было принято постановление, разрешающее старообрядцам и католикам в случае необходимости обращаться в правосл. храмы для совершения над ними таинств (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 266. Л. 118). После встречи представителей старообрядческих согласий с председателем ОВЦС Ленинградским и Новгородским митр. Никодимом (Ротовым) была достигнута договоренность о возможности старообрядцам учиться в духовных школах РПЦ, публиковать материалы в «Журнале Московской Патриархии» и участвовать в церковной миротворческой деятельности. На Поместном Соборе РПЦ 1971 г. в качестве гостей участвовала делегация Новозыбковской архиепископии, в составе к-рой были П., прот. Афанасий Калинин (впосл. Новозыбковский, Московский и всея Руси архиеп. Аристарх ) и протодиак. Гурий Антонов (впосл. Новозыбковский, Московский и всея Руси архиеп. Геннадий ). П. приветствовал решение Собора о снятии клятв на старые обряды (со стороны большинства старообрядческих согласий это постановление встретило сдержанную реакцию). В том же году от Новозыбковской архиепископии отделилась община в с. Скородное 1-е (ныне деревня) Золотухинского р-на Курской обл. под рук. свящ. Моисея Семенихина; община присоединилась к последователям Белокриницкой иерархии . Свящ. Моисей обвинил П. в сотрудничестве с «еретиками-никонианами» и в отступлении от «старой веры», однако истинной причиной отделения стало намерение П. запретить свящ. Моисея в служении за канонический проступок. В 70-х гг. XX в. Новозыбковская архиепископия насчитывала ок. 20 зарегистрированных приходов, некоторое количество общин существовало подпольно. Относительно активная приходская жизнь шла в Брянской обл., в Поволжье и в Грузии. Имелись общины в Дагестане, в Пермской и Астраханской областях, в Краснодарском крае. Связь архиепископии с приходами в Румынии и Болгарии была слабой. В июле 1977 г. П. ушел на покой по состоянию здоровья, поселился в с. Григолети, где жил до кончины, похоронен там же. До сент. 1979 г. архиепископией управлял местоблюститель - Курский еп.

http://pravenc.ru/text/2578493.html

В 1813 г. был освящен новопостроенный Николаевский собор в Мензелинске. Более 30 тыс. р. епископ потратил на обеспечение церквей епархии богослужебными книгами. Архиерей привел в порядок делопроизводство Оренбургской консистории, в 1818 г. провел преобразования в Оренбургской ДС, открыл духовное и приходское уч-ща в Уфе. Еп. Августин рукоположил 216 выпускников семинарии во священники и диаконы. 18 окт. 1817 г. к Оренбургской епархии присоединились земли Уральского казачьего войска, ранее входившие в Казанскую епархию и небольшой частью в Астраханскую епархию (см. Астраханская и Енотаевская епархия ). Все 7 новоприсоединенных церквей были единоверческими (см. Единоверие ). На землях Уральского войска 60% населения были старообрядцами (в Уральской обл., существовавшей в 1868-1920, старообрядцы составляли 43% населения). В юж. уездах Оренбургской губ. (Троицкий и Оренбургский) и в Уральской обл. преобладали поповцы (последователи Белокриницкой иерархии и часовенного согласия ), в сев.-вост. уездах Оренбургской губ. (Челябинский, Троицкий) жили преимущественно беспоповцы . Для староверия на территории Оренбургской епархии был характерен процесс перехода поповцев на беспоповские позиции. В 1826 г. Синод разрешил постройку первой в Оренбургской губ. единоверческой церкви - в с. Сладкие Караси Челябинского у. До ее возведения челябинские единоверцы, проживавшие в 24 деревнях, принадлежали к приходу Спасской ц. в Екатеринбурге Пермской епархии. В 1827 г. еп. Амвросий рукоположил единоверцам священника, в 1828 г. был заложен храм (в 1829 освящен придел во имя вмц. Екатерины, в 1847 освящен главный престол во имя Всемилостивого Спаса). В 1831 г. при церкви был открыт 2-й штат ввиду большого числа прихожан - ок. 2 тыс. только муж. пола. На землях, составлявших территорию Оренбургской епархии, жили киргизы, казахи, нагайбаки, башкиры, чуваши, мордва, татары, калмыки и др. народности. 5 окт. 1824 г. в Уфе открылся комитет Библейского об-ва, среди нерус. народов Юж. Урала началось распространение Евангелия на татар.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛА Никола (Позднев), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан и группа старообрядцев. 1924 г. Фотография. 1924 г. Никола (Позднев), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан и группа старообрядцев. 1924 г. Фотография. 1924 г. (Позднев Петр Алексеевич; 1853, с. Слободка Царёвского у. Астраханской обл., ныне с. Политотдельское Николаевского р-на Волгоградской обл.- 1.09.1934, Москва), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан (см. статьи: Беглопоповцы , Русская древлеправославная церковь (РДЦ)), положивший начало иерархии у беглопоповцев. Из правосл. семьи, отец служил псаломщиком. После обучения в Саратовской ДС Позднев поступил в КазДА, к-рую окончил в 1879 г. со степенью кандидата богословия. В июле 1879 г. был назначен заведующим Самарским городским училищем, с 1882 г. преподавал лат., греч. и татарский языки в Оренбургском ДУ, некоторое время спустя переведен в Самарскую ДС на должность преподавателя логики и философии. В 1886 г. в КазДА состоялась защита магист. дис. Позднева «Дервиши в мусульманском мире». 21 окт. 1887 г. Позднев был назначен смотрителем Пензенского ДУ, с 5 сент. 1894 по 26 дек. 1906 г. являлся ректором Пензенской ДС в сане протоиерея, в 1906 г. во время студенческих волнений на него было совершено покушение. 19 дек. 1906 г. прот. Петр стал настоятелем Свято-Троицкого собора в г. Балашове и благочинным городских церквей. В 1907-1910 гг. он служил в Свято-Вознесенском храме в Саратове, в 1910-1921 гг. являлся настоятелем саратовского кафедрального Александро-Невского собора; с 1910 г. председатель саратовского отдела епархиального училищного совета, Саратовского православного миссионерского об-ва и совета саратовского Ионникиевского епархиального уч-ща, являлся цензором проповедей. Прот. Петр был награжден наперсным крестом из Кабинета Их Императорских Величеств. Овдовев в 1921 г., прот. Петр принял монашеский постриг с именем Николай и 11 июля 1921 г. был рукоположен во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии; вскоре после хиротонии назначен настоятелем саратовского в честь Преображения Господня мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/2565614.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Васильцев Всеволод Степанович; 23.05.1928, с. Мидск Волынского воеводства, Польша (ныне Ровенская обл., Украина) - 21.11.1998, Кировоград, Украина), архиеп. Кировоградский и Александрийский. Из семьи священника. Начальное образование получил в польск. школе. В 1947 г., по окончании школы в с. Тучин, В. поступил в 3-й класс Волынской ДС, в 1949 г.- в МДА, к-рую окончил в 1953 г. со степенью канд. богословия за соч. «Униатство в Юго-Западной Руси за время святительской деятельности Киевского митр. Петра Могилы». В 1953-1957 гг. преподавал НЗ, библейскую историю и церковное пение в Волынской ДС. В 1957 г. являлся регентом хора кафедрального собора г. Петрозаводска, в к-ром служил его отец, в том же году женился. В нояб. 1958 г. Астраханским еп. Сергием (Лариным) был рукоположен во диакона к ц. свт. Николая в г. Камышине Волгоградской обл. 18 окт. 1964 г. еп. Саратовским и Волгоградским Варфоломеем (Гондаровским) рукоположен во священника к Троицкому кафедральному собору Саратова. В 1965 г. назначен настоятелем Духосошественского собора Саратова. На новом месте служения о. Всеволод в короткий срок смог наладить приходскую жизнь, организовал один из лучших в епархии хоров, в этот период раскрылся проповеднический дар буд. архиерея. С сент. 1965 г. благочинный Саратовского округа, в 1967 г. возведен в сан протоиерея. В 1971 г. овдовел. В том же году после публикаций в саратовской прессе, направленных против прот. Всеволода и его отца, о. Всеволод был снят с регистрации и лишен места служения. Стараниями архиеп. Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского) конфликт с властями был улажен, и В. занял место священника Троицкого кафедрального собора Саратова, в 1973-1988 гг. вновь нес послушание благочинного Саратовского округа. В 1988 г. прот. Всеволод был одним из организаторов празднования 1000-летия Крещения Руси в Саратове, в том же году назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора Саратова, в к-ром организовал архиерейский хор.

http://pravenc.ru/text/150701.html

В 20-х - нач. 30-х гг. XX в. существовало обновленческое (см. Обновленчество ) Вольское вик-ство. Власти передали раскольникам Иоанно-Предтеченский собор, Успенскую и Троицкую церкви. 13 окт. 1922 г. обновленческим Вольским «епископом» был назначен Михаил (Постников) , отказавшийся подчиниться обновленческому Саратовскому епархиальному управлению. После него обновленческое вик-ство возглавляли Арсений Покровский (1928-1931, с перерывом), Виктор Путята (1930), Алексий Марков (1931-1932). Борьбу с обновленчеством в В. в. возглавил еп. Петр (Соколов) , назначенный в Вольск в 1923 г. Патриархом св. Тихоном. Во время ссылки еп. Петра в 1924 г. В. в. временно управлял Тульский вик. Новосильский еп. Варлаам (Пикалов) , по-видимому не приезжавший в Вольск. С 1925 г. епископом Вольским являлся Григорий (Козырев) , также временно управлявший Семипалатинской епархией. В 1927 г. еп. Григорий не признал полномочий Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Сергия (Страгородского) , в 1929 г. примирился с митр. Сергием и получил назначение на Новоторжское вик-ство Тверской епархии. С 21 июня 1927 по 8 окт. 1928 г. В. в. управлял еп. Симеон (Михайлов) . В последующее время В. в. возглавляли еп. Андрей (Комаров ; 16 окт. 1928 - 30 сент. 1933, с окт. 1929 жил в Астрахани и управлял Астраханской епархией), Саратовский вик. Камышинский еп. Иоанникий (Попов; 1 окт. 1931 - 7 июля 1933), живший в Саратове. 24 авг. 1933 г. на В. в. был назначен еп. Георгий (Садковский) . Еп. Георгий жил в Вольске, служил в бывш. беглопоповской Успенской ц., к-рая в 1933 г. была передана православным. После ареста еп. Георгия 16 окт. 1935 г. власти закрыли этот последний правосл. храм в городе. С 29 окт. 1935 по 14 апр. 1936 г. Вольским епископом являлся Сергий (Куминский) , по-видимому не приезжавший в Вольск. После перевода еп. Сергия в Ачинск новых назначений на В. в. не последовало. Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. 849 [Вольское духовное правление Саратовского ЕУ, 1782-1863 гг.]; ГА Саратовской обл. Вольский филиал. Ф. 1, 7, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 48.

http://pravenc.ru/text/155204.html

Представляет актуальность кн. «Любителям Слова Божия на славянском наречии» (1890), в к-рой И., демонстрируя незаурядную эрудицию, сопоставляет греч., евр., лат., англ., нем. тексты и переводы отдельных труднопонимаемых слов и выражений Свящ. Писания и уточняет рус. перевод. И. являлся почетным членом КазДА (избран 19 окт., утвержден 15 нояб. 1897 «во внимание к его учено-богословским трудам») и МДА (с 18 сент. 1902 «в уважение его профессорской службы в Академии и ученых трудов по истории Древней Церкви и современных инославных исповеданий и сект»). Награжден набедренником (19 июня 1864), орденами св. Владимира 3-й степени (9 апр. 1889), св. Анны 1-й степени (6 мая 1901), св. Владимира 2-й степени (6 мая 1910). С 26 нояб. 1909 по 23 янв. 1910 г. временно управлял Донской епархией. По докладу Синода имп. св. Николай II указом от 9 апр. 1910 г. утвердил увольнение на покой И. «по преклонности лет и слабости здоровья». Во время прощания И. с донской паствой 2 мая кафедральный прот. Н. В. Кратиров преподнес в дар епископу Аксайскую икону Божией Матери. Согласно прошению, 21 апр. И. был назначен управляющим Покрово-Болдинским мон-рем Астраханской губ. Определением Синода от 4-8 нояб. 1913 г. освобожден от управления обителью «вследствие его просьбы по болезни и слабости сил» и оставлен в числе братии. И. скончался «после продолжительной старческой немощи и болезни». Соборное отпевание 4 мая 1914 г. совершил викарный еп. Царёвский Иннокентий (Кременский) в монастырском соборе. Похоронен в Покровском Болдинском мон-ре, в советское время кладбище уничтожено. Соч.: О христианском девстве//ДЧ. 1864. Т. 2. Июнь. С. 87-129; Речь при сретении в Бозе почившего архипастыря, Высокопреосв. Митр. Филарета в Троицко-Сергиевой Лавре, произнесенная в Троицком соборе 26 нояб. 1867 г.//Моск. вед. 1867. 263, 1 дек.; История св. Вселенских Соборов. М., 1871. Вып. 1; М., 1995п; Из истории религ. сект в Америке. М., 1876-1882. 4 вып.; Жертва истинному Богу, по указаниям Слова Божия. М., 1886. 4 ч.; Опыт объяснения непонятных слов и выражений Славянской Библии: Любителям Слова Божия на славянском наречии. Новочеркасск, 1890 [обл. 1893]; Отпадение Западной Церкви от Восточной. Новочеркасск, 1897 [обл. 1899]; Рационалистическое богословие перед судом Православия//Донские ЕВ. 1899. 3. С. 62-66; 4. С. 79-83; 5. С. 103-108; 6. С. 122-125; 7. С. 152-158; 8. С. 168-171; 9. С. 190-193; 10. С. 212-216; 11. С. 245-249; 12/13. С. 284-287; 14. С. 313-317; 15. С. 335-339; Несправедливая укоризна: [Письмо в редакцию по поводу статьи проф. А. П. Лебедева «О нашем символе веры»]//БВ. 1902. Т. 1. 3. С. 638-640.

http://pravenc.ru/text/469514.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована решением Синода от 26 дек. 2012 г. в пределах Республики Дагестан , Республики Ингушетия и Чеченской Республики, отделена от Владикавказской и Махачкалинской епархии. В тот же день на Махачкалинскую кафедру Синодом был избран клирик Владимирской епархии игум. Варлаам (Пономарёв; 2 янв. 2013 возведен в сан архимандрита, епископская хиротония состоялась 27 янв. того же года). Кафедральные города - Махачкала и Грозный, кафедральные храмы - махачкалинский Успенский собор и грозненская ц. во имя арх. Михаила. Епархия разделена на 6 благочиннических округов: Махачкалинский, Кизлярский, Тарумовский, Грозненский, Наурский, Магасский. К сер. 2016 г. епархия объединяла 52 прихода, действовали 2 мон-ря; в клире состояли 32 священника и 6 диаконов. При ЕУ работают отделы: религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по работе с молодежью, по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, по взаимодействию с казачеством, по тюремному служению, по канонизации святых. Успенский собор в Махачкале. 1905–1906 гг. Фотография. 2015 г. Успенский собор в Махачкале. 1905–1906 гг. Фотография. 2015 г. Земли М. и Г. е. входили в состав Астраханской (1723-1829; см. Астраханская и Енотаевская епархия ), Новочеркасской (1829-1842; см. Донская и Новочеркасская епархия ), Кавказской (1842-1885; см. Ставропольская и Невинномысская епархия ) епархий. 23 апр. 1885 г. Терская обл. была передана из Кавказской во Владикавказскую епархию (см. Владикавказская и Моздокская епархия ) в составе Грузинского Экзархата. В 1894 г. Владикавказская епархия была выведена из подчинения экзарха Грузии, к ней была присоединена Дагестанская обл. После уклонения в 1922 г. Владикавказского еп. Макария (Павлова) вместе с большей частью духовенства епархии в обновленчество правосл. Владикавказская епархия прекратила существование. Немногочисленные правосл. общины окормляли Пятигорские архиереи. В 1943 г. правосл. приходы бывших Терской и Дагестанской областей были включены в состав Ставропольской епархии. В 1998 г. приходы Дагестана были отнесены к Бакинской и Прикаспийской епархии . В 2011 г. территория Дагестана, Чечни и Ингушетии вошла в состав возобновленной Владикавказской епархии, от к-рой в следующем году была отделена М. и Г. е.

http://pravenc.ru/text/2562716.html

Града Астрахани Святыя 454. Святый Феодосий архиепископ Астраханский новый чудотворец преставися в лето 7115 месяца декабря в 18 день Первый архиепископ Астраханский и Терский. У П.М. Строева («Списки Иерархов», стр. 309) помещены следующие сведения о нем: «женился 20 лет. Поставлен в иереи Никандром архиепископом Ростовским. Иереем был 6 лет. По пострижении в монашество сделан игум. Тольгского монастыря тем же Никандром. Поставил церковь каменную. Жил в том монастыре 25 лет. Переведен в Астраханский Троицкий монастырь игуменом по воле царя Феодора Ивановича и патриарха Иова. Построил соборную в Астрахани церковь . В 7110 (1602) хирот. патриархом Иовом в архиереи Астраханские. При Ростриге чуть не убит. Обличал его. Переносил мощи из Углича Димитрия царевича 7114 (1606) 3 июня. Отпущен в Астрахань и на пути в Царицыне, ум. 18 декабря 7115 (1606). Тело стояло в церкви не погребено многое время. В 7116 Ф.И. Шереметев, ехав из Астрахани, привез тело в Казань, где митр. Ефрем похоронил в Спасо-Преображенском монастыре. В 7125 (1617) мощи перенесены в Астрахань». Житие святителя Феодосия представляет несколько любопытных подробностей из истории «смутного» времени. В 1617 году, в Москву приезжал из Астрахани протоиерей с «явленным списком» чудес Феодосия и с просьбой перевезти мощи его из Казани в Астрахань. Житие оканчивается рассказом об этом перенесении (Ключевский, стр. 333). Не канонизирован. 455. Преподобный Отец Кирилл архимандрит Троицкаго монастыря, иже в посаде, преставися в лето 7100 Может быть первый игумен Астраханского Николаевского монастыря, в 1700 году приписанного к Сергиевой Лавре, после упраздненного; настоятельствовал с 1568 до 1575 года (Строев, «Списки Иерарх.», стр. 316). Сведений о жизни его не найдено. Не канонизирован. 456. Преосвященный Иосиф митрополит Астраханский и Терский, иже пострада от русских изменников и казаков Донских Стенки Разина от ясаулов Васки Уса и прочих, сринут с раскату в лето 7170 Хиротонисан в 1663 году из игуменов Троицкого Астраханского монастыря. В 1667 году 1 мая много мучен и сброшен с раската изменниками из шайки Стеньки Разина. Погребен в кафедральном соборе. Не канонизирован (Сергий, III, пр. 3, стр. 64). Страдания его подробно описаны в «Акт. Историч.» IV, 487–490. Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Состоялся I Съезд социальных работников Ахтубинской епархии 20 июня 2019 г. 14:19 12 июня 2019 года в кафедральном соборе в честь Владимирской иконы Божией Матери в городе Ахтубинске (Астраханская обл.) состоялся I Съезд социальных работников Ахтубинской епархии . Организаторами выступили епархиальный отдел по социальному служению и городское сестричество в честь святителя Луки Крымского. В работе приняли участие 50 человек: представители двух сестричеств милосердия, настоятели приходов, помощники настоятелей по социальной работе, сотрудники епархиальных отделов. Съезд начался с Божественной литургии в храме семи отроков Эфесских в Духовно-просветительном центре равноап. кн. Владимира. По завершении богослужения с приветственным словом к собравшимся обратился епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний . Архиерей отметил значение работы сестричеств в благочиниях епархии, рассказал о традициях милосердия и благотворительности в России. В продолжение состоялся просмотр фильма о сестричестве в честь святителя Луки, подготовленный сотрудниками АТВ-Центра. Старшая сестра Людмила Денисова рассказала о предпосылках создания сестричества в городе Ахтубинске, формах социального служения. Особый интерес у присутствующих вызвал рассказ о традиционных благотворительных акциях, которые организуют и проводят сестры милосердия. Л. Денисова также поделилась опытом создания Гуманитарного центра. Руководитель епархиального социального отдела протоиерей Вячеслав Шемякин рассказал о формах и методах социального служения на приходах. Священник обозначил задачи и направления работы, указал основные целевые группы. Далее состоялся живой обмен опытом: задавались вопросы, звучали ответы, рекомендации. Для гостей города — представительниц сестричества из Черного Яра — было организовано посещение часовен архистратига Божия Михаила, святителя Луки и храма архистратига Божия Михаила. В завершение съезда владыка Антоний поблагодарил всех за труды и пожелал сестрам милосердия и всем присутствующим помощи Божией и конструктивной работы. Ахтубинская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Помимо лютеран в Молдавии прочные позиции занимают баптисты (269 общин; в 1991 - 184 общины), Иеговы свидетели (162 общины), адвентисты (151 община; в 1991 - 61 община), пятидесятники (40 общин), харизматы (19 общин), реформированные адвентисты (12 общин), Новоапостольская церковь (10 общин). Имеются немногочисленные группы молокан. Армяно-григорианская Церковь Армянская ц. в Кишинёве. 1803 г. Фотография. Нач. XXI в. Армянская ц. в Кишинёве. 1803 г. Фотография. Нач. XXI в. Первое документальное упоминание об арм. общине в Белгороде (Четатя-Албэ, Аккерман) относится к 1384 г. С XVIII в. армяно-григорианские церкви на молдав. землях состояли в юрисдикции арм. К-польской Патриархии. В 1809 г. княжества Молдавия и Валахия по указу имп. Александра I образовали самостоятельную арм. Молдово-Валахскую и Бессарабскую епархию c центром в Яссах, которую возглавил архиеп. Григор Закарян. В 1816 г. в составе арм. епархии в Бессарабии, которая после 1812 г. стала ограничиваться Бессарабской обл., было 2,65 тыс. прихожан, насчитывалось 5 церквей. К этому времени построены архиерейский дом и 2 храма в Григориополе на левому берегу Днестра. В 10-20-х гг. XIX в. арм. община Бессарабии росла вслед. поощрявшейся царским правительством миграции армян из Османской империи. В 1830 г. в Бессарабии проживали 2850 армян; строились храмы: в с. Бужеровка (1814), в г. Ганчешты (1818) и др. Царским указом от 30 апр. 1830 г. епархия была реорганизована и получила название Ново-Нахичеванская и Бессарабская. От Астраханской епархии были присоединены к Бессарабской кафедре общины Москвы и С.-Петербурга, Малороссии, Новороссии, Крыма. Центром епархии первоначально оставался Кишинёв. В 1862 г. в Бессарабии действовали арм. приходы в Кишинёве, Аккермане, Хотине и Оргееве, на регистрации состояли 20 арм. священнослужителей, насчитывалось 2606 верующих. В Аккермане имелось арм. церковное уч-ще. В 1925 г. в Бессарабии Армяно-григорианская Церковь насчитывала 16 665 верующих и 7 церквей. В наст. время Армянская апостольская Церковь имеет приход в Кишинёве, зарегистрированный 5 дек. 1995 г., к нему относятся ок. 2 тыс. верующих, действуют 2 храма в Кишинёве: Успенский (Сурб-Мариам) в Староармянском предместье и Воскресенский (Сурб-Арутюн), последний был построен в 1904 г., в 1938-2003 гг. принадлежал римо-католикам, в 2003 г. был возвращен арм. общине. Арм. храмы Молдавии подчинены арм. епархии Румынии. Архиереи

http://pravenc.ru/text/1841177.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010