Отречение Карла V от имп. титула (1556) привело к распаду «империи Габсбургов» и к обособлению 2 ветвей дома Г.- испан. и австр. Испания вместе с Нидерландами, Франш-Конте и землями в Италии отошла Филиппу II (1556-1598), а имп. титул с родовыми австр. землями получил Фердинанд (король Венгрии и Чехии с 1526, император с 1556 по 1564). Почти до конца Тридцатилетней войны (1618-1648) испан. ветвь оказывала серьезное давление на политику Вены, в т. ч. в религ. вопросе, в к-ром испан. Г. занимали жесткую прокатолич. позицию. В испан. владениях одним из главных орудий внутренней политики короля стала инквизиция . Испан. ветвь Г. правила до 1700 г. Религ. политика Г. в наследственных владениях и инкорпорированных королевствах (Австрия, Испания, Нидерланды, Чехия, Венгрия) в XVI в. в целом повторяла политику в Германии. В Австрии и Венгрии протестантизм получил широкое распространение, особенно среди дворянства и бюргерства. Усиливавшаяся сословная оппозиция растущим притязаниям Г. сливалась с религ. протестом. Несмотря на условия Аугсбургского религ. мира, Г. из-за постоянной тур. угрозы не могли активно поддерживать католицизм до кон. XVI в. Параллельно шло распространение протестант. идей среди католич. клира. Фердинанд I пытался проводить мероприятия, направленные на реформирование католицизма и вытеснение лютеранства. Он пригласил в Вену известных католич. богословов, среди к-рых был П. Канизий . С нач. 50-х гг. иезуитам было доверено преподавание теологии в Венском ун-те. В правление имп. Максимилиана II (1564-1576) положение католич. Церкви ухудшилось. В юности эрцгерцог был заподозрен в симпатиях к лютеранству. Чуждый догматической жесткости, Максимилиан верил в «божественное равноправие вероисповеданий». В придворном имп. совете заседали протестанты. В 1568 г. Максимилиан II разрешил дворянам Н. Австрии следовать Аугсбургскому исповеданию (разрешение подтверждено в 1571). Это затрагивало и др. слои населения, т. к. лютеран. богослужения в замках и владениях дворян могли посещать крестьяне и жители окрестных городов, что способствовало дальнейшему распространению протестантизма.

http://pravenc.ru/text/161215.html

Ужасные события произошедшие в Осетии дают сегодня однозначный ответ. Независимость Абхазии и Осетии жизненная необходимость, которая позволит осетинам, абхазам и грузинам продолжать жить. И , наверное, это самое главное. Как лютеране мы исповедуем, что христиане являются сразу гражданами двух государств: временного земного и вечного – небесного. Земное рано или поздно кончится, а небесное будет длиться вечно. Писание однозначно говорит нам устами Святого Апостола Павла : " Если возможно, имейте мир со всеми + " . Если возможно! А если нет, то следует руководствоваться другим более важным библейским принципом: " Не убий! " Евангелическо-Лютеранская церковь Аугсбургского исповедания России приветствует и поддерживает признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии – как решение мира. Ведь миротворцы, как известно, " сынами Божиими нарекутся " . Мы приветствуем это миротворческое решение Президента РФ Д.А.Медведева и возносим молитвы за него,за правительство и народы России, Абхазии, Южной Осетии и Грузии, чтобы всем нашим народам проводить здесь в нашем земном странствовании " жизнь тихую и безмятежную " , творя волю Божию, как сказал наш Спаситель : " Мир мой даю вам! " Епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания В.В.Кюнтцель Президент Генерального Синода Евангелическо-Лютеранской Церкови Аугсбургского исповедания В.С.Пудов Москва 27 августа 2008 года СМ.ТАКЖЕ авторы: Владимир Пудов ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 21.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 7 /Экономика нацизма " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 07.04.2024 Щипков 303. " Незавершённый нацизм. Часть 5 /Нацизм и либерализм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " ,

http://religare.ru/2_57378.html

Аугсбургский религиозный мир 1555 г. узаконил, наконец, существование немецкого лютеранства, но прочного мира он все-таки не принес, став, в свою очередь, источником почти стольких же новых несогласий, сколько уладил старых. В это время в Германии все важнейшие политические вопросы отошли на задний план: споры о смысле Аугсбургского религиозного мира заполняли все время ее государственных деятелей. Мир 1555 г. не мог быть окончательным миром. Он заключал много неясных, сомнительных пунктов, но будь их даже гораздо меньше, все равно с обеих сторон недоставало того миролюбия, без которого не может восторжествовать ни одно дело. Как уже говорилось, по смыслу мирного договора терпимость распространялась только на последователей «Аугсбургского исповедания», а не на всех последователей Реформации, которых к тому времени было уже значительное количество. При этом свобода выбора дарована была князьям, а не подданным, что повлекло за собой различные столкновения. Наконец в то самое время, когда обе партии, католическая и протестантская, должны были свыкнуться с этим неполным миром, наступили реставрация Католической Церкви, Тридентский Собор, основание ордена иезуитов, учреждение инквизиции и книжной полиции. Ни одна из партий не отрешилась от мысли перешагнуть за пределы мирного договора. Протестанты все еще надеялись на замкнутость Церкви (reservatio ecclesiastica), а католики — разорвать весь договор и произвести полную реставрацию. Протестанты, разделившиеся на отдельные государственные Церкви и секты, конечно, не могли действовать так дружно, как реставрированная в Триденте Римско-католическая Церковь. В 1560-х и 70-х годах Германия становится ареной борьбы Реформации и Реставрации, «Аугсбургского исповедания» и законодательства Тридентского Собора. До сих пор перевес был на стороне протестантизма, благодаря тому что он с поразительным успехом овладел всей духовной жизнью народа и захватил в свои руки литературу, новое гуманистическое образование, воспитание, школу и т. п. Известнейшие представители всех отраслей науки и литературы по большей части были протестанты. Начиная с 1560-х годов Католическая Церковь стала также обращать внимание на эту сторону в своей деятельности. Среди иезуитов было немало талантливых людей. Начинается конкуренция протестантов и католиков и в этой сфере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91493.html 26 декабря 2011 Заявление Президента Генерального Синода " Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания " Владимира Пудова о ситуации в стране Ко всем гражданам Российской Федерации Уважаемые соотечественники, мне как впрочем и многим из Вас не нравится то что происходит, да и происходило за последние 20 лет в Российской Федерации. Россию не то, что поставили, она сама встала на колени и принялась каяться во всех грехах и действительных и мнимых и чем больше мы каялись, тем больше становились виноватыми, виноватыми в том, за что нас еще недавно благодарили, за то, что предотвратили расползание коричневой чумы по планете, за то, что только благодаря Советскому Союзу на Западе поддерживали высокие стандарты жизни граждан, а теперь социальные завоевания людей сокращаются, было соревнование двух систем и это хорошо сказывалось на всех людях планеты. И только решили, не то, что встать с колен, чуть-чуть приподняться, как тут же революция белых ленточек (по мне так лучше – революция белых роз, как то лучше звучит). Сейчас ничего подобного нет, однополярный мир, Россия должна в строиться в этот однополярный мир во главе с США или прекратить свое существование как единое государство. Никакой самостоятельности, мы должны жить, как нам прикажут, у стран третьего мира и то больше свободы, чем у нас, так как на них меньше обращают внимание и их позиция в мировом сообществе не так значима, а на нас еще, пока, смотрят, кто с надеждой, а кто и с опаской. Могу сразу сказать, что я не самый горячий сторонник нашей власти, очень многое из того, что происходит в России вызывает во мне протест. " Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского исповедания приняла свою Социальную концепцию " , где показано, что мы верующие – лютеране должны, обязаны принимать активное участие в общественной жизни, как бы мы хотели видеть социальное и политическое устройство Российской Федерации: . Да пока до такого устройства общества России далеко, но пока Россия сильное, самостоятельное государство, надежда на это есть. Западу все равно, какая будет Россия, капиталистическая, социалистическая, демократическая или не очень, самое главное, чтобы она была слабая, а еще лучше, чтобы ее совсем не было, а было вместо нее три десятка " демократических " стран.

http://religare.ru/2_91493_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Заявление Президента Генерального Синода " Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания " Владимира Пудова о ситуации в стране Ко всем гражданам Российской Федерации Уважаемые соотечественники, мне как впрочем и многим из Вас не нравится то что происходит, да и происходило за последние 20 лет в Российской Федерации. Россию не то, что поставили, она сама встала на колени и принялась каяться во всех грехах и действительных и мнимых и чем больше мы каялись, тем больше становились виноватыми, виноватыми в том, за что нас еще недавно благодарили, за то, что предотвратили расползание коричневой чумы по планете, за то, что только благодаря Советскому Союзу на Западе поддерживали высокие стандарты жизни граждан, а теперь социальные завоевания людей сокращаются, было соревнование двух систем и это хорошо сказывалось на всех людях планеты. И только решили, не то, что встать с колен, чуть-чуть приподняться, как тут же революция белых ленточек (по мне так лучше – революция белых роз, как то лучше звучит). Сейчас ничего подобного нет, однополярный мир, Россия должна в строиться в этот однополярный мир во главе с США или прекратить свое существование как единое государство. Никакой самостоятельности, мы должны жить, как нам прикажут, у стран третьего мира и то больше свободы, чем у нас, так как на них меньше обращают внимание и их позиция в мировом сообществе не так значима, а на нас еще, пока, смотрят, кто с надеждой, а кто и с опаской. Могу сразу сказать, что я не самый горячий сторонник нашей власти, очень многое из того, что происходит в России вызывает во мне протест. " Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского исповедания приняла свою Социальную концепцию " , где показано, что мы верующие – лютеране должны, обязаны принимать активное участие в общественной жизни, как бы мы хотели видеть социальное и политическое устройство Российской Федерации: . Да пока до такого устройства общества России далеко, но пока Россия сильное, самостоятельное государство, надежда на это есть. Западу все равно, какая будет Россия, капиталистическая, социалистическая, демократическая или не очень, самое главное, чтобы она была слабая, а еще лучше, чтобы ее совсем не было, а было вместо нее три десятка " демократических " стран.

http://religare.ru/2_91493.html

Неблагоприятное для протестантов постановление аугсбургского сейма заставило их теснее сблизиться между собой. В 1531 г. они заключили (в Шмалькальдене) оборонительный союз. Однако опасения их пока были напрасны. Карл V, занятый войной с Францией и угрожаемый со стороны Турции, не мог предпринять решительных мер против последователей нового учения. Но вражда двух партий – католической и протестантской – с каждым годом усиливалась. Лютер глубоко скорбел, видя, что начатое им дело должно разрешиться кровопролитием. Когда Лютер умер в 1546 г., обе враждебные стороны стояли друг против друга с оружием в руках. К этому времени император освободился от внешних врагов и борьба возгорелась. Во главе протестантского союза стояли курфюрст саксонский Иоанн и ландграф гессенский Филипп. На сторону Карла V перешел самый даровитый из протестантских князей, Мориц, герцог саксонский. Равнодушный к вере, он имел в виду усилиться при зтих благоприятных обстоятельствах. Действительно, Карл V, разбив протестантов и в том числе курфюрста саксонского, передал его земли и курфюрстское достоинство Морицу. Но Мориц, достигнув своей цели, изменил Карлу; он неожиданно двинулся против него со своей армией и едва не захватил его в плен. Император должен был спасаться бегством. Измена Морица имела решительное влияние на судьбу реформации. Карл V убедился теперь, что он не может подавить новое религиозное учение, и вынужден был уступить протестантам. В 1555 году в Аугсбурге был заключен религиозный мир, по которому глава германской империи и католические государственные чины ее отказывались от насильственного преследования лютеранства. Они признавали гражданскую равноправность лютеран, обещали неприкосновенность приобретенных ими доселе церковных имуществ и на будущее время предоставляли всем светским государственным чинам полную свободу принимать аугсбургское исповедание и обязывать к тому же своих подданных. Карл V, для которого единство империи – политическое и религиозное – было целью жизни, решился удалиться со сцены после того, как рушились его планы. В том же 1555 году он отрекся от престола и удалился в Испанию, в монастырь св. Юста. Через два года он умер. Состояние протестанства от Аугсбургского до Вестфальского мира (1555–1648 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(см. Адиафора ), споры в протестантизме XVI-XVII вв. по вопросам религиозно-нравственной оценки ряда действий человека или жизненных явлений. Понятием «адиафора» воспользовался Ф. Меланхтон . На основании Аугсбургского интерима 1548 г. император стремился обеспечить возврат протестантов к католич. Церкви. Это временное соглашение должно было регулировать религ. отношения на территории Римско-Германской империи до принятия окончательных решений Тридентским Собором . Согласно ему, допускалось Причащение под обоими видами для мирян и сохранение брака женатых священников, однако церковное устройство и католич. ритуал должны были быть повсеместно восстановлены. В Юж. Германии, где интерим проводился в жизнь под нажимом имп. власти, многие протестант. проповедники, не согласные с новым порядком, лишились должностей, часть из них отправилась в Магдебург, ставший центром сопротивления интериму. Герц. Мориц Саксонский , получивший за свою поддержку императора достоинство курфюрста и ставший владетелем Виттенберга, ввел в 1548 г. в своих землях разработанный при содействии Ф. Меланхтона Лейпцигский интерим. В этих условиях Меланхтон развил идеи о сохранении главных протестант. тезисов об оправдании перед Богом только верой, но в то же время о согласии с тем, что внешняя сторона культа, включая порядок богослужения и посты, будет осуществляться на католич. лад. Составители интерима объявляли, что не только определенные богослужебные формы и обряды, но и сами таинства Миропомазания, Елеосвящения, а также почитание святых представляют собой «внешние» по отношению к вере явления, относительно к-рых возможен компромисс с католиками. Меланхтон охарактеризовал их греч. термином «адиафора». Строгие лютеране под руководством Николая Амсдорфа и Матиаса Флация повели из Магдебурга атаку на интерим, утверждая, что в делах исповедания нет и не может быть ничего нравственно безразличного. На стороне Меланхтона выступили виттенбергские теологи И. Бугенхаген , Г. Майор и П. Эбер , а также лейпцигский теолог И. Пфеффингер и др. Спор продолжался и после Аугсбургского мира 1555 г., уравнявшего в правовом отношении в Германии католиков и протестантов. А. с. закончились фактической победой ортодоксального лютеранства.

http://pravenc.ru/text/63544.html

поиск:   разделы   рассылка Социальная концепция Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания Отношение верующих – лютеран к общественной жизни Могут ли верующие-христиане принимать участие в общественной, политической жизни? Традиционное мнение отвечает на этот вопрос отрицательно, т.к., во-первых, политика – это " грязное дело " , а, во-вторых, политические партии разделяют людей на группы, нередко враждующие друг с другом и отстаивающие свои, узкие интересы. Задача же Церкви, верующих заключается в том, чтобы служить всем людям, независимо от их политических убеждений. В то же время христиане существует не в вакууме. Они живут в обществе, государстве и являются частью этого общества, а потому не могут считать себя отделенными от внешнего мира. В истории же известны две крайности в решении вопроса о взаимоотношении церковного и мирского. С одной стороны, это стремление только к Божественному при полном игнорировании земных проблем. Материальный мир со всеми его проблемами и необустроенностью рассматривается при этом как следствие грехопадения. Вторая крайность – это устремленность к материальному при полном игнорировании высшего духовного начала – Бога. Проблема органичного взаимодействия Божественного и человеческого в общественной жизни до сих пор остается нерешенной. Между тем принципиально важно найти между ними некий баланс, который обеспечил бы жизнеспособное развитие человека и общества. В Библии сказано: " Царство Мое не от мира сего " (Иоанн. 18, 36). В этом смысле между религией и Церковью, с одной стороны, и обществом и государством, с другой, существует, казалось бы, непреодолимый барьер. Сама по себе религия представляет собой направленность к Божественному, неземному. В то же время, она реально существует здесь, на земле. Мартин Лютер очень четко определил назначение Церкви в ее богослужебной функции. Он сказал: " Служить Богу – есть ни что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга,... любому, кто душевно или телесно в тебе нуждается, это и есть богослужение " .

http://religare.ru/2_78576.html

В Страсбурге П. М. В. вернулся к преподаванию в гимназии Штурма, ставшей к этому времени признанным центром протестант. образования. После заключения Аугсбургского религиозного мира (1555) признание положений этого документа стало условием пребывания и преподавания в Страсбурге. П. М. В. лояльно относился к лютеран. Аугсбургскому исповеданию , но с положениями Аугсбургского мира не согласился, т. к. в его тексте содержалось признание реального присутствия Тела Христова в таинстве Евхаристии, что противоречило его позиции. В 1556 г. П. М. В. принял предложение Буллингера о переезде в Цюрих, где он получил место преподавателя иврита и ВЗ в местной школе - Каролинуме. В Цюрихе П. М. В. провел остаток жизни. Он получил европ. признание не только как последовательный защитник реформатского вероучения, но и как один из лучших знатоков раввинистической лит-ры. В 1561 г. вместе с Теодором Безой П. М. В. принял участие в коллоквиуме в Пуаси - богословском собеседовании католиков и протестантов, состоявшемся в присутствии франц. кор. Карла IX и его матери Екатерины Медичи. П. М. В. скончался в Цюрихе после непродолжительной болезни; он был погребен в городском соборе Гроссмюнстер. Речь, к-рую произнес на похоронах его соратник, Иосия Зимлер (1530-1576) ( Simler. 1563), стала основой для мн. позднейших биографий П. М. В. Самое известное и значительное богословское сочинение П. М. В.- компендиум «Общие места» (Loci Communes; опубл. посмертно, в 1576), который в действительности является компиляцией, составленной франц. протестантом Робером Масоном (1534-1611), гл. обр. на основе опубликованных при жизни П. М. В. комментариев на книги ВЗ и НЗ, а также записей его экзегетических лекций. Среди полемических работ П. М. В. наиболее важны неск. трактатов, посвященных объяснению таинства Евхаристии, а также «Диалог о двух природах во Христе» (Dialogus de utraque in Christo natura), к-рый является ответом на трактат лютеран. теолога Йоханнеса Бренца (1499-1570). П. М. В. отличался широкой эрудицией: в сочинениях он учитывал как разнообразное идейное содержание современной ему конфессиональной полемики, так и широко использовал труды Фомы Аквинского, сочинения отцов Церкви, раввинистическую лит-ру и др. источники (библиографическое описание сочинений П. М. В. и их изданий см.: Donnelly, Kingdon, Anderson. 1990).

http://pravenc.ru/text/2580408.html

На это христианская религия отвечает догматами творения мира и человека, грехопадения и искупления. Выяснение этих догматов мы постараемся дать в другой статье 338 . Н. Боголюбов Нижний-Новгород. 1899 г. 7 августа. Лебедев А.П. Сношения греческой церкви с протестантами во второй половине XVI-ro века 339 : Из истории греко-восточной церкви под властью Турок: от падения Константинополя, в 1453 г., до настоящего времени)//Богословский вестник 1900. Т. 1. 2. С. 266–298 (2-я пагин.) —266— История сношений догматического характера. – Первый ответ из Константинополя, повод к нему – сообщение Иеремии и представителям греческой науки «Аугсбургского исповедания» с просьбой протестантов выразить свой голос о нем: какая редакция этого «исповедания» сообщена была в Константинополь? Общее содержание первого ответа, его источники, некоторые наиболее оригинальные мысли из него. – Второй ответ: чем он вызван (тюбингенцы прислали pesponsum oppositum на 1-ый константинопольский «ответ»), краткое содержание второго ответа, его источники, некоторые мысли из него. Третий ответ, – чем он вызван со стороны протестантов: немногие сведения об этом ответе. – Мысли протестантов касательно ответов и одного православного писателя о полемических произведениях тюбингенцев, написанных в оппозицию «ответам». – Решение вопроса о цели вышеозначенных взаимных сношений протестантства и греческой церкви. – Кто был главными составителями «ответов»? Двое Зигомала. – Биография Иоанна и Феодосия Зигомала: – сообщение известий об умственном, нравственном и семейном состоянии обоих Зигомала, на основании «Дневника» Герлаха. – Значение догматической переписки между греческой церковию и Тюбингеном – для православного мира, для протестантской науки и для Греков в разных отношениях). Обращаемся к описанию главного дела, бывшего результатом взаимных сношений тюбингенцев с Константинопольскою церковию, – разумеем знаменитые «ответы» лютеранам, представленные этим последним от имени патриарха Иеремии. Оставляя в стороне изложение известий о некоторых предварительных сношениях между пред-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010