В феврале князья-протестанты собрались на рейхстаг во Франкфурте-на-Майне. И император не посмел воспрепятствовать им, хотя по закону он один имел полномочия на созыв ассамблеи подобного уровня. Он даже счел для себя полезным отправить на это мероприятие своих представителей. Его примеру последовал и король Фердинанд. Филипп Гессенский и Иоганн Саксонский намеревались дать католикам решающий бой, однако остальные князья с ними не согласились. Король Франции действительно сулил им военную помощь, однако пока ничем не подтвердил серьезность своих намерений, а потому, рассуждали они, стоит повременить. Лютера не покидало чувство тревоги. Он своими глазами наблюдал Крестьянскую войну и хранил в памяти все виденные ужасы. «Господи! – молился он. – Отведи от нас войну, ибо она несет одни разрушения и бедствия! Лучше нашли на нас чуму, быть может, тогда мы образумимся!» Действительно, по сравнению с войной – делом рук человеческих – чума представлялась Божьим промыслом. Он отлично понимал, что от наемников обеих армий ничего хорошего ждать не придется, неважно, под какими знаменами они будут выступать. «Солдаты превратились сегодня в воплощенных бесов. В них нет ни веры, ни жалости, они не признают никаких законов. Наши собственные защитники станут для нас несчастьем». В самый разгар споров Филиппа Гессенского свалил жестокий приступ сифилиса, и ему стало не до войны. Избавившись на время от самого воинственного и властного из князей, сторонники сохранения мира поспешили предложить императору сделку. Карл V не был уверен в своих силах и потому согласился. 19 апреля 1539 года он подписал Франкфуртский договор, по условиям которого предоставлял князьям – участникам Аугсбургского соглашения перемирие сроком на 15 месяцев. На такое же время приостанавливалось судебное следствие по всем религиозным процессам. До истечения срока перемирия император обязался провести совещание, которое обсудит проблемы вероисповедования. Итак, не решаясь перейти к активным военным действиям, князья-протестанты предпочитали годами тянуть с созывом рейхстага, который мог бы примирить их с католиками. Они не ждали от этого примирения никаких выгод и не надеялись на согласие в вопросах религии. В течение почти 20 лет собирались конгрессы, рейхстага, совещания, но толку из них не выходило никакого. Богословы не желали идти друг другу навстречу в тонкостях теологии, политики и слышать не хотели о малейшей взаимной уступке. От открытого противостояния тех и других пока удерживал страх, но не страх кровопролития и разрухи, а страх оказаться побежденными. Поэтому мирная обстановка расценивалась всеми как временная передышка, необходимая, чтобы успеть получше вооружиться. Лютеранам она позволила на вполне законных основаниях утверждать свою Церковь в тех княжествах, которые открыто примкнули к протестантизму. Князьям-католикам приходилось несладко. Они чувствовали, что император, больше похожий на дипломата, чем на главу Священной империи, предает их.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

В XVI-XVII вв. Реформация, сопровождавшаяся крестьянскими восстаниями (наиболее крупное в В. Австрии в 1626), и рост тур. угрозы на вост. границах стали серьезным испытанием для австр. гос-ва. Тем не менее твердая прокатолич. политика Габсбургов позволила им укрепить свое положение. С 1526 г. к герц. Фердинанду I (1526-1562, имп. 1556-1564) переходят короны Чехии и Венгрии. Постоянная угроза со стороны Османской империи (в 1529 турки осадили Вену, в 1532 - крепость Гюнс (венг. Кёсег) близ штирийской границы, но были отбиты) способствовала централизации гос-ва. Династия Габсбургов в XVI в. стала щитом для проникновения ислама в регион, защитницей христианства - это проявилось прежде всего в поддержке католич. традиции против различных инноваций. Реформация в А. достигла крупных успехов: в сер. XVI в. более половины населения страны были протестантами, в нек-рых областях они составляли до 80%. Папа Пий IV , уступая реформационным требованиям, допустил к чаше Причастия мирян в архиеп-стве Грац, однако папа Пий V запретил это. Имп. Фердинанд I поддерживал католицизм инспекцией мон-рей и приходов, влиянием на решения Тридентского Собора (1545-1563). В австр. провинциях иезуиты были значительным фактором в защите католич. веры. При покровительстве Фердинанда св. Игнатий Лойола основал коллегию иезуитов в Вене. Первый нем. член ордена св. Петр Канизий возглавил 2 кафедры на теологическом фак-те и организовал гимназий с семинарией при нем. Сын Фердинанда имп. Максимилиан II (1564-1576), имевший воспитателем протестанта, впосл. разрешил князьям в своих замках и городах следовать принципу Аугсбургского религ. мира - «чья власть, того и вера». В 1570 г. в провинции Тироль правитель Якоб Пагрсбах разрешил желающим исповедовать протестантизм. Тем не менее реформационное движение в А. носило компромиссный характер. Протестанты не порывали окончательно с католич. Церковью, хотя и проводили секуляризацию церковного имущества, признавали право духовенства на вступление в брак, церковное богослужение на родном языке. Еп. Вены Мельхиор Клесль возглавил движение контрреформации в А., к-рое было полностью поддержано Габсбургами, и прежде всего имп. Рудольфом II (1576-1612). К сер. XVII в. А. вновь становится в основном католич. страной.

http://pravenc.ru/text/Австрия.html

   Во-первых, зло не субстанциально и, следовательно, заключает в себе самом начало саморазрушения.    Во-вторых, целью мира, по Оригену, является всеобщее восстановление (ποκαταστασις τν παντων), т. е. возвращение мира и человека в первоначальное состояние, не предполагающее наличие зла.    В-третьих, Ориген считал, что искупительная жертва Спасителя имеет всеобъемлющую силу, которой не может противостоять никакая, даже демоническая, злая воля.    Впрочем, сам Ориген не настаивал на этом учении как безусловно истинном, рассматривая его как собственное богословское мнение.    Из числа отцов Церкви идеи апокатастасиса были близки свят. Григорию Нисскому, который развивал идеи, близкие к первому и третьему аргументу Оригена и считал, что зло, будучи «не сущим», но только лишенностью, недостаточностью добра, не может существовать вечно, а воплощение Сына Божия и Его искупительная жертва имеют силу уврачевать греховную волю не только человека, но и самого диавола.    До конца IV в. Церковь снисходительно относилась к идеям апокатастасиса, но увеличение числа адептов этого учения привело к осуждению Оригена и его взглядов сначала на Александрийском соборе 400 г., а затем на VI и VII Вселенских соборах.    Учение о всеобщем спасении было осуждено также Римо-Католической церковью (IV Латеранский собор, I Ватиканский собор) и последователями Лютера (Аугсбургское исповедание. XVII, 1—4).    Тем не менее в период Реформации идеи апокатастасиса вновь становятся востребованными в некоторых протестантских общинах (анабаптисты, социане и др.). В XVIII-XXbb. распространение идей светского гуманизма способствовало росту популярности учения о всеобщем спасении как в некоторых общинах (универсалисты в США в XVIII в.), так и среди отдельных богословов, причем не только протестантских (Ф. Шлейермахер и др.), но и православных, стремящихся представить гееннские мучения в относительном смысле, понимая «вечность» как некоторый «век», «эон», «период», пусть даже и весьма продолжительный, но все-таки конечный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Вера и святость. 2003. С. 119). ЕЦГ заявила, что правосл. Церковь является Церковью Иисуса Христа, поскольку она осуществляет истинную проповедь Слова Божия и правильное совершение таинств, что является характерным признаком для Церквей Иисуса Христа согласно 7-й ст. Аугсбургского исповедания . РПЦ признала членов ЕЦГ членами Тела Христова, рожденными от воды и Духа (Ин 3. 5), но лишенными той полноты благодати, к-рая дается правосл. Церковью своим членам через священство и к-рая проявляется в дарах Св. Духа, особенно в таинствах. На собеседовании «Aphoльдcxaйh-IV» (1969, Ленинград) в тезисах на тему «Крещение - Новая жизнь - Служение» была подчеркнута центральная роль Крещения в примирении с Богом и в деле спасения. Человек получает в Крещении дар новой жизни и т. о. участвует в примирении; через Крещение заключается новый завет между Богом и человеком, Господь принимает его как Свое чадо, и он освобождается от греха и от власти зла и вечной гибели. Крещеный человек становится также членом Тела Христова - Церкви - и подвергается действию Св. Духа. В тезисах говорится также о признании действенности Крещения, «когда оно совершается во имя Троичного Бога и участники его посредством его совершения желают последовать за Христом» (Там же. С. 124). Представители двух Церквей на «Aphoльдcxaйhe-V» (1971, мон-рь Кирхберг, ФРГ) обсуждали тему «Воскресший Христос и спасение мира» и в тезисах дали определение дела спасения как оправдания человека и исцеления от греха. Распятый и воскресший Господь, присутствующий в благодати, проповеди и таинствах Церкви, осуществляет спасение, т. е. оправдание человека. Он призывает человека к вере и внутренне обновляет его; неизбежным несением креста в жизни христианин вовлекается в соучастие в Его смерти и воскресении. Это преображение человека остается тем не менее внутренним воздействием, в то время как живая вера христиан всегда выражается в их делах (1 Кор 6. 20). Несмотря на конфессиональные разногласия, и для православных, и для исповедующих доктрины, возникшие в результате Реформации (в частности, для лютеран), крест и воскресение при всей их полярности (оставление мира и явление славы) неразделимы и вместе составляют искупительную миссию воплощенного Слова Божия.

http://pravenc.ru/text/171923.html

В 1555 году Карл V, отказавшись от престола королевского, в пользу сына своего Филиппа, в от императорского, в пользу брата своего Фердинанда, отправился (1556 г.) в эстремадурский монастырь Юста, и здесь умер (1558 г.). Последователи Лютера, усиленные миролюбивым расположением к ним преемников Карла (1558–1569 г.), разделившиеся (1563 г.) на две враждебные половины, из коих каждая имела сильную опору в державах иноземных, не примиренные с латинами и собором тридентским (1564 г.), не встретившие (1574–1581 г.) одобрения отступлениям своим на православном востоке 107 , не пришедшие в единомыслие между собою при посредстве «образца согласия» 108 , то стесняемые, то ограничиваемые, то нетерпимыые, то истребляемые, то постыждаемые, то терявшие покровительство законом, вообще лишаемые прав и преимуществ в Австрии (1576 г.), Кельне (1583–1584 г.), Страсбурге (1592–1604 г.), Штирии (1596–1598 г.), Пруссии (1598 г.) и в других местах, начали близиться к уничтожению. В начале XVII века (1608 г.) они поставлялись даже в крайность – возвратить латинам значительное число архиепископий, епископий и церковных имений, присвоенных ими со времени аугсбургского мира. При таком положении дел, они составили тогда во владениях анспахских, в агаузенском монастыре, союз для охранения свободы немецких сословий и, в случае притеснения которого-нибудь из них, для совокупного действования в его защите, а когда при короле богемском Фердинанде нарушена была (1618 г.) грамота Величества, данная богемцам (1609 г.) Pyдoльфoм II, утверждавшая за ними свободу вероисповедания, с оружием в руках явились в канцелярию штатгалтеров прагского дворца, выбросили оттуда за окно двух членов правления с их секретарем, захватили в свои руки правительственную власть, овладели государственными доходами, изгнали иезуитов, снарядили войско, низложили избранного в преемника императору Матфию (†1619г.) Фepдuhahдa II, и провозгласили (1619 г.) королем Фpuдpuxa V, курфирста пфальцского, начальника своего союза 109 . Открылась тридцатилетняя война, вначале (1620–1628 г.) угрожавшая последователям Лютера совершенным подавлением, – вследствие двух побед над императорскими войсками, одержанных покровителем их шведским королем Густавом Aдoльфoм II, одной под Лейпцигом (1631 г). а другой при Люцене (1632 г.), обещавшая им полное торжество, – по смерти Густава Адольфа от ран под Люценом, не сопровождавшаяся уже особенными успехами в пользу самовольных преобразователей латинства, а вследствие блистательной победы, одержанной (1634 г.) императорскими войсками над шведами при Нердлингене, утвердившая перевес за императором во всей южной Германии. Совершенное истощение обеих партий и всеобщее желание мира прекратили, наконец, кровопролития. В 1648 году подписав был в Мюнстере и Оснабрюке вестфальский мир, и лютеране получили наконец полную свободу вероисповедания 110 . § 230. Источники сведений о заблуждениях лютеран

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Ни один из этих переходов в католицизм не заставил так много говорить о себе и не имел столько важных последствий, как переход саксонского курфюрста Августа Сильного. Хорошо известно, что религиозные мотивы не играли здесь никакой роли. Менее известно, что фривольный герой галантной Саксонии в одно и то же время обещал саксонским сословиям дать своему сыну протестантское воспитание, а папе – воспитать сына в католичестве. Чрезвычайно характерно, как он сдержал эти торжественные обещания. Уже в 1711 году он окружил наследного принца, получившего начальное протестантское воспитание, католическим двором, душой которого был ловкий салонный иезуит Салерно, в 1712 году сын вступил, на радость своему благочестивому отцу, в лоно католической церкви. Таким образом, альбертинская линия Веттинского дома была окончательно приобретена католической церковью. Напротив, другие обращения князей являлись лишь эфемерными успехами ордена. Вообще, эпоха больших побед ордена закончилась в 1648 году. Он должен был быть довольным, если мог отстоять уже занятые позиции и кое-где укрепить их. Это и удавалось ему вплоть до середины XVIII столетия. Иезуиты в Польше и России За исключением Германии, Франции и Англии ни одна страна не была так глубоко затронута реформационным движением, как Польша. В прусской Польше почти все города перешли в лютеранство. В Великой Польше богемские братья создали цветущую церковь . В Малой Польше, Галиции, Литве среди дворянства возникла сильная кальвинистская партия. В Курляндии, Ливонии и Эстляндии лютеранство одержало в 1554 году окончательную победу. Верховные власти королевства не противились этому движению. Уже в 1555 году, в год аугсбургского религиозного мира, Петроковский сейм дал дворянству право организовывать по своему усмотрению богослужение в своих домах. В следующие годы протестанты проникли в сенат и стали занимать даже епископские кафедры. Широко распространенное движение в пользу отделения от Рима увлекло постепенно всю нацию. Польша, казалось, также была потеряна для папства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

В Германии с открытым письмом выступил Деллингер в «Аугсбургской всеобщей газете» от 21 января 1870 года, и выставлял серьезное возражение, что «в будущем 180.000.000 людей, под угрозой исключения из церкви и таинств, и вечного осуждения, будут принуждены веровать и исповедовать то, во что доселе не веровала и чему не учила церковь ». Город Мюнхен дал ему за это право почетного гражданина, и сочувственные адреса он получил также от Браунсберга, Кельна, Бонна, Праги. Опасаясь, как бы противодействие не усилилось и не возросло в грозную общественную силу, иезуиты решили поскорее провести излюбленный догмат. И вот, выдвинут был вопрос о церкви, в котором в 4-члене уже прямо ставился и вопрос о непогрешимости. По этому поводу составлена была обстоятельная «схема», в которой в доказательство папской непогрешимости приведено было изречение Спасителя ап. Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк. 22:32 ); затем понабраны были кое какие места из св. отцов и главным образом делался логический вывод, что папа – наместник Христа и по тому самому должен быть непогрешимым. На основании всего этого составлен был, притом крайне неожиданно для многих, следующий проект постановления: «Посему мы учим с согласия собора и выставляем, как член веры, что римский папа, – если он при исполнении своей должности, как высший учитель всех христиан, в силу своего авторитета определяет, что должна содержать вся церковь в делах веры и нравственности – не может погрешать; и что это преимущество непогрешимости простирается настолько же, насколько простирается и непогрешимость церкви». По поводу этого проекта началась ожесточенная борьба. Сам папа вмешался в нее и открыто говорил, что он «верует в папскую непогрешимость», причем ссылался и на «голос церкви», каковым являлся ряд полученных им из разных частей христианского мира адресов, в которых как духовные, так и миряне, выражали ему свою преданность, вместе с выражением веры в его непогрешимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Письмо мусульманскому Другу Наталия Нарочницкая Мой мусульманский друг! Отчего ты не бережешь колодец, из которого пили поколения твоих предков? Пили и утоляли жажду своей духовной свободы – той самой свободы совести, которая была бы им недоступна в «цивилизованной» Европе, где пылали костры инквизиции и где принцип Аугсбургского религиозного мира «cujus regio ejus religio» («чья страна – того и вера») предписывал подданным принимать веру своего правителя. Именно в православной России, ценящей прежде всех иных свобод «свободу не плоти, но духа», такое насилие над духовной свободой, свободой совести было неслыханным. Отчего же тех предков твоих, мой исламский друг, не смущали православные кресты на кремлевских соборах и чин помазания на царство православного царя, когда они стремились и просились именно в русское православное государство? Да-да, сколько бы ни повторяли сегодня перекодированную в либеральные клише ленинскую большевистскую интерпретацию русской истории и сказки о «тюрьме народов», документы говорят сами за себя: и казахские жузы, и кавказские народы, ныне натравливаемые на русских да и друг на друга, просились в Россию. Ты думаешь, мой мусульманский друг, что они предпочли бы другое, некое абстрактное «общечеловеческое государство»? Смею полагать, мой мусульманский друг, что твои предки были не меньшими мусульманами, чем ты, дитя XX века. И именно потому что они были истинно верующими, они отшатнулись бы от такой нигилистической пародии на богоданный мир, в котором мнящие себя свободными индивиды, на самом деле порабощены плотью и гордыней.  Может, ты возразишь мне и напомнишь, что не только добровольно шли в Россию, а были и покоренные силой? Соглашусь: и это было. Во времена великой смуты в начале XVII столетия живы были еще татарские старейшины, которые помнили покорение Казани Иоанном Грозным. В эти годы, когда Русское государство практически перестало существовать, твои предки вполне могли провозгласить суверенитет и отложиться от Московского царства. Но они собрали людей, деньги и послали на помощь Минину и Пожарскому, и участвовали в восстановлении законной русской власти. Задумайся и о том, что в сознании поколений твоих предков, инаковерных по отношению к власти, но искренне верных ее граждан, законной эта власть становилась только при коронации, под звон колоколов и освященная Церковью! Сегодня же ты, мой мусульманский друг, решился посетовать на то, что «символом этого праздника в России стал звон православного колокола и икона Казанской Божьей Матери»! Не предал ли ты тем самым своих предков, которые не только добровольно, но и осознанно и сопричастно присягали избранному народами России православному царю? Их колокольный звон не смущал! Отчего таким мудрым был твой предок?

http://pravoslavie.ru/410.html

здесь имеет место высшее единение, которое Бог воистину имеет с человеческой природой» (Form. Concord. Epitom. VIII 6, 9). Лютеране признают 3 земных служения Христа: в качестве Искупителя, Пророка и Проповедника, однако с особой силой в Л. подчеркивается исключительность служения Христа как единственного Искупителя. Для выражения учения об объективной стороне искупления Лютер в Шмалькальденских артикулах использовал сводку библейских изречений: «Иисус Христос, наш Господь и Бог, умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания» (ср.: Рим 4. 24-25); «Он один является Агнцем Божиим, Который берет на Себя грехи мира» (ср.: Ин 1. 29); «Бог возложил на Него все наши беззакония» (ср.: Ис 53. 6); «все согрешили и получают оправдание незаслуженно, по Его благодати, через искупление, которое во Христе Иисусе, в крови Его» (ср.: Рим 3. 23-25). Подчеркивая, что эти положения являются первичным и наиболее важным содержанием христ. веры, Лютер замечал: «В данном артикуле ни от чего нельзя отступиться или отказаться, даже если бы небо и земля перестали существовать» (см.: Art. Smalc. II 1. 1-3, 5). Полнота совершённого Христом дела спасения человека в Аугсбургском исповедании описывается в выражениях, заимствованных из древних христ. Символов веры: «Он сошел во ад и воистину воскрес в третий день; после этого Он вознесся на небо, чтобы воссесть одесную Отца, чтобы во веки царствовать и господствовать над всем творением, чтобы освящать верующих в Него, послав в сердца их Духа Святого, Который управляет, утешает и оживотворяет их, а также защищает их от диавола и силы греха. И тот же Христос вновь придет явно, чтобы судить живых и мертвых...» (Conf. Aug. 3. 4-6). Путь спасения. Гравюра. 40-е гг. XVI в. (Гравюрный кабинет, Гос. музеи Берлина) Единственным средством приобретения оправдания, а значит и вечного спасения, в Л. признается вера в Иисуса Христа как Искупителя: «Люди не могут оправдаться перед Богом собственными силами, заслугами или делами, но они оправдываются даром, ради Христа, посредством веры, когда они веруют, что они приняты в благодати и что их грехи отпущены ради Христа, Который Своей смертью принес удовлетворение за наши грехи» (Conf.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

— Я не могу назвать примеров после 2010 года, когда Киевская митрополия нашей церкви была бы причастна к захвату храмов Киевского патриархата. Полагаю, что времена Аугсбургского договора, когда действовал принцип «чья власть, того и вера», уже прошли. Мы живем в другом мире. Сегодня вся жизнь государства должна проходить в правовом поле и быть в рамках Конституции. Поэтому сейчас готовится постановление Верховной рады «О праве собственности и праве пользования имуществом религиозными организациями», согласно которому государство берет на себя ответственность, чтобы таких попыток захватов храмов больше не было. Это, я надеюсь, даст основания для того, чтобы прекратились попытки посягательств на чужое имущество. — Вы начали переговоры об объединении с УПЦ КП и УАПЦ. Но ранее глава УАПЦ заявлял, что он не может договориться об объединении с УПЦ КП в силу личных амбиций ее главы. Если даже не смогли договориться между собой УПЦ КП и УАПЦ, какие вообще гарантии, что вы договоритесь с ними? — На встрече Всеукраинского совета церквей с и.о. президента Александром Турчиновым глава УАПЦ еще раз повторил, что личные амбиции некоторых уже сорвали процесс объединения православных. Надо сказать, что официально Украинская православная церковь ранее не вела переговоров с УПЦ КП. Был начат только процесс подготовки к диалогу. При этом с УАПЦ мы официально уже состоим в диалоге, хотя и он в последние годы практически замер. Сейчас синод нашей церкви утвердил рабочую группу для диалога. Есть много причин, почему ранее ни нам, ни УАПЦ не удалось договориться с УПЦ КП. Однако диалог с Киевским патриархатом требует спокойствия и мира. Нельзя использовать в этом диалоге сложную политическую ситуацию, чтобы оказать давление на своего оппонента. Вопросы церковные не являются политическими. Это вопрос веры, вопрос спасения и вечной жизни. Для настоящего верующего церковь — это не общественная организация, а Тело Христово. И мы должны поступать как верующие. У нас есть только одна цель: создать условия для того, чтобы человек мог спастись в церкви, основанной Господом Иисусом Христом и бережно сохраняющей Предание и каноны. Для этой цели мы и заявили о возможности диалога с УПЦ КП и УАПЦ. Все остальные цели земного характера не являются приоритетными. Иначе церковь, как богочеловеческий организм, превращается в организацию политического или светского характера, не имеющую ничего общего с задачей спасения души. В решении религиозных вопросов нельзя руководствоваться принципом политической целесообразности. Да и вообще использовать силовые аргументы недопустимо. Поэтому, начиная переговоры, мы должны помнить, что церковь — это мистическое Тело Христово, и она зиждется на догматах и канонах, которыми нельзя пренебрегать даже для решения важных, но все же земных задач.

http://pravmir.ru/dazhe-esli-vinovnye-v-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010