1 . Анфим (Хариси), митрополит Пирейский; 2 . Епифаний (Панаиоту), митрополит Китийский (иерарх «Кипрской Истинно-Православной Церкви»); 3 . Феоклит (Контарис), митрополит Саламинский; 4 . Агафангел (Элевфериу), митрополит Тенийский 356 . Митрополит Анфим (Хариси) перешёл в старостильничество, будучи архимандритом канонической Элладской Православной Церкви. После архиерейской хиротонии его дело рассматривалось на заседании Церковного Суда Элладской Православной Церкви первой инстанции, состоявшемся 23 мая 1957 года. В результате судебного разбирательства было вынесено постановление 12 о лишении архимандрита Анфима священного сана и о высылке его в звании рядового монаха в монастырь святого Дионисия на остров Строфадон. В декабре 1958 года он подал в Синод Элладской Церкви покаянное прошение, после чего был воссоединён с Церковью и восстановлен в достоинстве архимандрита 357 . До перехода в старостильничество клириками Элладской Православной Церкви были «матфеевские» митрополиты Агафангел Тенийский и Феоклит Саламинский, которые за уклонение в раскол Синодальным Судом первой инстанции в мае 1958 года были лишены священного сана, но покаяния не принесли и продолжили своё пребывание в схизме 358 . Поскольку склониться к любому расколу, в том числе и старостильному, может только тот человек, совесть и здравый рассудок которого парализованы фанатичным невежеством, то и «матфеевский» епископат, к тому же такой не популярный в среде старокалендарных схизматиков, не являл собой пример образованности и высокой церковной культуры. Из тринадцати архиереев, составлявших в 1958 году «матфеевский» синод церкви ИПХ Греции, только трое имели высшее богословское образование, в то время как родные братья митрополит Триккийский Виссарион (Балцакис) и митрополит Фивский Иоанн (Балцакис), окончив народную школу, вплоть до своего рукоположения работали кузнецами в деревне Фтери Сперхиадос. Такими же малообразованными были епископ Вресфенский Матфей II (Лигнос) и митрополит Аттикийский Мелетий (Костакис), плотник по специальности 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . архиепископа Афинского и всей Греции Андрея (Анестиса); 2 . митрополита Пирейского Николая (Месиаракиса); 3 . митрополита Китийского Епифания (Панаиоту) 729 . После того, как предложение молодых богословов нашло поддержку архиепископа Афинского Андрея (Анестиса) пятеро иерархов во главе с митрополитом Мессинийским Григорием (Русисом) ушли в оппозицию, обвинив архиепископа в неоиконоборчестве и модернизме. С целью урегулирования ситуации, грозившей вылиться в раскол, архиепископ Андрей дважды, 1994 и 1995 гг., созывал Синодальные Совещания по вопросу почитания нетрадиционных для Православия икон. Однако оппозиция всякий раз выступала с резким осуждением архиепископа и не соглашалась на компромисс. Предприняв неудачную попытку сместить Первоиерарха, протестующие митрополиты в июне 1995 г. заявили о прекращении общения с архиепископом Андреем и образовали «матфеевско-григорианский» Синод ЦИПХ Греции 730 . В состав новообразованного Синода вошли следующие иерархи: 1 . Григорий (Русис), митрополит Мессинийский; 2 . Хризостом (Митропулос), митрополит Фессалоникийский; 3 . Матфей (Макрис), митрополит Аттикийский и Мегаридский; 4 . Тит (Влахос), митрополит Сервионский и Козанский; 5 . Феодосий (Цалангас), митрополит Фтиотидский. В Неделю Православия 16/29 марта 1997 г. они предали анафеме «матфеевскую» юрисдикцию. Митрополита Григория (Русиса) поддержали все афонские «матфеевские» монахи и большая часть «матфеевского» клира и паствы. Кроме того, «григорианам» принадлежит канцелярия архиепископа Матфея (Карпафакиса) и бывший «матфеевский» кафедральный собор в Афинах. «Григорианский» раскол затронул и Свято-Введенский женский монастырь в Каратее, где монахини разделились на две партии, каждая из которых повесила собственный замок на монастырские храмы, так что богослужения в обители уже не совершаются, а монахини молятся келейно. Поскольку в «матфеевско-григорианскую» юрисдикцию вошли достаточно престарелые иерархи, то уже к 2003 г. скончались митрополит Аттикийский Матфей (Макрис), митрополит Сервионский Тит (Влахос) и митрополит Фтиотидский Феодосий (Цалангас).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В данном документе анафематствовались экуменизм, масонство и новый календарный стиль. После того, как епископат РПЦЗ отказался от подписания «Изложения Веры», «матфеевский» синод церкви ИПХ Греции в мае 1975 года объявил о предварительном разрыве отношений с карловацкими иерархами. Окончательный официальный разрыв с Архиерейским Синодом РПЦЗ «матфеевская» юрисдикция произвела 20 февраля 1976 года, издав Энциклику 1159 и направив митрополиту Филарету (Вознесенскому) письмо 1158, в которых констатировался факт разрыва отношений между «матфеевцами» и Русской Зарубежной Церковью. Оба документа были подписаны всеми иерархами «матфеевской» юрисдикции, не исключая митрополитов Епифания Китийского и Каллиста Коринфского. Кроме того, «матфеевским» синодом церкви ИПХ Греции была продекларирована новая экклезиологическая позиция, свидетельствовавшая о бессмысленности так называемых «хиротесии», то есть дополняющих «матфеевские» хиротонии руковозложений, проводившихся иерархами РПЦЗ над их архиереями 380 . Группировка последователей епископа Матфея (Карпафакиса) снова проявила присущие схизматикам тенденции к самоизоляции от всего мира. 1973 год был ознаменован значительным расширением «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции за счёт семи епископских хиротоний, которые были совершены 25 января/7 февраля и 26 января/6 февраля в Спасо-Преображенском монастыре в деревне Кувара. Новыми иерархами данной юрисдикции стали: 1 . Матфей (Макрис), митрополит Аттикийский и Мегаридский; 2 . Николай (Месиаракис), митрополит Пирейский и Островов; 3 . Лазарь (Афанасиу), митрополит Вресфенский 381 ; 4 . Пахомий (Аргиропулос), митрополит Арголидский; 5 . Феодосий (Цалангас), митрополит Пфиотидский; 6 . Евмений (Сифакис), митрополит Ираклийский 382 ; 7 . Тит (Влахос), митрополит Сервионский и Козанский 383 . IV.10 Разделения и расколы во «флоринитском» синоде церкви ИПХ Греции (1974–2007) IV.10.1. Раскол 1974 года и образование малых группировок Начиная с 1974 года в истории «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции начинается самый скандальный период за всю историю его существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . «Флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции; 2 . «Авксентьевский» Синод Церкви ИПХ Греции; 3 . «Каллиникитский» Синод Церкви ИПХ Греции (« Церковь ИПХ Греции и Зарубежья»); 4 . «Синод Противостоящих» Церкви ИПХ Греции; 5 . «Матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции; 6 . «Матфеевско-григорианский» Синод Церкви ИПХ Греции; 7 . «Кирико-матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции; 8 . Церковь ИПХ Греции юрисдикции митрополита Спартанского Дорофея (Цакоса); 9 . Церковь ИПХ Греции юрисдикции митрополита Ларисского Афанасия (Посталаса); 10 . «Нифонтовский» Синод Церкви ИПХ Греции. Кроме того, к моменту написания диссертации на канонической территории Элладской Церкви уже прекратили свое существование следующие старостильные юрисдикции: 1 . «Каллистовский» Синод Церкви ИПХ Греции (1979–1986 гг.); 2 . «Геронтиевский» Синод Церкви ИПХ Греции (1983–1985 гг.); 3 . Церковь ИПХ юрисдикции митрополита Фессалоникийского Хризостома (Киюсиса) (1974–1985 гг.); 4 . Церковь ИПХ юрисдикции митрополита Аттикийского и Диавлейского Акакия (Паппаса-младшего) (1974–1985 гг.); 5 . Церковь ИПХ юрисдикции митрополита Кикладского Гавриила (Каламисакиса) (1974–1994 гг.); 6 . «Афанасиевский» Синод Церкви ИПХ Греции (1995–1998 гг.). На канонических территориях Поместных Православных Церквей к 2007 г. возникли и получили свое развитие следующие независимые схизматические образования, претендующие на наименование автокефальных, имеющие иерархическое преемство от греческого старостильничества или состоящие с ним в «литургическом» и «каноническом» общении: I. На канонической территории Румынской Православной Церкви: 1 . Румынская Старостильная Церковь юрисдикции митрополита Слатиоарского Власия. II . На канонической территории Болгарской Православной Церкви: 1 . Болгарская Старостильная Церковь юрисдикции епископа Триадистийского Фотия (Сиромахова). III . На канонической территории Американской Православной Церкви: 1 . «Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод», Истинная Православная Церковь Греции);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В момент опубликования Второго Пастырского Послания противоречия в «матфеевском» синоде церкви ИПХ Греции достигли наивысшего предела. Главнейшим критерием, определявшим отношение иерархов друг к другу, было признание или непризнание правоты Послания 2660. Именно поэтому отзыв подписей под Посланием, проведённый архиепископом Афинским Андреем (Анестисом) и тремя митрополитами, спровоцировал уход остальных «матфеевских» иерархов в оппозицию. Своё критическое отношение к председателю «матфеевского» синода они подчёркивали отказом подписывать протоколы синодальных заседаний. Кроме того, игнорирование архиепископа регулярно проявлялось как в личном общении, так и в учащавшихся случаях отказа от сослужения между представителями обеих партий. С целью урегулирования ситуации, грозившей вылиться в раскол в расколе, архиепископ Афинский Андрей дважды, в 1994 и 1995 годах, созывал синодальные совещания по вопросу почитания нетрадиционных для Православия икон. Однако оппозиция всякий раз выступала с резким осуждением архиепископа и не соглашалась на компромисс. Предприняв неудачную попытку сместить первоиерарха, протестующие митрополиты в июне 1995 года заявили о прекращении общения с архиепископом Андреем. Обвинив архиепископа в неоиконоборчестве и модернизме, 9 июня 1995 года пять митрополитов провозгласили создание нового священного синода «матфеевской» юрисдикции. Возглавил синод митрополит Мессинийскй Григорий (Русис), в силу чего новообразованная раскольническая юрисдикция именуется «матфеевско-григорианским» синодом церкви ИПХ Греции 687 . В состав новообразованного Синода вошли следующие лица: 1 . Григорий (Русис), митрополит Мессинийский; 2 . Хризостом (Митропулос), митрополит Фессалоникийский; 3 . Матфей (Макрис), митрополит Аттикийский и Мегаридский; 4 . Тит (Влахос), митрополит Сервионский и Козанский; 5 . Феодосий (Цалангас), митрополит Фтиотидский. В Неделю Православия 29 марта 1997 года иерархи «матфеевско-григорианского» синода церкви ИПХ Греции торжественно провозгласили анафему так называемой ереси «неоиконоборчества» и её последователям в лице архиепископа Афинского Андрея (Анестиса), митрополита Арголидский Пахомия (Аргиропулоса), митрополита Пирейского Николая (Месиаракиса), митрополита Китийского Епифания (Панаиоту) и всех богословов, высказывавшихся за удаление из храмов икон нетрадиционного письма 688 . Митрополита Григория (Русиса) поддержали все афонские «матфеевские» монахи и достаточно значимая часть «матфеевского» клира и паствы. Кроме того, «григорианам» принадлежит канцелярия архиепископа Матфея (Карпафакиса) и бывший «матфеевский» кафедральный собор в Афинах. «Григорианский» раскол затронул и Свято-Введенский женский монастырь в Каратее, где монахини разделились на две партии, каждая из которых повесила собственный замок на монастырские храмы, так что богослужения в обители уже не совершаются, а монахини молятся келейно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем не менее, весьма важно отметить, что в отношении «флоринитской» иерархии остаётся возможность применения церковной икономии (снисхождения). Поскольку каноничность «флоринитского» епископата в 1969 году была признана Архиерейским Синодом РПЦЗ, то данное обстоятельство свидетельствует о том, что в соборном восприятии русских иерархов «флоринитские» архиереи имеют такую же полноту епископских дарований, какой обладает каждый архиерей РПЦЗ. В дальнейшей истории старостильного раскола будут иметь место прецеденты, когда священноначалие Поместных Православных Церквей применяло как принцип икономии, так и принцип акривии в отношении к клирикам и архиереям «флоринитского» поставления. IV.8. «Матфеевский» синод церкви ИПХ греции в 1950–1970 годы После смерти архиепископа Матфея (Карпафакиса) во главе «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции в 1950–1958 годы стоял «архиепископский местоблюститель» митрополит Фессалоникийский Димитрий (Псарофеодоропулос). Несмотря на значительное уменьшение численности данной группировки, произошедшее после отмечавшегося выше перехода в 1950 году части клириков и мирян во «флоринитскую» юрисдикцию, уже в 1952 году «матфеевский» синод церкви ИПХ Греции принял решение о проведении новых архиерейских хиротоний, в результате чего были посвящены следующие иерархи 350 : 1 . Хризостом (Пулупатис), митрополит Мессинийский 351 ; 2 . Иоанн (Балцакис), митрополит Фивский и Левадийский 352 ; 3 . Мелетий (Костакис), митрополит Аттикийский и Мегарийский 353 ; 4 . Виссарион (Балцакис), митрополит Триккийский и Стагонийский 354 ; 5 . Матфей II (Лигнос), митрополит Вресфенский 355 . Значительным событием для «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции было возвращение в 1955 году в его ведение Свято-Введенского женского монастыря в Каратее и Спасо-Преображенского мужского монастыря в Кувара, произошедшие после смерти митрополита Хризостома Флоринского. В 1957 году «матфеевский» синод был размещён при Свято-Введенском женском монастыре в Каратее. В этом же году состоялись новые архиерейские хиротонии, во время которых были рукоположены:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До перехода в старостильничество клириками Элладской Церкви были «матфеевские» митрополиты Агафангел Тенийский и Феоклит Саламинский, которые за уклонение в раскол Синодальным Судом первой инстанции в мае 1958 г. были лишены священного сана, но покаяния не принесли и продолжили свое пребывание в схизме 400 . Поскольку склониться к любому расколу, в том числе и старостильному, может только тот человек, совесть и здравый рассудок которого парализованы фанатичным невежеством, то и «матфеевский» епископат, к тому же такой непопулярный в среде старокалендарных схизматиков, не являл собой пример образованности и высокой церковной культуры. Из тринадцати архиереев этой юрисдикции в 1958 г., только трое имели высшее богословское образование, в то время, как родные братья митрополит Триккийский Виссарион (Балцакис) и митрополит Фивский Иоанн (Балцакис), окончив народную школу, вплоть до своего посвящения работали кузнецами в деревне Фтери Сперхиадос. Такими же малообразованными были епископ Вресфенский Матфей II (Лигнос) и митрополит Аттикийский Мелетий (Костакис), плотник по специальности 401 . Примечательным событием в истории «матфеевского» Синода был созыв в марте 1958 г. так называемого «Великого Общецерковного Собора клириков и мирян», на котором был избран новый «архиепископ Афинский и всей Греции» Агафангел 402 , за пять месяцев до этого рукоположенный во епископа Тенийского и находившийся на этом посту вплоть до своей кончины в 1967 г. Одним из самых значимых событий периода его руководства «матфеевской» юрисдикцией является принятие в 1958 г. решения о необходимости совершения чина освящения святого мира 403 . Данное деяние способствовало развитию горделивого самоотождествления «матфеевского» Синода с Автокефальной Элладской Православной Церковью. В 1958 г. был рукоположен митрополит Мессинийский Григорий (Русис) 404 . По состоянию на 1958 г. «матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции состоял из следующих иерархов 405 : 1 . Агафангел, архиепископ Афинский и всей Греции; 2 . Димитрий (Псарофеодоропулос), митрополит Фессалоникийский;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На территории Греции «матфеевскому» синоду принадлежит 20 приходских храмов и 10 монастырей и скитов 683 . На территории Российской Федерации в промежутке времени между 1991 и 1993 годами был открыт Российский Экзархат «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции. Изначально на должность Российского Экзарха был назначен митрополит Фессалоникийский Хризостом (Митропулос), который в 1995 году присоединился к «матфеевско-григорианскому» синоду церкви ИПХ Греции, сохранив за собой власть над некоторыми российскими приходамии титул Российского Экзарха. В 1995 году на должность Экзарха был назначен митрополит Месогейский и Лавреотикийский Кирик(Кондояннис), который в 2003 году отделился от «матфеевского» синода, снова расколов Российский Экзархат и сохранив звание Экзарха. В настоящее время Старшим священником Российского Экзархата «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции является Михаил Макеев 684 . IV.11.2. «Матфеевско-григорианский» синод церкви ИПХ Греции в 1995–2008 годы В первой половине 1990 годов в «матфеевской» юрисдикции произошло всеобщее смущение, вызванное острой полемикой о допустимости написания икон «Новозаветной Троицы», с изображением Бога Отца в виде старца и Святого Духа в виде голубя, а также «Воскресения Христова», с изображением Спасителя в момент Воскресения. Поводом к началу споров стали статьи по богословию иконы, опубликованные в 1989–1991 годах иеромонахами Кассианом (Брауном), Амфилохием (Тамбуросом) и монахами Климентом и Хрисанфом. В своих публикациях они высказали мнение «о неканоничности вышепоименованных образов», возникших под влиянием западноевропейской живописи. Кроме того, было предложено произвести повсеместную замену икон неправославного письма на иконы «Троицы Ветхозаветной» (явление трёх ангелов Аврааму у Мамврийского дуба) и «Сошествия Христа во ад». Эти публикации произвели большое смущение в «матфеевской» юрисдикции. Часть консервативного духовенства заявила о распространении ереси иконоборчества и об уклонении «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции от истинного пути спасения. Главным виновником появления ереси назывался председатель «матфеевского» синода архиепископ Афинский Андрей (Анестис). Наиболее активными и последовательными противниками идеи возвращения к традиционной иконографии были митрополит Аттикийский Матфей (Макрис) и кипрский иеромонах Евфимий (Епифаниу). Реагируя на происходящие события, архиепископ Афинский Андрей провёл 19 и 22 сентября 1991 года заседания священного синода иерархии, на которых не только было высказано запрещение клирикам распространять смущение в народе, но и предписывалось свято чтить уже сложившуюся церковную традицию. Кроме того, была назначена синодальная комиссия по выработке послания к народу 685 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1833 г. Главой Церкви объявлялся король, а исполнительным органом - Свящ. Синод, на заседаниях к-рого обязательно присутствовал специальный королевский уполномоченный. Членов Свящ. Синода ежегодно назначал король, и только после его утверждения решения Свящ. Синода приобретали силу. Все архиереи Греческого королевства были уравнены в правах, причем статус прежней Афинской митрополии, был понижен до епископии. Хотя А. были провозглашены столицей Греции, их архиерей не пользовался никакими преимуществами до 1850 г., когда К-польский Патриарх издал томос, легализовавший автокефалию Элладской Церкви и вернувший Афинской епархии статус митрополии. Афинская епархия стала главной епархией Элладской Церкви. Митрополит Афинский стал пожизненным председателем Свящ. Синода Элладской Церкви. В 1852 г. эти изменения были признаны Греческим гос-вом: закон «О епархиях, епископах и подчиненном им духовенстве» разделил страну на 13 епископий, 10 архиепископий и учредил одну Афинскую митрополию. В 1899-1900 гг. адм. деление Элладской Церкви вновь подверглось реформированию: страна была разделена на 32 епархии во главе с епископами и только Афинский архиерей сохранил титул митрополита. Наконец, последнее изменение архиерейских титулов в Греции произошло в 1922-1923 гг. Согласно закону «Об обеспечении покидающих кафедры епископов и о титулах епископов и епархий», все епископы были возведены в ранг митрополитов, Афинскому архиерею был присвоен исторический титул «Блаженнейший митрополит Афинский, ипертим и экзарх всей Эллады». Однако титул экзарха с канонической т. зр. не присваивается предстоятелю автокефальной Церкви, поэтому в Уставе Элладской Церкви (1923) за Афинским архиереем был закреплен новый титул «Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады». С 1998 г. престол Афинской архиепископии занимает Блаженнейший архиеп. Христодул (Параскевиадис) . В 1936 г. на территории Аттики было создано неск. митрополий, выведенных из непосредственного подчинения Афинской архиепископии (см. Аттикийская митрополия ).

http://pravenc.ru/text/77100.html

459 Более подробная информация о группировке митрополита Геронтия приводится в разделе «IV.10.3. «Геронтиевский» Синод Церкви ИПХ Греции (1983–1985 гг.)». 461 Род. в 1921 г. В 1936 г. поступил в афонский скит святой Анны. Присоединившись к старостильничеству, в 1942 г. был рукоположен во диакона, а в 1943 г. во пресвитера. Проходил приходское служение. В 1945 г. возведен в достоинства духовника и архимандрита. В 1948 г. принял великую схиму. В 1950 г. основал монастырь святого Афанасия Афонского в Мегаре Аттикийской. В 1962 г. рукоположен во епископа Саламинского, а в 1972 г. произведен в достоинство митрополита Пирейского и Саламинского (Μητροπολτης Πειραις και Σαλαμνος Γερντιος (Μαριλης)/Εκκλησα των Γ.Ο.Χ. Ελλδος κα Εξωτερικο [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://ww.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm – Дата доступа: 24.05.2007.) 462 Chrysostomos, bishop of Etna and Exarch in America for the Synod of Old Calendarist Greek Orthodox Bishops under Mitropolitan Cyprian of Oropos and Fili. Op. cit.– Р. 68; Ambrose, bishop of Memhoni. The Old Calendar Greek Church … P. 37. 463 Χριστδουλος Κ. Παρασκευαδης, μητροπολτης. Ιστορικ κα κανονικ … Σ. 362; Lardas D. George. Op. cit.– Р. 75. 464 Οι εσωτερικς διαμχες επεκτενονται/Εκκλησα των Γ.Ο.Χ. Ελλδος κα Εξωτερικο [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://ww.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm – Дата доступа: 24.05.2007. 465 ΣΥΝΟΠΤΙΚΟΣ ΧΡΟΝΟΛΟΓΙΚΟΣ ΠΙΝΑΚΑΣ ΗΜΕΡΟΛΟΓΙΑΚΟΥ ΖΗΤΗΜΑΤΟΣ ΚΑΙ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ Γ.Ο.Χ./ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΤΩΝ ΓΝΗΣΙΩΝ ΟΡΘΟΔΟΞΩΝ ΧΡΙΣΤΙΑΝΩΝ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: 3 – Дата доступа: 06.02.2007. 466 Lardas D. George. Op. cit.– Р. 59; Более подробная информация об этом приводится в разделе «V.5.1. Взаимоотношения «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции со Свободной Сербской Православной Церковью». 469 Moss Vladimir. Thirty years of trial: The True Orthodox Christians of Greece, 1970–2000/Романитас [Электронный ресурс].– 2006 – Режим доступа: http://ww.romanitas.ru/eng/TOC, 1970–2000/html#_frnref123 – Дата доступа: 15.11.2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010