3 . Синкретические и универсалистские движения, призывающие к объединению всех церквей, религий и человечества (« Церковь объединения», «Церковь сайентологии», «Аум Синрикё»). 4 . Оккультно-мистические учения и школы «Нью эйдж». 5 . Неоязыческие, как, например, последователи Порфирия Иванова. 6 . Сатанинские группы. В отношении к миру НРД предлагается разделить на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие. К миротерпимым движениям относят те, которые в достаточной мере удовлетворены существующим положением или безразличны к нему. Мироотвергающие придерживаются дуалистического взгляда на мир как арену борьбы сил добра и зла. Для таких движений характерна «эсхатологическая лихорадка», демонизация мира. Как пример: Белое братство, первые годы существования секты Виссариона. Мироисцеляющие движения акцентируют внимание на устранении различных проявлений насилия, эгоизма, стяжательства, предлагают методы повышения интеллектуальных способностей. 401 1.4 Правозащитные тенденции в российском религиоведении. После демонтажа марксистско-ленинской идеологии российское религиоведение обрело возможность развиваться в новых политических условиях, которые объективно содействовали его предназначению. Однако, как оказалось, не все представители религиоведения смогли удержаться в рамках академичной науки вне какой-либо идеологии. И вскоре во многих религиоведческих публикациях и выступлениях стала доминировать правозащитная тематика, которая оказала влияние на методологию исследования. «Необходимо признать, – констатирует А. Н. Лещинский, – что в настоящее время в отечественном религиоведении актуальнейшим разделом является раздел «Свобода совести и государственно-конфессиональные Отношения». 402 В результате такого подхода к изучению сект игнорируются факты преступной деятельности сект, их разрушительная деятельность подменяется мнимой добродетельностью, а иногда страницы их истории подаются заведомо тенденциозно и даже ложно. В одном исследовании, помеченном как научное издание, посвященном Богородичному центру утверждается, что «Богородичная церковь против нарушений общественной безопасности и общественного порядка». Но в этом научном исследовании замалчиваются хорошо известные факты экстремистской деятельности богородичников: попытка захвата 7 января 1992 г. здания московской районной библиотеки, проведение 20 июня того же года без разрешения властей «богослужения» на Лубянской площади. 403 В этом же исследовании упоминается о письме сектантов на имя Святейшего Патриарха Алексия II с предложением о сотрудничестве, что якобы должно свидетельствовать об открытости к диалогу, но не упоминается об осуждении Архиерейским Собором РПЦ учения богородичников как ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Россия сейчас представляет собой классический пример того, как могут работать сектанты в чрезвычайно благоприятных для них условиях. Похоже, существует негласный договор между ведущими сектами (мунитами, сайентологами, кришнаитами, иеговистами и др.) о разделении сфер влияния: скажем, муниты работают в области образования, сайентологи рвутся в военную промышленность и административные структуры, кришнаиты налаживают связи с пищевой и фармацевтической промышленностью, « Церковь Христа» действует среди молодежи в технических вузах и техникумах и т.п. Каждая секта стремится к завоеванию командных постов. Если сайентологи подчиняют себе директора фабрики, то все рабочие оказываются в их распоряжении: сверху легче насаждать свою систему. Если муниты обращают учительницу, то она ведет к ним весь класс. Французская телевизионная группа, посетившая одну из московских школ, сняла репортаж о мунитской учительнице, с наивной гордостью сообщившей, что из 60 учеников после года работы с ними 20 стали регулярно ходить на молитвенные собрания «Церкви объединения». Представляется, что жесткая пирамидальная структура большинства тоталитарных сект является инфернальной пародией на нормальный для христианской Церкви принцип иерархизма, а их стремление к мировому господству – на христианский универсализм. 3 . Метод Метод – это то, что делает лидера лидером. Это то его изобретение, с которым он начинает покорение мира. Метод должен быть простым, доходчивым, всеобъемлющим, но при этом ключи от него должны всегда находиться в руках у гуру или организации. До конца этот метод всегда непередаваем, вне организации его применять нельзя, вне организации он неприменим и невоспроизводим. Что касается простоты и доходчивости, то здесь все понятно: мы живем в век инструкций, в которых все расписано. Например, человек покупает пакетик, открывает его, высыпает его содержимое в стакан, наливает туда воды и пьет: «Райское наслаждение!» Это называется «тайна»: «Просто добавь воды». Можно говорить и о «растворимой религиозности». Любая секта предлагает такие же простые инструкции, такой же простой рецепт: придите к нам, мы вас научим делать то-то и то-то, и вы достигнете. Чего? Вот тут-то и начинается метод любой секты, его всеобъемлющесть. Возьмите любую сектантскую листовку и вы прочтете (как это было, например, у «Аум Синрикё»), что членство в секте улучшает здоровье, повышает интеллект, приносит удачу, учит левитировать (летать по воздуху), входить в состояние невероятного блаженства, достигать спасения и т.д., и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Книга А. Егорцева «Тоталитарные секты – свобода от совести» (М., 1997) является сборником журналистских репортажей-зарисовок на темы проникновения различных сект в нашу жизнь. Свою цель она безусловно выполняет, но систематического изложения учения и истории той или иной тоталитарной секты читатель в ней не найдет. Впрочем, автор и не ставит перед собой такой задачи. Есть еще моя брошюра «Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным» – в ней дается общее понятие о тоталитарных сектах. Однако не нужно забывать, что брошюра эта адресована в первую очередь нецерковному человеку, еще не сделавшему свой религиозный выбор. Центр сщмч. Иринея, еп. Лионского, выпустил в свет переводную с немецкого книгу «Империя преподобного Муна», а также книгу «Капкан безграничной свободы» – сборник статей о сайентологии. До сих пор эти два издания являются наиболее авторитетными и достоверными русскоязычными критическими публикациями о данных сектах. В январе 2001 г. Издательство Московской Патриархии выпустило подготовленный Центром св. Иринея Лионского объемный сборник материалов нашумевшего судебного процесса целого ряда тоталитарных сект против меня и Отдела религиозного образования и катехизации МП РПЦ. Сборник, содержащий большое количество важных документов, судебных решений, резолюций правительственных органов разных стран, свидетельских показаний, журналистских расследований и др., называется «Секты против Церкви». Мы опубликовали также несколько информационных листков о иеговистах, сайентологах, московской «Церкви Христа» и «АУМ Синрикё». Они имеют весьма широкое хождение, и мы уже встречались со многими их перепечатками в самых разных местах. Также целый ряд полезных информационных листков и материалов (в особенности по «Свидетелям Иеговы», мормонам и «теологии процветания») был издан Санкт-Петербургским «Центром апологетических исследований». В книгах диакона Андрея Кураева можно найти все, что касается Рерихов, антропософии, теософии и других видов «интеллигентского» оккультизма.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

богослужений и проповедей, разъяснительных бесед среди местного населения. В 20-40-х гг. XX в. эти общины, как и правосл. храмы М. о., прекратили существование. Первыми были закрыты в 1922 г. лютеран. храмы. До кон. 20-х гг. специальные разрешения на проведение необходимых обрядов в общественных местах или в приспособленных для собраний немолитвенных зданиях выдавали мурманским баптистам, а общине мусульман Мурманска официально разрешали проведение собраний до 1937 г. Действовавшая с 1928 г. в Мурманске община баптистов прекратила существование в 1937 г., когда мн. ее представители были репрессированы. После 1937 г. в источниках прекратились упоминания о мусульм. общине. В 1953 г. возобновила деятельность община евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), с 1976 г. в Мурманске действуют общины адвентистов седьмого дня, в 1981 г. в Кандалакше появилась община евангельских христиан в духе апостолов ( пятидесятников -единственников). Согласно отчетам уполномоченного Совета по делам религий по М. о. В. Н. Кисенко от 1979 г., в регионе помимо 2 зарегистрированных приходов РПЦ действовала община ЕХБ. В 1985 г. Кисенко в отчете отмечал, что не уменьшается посещаемость православных храмов, а также богослужений ЕХБ и адвентистов. В 1988 г. в области действовали 2 зарегистрированные общины ЕХБ - в Мурманске и в Апатитах (ок. 120 чел.), община адвентистов состояла из 25 чел. В то же время сообщалось о наличии в крае 2 незарегистрированных общин Совета церквей ЕХБ ( инициативников ) - в Мурманске и Кировско-Апатитском регионе, а также о незарегистрированных общинах христиан веры евангельской (ХВЕ, пятидесятников) и Иеговы свидетелей . Католический храм во имя арх. Михаила в Мурманске. 2006–2007 гг. Фотография. 2015 г. Католический храм во имя арх. Михаила в Мурманске. 2006–2007 гг. Фотография. 2015 г. В 1990 г. в области начал действовать Кольский христианский центр ХВЕ, в окт. 1991 г. были зарегистрированы община Финской евангелическо-лютеранской церкви, духовный совет бахаистов (община последователей Бахаи религии образована в 1990), община адвентистов. В 1992 г. зарегистрированы Мурманское мусульманское религиозное объединение, приход Новоапостольской церкви в Мурманске, община кришнаитов. В 1994 г. в Мурманске создана община Церкви Христа. Также в 90-х гг. XX в. появились различные миссии, напр. мурманское отделение межрегиональной миссии «Гедеон», мурманская христ. русско-норвеж. миссия («Арктическая миссия»), обл. добровольное христианское миссионерское общество «Добрый самарянин». У некоторых из этих религ. орг-ций (напр., у последователей Новоапостольской церкви и у иеговистов) были приверженцы в городах и поселках области, но деятельность большинства из них была сосредоточена в Мурманске. В 1992-1993 гг. в М. о. функционировало «Белое братство» , в 1994 г. в регионе появились немногочисленные члены секты Аум Синрикё .

http://pravenc.ru/text/2564372.html

Приложение Наиболее известные и опасные современные деструктивные культы – следующие: « Церковь сайентологии» и другие хаббардистские организации (центры дианетики, «Нарконон», «Криминон» и пр.), «Свидетели Иеговы», « Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), « Церковь объединения» и другие мунитские организации («Федерация семей за мир во всем мире», КАРП и пр.), «Общество сознания Кришны» и другие неокришнаитские миссии на Западе, «Трансцендентальная медитация» и другие организации Махариши, «Ананда марга», «Сахаджа-йога», культ Шри Чинмоя, «Брахма Кумарис», культ Сатьи Сам Бабы, ЗНО, культ Ошо Раджниша, «Аум Синрикё», «Сока Гаккай», «Фалуньгун», «Семья» («Дети Бога»), « Церковь Христа» (т.н. бостонское движение), «Поместная (Местная) церковь » Уитнесса Ли, «Движение веры» (неопятидесятники, в том числе такие секты, как « Церковь новое поколение»), «Слово жизни», « Церковь Завета», «Живая вера», «Живая вода», « Церковь на камне», «Новая жизнь», «Роса», «Благодать», «Дом горшечника», « Церковь Любви Христа», различные «церкви полного Евангелия» и пр., «Братство фиолетового пламени», «Новый Акрополь», «Синтон» Козлова, « Церковь Божией Матери Державная» («Богородичный центр»), «Белое братство», «Ревнители истинного благочестия» (секта Петра), « Церковь последнего завета» (секта Виссариона), культ Порфирия Иванова, культ «Анастасии», «Школа Щетинина», секта Евгения Березикова, «Радастея», секта Столбуна, «Тетрада», секта Толгата Акбашева, «Страна Анура», секта Ольги Асауляк, «Школа Лхасы» (секта А. Червоненко), «Академия фронтальных проблем им. Золотова», «Троянова тропа», «К богодержавию» (секта отставного генерала Петрова), псевдотантрические секты Лапина и Руднева, «Астральное карате», «Рейки», ОТО, «Ландмарк международное образование – Форум» (бывший EST – семинар Вернера Эрхарда), «Лайф-Спринг», «Всемирные центры взаимоотношений» («Фиолетовые» Билла Ридлера), различные коммерческие культы и многие другие. Мы свидетельствуем об антихристианском и разрушительном характере различных культов, возникших на основе движения «Новой эры» («Нью эйдж»), теософии, антропософии, движении последователей семьи Рерихов, астрологических и уфологических культов, неоязыческих и нативистских культов, колдовства, ведьмовства, неошаманизма, люциферианства и сатанизма.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

25 Кумирослужение — почитание чего-либо больше Бога или наравне с Ним (сотворение себе из людей, мирских вещей или занятий кумира, идола). 26 Духовное неразумие (слепота духовных очей, нерассудительность) — неспособность понять волю Божию и нежелание исполнять ее. 27 Тщеславие — приписывание дарованных Господом добродетелей и талантов себе, а не Богу, и самоудовлетворение в этом. 28 Честолюбие — любовь к похвале и почету от людей, стремление стяжать их; желание достижения почетного положения в обществе. 29 Смиреннословие — неискреннее, на словах, осуждение своих грехов пред людьми с желанием получить за это похвалу и почет. 30 Маловерие — неверие в реальное всеприсутствие и всемогущество Божие, в Его беспредельную благость и любовь к каждой человеческой личности. 31 Мир души — смиренное (с миром), спокойное, гармоничное состояние души христианина, основанное на твердой вере во всемогущество и милосердие Божие; достигается отказом от гордой «самости» (богоборческого состояния самодовлеющей личности), вручением всей своей жизни в руки Божии и освобождением души от пленения страстями. 32 Малодушие — расслабление души, нервозность, страх перед жизнью, непоследовательность, ненастойчивость в достижении целей христианской жизни как следствие маловерия, неупования на Господа, недоверия к Его премудрому Промыслу, к Его любви и заботе о каждой человеческой душе. 33 Церковные раскольники — католики, униаты, староверы и безблагодатные (т. е. неканонические, незаконные) автокефалисты. 34 Сектанты — всякого рода протестанты, в народе называются «штундистами»: лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники и т. п. 35 Иноверцы — иудеи (приверженцы иудаизма), мусульмане (приверженцы ислама), буддисты и пр. 36 Оккультисты — приверженцы оккультизма — любых культов и учений, практикующих служение в открытом или сокрытом виде «иным богам», которые, по слову Апостола Павла, «суть беси», и непричастных к святой Православной Церкви. Сюда относятся восточные или иные тоталитарные мистические культы, подавляющие психику человека, различные языческие культы, сатанисты, экстрасенсы, «космические контактеры» и пр., а также: кришнаиты, секта иеговистов, так называемый «Богородичный центр», «Белое братство», так называемая «Церковь Христа», последователи учения Рерихов («Агни йога»), Шри Чинмоя, Порфирия Иванова («Ивановцы»), Сёко Асахара («Аум Синрикё»), трансцендентальной медитации, дианетики и сайентологии («Церковь Хаббарда») и множество других.

http://azbyka.ru/kak-prigotovitsya-k-isp...

Близ ст. Хрипань Казанского направления Московской железной дороги действует иешива «Торат Хаим» (Учение жизни), основанная в 1989 г. (в 1990-1992 располагалась у пос. Валентиновка (ныне в черте г. Королёва), в 1992-2002 в пос. Удельная Раменского р-на). В 2006 г. в Пушкинский р-н переехала из Москвы поддерживаемая ФЕОР иешива «Томхей Тмимим». Также в М. о. функционирует ряд объектов религ. инфраструктуры, используемых евреями Москвы: евр. кладбище в Малаховке (в 2011 оно было существенно расширено), поддерживаемый ФЕОР детский лагерь «Ган Исроэль» (2001), Центр духовной и физической реабилитации «Эшель» (открыт в нач. 2000-х общиной московской синагоги на Б. Бронной ул.). В 2016 г. в г. Котельники открылся образовательный центр общины горских евреев «Бейт-Сфаради». Община караимов «Азызлык» (Святость), к сер. 90-х гг. XX в. зарегистрированная в Люберцах, ныне не действует. С. А. Чарный Новые религиозные движения В М. о. с рубежа 80-х и 90-х гг. XX в. большую активность проявляли представители новых религ. движений. В последние годы нек-рые из них регистрировались как культурные центры, общественные или просветительские орг-ции, благотворительные фонды или оздоровительные об-ва. В 1994 г. в Домодедове был зарегистрирован филиал секты Аум Синрикё - объединение «Путь к истине», организация ликвидирована в 2004 г. Еще 1 филиал действовал до 1995 г. в Королёве. В Жуковском получил регистрацию «Центр Всемирного духовного университета «Брахма Кумарис»» (см. Брахма Кумарис ), впосл. центр был лишен регистрации. В дер. Маришкино Воскресенского р-на в 1996 г. был создан центр Московской областной благотворительной орг-ции «Харе Кришна - пища милосердия», являвшийся филиалом международного общества «Сознание Кришны» (орг-ция впосл. снята с регистрации). В 2007 г. в Клину открылось об-во «Сахаджа-Йога» (на нач. июля 2017 зарегистрирована как «Автономная некоммерческая организация содействия развитию нравственности человека «Сахаджа Йога - мировая философия науки, здоровья и этики»»). В Егорьевске в 1993 г. было зарегистрировано объединение «Эзотерическая церковь (Тантрическая буддийская йога)», впосл. оно было снято с регистрации.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В свое время, в середине 1990-х, мы предложили диспут членам секты «Аум Синрикё», высказав пожелание встретиться на диспуте с самим Асахарой. Асахара назначил для проведения диспута с их стороны свое доверенное лицо Пуно Сигошу. Диспут проходил в огромном зале секты на Звездном бульваре в Москве. Со стороны сектантов присутствовало более 100 человек, православных пришли только трое. Диспут проходил более двух часов. И по его окончании мы объявили координаты московского Центра реабилитации на Ордынке с уточнением времени приема. В течение недели Центр посетили более 30 «аумовцев», 25 из которых позже прошли Чин присоединения к Православной Церкви. Итак, диспут или встреча с «лидером» в присутствии рядового адепта секты состоялись. Следующий и очень важный этап – это посещение сектанта по месту его жительства. «Чужие здесь не ходят» Место жительства любого человека – это интимная среда обитания: «чужие здесь не ходят». И если вам всё же удалось посетить сектанта по месту жительства, то можно сказать, что вы точно установили с ним доверительные отношения . Обычно при посещении сектантов по месту их жительства я специально не завожу вопроса о наших с ними религиозных разногласиях, но стараюсь говорить более на отвлеченные от полемики темы. Здесь мой оппонент видит, что он интересен мне не только как объект для миссионерской «обработки», но и как человек. Желательно на такую встречу взять с собою человека, вышедшего из секты, к которой принадлежит ваш оппонент. Он сможет рассказать о своем собственном опыте возвращения в Церковь, избегая резких оценок той секты, где он когда-то находился. Конечно, если сектант сам затронет те или иные вопросы, то необходимо в дружественной форме, без давления и излишней эмоциональности ответить на его вопросы или замечания. И очень важно подсказать ему, чем он мог бы заниматься в случае его перехода или возвращения в Православие. Если человек имеет склонность к пению и музыке, ему можно предложить петь в хоре; если его более интересуют сугубо религиозные вопросы, то он мог бы начать посещение молодежного кружка по изучению Библии при вашем храме . Как показывает опыт, лица, проявляющие интерес к Православию, но еще не вошедшие в Церковь, интересуются, чем бы они могли быть полезны на приходе в случае их присоединения к Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/106728.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010