В феврале 1998 года состоялась хиротония секретаря Асторийской епархии архимандрита Павла (Стратигеаса), племянника митрополита Петра (Астифидиса), в сан митрополита Американского 431 . В сентябре 1997 года епископат «флоринисткого» синода церкви ИПХ Греции пополнился за счёт возвращения в данную юрисдикцию иерархов «афанасиевского» синода церкви ИПХ Греции митрополитов Иустина (Колотуроса) Эувийского и Стефана (Цикураса) Хиосского, а в январе 1998 года вслед за ними последовал митрополит Ахарнонский Афанасий (Хараламбидис) 432 . В августе 1999 года по инициативе архиепископа Хризостома (Киюсиса) был проведен ряд епископских хиротоний. Новорукоположенными иерархами были: 1 . Геронтий (Лударос), митрополит Пирейский и Саламинский; 2 . Хризостом (Маниотис), митрополит Аттикийский и Виотийский; 3 . Григорий (Маркопулос), митрополит Христианупольский; 4 . Фотий (Мандалис), митрополит Марафонский; 5 . Феодосий (Василиу), митрополит Вресфенский 433 . В 2000 году состоялась хиротония епископа Феупольского Христодула (Михалакиса), викария Американской митрополии 434 . В 2003 году в состав «флоринитской» юрисдикции вошёл митрополит Аттикийский и Диавлейский Акакий (Паппас-младший), с 1974 года находившийся в изоляции и возглавлявший собственную малочисленную группировку и являвшийся с единственным архиереем 435 . Постановлением «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции от 15 октября 2003 года Американская митрополия получила права автономного самоуправления при возглавлении синодом Американских епископов. Мера эта явилась вынужденной в силу географической отдалённости американских «флоринитов» от Греции и затруднений при решении административных вопросов. Согласно синодальному определению, синод Американских епископов должен состоять не менее чем из троих иерархов и возглавляться митрополитом Американским. В настоящее время в состав Американской автономии входят митрополит Северной и Южной Америки Павел (Стратигсас) и епископ Фсупольский Христодул (Михалакис) 436 . На заседании «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции, проходившем 5/18 сентября 2006 года, было принято решение о создании архиерейской кафедры в Австралии и о рукоположении архимандрита Спиридона (Еромгенуса) в митрополита Австралийского и всей Океании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оба документа были подписаны всеми иерархами «матфеевской» юрисдикции, не исключая митрополитов Епифания Китийского и Каллиста Коринфского 424 . Кроме того, «матфеевским» Синодом была продекларирована новая экклезиологическая позиция, свидетельствовавшая о бессмысленности так называемых «хиротесий», то есть дополняющих «матфеевские» хиротонии руковозложений, проводившихся иерархами РПЦЗ над их архиереями 425 . Группировка последователей епископа Матфея (Карпафакиса) снова проявила присущие схизматикам тенденции к самоизоляции от всего мира. А 1973 г. был ознаменован значительным расширением «матфеевского» Синода за счет семи епископских хиротоний, которые были совершены 25 января/7 февраля и 26 января/6 февраля в Свято-Преображенском монастыре в Кувара. Новыми иерархами этой юрисдикции стали 426 : 1 . Матфей (Макрис), митрополит Аттикийский и Мегаридский; 2 . Николай (Месиаракис), митрополит Пирейский и Островов; 3 . Лазарь (Афанасиу), митрополит Вресфенский 427 ; 4 . Пахомий (Аргиропулос), митрополит Арголидский; 5 . Феодосий (Цалангас), митрополит Пфиотидский; 6 . Евмений (Сифакис), митрополит Ираклийский 428 ; 7 . Тит (Влахос), митрополит Сервионский и Козанский.   IV.10. Разделения и расколы во «флоринитской» юрисдикции (1974–2007 гг.)   IV.10.1. Раскол 1974 года и образование малых группировок Начиная с 1974 г. в истории «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции начинается самый скандальный период за всю историю его существования. Многочисленные споры, разделения и взаимные анафемы раздробили эту юрисдикцию на множество самостоятельных течений, доказывающих друг другу каноничность собственного епископата и претендующих на высокое право именоваться Единственной и Истинной Православной Церковью. Но все они добровольно уже отделили себя от нее и «не имеет существенного значения причина или повод, которые вызвали отделение от Церкви […]. Такая лжеиерархия недействительна, сколь бы ни было бесспорно ее апостольское преемство» 429 . К концу 1973 г. «флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции состоял из следующих иерархов: 1 . Авксентий (Пастрас), архиепископ Афинский и всей Греции; 2 . Акакий (Паппас-младший), митрополит Аттикийский и Диавлейский; 3 . Геронтий (Маргиолис), митрополит Пирейский и Саламинский; 4 . Петр (Астифидис), митрополит Асторийский, Экзарх «флоринитского» Синода в Америке; 5 . Паисий (Евфимиадис), митрополит Эврипийский и Эувийский; 6 . Хризостом (Киюсис), митрополит Фессалоникийский; 7 . Каллиник (Ханиотис), митрополит Фавмакийский; 8 . Акакий (Дускос), митрополит Монреальский и Канадский;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечательным событием в истории «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции был созыв в марте 1958 года так называемого «Великого Общецерковного Собора клириков и мирян». На заседании собора был избран новый «архиепископ Афинский и всея Эллады» Агафангел (Элевфериу) 360 , за пять месяцев до этого рукоположенный во епископа Тенийского и возглавлявший «матфеевский» синод вплоть до своей кончины в 1967 году. Одним из самых значимых событий периода его руководства «матфеевской» юрисдикцией является принятие в 1958 году решения о необходимости совершения чина освящения святого мира 361 . Этот шаг способствовал развитию горделивого самоотождествления «матфеевского» синода с Автокефальной Элладской Православной Церковью. В том же 1958 году был рукоположен ещё один иерарх «матфеевской» юрисдикции, которым стал митрополит Мессинийский Григорий (Русис) 362 . По состоянию на 1958 год «матфеевский» синод церкви ИПХ Греции состоял из следующих лиц 363 : 1 . Агафангел (Элевфериу), архиепископ Афинский и всея Эллады; 2 . Димитрий (Псарофеодоропулос), митрополит Фессалоникийский; 3 . Спиридон (Пасиос), митрополит Тримифунтский; 4 . Андрей (Анестис), митрополит Патрский; 5 . Каллист (Макрис), митрополит Коринфский; 6 . Виссарион (Балцакис), митрополит Триккийский и Стагонийский; 7 . Иоанн (Балцакис), митрополит Фивский и Левадийский; 8 . Мелетий (Костакис), митрополит Аттикийский и Мегаридский; 9 . Матфей II (Лигнос), митрополит Вресфенский; 10 . Епифаний (Панаиоту), митрополит Китийский; 11 . Феоклит (Контарис), митрополит Саламинский; 12 . Григорий (Русис), митрополит Мессинийский. Преемником архиепископа Агафангела (Элевфериу) на Афинской кафедре в 1967 году был избран митрополит Патрский Андрей (Анестис), возглавлявший «матфеевский» синод церкви ИПХ Греции в 1967–1972 годы в качестве местоблюстителя 364 , а с 1972 по 2003 годы – в звании архиепископа Афинского и всея Эллады. В целом, двадцатилетний период истории «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции (1950–1970) характеризует тихое и малопримечательное существование в безвестности и изоляции от всего православного мира. Объективное число приверженцев «матфеевской» группировки к концу означенного периода в точности определить невозможно. Имеющееся же указание афинской газеты «Ελεθερον Κσμον» от 1 марта 1973 года о том, что данная юрисдикция насчитывает до одного миллиона верующих 365 , представляется весьма спорным и маловероятным. IV.9. Попытка воссоединения «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции с РПЦЗ (1971–1976)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 . Спиридон (Пасиос), митрополит Тримифунтский; 4 . Андрей (Анестис), митрополит Патрский; 5 . Каллист (Макрис), митрополит Коринфский; 6 . Виссарион (Балцакис), митрополит Триккийский и Стагонийский; 7 . Иоанн (Балцакис), митрополит Фивский и Левадийский; 8 . Мелетий (Костакис), митрополит Аттикийский и Мегаридский; 9 . Матфей II (Лигнос), митрополит Вресфенский; 10 . Епифаний (Панаиоту), митрополит Китийский; 11 . Феоклит (Контарис), митрополит Саламинский; 12 . Григорий (Русис), митрополит Мессинийский. Преемником архиепископа Агафангела на Афинской кафедре стал митрополит Патрский Андрей (Анестис), возглавлявший «матфеевский» Синод в 1967–1972 гг. в качестве местоблюстителя 406 , а с 1972 по 2003 гг. в звании архиепископа Афинского. В целом, двадцатилетний период истории, «матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции (1950–1970 гг.) характеризует тихое и малопримечательное существование в безвестности и изоляции от всего православного мира. Объективное число приверженцев «матфеевской» группировки к концу означенного периода в точности определить невозможно. Имеющееся же указание афинской газеты «Ελεθερον Κσμον» («Свободный мир») от 1 марта 1973 г. о том, что данная юрисдикция насчитывает до одного миллиона верующих 407 , представляется весьма спорным и маловероятным.   IV.9. Попытка воссоединения «матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции с РПЦЗ (1971–1976 гг.) В годы возглавления РПЦЗ митрополитом Филаретом (Вознесенским) (1964–1985) отмечены радикализацией умонастроений русских иерархов, что проявилось в ужесточении их антиэкуменических позиций, возведении календарного вопроса до уровня богословской проблемы и всестороннем ригоризме. Данное обстоятельство способствовало привлечению внимания к Русской Зарубежной Церкви со стороны греческих раскольников «матфеевской» юрисдикции. Посвящение же русскими архиереями «флоринитских» епископов, а затем и полное установление литургического общения с этой старостильной группировкой, вызывало у «матфеевцев», считавших себя неповрежденной частью старокалендарного движения, чувство несправедливости и побуждало их искать пути сближения с Архиерейским Синодом РПЦЗ. С целью предварительного знакомства и установления диалога со священноначалием Русской Зарубежной Церкви в 1969 г. «матфеевские» митрополиты Каллист (Макрис) Коринфский и Епифаний (Панаиоту) Китийский предприняли поездку в США. В Синоде РПЦЗ они встретили гостеприимный прием и посетили многие учреждения Русской Зарубежной Церкви, в том числе и Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, встретившись с архиепископом Аверкием (Таушевым) 408 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  IV.8. «Матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1950–1970 гг. После смерти архиепископа Матфея (Карпафакиса) во главе «матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции в 1950–1958 гг. стоял «архиепископский местоблюститель» митрополит Фессалоникийский Димитрий (Псарофеодоропулос). Несмотря на значительное уменьшение численности этой группировки, произошедшее после отмечавшегося выше перехода в 1950 г. части клириков и мирян во «флоринитскую» юрисдикцию, уже в 1952 г. «матфеевский» Синод принял решение о проведении новых архиерейских хиротоний, в результате чего были посвящены следующие иерархи 392 : 1 . Хризостом (Пулупатис), митрополит Мессинийский 393 ; 2 . Иоанн (Балцакис), митрополит Фивский и Левадийский 394 ; 3 . Мелетий (Костакис), митрополит Аттикийский и Мегарийский 395 ; 4 . Виссарион (Балцакис), митрополит Триккийский и Стагонийский 396 ; 5 . Матфей II (Лигнос), митрополит Вресфенский 397 . Значительным событием для «матфеевского» Синода было возвращение в 1955 г. в его ведение Свято-Введенского женского монастыря в Каратее и Свято-Преображенского мужского монастыря в Кувара, состоявшегося после смерти митрополита Хризостома Флоринского. В 1957 г. «матфеевский» Синод был размещен при монастыре в деревне Каратея (Аттика). В этом же году состоялись новые архиерейские хиротонии, во время которых были рукоположены 398 : 1 . Анфим (Хариси), митрополит Пирейский; 2 . Епифаний (Панаиоту), митрополит Китийский (иерарх «Кипрской Истинно-Православной Церкви»); 3 . Феоклит (Контарис), митрополит Саламинский; 4 . Агафангел, митрополит Тенийский. Митрополит Анфим (Хариси) перешел в старостильничество, будучи архимандритом канонической Элладской Православной Церкви. После архиерейской хиротонии его дело рассматривалось на заседании Церковного Суда Элладской Церкви первой инстанции, состоявшемся 23 мая 1957 г., в результате чего было вынесено постановление 12 о лишении архимандрита Анфима священного сана и о высылке в звании рядового монаха в монастырь святого Дионисия на остров Строфадон. В декабре 1958 г. он подал в Синод Элладской Церкви покаянное прошение, после чего был воссоединен с Церковью и восстановлен в достоинстве архимандрита 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV.11.1. «Матфеевский» синод церкви ИПХ Греции в 1976–2008 годы После разрыва литургического общения с Русской Православной Церковью Заграницей, произошедшего в 1976 году, «матфеевский» синод церкви ИПХ Греции, замкнулся в горделивом осознании собственной исключительности. Несмотря на то, что в 1978 году митрополит Китийский Епифаний (Панаиоту) опубликовал воззвание ко всему старостильному движению с призывом об объединении, он не был услышан 672 . Спустя один год иерархи «матфеевского» синода в своей Энциклике от 2 марта 1979 года заявили о том, что «священная борьба Церкви ИПХ, которая, как сказано, составляет непрерывное продолжение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, представлена в Священном Синоде Церкви ИПХ, который возглавляет канонический архиепископ Афинский и всея Эллады Андрей» 673 . Упомянутая группировка всегда выделялась в среде греческого старостильничества своей немногочисленностью. Однако, при относительно малом количестве приходов (около 40 во всей Греции), «матфеевская» юрисдикция известна хорошо развитой монашеской жизнью. По состоянию на 1994 год в составе «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции пребывали самые многочисленные старостильнические обители: Свято-Введенский женский монастырь в деревне Каратее (около 300 монахинь) и Спасо-Преображенский мужской монастырь в деревне Кувара (около 60 монахов) 674 . Епископат «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции в 1981 году состоял из следующих лиц: 1 . Андрей (Анестис), архиепископ Афинский и всея Эллады; 2 . Григорий (Русис), митрополит Мессинийский; 3 . Матфей (Макрис), митрополит Аттикийский и Мегаридский; 4 . Николай (Месиаракис), митрополит Пирейский и Островов; 5 . Лазарь (Афанасиу), митрополит Вресфенский; 6. Пахомий (Аргиропулос), митрополит Арголидский; 7 . Феодосий (Цалангас), митрополит Фтиотидский; 8 . Евмений (Сифакис), митрополит Критский; 9 . Тит (Влахос), митрополит Сервионский и Козанский; Кипрская автономная митрополия: 10 . Епифаний (Панаиоту), митрополит Китийский 675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 . Гавриил (Каламисакис), митрополит Кикладский; 10 . Антоний (Фанасис), митрополит Мегаридский 430 . В означенный исторический период «флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции насчитывал 123 (по другим оценкам 250) храма, 84 монастыря, некоторое количество благотворительных организаций, содержащих приюты для сирот, а также несколько периодических изданий 431 . Поводом к началу разделений послужило издание «флоринитским» Синодом Энциклики 1191 от 5/18 июня 1974 г., в которой официально провозглашались экклезиологические принципы, в своем радикализме тождественные «матфеевской» идеологии. В частности, утверждалась безблагодатность таинств канонической Элладской Православной Церкви и содержался пункт, указывавший на допустимость присоединения к старостильничеству только посредством миропомазания 432 . Однако принятие Энциклики вызвало резкий протест значительной части иерархии. Так, митрополит Асторийский Петр (Астифидис), Экзарх «флоринитского» Синода в Америке, и митрополит Аттикийский Акакий (Паппас-младший) отказались поставить свою подпись под этим документом, за что были исключены из состава Синода 433 . В 1975 г. Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) заявил о разрыве церковного общения с «флоринитским» Синодом, за исключением митрополита Асторийского Петра, святогорских монахов и благочестивого народа 434 . Предприняв безрезультатную попытку войти в состав Синода РПЦЗ, митрополит Асторийский Петр (Астифидис) в 1974–1985 гг. автономно управлял своей малочисленной паствой, объединенной вокруг незначительного количества храмов, разбросанных по всему североамериканскому континенту. Кафедральный собор митрополит Петра, освященный в честь святого Маркелла, находится в Нью-Йорке 435 . Вслед за митрополитом Петром в том же 1974 г. из административного подчинения Синоду вышли следующие иерархи: 1 . Хризостом (Киюсис), митрополит Фессалоникийский; 2 . Акакий (Паппас-младший), митрополит Аттикийский и Диавлейский; 3 . Гавриил (Каламисакис), митрополит Кикладский;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многочисленные споры, разделения и взаимные анафемы раздробили эту группировку на множество независимых течений, доказывающих друг другу каноничность собственного епископата и претендующих на высокое право именоваться Единственной и Истинной Православной Церковью, Но все они добровольно уже отделили себя от неё и, по слову протоиерея Сергия Булгаков , «не имеет существенного значения причина или повод, которые вызвали отделение от Церкви [...]. Такая лжеиерархия недействительна, сколь бы ни было бесспорно её апостольское преемство» 384 . К концу 1973 года «флоринитский» синод церкви ИПХ Греции состоял из следующих иерархов: 1 . Авксентий (Пастрас), архиепископ Афинский и всея Эллады; 2 . Акакий (Паппас-младший), митрополит Аттикийский и Диавлейский; 3 . Геронтий (Мариолис), митрополит Пирейский и Саламинский; 4. Пётр (Астифидис), митрополит Асторийский, Экзарх «флоринитского» синода в Америке; 5 . Паисий (Евфимиадис), митрополит Эврипийский и Эувийский; 6 . Хризостом (Киюсис), митрополит Фессалоникийский; 7 . Каллиник (Ханиотис), митрополит Фавмакийский; 8 . Акакий (Дускос), митрополит Монреальский и Канадский; 9 . Гавриил (Каламисакис), митрополит Кикладский; 10 . Антоний (Фанасис), митрополит Мегаридский 385 . В описываемый исторический период «флоринитский» синод церкви ИПХ Греции насчитывал 123 (по другим оценкам 250) храма, 84 монастыря, некоторое количество благотворительных организаций, содержащих приюты для сирот, а также несколько периодических изданий 386 . Поводом к началу разделений послужило издание «флоринитским» синодом церкви ИПХ Греции Энциклики 1191 от 5/18 июня 1974 года, в которой официально провозглашались экклезиологические принципы, в своём радикализме тождественные «матфеевской» идеологии. В частности, утверждалась безблагодатность Таинств канонической Элладской Православной Церкви и содержался пункт, указывавший на допустимость присоединения к старостильничеству только посредством миропомазания 387 . Однако принятие Энциклики 1191 вызвало резкий протест значительной части иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Официальный веб-сайт: « The Independent Greek Orthodox Church of the United States » http://rthopraxis.org/.   IV.11. История «матфеевской» юрисдикции в 1976–2007 гг.   IV.11.1. «Матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1976–2007 гг. После разрыва литургического общения с РПЦЗ в 1976 г., «матфеевский» Синод, возглавляемый с 1972 г. архиепископом Афинским Андреем (Анестисом), замкнулся в горделивом осознании собственной исключительности. Несмотря на то, что в 1978 г. митрополит Китийский Епифаний (Панаиоту) опубликовал воззвание ко всему старостильничеству с призывом об объединении, он не был услышан 716 . Спустя один год иерархи «матфеевского» Синода в своей Энциклике от 2 марта 1979 г. заявили о том, что «священная борьба Церкви ИПХ, которая, как сказано, составляет непрерывное продолжение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, представлена в Священном Синоде Церкви ИПХ, который возглавляет канонический архиепископ Афинский и всей Греции Андрей» 717 . Данная группировка всегда выделялась в среде греческого старостильничества своей немногочисленностью. Однако, при относительно малом количестве приходов (около 40 во всей Греции), «матфеевская» юрисдикция известна развитой монашеской жизнью. По состоянию на 1994 г. она обладала большим количеством монастырей, среди которых особенно отличались женский Свято-Введенский монастырь в деревне Каратее (около 300 монахинь) и мужской монастырь в деревне Кувара в честь Преображения Господня (около 60 монахов) 718 . Епископат «матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции в 1981 г. состоял из следующих иерархов 719 : 1 . Андрей (Анестис), архиепископ Афинский и всей Греции; 2 . Григорий (Русис), митрополит Мессинийский; 3 . Матфей (Макрис), митрополит Аттикийский и Мегаридский; 4 . Николай (Месиаракис), митрополит Пирейский и Островов; 5 . Лазарь (Афанасиу), митрополит Вресфенский; 6 . Пахомий (Аргиропулос), митрополит Арголидский; 7 . Феодосий (Цалангас), митрополит Фтиотидский; 8 . Евмений (Сифакис), митрополит Критский; 9 . Тит (Влахос), митрополит Сервионский и Козанский;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поскольку в «матфеевско-григорианскую» юрисдикцию вошли достаточно престарелые иерархи, то уже к 2003 году скончались митрополит Аттикийский Матфей (Макрис) († 2001), митрополит Сервионский Тит (Влахос) († 2003) и митрополит Фтиотидский Феодосий (Цалангас) († 2002). К 2008 году «матфеевско-григорианская» юрисдикция располагала приблизительно 100 приходами и 20 монастырями в Греции, одним монастырём на Кипре, двумя приходами в Австралии и четырьмя в США. На территории России действует Российский Экзархат «матфеевско-григорианского» синода церкви ИПХ Греции 689 . По состоянию на 2008 год «матфеевско-григорианский» синод церкви ИПХ Греции включал в свой состав следующих членов (в скобках указаны даты епископских хиротоний): 1 . Григорий (Русис), митрополит Мессинский, председатель синода (1958); 2 . Хризостом (Митропулос), митрополит Фессалоникийский, Экзарх «матфеевско-григорианского» синода церкви ИПХ Греции в России. IV.11.3. «Кирико-матфеевский» синод церкви ИПХ Греции («Истинно-православная церковь Греции» ) в 2005–2008 годы Данная группировка возникла после того, как решением «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции от 18 февраля 2003 года архиепископ Афинский Андрей (Анестис) был отправлен на покой, а новым архиепископом был избран митрополит Пирейский Николай (Месиаракис). Несогласные с этим избранием митрополит Месогейский Кирик (Кондояннис) и митрополит Ларисский Панарет (Вагианас) заявили о неканоничности выборов, поскольку должность предстоятеля Церкви якобы должна быть пожизненной. В результате возникшего конфликта находившиеся в оппозиции митрополиты заявили о своём неподчинении высшей церковной власти «матфеевской» юрисдикции. Окончательное разделение произошло в 2005 году, когда митрополиты Кирик (Кондояннис) и Панарет (Вагианас) провозгласили образование нового «матфеевского» синода, неподконтрольного архиепископу Николаю (Месиаракису). Председателем данного синода стал митрополит Месогейский и Лавреотикийский Кирик (Кондояннис), в силу чего возглавляемая им группировка именуется «кирико-матфеевским» синодом церкви ИПХ Греции. Второе официальное наименование данной раскольнической организации «Истинно-православная церковь Греции» («ИПЦ Греции») 690 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010