По указу имп. Николая I от 22 мая 1828 г. был создан Комитет для выработки закона для Евангелическо-лютеранской церкви в России. Большинство его членов было приглашено из остзейских провинций. Председателем стал сенатор гр. Тизенгаузен. Представителем от с.-петербургской церкви был пробст швед. лютеран. общины Э. Эрстрём. По желанию Николая I в работе комитета участвовал К. Ритчель, суперинтендант Померании, к-рому поручили сделать редакцию агенды. 28 дек. 1832 г. император утвердил Устав Евангелическо-лютеранской церкви и создание Генеральной евангелическо-лютеранской консистории в С.-Петербурге. Территория России была разделена на 8 консисториальных округов, управляемых консисториями: С.-Петербургский, Лифляндский, Эстляндский, Курляндский, Московский, Эзельский, Рижский и Ревельский с относившимися к ним городами. Лютеран. общины были объединены в приходы, приходы образовали пробства, пробства вошли в консисториальные округа. С.-Петербургский и Московский консисториальные округа включали лютеран. общины внутренних губерний России. При этом С.-Петербургский округ состоял из С.-Петербургской губ. с городами Кронштадт и Нарва, Новгородской, Псковской, Вологодской, Олонецкой, Архангельской (кроме евангелического прихода в Архангельске), Костромской, Ярославской, Смоленской, Черниговской, Волынской, Подольской, Киевской, Полтавской, Екатеринославской, Таврической, Херсонской губерниями (в т. ч. Одесской и Бессарабской обл.). Московский консисториальный округ объединял губернии Московскую, Тверскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую, Владимирскую, Нижегородскую, Пензенскую, Тамбовскую, Воронежскую, Курскую, Орловскую, Харьковскую, Саратовскую, Симбирскую, Казанскую, Вятскую, Пермскую, Оренбургскую, Астраханскую, Ставропольскую, а также включал Сибирь и Грузию. В состав консистории входили президент из мирян, духовный вице-президент (генерал-суперинтендант или суперинтендант) и равное число светских и духовных заседателей. Генеральная консистория руководила всей Евангелическо-лютеранской церковью, назначала и увольняла пасторов и пробстов, наблюдала за деятельностью местных консисторий и за правильностью отправления богослужения в общинах, рассматривала жалобы, осуществляла надзор за порядком управления имуществом всех лютеран.

http://pravenc.ru/text/186839.html

Духовное управление мусульман Республики Адыгеи и К. к. было создано в 1991 г. на I съезде мусульман в ауле Адамий (Адыгея). В 1993 г. был принят его устав. В 2014 г. на территории К. к. действовали 6 мечетей и насчитывалось ок. 150 тыс. мусульман. Иудаизм На территории К. к. иудаизм представлен Новороссийской городской евр. общиной (зарегистрирована в 1995), Краснодарской городской общиной прогрессивного иудаизма «Макор» (1997) и евр. ортодоксальной общиной в Темрюке (2006). Другие религиозные конфессии На территории К. к. также представлены буддистская школа Карма Кагью в Анапе (см. Буддизм ), об-во сознания Кришны с отделениями в Армавире, Краснодаре, Новороссийске и Сочи (см. Кришнаизм ), община последователей веры бахаи в Краснодаре (1993) (см. Бахаи религия ), виссарионовцы (см. Последнего завета церковь ; Краснодар, Геленджик, Сочи; 1991), Центр Шри Чинмоя в Краснодаре (1993) и Анапе (2010), Ведический ун-т Махариши (Краснодар; 2003), рериховское об-во «Урусвати» (Сочи; 2003). Арх.: ГА Астраханской области. Ф. 599; ГАКК. Ф. 257, Р-1519; ГАСК. Ф. 63; РГИА. Ф. 769. Ист.: Килин А. К. Коллекционирование жизненных явлений, или Повесть дней и страстей 1-й пол. XX в.//Из фонда редких книг и рукописей НБ МГУ. М., 1993. С. 229-235; Православная Церковь на Кубани (кон. XVIII - нач. ХХ в.): Сб. док-тов. Краснодар, 2001. 40. С. 88-90; Северо-Кавказский обл. собор христиан-старообрядцев Поморского согласия, приемлющих брак, 28 мая - 4 июня ст. ст. 1926 г., ст. Гиагинская. Самара, 2014. Лит.: Павел (Леднев-Прусский), архим. Краткое описание путешествия во св. град Иерусалим и прочие св. места. М., 1884. С. 102; Дружинин В. Г. Раскол на Дону в кон. XVII в. СПб., 1889; Дмитренко И. И. Сборник ист. мат-лов по истории Кубанского казачьего войска. СПб., 1896. Т. 3; Латышев В. В. Сборник греч. надписей христ. времен из южной России. СПб., 1896; он же. К истории христианства на Кавказе: Греч. надписи из Ново-Афонского мон-ря//Сб. археол. статей, поднесенный гр. А. А. Бобринскому. СПб., 1911.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

2 нояб. 1937 г. П. был арестован после доноса, согласно к-рому он якобы «допускал антисоветские толкования в своих проповедях». Вместе с ним была арестована и группа прихожан. П. содержался в Бутырской тюрьме. Согласно обвинительному заключению, П. «возглавлял контрреволюционную фашистскую группу церковников, снабжал участников последней контрреволюционной литературой погромно-антисемитского содержания... Среди окружающих... распространял разного рода ложные контрреволюционные провокационные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию и духовенство...». П. категорически отверг все предъявленные ему обвинения в антисоветской деятельности. Расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД по Московской обл. от 19 нояб. 1937 г. и погребен в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. Имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 16 июля 2005 г. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-14390; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-3749, 12976. Лит.: Астраханские ЕВ. Отд. офиц. 1912. 27. С. 220; 1915. 27. С. 200; ЖНИР: Моск. Доп. Т. 4. С. 216-224; Ансимов Г. П. Уроки отца, прот. Павла Ансимова, новомученика Российского. М., 2005; Покровская М. В. Свет Надежды. М., 2014. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Сергеевич Крутицкий (1898 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 18 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/2581827.html

при Покровском кафедральном соборе открылась б-ка духовной лит-ры. В 1992 г. А. и Е. е. был передан Успенский собор, соборная Пречистенская колокольня и часовня игум. Кирилла, градостроителя Астраханского. В мае 1992 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) был вскрыт гроб небесного покровителя Астрахани митр. Иосифа, его святые мощи были положены в раку, установленную в Успенском соборе, и перед ними начали служить молебны. В 1994 г. у бывш. Благовещенского мон-ря был воздвигнут поклонный кирилло-мефодиевский белокаменный крест в память о подвиге равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия . В 1995 г. возобновлен астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь. В 1999 г. верующим возвращен храм во имя св. равноап. кн. Владимира, в к-ром располагался автовокзал. 28 июля 1999 г. во время Патриаршего крестного хода, посвященного 2000-летию Рождества Христова, на звонницу и главный купол храма были подняты кресты, 19 авг. в возобновленном храме совершена первая литургия. Активно ведется строительство церквей и молитвенных домов в селах Астраханской обл. В 1992 г. в А. и Е. е. было 32 прихода, в 1996-м - 37, в 1999 г.- 44 прихода. Молитвенные комнаты действуют в тюрьмах, больницах, детдомах, домах престарелых и реабилитационных центрах. В 1991 г. Астраханское епархиальное управление выпустило неск. номеров газ. «Астраханский православный собеседник», с сент. 1996 г. ежемесячно выходит газ. «Свет Православия» (тираж 8 тыс. экз.), с апр. 1999 г. издается бюллетень отдела религ. обрядов и катехизации «Хоругвь» (тираж 1000 экз.), в эфир выходит 30-минутная телепрограмма «Православный календарь». С 1992 г. при Покровском кафедральном соборе еженедельно проводятся катехизические беседы. При Успенском соборе Астраханского кремля и Михаило-Архангельской церкви г. Ахтубинска действуют 2-годичные курсы по подготовке катехизаторов из мирян. Свыше 700 чел. посещают 17 воскресных школ. Книжный фонд приходских б-к насчитывает более 7 тыс. томов.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Филарет (Гумилевский Димитрий Григорьевич; 1805–1866), архиепископ, церковный историк. Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867), святитель, митрополит. В 1817 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1819 г. архиепископ Тверской. С 1820 г. архиепископ Ярославский, с 1821 г. архиепископ Московский. С 1826 г. митрополит Московский и Коломенский. Святитель Филарет занимался переводом текстов Священного Писания на русский язык, составил краткий и пространный православные катехизисы. Филарет (Линчевский Андрей Константинович; 1873–1941), архиепископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Черкасского и Чигиринского, викария Киевской епархии. Арестован в 1923 г., сослан в Уральскую обл. С 1932 г. архиепископ Винницкий. С 1933 г. архиепископ Уманский, викарий Киевской епархии; с 1934 г. архиепископ Волынский и Житомирский. Умер в заключении. Филарет (Раменский Феодосий Евграфович; 1880–1937), епископ. В 1921 г. хиротонисан во епископа Бобруйского, викария Минской епархии. До ареста в 1937 г. служил в различных храмах Минской епархии. Расстрелян. Филарет (Яценко Лаврентий Тарасович; 1864–1951), обновленческий «митрополит». С 1914 г. наместник Симонова монастыря в Москве. С 1922 г. в обновленческом расколе. В 1924 г. хиротонисан в обновленческого «епископа Ахтырского, викария Харьковской епархии», занимал ряд обновленческих кафедр. С 1943 г. обновленческий «митрополит». Скончался в расколе. Филипп (Гумилевский Сергей Николаевич; 1877–1936), архиепископ. В 1920 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Арестован в 1923 г., был в заключении и ссылке. С 1927 г. архиепископ Звенигородский, временно управляющий Московской епархией. С 1927 г. член Временного Патриаршего Св. Синода при митрополите Сергии (Страгородском) . В 1931–1934 гг. находился в заключении в лагере. С 1936 г. архиепископ Владимирский. Арестован в 1936 г. Умер в Ивановской тюрьме. Филипп (Перов; 1877–?), архиепископ. В 1920 г. хиротонисан во епископа Валуйского, викария Воронежской епархии. С 1923 г. епископ Нижне-Ломовский, временно управляющий Пензенской епархией. С 1927 г. епископ Пензенский. Арестован в 1927 г., сослан. С 1929 г. епископ Саранский. С 1934 г. архиепископ Саранский. С 1937 г. архиепископ Сталинградский и Астраханский. Дальнейшая судьба неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Русская Православная Церковь ХХ век 29 марта Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский 1918 год – Комиссия Поместного Собора, образованная 26 марта, в полном составе приступила к работе. Было решено: немедленно напечатать список пострадавших от гонений; каждый новый случай обнародовать на соборных заседаниях и за пределами Собора; образовать статистическую комиссию для сбора сведений о жертвах гонений. Кроме того, предполагалось выработать способ увековечения памяти убитых гонителями и способы помощи уцелевшим жертвам гонений и родственникам убитых. Епархиальные архиереи были оповещены о необходимости присылать в комиссию сообщения обо всех пострадавших, обо всех фактах насилия с особо составленными по этому случаю актами. Священномученик Леонтий (Вимпфен), епископ Енотаевский На втором заседании комиссии о гонениях на Православную Церковь было принято решение «обратиться к Святейшему Патриарху с просьбой о том, чтобы Его Святейшество, в случае ареста гонимых за Церковь, относился об освобождении их и впредь непосредственно к советской власти, по распоряжению которой проведены аресты». Всего же только на 29 марта комиссия насчитала 38 случаев насилия властей по отношению к членам Церкви. 1968 год – Скончался митрополит Иоанн (Соколов), один из ближайших сподвижников патриархов Сергия и Алексия, экзарх Украины в послевоенные годы. 1972 год – Неделя Крестопоклонная Великого поста – А. И. Солженицын направил письмо Святейшему Патриарху Пимену. Это письмо (по времени написания получившее название Великопостного) было реакцией писателя на Рождественское послание предстоятеля Русской Церкви к пастве (прежде всего — к русским эмигрантам). Патриарх обратился к русским людям, находившимся в рассеянии, с призывом воспитывать в своих детях наряду с любовью к Родине любовь к Матери-Церкви. Солженицын писал о бедственном, бесправном положении Церкви в родном Отечестве: «На каждый действующий храм — двадцать в запустении и осквернении… О колокольном звоне мы уже и спрашивать не смеем… Даже Евангелия у нас нигде не достать, даже Евангелие везут к нам из-за границы…» Все верно было в этом письме, получившем широкое хождение в Советском Союзе и за его пределами, многократно озвученном зарубежными радиостанциями. Но сам тон письма свидетельствовал об отстраненности автора от бед и тягот Русской Церкви. Прочитав это послание, патриарх с горечью произнес: «Побывать бы ему в моих башмаках только пару дней… Но пусть пишет!» 1995 год – Сторонники Украинской Православной Церкви «киевского патриархата» захватили Свято-Троицкий храм (Тернопольская обл.). Беззаконные действия сопровождались оскорблениями, физическим насилием, избиением верующих дубинками.   29 марта 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5401.html

Елисарова и П. Андреева, от казни пугачёвским «фельдмаршалом» яицким казаком Ф. Чумаковым. О чуде исцеления пензенского губернатора тайного советника Ф. Л. Вигеля (когда у него уже начиналась предсмертная икота) рассказала прот. Иакову Бурлуцкому его дочь, 80-летняя Е. Ф. Вигель. По благословению еп. Пензенского Гаия (Такаова; впосл. архиепископ Астраханский и Ставропольский) в дом по просьбе жены больного тайной советницы М. П. Вигель крестным ходом при колокольном звоне из Спасского собора была принесена К. П. и. После освящения воды смоченную повязку положили на голову больного. Проснувшись, он попросил чая и благодарил Царицу Небесную за облегчение, а вскоре выздоровел. В благодарность за исцеление М. П. Вигель сделала на К. П. и. серебряный позолоченный оклад с бриллиантами. На посаде в Пензе, на правом берегу р. Пензы, близ 1-го деревянного моста, видимо, уже во 2-й пол. XVII в. существовал деревянный храм в честь Казанской иконы. В 1703 г. по челобитью пензенцев он был выстроен заново, в 1757 г., после пожара, заменен каменным (типа восьмерик на четверике), трапезная и колокольня его перестроены во 2-й пол. XIX в. (разрушен в 30-х гг. XX в.) ( Кашаев П. В. Правосл. храмы Пензы. Пенза, 1994. С. 11-12). При Казанском храме существовала самая старая в Пензе богадельня для вдов и сирот духовного звания. Ныне К. П. и. является символом Пензы. На медали, посвященной 200-летию Пензенской епархии (основана в 1799), на одной стороне помещено изображение Спасского кафедрального собора, на другой - К. П. и. По указу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование К. П. и. в 2004 г. было определено внести в общецерковный календарь (в календаре РПЦ МП упоминание о К. П. и. под 8/21 июля появилось в 2006, с 2012 указано также празд. иконе 4/17 авг.). Арх.: Бурлуцкий И., прот. О святых иконах, пользующихся особым чествованием народа. 2. Чудотворная икона Божией Матери Казанския в Пензенском Кафедральном Соборе: Ркп.//ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 2255. Лит.: [Казанский П.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Чудеса от Заоникиевской иконы Пресвятой Богородицы и от мощей прп. Иосифа не прекращались до последнего времени. •  Преподобный родился в д. Обухове, в то время входившей в состав Кубенской волости (ныне Вологодский р-н Вологодской обл.).   •  Явление иконы Божией Матери произошло в окрестностях д. Лусниково 23 июня 1588 г. Место это с давних времен называлось по имени разбойничего атамана, ранее обитавшего там, расположено оно в 14 верстах к северу от Вологды.   •  Обитель, основанная на месте явления иконы, называлась Заоникиева Владимирская Богородицкая пустынь. Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец (+ 1612) Память его празднуется 17 февр. в день преставления, 12 мая в день прославления и 5 окт. вместе с Собором пяти московских святителей и всея России чудотворцев После свержения татарского ига (1480) и падения Золотой Орды на Волге образовались небольшие ханства: Казанское и Астраханское. Оттуда татары совершали набеги на Русь, грабили и уводили пленных. Будущий Патриарх всея России Ермоген (Гермоген) родился в Казани в 1530 г. и был наречен во святом Крещении Ермолаем. Отец его принадлежал к тем отважным русским людям, которые не боялись селиться в этом разбойничьем гнезде. Детство и юность будущего Первосвятителя земли Русской прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру (память его 24 янв.). Когда Ермолай был уже взрослым, татары замучили двух его новокрещеных сограждан-татар — Петра и Стефана (память их 24 марта). На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленных. Наконец в 1552 г. царь Иоанн Васильевич IV завоевал Казань. Тогда только смогло облегченно вздохнуть христианское население Казани. Была учреждена Казанская епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями своего родного города: это был казанский первосвятитель архиепископ Гурий, кроткий молитвенник и ревностный проповедник-радетель просвещения (память его 4 окт.); помощником его был, во-первых, архимандрит Герман (память его б нояб.), преемник его по кафедре, известный своей просвещенностью и неустрашимостью. Друг и заступник священномученика Филиппа, митрополита Московского, он и сам стал священномучеником, будучи зарублен за него опричниками 6 ноября 1568 г. Будущий Патриарх Ермоген, положивший душу свою за землю Русскую, был его учеником: он окончил школу в Зилантьевом монастыре, основанном архимандритом Германом, и всегда называл его своим «учителем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Синода и была рекомендована для применения всем архиереям. За время архиерейского служения Г. число правосл. приходов в Среднеазиатской епархии возросло с 39 до 66; были организованы свечная, пошивочная и иконописная мастерские, приобретен архиерейский дом. Удалось построить неск. храмов и молитвенных домов, в т. ч. деревянный храм архистратига Михаила в Красноводске (ныне Туркменбаши) в 1947 г. Особым событием стало сооружение каменного Воскресенского собора в г. Фрунзе (ныне Бишкек) в 1952 г. По благословению Г. Сергиевский храм Ферганы был украшен 3-ярусным иконостасом - уменьшенной копией иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Епархиальным управлением издавались машинописные выпуски «Информации по Среднеазиатской епархии», рассылавшиеся по приходам. В 1949 г. власти запретили это издание; не разрешили открыть в епархии богословско-пастырские курсы, для к-рых Г. подобрал преподавательский состав. Г. был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии РПЦ и совещания Глав и представителей автокефальных правосл. Церквей в Москве в июле 1948 г., на к-ром он выступил с докладом об англикан. священстве. 25 февр. 1952 г. Г. возведен в сан архиепископа. С 22 янв. 1953 г. архиепископ Саратовский и Сталинградский с временным поручением ему управления Астраханской епархией. С 4 июня 1953 г. епископ Саратовский и Вольский. 8 февр. 1954 г. в связи с образованием Балашовской обл. титул изменен на «епископ Саратовский и Балашовский». Оказывал большое внимание Саратовской ДС. В 1954 г., в праздник Трех святителей, устроил в Троицком кафедральном соборе Саратова торжественное богослужение с привлечением преподавателей и воспитанников семинарии в целях сближения верующего народа и духовной школы. С 31 июля 1954 г. архиепископ Черниговский и Нежинский. С 17 окт. 1955 г. архиепископ Днепропетровский и Запорожский. Под непосредственным рук. Г. была проведена реставрация стенописи Троицкого кафедрального собора Днепропетровска. В период пребывания Г. на Днепропетровской кафедре началось новое наступление на Церковь, инициированное Н.

http://pravenc.ru/text/168372.html

9 . Каменский Успенский женский монастырь. – Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1863. – 19 с. – Отт. Из: Прибавл. К Черниг. Епарх. Изв. – 1862. – 10 . Кафедральные черниговские монастыри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский: С прил. Нескольких неизд. Соч.св. Димитрия и многих граммат. – [Чернигов, 1861]. – 178 с, 1 л. ил. 11 . К биографии Черниговского архиепископа Антония//Тр. Киев Духов. Акад., 1862. 12 . Козелецкий Георгиевский монастырь:[Описание]. – Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1862. – 36 с. – Загл. Обл.: Козелецкий Георгиевский третьеклассный мужской монастырь. 13 . Краткое историческое описание Рыхловской пустыни. – Чернигов: Губ. Тип., 1873. – 88 с. – Извлеч. Из: Историко-стат. Описание Черниг. Епархии. – Чернигов, 1872. – Кн. 3. То же. – 2-е изд. – Чернигов: Зем. Тип., 1879. – 87 с. То же. – 3-е изд. – Одесса: Тип. Фесенко, 1891. – 83 с. 14 . Крупицкий Батуринский третьеклассный мужской монастырь св. Николая: Краткий исторический очерк. – Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1862. – 44 с. – Извлеч. Из: Черниг. Епарх. Изв. 15 . Максаковский женский Спасский монастырь. – Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1864. – 26 с. Извлеч. Из: Черниг. Епарх. Изв. – 1864. 16 . Материалы для истории Астраханской епархии: (Из «Обзора русской духовной литературы» архиепископа Филарета). – Астрахань: Тип. Рослякова, аренд. Егоровым, 1898. – 9 с. – Отд. Отт. Из: Астрах, епарх. Ведомости. – 1898. – 17 . Несколько слов о книге «Стоглав»//Москвитянин. – 1849. 18 . Общий обзор Черниговской епархии. – Чернигов, 1861. – 134 с. 19 . Описание Гамалеевского Харлампиева монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 36 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 4. 20 . Описание Глуховского Петропавловского монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 10 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 3. 21 . Описание Думницкого Богородичного монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 18 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010