убеждений. К. в Вормсе (1557) По условиям Аугсбургского религиозного мира принявшие Аугсбургское исповедание протестант. князья и дворяне получили возможность свободно исповедовать свою веру и были наделены равными правами с католиками; т. о., имперская власть в лице имп. Фердинанда I фактически признала разделение Германии на католич. и протестант. земли. В условиях свободы вероисповедания проведение религ. переговоров между протестантами и католиками уже не было политической необходимостью; вместе с тем имп. Фердинанд не терял надежды на то, что в результате К. удастся добиться восстановления религ. единства Германии. Большинство католиков скептически относились к этому предприятию, разделяя офиц. позицию папы Римского, в соответствии с к-рой спорные вопросы вероучения должны обсуждаться на законно созванном папой Римским Вселенском Соборе католич. Церкви, а не на инициируемых светскими властями местных совещаниях богословов. Среди лютеран к этому времени возник раскол, вызванный спорами по поводу принятия Лейпцигского интерима (1548); однако обе враждующие партии согласились направить представителей на К. В делегацию каждой из сторон входили 6 теологов-диспутантов (collocutores). Католическую сторону представляли: М. Хельдинг (1506-1561), еп. Мерзебургский, И. Дельфий (1524-1582), викарный еп. Страсбургский, П. Канизий (1521-1597), член ордена иезуитов и близкий советник имп. Фердинанда, доктора богословия Лувенского ун-та Й. Равестейн (1506-1570) и М. Ритовий († 1583), нем. теолог и полемист Ф. Стафил (1512-1564). Интересы протестант. стороны защищали: Меланхтон, Шнепф, Бренц, Писторий, Г. Карг († 1576), Я. Рунге (1527-1595). Председателем К. был назначен Ю. фон Пфлуг, еп. Наумбургский. К. начал работу 11 сент. 1557 г.; на заседаниях предполагалось обсуждение содержания Аугсбургского исповедания (акты опубл.: F ö rner. 1624; ср.: Pfn ü r. 1996. P. 380-381). Работа К. началась с принесения всеми участниками клятвенного обещания не разглашать содержание дискуссий; неск.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

При таких обстоятельствах в феврале 1529 г. собрался имперский сейм в Шпейере. На нем, благодаря перевесу католических чинов, было проведено неблагоприятное для лютеран постановление. Против такого решения выступили многие сочувствовавшие Лютеру князья, требовавшие решения религиозной распри Собором, свободным от влияния одной партии. Свое требование они изложили в форме письменного протеста, отчего приверженцы Реформации стали называться протестантами. В это время протестантизм представлял уже не только религиозную, но и политическую силу. Поэтому когда империи стало угрожать нашествие турок, которые хотели воспользоваться религиозным расколом Германии в своих интересах, папа и король были готовы примириться с лютеранами. В 1529 г. в Марбурге встретились виднейшие деятели протестантизма, в том числе Лютер, Цвингли, Меланхтон и др. Они обсуждали проблему Евхаристии. Здесь Цвингли и Лютер разошлись во мнениях, и протестантизм разделился на два лагеря. В 1530 г. собрался Аугсбургский сейм, который должен был дать окончательное решение по религиозной проблеме. Лютеране представили на сейм изложение своего исповедания, которое вошло в историю под именем «Аугсбургского исповедания». Здесь различие между старым и новым учением было развито так умеренно и беспристрастно, как мог сделать только Меланхтон. Сам Лютер не решился прибыть в Аугсбург. Видные католические богословы представили возражения на это исповедание. Прения не привели к примирению. Определение сейма в оскорбительно резкой форме предлагало протестантам подчиниться Риму, в противном же случае угрожало истреблением. Опасность, грозившая делу Реформации, заставила защитников ее теснее соединиться друг с другом. Они заключили между собой оборонительный союз в 1531 г. в Шмалькальдене для поддержки Евангелия, если будет употреблено насилие для подавления лютеранства. Исполнить угрозу Аугсбургского сейма Карлу V, однако, не удалось. С одной стороны, ему было опасно ссориться с немецкими князьями, а с другой — опасность от турок заставляла его быть осмотрительным. Все это содействовало тому, чтобы настроить его миролюбиво. После того как исчезла всякая надежда покончить мирно с турками, он заключает в 1532 г. с протестантами религиозный мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

—122— какой возможности, а именно: «Гупэр писал о Барлоу, что он, как и Кранмер во всем согласен с швейцарскими церквами». Герцог Альберт и Меланхтон рекомендовали его Елизавете, как человека «привязанного к Аугсбургскому Исповеданию», «правильно чтущего Бога и любящего церковное согласие». Сама Елизавета отзывалась о нем, как о человеке «твердом в религии» и «держащемся чистого учения». (Странник 575–576). – Не трудно заметить, что все эти отзывы, во-1, имеют настолько общий характер, что никак не могут служить твердым основанием для частного вывода именно о воззрениях Барлоу на таинство священства, так как об этом предмете в них речи нет. Во-2, по самому существу своему, отзывы эти таковы, что или сами себя, или взаимно друг друга уничтожают. В самом деле, Гупэр говорит, что Барлоу, как и Крамэр, во всем согласен с швейцарскими церквами; но кто же не знает, что Крамэр совсем не был во всем согласен с швейцарскими церквами и столько же был близок к ним, сколько во многом другом к Риму. В одно и то же время отзывы представляют Барлоу и «во всем согласным с швейцарскими церквами» и «привязанным к Аугсбургскому исповеданию». Елизавета отзывается о Барлоу, как о «твердом в религии» и «держащемся чистого учения»; но кому же опять-таки не известно, что в устах Елизаветы такие выражения как «твердость в религии» и «чистое учение» означают далеко не то же, что в устах представителей лютеранства или кальвинизма. Если же припомнить, что пресвитериан Елизавета ненавидела едва ли не больше, чем папистов, та похвалы ее по адресу Барлоу скорее могут нам рекомендовать его, как самого ярого епископала, чем как отрицателя священства. Никаких более твердых новых данных по вопросу о воззрениях Барлоу относительно священства критики не приводит, а потому и после всего им сказанного я не вижу оснований изменять свой прежний взгляд по этому предмету. Если мое предположение, что крайние протестантские воззрения Барлоу на священство были у него лишь случайным и временным увлечением, представляется критику недостаточно обоснованным, то еще менее можно при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В протестантизме, несмотря на провозглашенный принцип «только Писание», уже на раннем этапе Реформации стали составляться подробные «исповедания» веры, а также выполняющие их роль катехизисы - развернутые вероучительные определения, составленные в форме вопросов и ответов. К офиц. вероучительным положениям протестанты стали применять древний термин «символ», отсюда - «символические книги». Несмотря на офиц. признание лишь условного и вспомогательного авторитета «исповеданий» веры, последние сыграли едва ли не определяющую роль в формировании протестант. В. и становлении и самоидентификации различных протестант. деноминаций. «Символические книги в протестантизме представляют род учредительных хартий, на основании которых возникают новые церковные общества» ( Булгаков. С. 92). Главные символические книги ранней Реформации - Большой и Малый катехизисы М. Лютера (1529) и Аугсбургское исповедание (1531) - положены в основу лютеран. теологии. В 1580 г. с целью консолидации реформаторы «второго поколения» закрепили офиц. статус за Книгой согласия, в к-рой были собраны важнейшие источники лютеран. В.: Апостольский, Никео-Константинопольский (с присоединением Filioque) и Афанасиев символы, Большой и Малый катехизисы, Аугсбургское исповедание, Шмалькальденские артикулы (1537) и Формула согласия (1577). Аналогичное значение для реформат. церквей представляет собой Гейдельбергский катехизис (1563), первоначально написанный для примирения швейцар. сторонников Реформации, а впосл. ставший объединяющим документом и для всех реформат. общин Германии и Голландии. В англикан. Церкви статус офиц. вероучительного документа получили «Тридцать девять статей» (1571); протестанты Великобритании, тяготеющие к кальвинизму (конгрегационалисты и пресвитериане), выражением своего В. признают Вестминстерское исповедание и Вестминстерские катехизисы (1647). Хотя новые исповедания веры появлялись в протестант. мире и позднее, «доминирующее значение имели и продолжают иметь до сих пор некоторые из более ранних документов» (Исповедания веры//Теологический энцикл. словарь/Под ред. У. Элвелла. М., 2003. С. 527-532). В совр. протестантизме существует тенденция «внимать свидетельству отцов и почитать его», признавая за ним необязательный или относительный авторитет ( Барт К. Очерк догматики. СПб., 2000. С. 18).

http://pravenc.ru/text/158182.html

В марте 1530 г. курфюрст Саксонии Иоганн Фридрих поручил Лютеру, Ю. Йонасу , И. Бугенхагену и Ф. Меланхтону подготовить документ с изложением позиции лютеран по спорным с католиками вопросам веры. Представленные в результате «Торгауские артикулы» после полемики с католич. теологами, прежде всего с И. Экком , были переработаны Меланхтоном в систематическое изложение веры - Аугсбургское исповедание . 25 июня 1530 г. текст исповедания был публично зачитан перед рейхстагом в Аугсбурге. К. запретил публикацию Аугсбургского исповедания (несмотря на имп. запрет, оно было сразу опубликовано; в 1531 Меланхтон осуществил его авторитетное издание на 2 языках) и поручил католикам подготовить возражения. 3 авг. 1530 г. участники рейхстага ознакомились с написанным, вероятно, Экком, но представленным от лица императора «Ответом на Аугсбургское исповедание» (Responsio Confessionis Augustanae), более известным как «Папское опровержение» (Confutatio Pontificia), или Конфутация. К. не только выступил против протестантов, но и исключил возможность проведения богословского диспута, запретив раздавать текст Конфутации присутствовавшим на рейхстаге и публиковать его. Меланхтон, пользуясь записями, к-рые были сделаны при чтении документа, составил развернутый ответ (см. ст. Аугсбургского исповедания апология ), но он заслушан не был. На рейхстаге планировали зачитать свои исповедания и представители др. протестант. течений. Исповедание веры цюрихской протестант. общины было подготовлено У. Цвингли . Страсбургские реформаторы В. Ф. Капито , М. Буцер , Я. Штурм, М. Пфаррер составили Тетраполитанское исповедание (Confessio Tetrapolitana), названное так вследствие того, что оно являлось исповеданием веры 4 городов: Страсбурга, Констанца, Меммингена и Линдау. Эти исповедания зачитаны не были. Император распустил рейхстаг, выдвинув к протестантам требование в течение года вернуть секуляризированное церковное имущество. Имп. Карл V на Аугсбургском рейхстаге 1530 г. Гравюра. 1630 г. (Немецкий национальный музей, Нюрнберг) Имп.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

В период ранней Реформации (до 1577) лютеран. богословие не было однородным. Возникало множество специфических учений, сомнительных для лютеран, к-рые впосл. были признаны ересями (антиномизм, адиафоризм, гнезио-лютеранство , майоризм, синергизм, крипто-кальвинизм и др.). В 1577 г. было выработано ортодоксальное лютеран. вероисповедание «Формула согласия» . По настоянию сакс. курфюрста ее должны были подписать все духовные лица, преподаватели, церковные служащие. В 1580 г. «Формула согласия» была включена в «Книгу согласия», куда вошли также Апостольский, Никейский и Афанасиев Символы веры, работы Лютера (Катехизисы (большой и малый), «О власти и первенстве папы»), Аугсбургское исповедание веры и его Аугсбургского исповедания апология , Шмалькальденские артикулы , «Статьи о визитации» и «Перечень свидетельств», 86 имперских чинов и ок. 8,5 тыс. представителей лютеран. духовенства подписали новую догматическую основу лютеранства, сделав ее нормативом для 2/3 нем. протестантов. Одновременно это укрепило политические позиции курфюршества Саксонского. Ведущим центром кальвинизма стал ун-т Гейдельберга в курфюршестве Пфальц. В 1563 г. здесь по заказу курфюрста Фридриха III Благочестивого К. Олевиан и З. Урсин составили Гейдельбергский катехизис . Обстановка межконфессиональной напряженности привела к повышению в Г. роли императора как возможного посредника между католиками и протестантами и гаранта Аугсбургского религ. мира 1555 г. Императоры Фердинанд I (1556-1564) и его сын Максимилиан II (1564-1576), не утратившие надежды на воссоединение Церквей, проводили политику терпимости и компромисса с умеренными князьями-лютеранами. Они стремились не допустить в стране вооруженных столкновений на религ. почве. Эта позиция подкреплялась постоянной необходимостью общеимперских денежных сборов в связи с тур. угрозой. Имп. двор не был закрыт для протестант. дворянства. Максимилиан II шел на уступки, разрешая в Австрии и Чехии переход дворян в лютеранство. Боясь распространения военных действий на территорию империи, он запретил и католикам, и протестантам вербовать нем. солдат для участия в борьбе Нидерландов с Испанией и в религиозных войнах во Франции .

http://pravenc.ru/text/529064.html

присутствовал на торжественном оглашении Аугсбургского исповедания в присутствии имп. Карла V и высших сановников Свящ. Римской империи. Дальнейший ход событий в Аугсбурге убедил Й. в том, что император безоговорочно поддерживает католиков и лишь стойкость и твердость протестант. князей не дают ему начать решительную борьбу с протестантизмом (Ibid. P. 64-66). Размышляя сразу после завершения сейма о возможности достижения согласия с католиками, Й. составил «Суждение об условиях заключения мира» (Judicium de codicionibus pacis faciendae//CR. Vol. 2. Col. 368-371). В нем Й. выделял 7 пунктов, принятие к-рых католиками он считал обязательным; в целом они повторяют содержание Аугсбургского исповедания ( Delius. 1952. S. 66). Впосл. Й. достаточно скептически относился к различным переговорам с католиками. Он не присутствовал на проводившихся по инициативе светских властей в 1540-1541 гг. соборах в Агно, Вормсе и Регенсбурге, но знал о происходивших там событиях из писем Меланхтона и Круцигера; в письмах друзьям он с горечью говорил по этому поводу, что «во всем царстве папы нет ничего здравого» (JJBW. Bd. 1. S. 426; ср.: Lehmann. 1963. P. 71-72). Начиная с 1528 г. Й. неоднократно принимал участие в визитациях - поездках по различным нем. городам, к-рые осуществлялись по поручению покровительствовавших протестантам саксон. курфюрстов и др. светских правителей. Целями поездок были проверка состояния религ. жизни и подготовка предложений по ее реформированию в соответствии с «евангельским учением». Во время визитаций проводились собеседования с пасторами и выяснялись их религ. взгляды; обычно виттенбергские проповедники также требовали от них подписать Аугсбургское исповедание. В 1528 г. Й. посетил Торгау, Айленбург, Кольдиц и др. города Саксонии (см.: Delius. 1952. S. 74); в 1536 г. он неск. месяцев проповедовал и организовывал церковную жизнь в Наумбурге (см.: Lehmann. 1963. P. 77-78). В 1539 г. Й. с др. проповедниками посетил 14 городов, относившихся к еп-ству Майсен, к-рое после смерти противника реформации Георга Бородатого, герц.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Болонский мир (1530) между Карлом V и папой Климентом VII и последовавшая за ним имп. коронация Карла не привели к примирению сторон. Император требовал созыва Собора для проведения церковной реформы, полагая, что решить проблему религ. раскола в Германии император может только вместе с Римским папой, сохранив при этом руководящую роль за собой. По его указанию при подготовке Аугсбургского рейхстага (1530) теологи с обеих сторон сформулировали основные положения лютеран. и католич. вероучений (соответственно Аугсбургское исповедание и «Конфутация» (см. ст. Аугсбургского исповедания апология )). Лютеране отвергли требование подчиниться папе до решений буд. Собора и заключили Шмалькальденский союз германских протестантов (1531). В 1532 г. на ведение войны против турок потребовались деньги и войска, поэтому император снова пошел на уступки протестантам и временно разрешил следовать Аугсбургскому исповеданию, к-рое, однако, распространялось только на лютеран. Г. воспринимали улаживание религ. разногласий в первую очередь как способ решения политических проблем. В инструкциях брату Фердинанду от 1536 г. Карл V отмечал, что углубление религ. раскола создает серьезную угрозу политическому положению императора в Германии. В письме от 1538 г. к младшей сестре Маргарите, наместнице Нидерландов, он подчеркивал необходимость идти на компромисс в религ. вопросе, чтобы предотвратить окончательный раскол Германии, где уже началась секуляризация церковных княжеств, возникла опасность отпадения от католич. веры даже Кёльнского архиеп-ства. Переход в лютеранство одного из 3 церковных курфюрстов изменил бы расстановку сил в коллегии, избиравшей императора, в пользу протестантов (к этому времени уже 3 светских курфюрста - Саксонский, Бранденбургский и Пфальцский - перешли в лютеранство). В 1541 г. султан Сулейман I захватил столицу Венгерского королевства Буду, что на короткое время объединило Г. с нем. протестант. князьями, обещавшими поддержать поход против турок и освободить Буду. На Регенсбургском рейхстаге (1541) император вновь вынужден был пойти на уступки лютеранам, к-рым он обещал прекратить судебные преследования и разрешил владеть церковным имуществом. Собор, созванный в 1545 г. в Тренто (см. Тридентский Собор ), на территории, подвластной Г., не решил вопроса о примирении католиков и протестантов. Стараясь избавиться от давления со стороны императора, папа в 1547 г. временно перенес Собор в Болонью. Отсутствие единства с Папским престолом делало положение императора в Германии еще более неустойчивым. Поэтому даже после победы над протестантами в Шмалькальденской войне (1546-1548) в религ. вопросе он снова вынужден был пойти на компромисс. Окончательное поражение императора в религ. вопросе зафиксировал Аугсбургский религиозный мир (1555).

http://pravenc.ru/text/161215.html

настояло на отмене права секуляризации. В ответ последовала знаменитая «Протестация» приверженцев лютеровской Реформации. Попытка соглашения между конфессиями на основе составленного Ф. Меланхтоном для рейхстага 1530 г. Аугсбургского исповедания веры не удалась, все компромиссные предложения были отвергнуты. В 1531 г. протестанты во главе с саксонским курфюрстом и ландграфом гессенским заключили в г. Шмалькальдене союз для защиты Реформации. Внутреннего единства в союзе не было, возникали конфликты лютеран Северной и Центральной Германии с симпатизировавшими цвинглианству реформаторами юго-западных областей. В 1546 г. Карл V захватил большую часть лютеранских территорий, включая Виттенберг. Насильственное принуждение лютеран к отказу от принципиальных позиций принятого вероучения вызвало сильное недовольство в стране. Столкновения возобновились и в 1552 г. Верхняя Германия перешла под контроль протестантов. Итогом этого противоборства стал Аугсбургский религиозный мир – соглашение, заключенное на рейхстаге в Аугсбурге 25 сентября 1555 г. между главой «Священной Римской империи германской нации» Карлом V и правителями протестантских земель, добивавшимися равных прав с католическими князьями. По его условиям устанавливалось равноправие католиков и протестантов-лютеран Аугсбургского исповедания. Анабаптисты, цвинглианцы и кальвинисты остались вне рамок соглашения. Территории стали различаться по принятому в них вероисповеданию. Князья получили официальное право определять конфессиональную принадлежность для своих подданных. Результаты предшествовавшей секуляризации не пересматривались. Органы лютеранской церкви (консистории) подчинялись светской власти и становились частью административного устройства, а само лютеранство получило статус государственно санкционированной религии. – Комментарии. 36 Liber Concordiae – Книга Согласия – собрание вероисповедных документов, признанных общими для поместных лютеранских церквей. Впервые опубликована, после длительных согласований, в 1580 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Кандидата, получившего из консистории свидетельство на право проповедовать (veniam concionandi), всякий лютеранский пастор может допускать к проповедованию с кафедры в своей кирке. В этом отношении свидетельство каждой лютеранской консистории имеет равную силу во всех консисториальных округах Российской империи. В виду этого каждый кандидат духовенства, получивший право или дозволение проповедовать с кафедры, обязан лично представить выданное ему свидетельство пробсту (в царстве польском, у протестантов аугсбургского исповедания,-супер-интенденту), а где нет пробста,-генерал- супер-интенденту того округа, в котором он намерен жительствовать, и должен постараться быть ему достаточно известным во всех отношениях; в случае же перемены своего местожительства он должен об этом его уведомить, и войти в такие же сношения с пробстом или генерал-супер-интендентом того округа, к которому будет принадлежать по месту своего нового жительства. Между прочим до своего определения в приходские пасторы или проповедники он обязан ежегодно представлять пробсту или генерал-супер-интенденту не менее одного рассуждения о каком-либо богословском предмете, написанного по указании и под руководством пробста или генерал-супер-интендента, на латинском языке, и не менее одной проповеди на том языке, на котором он получил право проповедовать (ст. 392–303). В царстве польском, у протестантов аугсбургского исповедания, такие проповеди представляются супер-интенденту непременно на немецком языке. Экзаменовавшемуся отказывается в дозволении проповедовать, если консистория усмотрела в нем или совершенное незнание подлинного текста ветхого завета или недостаточное знание подлинного текста нового завета, или неспособность правильно и ясно выражать свои мысли на немецком или на том языке, на каком он желал бы проповедовать, или незнание языка латинского, или же слабые познания в вероучении и нравоучении лютеранского исповедания, или, наконец, недостатки в самом способе проповедовать, могущие производить неприятное впечатление на слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010