвалой как о проповеднике). О Лаврентии Хоцятовском – отзыв Платона, что был «человек неученый, но добродушный и учащих и учащихся усердный любитель» (в автобиографии). 209 Сам Платон, как дает он знать в своей автобиографии, не был переименовываем из Левшинова в Левшина (ибо до самого пострижения своего в монашество называет себя в автобиографии Левшиновым). Переименован был или переименовал себя из Левшинова в Левшина брат его Александр, который был протоиереем Московского Успенского собора; в 1769 и 1771 годах он еще Левшинов (см. Описание библиотеки Общества Истории и Древностей Российских Строева, т. II, 148, § 31, с. 161, и статью «О мятежах в городе Москве и в селе Коломенском, 1648, 1662 и 1771 гг.», напечатанную в III кн. «Чтений Общ. Истор. и Древн. Росс.» за 1890 год, с. 366 и 438 нач.), а в 1783 году – уже Левшин (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В инструкции Митрофана Слотвинского (†1752), Тверского архиепископа поповскому Кашинскому старосте на настоящий раз имеется такое предписание; Кто вновь прибудет в духовность., и таких прежде исповеди спрашивать, что они у кого были в духовенстве; и ежели скажет, что у него отец духовный где в городе, или умерший; и таких в исповедь принимать и записывать именно; а ежели кто скажет, что отец его духовный живет где в прочих городех, и такие люди об отпуске в другую духовность приносили бы от прежних духовников отпускные письма, а в тех писали б именно, которые ради вины они тех своих духовных детей от себя отпустили, и не имели ли они к церкви святей какой противности, и в которых годех именно исповедывались. такожде и святых таин причащались, и по тем письмам в духовность их принимать и исповедывать, по чину св церкви, а без писем не принимать» 1035 . В той же инструкции предписывалось еще: «Исповеди в домах своих священникам никак (кроме смерти больного) никогда не творить, и во святые посты для исповеди и в другие приходы в дома ни к кому не ходить, а исправлять ту исповедь в церквах» (п, 1); «Всякого чину людей в духовенстве быть у приходских местных священников, а у безместных впредь во исповеди не быть» (п. 5); «А буде впредь кто у таковых заповеданных попов во исповеди явится и таковых в исповедных книгах писать с неисповеданными», так как «избирают себе пастырей по своим похотям, а которые настоящие и правильные священники, от тех удаляются, да не познани ими будут» (п. 6) 1036 . По таковой же инструкции (для Ржевского протопопа Иоанна Алексеева , составленной в 1760г.) Тверского же еп., Афанасия Вольховского (1758–1763), – «если кто из Ржевских купцов по возвращении из отлучки будет говорить, что он исповедался и приобщен в другом городе и представит письмо, то на этом не утверждаться, а заставлять их говеть, исповедываться и приобщаться в городе Ржеве» 1037 . Впрочем, в XVIII в. далеко не все архипастыри усвояли в своих распоряжениях по трактуемому предмету формальный характер синодальных предписаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009