В середине европейской религиозной войны папа Урбан VIII (1623-1644) решительным образом порвал с политикой своих предшественников и однозначно стал на сторону Франции. Флорентиец по происхождению, 55-летний папа из семейного клана Барберини ранее был нунцием в Париже, и, вероятно, его избрали папой по желанию Ришелье. Урбан VIII ненавидел испанцев и Габсбургов; естественным союзником против них была Франция. Урбан VIII снова зажил как светский князь, он показал себя приверженцем духа барокко и меценатом искусств. Когда папа вступил в союз с Ришелье против Габсбургов, он и сам начал военные приготовления. В Церковном государстве по его приказу были возведены крепости и укрепления, в Тиволи был создан оружейный завод. Обладая тонким чутьем, папа повернул в сторону французской политики. В 1635 году началась война между Испанией и опирающейся на голландско-шведский союз Францией. Тем самым на своем завершающем этапе Тридцатилетняя война перестала носить религиозную окраску, поскольку противостоящие стороны являлись католическими державами. В конце концов возглавляемый французами союз одержал верх, и, хотя восточная монархия Габсбургов спаслась, свою гегемонию на Западе Габсбурги уже не смогли себе вернуть. Урбану VIII не довелось пожать плоды своей профранцузской политики. В лице Иннокентия Х (1644-1655) на папский престол, несмотря на интриги кардинала Мазарини, взошел человек не профранцузской ориентации, а сторонник компромисса. Начавшаяся под религиозными лозунгами европейская война в конце концов окончилась без папы, даже можно сказать, вопреки ему. В соответствии с Вестфальским миром 1648 года Франция приобрела Эльзас, а Испания потеряла статус великой державы. Условия мира расчленили Германию на более чем 200 мелких независимых княжеств; таким образом императоры-Габсбурги уже не могли больше поставить ее на службу своим великодержавным целям. Победители, французы, были заинтересованы в том, чтобы на востоке от Рейна не образовалась единая, сильная Германия. По этому миру интересы католической церкви были в значительной степени ущемлены. Основным принципом следующей эпохи стало признание равноправия протестантов во всех отношениях. Были закреплены условия Аугсбургского религиозного мира с тем дополнением, что и кальвинизм был признан религией, равноправной со всеми остальными. Было заявлено, что епископства - иначе говоря, княжества, образованные из епископств, - могут быть также и протестантскими. В результате этого были секуляризированы два архиепископства и 12 епископств,

http://sedmitza.ru/lib/text/441662/

Старания императора привести их к соглашению при посредстве религиозных совещаний и открывшегося наконец в 1545 году в Триденте собора не имели успеха. Между тем лютеранство распространялось все более и более, и протестантские князья представляли собой такую силу, что ее опасался сам император. Поэтому Карл V решился уничтожить их могущество и в 1547 году нанес им жестокое поражение (шмалькальденская война). Лютер не дожил до этой междоусобной войны – он умер в 1546 году. Ослабив протестантов, император снова взялся за религиозное объединение их с католиками. С этой целью по его поручению в 1548 году было составлено согласительное исповедание веры, Аугсбургский интерим, которое должны были принять как католики, так и протестанты. Но это исповедание возбудило неудовольствие в обеих партиях: католики настаивали на безусловном возвращении протестантов к католичеству, протестанты видели в интериме подрыв своей вере. Чтобы заставить про­тестантов принять интерим, император начал их преследовать. В таком положении были дела до 1552 года, когда протестанты снова усилились. В это время на их сторону перешел герцог саксонский Мориц, хотя державшийся лютеранства, но до этого бывший на стороне императора. Мориц во главе с другими протестантскими князьями объявил императору войну и заставил его заключить выгодный для протестантов договор в Пассау (1552 г.), на основании которого в 1555 году последовало сеймовое решение, известное под именем Аугсбургского религиозного мира. По этому миру лютеранам предоставлялась свобода в делах веры, с тем, однако, ограничением, что на будущее время право переменять веру предоставлялось только князьям, но не их подданным. Но и Аугсбургский религиозный мир не уничтожил враждебных отношений между католиками и протестантами. Иезуиты, выступившие во второй половине XVI века на защиту католичества, только усиливали их взаимное раздражение. В конце XVI и начале XVII века взаимная религиозная ненависть католиков и протестантов в Германии начала уже проявляться по местам насильственными действиями с той и другой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нюрнбергский мирный договор 1532 г., утвержденный Карлом V, был непрочен, так как император заключил его только от своего имени. Он не связывал имперское правительство. Сейм, заседавший в то время в Регенсбурге, не обратил на него никакого внимания. Договор имел силу только до созыва Собора. Однако протестанты гордились достигнутым успехом своей политики, ибо Нюрнбергский мир явился началом нового развития Реформации в Германии. Карл V хотел создать договор на очень короткий срок, но последующие события в Европе растянули этот срок на сорок лет и позволили Реформации сделать за это время такие колоссальные успехи, что ее победа казалась делом недалекого будущего. НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ ОТ НЮРНБЕРГСКОГО МИРА 1532 г. ДО ВЕСТФАЛЬСКОГО МИРА 1648 г. Нюрнбергским договором было постановлено, что до окончательного решения обе стороны должны соблюдать мир. «Аугсбургское исповедание» было дозволено, хотя на другие новые учения дозволение это не распространялось. Протестанты считали такое положение за прочный мир, но для императора это было только перемирие. Для него программа оставалась прежней: протестанты должны подчиниться Риму, Рим же должен подтвердить необходимость реформ, исходящих из центра. Вступать в борьбу с Шмалькальденским союзом император считал опасным предприятием, так как нуждался в поддержке немецких князей. Таким образом, благодаря участию императора Карла V в великой европейской политике, развитие протестантизма было на многие годы ограждено от всяких посягательств. Однако во всем, что не касалось веры, протестантские князья были целиком преданы императору. Благодаря перемирию протестантизм получил доступ в такие города, как Вюртемберг, Померания, Ангальт, Франкфурт-на-Майне и др., а также в Данию. Император видел, какие могучие успехи делал протестантизм, но видел и то, что сам он не в состоянии с ним бороться. Он стоял между двух огней: с одной стороны, он охотно подавил бы протестантизм, что доказывали бесчисленные процессы имперского суда против протестантов, с другой — он также охотно рассчитался бы и с Римом, но ни на то, ни на другое у него не было средств.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Я бы добавил: у духовного понимания религии – рационализм и у автономной этики – научно-материалистическая этика. Говоря о разуме, как основе морали, мы отличаем разум от науки, имеющей своим предметом исключительно внешний мир, включая сюда и человека, как часть мира. Знаем опыты в обосновании этики путём такой науки, путём эмпирического знания 1824 . Но мы говорим о разуме, обращённом на самого себя, обра- —317— зующем духовную личность. Говорить об автономной морали это не значит непременно считать единственным методом этики исторический, и все основательные возражения против этого метода в этике не могут быть приводимы против всякой мысли о независимой нравственности 1825 ... (Окончание следует). М. Тареев Заозерский Н.А. Злонамеренное оставление одним супругой другого как основание расторжения брака//Богословский вестник 1904. Т. 3. 10. С. 318–341 (2-я пагин.). (Начало.) —318— „Муж, оставленный женой достоин снисхождения и сожительствующая с ним не осуждается“. Св. Василия вел. прав. 9. Злонамеренное оставление (malitiosa desertio) одним супругом другого, в качестве повода или основания для расторжения брака, есть преступление против супружеской верности, выражающееся в том, что жена покидает дом мужа (или муж оставляет жену и семью) живёт отдельно и несмотря на увещания со стороны оставленного, упорствует в отдельном от него жительстве. В западной европе это преступление признано было основанием для расторжения брака со времени реформации в тех государствах, в коих утвердилось протестантство 1826 . В каноническом праве восточной церкви оно признано в этом качестве с IV века, равно как и в византийском гражданском праве. Таким же признавалось оно и в древнерусском праве, равно как в течение всего XVIII века, и исключено из оснований брачного развода не далее, как в начале XIX-ro века. Впрочем и в настоящее время оно удержано в нашем законодательстве о разводах между лицами евангелическо-лютеранского, аугсбургского и реформатского исповеданий. Здесь даны между прочим следующие, заслуживающие интереса определения: „при разводах по злонамеренному оставлению должно удостоверить, что оставление —319— это именно злонамеренное. Безвестное отсутствие в течение года считается злонамеренным оставлением. При просьбе о разводе в этом случае стороны должны просить консисторию о вызове отсутствующего узаконенным порядком; развод даётся здесь через год по совершении вызова. Жена, отлучившаяся самовольно от мужа, по возвращении должна представить удостоверение в беспорочном своём поведении за время отлучки, иначе муж может требовать развода 1827 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если всё это так, то все христиане должны остерегаться, как бы не сделаться участниками нечестивого учения, богохульства и незаконной кровожадности папы. Поэтому они должны покинуть и проклясть папу с его членами, как царство антихриста (Antichristi)... Явны заблуждения царства, и Писание громким голосом возвещает, что эти заблуждения – учение демонов и антихриста (daemoniorum et Antichristi)... Итак, хотя бы Римский епископ и имел главенство на основании божественного закона, однако после того, как он узаконяет нечестивые обряды и учение, противоборствующее Евангелию, ему не следует повиноваться, а скорее противодействовать, как антихристу (Antichristo) 885 . Должно упомянуть, что Шмалкалденские члены были подписаны сорока тремя представителями протестантизма и в числе их, кроме самого Лютера, Юстом Ионой, Иоанном Бугенгагеном, Георгием Спалатином, Андреем Озиандером, Филиппом Меланхтоном, – последним с той оговоркой, что если папа признает Евангелие, то ради мира и общего спокойствия христиан можно и впредь оставить в его власти тех, которые уже находятся у него в подчинении, и признать за ним, на основании человеческого права, главенство над епископами, насколько он его уже имеет. А дополнительный к Шмалкалденским членам Трактат подписали тридцать два представителя протестантского исповедания. Шмалкалденские члены, включая и Дополнение к ним, стали одной из символических книг протестантского исповедания, Это придаёт особенную важность учению этой книги о том, что папа – истинный антихрист. Это учение сделалось для протестантов не только заслуживающим полного доверия, так как оно высказано Лютером, но и обязательным, как один из членов веры, потому что вошло в одну из их символических книг. Что отцы протестантской веры придали этому учению достоинство символического учения, это было главной причиной, почему оно было усвоено всем протестантским миром и удержалось даже до настоящего времени. Довольно ясное указание на то, что царство папы с его притязаниями на неограниченное господство, светское и духовное, есть царство антихриста, находится ещё в другой символической книге протестантского исповедания, в Апологии Аугсбургского исповедания, в члене о Церкви 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Немецкие протестантские князья устроили против императора заговор, одной из побудительных причин которого объявили интересы свободы религии. В 1552 г. они в союзе с Францией напали на императора и разбили его войска. Карл V бежал в Штирию, поручив вести переговоры своему брату Фердинанду, который в 1553 г. в Пассау заключил мир, которым давалась полная свобода в религиозных делах. Поздней осенью 1555 г. на Аугсбургском сейме мир, заключенный в Пассау, был утвержден. Это был, наконец, настоящий религиозный мир, принявший за принцип то, что с 1532 г. все еще считалось только уступкой, которую всегда можно отменить. На сейме было постановлено, что запрещается притеснять кого-либо из-за «Аугсбургского исповедания», что все религиозные распри должны приводиться к мирному решению лишь миролюбивыми средствами. Это постановление не распространилось, однако, на новые исповедания, не принадлежащие к «Аугсбургскому исповеданию», — цвинглианство и кальвинизм, которые к тому времени были уже довольно широко распространены. Однако и в этом мире были темные стороны. Им была обеспечена не свобода совести вообще, а свобода отдельных правительств избирать для своих подчиненных то или другое вероисповедание. Протестанты опасались, что если такой принцип будет строго проводиться в жизнь, то католические князья могут притеснять своих подданных протестантов. В предупреждение этого они внесли дополнительную декларацию, предусматривавшую свободу веры и для них. Таким образом Аугсбургский мир допустил совместное существование двух Церквей на законном основании и тем самым разрушил средневековый церковный порядок. Так Реформация приобрела общеевропейское значение. Единство западноевропейского мира было уже разрушено. Было уничтожено и морально-политическое единство Западной Европы. Протестантизм содействовал выявлению и осознанию государственной самостоятельности и через это уяснение прав государства как такового, но, к сожалению, эта индивидуалистическая тенденция, как считает профессор М. Зызыкин, заглушила идею солидарности государств, снова воскресшую в новейшем протестантизме, особенно в так называемом практическом христианстве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Стараниями К. на все пустовавшие приходы в диоцезе были поставлены священники. В соответствии с решениями Тридентского Собора о повышении образовательного уровня священников в 1583 г. К. предложил императору открыть в Вене католич. семинарию. В февр. 1585 г. был назначен членом Имперского надворного совета. В апр. 1588 г. получил должность проповедника при имп. дворе, в окт. того же года отказался занять кафедру небольшого, но важного еп-ства Винер-Нойштадт и стал его администратором. Проводил политику рекатолизации на землях еп-ства. Ему удалось выплатить все задолженности еп-ства; были отреставрированы епископский дворец и здание диоцезального управления. В 1590 г. имп. Рудольф II назначил К. генеральным реформатором (Generalreformator) для проведения церковных преобразований в Н. Австрии. После смерти Венского еп. И. К. Нойбёка (1594) К. фактически управлял еп-ством. 20 февр. 1598 г. император назначил его епископом Вены (К. сохр. за собой также должность администратора еп-ства Винер-Нойштадт). Однако он принял дела в еп-стве только 29 янв. 1602 г., и лишь 13 июля 1613 г. папа Римский Павел V утвердил назначение К. 30 марта 1614 г. в Кремсмюнстере папский нунций Плачидо де Марра, еп. Мельфи и Раполлы, совершил епископскую хиротонию К. Кард. М. Клесль. Гравюра из ж. «Theatrum europaeum». 1662 г. Мастер М. Мериан Старший Кард. М. Клесль. Гравюра из ж. «Theatrum europaeum». 1662 г. Мастер М. Мериан Старший К кон. XVI в. более 80% населения австр. владений Габсбургов исповедовало протестантизм. Его распространению способствовала толерантная религ. политика имп. Максимилиана II, утвердившего в Австрии положения Аугсбургского религиозного мира . Имп. Рудольф II значительно ограничил его действие, что было расценено австр. протестантами, в первую очередь дворянами, как нарушение их сословных прав и свобод, угрожавшее их самостоятельности в своих владениях и в органах местного управления (ландтагах). В церковной и гос. политике К. был сторонником «гибкой» линии компромиссов, постепенных действий, к-рую сам характеризовал как gradium (шаг за шагом).

http://pravenc.ru/text/1841319.html

После Тридентского Собора влияние Контрреформации в Г. стало возрастать особенно в Баварии, а после воцарения имп. Рудольфа II (1576-1612) - и в империи в целом. Твердый католик, он проводил жесткую контрреформационную политику в управлении империей, но к своему двору привлекал людей разных исповеданий. Он увлекался «тайными науками» и естествознанием, проявлял интерес к астрологии, алхимии, магии, каббалистике. Его двор стал одним из крупнейших центров искусства в Европе. Рудольф II покровительствовал иезуитам , но не подчинил им Пражский ун-т. С 1593 г. 13 лет он вел войну с турками. В 1609 г. под угрозой восстания был вынужден гарантировать чехам свободу вероисповедания. Еще при жизни Рудольфа II его начал постепенно оттеснять от власти брат Маттиас, ставший императором в 1612 г. К этому времени наиболее воинствующие католики в Г. уже открыто требовали пересмотра итогов реформационной секуляризации церковных и монастырских земель. Лишь успехи Контрреформации и Габсбургов, опасность ликвидации протестант. режимов смогли способствовать сплочению раздробленных сил лютеран и кальвинистов. Военно-конфессиональное и одновременно политическое размежевание в Г. привело к образованию противостоявших друг другу блоков, католиков и протестантов, поддержанных иностранными союзниками и втянувших страну в Тридцатилетнюю войну. Тридцатилетняя война В 1607 г. в г. Донаувёрте произошло открытое столкновение между протестант. большинством населения, возбужденным опасностью рекатолизации, и католич. меньшинством. Имп. Рудольф II наложил на город штраф, а герц. Максимилиан Баварский оккупировал город и фактически присоединил его к своим баварским владениям. На рейхстаге в Регенсбурге в 1608 г. протестанты потребовали от католиков прекратить нарушения Аугсбургского религ. мира и соблюдать договоренности. Католич. князья в свою очередь заявили о необходимости возврата церковного имущества, секуляризованного после 1555 г. Часть протестантов покинула заседание, рейхстаг был распущен и не собирался более 30 лет. Протестант. государи курфюршеств Пфальц, Пфальц-Нойбург, Вюртемберг, Баден, Гессен и маркграфы Ахаузена создали оборонительный союз, т. н. Евангелическую (Протестантскую) унию (1608), а католич. правители - Максимилиан Баварский, епископы Вюрцбургский, Аугсбургский, Констанцский, Пассауский, Регенсбургский и др.- Католическую лигу (1609). Каждая из этих коалиций получила прямую или косвенную поддержку от сторонников из-за рубежа. В результате возникла угроза не только военного конфликта в Г., но и непосредственного вмешательства во внутригерм. дела европ. гос-в.

http://pravenc.ru/text/529064.html

был утвержден Аугсбургский интерим (промежуточное постановление; см. ст. Интерим ), к-рый предлагался для подписания князьям, городским советам и пасторам (текст см.: Der Reichstag zu Augsburg 1547/48/Hrsg. U. Machoczek. Münch, 2006. Tlbd. 2. S. 1910-1947. N 210. (Deutsche Reichstagsakten: Jungere Reihe; 18)). Многие лютеран. проповедники под давлением властей соглашались принять интерим; находившиеся на неподвластных императору территориях лютеран. теологи обвиняли таких проповедников в вероотступничестве (подборку сочинений по вопросу об Аугсбургском интериме см.: Reaktionen auf das Augsburger Interim: Der Interimistische Streit (1548-1549)/Hrsg. I. Dingel e. a. Gött., 2015). В марте-апр. 1548 г. М. по поручению курфюрста Морица впервые ознакомился с содержанием Аугсбургского интерима и пришел к выводу, что его принятие недопустимо для лютеран; последующее внимательное изучение текста интерима только укрепило его в этой оценке (промежуточные отзывы М. см.: Melanchthon Ph. BW: Reg. N 5105, 5110, 5112, 5117, 5120, 5125, 5130, 5135, 5137, 5139; ср.: Scheible. 2016. S. 224-233). Окончательный отказ от принятия интерима и подробная критика его содержания были представлены в подготовленном М. для курфюрста Морица меморандуме от 16 июня 1548 г., к-рый подписали также Бугенхаген, Круцигер, Майор и др. теологи (текст см.: CR. Vol. 6. Col. 924-942. N 4259; ср.: Melanchthon Ph. BW: Reg. N 5182). Во вводной части документа подчеркивается, что отказ от принятия интерима связан не с упорством лютеран и не с их нежеланием искать некий компромисс ради церковного мира, но исключительно с тем, что в интериме содержится ложное учение по принципиальным вопросам. Признавая, что представленное в интериме учение о Боге, о творении, о грехопадении и о спасении в целом является правильным, М. обращает внимание на то, что в интериме вводится искаженное учение об оправдании, поскольку вера в нем рассматривается не как единственная причина оправдания, но лишь как некая подготовка к оправданию, тогда как само оправдание совершается любовью; тем самым неявно вводится мнение, что человек оправдывается делами любви, с к-рым не могут согласиться лютеране.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

Император Карл V в 1521 г. вызвал Лютера на имперский сейм в г. Вормсе для разбирательства. Ни свидетельств Священного Писания, ни ясных доводов разума, переубедивших бы Лютера, его противникам найти не удалось, и он отказался отречься. Незадолго до этого папский указ отлучил его от церкви. После событий в Вормсе было официально объявлено об имперской опале Лютера. В 15211522 гг. Лютер скрывался под покровительством курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого в замке Вартбург. Здесь за одиннадцать недель он создал немецкий перевод Нового Завета с греческого текста. Перевод Ветхого Завета Лютер завершил в 1534 г. В 1524 г. он формально расстался с монашеством, а год спустя женился. Свои теологические идеи после Вормского эдикта Лютер выразил трактатом 1525 г. «О рабстве воли», где доказывал полную зависимость человека от предопределения и благодати Бога. Последующие события, связанные с Крестьянской войной в Германии и прочими потрясениями, побудили Лютера к более консервативным суждениям о религиозных и социальных вопросах. В 1529 г. марбургская дискуссия со швейцарскими реформаторами по поводу пресуществления окончательно разделила Лютера с радикальными приверженцами Реформации. В то же время учение Лютера распространилось во многих европейских государствах. Шпейерский рейхстаг 1526 г., в созвучие его идеям, положил начало широкомасштабной секуляризации. «Протестация» на запрет лютеранской реформы рейхстагом 1529 г. вызвала в немецких землях междоусобицу, которая привела к конфессиональному расколу и приостановилась только с подписанием Аугсбургского религиозного мира в 1555 г., уже после смерти Лютера. Последний период жизни реформатора прошел в работе над теологическими сочинениями, составлении и редактировании вероизложений, проповедовании, уточнении главного труда – перевода Библии. – Комментарии. 13 «Аугсбургское вероисповедание» – изложение вероучения, составленное Филиппом Меланхтоном (14971560) и одобренное Лютером, для предъявления существа реформационной доктрины на заседании рейхстага в 1530 г., где проходили переговоры с католическими властями о признании протестантизма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010