проповедников, школ, ун-тов. Аналогичные меры были осуществлены и на др. территориях, где секуляризация способствовала усилению княжеской власти, князь стал рассматриваться как «высший епископ». Контрольные комиссии работали также в имперских городах, принявших лютеранство, где за соблюдение предписанных норм отвечали городские власти. Возможность распоряжаться бывш. церковным имуществом повысила значение городских магистратов. Действия лютеран. властей вызвали возмущение католиков. В 1529 г. на Шпайерском рейхстаге имп. Карл V потребовал строгого соблюдения Вормсского эдикта. Католич. большинство участников рейхстага настояло на решении, по к-рому католич. церковные службы должны были стать обязательными на территориях евангелических княжеств и городов. В ответ от 5 княжеств и 14 городов был заявлен протест, авторы к-рого провозгласили, что в делах совести и веры невозможно подчиняться решению большинства. С этого времени сторонников Реформации стали называть протестантами. В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге была предпринята попытка примирения католиков и протестантов путем широкого обсуждения их религ. доктрин. Лютер как официально осужденный еретик не мог присутствовать на переговорах, его место занял Меланхтон. В Аугсбургском исповедании он дал систематическое изложение основ лютеранства и его принципиальных отличий от католицизма, а также от учения Цвингли и решительно осудил анабаптизм. Свой вариант исповедания прислал на рейхстаг Цвингли, а 4 верхнегерм. города (Страсбург, Мемминген, Линдау и Констанц) представили т. н. Тетраполитанское исповедание , написанное М. Буцером и В. Капитоном . Позицию католиков представлял Экк, составивший реестр еретических заблуждений протестантов из 404 пунктов (первоначально их было больше). На Аугсбургском рейхстаге предложенные протестантами основы реформирования христ. Церкви были отвергнуты, было выдвинуто требование привлечь протестантов к имп. суду. В ответ князья-протестанты и города во главе с курфюрстом Саксонии и ландграфом Гессена заключили в 1531 г.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Существенные отличия Реформация также произвела в нравственном учении Католической Церкви, чрезмерно отягощенном аскетизмом, который иногда переходил в изуверское отрицание достоинства телесной природы человека. Аскетизм был для Лютера и его сподвижников таким же оскорблением Жертвы Христовой как и почитание святых; бессмысленная, с их точки зрения, погоня за подвигами нарушала основную заповедь Реформации — спасение только верой. Лютеранство Лютеранство возникло на почве немецкого религиозного сознания в ходе германской Реформации, сформировавшей общие основы веросознания протестантизма. Отцами-основателями лютеранства стали М.Лютер и Ф. Меланхтон, а также их ближайшие последователи. Из Германии оно распространилось в ряде европейских стран: в Австрии, Венгрии, Франции, в скандинавских странах, а затем и Северной Америке. Сейчас в мире насчитывается около 75 млн. лютеран и около 200 лютеранских церквей. 50 млн. лютеран принадлежат ко Всемирному лютеранскому союзу, образованному в 1947 г. Лютеране всего мира признают авторитет шести символических книг: " Большого катехизиса " и " Малого катехизиса " Лютера, " Аугсбургского исповедания, " " Апологии Аугсбургского исповедания, " " Шмалькальденских артикулов " и " Формулы согласия. " Очень важное значение среди них принадлежит " Аугсбургскому исповеданию " составленному в 1530 г. на основе нескольких ранних вероучительных сочинений лютеран. Оно получило свое название от города в котором германский император Карл V проводил сейм для примирения реформаторов с Католической Церковью. В нем излагаются основные догматические представления лютеранства о Боге, грехе, оправдании, Церкви и таинствах в противовес католическому вероучению. Вскоре после оглашения " Исповедания " поступило опровержение на него от католических богословов, присутствовавших на сейме, и оно послужило для Меланхтона поводом к написанию " Апологии Аугсбургского исповедания, " которая близка к исповеданию по содержанию, но значительно пространнее, отличается более резким полемическим тоном и подробно раскрывает учение о первородном грехе в связи с догматом об оправдании верой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Внешняя политика К. была не слишком удачной, поскольку попытка захватить Ливонию привела к ухудшению отношений с Данией, Голландией и Англией, торговля этих стран приносила одни убытки из-за военных действий. В 1609 г. К. подписал русско-швед. Выборгский договор, к-рый был использован для начала вторжения на территорию Русского государства (в 1611 был захвачен Новгород Великий). В 1611 г. началась т. н. Кальмарская война между Данией и Швецией за контроль над прол. Зунд и Нарвой. Узнав о начале войны, К. скончался от инсульта. Религиозная политика К. участвовал в церковных делах столь же активно, как и его брат Юхан, однако в отличие от своего предшественника противостоял католичеству и симпатизировал кальвинизму. Он не был открытым кальвинистом, но во многом разделял взгляды сторонников этого учения, хотя лютеранство уже окончательно утвердилось как офиц. религия швед. Церкви. В целом религ. взгляды К. были достаточно эклектичными, неизменными оставались только вера в высший авторитет Свящ. Писания и неприятие Римско-католической Церкви. Конфликту К. с лютеран. духовенством во время его правления предшествовал период, когда он содействовал укреплению позиций лютеран в Швеции. При его поддержке в 1587 г. было принято 1-е строго лютеран. исповедание веры (Confessio Strengnensis) и проведено Уппсальское собрание в 1593 г. Считая католицизм главной угрозой для Швеции, К. согласился на предложение епископов ввести Аугсбургское исповедание веры. На риксдагах 1602, 1604 и 1607 гг. он упорно отказывался лично принять Аугсбургское исповедание, несмотря на обращения лютеранского духовенства. К моменту коронации в 1607 г. К. принимал Аугсбургское исповедание «лишь настолько, насколько оно соответствует Священному Писанию» (Lutheran Ecclesiastical Culture. 2008. P. 440). Как регент и король К. стремился получить неограниченную власть над Церковью, вмешиваясь в избрание епископов вопреки установлениям 1571 г. и пытаясь контролировать распределение бенефициев. В 1606 г. он издал ордонанс, не позволявший епископам самостоятельно назначать бенефициаров. В следующем году К. предложил создать назначаемый королем центральный церковный совет, куда вошли бы и миряне, для рассмотрения духовных вопросов и национальный «consilium», в ведение к-рого передавались бы «все важные дела, касающиеся религии». Это заменило бы юридическую власть епископа в диоцезе и прежнее устройство Церкви новой структурой, подчиненной королю. Однако начинание К. не было реализовано ( Roberts. 1968. P. 422-423).

http://pravenc.ru/text/1681069.html

В ходе Аугсбургского рейхстага (1530) лютеранами было оглашено составленное Меланхтоном Аугсбургское исповедание ; Цвингли также составил исповедание веры цюрихской протестант. общины. Желая подчеркнуть собственную религиозную независимость и вместе с тем обозначить возможность компромисса между религиозными взглядами Лютера и Цвингли, К. и др. страсбургские реформаторы, в т. ч. Буцер, Якоб Штурм (1489-1553), Матис Пфаррер (1489-1568), составили Тетраполитанское исповедание (Confessio Tetrapolitana), названное так вследствие того, что оно являлось исповеданием веры 4 городов: Страсбурга, Констанца, Меммингена и Линдау. К. и др. страсбургские проповедники намеревались представить документ на рейхстаге, однако его в отличие от Аугсбургского исповедания власти даже не позволили прочесть. От Аугсбургского исповедания документ отличается гл. обр. учением о Евхаристии, формулируя к-рое К. и Буцер занимали промежуточную позицию между Лютером и Цвингли: они говорили как о присутствии в Евхаристии истинных Тела и Крови Христовых, так и о том, что евхаристические Хлеб и Вино не меняют своей сущности; настаивали на духовной, а не телесной природе причащения. В 30-х гг. К. фактически передал руководство общиной Страсбурга Буцеру и почти отошел от дел. Вместе с тем он поддерживал переписку со мн. деятелями Реформации и принимал участие в различных межпротестант. совещаниях и переговорах. Так, К. присутствовал на собрании в Берне местных проповедников (9-14 янв. 1532), где способствовал восстановлению мира между протестант. проповедниками и городским советом (подробнее см.: Strasser. 1928). В 1533 г. городской совет Страсбурга разрешил провести общее собрание проповедников; в ходе собрания К. принимал участие в обсуждении исповедания веры и церковного устава протестант. общины Страсбурга ( Baum. 1860. S. 492). Как эксперт по проведению церковного реформирования, К. в 1535 г. давал консультации протестант. общине и городским властям Франкфурта-на-Майне; в 1537 г. он дал управлявшему княжеством Пфальц-Цвайбрюккен герц. Рупрехту советы относительно его обязанностей при осуществлении религ. реформ. В нач. 1536 г. в Базеле состоялась встреча К., Буцера, Генриха Буллингера (1504-1575), Освальда Микония (1488-1552) и др. реформатов, к-рая завершилась принятием Первого Гельветического исповедания, засвидетельствовавшего единство в вере протестант. общин ряда городов Германии и Швейцарии, в т. ч. Цюриха, Берна, Базеля и Страсбурга.

http://pravenc.ru/text/1470323.html

Человек после падения находится в таком же самом состоянии, в каком он находился до того момента, как получил от Бога сверхнатуральную благодать, данную ему Богом для того, чтобы приводить в гармоническое отношение обе стороны его природы с их противоположными стремлениями. Переходим теперь к изложению лютеранского учения о сущности первородного греха. Это учение излагается в Аугсбургском Исповедании и его Апологии. В Апологии Аугсбургского Исповедания сущность первородного греха Меланхтон определяет точно так же, как Ансельм Кентерберийский и Дунс Скотт, именно: как недостаток первобытной праведности 304 . Что же Меланхтон разумеет под первобытной праведностью, в недостатке которой он полагает сущность первородного греха: то же ли, что разумеют под ней Ансельм Кентерберийский и Дунс Скотт, или что-либо другое? Под первобытной праведностью Меланхтон разумеет то состояние совершенства, в котором находилась первобытная природа человека. Это состояние совершенства первобытной природы человека в Апологии Аугсбургского Исповедания (Apol. a. I, 17) Меланхтон полагает не только в гармоническом равновесии свойств тела и в повиновении низших сил человека высшим, но главным образом в том, что душа человека обладала истинным познанием Бога и была проникнута любовью к Богу и упованием на Бога, причем указанные свойства души были не актом воздействия на силы человека божественной благодати, а естественными и натуральными свойствами духовных способностей человека: духовные способности человека так созданы были, что они познавали Бога, любили Его и стремились к Нему 305 . Таким образом, по учению Меланхтона, изложенному в Апологии Аугсбургского Исповедания, первобытная праведность была таким натуральным состоянием первозданного человека, когда его духовные силы раскрывались в истинном познании Бога, любви к Богу и уповании на Бога 306 . Более ясным и раздельными чертами изображается первобытная праведность, по лютеранскому учению, в других источниках. В Locis praecipuis theologicis Меланхтон изображает первобытную праведность, как «такое состояние, когда ум человека был озарен светом, в силу которого мог находиться в непоколебимом согласии с словом Божиим, когда воля его направлена была к Богу, когда сердце его исполнено было послушания, согласного с определениями начертанного в его уме закона Божия» 307 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

начальных заседаний К. заняло обсуждение процедурных вопросов. Хельдинг, выступивший затем с вводной богословской речью, подчеркнул в ней непрерывность церковного Предания и призвал участников К. вернуться к здравому церковному учению, которое было принимаемо всеми до начала Реформации. По совету Канизия Хельдинг предложил Меланхтону обсуждать не все подряд положения Аугсбургского исповедания, но лишь 23 избранных спорных тезиса, список которых подготовил Канизий. В ответном выступлении Меланхтон указал, что ссылки католиков на церковную традицию неправомерны, поскольку католики игнорируют значительное число искажений истинного учения и злоупотреблений, возникших в Церкви после апостольских времен. Меланхтон предложил использовать в качестве единственного критерия религ. истины Свящ. Писание, учение к-рого, по его словам, вполне ясно для всякого человека. С ответом Меланхтону выступил Канизий, предложивший сначала отделить вопросы, касающиеся церковных злоупотреблений, наличие мн. из к-рых признается и католиками, от догматических вопросов, к-рые должны обсуждаться и решаться с опорой на учение древней Церкви и свидетельства св. отцов. Отметив, что после принятия Аугсбургского исповедания среди протестантов возникали ожесточенные споры по поводу его содержания (гл. обр. в области учения о Евхаристии), в ходе к-рых оно изменялось и дополнялось, Канизий обратил внимание на то, что все участники этих споров ссылаются на слова Свящ. Писания, и на этом основании оспорил тезис Меланхтона о внутренней ясности Свящ. Писания. Зная о существовании влиятельной группы гнесиолютеран (см. ст. Лютеранство ), обвинявших Меланхтона в искажении учения Лютера, Канизий призвал протестант. теологов выделить все артикулы веры Аугсбургского исповедания, в к-рых они согласны с католиками, и осудить всех протестантов, придерживающихся иных взглядов. Развивая эти темы во 2-й речи и намеренно провоцируя раскол между присутствовавшими на К. протестантами, Канизий заявил, что католич. вероучение основывается как на Свящ.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

известил имп. Карла V, что не в состоянии провести в жизнь Аугсбургский И. в полном объеме, после чего поручил теологам из Виттенберга и Лейпцига составить новый документ, более приемлемый для лютеран. Основным его автором стал Ф. Меланхтон . Крайне негативно оценивая Аугсбургский И., Меланхтон настаивал в частной переписке на том, что лютеране все же должны пойти на максимальные уступки католикам «в вещах маловажных (безразличных)» (греч. διφορον; см. статьи Адиафора , Адиафористские споры ), т. е. не предписанных, но и не запрещенных Библией, ради того, чтобы избежать полной ликвидации лютеран. церквей, как это произошло в Швабии. Лейпцигский И. был утвержден ландтагом Саксонии в Лейпциге 21-22 дек. 1548 г. и получил статус земельного закона в июле 1549 г. Содержательно он не отличался от Аугсбургского И., однако превосходил его многословием и двусмысленностью формулировок. Поскольку Лейпцигский документ в отличие от Аугсбургского был составлен не католиками и одиозным Агриколой, а теологами Виттенбергского ун-та - интеллектуального центра Реформации, он вызывал даже большее негодование лютеран. Оппозицию (см. Гнезиолютеране ) возглавил Маттиас Флаций Иллирик , в 1549 г. бежавший из Виттенберга в Магдебург, где печатались многочисленные памфлеты против интеримистов, в большом количестве изданные в Германии. В 1549-1552 гг. примерно 400 священников в контролируемых католиками областях Германии так или иначе не приняли оба И., за что подверглись тюремному заключению или иным репрессиям. В кон. 1551 г. Мориц разорвал союз с императором, и 5 апр. 1552 г. его войска заняли Аугсбург. 2 авг. 1552 г. был заключен мирный договор в Пассау, по которому оба И. были официально аннулированы. После заключения Аугсбургского религиозного мира 25 сент. 1555 г. лютеране вновь получили свободу вероисповедания в тех государствах, где монархи придерживались лютеранства в соответствии с принципом «чья власть, того и вера» (cujus regio, ejus religio). Меланхтон, однако, признал Лейпцигский И. своей ошибкой только 5 сент. 1556 г. в личном письме Флацию Иллирику. Опыт, полученный лютеран. богословами, был учтен в ст. X «Формулы согласия» 1577 г., где говорится: «Во времена преследований, когда от нас требуется ясное и постоянное исповедание веры, не следует уступать врагам Евангелия в адиафоре». Ист.: Mehlhausen J. Das Augsburger Interim von 1548: Nach den Reichstagakten deutsch und lateinisch herausgegeben. Neukirchen-Vluyn, 1970. Лит.: Ranke L., von. Deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation. Lpz., 1909 8. Bd. 5; Bente F. Historical Introductions to the Book of Concord. St. Louis, 1965; Rabe H. Reichsbund und Interim: Die Verfassungs- und Religions-Politik Karls V. und der Reichstag von Augsburg 1547/1548. Köln, 1971.

http://pravenc.ru/text/468845.html

1885. S. 305; H ü nermann. 1923. S. XII). Однако, если учитывать обычную для К. практику пересказывать и переформулировать мнения оппонентов, нельзя исключать и его непосредственного знакомства с текстом Аугсбургского исповедания (см.: R ü ckert. 1926. S. 30; Gleason. 1993. P. 99). Содержание сочинения К. свидетельствует о том, что помимо тезисов Аугсбургского исповедания он использовал и некоторые другие лютеран. источники; он не рассматривает те артикулы Аугсбургского исповедания, в отношении к-рых между католиками и протестантами не было разногласий (напр., учение о Боге, о Св. Троице, о таинстве Крещения и т. п.), и располагает лютеран. тезисы по собственной системе, начиная с учения об оправдании, поскольку именно им, по словам К., «Лютер более всего гордится» ( H ü nermann. 1923. S. 1). Излагая 1-й спорный артикул, К. предлагает общую формулировку лютеран. представления об оправдании: «Человек оправдывается верой, а не делами» (ср.: Conf. Aug. 4); признавая этот тезис правильным, К. отмечает, что для его согласования с католич. вероучением необходимо правильно интерпретировать входящее в него понятие «вера». Согласно К., вера - это не просто уверенность в том, что Бог есть, и убежденность в истинности Его слов, в т. ч. Свящ. Писания, но «доверие» (credulitas), посредством которого человек устремляется к Богу; такое стремление с необходимостью порождает добрые дела, поэтому спасение всегда сопровождается добрыми делами, хотя формальной причиной спасения являются не эти дела, но оправдывающая благодать Бога, принимаемая верой (см.: H ü nermann. 1923. S. 3). В качестве 2-го артикула К. рассматривает лютеран. учение о том, что добрые дела служат умерщвлению в человеке грехов, но не могут рассматриваться как заслуги, к-рые определяют загробную участь человека (ср.: Conf. Aug. 20). Соглашаясь с 1-й частью этого утверждения, К. отвергает 2-ю часть и заявляет, что добрые дела, к-рые человек совершает после обращения ко Христу и принятия благодати,- это уже не его собственные дела, а «добродетельные силы» (virtutes), являющиеся следствием причастности человека божественной природе по благодати.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Наконец, ап. Петр говорит, что «во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян. 10:35 ) и что добрые дела и язычников угодным Богу ( Деян. 10:2 ). Впрочем, и сами лютеране допускают возможность в человеке некоторой и в известном смысле праведности. К какой именно праведности человек с своими естественными силами способен, и к какой праведности, напротив, неспособен, – это объясняется в Аугсбургском исповедании следующим образом: «хотя природа человека и может до известной степени совершать внешние дела – может удерживать руку от воровства и убийства, но не может производить внутренних движений, как-то: страха Божия, упования на Бога, целомудренности, терпения и под.». Но подобное разделение между добрыми делами, как внешними поступками, имеющими отрицательный характер, и внутренними побуждениями добра, имеющими положительный характер, не выдерживает строгой критики, потому что и допускаемое лютеранством совершение добрых дел внешних предполагает известные, соответственные им, добрые внутренние побуждения. Далее, при определении того, какой именно праведности способен достигнут человек своими естественными силами и средствами, – в Аугсбургском исповедании и его Апологии проводится разграничение между праведностью гражданской и праведностью духовной. Достижение первой праведности может быть приписано силам человеческим; последняя же праведность для естественных сил человека совершенно невозможна. «Воля человеческая, говорится в Аугсбургском исповедании, помимо Святого Духа не имеет силы к совершению правды Божией или праведности духовной. Она располагает только некоторой свободой к совершению гражданской правды» 184 . Что же разумеется под той и другой праведностью? Под гражданской праведностью символические книги лютеранства разумеют исполнение обязанностей семейных и общественных, имеющих отношение к интересам земной жизни; а под духовной праведностью разумеется исполнение обязанностей по отношению к Богу. Но проводить такую резкую до степени противоположности грань между обязанностями по отношению к ближним и обязанностям по отношению к Богу совершенно неосновательно: эти обязанности, по учению Слова Божия, находятся в таком тесном взаимном единении, что исполнение одних обязанностей – общественных и семейных – как выражение любви к ближним, служить основанием для исполнения других обязанностей – обязанностей религиозных ( 1Ин. 4:20–21 ). Учение лютеран о благодатном оправдании человека

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

Евхаристия ). Несовместимость лютеровского учения о Евхаристии с учением Цвингли стала очевидна после издания в 1525 г. исповедания веры Цвингли - «Об истинной и ложной религии» (De vera et falsa religione). Обеспокоенный распространением взглядов Цвингли, Лютер в 1526 г. просил Й. и Меланхтона просмотреть сочинения древних церковных писателей, к которым апеллировали сакраментарии; в результате этой работы Й. пришел к выводу, что последователи Цвингли произвольно выбирают выгодные им цитаты и часто игнорируют контекст рассуждений (см.: JJBW. Bd. 1. S. 97-98). В 1527-1528 гг. Лютер и Цвингли вступили в открытую полемику, в ходе к-рой Лютер выпустил трактат «Исповедание о Вечере Христовой» (Bekendnis vom abendmal Christi, 1528). После ознакомления с ним Буцер высказался в пользу переговоров и принятия общего с лютеранами исповедания веры. С целью обсудить возможность достижения согласия Й. вступил в переписку с Буцером; в письмах ему он отмечал, что вероисповедные споры наносят непоправимый ущерб делу реформирования Церкви и должны быть преодолены (JJBW. Bd. 1. S. 99-100; ср.: Delius. 1952. S. 57-58; Lehmann. 1963. P. 56-57). Й. принимал участие в составлении вероисповедных документов, связанных с созывом в 1530 г. Аугсбургского имперского сейма, а также вместе с др. протестант. проповедниками присутствовал на заседаниях сейма. По поручению курфюрста Иоганна весной 1530 г. Й., Меланхтон и др. виттенбергские теологи подготовили текст «Торгауских артикулов», позднее легших в основу Аугсбургского исповедания ( Lehmann. 1963. P. 60-61). Поскольку Лютер по политическим причинам не мог присутствовать на сейме, Й. регулярно писал ему в Кобург отчеты о событиях, происходивших в Аугсбурге ( Delius. 1952. S. 61-67). Во время пребывания в Аугсбурге Й. помогал Меланхтону в подготовке текста Аугсбургского исповедания; по поручению Лютера Й. наблюдал за тем, чтобы склонный к компромиссам Меланхтон ни в чем не нарушил «евангельских принципов» ( Lehmann. 1963. P. 63). 25 июня 1530 г. Й.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010