Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ И ТАТАРСТАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена в янв. 1555 г. с названием Казанская и Свияжская, с мая 1589 г. Казанская и Астраханская, с 1602 г. Казанская и Свияжская, с 1682 г. Казанская и Болгарская, с 1686 г. Казанская и Свияжская, с 1785 г. Казанская и Симбирская, с 1832 г. Казанская и Свияжская, с 1942 г. Казанская, с 1945 г. Казанская и Татарская, с 1948 г. Казанская и Свияжская, с 1949 г. Казанская и Чистопольская, с 1957 г. Казанская и Марийская, с 11 июня 1993 г. епархия имеет современное название. Территория - в границах Республики Татарстан . Кафедральный город - Казань, кафедральные соборы - Никольский и Петропавловский в Казани. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Наконечный). К нач. 2012 г. в епархии насчитывалось 292 прихода (из них ок. 50 общин без постоянных священнослужителей), 7 муж. и 2 жен. монастыря, в клире епархии состояли 328 священников, 69 диаконов. Решением Свящ. Синода от 6 июня 2012 г. К. и Т. е. преобразована в Татарстанскую митрополию, включающую Казанскую епархию (запад. районы Республики Татарстан), Чистопольскую и Альметьевскую епархии (вост. районы Республики Татарстан). Территория При создании епархия включала территорию Казанского ханства и окрестные районы, завоеванные рус. войсками. Официально в Казанскую епархию входила также Вятская земля, но фактически вятскими приходами до создания в 1657 г. Вятской епархии (см. Вятская и Слободская епархия ) управляли Московские митрополиты (позже патриархи); юж. районы современных Кировской обл. и Удмуртии , не входящие в историческую Вятскую землю,- Яранск, Уржум, Малмыж, слобода Кукарка (ныне г. Советск), Сарапул - находились под управлением Казанских архиереев. В 1556 г., после завоевания Астрахани, в Казанскую епархию вошли земли Ср. и Н. Поволжья, во 2-й пол. XVI - нач. XVII в.- территория совр. Башкирии, Юж. Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 г. были отделены земли Н. Поволжья (см. Астраханская и Енотаевская епархия ), в 1620 г.- Сибирь (см. Тобольская и Тюменская епархия ).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В кон. 1923 г. архиеп. Фаддей, вернувшись из заключения, приехал в Астрахань. К 1924 г. в его подчинении находилось всего 10 храмов, остальные были в руках обновленцев. Пустующие обновленческие храмы власти начали закрывать и сносить. Соборным храмом архиеп. Фаддея стала ц. во имя св. равноап. кн. Владимира, Покровская ц. была крестовой. Владыка оказывал на верующих в это трудное время огромное нравственное влияние, участвовал в проводившихся в Астрахани в 1924-1925 гг. публичных диспутах на тему «Есть ли Бог?». После ссылки в нояб. 1926 г. архиеп. Фаддея в г. Кузнецк Саратовской обл. Астраханской епархией временно управлял Енотаевский еп. Стефан (Гнедовский). В 1928 г. на кафедру был назначен вернувшийся из обновленчества Смоленский еп. Филипп (Ставицкий) , в следующем году возведенный в сан архиепископа. 13 сент. 1929 г. архиеп. Филипп и 5 астраханских священнослужителей были арестованы по обвинению в контрреволюционном заговоре и в марте 1930 г. сосланы. В 1929-1931 гг. епархией временно управлял Вольский еп. Андрей (Комаров) , объявивший войну «фаддеевщине» и «филипповщине» и прекративший возношение за богослужением имени правящего архиеп. Филиппа. Действия еп. Андрея вызывали протесты со стороны верующих, неск. раз не допускавших архиерея в храмы, архиеп. Филипп запретил еп. Андрею служить в Астраханской епархии. С сент. 1930 по февр. 1931 г., когда еп. Андрей находился под арестом, епархией управлял Енотаевский еп. Алексий (Орлов) . В 1933 г. Андрей (Комаров) был назначен еп. Астраханским, в 1934 г. возведен в сан архиепископа. В 1935 г. он был обвинен в злостной неуплате налогов и приговорен к штрафу, после суда архиепископ устранился от управления епархией и вскоре уволился на покой. Астраханская кафедра осталась вдовствующей. В 30-х гг. XX в. в Астрахани были снесены: старый собор Рождества Богородицы, церкви Воздвиженская, Смоленская, Троицкая, в честь сошествия Св. Духа, во имя св. Афанасия Афонского, единоверческая Вознесенская, Никольская, ц. в Спасо-Преображенском мон-ре, колокольня в Благовещенском мон-ре. Снесено неск. глав и колокольня Казанской ц., Знаменская ц. переделана под хлебозавод, ц. во имя свт. Николая Гостинского - под архив, в ц. Павла Исповедника разместился народный суд, архиерейский дом в кремле с 30-х гг. XX в. использовался как Дом офицеров, с колокольни кремля в 1934 г. был снят крест.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Особое значение в русско-татарские отношениях имели коломенские земли. Ими щедро наделяли служилых татар из Москвы. Коломна, находившаяся на пересечении важных путей, связывала московские земли с восточными и южными, откуда в Коломну прибывали мигранты. Город с 1300 г. входил в состав Московского княжества, следы пребывания здесь татар отмечены с XIV столетия. В кон. XIV в. в источниках упоминается коломенский посол, который от лица хана Золотой Орды мог распоряжаться Коломной. Акад. С. Б. Веселовский писал, что потомки золотоордынского бека Секиз-бея Серкизовы (Черкизовы) имели ок. 10 владений в историческом р-не Москвы Черкизово; было у них и «второе крупное владение» под Коломной - селения Черкизово, Мячково (ныне села Коломенского городского окр.) и Старков погост (ныне не существует, находился на территории Коломенского городского окр.). В сер. XV в. Звенигород был пожалован царевичу Касиму, старшему сыну хана Улу-Мухаммеда, основателя Казанского ханства. Впосл. Касиму был предоставлен др. удел - Городец Мещерский, ставший столицей Касимовского ханства под названием Касимов (ныне в Рязанской обл.). Звенигородом же в течение почти полутора веков владели казанские ханы (братья Мухаммед-Эмин и Абдул-Латиф, последний казанский хан Ядыгар-Мухаммед), астраханский хан Дервиш-Али и астраханский царевич Муртаза-Али, а также др. представители знатных татар. родов. В Звенигороде находился деревянный дворец татар. правителей. Надгробные камни и надписи на араб. языке, в т. ч. с изречениями из Корана, были найдены на кладбище около Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мужского монастыря . Кроме Звенигорода служилые татары получили «на кормление» и др. подмосковные уделы: Серпухов, Каширу, Хотунь (город ныне не существует, находился на территории Ступинского р-на). В них были татар. слободы, что предполагало наличие молельных домов или помещений. На территории современных Звенигорода, Каширы, Клина, Рузы, Серпухова, Талдома, Яхромы, а также в Сурожике (ныне не существует, находился на территории городского окр. Истра) и в Хотуни жили «кормовые» Чингисиды или содержались опальные. Среди них были как сохранившие верность исламу, так и перешедшие в Православие. Имена этих Чингисидов, как и др. имена мусульм. происхождения, фигурируют в писцовых и разрядных книгах Московского у. Нек-рые из них числились владельцами имений и усадеб, др. состояли на гарнизонной службе в городах Юж. Подмосковья, к-рые было необходимо защищать от набегов крымских татар.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

1800 г. перевел из саратовского в честь Преображения Господня мон-ря в К. м. игум. Сергия, к-рый принял нек-рые меры для лучшей организации монастырской жизни: казначею мон. Борису предписывалось, «чтобы в церкви наблюдать благопристойность; шумства и прочие беспорядки в монастыре и келиях запрещать; без ведома настоятеля чтобы никто из монастыря не отлучался, как то изображено в прибавлении к регламенту… о караульщиках, замках у ворот и калиток, о приходо-расходных книгах иметь попечение» ( Попов. 1904. 12. С. 220). 20 нояб. 1808 г. временно управляющим К. м. был вновь назначен прот. С. Петриев. В 1816 г. настоятелем стал соборный свящ. Георгий Мурадханов, кизлярский грузин, к-рый «заботился о сбережении монастырских местностей, особенно рыболовных вод», однако «что улучшено или устроено вновь по обители, того из дел не видно и не дошло по преданиям» ( Он же. 1905. 9. С. 149-150). В 1820 г., после смерти свящ. Г. Мурадханова, Кизлярское духовное правление обнаружило растрату монастырского имущества. В нояб. 1820 г. К. м. возглавил иером. Серафим, вскоре переведенный обратно в Астрахань и «оставивший церковь в развалинах, а монастырь без денег» (Там же. С. 151). В 1821 г. архиеп. Астраханский и Кавказский Авраам (Шумилин) назначил настоятелем иером. Аарона, а в 1822 г. ходатайствовал о прекращении процесса закрытия мон-ря, в к-ром проживали 5 насельников. В 1825-1826 гг. иером. Аарон возглавлял Комитет кизлярского библейского сотоварищества, в нач. марта 1827 г. был переведен в Астрахань на должность эконома архиерейского дома и строителя Покровского мон-ря. 14 марта 1827 г. архиеп. Астраханский и Кавказский Павел (Саббатовский) утвердил настоятелем (1827-1843) игум. Вениамина. В июне настоятель прибыл в Кизляр вместе с иеромонахом Болдинского мон-ря Германом, к-рый исполнял обязанности эконома и казначея. В 1829 г., после учреждения Новочеркасской епархии (в ее состав вошли Кавказская обл. и земли Черноморского войска), К. м. находился под управлением еп. Новочеркасского и Георгиевского Афанасия (Телятева) .

http://pravenc.ru/text/1684592.html

К постройкам кон. XVII в., в композицию к-рых были включены Г., относятся традиц. кубические многоапсидные 4-столпные 5-главые храмы на невысоких подклетах - Успенский собор в Рязани (1693-1699, зодчий Я. Г. Бухвостов) и возведенный по его образцу Успенский собор в Астрахани (1698-1710, зодчий Д. М. Мякишев). Г. окружают храмы со всех сторон, расположены на галереях (в рязанском соборе - крытой, в астраханском - открытой, с широкими арками, с гирьками в каждом проеме). Лестницы, ведущие на Г., расположены в обоих храмах с запада, однако в астраханском соборе Г. через площадку лестниц соединено с лобным местом. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Башнеобразные и ярусные постройки кон. XVII в. типа восьмерик на четверике с центрическим 4-лепестковым планом имели Г., окружавшие храмы со всех сторон и часто повторявшие сложную форму его плана. В этих постройках Г. в случае возведения храма на подклете (ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях в Москве, 1690-1694) возвышались на аркадах или располагались на уровне 1-го яруса в виде открытого обхода (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в пос. Дубровицы Подольского р-на Московской обл., 1690-1704; ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Уборы под Москвой, 1694-1697, зодчий Бухвостов). Парапеты церквей в Филях и в Уборах украшают ширинки, парапет дубровицкой церкви - резные орнаменты. Лестницы и крыльца располагаются с 3 сторон (кроме вост.); исключение составляет церковь в Дубровицах, имеющая лестничные марши с 4 сторон, в т. ч. с алтарной. Ярусные храмы типа восьмерик на четверике иногда включались в продольную композицию, образованную четвериком и близкими по размерам и оформлению алтарной частью и притвором (ц. Св. Троицы в Троице-Лыкове, ныне в Москве, 1690-1696, зодчий Бухвостов; ц. Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве, 1697-1705, не сохр.). Церковь в Троице-Лыкове имеет Г., повторяющее форму плана здания, расположенное на уровне нижнего яруса, с лестницами с 3 сторон. Г., входившее в композицию ц. Успения на Покровке, сходно с Г. храма в Кадашах: оно охватывало здание по периметру, располагалось на уровне 2-го яруса на высоких аркадах; с вост. стороны Г. проходило над помещением нижнего, расположенного в подклете храма, 3 алтарные апсиды к-рого были выведены за пределы как подклета, так и галереи с Г. над ним. Парапет Г. украшали балясины в виде античных амфор.

http://pravenc.ru/text/168281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛМЫК Михаил (Матфей Васильев; 1-я четв. XVIII в., Астраханская губ.- 4.03.1795, старообрядческий Климовский Покровский монастырь в стародубье), один из вождей старообрядцев- беглопоповцев . К. был «природным калмыком» ( И оаннов. 1855. С. 109), служил священником в Астраханской епархии, в Высокогорской Николаевской пуст. при р. Чурке, приписной к астраханскому в честь Преображения Господня монастырю . Пустынь была основана в 1731 г. настоятелем Преображенского монастыря архим. Мефодием (впосл. Астраханский епископ), по-видимому, с миссионерскими целями: здесь принимали крещение калмыки, в 50-х гг. XVIII в. иером. Аарон крестил в Николаевской ц. 248 калмыков. Возможно, здесь же был крещен и К. После смерти жены Гликерии Ивановой К. «полтора года всякое священнослужение исполнял» в келье настоятеля Преображенского мон-ря архим. Мефодия ( Лилеев. 1893. С. 247). 7 сент. 1752 г., будто бы отправившись по делам в Енотаевскую крепость, К., оставив свою ставленую грамоту у архим. Матфея, уехал в Яицкий городок (ныне Уральск, Казахстан), затем на Ветку , где в старообрядческом Покровском мон-ре священноиноком Валерианом был пострижен в монашество с именем Михаил, служил в монастырской Покровской ц. Согласно «Летописи Ветковской церкви», ок. 1763 г. (незадолго до 2-го разорения Ветки) К. поселился в слободе Зыбкой (ныне г. Новозыбков Брянской обл.) в Стародубье ; в 1764 г. К., по его словам, был «близь Окияна-моря по требованию города Архангельского, куда он был призван для исправления тамошних духовных треб» ( Он же. 1895. С. 366). Духовные связи с Архангельском К. укреплял, став строителем Климовского Покровского монастыря, в XVIII в. являвшегося «столицей староверства». В дек. 1765 г. была освящена церковь, перевезенная в Климову слободу (ныне пос. Климово Брянской обл.) с Ветки. Под влиянием Климовского мон-ря находились не только старообрядцы Стародубья, но и Дона, Урала и Сибири. К. имел тысячи духовных детей, в посл. трети XVIII в. старообрядческие священники «по всей России все суть благословления» К. ( Сергий (Юршев). 1860. С. 16). При К. был расширен и украшен Покровский собор, в 1772 г. построена теплая Никольская ц., в 1766-1789 гг. в Покровском монастыре жили почти 700 иноков. К. совершал многочисленные монашеские постриги, по его словам, он постриг в монашество до 6 тыс. чел. К кон. XVIII в. Покровский мон-рь владел 600 дес. земли. В 1779 г. в слободе Зыбкой К. освятил храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1787 г. близ Покровского мон-ря в девичьем мон-ре К. освятил ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Старообрядческие монахи и монахини собирались вместе на праздничные службы, хорошо знали знаменное пение, в т. ч. демественный распев.

http://pravenc.ru/text/1320131.html

В 1885 г. Владикавказское викариатство было преобразовано в епархию в составе Грузинского Экзархата. К ней помимо приходов Сев. Осетии были присоединены русские приходы Терской обл., ранее относившиеся к Кавказской епархии. Новая епархия подчинялась Грузино-Имеретинской синодальной конторе на одинаковых основаниях с проч. епархиями Грузинского Экзархата. 29 июня 1885 г. И. был назначен правящим архиереем с титулом «епископ Владикавказский». При нем число храмов в епархии возросло со 122 до 136, во Владикавказе были выстроены Константино-Еленинская и Свято-Троицкая церкви. И. вместе с экзархом Грузии архиеп. Палладием (Раевым) освятил Троицкую ц. 15 нояб. 1887 г. После создания епархии И. продолжил частые поездки по приходам, причем большее внимание уделял осетинским. Во время визитов, как вспоминали очевидцы, в общении с паствой архиерей был прост и доступен, интересовался местными традициями. Особое внимание он по-прежнему уделял просвещению. 11 окт. 1887 г. была возобновлена деятельность осет. ДУ, открытого теперь в сел. Ардон - географическом центре Осетии. В день открытия И. возглавил крестный ход, отслужил молебен, а затем совершил освящение здания училища в сослужении осетинского духовенства. Церемония проходила при большом стечении народа и в присутствии начальника Терской обл. ген.-лейтенанта А. М. Смекалова, городского головы Владикавказа и др. В сент. 1888 г. имп. Александр III с семьей посетил Владикавказ, И. принял участие в торжествах встречи государя. С именем И. связаны крупные переводческие проекты. В апр. 1860 г. он возглавил комитет, созданный для цензурирования осет. переводов церковных и учебных книг. И. указывал на настоятельную необходимость перевода богослужебных книг на осет. язык. Для переводов использовались азбука и сокращенный параллельный осетинско-рус. катехизис Астраханского архиеп. Гаия (Такаова) , утренние и вечерние молитвы и краткая Свящ. история на осет. языке, составленные экзархами Грузии митр. Феофилактом (Русановым) и архиеп. Моисеем (Богдановым-Платоновым-Антиповым) , а также осет.

http://pravenc.ru/text/578559.html

Могила Ионы Курносого в Комаровском скиту на Керженце. Фотография. Нач. ХХ в. Могила Ионы Курносого в Комаровском скиту на Керженце. Фотография. Нач. ХХ в. Подавление восстаний казаков-старообрядцев на Дону в кон. 80-х гг. XVII в. привело к расширению масштабов бегства последователей «старой веры» на Сев. Кавказ, на земли по рекам Кубани, Куме, Тереку. На Кавказ кроме Досифея ушли в 1688 г. Феодосий с Пафнутием, поселившиеся на землях князя Б. Кабарды Месеуста в урочище Можары. Миграция усилилась в нач. XVIII в., особенно после разгрома в 1706-1708 гг. Астраханского и Булавинского восстаний, выдвигавших лозунги защиты «старой веры». В 1708 г. с Дона на Кубань (а позднее в Турцию) ушел значительный отряд казаков-старообрядцев под рук. И. Некрасова (см. Некрасовцы ). Беглецы с Дона значительно усилили позиции ревнителей «древлего благочестия» также на зап. рубежах России - в Стародубье (совр. Брянская обл.) и на Ветке (совр. Гомельская обл.), где беглопоповщина стала играть ведущую роль. В стародубских слободах, удобно расположенных для торговли, старообрядцы появились очень рано и в немалой степени способствовали экономическому процветанию региона. Первый известный руководитель тамошних старообрядцев бывш. священник московской ц. Всех святых на Кулишках Кузьма пришел на Ветку вместе с 20 своими духовными детьми скорее всего в кон. 70-х гг. XVII в. (не в кон. 60-х, как указано в нек-рых источниках). Друг Кузьмы сотник Стародубского полка Гавриил Иванович отвел переселенцам мест. Понуровку. Рядом, в слободе Замишево, поселился др. беглый священник - Стефан Иванов, выходец из Белёва. Возможность пользоваться окормлением иереев «дониконовского» поставления привлекала в Стародубье толпы беглецов от репрессий, усиливавшихся в центре страны. В Стародубье быстро выросли богатые торговые слободы последователей «старой веры»: Белый Колодец, Синий Колодец, Шеломы, Замишево. Однако после издания в 1682-1685 гг. указов о возвращении стародубских старообрядцев Кузьма и Стефан перебрались за польск. рубеж, на о-в Ветку на р. Сож, во владения пана Халецкого, куда вскоре тысячами стали переселяться их единоверцы, спасавшиеся от преследований властей и привлекаемые слухами о том, что на Ветке удалось открыть Покровскую ц. со старым антиминсом и с беглыми иереями, не принявшими «новин».

http://pravenc.ru/text/77768.html

Вид на алтарную часть с мозаикой в конхе и иконостас собора Св. Софии в Киеве Вид на алтарную часть с мозаикой в конхе и иконостас собора Св. Софии в Киеве К чудотворному образу во 2-й пол. XIX в. прибегали с молитвой «во всех житейских случаях, а женщины, в особенности киевские, даже римско-католического вероисповедания… во время разрешения от бремени, и многия пред тем просят об отправлении пред сим ликом Богоматери молебна с акафистом» ( Сементовский. 1864. С. 102). По средам перед этим образом в Софийском соборе совершалось чтение Акафиста Покрову Пресв. Богородицы ( Титов. 1910. С. 125). Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. получили распространение иконы Божией Матери «Н. С.», воспроизводящие иконографию мозаичного образа «Оранты» собора Св. Софии Киевской (икона в киоте в боковом нефе Владимирского собора в Киеве). Местночтимая икона «Н. С.» с поясным изображением Божией Матери «Оранты» (нач. ХХ в.) находится в ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Никольского Енотаевского р-на Астраханской обл.; прославилась чудотворениями с 2001 г. Почитаемая икона «Н. С.» с фигурой Божией Матери в сиянии из диагонально расходящихся золотых лучей (XIX в.) в 60-х гг. XX в. появилась в московском храме во имя апостолов Петра и Павла в Лефортове. Во 2-й пол. ХХ в. открываются храмы, освященные в честь иконы Божией Матери «Н. С.»: на хуторе Садки Приморско-Ахтарского р-на Краснодарского края, в дер. Изотино Южского р-на Ивановской обл., в пос. Гаспра городского окр. Ялта. В честь этой иконы освящен жен. мон-рь, открытый в 2002 г. в г. Апшеронске Краснодарского края. Архиеп. Сергий (Спасский) привел «Н. С.» в числе икон Богоматери с неизвестными днями празднования ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 539). В своде чудотворных икон Божией Матери С. И. Снессоревой сообщается, что празднование иконе «Нерушимая Стена» установлено в Неделю всех святых ( Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1898. С. 410-411). Во 2-й пол. ХХ в. написан Акафист Пресв. Богородице пред иконой «Нерушимая Стена» (см. икос 7 - «девять столетий неврежден сохрани»). Тропарь иконе - «Яко нерушимую стену и всемощный покров…».

http://pravenc.ru/text/2565092.html

А. В. Дубаков Иконография Сщмч. Иосиф, митр. Астраханский. Икона. 1958 г. (ц. св. Иоанна Предтечи, Астрахань) Сщмч. Иосиф, митр. Астраханский. Икона. 1958 г. (ц. св. Иоанна Предтечи, Астрахань) И. начала складываться в Астрахани в 10-х гг. XX в., в период подготовки канонизации святителя. Попытка создать иконописный образ святого была предпринята в 1903 г., к торжествам 300-летия Астраханской епархии. Городская дума заказала московскому ювелиру, поставщику имп. двора И. П. Хлебникову икону И. в серебряном позолоченном окладе с эмалями, в киоте, (размер 0,7×1,1), с лампадой, с памятной надписью от Астраханского городского об-ва (ГА Астраханской обл. Ф. 94. Оп. 1. Т. 3. Д. 20416). Однако этот проект не был осуществлен, вместо образа И. была заказана икона Св. Троицы. Очевидно, на иконах воспроизводился живописный портрет святителя из портретной галереи архиерейского дома в Астраханском кремле, к-рая начала формироваться с кон. XVIII в. попечением Платона (Любарского), архиеп. Астраханского и Кавказского ( Марков. 2004. С. 106). На портрете И. был представлен почти поколенно, вполоборота вправо, в саккосе, в омофоре, с палицей, в митре, на груди - панагия и крест; ладонь правой руки раскрыта перед грудью, в левой - архиерейский посох без сулока. И. средних лет, с крупными чертами лица, густыми темными волосами до плеч и окладистой округлой бородой. Иконы такого извода, отличающиеся по рисунку деталей и художественному исполнению, хранятся в Астраханском гос. объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике, в храмах и частных собраниях Астрахани. Поясные или поколенные изображения святителя выполнены в живописной манере темперой или маслом. Поля икон и нимб нередко украшены цветочным орнаментом, имитирующим эмаль, а золотой фон - тиснением или гравировкой по левкасу (напр., 2 иконы 10-х гг. XX в. из Астраханского гос. объединенного историко-архитектурного музея-заповедника). В надписях И. именуется митрополитом Астраханским. Если на иконах нач. XX в. И. изображался, как правило, человеком преклонных лет, с редкой проседью в бороде, то начиная с сер. XX в. и в совр. иконописи - седобородым старцем. Таков его образ на иконе 1958 г. в ц. св. Иоанна Предтечи в Астрахани. Святой представлен в рост с атрибутами, присущими архиерейскому сану (в митре, в омофоре, с посохом, на груди - панагия), однако облачен не в саккос, а в мантию. В 1998 г. была изготовлена новая деревянная резная рака для мощей И., на ее крышке - образ святого в рост. Над ракой, находящейся в нижнем храме Успенского кафедрального собора, тогда же была выполнена роспись со сценой из Жития И., где он изобличает окруживших его изменников. В росписи ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Астрахани (2000-2002) И. включен в композицию с образами Астраханских святых.

http://pravenc.ru/text/578416.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010