Сильно занимались в Вене осадою Кольберга, боялись, что если этот город не будет взят и русская армия уйдет на зимние квартиры к Висле, то прусское войско двинется из Померании в Саксонию и помешает здесь действиям австрийского войска. В то время как в Вене толковали о печальном исходе кампании, из Парижа и Лондона русские послы доносили о печальном исходе мирных переговоров между Франциею и Англиею. Преемник Мих. Петр. Бестужева при французском дворе граф Петр Григорьевич Чернышев доносил от 31 августа, что у герцога Шуазеля была конференция со всеми министрами союзных дворов. Рассказав подробно весь ход мирных переговоров между Франциею и Англиею, Шуазель именем королевским просил министров донести своим дворам, что Франция вела переговоры с согласия своих союзников и по общему соглашению, т. е. не смешивая особую свою войну с войною германскою, о прекращении которой предоставлено вести переговоры на Аугсбургском конгрессе, что для достижения с Англиею особого мира с французской стороны оказана была особенная уступчивость – было пожертвовано всем, чем только можно; но Англия неумеренными, нескладно и умышленно спутанными требованиями и ответами обнаружила свое нежелание мира. Король поэтому принял намерение прервать эти бесплодные переговоры и повелел уверить всех своих союзников, что твердо намерен пребывать с ними в союзе, свято соблюдая свои обязательства. Из Лондона весною князь Александр Мих. Голицын доносил, что английский двор искренне желает прекратить германскую войну как очень убыточную и вовсе не столько старается о своем отдельном мире с Франциею; поэтому в Англии больше всего боятся, чтоб предложение союзников о мире не сделано было только с целию выиграть время. Голицын описывал свой разговор с знаменитым Питтом, который уверял его, что Англия искренно желает мира, но не может покинуть прусского короля. «Он, – писал Голицын, – старался мне доказывать по своему обыкновению чрез свои хитрые и красноречивые изражения необходимость для Англии пребывать нераздельно и усердно с означенным монархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Продвигаясь все дальше на юг, Густав наносил сокрушительные удары по когда-то непобедимой, как казалось, императорской армии. Освобождая один за другим немецкие города, он дошел до католической Баварии. И здесь шведский король проявил себя мудрым правителем. Он не стал уподобляться своим предшественникам и преследовать всех, кто исповедывал католицизм. Он дал мирным жителям полную свободу вероисповедания и богослужения. Этим шагом Густав приобрел симпатии всего католического населения княжества. Вся Германия рукоплескала шведскому королю. Его имя было на устах у каждого немца, как когда-то имя Мартина Лютера. Половина Европы слала ему поздравления и пожелания успеха. В Вене же, в центре германского католицизма, царила полная растерянность. Однако шведский король не смог завершить начатого им дела освобождения Германии, он погиб при освобождении Лейпцига. Тридцатилетняя война со смертью героического шведского короля не закончилась. Она продолжалась с переменным успехом еще шестнадцать лет, превратив Германию в страну развалин и бесчисленных могил. Один из современников этих событий, описывая бедствия своей страны, воскликнул: «Кто в силах спокойно взирать на трупы детей и женщин, на одичавшую землю и одичавших сынов горячо любимой родины, которых война довела до полного морального растления, на сожженные селения и города, коих бесчисленные множества?.. Такова ли христианская вера? Этому ли учит Библия ?» Материальным бедствиям Германии сопутствовал неизбежный культурный упадок страны. Среди огня и разрушения, погромов и зверских насилий выросло поколение, не знавшее грамоты и школы, прятавшееся в норах и лесах, жившее в постоянном страхе и горькой нужде. Специалисты утверждают, что даже немецкий язык в период долгого безвременья подвергся порче, огрубел и упростился, оказался засоренным чужеземными словами и вульгаризмами. Результатом этой бессмысленной войны стало условие, при котором протестанты и католики Германии получили одинаковые гражданские права. Также были уравнены между собой в правах и различные протестантские церкви, основными из которых являлись лютеране и кальвинисты. Эти условия мира вернули Европу на сто лет назад – к середине XVI века. Именно тогда в Аугсбургском договоре были прописаны те же принципы. Таким образом, тридцатилетняя «война вер», унесшая миллионы жизней, была разыграна впустую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Борясь с инакомыслием, правительство ужесточало законодательство против еретиков. 25 сент. 1550 г. был издан «плакат», получивший название «Кровавый указ». В нем запрещалось чтение, хранение и распространение произведений Лютера, Кальвина и др. протестант. идеологов, а также чтение и толкование Библии в домашнем кругу. Уличенные в ереси или в оказании помощи еретикам подвергались смертной казни: мужчины - сожжению, женщины - погребению заживо. Судьям не разрешалось смягчать наказание или подавать прошения о помиловании. Доносчикам на еретиков передавалось имущество осужденных. Всего в период правления Карла V в Н. было казнено ок. 2 тыс. чел., в основном анабаптистов. К лютеранам и умеренным кальвинистам власти относились более терпимо. После заключения Аугсбургского религиозного мира , к-рое означало правовое и институциональное признание протестантизма на территории Свящ. Римской империи, 25 окт. 1555 г. Карл V передал 17 нидерланд. провинций своему сыну принцу Филиппу, ставшему в 1556 г. королем Испании Филиппом II (до 1598). Новый правитель считал Испанию важнейшей частью своего гос-ва и в политике руководствовался прежде всего интересами дворянства. Богатые торгово-промышленные города Н. служили ему источником доходов для военных действий против Англии и Франции. В начале правления Филипп II стремился не ссориться с нидерланд. знатью. Виднейшие ее представители были приглашены к участию в Государственном совете и назначены статхаудерами в провинциях. В 1559 г. молодой дворянин Вильгельм Оранский (1533-1584) из династии Оранских-Нассау стал статхаудером провинций Голландия, Зеландия и Утрехт, гр. Ламораль Эгмонт (1522-1568) - статхаудером Фландрии. Но именно среди представителей местного дворянства раньше всего возникло недовольство политикой Филиппа II. В 1559 г. король, нуждаясь в значительных субсидиях, приказал созвать Генеральные штаты. В ответ на требование короля нидерланд. знать потребовала вывести из страны испан. войска, вернуть самоуправление на местах и отменить инквизицию. Филипп II не дал никаких обещаний и, покидая страну, оставил наместницей в Н. свою сводную сестру Маргариту Пармскую, а ее главным советником - бургундского аристократа и гос. деятеля на испан. службе, епископа Арраса (с 1540) А. П. де Гранвеля (Гранвелу).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

учению о спасении одной только верой и об однократном акте оправдания через веру традиц. концепцию совместного действия человеческой воли и божественной благодати в оправдании, которое является длительным актом, происходящим на протяжении всей человеческой жизни. В ответных выступлениях Буцер подчеркивал, с одной стороны, суверенность акта подаяния оправдывающей благодати, которую Бог уделяет избранным Им людям, руководствуясь не их заслугами, но исключительно собственной волей, а с др. стороны, указывал на важность личного акта веры, осуществляя который, человек приобретает уверенность в собственном спасении и избавляется от власти греха. Дискуссии теологов продолжались без всякого положительного результата до 23 февр. 1546 г. (анализ богословской аргументации сторон см.: Vogel. 2009. S. 355-428). В кон. февр. имп. Карл V направил участникам К. распоряжение поклясться, что они будут держать в строгом секрете все происходящее на заседаниях и никому не сообщат о содержании дискуссий. Отказавшись исполнять это распоряжение, протестант. представители в нач. марта покинули Регенсбург, после чего заседания К. прекратились. Каждая из сторон обвиняла в неудаче К. оппонентов: император был убежден, что причиной неудачи является исключительно упорство протестантов, а протестант. участники дискуссий в изданных после К. трактатах называли католиков «врагами Христовыми» и обвиняли их в том, что они намеренно превращали К. в бесплодный схоластический диспут и требовали поступков, противоречащих христ. совести (подробнее см.: Ibid. S. 430-479). Разочаровавшись в переговорных процессах, имп. Карл V принял окончательное решение начать вместе с союзниками военные действия против протестант. князей Шмалькальденского союза. Военные действия продолжались с перерывами с 1546 г. до заключения Аугсбургского религиозного мира в 1555 г.; в этот период богословский диалог между католиками и протестантами продолжался на уровне отдельных гос-в и земель, однако в масштабах Свящ. Римской империи каждая из сторон стремилась силой принудить оппонентов к смене религ.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛЬВЕТИЧЕСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВТОРОЕ [лат. Confessio Helvetica posterior], вероисповедание швейцар. реформатской церкви, написанное в 1562-1566 гг. Г. Буллингером , впосл. один из наиболее авторитетных вероучительных документов реформатских церквей. Буллингер составил Г. и. на лат. языке как своего рода богословское завещание. Незадолго до смерти друга Петра Мартира (12 нояб. 1562) он показал ему Г. и. и получил одобрение. Через 2 года, во время эпидемии чумы, Буллингер расширил и доработал документ и приложил к нему свое завещание, из к-рого следовало, что исповедание должно было быть доставлено в магистрат Цюриха в случае его смерти. Буллингер выжил, но похоронил жену и 3 дочерей. В 1565 г., когда курфюрст Пфальца Фридрих III Благочестивый был обвинен в ереси и оказался перед угрозой исключения из числа участников Аугсбургского мирного договора за свои реформатские взгляды и публикацию Гейдельбергского катехизиса (1563), он обратился к Буллингеру с просьбой подготовить исповедание веры, к-рое могло бы опровергнуть выдвинутые обвинения. В ответ тот послал ему рукопись Г. и. Фридрих высоко оценил полученный документ. На март 1566 г. имп. Максимилиан II назначил заседание Имперского рейхстага в Аугсбурге, где должно было разбираться дело Фридриха III. В это время в Швейцарии возникла потребность в общенациональном исповедании веры. Первое Гельветическое исповедание (др. название - Второе Базельское исповедание ) (1536) было слишком кратким, Цюрихское исповедание (1545), Цюрихское согласие (1549) и Женевское согласие (1552) касались только вопросов Вечери Господней и предопределения, и только новое исповедание, написанное Буллингером, удовлетворяло всем предъявляемым требованиям. Т. Беза приехал в Цюрих и принял участие в подготовке Г. и. для общенационального использования. Буллингер внес необходимые изменения в текст и приготовил версию на нем. языке. Женева, Берн, Шаффхаузен, Биль, Граубюнден, Санкт-Галлен и Мюльхаузен одобрили подготовленный документ. Только Базель, придерживавшийся Второго Базельского исповедания, долгое время не принимал Г. и., но затем и он подписал его. Исповедание было опубликовано в Цюрихе 12 марта 1566 г. на лат. (Confessio et expositio simplex orthodoxae fidei et dogmatum catholicorum syncereae religionis christianea) и нем. языках, первые копии были отосланы Фридриху III, к-рый успешно защитил себя в Аугсбурге, и Филиппу Гессенскому; вскоре после этого появился франц. перевод, сделанный в Женеве. Г. и. сразу же было принято реформатами в Шотландии (1566), в Венгрии (1567), в Польше (1571) и во Франции (1571), а впосл. практически всеми реформатскими церквами мира.

http://pravenc.ru/text/161976.html

Относительно церковных владений и прав исходным моментом было взято 1 января 1624 г.: что тогда было протестантским или католическим владением, то должно было оставаться таковым и на будущие времена. Духовные лица, переменяющие свое исповедание, должны оставлять свои места. Избирательное право духовенства должно оставаться неограниченным. Избираемые из принимающих «Аугсбургское исповедание» в архиепископы, епископы и прелаты должны быть тотчас утверждаемы императором. Имперские чины, зависящие от духовенства, пользуются защитой их исповедания. Протестантские подданные католических имперских чинов, которые в 1624 г. «вследствие ли договора или привилегий, вследствие ли долгого обычая или простого соблюдения держались ‘Аугсбургского исповедания”, сохраняют это исповедание со всеми принадлежностями», то есть с правом утверждать консистории, церковное и училищное управление и т. д. Католические подданные протестантских земских чинов пользуются той же свободой. На обыкновенных имперских депутатских собраниях число представителей обеих религий должно быть равное. В экстраординарных комиссиях, которые должны решать споры, католики или протестанты или та и другая сторона вместе должны иметь представителей своих исповеданий. В делах веры большинство голосов не должно иметь силы. К статье, дающей реформатам равные права с католиками и лютеранами, было прибавлено: «Из вышеупомянутых религий никакая другая не должна быть допускаема или терпима в Священной Римской империи». В XVIII столетии этой оговоркой воспользовались против пиетистов. Таковы основные религиозные положения Вестфальского мира 1648 г., которым закончилась опустошительная Тридцатилетняя война между католиками и протестантами и которым надолго была упрочена свобода протестантизма. Вестфальский мир показал, что возврата к прежнему быть не может. Таким образом, начиная с первой половины XVI столетия среди разнообразных церковных течений лютеранство стремится четко определить свои границы и добиться юридического права на свое существование. Эта борьба сплотила лютеранство и позволила ему не только отделиться от Римско-католической Церкви, но и отмежеваться от таких сопутствовавших ему движений, как баптизм, меннонитизм, спиритуализм, то есть от всего «левого» крыла Реформации и даже от цвинглианства и кальвинизма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Между тем несогласие этих двух партий в самых важных вопросах, внутреннее несогласие разных оттенков одной и той же партии, несогласие разных представителей одного и того же оттенка, и наконец, нападения чистых рационалистов, уже не принадлежащих к числу верующих, на все эти партии и оттенки вместе взятые, – все это возбудило в общем мнении сознание необходимости более основательного изучения Священного Писания , нежели как оно совершалось до того времени, и более всего: необходимости твердого определения границ между разумом и верою. С этим требованием сошлось и частью им усилилось новое развитие исторического и особенно филологического и философского образования Германии. Вместо того, что прежде студенты университетские едва разумели по-Гречески, теперь ученики гимназии начали вступать в университеты уже с готовым запасом основательного знания в языках: Латинском, Греческом и Еврейском. Филологические и исторические кафедры занялись людьми замечательных дарований. Богословская философия считала многих известных представителей, но особенно оживило и развило ее блестящее и глубокомысленное преподавание Шлейермахера, и другое, противоположное ему, хотя не блестящее, но не менее глубокомысленное, хотя едва понятное, но, по какому-то невыразимому, сочувственному сцеплению мыслей, удивительно увлекательное преподавание профессора Дауба. К этим двум системам примкнула третья, основанная на философии Гегеля. Четвертая партия состояла из остатков прежнего Брейтшнейдеровского популярного рационализма. За ними начинались уже чистые рационалисты, с голым философствованием без веры. Чем ярче определялись различные направления, чем многостороннее обрабатывались частные вопросы, тем труднее было их общее соглашение. Между тем сторона преимущественно верующих, строго держась своих символических книг, имела великую внешнюю выгоду над другими: только последователи Аугсбургского исповедания, пользовавшегося государственным признанием, вследствие Вестфальского мира, могли иметь право на покровительство государственной власти. Вследствие этого многие из них требовали удаления противомыслящих от занимаемых ими мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

В кон. XVII - нач. XVIII в. К. оказалась втянута в войну Аугсбургской лиги (1688-1697) и войну за Испанское наследство (1701-1714). Однако, несмотря на то что владения Лондона были существенно более развиты и населены, боевые действия шли с переменным успехом, французы эффективно использовали тактику партизанской войны и располагали существенной поддержкой индейцев (на стороне англичан выступала только Лига ирокезов). Попытки англичан в 1690 и 1711 гг. захватить Квебек провалились. В 1710 г. англичанам удалось взять Пор-Руайаль и окончательно установить контроль над Акадией (Нов. Шотландией). По условиям Утрехтского мира (1713) эта колония, а также о-в Ньюфаундленд и побережье Гудзонова зал. окончательно перешли к Англии. Смерть ген. Дж. Уолфа в битве при Квебеке. 1770 г. Худож. Б. Вест (Национальная галерея Канады, Оттава) Смерть ген. Дж. Уолфа в битве при Квебеке. 1770 г. Худож. Б. Вест (Национальная галерея Канады, Оттава) Французы попытались укрепить свои позиции в К. и начали строить на о-ве Кейп-Бретон мощную крепость Луисбур. В 30-40-х гг. XVIII в. французы продолжали исследование канад. запада в надежде выйти к Тихому океану. Однако им удалось добраться только до Скалистых гор (экспедиция семьи Ла Верандри). В 1-й пол. XVIII в. Нов. Франция, с одной стороны, продолжала развиваться (росло население, развивалась экономика, формировалась франко-канадская культура), однако с другой - обозначились такие негативные явления, как коррупция среди колониальной верхушки, отрицательное отношение к колонии со стороны франц. общества, пренебрежение со стороны властей метрополии. В сер. XVIII в., когда англо-франц. соперничество в Сев. Америке вступило в решающую фазу, эти моменты ослабили положение французов. Война за Австрийское наследство (1740-1748) затронула и колонии: англ. колонисты смогли в 1745 г. захватить Луисбур, однако по условиям мирного договора он был возвращен Франции. После этого, несмотря на установившийся в Европе мир между Англией и Францией, противостояние этих стран в Сев.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

В 1741–1742 гг. мы находим Цинцендорфа в С.-Америке, где он, в надежде на тамошнюю свободу совести, думал учредить общину без всяких ограничений со стороны внешней церковности. Время изгнания, так называемый «период сеяния», продолжалось до 1747 г. когда Саксонское правительство взяло назад свой эдикт, направленный против личности графа. Два года спустя гернгуты приняли, по крайне мере формально, Аугсбургское Исповедание и признаны были терпимы в Саксонии. Одновременно и в Англии они были признаны парламентским решением равноправными с епископальной Церковью . По смерти своей первой супруги, граф женился на Анне Ничман, своей давнишней подруге и помощнице (в 1767 г.). Со словом «мир» он испустил свой дух 9 мая 1760 г. и похоронен на Гутбергском кладбище. Почитатели сделали следующую надпись на его памятнике. «Ei, wie so selig schlafest du Und träumest süszen Traum» (О, как блаженно спишь ты и видишь сладкие сны) В «период сеяния» на общину Гернгутеров излился целый поток полемических сочинений и пасквилей. Фререйзен (Frdreisen) написал: Изображение Магомета и Цинцендорфа, – его современной обезьяны, Страсбург 1747 г. Фольк (Volk): «Обнаруженная тайна злобы гернгутской Секты» Франкфурт, 1749 г. и Ботэ (Bothe): «Достоверные сведения о гернгутской тайне брака» Берлин 1751 г. Двое последних были прежде гернгутерами. Основание для этих нападок Цинцендорф и его последователи дали отчасти своим вероучением и некоторыми достойными порицания сторонами своей жизни. Мы укажем только некоторые пункты учения Цинцендорфа: 1) Учение о матернем достоинстве Св. Духа. Цинцендорф представлял себе Св. Троицу, как мужа, жену и дитя («Papa, Mama und ihr Flämm lein, Bruder Lamlein» Папа, мама и их огонёчек, брат ягнёночек). Св. Дух занимает место матери (Бога-Отца вечная супруга, – Herzmama). Матернее достоинство Св. Духа проявляется трояко: при вечном рождении Сына Божия, при зачатии человека Иисуса, при возрождении верующего. 2) Учение об отеческом достоинстве Иисуса Христа ( Ис.9:6 ). Творение принадлежит единственно и только Сыну («праведному гончару»), поэтому Христос есть истинный наш Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

25). Это определение англиканским исповеданием таинств и их числа, равно как и определение в нем церкви видимой, «как такого общества верующих, в котором проповедуется Слово Божие и совершаются таинства» (чл. 19), – суть те же самые, до буквальности сходные, определения, какие находятся и в Аугсбургском исповедании. В учении англиканского исповедания о церкви заключается внутреннее противоречие: это учение, с одной стороны, отвергает Предание и унижает учение вселенской церкви, говоря, что «вселенские соборы, как состоящие из людей, могут погрешать соборы, как состоящие их людей, могут погрешать и действительно погрешали в деле веры (чл. 21); а, с другой стороны, англиканское учение дает церкви власть судить и решать споры в делах веры и тем самым, следовательно, утверждает авторитет церкви (чл. 20). Присутствие в англиканском исповедании кальвинистских элементов выражается в учении о предопределении и в учении об евхаристии. Учение о преодолении англиканские члены излагают довольно неопределенно; но по всему видно, что они приближаются в этом учении к кальвинизму, ибо не упоминают о том, что предопределение Божие условно и зависит от действий самого человека. «Предопределение к жизни, говорится в членах, есть вечная воля Божия, по которой Бог прежде основания вселенной в совете Своем, сокровенном для нас, навсегда положил избавить от проклятия и осуждения людей, избранных им посредством веры Христа к вечному спасению» (чл. 17). Учение о значении евхаристии, как жертвы за грехи мира, совершенно отрицается (чл. 31); отрицается также и поклонение евхаристическим видам (чл. 28), вместе с тем отвергается учение о пресуществлении в евхаристии хлеба и вина в тело и кровь Христовы; но, отвергая пресуществление, члены не признают и лютеранского учения о телесном присутствии Христа в евхаристии. В чем же именно состоит положительное учении относительно таинственного значения евхаристии, т. е. относительно того, присутствует ли Христос в евхаристии или нет, и если присутствует, то как и каким способом, – об этом члены выражаются неопределенно; но по всему заметно, что учение членов тяготеет к кальвинистскому учению о духовном присутствии Христа в евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010